В этой заметке продолжаю размышлять о споре между Юпи́тером и Юно́ной
и рассмотрю подарки, которыми боги одарили Тире́сия за то, что он разрешил их спор.
Юнона ослепила Тире́сия. Разве это подарок? Скорее — неподарок. Антиподарок.
Однако, в истории ослепления Тиресия имеются забавные нюансы.
По существу, эта история представлает собой несколько замечательных перевёртышей, когда смысл изменяется практически на противоположный
(в зависимости от того, под каким углом зрения смотреть на эту историю).
Прежде всего, что такое ослепление с обыденной точки зрения? Ослепление — это увечье, при котором человек лишается зрения, перестаёт видеть окружающий мир. Так?
Давайте снова рассмотрим ситуацию в целом. Был спор между божествами, чья радость сильнее, мужская или женская.
Как мы рассмотрели в прошлой заметке, этот спор представляет собой аллегорию.
И суть вопроса сводится к тому, сильнее ли радость у бесплотного духа или у воплотившегося духа? Арбитром в споре выступил Тире́сий, который сначала был духом без плоти, затем воплотившимся духом,
после чего стал духом, лишившимся плоти. Другими словами, Тире́сий был тем, кто узнал разные стороны существования:
Что происходит дальше? Дальше Юно́на, якобы не довольная исходом спора не в свою пользу, ослепляет Тире́сия. Что это означает?
А это означает — новое воплощение Тире́сия в физическом мире!
На самом деле, это действительно — подарок Юно́ны. Юно́на действительно делает подарок — она дарит Тире́сию новую жизнь
(хотя такой роскошный, царский подарок, искусно маскируется под неподарок, маскируется под увечье). Это ещё один перевёртыш:
когда догадаешься, о чём идёт речь, так мгновенно Юно́на из злодейки превращается — в великодушную богиню.
а ослепление из неподарка превращается — в подарок.
Да, Тире́сия ослепили. Но он же — живёт! Ослепить же можно только — живущего человека.
Человека, у которого имеются — органы чувств. Это и намекает на то, что Тиресий вновь стал жить в физическом мире.
Чем мы, зрячие люди, живущие на земле, отличаемся от слепого Тире́сия? Мы, зрячие, но многого не видим, многого не понимаем. Мы, как и Тире́сий, являемся слепыми и зрячими одновременно.
Так что ослепление Тире́сия можно рассматривать, как аллегорическое, ещё и в том смысле, что он не был изувечен, что зрение у него было, просто он, не видя цели жизни,
передвигался по жизни наощупь. Или не видел причинно-следственную связь своих поступков (или поступков других людей).
А разве могучий Геркуле́с, при всей своей могучей силе, не является слепым Тире́сием, перед испытаниями Юно́ны, которая придумывает их Геркуле́су во множестве?
По-моему, Геркуле́с — это такой же слепой Тире́сий (хотя Геркуле́с и зрячий).
Многие люди видят. Но люди видят неодинаково. Один видит лучше, другой видит хуже.
Тот, кто видит хуже, является слепым по отношению к тому, кто видит лучше, в отношении вещей, которые видит видящий и которые не видит невидящий.
Но может быть и наоборот: тот, кто является слепым по отношению к вещам, которые он не видит, может видеть другие вещи, которые не видит тот, кто видит что-то другое.
Так что, можно сказать почти обо всех людях, которые живут на земле, что они являются слепыми и зрячими — одновременно. Что-то видят. И чего-то не видят.
Так и Тире́сий. Можно считать, что его ослепили — буквально. А можно считать, что его ослепили — образно (подобно тому, как образно слепой является Феми́да).
Тиресий — это не слепой, в буквальном понимании этого термина.
У Тиресия — есть глаза. Только он видит своими глазами — не всё.
Ранее я уже высказывал мысль о том, что многие персонажи «Метаморфоз», представляют собой —
одного и того же человека.
И Девкалио́н, и Пи́рра, и Ка́дм, и Гармо́ния, и Геркуле́с — это один и тот же человек.
И Юпи́тер. И Юно́на.