Действительно, история И́фис о том, что муж сказал жене, что непременно убьёт будущего ребёнка, если это будет дочь. И когда всё-таки произошло то, чего так не хотел муж, когда всё-таки родилась девочка, жена обманула мужа, сказав, что родился сын.
И не о том, что отец хотел женить сына (не зная, что это дочь),
не о том, что дочь полюбила свою невесту, испытывала душевные муки от невозможности будущего союза (девушки с девушкой),
не о том, что мать горячо молилась,
и не о том, что, по молитвам матери, боги сотворили чудо, и превратили девушку — в юношу.
В тексте поэмы, очень ярким является — монолог И́фис, в котором она рассуждает о невозможности союза с любимой Иа́нтой (потому что они обе являются женщинами).
В своей проблеме и в своих рассуждениях, И́фис идёт очень далеко. Уже и обобщение делает о том, что земля Кри́та порождает одних чудовищ.
Вспоминает историю Пасифа́и, охваченной страстью к быку. И делает весьма парадоксальное заключение о том, что Пасифа́е, дескать, было легче добиться своей цели, нежели ей, И́фис.
Потому что Пасифа́я и бык — были хоть и разными биологическими существами, но союз между ними был возможен
(в виду того, что они имели — противоположный пол, и следовательно, могли друг друга — заинтересовать и сблизиться).
Тогда как союз между И́фис и Иа́нтой невозможен в принципе. Невозможен ни при каких обстоятельствах.
Говорится ещё о том, что даже мастер Деда́л, нашедший способ передвижения по воздуху, ничего не смог бы с этим поделать.
Мы — земные люди. Как земные люди, все мы являемся — женщинами (не важно, какого мы пола на самом деле).
Не зависимо от нашего пола, все мы — дети земли-матери. И сами являемся — землёй-матерью.
По крайней мере, мы матери (а следовательно и женщины) — для великого множества клеточек наших тел.
Вспомним слова Юпите́ра из истории бессмертия Геркуле́са.
Слова о том, что у человека (у Геркуле́са) есть две части:
одна — материнская, женская, олицетворяющая собой земную природу, смертную и преходящую.
другая — отцовская, мужская, олицетворяющая собой природу духа, бессмертную и неуничтожимую.
Конечно, сама история этим не исчерпывается. Сама история и глубже, и шире. Можно подумать над тем, какую роль в истории И́фис играет Иси́да (которая раньше была Ио́).
Можно подумать над дальнейшей судьбой И́фиса и Иа́нты (и что означает, в этой связи, союз бессмертного и земного).
Можно подумать над тем, что земля Крита рождает не только чудовищ, но и — Юпи́тера (который избежал участи своих сестёр и братьев, проглоченных отцом Хро́носом, став, таким образом, одним из первых бессмертным).
Можно подумать над историей влечения Пасифа́и к быку, запутанной и непонятной.