Велигжанин Андрей Витальевич : другие произведения.

Загадочные глаголы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:




ПРЕДИСЛОВИЕ.

      Эта заметка — о стихотворении «Глаголы» Иосифа Бродского. Я прочитал его лет пятнадцать назад, в 2005-ом году.

      Прочитал и... ничего в нём не понял.

      Однако, оно поразило меня своей необычностью. Поразило и заинтересовало.


ЧТО ЗА ГЛАГОЛЫ?

      Вот — начало этого необычного стихотворения:

Меня окружают молчаливые глаголы,
Похожие на чужие головы глаголы,
Голодные глаголы, голые глаголы,
Главные глаголы, глухие глаголы.

      Прочитав эти строчки, я остановился. Что за глаголы? Что за глаголы его окружают? О чём он?

      Явно же, что это — загадка. Но о чём она? Я не понял.

      Пошёл искать ответ в Интернете.

      Поиски в Интернете оказались безуспешными. Ну... почти безуспешными. Ответа на свой вопрос не нашёл. Но наткнулся на одну критическую статью, в которой разбиралось это стихотворение. С точки зрения неведомого критика, под «глаголами» Бродский подразумевал, якобы, советских людей: молчаливых, на чужие головы похожих, голых и голодных. По мнению критика, выходило так, будто автор клеветал на советскую действительность, а стихотворением своим — складывал фигу в кармане.

       Но... доводы критика — показались мне слабенькими. «Критик сам ничего не понял», — подумал я.

       Зато из его статьи я узнал — об аллитерации.


АЛЛИТЕРАЦИЯ

      Аллитерация — это поэтический приём, который заключается — в повторении звуков. Первое четверостишие «Глаголов» Бродского может служит примером использования этого приёма.

      В четверостишии нет рифм. Зато есть множество повторений согласных, из которых состоит слово «глагол».

      Слово «глагол» — состоит из двух повторяющихся дифтонгов ГЛ. Если из слова «глагол« убрать гласные, то оно превратится в два звука ГЛ ("глагол" — "гл-гл"). Бродский заметил эту особенность слова «глагол» и в своём четверостишии услил звучание слова «глагол», подобрав к нему определения, содержащие звук ГЛ.

      «Головы», «голодные», «голые», «главные», «глухие», — во всех этих словах есть звук ГЛ. Это просто фонетическое пиршество какое-то!

      На что похож звук «гл»? Мне кажется, он похож на звук глотания.

      Если так, то «глагол» и правда может быть «голодным». И это — не поклёп на «советскую действительность» (в чём бы она не заключалась). Это просто наблюдение: если глагол, фонетически, состоит из двух звуков, напоминающих глотание, о нём, о глаголе, можно и вправду сказать, что он — «голодный».

      Это, конечно, — метафора. Но метафора — замечательная! И обоснованная!


ЖЕЧЬ ГЛАГОЛОМ

      Что же всё-таки имел в виду Бродский во фразе «Меня окружают молчаливые глаголы» ?

      Первоё моё самостоятельное предположение о том, как разгадывается этот ребус, состояло в том, что слово «глагол» употребляется в значении «сло́во».

      «Глагол» — это «сло́во».

      Тогда фразу следует понимать как «Меня окружают молчаливые слова́».

      Уже понятнее.

      Действительно, все люди живут в обществе, не в пустыне. В обществе всегда звучат какие-то слова́. Любой человек окружён слова́ми. Так или иначе, человеку нельзя обособиться от слов, окружающих его.

      Замечу, что тогда «молчаливые глаголы» представляют собой оксюморон, то есть противоречие. Слово не может молчать. Молчание, как будто, не может быть словом.

      Итак, здесь — новая загадка. Что обозначает этот оксюморон ? Что же это всё-таки за «молчаливые глаголы» такие? Бессмыслица?


КНИЖНОЕ СЛОВО

      Нет, не бессмыслица. Существуют молчаливые слова, которые всех нас окружают. Нас окружают — слова, которые находятся в книжках, стоящих на наших книжных полках.

      «Молчаливые глаголы» — это книжное знание. Усвоенное или ещё не усвоенное. Прочитанное или ещё не читанное. Услышанное или пока не услышанное.

      Мы — люди. Мы — цивилизация, которая передаёт знания будущим поколениям с помощью книжного слова.

      Мы, люди, находимся в окружении «молчаливых глаголов». Одновременно, «молчаливые глаголы» — это и оксюморон, и — образ человеческой цивилизации.


ПОХОЖИЕ НА ЧУЖИЕ ГОЛОВЫ

      Становится понятным, почему глаголы «похожи на чужие го́ловы».

Меня окружают молчаливые глаголы,
Похожие на чужие го́ловы глаголы

      Эти глаголы — прежде обитали в голова́х их авторов, поэтому и похожи на го́ловы своих отцов.

      Переместившиеся в книжки, занявшие свои места на аккуратных (или запылённых) полочках, «молчаливые глаголы» когда-то обитали в чьих-то голова́х.

      «Глаголы» — это плоды чьих-то размышлений. «Глаголы» — это дети своих создателей. Они, действительно, похожи на — чужие го́ловы.


ЧАСТЬ РЕЧИ

      Мы выяснили, что «глагол» употребляется в значении — «сло́ва». «Глагол» — это синоним «сло́ва»

      Однако, «глагол» — это не просто «сло́во». «Глагол» — это «действие»

      Вспомним школьное определение «глагола»

      «Глаголом называется часть речи, выражающее действие или состояние, и отвечающая на вопросы что делать? что сделать?»

      Такие образом, когда Бродский говорит о том, что «его окружают молчаливые глаголы», он имеет в виду не просто «молчаливые слова́», он подразумевает по этой фразой «молчаливые слова́, побуждающие — к действию!»

      Делай! Делай! Делай!

      Думай! Думай! Думай!

      Пиши! Пиши! Пиши!

      Становится понятен смысл стихотворения. Речь идёт не просто о молчаливых словах, стоящих на книжных полках. Речь идёт о словах, — побуждающих к действию.

      Речь идёт о том, что поэт услышал — зов речи, голос речи.

      И теперь — этот зов, этот голос не даёт поэту покоя.

      Теперь — глаголы окружили поэта со всех сторон и призывают его — действовать!


ВЕЧНЫЙ РИТМ! ВЕЧНЫЙ МОЛОТОК!

      Дальше — проще. После того, как разгадана загадка о том, «что такое глаголы», другие загадки теперь выглядят не столь загадочно.

Меня окружают молчаливые глаголы,
Похожие на чужие головы глаголы,
Голодные глаголы, голые глаголы,
Главные глаголы, глухие глаголы.

      «Голодные глаголы»? Разве это загадка? Да, эти глаголы голодные. Они — побуждают поэта к действию и всегда вечно голодны. Отныне, поэт, почувствовавший зов речи, имеет дело с голодными глаголами: они примут всё, что поэт им предложит, любую порцию слов, но — не насытятся. Они всегда будут голодными, такова их сущность.

      «Голые глаголы»? Да, глаголы голые. Поэт услышал их зов. Поэт понимает, с кем он имеет дело. Неприукрашенная правда. Он увидел эти глаголы голыми. Прежде они были в книжках, спрятанные под сюжетами, зигзагами, поворотами, разговорами, украшательствами, бантами и рюшами. И вот — поэт увидел их такими, какие они есть: о чём бы они ни говорили, они говорят ему об одном, — действуй! думай! пиши!

      «Главные глаголы»? Да, эти глаголы — главные. Не поэт — главный. Глаголы — главные. И главные глаголы хотят от поэта — не пустяков. Главные глаголы требуют — главного.

      «Глухие глаголы»? Да, глухие. Они не слушают возражений. Они не слышат возражений.

      Зов речи — он такой. Окружили со всех сторон.

      Куда бы теперь поэт ни пошёл, какую бы книжку ни взял в руки, какое бы слово ни услышал, он слышит одно — действуй!

      Вечным ритмом, вечным молотком да по голове.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

       Замечательное стихотворение! Рекомендую...

      

      

      

      

      

08.12.2022 09:35
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"