Weiss Toeden : другие произведения.

Диверсия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Про школьников и симулякры. Расширено по сравнению с /izd/-версией

   - А вон та неоновая фигня похожа на облако!
  
   Он взглянул туда, куда указывал её пухленький пальчик, и рассмеялся:
  
   - И правда. Это, типа, как если бы мы с тобой смотрели на облака и находили там всякие сходства, да?
   - Ты понял отсылку! - она подпрыгнула от восторга, взметнув ярко-розовые крылья плаща, и с размаху хлопнула его по спине.
  
  Даже в изгаженном воздухе города дышалось легко и пьяняще.
  
  Ева смеялась. Встряхивала русой головой и хихикала до упаду, сгибалась пополам - ору, кричу... Она находила смешное во всём, а если нет - достаточно было немного подтолкнуть. Мик пробирался по её ассоциациям, как по трясине: кей-поперы и песни инди-рока переплетались с кричащим котом, да нет, не тем, который с бананом, а который такой "а" - в трудных ситуациях ему приходилось задумчиво подпирать подбородок характерным жестом, что вызывало новую вспышку веселья и одобрительный тычок пальцем. Тоже со значением. Как этот повар, да нет, не тот, а который из фильма...
  
  Трясина. Болото с пузырьками веселящего газа. Затягивает и не отпускает. Он бы сейчас тоже с удовольствием втянулся и оттянулся. Забыл бы про свою цель и просто ржал с ней вместе до боли в рёбрах, распугивая прохожих. Но тогда он никогда не увидит Еву настоящую, Еву-Евридику, пока что невидимую под покровом карнавальных теней.
  
   - Не видела, как шаурмячные переворачивают эмблему Макдака, чтоб, типа, получилась Ш?
   - Лол, реально так делают? Молодцы какие, креативно подошли...
  
  Они и на кассе Макдональдса не остановились: Мик с самым невозмутимым видом потребовал сычуаньский соус и огурцы. Ева прыснула, глядя на него, он - глядя на кассира, пытающегося сохранить лицо и не заржать вместе с клиентами.
  
  Кассир тоже в теме - в системе - в болоте. Вроде Короля-лягушонка. Или вот Ева - она как Царевна-лягушка. До неё не всякая стрела долетит. Нет, пусть Ева будет Спящая царевна в замке среди глухой чащи. Та самая, что всех милее, всех румяней и белее. Он проберётся через хитросплетения шуток и заросли мемасов, не поведётся на заболоть весёлой болтовни, не сдастся, пока не пробудит её от беззаботной эйфории, чтобы поговорить о самом главном.
  
  В ожидании заказа Мик оглядывал сидящих. Цветные диванчики, высокие жёлтые стулья у широкого подоконника - почти всё занято, а где свободно, там сидеть не хочется. В выходной день сюда тянулись и семьи с крикливой малышнёй, и школьники вроде них с Евой, и молодые парочки.
  
   - Можно нам с собой? - попросил Мик погромче, силясь перекричать шум. Кассир вежливо улыбнулся. Не желая гадать, дежурная это улыбка или искренняя, Мик снова отвернулся в зал.
  
  Вот двое на пуфах в уголке, им лет по тридцать, наверное. Смеются. Но не угорают, как они с Евой. Взгляды, жесты - во всём сквозит почти осязаемое тепло и особая близость. Никаких условностей или ужимок.
  
  Эти - спаслись. Нашли.
  
  Кассир шлёпнул бумажные пакеты на стойку. Ева отвлеклась от телефона и спросила:
  
   - Блин, слушай, а ты шаришь за отсылку в первой серии второго сезона "Рика и Морти"? Почему он там сначала кричит: "Бог, помоги", а потом нахер его посылает? Это типа Ницше, или атеизм, или что?
   - Я тебе так даже не скажу, - рассеянно ответил Мик, пробираясь с двумя пакетами через толпу.
   - Вот правильно мы на вынос взяли. Шумно тут, капец. Не пообщаться толком.
  
  От холодного вечернего воздуха защипало в глазах. Ветер хлестал по лицу, приводил в чувство. Отыскав поворот во дворы, они побрели вдоль подъездов, выбирая скамейку поудобнее. Какая-то бабуся, шедшая мимо, неодобрительно пробубнила: шатаются тут без дела, мол.
  
  Но у Мика есть дело. Только внешне это беззаботная прогулка. На самом же деле - путешествие героя в потёмки чужой души.
  
  Наконец, они присели и развернули свой перекус. Над скамейкой через силу разгорался мигающий фонарь. В первый раз за вечер между ними повисла тишина. И только теперь Мик заметил, какой свежий и острый аромат у сегодняшнего ветра. Заметил - и чуть не испугался, как вытащенная из грязной воды жаба. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи... мыслей. Гонишь прочь. Проносишься над головами субботней толпы, и каждый, кто тебя ощутит и поймает, сможет глотнуть свободы. Диверсант ты, ветер.
  
   - Кушой.
   - Нееш подумой, лол...
  
  Такое вот "приятного аппетита" в brand new обёртке. Только вот обёртка несъедобна и не утоляет голод. А что его утоляет? Суть, мякотка. Бургер, бургер, я тебя съем. Пахучий... Интересно, эти котлеты взаправду сначала вымораживают до потери вкуса и запаха, а потом добавляют ароматизаторы, чтобы хоть как-то походило на еду?
  
  Ева принялась жевать картошку, осторожно вытаскивая зубами из пакетика, и выглядело это уморительно, но совсем иначе, чем шутки и отсылки. Резкий фонарный луч заострил её черты и обозначил каждую спутанную прядь блестящих светлых волос. Хотелось поправить их, ну что это, прямо в рот лезут... И тут у Мика в голове что-то щёлкнуло.
  
   - Да, так вот, про "Рика и Морти", - начал он. - Это всё не только ради отсылок снято, понимаешь? Есть ещё что-то, идея между строк. Она там всё склеивает, и на самом деле мы смотрим ради неё, впитываем её, но едва ли это замечаем.
  
  Ева поперхнулась и закашлялась. Мик продолжал:
  
   - Тот эпизод, о котором ты спросила, как раз и выражает эту идею. К какому божеству обращается Рик? Богом для мультяшного героя можно считать сценариста, и мы это раскуриваем благодаря отсылкам и намёкам в других сериях. При этом Рик явно в курсе, что его творец - обычный автор, а мир - только шоу на экране. То есть обычно мультик отсылается только на другие франшизы, а здесь он внезапно тычет нас в собственную картину мира чуваков этих, сценаристов. Видимо, по их мнению самый лучший варик - это просто смотреть окружающую реальность, как кинчик. Так что отсылка, про которую ты спросила - это, так сказать, троянский конь в форме шутки. Отсылка-подрывник. Указывает из мультика на реальность, как её видят сами... Ну, Ройланд, короче, и тот второй. Но можно пойти ещё дальше и сказать, что их видение, в свою очередь - всего лишь отсылочка на вечные вопросы человечества. А потом ещё вдобавок идёт самое-самое первоначальное, откуда эти вопросы взялись. Типа, реальность, как она есть. Но дотуда уже не дойти, если только рассматривать, как одни франшизы указывают на другие.
  
   Он будто перебросил шест через топь и пополз плашмя, осязая неуверенную опору. Разговор наконец-то стал серьёзным.
  
   - Слух, - Ева задумчиво потянула колу через трубочку, - так это что получается, авторы отослались сами на себя? Зациклились?
   - Получается, да, - хмыкнул Мик, запуская руку в остывающую картошку. - Да, действительно, отсылка же всегда на что-то... Есть ещё название такое, ща...
   - Симулякр, - подсказала Ева. - В одном подкасте про эту фигню рассказывали. Это когда символ указывает на другой символ, а тот ещё на что-то надуманное. И никто уже не видит, с чего всё началось.
   - Да-а, вроде наших мемасов. А что поделать, в обществе спектакля живём, - протянул Мик с тоской. И ощутил, что проваливается: морщинка прочертила нахмурившийся лобик Евы. Шагнул не туда. Загрузил. Надо как-то выкрутиться, сманеврировать, сгладить...
  
  - Это, короче, когда ты пальцем на вывеску показываешь, то твой палец - симулякр. Прикол, да?
  - Ой, я вспомнила кое-что в тему, - улыбнулась она. - В "Амели" была такая фраза: "Когда палец указывает на небо, дурак смотрит на палец".
   - Очень хорошо сказано, - поспешно выпалил Мик, боясь, что эта новая спокойная улыбка ускользнёт от него. Он понятия не имел, что за "Амели", но цитата показалась ему веткой, склонившейся над зыбуном. - Вот поэтому мне "Рик и Морти" не особо заходит. В основном там отсылки ради отсылок. Палец ради пальца.
   - А что заходит? Что тебе нравится?
  
   Ну, пан или пропал! Вперёд! Разбудить спящую царевну...
  
   - Мне нравится, когда указывают на самые важные и проникновенные вещи, - сказал Мик, отирая руку салфеткой. - Подбираешь себе что-то вроде бы для развлечения, а оно бьёт тебя под дых и одновременно заставляет дышать полной грудью. Такая себе смысловая диверсия во всеобщий спектакль. В конечном итоге чем запоминаются самые крутые произведения медиа? Они вынуждают нас поднять голову и посмотреть, как в этой твоей фразе, на небо. "Зостовляют задуматься", это иногда называют, но только тут гораздо круче - заставляют проникнуться и пережить. Вот такие творения и становятся классикой. Конечно, может и такое быть, что наши переживания - сами только тень чего-то большего. Вот Ройланда его чувства привели к пониманию, что Бога нет. А некоторые говорят, что Бог есть любовь. Наверное, им где-то удалось найти указатель на это. Символ или человека.
  
   Мик протянул руку и осторожно, кончиками пальцев отвёл взъерошенные пряди со лба Евы.
  
  - А мне удалось найти тебя.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"