ПРЕДИСЛОВИЕ.
В этой заметке продолжается разговор о поэме Пушкина «Граф Нулин», начатый здесь.
В своих заметках, я читаю «Графа Нулина» по порядку и, по ходу чтения, комментирую.
В прошлой заметке я остановился на фрагменте:
к несчастью,
Наталья Павловна совсем
Своей хозяйственною частью
Не занималася; затем,
Что не в отеческом законе
Она воспитана была,
А в благородном пансионе
У эмигрантки Фальбала.
БЛАГОРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Напомню, основные моменты трактовки поэмы, котрые я сформулировал прежде. Итак, завязка поэмы состоит в том, что муж уезжает на охоту, а его жена остаётся дома.
Я говорил о том, что поэма «Граф Нулин» представляет собой — аллегорию, иносказание.
Где муж — это сознание поэта, увлечённое неким замыслом, а охота — это процесс погружения в замысел, работа над произведением (реализация идеи, которая увлекла поэта).
Что такое деревня? Деревня — это аллегория тела человека. Что такое дом? Дом — это аллегория головы человека. Ума. Сознания.
Каким образом муж (сознание) может отправиться на охоту и покинуть дом (вырваться из привычного мира идей) ?
Собственно, так в жизни и происходит, когда мы по-настоящему захвачены чем-то новым, увлекательным и интересным. В этот момент увлечения мы забываем всё остальное.
Некоторые могут забывать про еду, про сон, про вещи, необходимые в другие моменты жизни.
Когда мы чем-то сильно увлечены, сознание будто бы устремляется ввысь. Происходит расщепление сознания. Что-то устремляется наружу, а что-то остаётся дома.
Мы же всё равно люди и не можем выраваться из своей головы совсем. Дома (у нас в голове) остаётся — наша хозяйка. Есть хозяйка, которая следит за порядком у нас в деревне (в нашем теле).
Ранее я говорил, что супруга охотника, Наталья Павловна, — представляет собой аллегорию души человека.
Нужно сделать уточнение. Душа человека — это, действительно, рачительная хозяйка дома. А Наталья Павловна — это не совсем хозяйка.
Кто же она? Наталья Павловна — это отражение души в сознании человека. Звучит немного туманно. Но сейчас поясню.
Душа — это хозяйка в человеческом доме. Есть тело человека. И есть госпожа. Хозяйка нашего тела. Это — душа. И хозяйничает душа в нашем теле, помимо нашего сознания.
Другими словами, многие жизненные (и важные) процессы функционирования тела человека протекают без контроля со стороны сознания.
Сознание осознаёт только крохотную часть того, что вообще происходит в теле, где оно находится. То есть получается, что хозяйка (душа) живёт сама по себе, а сознание — само по себе.
Вместе с тем, у сознания есть какое-то представление о том, что такое дом (место, где оно, сознание, пребывает), у сознания есть какое-то представление о том, что где-то есть душа,
и у сознания есть какие-то представления о свойствах души. Вот эти представления сознания о душе — и есть Наталья Павловна.
Наталья Павловна — это не душа. Наталья Павловна — это представление сознания о душе.
Именно поэтому, говорится, что у хозяйки много занятий, но Наталья Павловна не занимается ими. То есть у героини поэмы еще не сформированы представления
о том, чем нужно заниматься. Героиня поэмы находится на начальном этапе познания: какие-то знания о душе, о себе самой, у неё имеются, но эти знания явялются недостаточными для того,
чтобы принять хозяйство в свои руки, для того, чтобы стать хозяйкою в собственном доме. И мало того, что у неё познания начального уровня, еще говорится о том, познания искажённые, потому что
не в отеческом законе
Она воспитана была,
А в благородном пансионе
У эмигрантки Фальбала.
О чём здесь говорится? Здесь говорится о том, что человек — существо социальное. Как социальное существо, человек воспитывается тем или иным образом,
воспринимает те или иные идеи, господствующие в обществе, о том, как устроен этот мир. А идей о том, как устроен мир, — великое множество.
И таких благородных пансионов, в которых воспитанниц обучают эмигрантки Фальбала, — тоже немало. И вроде бы все эти пансионы разные
(потому что в каждом из них воспитанницам преподают идеи об устройстве мира, принятые в этом пансионе), и, в то же время, все подобные пансионы одинаковые
(потому что пансионы одинаково навязывают воспитанницами некие представления о благородстве).
И выпускается воспитанница из пансиона с представлением: что вы! мне заниматься хозяйством? солить грибы и кормить гусей? нет, нет. Это — не царское дело.
Идём дальше.
ОНА САДИТСЯ У ОКНА.
Итак, что же делает бывшая воспитанница благородного пансиона, у которой муж отправился на охоту?
Она сидит перед окном.
Пред ней открыт четвертый том
Сентиментального романа:
Любовь Элизы и Армана,
Иль переписка двух семей.
Роман классической, старинный,
Отменно длинный, длинный, длинный,
Нравоучительный и чинный,
Без романтических затей.
Во-первых, она садится у окна. Это очень важно! Она — становится наблюдательницей.
Во-вторых, она принимается за чтение. Что такое чтение? Чтение — это процесс познания на основе книг. То есть это процесс познания на основе чужого знания.
Книга может быть — очень замечательной, книга может содержать много интересных мыслей, созвучных мыслям читателя. Но книга содержит — чужое знание.
И от этого не уйти. Книга содержит отражение мыслей, которые пришли в голову другого человека, которые прошли через фильтр чужого сознания, и которые отразились на бумаге,
как конечный результат мыследеятельности другого человека.
В книге содержится не то, к чему человек пришёл самостоятельно. Книга — это важное средство познания мира. Но у неё есть такой принципиальный недостаток:
книга отражает чужое знание, а не своё собственное.
А наблюдение — это собственное знание.
Поэтому наблюдение — это очень важно. Наблюдение — это следующая ступенька на пути познания. Это не знание, сформировавшееся на основе чужих знаний. Это своё, собственное.
Ранее я говорил, что муж — это сознание, увлечённое неким замыслом; отправился на охоту — для того, чтобы реализовать замысел, воплотить его в жизнь, облечь в какую-то форму.
Ранее я говорил, что жена, Наталья Павловна, — это набор представлений сознания о собственной душе.
И если та часть сознания, которая увлечена замыслом (то есть муж) устремляется к небесам (уезжает на охоту, покидает дом), другая часть сознания (жена) остается дома и превращается в наблюдателя
(в наблюдательницу).
Но ведь это — две части одного целого! И тот, кто уехал. И та, кто осталась. И за кем же она будет наблюдать?
Она будет наблюдать за тем, как реализуется замысел её мужа!
В конечном итоге, всё что она увидит, сидя перед окном — это будет представлением, которое разыграет перед ней её муж, который отправился на охоту!
Итак, она села перед окном. И сначала — занялась чтением. То есть, привычным делом: познанием мира через знание других людей. Перед ней — некий старинный роман.
Наталья Павловна сначала
Его внимательно читала,
Но скоро как-то развлеклась
Перед окном возникшей дракой
Козла с дворовою собакой
И ею тихо занялась.
Кругом мальчишки хохотали.
Меж тем печально, под окном,
Индейки с криком выступали
Вослед за мокрым петухом.
Три утки полоскались в луже,
Шла баба через грязный двор
Белье повесить на забор,
Погода становилась хуже -
Казалось, снег идти хотел...
Вдруг колокольчик зазвенел.
Сначала — читала роман. Затем — увлеклась дракой между козлом и собакой. Кто такие козёл и собака? Просто комичные образы, не имющие особого смысла? Нет, смысл есть и здесь.
Козёл — это образ мужа, отправившегося на охоту (сознания, увлечённого неким замыслом). Дворовая собака — это образ её, Натальи Павловны (сознания, оставшегося дома).
Между ними, между раздвоенным сознанием, происходит борьба, борьба сознания самого с собой, комично названая дракой между собакой и козлом.
Кругом мальчишки хохотали. Действительно, смешно, когда раздвоилось то, что должно быть единым.
Индейки с криком выступали вослед за мокрым петухом. "Мокрый петух" — это опять же муж, отправившийся на охоту (в представлении жены, оставшейся дома).
То есть, сознание, отправившееся на охоту, может попасть в дебри, очутиться в воде, вымокнуть, превратиться в "мокрого петуха".
В этом случае, другим частям сознания (условно говоря, индейкам) приходится поневоле следовать за этим вымокшим лидером.
Вся эта ситуация комично отражается, как индейки с криком выступают за мокрым петухом.
Три утки полоскались в луже. На охоте бывает всякое. Процесс познания полон неожиданностей.
То, что издали кажется прекрасным озером, может оказаться вблизи мелкой лужицей, в которой полощутся три утки.
Шла баба через грязный двор белье повесить на забор. Это тоже искажённое преломление через сознание наблюдателя того, кто отправился на охоту.
Никакой он не охотник! Он — баба. Он не в поле. Он идёт через грязный двор. И цель у него не возвышенная. А вполне житейская — развесить бельё на заборе.
Погода становилась хуже — казалось, снег идти хотел...
Сознание, предоставленное самому себе, поглощённое наблюдениями только, может генерировать страшные картины, которые, говоря образно, можно обозначить, как условное "ухудшение погоды".
Вдруг колокольчик зазвенел..
Зазвеневший колокольчик прокомментирую чуть позднее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В следующей заметке коснусь темы о том, что представляет собой граф Нулин, персонаж поэмы.
|