|
|
||
О повести в стихах Евгения Баратынского. |
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Хочу сказать несколько слов о повести в стихах "Бал" Евгения Баратынского.
ФАБУЛА 'БАЛА'.
События в повести "Бал" развиваются следующим образом. Главная героиня — красавица Нина. Княгиня. Блистающая в обществе. В неё влюбляются многие молодые люди.
Об её образе жизни по всей Москве идёт дурная слава.
Однажды в обществе появляется Арсений. Приехал издалека. Человек незаурядный:
Нина и Арсений — полюбили друг друга. Но странной любовью. Постоянно выясняют отношения. Причем — так, что искры летят. Их — и тянет друг другу. И — вместе быть не могут. Нина забыла обо всех прежних увлечениях. В душе у неё — только Арсений, и никого другого. Арсения такая любовь пугает. Не может поступиться собственной свободой. Он хмурится. Отдаляется от Нины. Вскоре оказывается, что он любит другую: Ольгу, свою первую юношескую любовь. Из-за которой некоторое время назад стрелялся. Был ранен. Уезжал за границу, на чужбине хотел её забыть. Теперь же их любовь возродилась. Дело идёт к свадьбе. Арсений порывает с Ниной (пишет ей письмо, что всё кончено). Что же Нина? Горько страдает. В качестве последнего средства едет на бал, намереваясь каким-то образом вновь завоевать Арсения (или уязвить соперницу). Но это ей не удаётся. На балу Нине становится дурно. И вскоре она умирает. Повесть заканчивается похоронами главной героини. КОМПОЗИЦОННАЯ СЛОЖНОСТЬ 'БАЛА'. Какие же признаки того, что повесть "Бал" — сложнее, чем описано в фабуле? Вроде бы всё ясно и понятно. Любовный треугольник сложился не в пользу одной из героинь. Она не вынесла. И умерла. Жаль, конечно. Но не она первая, не она последняя.
Так что же указывает на то, что в произведении ещё что-то есть?
Признаков немного. И они еле уловимые. Но, на мой взгляд, они существуют. Во-первых, в последних строчках повести мы узнаём, что "поэт, который завсегда по четвергам у них обедал, ... скропал на смерть её стишки". И кто же это мог бы быть? Кто этот завсегдатай, каждый четверг появляющийся в доме князя и княгини? Отметим ещё странные слова князя, которыми он уговаривает жену, Нину, не предаваться отчаянию, а поехать на бал к князю Петру: "там будут наши молодые, Арсений с Ольгой". Понятно было бы, когда бы Нина думала бы об Арсении: там будет мой Арсений. Но для князя-то, для рогоносца, какой же Арсений наш? А вот если Арсений и есть тот поэт, который постоянно обедает с ними по четвергам, становится понятно, почему князь называет его наш. Вхож в дом. Стал почти членом семьи. Кстати, Нина с Арсением могли встречаться не только по четвергам. Была ещё одна причина, по которой Арсений появлялся в их доме, не опасаясь пересудов. Оказывается, князь заказал ему портрет жены. Арсений — не только поэт, но и — художник. Официально приглашён хозяином дома. Чтобы нарисовать портрет хозяйки. Поэтому они встречаются в доме почти открыто. Не опасаясь, что их кто-то застукает.
Что указывает на то, что Арсений — поэт и художник?
Кто знает цену кисти? Тот, кто сам ей пользуется.
Кроме того, можно вспомнить сцену, в которой Нина задремала на его плече, а Арсений "в думе скрытной... по карточке визитной водил небрежный карандаш".
Другими словами: рисовать он умеет. Из-под карандаша выходит портрет, и Арсений восклицает: "как похож!"
Нина, пробужденная при этом восклицании, не удивляется тому, что Арсений может нарисовать похожий портрет.
Для неё ударом становится то, что этот портрет — не её.
То есть — вполне понятно, что Нина не только знает, что Арсений умеет рисовать, она — явно ожидает то, что Арсений рисует её портрет (и разочаровывается, когда оказывается, тот её обманывает).
Во-вторых, можно заметить странную эмоциональность отдельных строф "Бала". Некоторые строфы, описывающие Нину, черезчур эмоциональны по отношению к ней:
Кто тут автор? Неужели Баратынский? К чему такое демонстративное женоненавистничество? "Кругом её заразы страстной исполнен воздух". Это ж ужас какой-то! "В ней жар упившейся вакханки". Подумать только! А вот, если принять точку зрения, что автор повествования — не Баратынский, а Арсений, что Баратынский передоверил повествование своему главному герою, тогда этот пассаж становится понятным и объяснимым: Арсению нужно представить дело так, что его возлюбленная посягала на его свободу, предъявляла к нему слишком большие требования (а сам он — белый и пушистый).
Или вот:
Ну кому ещё, кроме Арсения, нужно представлять Нину — Медеей?! В этих строчках проявляется слишком сильное эмоциональное состояние их автора. Она ему явно небезразлична. Но и вместе быть они не могут. Во-третьих, можно в тексте можно заметить некоторое однообразие речевых оборотов, которыми пользуется 'автор'.
Например, странное пристрастие к слову 'дышать' в значении 'дышать кем-то' или 'дышать чем-то':
Другим странным пристрастием выступает слово 'судьбина' (автор ещё любит рифмовать Нина — судьбина). Один из примеров уже приведен чуть выше.
Вот другие:
ЗАЧЕМ ТАКАЯ КОМПОЗИЦИЯ. С одной стороны усложнение композиции — дело запутанное и неоправданное. А ну как читатель не догадается о том, что повествователем является главный герой? Зачем тогда автор (Баратынский) тратил время и силы на придумывание всего этого? Напрасные усилия? И что даёт в итоге такое усложнение? Что получает автор (Баратынский) от того, что повествователем становится главный герой? Немало получает. Во-первых, приобретает мощное художественное средство для изображения своего героя. Одно дело — сказать, что герой противоречив, и совсем другое — продемонстрировать эту противоречивость. Потому что слово есть слово. Одного читателя оно пронимает. А другого — не затрагивает. Во-вторых, автор (Баратынский) получает средство дополнительного привлечения внимания к своей повести. Как только читатель понимает, что в тексте содержатся загадки, он заинтересовывается. Читателю уже трудно отложить текст в сторону и не попытаться хотя бы поискать ответы на вопросы, которые у него появились. АРСЕНИЙ, ПОЭТ И ХУДОЖНИК. Итак, после того, как становится понятно, что повествование ведется от лица главного героя, что перед нами — его мемуары, мы можем наблюдать за его игрой. Игра заключается в том, что с одной стороны повествователь пытается скрывать своё авторство, а с другой стороны — он не может не рассказать эту историю. Он пытается этим повествованием облегчить свои переживания. Давняя любовь к Нине, её преждевременная кончина — затрагивают сердце главного героя. И чем дальше, тем больше. Чем больше проходит времени, тем сильнее его переживания. Вполне возможно, что по горячим следам смерть Нины, если и расстроила главного героя, то не сильно. Они уже расстались. Он помнил, чем заканичивались их встречи: постоянными скандалами. Поэтому, полагаю, недолго переживал он смерть бывшей возлюбленной. К тому же рядом была Ольга. Дело двигалось к свадьбе. К новым планам и к новым надеждам. К новому счастью. И что дальше? А дальше, думаю, свадьба состоялась. И думаю, что у героя начались похожие проблемы и с Ольгой. Постоянные скандалы. Упрёки. И головная боль. От подруги-то уйти можно. А как уйдёшь от собственного характера?
Ведь кем он себя считает? Прекраснейшим человеком. Посмотрите, какую характеристику даёт он себе:
"Поражал редким знанием". "Проникал глубоко в сердце".
А как описывает Нину? Медея, хладная Лаиса, упившаяся Вакханка. "Беги её: нет сердца в ней" Замечательный контраст.
Арсений - обречён на скандалы. Они проистекают из его взгляда на мир, при котором себя он считает совершенством,
а своих подруг - склочницами и "упившимися вакханками". Подсознательно считает.
Глядя им в глаза, он этого им не скажет (о том, что они "упившимиеся вакханки"). Будет говорить, об их волшебной любви.
Но подсознательно считает так.
Так что, полагаю, и с Ольгой Арсения ждало — то же самое. Постоянные скандалы. А, может быть, и более худшего свойства, нежели с Ниной.
Так же были бы — размолвки и примерения (тем более, что они уже были между Ольгой и Арсением раньше). И какой из этого вывод? Что с течением времени Арсений — начал идеализировать прежние отношения с Ниной. Боль тех, давних скандалов, уже не разрывало его сердце. Боль давних скандалов притупилась на фоне скандалов настоящих. ОБЫКНОВЕННОЙ РАМОЙ БАЛА. То, что повесть Бал написана спустя многие годы после того, как произошли события, определяется по весьма косвенным признакам. По весьма косвенным.
Вот описание бала:
Наш герой, когда состарился, перешёл в другую категорию людей, приезжающих на бал. Теперь он не столько кружится, сколько — смотрит и наблюдает. И подруга его, состарившаяся Ольга, перешла в другую категорию: сидит среди светских старушек и с тупым вниманием наблюдает, как кружатся молодые дамы. Танцы — это занятие для молодых.
А бывшая любовь, Нина, — осталась молодой. Она осталась такой, какой он её запомнил в последний раз.
На том самом последнем бале, когда с ней случился обморок.
Арсений — художник. У него множество недостатков. Но есть и достоинства. У него цепкий взгляд. Смотрите, какую картинку нарисовал, описывая бал:
"обыкновенной рамой бала". Это описание бала — глазами художника.
Запечатлелась картинка, в которой старушки, сидящие по краям бального зала, выполняют роль рамки, которой обрамляют картины.
Смотрите: она является Арсению, как видение. Является, как живая. Смотрите: те старушки, которые его окружают в нынешней жизни,
его спутницы, состарившаяся Ольга и ее подруги, представляются ему не вполне живыми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Трагедия Арсения — это трагедия человека, который отгоняет от себя давние воспоминания своей жизни и который не может их отогнать.
|
|
13.07.2017 12:00 |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"