Аннотация: Дидактический комплекс блока уроков для 6-го класса.
Дидактический комплекс
по теме "Лист"
разработан Веденькиной Лидией Николаевной
учителем биологии и химии Муниципального бюджетного
образовательного учреждения "Кузнецовская основная общеобразовательная школа" Новоторъяльского района
Республики Марий Эл
Тематический план
Тема: "Лист"
Раздел: "Растения, 6 класс" (2 часа)
В ходе изучения данной темы поставлены следующие задачи:
1. Образовательные:
a) Сформировать знания о листе, как вегетативном органе растения;
b) Познакомится с особенностями строения и жизнедеятельности листа, как бокового органа побега.
c) Заложить представления об основных функциях листа - фотосинтетической, транспираторной, газообменной;
d) Расширить представление о многообразие видоизменений листа;
e) Заложить понимание с/х значимости листьев культурных растений
2. Развивающие:
a) Научить находить устьица на поверхности листовой пластинки, определять, как они могут располагаться на листе у растений различных местообитаний;
b) Научить выделять главное, сопоставлять, слушать, работать самостоятельно
c) Воспитательные:
a) Продолжить работу по развитию нравственно-эстетического отношения к природе, показывая красоту и неповторимость русской природы, ее значение в духовной жизни людей;
b) Продолжить развитие бережного отношения к растениям, экологического мышления в целом, способствуя активному осмыслению рационального использования растительных ресурсов;
c) Развивать познавательный интерес в изучении растений и растительных сообществ.
Литература для учителя:
Основная:
1) Пономарева И. Н, О. А. Корнилова, В. С, Кучменко. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: методическое пособие / Пономарева И. Н, О. А. Корнилова, В. С, - М., 1999 г.
Дополнительная:
1) Ермошкина А. С. Уроки биологии 6 класс. М.: Просвещение, 1993.
2) Калинова Г. С., A. Н. Мягкова. Методика обучения биологии 6-7 класс. М.: Просвещение, 1989.
3) Настольная книга учителя биологии. Методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя. М.: Астрель, 2007.
4) Пасечник. В. В. Биология, 6 класс. М.: Дрофа, 2002.
2) Детская энциклопедия, т 5 М.: Советская энциклопедия, 1975.
3) Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. Составитель Д. И. Трайтак. М.: МНЕМОЗИНА, 1998.
4) Корчагина В. A.. Ботаника 5-6 класс. М.: Просвещение, 1984.
5) Пасечник В. B. Биология 6 класс. М.: Дрофа, 2002.
6) Пономарева, Корчагина, Кучменко. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для 6 класса общеобразовательной школы. М.: Вента-Графф, 2002.
4. Видоизменения листа. Комбинированный урок: контроль знаний с использованием теста , рассказ с демонстрацией таблиц и гербария (к пункту 1.), выполнение лабораторной работы ( к пункту 2),
4 Значение листа в жизни растения.
1. Синтезирование органических веществ - основная функция листа.
2 Испарение воды листьями
3. Газообмен и фотосинтез
4. Листопад.
5. Дополнительные функции листа. Комбинированный урок: фронтальный и индивидуальный опросы. Показ презентации: Беседа с использование личных наблюдений учащихся (к п. 4.)
Самостоятельная работа
Биологические понятия, встречающиеся в ходе изучения темы
Имеющиеся понятия Новые понятия Перспективное развитие понятий
Клетка
Неблагоприятные условия
Окружающая среда
Хлорофилл
Углекислый газ
Вода
Минеральные соли
Испарение
Передвижение к свету
Устьица
Кислород энергия Теневыносливые (сциофиты)
Гелиофиты
Факультативные гелиофиты
Столбчатая ткань
Губчатая ткань
Узел
Междоузлие
Лист:
-простой лист
-сложный лист
-листовая пластинка
Черешок
Прилистник
Кожица
Губчатый и столбчатый мезофилл
Центральная жилка
Листорасположение:
-очередное, или спиральное
-мутовчатое
Фотосинтез
Усы
-эволюция высших растений
-Понятие об экосистеме, биогеоценозе и растительном сообществе
-Адаптивнай полиморфизм растений к абиотическим условиям среды
Сетчатое, перистое, параллельное и дуговое жилкование
Устьица
Хлоропласты
Кожица,
Межклетник
Устричная щель
Замыкающие клетки
Ситовидные трубки
Сосуды
Ход урока
Этап Содержание
1. Организационный момент - 1,5 мин
Приветствую класс, отмечаю отсутствующих
2. Контроль знаний. - 10 мин. Тестовый контроль знаний по теме предыдущего урока
Раздаю тетради, собранные на прошлом уроке. Раздаю тестовые задания. Время его выполнения - 10 минут.
Тест см. в приложении к уроку.
2. Подготовка к изучению нового материала. Тема урока: Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа.
Задачи урока
1. Лист как боковая часть побега, его строение.
2. Внешнее строение листьев, расположение листьев.
3. Внутреннее строение листа.
4. Изучение нового материала. Запись темы урока на доске и в тетрадях
1. Внешнее строение листьев, их расположение на побеге.
(Рассказ с элементами беседы с использованием рис. 1)
Актуализация знаний в форме беседы:●
● Для чего, как вы думаете, растению нужны листья?
● Какие формы листьев вы знаете, приведите примеры?
● Всегда ли листья на побеге располагаются друг напротив друга? Как еще могут располагаться листья?
Рассказ
● Лист - это боковая часть побега. Выделяют несколько вариантов расположения листа на побеге: очередное, супротивное, мутовчатое
● По внешнему строению различают простые и сложные листья. Простые листья имеют одну листовую пластинку. Сложные листья - на одном черешке с общим основанием располагается несколько листовых пластинок. (Демонстрация гербария).
●В зависимости от того насколько выражен черешок выделяют черешковые и бесчершковые листья. Бесчерешковые листья основанием пластины плотно прилегают к стеблю, обхватывая его. Например, у злаков.
● Жилки представляют поводящая система листа. По расположению жилок выделяют: перистое, параллельное и дуговое жилкование листьев. (Демонстрация гербария - подорожник, дуб, береза, злак).
Запись в тетради
В тетради ребята зарисовывают схематично типы жилкования, подписывают примеры.
2. Внутреннее строение листа
Рассказ
● Лист состоит из тканей, каждая из которых выполняет определенную функцию, выполняющих: покровная - защиты, основная (фотосинтезирующая) - питания, механическая - опоры и проводящая - перенос веществ.
● Покровная ткань состоит из: кожицы - тонкого слоя прозрачных клеток находящегося на самой поверхности листа; устьиц - 2 клетки кожицы, имеющие бобовидную форму и щель между ними, способную закрываться и открываться. Участвуют в транспирации, газообмене. Транспирация - испарение воды растениями.
● Основная (фотосинтезирующая) ткань. Она имеет зеленый цвет и состоит из 2-х слоев - столбчатых клеток (верхний слой) и губчатых клеток (нижний слой). Между ними находятся межклетники. И столбчатые и губчатые клетки имеют хлоропласты. Хлоропласт -пластиды внутри клетки, внутри которых осуществляется фотосинтез.
Фотосинтез - процесс образования органических веществ из неорганических под действием света из углекислого газа и воды.
● Проводящие и механические ткани. Состоят из сосудов, ситовидных трубок и волокон. Волокна придают листу прочность. По сосудам передвигаются органические вещества. По ситовидным трубкам - вода и растворенные в ней минеральные вещества.
По результатам рассказа на доске и в тетрадях учеников заполняется таблица:
Ткани листа
Ткань Из каких клеток состоит Функции
Покровная Кожицы, устьица Защита, транспирация
Основная Столбчатая и губчатая паренхима, межклетники Фотосинтез, запасание
Проводящая Сосуды, ситовидные трубки, волокна Проведение
Лабораторная работа "Строение кожицы листа "
Инструктаж по лабораторной работе:
Оборудование:
1. Микроскоп
2. Препаровальная игла
3. Скальпель
4. Лист элодеи
5. Предметное стекло, покровное секло
Ход работы:
1. Приготовить препарат кожицы листа элодеи: поддеть скальпелем с угла листа верхний слой (пленку), перенести ее на покровное стекло. Капнуть каплю воды, положить предметное стекло.
2. Настроить микроскоп.
3. Зарисовать увиденное в микроскоп, обозначит на рисунке: покровные клетки, замыкающие клетки устьиц, устьичную щель, хлоропласты.
5. Обобщение изученного материала
1. Беседа с учащимися
● Перечислите типы листорасположения и жилкования листа.
● Ткани, формирующие лист, назовите их функции.
2. Выводы: несмотря на внешнее многообразие формы, положения, жилкования листьев их внутреннее устройство практически одинаково.
1. Почки, развивающиеся на междоузлиях, листьях и корнях, называются
2. Почки снаружи покрыты почечными ...
3. В центральной части почки находится зачаточный стебель, а на нем - ...
4 Почку называют зачаточным ...
5. Почки бывают вегетативными и ...
6. Самую верхнюю часть зачаточного побега называют ... нарастания.
7. Из генеративных почек развиваются побеги с ...
III. Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера
правильных суждений.
1. Все зимующие почки развиваются весной.
2. Спящие почки остаются живыми много лет.
3. Пневая поросль дуба, березы, липы развивается из спящих почек.
4. У тополя с сильно обрезанной кроной молодые побеги развиваются весной из
спящих почек.
5. При рубке, поломке или обрезке побегов в рост трогаются боковые почки.
6. Спящие почки сохраняются живыми много лет и развиваются после
повреждения растения.
7. При скашивании трав на лугах и подстригании газонов из почек,
расположенных у основания срезанных побегов, развиваются новые побеги.
8. Если удалить растущую верхушку побега, то развитие побега прекратится.
9. У двулетних трав все почки трогаются в рост в одно лето.
10. Ветвление - это развертывание верхушечных почек.
11. Вегетативная почка состоит из чешуй, зачаточного стебля и зачаточных
листьев.
12. Из спящих почек всегда развиваются (если развиваются) листостебельные
побеги.
13. Придаточные почки развиваются на листьях, корнях и в междоузлиях
побегов.
14. Почечные чешуи - это видоизмененные листья почки.
15. У всех растений почечные чешуи пропитаны смолой.
16. У всех растений почки расположены на побегах поочередно.
17. Цветочные и листовые почки одного и того же растения одинаковы по форме
и размерам.
Тема 2 : "Значение листа в жизни растения."
Задачи:
Образовательные - ознакомится с процессами, протекающими в листе: фотосинтез, транспирация, газообмен, листопад. Понять. какова роль листьев в жизни растения.
Развивающие - познакомиться с особенностями работы с презентацией, продолжить совершенствование умения делать доклады, анализировать.
Воспитательные - понять совершенство и гармоничность организации листа, его значение в жизни растения и человека.
Тип и вид урока: комбинированный урок: фронтальный опрос, доклад ученика, презентация, рассказ учителя с элементами беседы.
Оборудование: подбор иллюстраций на тему "Листопад"
Термины и понятия, используемые при изучении данной темы:
2. Контроль знаний- 5 мин.. Фронтальный опрос. Дать определения терминам, используемым в презентации.
Кожица
Устьица
Транспирация
Хлоропласт
Фотосинтез Сложные и простые листья
Сидячий лист
Сетчатое, перистое, параллельное и дуговое жилкование
Устьица
Хлоропласты
Кожица
Межклетник
Устричная щель
Замыкающие клетки
Ситовидные трубки
Сосуды
3. Подготовка к изучению нового материала Тема сегодняшнего урока - значение листа в жизни растения.
Задачи урока
1. Понять, как происходит испарение с поверхности листа
2. Познакомиться с понятием "фотосинтез".
3. Узнать, как происходит газообмен у растений.
4. Листопад.
5. Рассмотреть видоизменения листа.
2. Изучение новой темы - 30 мин 1 Испарение воды листьями.
Беседа:
• Как вы думаете, как растения спасаются от перегрева?
Рассказ
● Испарение (транспирация) - регулируемая растениями отдача воды в окружающую атмосферу.
Испарение воды листьями обеспечивает взаимосвязь корней и листьев растения. Испарение осуществляется по средствам устьиц.
● Схема процесса испарения (записываю на доске, ученики - в тетради) выглядит так:
Интенсивное освещение - нагрев поверхности листа - всасывание корнями воды - поднятие воды по стеблю - испарение с поверхности листа - охлаждение поверхности листа.
Запись схемы в тетради.
2. Фотосинтез.
Рассказ
● Фотосинтез - создание органических веществ из углекислого газа и воды в хлоропластах под действием солнечного света.
● Вне хлоропластов фотосинтез протекать не может. Схему фотосинтеза можно записать уравнением:
вода + углекислый газ →( свет и хлорофилл)→глюкоза + кислород
Запись уравнения в тетради.
3. Доклад ученика по теме "Листопад"
● Листопад - сезонное явление в жизни растений, связанное с отмиранием и опаданием листовой пластинки в связи с неблагоприятными изменениями во внешней среде.
● Листопад - это выработанное в процессе эволюции приспособление, обеспечивающее удаление ненужных растению веществ
● Листопад обеспечивает сокращение испаряющей поверхности наземных органов в неблагоприятный период года
Беседа
1. У всех ли растений есть листопад?
2. Где наиболее выражен сезон листопада?
4. Видоизменения листа
4.Видоизменения листа
Беседа:
• Как вы думаете, листья всех растений по форме одинаковы?
• Как вы думаете, чем обусловлено видоизменение листьев?
Резюме беседы: в зависимости от условий обитания у растений могут формироваться видоизмененные листья. Так же в некоторых случаях человек может влиять на изменение формы листовой пластины путем селекции (капуста, салат)
Даю задание подготовить на следующий урок доклад по теме "Листопад"
Рассказ
●К видоизменениям листа относят: колючки, усики, ловчие листья, почечные чешуи. В связи с изменениями формы, такие листья выполняют и другие функции, обычным листьям не свойственные. Колючки - механическая защита, защита от транспирации; усики - удержания стебля; ловчие листья - охоты, питания; почечные чешуи - покровная, защитная функции.
● Дополнительные функции листа: вегетативное размножение, запасание питательных веществ и воды.
Заполняем совместно таблицу (с использованием последнего слайда)
Видоизменение Признаки Функции
Усики Удлиненные утонченные удержание
Колючки
Утолщенные, жесткие Защита, уменьшение испарения
Почечные чешуи Орогевевшие Защита
Ловчие листья Клейкие, мясистые, в форме кувшинов, створок Питание
5. Обобщение изученного материала
Обобщающая беседа:
● Основные функции листа: фотосинтез, транспирация газообмен.
● Дополнительные функции (у видоизмененных листьев): защитная, опорная, питания по средствам охоты (у хищных растений), покровная.
Домашнее задание Для всех растений характерно явление листопада.