На мой взгляд, сюр выражен лишь моментом перехода от сна к реальности, однако реальность более абсурдна, чем сюрреалистична. Где-то кроется явный проигрыш, возможно, именно в том, что поначалу идет сон, причем очень непривлекательный для читателя, а потом три последующие части никак не удивляют, создавая впечатление 'наращивания жанра'.
Первая часть категорически не понравилась, как изобилием физических отвращений, так и стилистикой - многовато глаголов.
Финал вызвал двоякое мнение. С одной стороны порадовал неожиданностью, с другой - превращает рассказ, скорее, в мистику или фэнтези, включение в эксперимент всех четырех миров считаю ошибочным, сон я бы исключила.
Что понравилось безусловно: образ Карпа Карповича, подан ненавязчиво, очень тонко и с хорошей иронией. А ещё упёртая невозмутимость главного героя. Этакий офисный планктон, стучащий по клавиатуре, а вокруг хоть мир тресни. Никакой разницы...
К сожалению, я не любитель панк-рока и практически не знаю исполнителя, ставшего прототипом героя данного рассказа, поэтому судить с точки зрения соответствия прототипу не получится. Может, это и к лучшему.
Психоделически внутренний мир и окружение панк-рок музыканта показаны , как некое нахождение между сном и реальностью.
Рассказ сочетает жанры сюра и нуара, правда, нуар я люблю более мягко поданный, здесь он откровенно грубоватый, сюр же на грани психоделии.
Идея рассказа, что у каждого свой рай, спорная. С одной стороны, почему бы и нет, с другой - этак и насильники и убийцы могут претендовать на свой рай. Думаю, что тут автором руководило отношение к Сиду - вообще-то, музыкант ничего такого сильно грешного не совершил... Я всё же прочла о нём пару статей.
Финал радует светом, хотя вызывает ощущение какой-то несправедливости, возможно, из-за религиозной составляющей.
Сам рассказ понравился, в нем много интересных образов, но, увы, сюра я здесь не вижу - вряд ли можно назвать сюрреализмом восприятие мира в состоянии белой горячки.
Звуковая составляющая рассказа мне понравилась, но сам рассказ кажется незавершенным, может, следовало чуть продолжить либо выбрать больше текста из полного варианта?
Образами автор владеет мастерски, чуть хуже с языком - например, в первом абзаце слишком много местоимения 'я'.
Есть несомненные находки: Альтер-эхо, в частности. Но особое мерси за зашифровку звуков. Вообще, рассказ произвел неожиданное впечатление: во время чтения казалось, слышишь описываемые звуки , хотя уловить конкретную мелодию не получилось. Но, думаю, что здесь каждому читателю будет слышна 'своя' музыка.
Это жутко не в моём вкусе - слишком откровенен уклон в политику. Но, отдаю должное - знатный сюр. Звонарь замечателен не как конкретный герой, а как собирательный образ.
Хотя сам рассказ понравился. Но это даже не психоделия и не фантастика - скорее, небезынтересные совместные размышления автора и главного героя-изобретателя.
Почти весь текст, кроме последнего абзаца, занимает сон. Поданный мастерски правильно - сумбурно, с калейдоскопичной сменой декораций, с заострением внимания спящего героя на определенных, волнующих его деталях. Но вот как раз именно это и приводит читателя к мысли, что в описываемом сюжете первичным был реал, а сон - следствие событий, отраженных в подсознании героя.
Здесь если и присутствует сюр, то погранично с фэнтези, назвать сюром любой сон я бы не рискнула.
Как эксперимент, неплохо, даже интересно, представляю, сколько ушло времени и авторского труда. Но...
Прошу прощения, набор слов, начинающихся на одну букву, не впечатлил, а, наоборот, привел в ступор непонятия и неприятия.
Сон-то есть, и переход в реал проглядывается, сюр пограничный получается, но в итоге - этакая куча мала с мужиками, женщинами, жопками, иноходцами, Золушками, оттерхаундами и Мягким знаком во главе.
Изобилие сцен и описаний с ярко выраженными физиологическими деталями, шокируют и, признаюсь, вызывают тошноту и желание завершить чтение как можно быстрее.
Категорически не моё.
При этом надо отдать должное - написано всё это мастерски, детали точны и красочны. Автор виртуозно владеет языком. Разумеется - это сюр, хотя и на грани психоделии.
Туплю. Признаюсь: вникнуть в суть сюжета не получается, оглушает поток слов, в том числе мною неупотребляемых и, вообще, незнакомых, и чем глубже в текст, тем этот поток всё более тяжёл.
Сложилось мнение, что здесь больше психоделия, нежели сюр.
Психоделическое фэнтези. Сам по себе созданный автором мир довольно интересен, необычен и содержит достаточно любопытной информативности, в частности, о цвете.
Цветовая гамма хороша, как и многие фразы довольно удачные.
Одно но: сюра я практически не увидела. Думаю, как раз из-за перенасыщения текста фэнтезийным миром.
Сам по себе рассказ... даже не знаю, с одной стороны, не очень приятный, с другой - да, чёрт возьми, таково общество, как бездушный кукольный театр - застывшие лица, закрытые рты, тряпичные писечки, смрад и всё это приправлено сладкой карамелью - я потрясена созданными образами!
Хм... Здесь, пожалуй, сюр в обнимку с реалом и психоделией. Представление жизненной позиции героя как нахождение в некой яме-траншее впечатляет, за что автору респект.
Но... чего-то мне лично не хватает, возможно, мешает уклон в реалистичность антуража, настолько чётко даны описания и образы.
Но рассказ, разумеется, достойный. Включаю в свой топ.
Мои фавориты
Теперь, по прочтении всех рассказов группы Альбедо, хочу назвать своих фаворитов, тех, кто получил от меня наиболее высокие оценки (5 и 4), и кого буду рада увидеть в финальном списке.
Журавель И.А. "Звонарь"
Девиан "Йорогумо"
Чваков Д. "Мебельный салон Мендель"
Za. Н. "Мы фарфоровые куклы и ничего не говорим"
Пасьянский Х. "Impromptu in I major"
Девиан "Оле Лукойе"
Варнава Н. "Яма"
Вот и всё, что я хотела написать о произведениях группы "Альбедо". Возможно, кому-то мои отзывы покажутся не очень приятными, не расстраивайтесь. Главное - у авторов есть ещё по одному произведению, в которые каждый вложил кусочек своей души. А мой обзор - это лишь мнение одного из читателей.