|
|
||
НАДЕЛИТЬ ДАРАМИ
В этой заметке я прокомментирую слова белорукой Ареты, разумной царицы феакийской, как называет её Гомер. Так говорил Одиссей, — все другие сидели безмолвно
Напомню, что композиция Одиссеи выстроена таким образом, что повествование охватывает последние сорок дней путешествия Одиссея, от момента нахождения на острове у нифмы Калипсо, до возвращения на Итаку и победы над женихами. Да, Одиссей странствовал десять лет. Но в Одиссее непосредственно описывается лишь завершающая часть этого путешествия. И значительную часть в композиции Одиссеи занимает рассказ самого Одиссея о своих злоключениях. Оказавшись на острове гостеприимных феакиян, Одиссей рассказывает о себе самом феакийскому царю Алкиною, его жене, царице Арете, и многочисленным гостям Алкиноя и Ареты. Этот рассказ Одиссея происходит в ночь с тридцать третьего на тридцать четвёртый день повествования, и этому рассказу Одиссея посвящено несколько песен Гомера. И вот, во время рассказа о посещении Аида, Одиссей останавливается. Это — кульминационная часть рассказа Одиссея. Повествуя о многих событиях своего путешествия, Одиссей рассказывал о том, как он достиг Аида, о призраках жён и дочерей древних героев, увиденных им там. Услышав этот рассказ, все присутствующие, и царь и царица и гости, были удивлены, и это ещё мягко сказано. Потому что мало на свете людей, побывавших в Аиде, и возвратившихся. И увидевших столько необычного. Поэтому вполне понятна реакция феакиян на рассказ Одиссея. Они не хотят его отпускать и готовы слушать ещё. И готовы вознаградить рассказчика за этот уникальный рассказ самым щедрым образом. Здесь, надобно остановиться и пояснить, что всё происходящее, ночной рассказ о своих путешествиях, в гостях у феакиян, является аллегорией, то есть иносказанием. Кто такой путешественник Одиссей? Это вы. Кто такой феакикийский царь Алкиной? Это тоже вы. Другими словами, путешественник Одиссей рассказывает о своих путешествиях самому себе же. Так и бывает в человеке. Мы, конечно, знаем себя и знаем о себе. Но есть многое, чего мы о себе не знаем. Есть многое, что остаётся скрытым для нас (хотя мы и являемся царями наших земель). Кто мы? Когда началось наше путешествие? В каких землях мы были? Что видели? Что испытали и пережили? Сколько спутников потеряли? Какие уроки извлекли? Многое, очень многое скрыто от нас самих. Многие даже не помнят ничего, что с ними было раньше. Именно поэтому появление такого необычного гостя, как Одиссей, который помнит о своих путешествиях, и может рассказать о том, как он побывал в царстве мёртвых, и как он возвратился в царство живых, это событие бесценное. Понятно, почему и царица и царь и многочисленные гости, услышав рассказ Одиссея, так единодушны в том, чтобы вознаградить странника. Потому что это, действительно, необычно. Можно прожить долгую жизнь, можно думать о себе, что многое видел в этой жизни, много чувствовал, много понял, но так и не повстречаться с самим собой, прежним, с тем, кто побывал в царстве мёртвых и возвратился. Что это за дары, которыми царь Алкиной собирается щедро наделить Одиссея? Это не только благодарность за необычное повествование. Это ещё и опыт нынешней жизни. Сколько ни искушён Одиссей, сколько ни опытен он в путешествиях, а в том месте земли, в царстве феакиян, он оказался впервые. То есть у Одиссея появилась новая возможность узнать то, что до сих пор было ему не известно. Это и есть дары, которыми одарит Одиссея царь Алкиной. Опыт нынешней жизни. Проживая свою настоящую жизнь, мы, тем самым, обогащаем своего великого путешественника, который преумножает свой опыт от жизни к жизни. Который, тем самым, приобретая опыт, обретает возможности наилучшим образом справляться с жизненными трудностями. Который, благодаря приобретенному опыту, обретает возможность добраться-таки, наконец, до своей желанной земли.
|
25.12.2024 07:25 |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"