Велигжанин Андрей Витальевич : другие произведения.

Путь Диониса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:






О МЕТАМОРФОЗАХ. ПУТЬ ДИОНИ́СА.

Почитаю пролог пьесы Еврипи́да «Вакха́нки». В прологе появляется Диони́с. И говорит монолог. Прокомментирую монолог Диони́са. Слова Еврипи́да выделены синим цветом. Мой комментарий — чёрным.

Сын Зе́вса, Диони́с, я — у фива́нцев.
Кто такой Диони́с? Это — дух, живущий в вас, во мне, в каждом. Где находятся Фи́вы, куда пришёл Диони́с? Фи́вы — это тело (ваше, моё, тело всякого человека). Раньше — тело не ощущало божественного духа, который пребывал в теле. Теперь — дух проявился. Это ощущение, образно, описывается в пьесе, как «Диони́с пришёл в Фи́вы». Диони́с вернулся на свою родину. Туда, где он родился.

Здесь некогда Семе́ла, Ка́дма дочь,
Меня на свет безвременно явила,
Огнём Зеве́совой грозы поражена.
Кто такая Семе́ла? Если Диони́с — это наш дух (ваш или мой), то Семе́ла — это мать духа, то есть Семе́ла — это тоже мы сами (вы или я). Кто такой Зевс? Зевс — это отец нашего духа. То есть Зевс — это тоже мы (вы или я). Мы сами являемся родителями самих себя. Мы являемся родителями своего духа. И дух наш — является нами. В этой истории все (Диони́с, Семе́ла, Зевс) — являются нами (вами или мной). Фи́вы — это тоже мы (вы или я). Почему наша мать, Семе́ла, является умершей? Потому что она — осталась в прошлом. Родительница нашего духа (моего или вашего) умирает, являя на свет наш дух. Акт нашего рождения — состоялся. Другого рождения не будет. Только один раз можно почувствовать в себе то, что внутри себя самого живёт бессмертный дух. Раз почувствовав присутствие бессмертного духа в себе, будешь чувствовать его всегда. Если чувствуешь в себе присутствие бессмертного духа, значит, его рождение — состоялось. Если не чувствуешь бессмертного духа в себе, значит, — он ещё не родился. Почему не умер наш отец? Потому что он — бессмертный. Бессмертный отец нашего бессмертного духа терпеливо ждёт момента, когда мы будем готовы к рождению нашего духа. Наш дух рождается в результате соединения бессмертного отца и смертной матери. Мать нашего духа умирает, рождая наш дух. Мать нашего духа — земля. Когда рождается наш дух — земное перестаёт иметь для нас главенствующее значение (образно говоря: «земное умирает для нас»).

Из бога став по виду человеком,
Я подхожу к струям родимых рек.
Диони́с — дух. Диони́с — бог. Но Диони́с же — бог, ставший человеком. Бог, обретший плоть. Воплощённый бог. Так, Диони́сом является любой человек, который чувствует в себе присутствие живого бессмертного духа. Диони́с — это человек, который чувствует в себе присутствие живого бога. Что означает фраза «Я подхожу к струям родимых рек» ? Куда приходит Диони́с, кроме того, что он приходит в Фи́вы ? Диони́с возвращается к моменту своего рождения! «Струи родимых рек» — это исток жизни. Диони́с (то есть человек, чувствующий в себе присутствие живого духа) приходит к истоку своей жизни, — вот, что происходит.

(Видит обломки, увитые виноградом.)
Вот матери моей сожженной память,
У самого дворца обломки дома
Ещё курятся, — в них ещё живет
Огонь небесный, Ге́ры горделивой
На мать мою неугасимый гнев...
А вот и — первая загадка! Диони́с говорит, что обломки дома, где сгорела его мать, ещё курятся. Как такое может быть? Ведь после смерти Семе́лы прошло столько времени! После смерти матери, Диони́с какое-то время провёл в бедре Зе́вса-отца, родился вторично, повзрослел, путешествовал. А обломки сгоревшего дома всё ещё курятся?!
Что Диони́с имеет в виду, когда говорит, что обломки дома ещё курятся?
Чтобы понять то, о чём говорит Диони́с, нужно вспомнить, что Диони́с — это бог, рождённый в результате взаимодействия бессмертного отца и смертной матери. При рождении Диони́са, дух и земля соединились, и земля умерла. Что означает то, что земля умерла? Это означает, что рождённый дух, видит в окружающем мире только божественное. Рождённый дух видит в земном — божественное. Нет на земле такого места, где не было бы божественного. «Божественное — всюду!», — вот, что видит родившийся дух.
А с другой стороны, Диони́с воплотился человеком. И как человек, Диони́с наблюдает земное — физический мир. Теперь уже физический мир не является для Диони́са — его матерью (потому что Диони́с знает, что физический мир является только проявлением мира божественного). Но физический мир, наблюдаемый Диони́сом, является для Диони́са памятью о его матери.
Вот, что имеет в виду Диони́с, когда говорит, что обломки сгоревшего дома ещё курятся!
Физический мир — вокруг нас. Для Диони́са, для воплотившегося бога, физический мир умер и — одновременно! — не умер. Умер и не умер — одновременно!

Как хорошо, что сделал неприступным
Кадм дочери святилище; его
Со всех сторон я скрыл и винограда
Кистями нежной зелени обвил.
Это могло бы быть для нас загадкой: что за неприступное святилище, которое сделал Кадм для своей дочери? Однако, мы уже знаем, что Семе́ла олицетворяет собой физический мир. Кадм же, отец Семе́лы, выступает, как отец физического мира, то есть — как божество. Разгадка этого ребуса состоит в том, что божество, сотворив физический мир, позаботилось о том, чтобы физический мир был святилищем, притом недоступным для тех, для кого физический мир есть просто физический мир, для тех, кому божественный мир не доступен, и следовательно, для тех, кто не видит в физическом мире проявления мира божественного.
Короче говоря, физический мир представляет собой — святилище.
Но это святилище — является недоступным для того, кто не знает о том, что физический мир представляет собой святилище.
А если говорить ещё короче, тайны физического мира — не доступны для непосвященных (для тех, кто не родился в духе, как Диони́с).
И обратите внимание, что Диони́с, вместе с Ка́дмом, выступает охранителем святилища: Кадм сделал святилище неприступным, а Диони́с сделал его ещё и сокрытым, обвитым со всех сторон кистями нежной зелени винограда! Кадм и Диони́с — совместные оберегатели физического мира.
Фактически, Диони́с намекает на то, что он является божеством, идентичным Ка́дму.
Кадм является основателем Фив, а Фи́вы являются родиной Диони́са, — это тоже свидетельствует об идентичности Ка́дма и Диони́са (просто Кадм и Дионис олицетворяют собой различные аспекты божественного). А так, всё это, по-прежнему, один персонаж: Зевс, Семе́ла, Диони́с, Кадм, Фи́вы. Это всё — вы. Это всё — человек (различные аспекты человека).

Богатой Ли́дии равнины я покинул
И Фри́гию, и Пе́рсии поля,
Сожжённые полдневными лучами,
И стены Ба́ктрии, и у мидя́н
Изведал холод зимний, я ара́бов
Счастливых посетил и обошёл
Всю Азию, что по прибрежью моря
Солёного простёрлась: в городах
Красиво высятся стенные башни,
И вместе там грек с варваром живет.
Диони́с говорит о том, что он много путешествовал до того, как пришёл в родные Фи́вы. Был в Ли́дии, Ми́дии и Фри́гии, — это территория нынешней Турции. Был в Пе́рсии, — это территория нынешнего Ирана. Был в Ба́ктрии. Где это? Ба́ктрия — это территория нынешнего Таджикистана и Афганистана.
Таким образом, прежде чем придти на родину в Фивы, «к струям родимых рек», Диони́с шёл по Великому Шёлковому пути, — по сути, в сторону, противоположную от его родины, двигался по направлению к Китаю и упёрся в горы Памира (там же находится Ба́ктрия, как я понимаю).
То есть, до того, как подступиться к своему истоку, Диони́с побывал где-то очень далеко.
Дионис, конечно, божество, у божества нет трудностей, чтобы осуществить такое путешествие, однако Диони́с не просто божество, а божество, принявшее вид человека, для человека же подобное предприятие — всё-таки трудное, опасное и тяжёлое (особенно в те времена). Немногие отважатся на такое. Ещё меньше тех, у кого получиться пройти по маршруту Диони́са.
Между прочим, одна из рек в Таджикистане называется — Вахш (а одно из имён Диони́са — Вакх). Это небольшой топоним, косвенным образом сохранивший следы возможного пребывания Диони́са в Ба́ктрии.

 []

Почему путь Диони́са был таким замысловатым? Почему он не пошёл в Фивы сразу? Зачем он обошёл пол-мира, прежде чем направился «к струям родимых рек» ?

А так бывает! Прежде чем поймёшь, что, действительно, тебе нужно, много где побываешь и много чего насмотришься.

Путь Диони́са — это тоже аллегория. Хотя в маршруте Диони́са и упоминаются названия конкретных географических мест, всё-таки этот маршрут больше — виртуальный. Любой человек в своей жизни проходит какой-то путь (даже тот человек, который никогда не покидал места своего рождения).

На жизненном пути человека — есть вехи. Вот я был учеником, постигал науки, — словно был я в богатой Ливии. Вот что-то стал делать своими руками, — словно пришёл в Персию. Вот взялся за серьёзные задачи, — словно подошёл к подножию Памира и попытался взойти на вершины.

Я в Азии ввёл праздники и пляски
И от людей, как бог, везде почтён.
Диони́с говорит о том, что путешествие его было мирным. Всюду, куда он приходил, его почитают. Хотя мест, где побывал Диони́с, много, и в тех странах живут разные люди, с разными обычаями и с разной культурой, но Диони́с нигде не затерялся, оказал влияние на жизнь людей в тех странах, куда приходил, и влияние Диони́са было благоприятным.

Можно заметить, что позднее Александр Македонский был в тех же землях, где побывал Диони́с (Малая Азия, Персия, Бактрия), но Диони́с приносил с собой праздники, а Александр был завоевателем.

Здесь почву Греции впервые попираю.
Из городов Эллады раньше всех
Вас, Фи́вы, я наполню ликованьем,
Небриды на́ плечи накину и, взамен
Копья, вручу вам тирс, плющом увитый:
Диони́с говорит о том, теперь он в Греции, где прежде не был. Также Диони́с говорит о цели своего прихода на родину: он хочет наполнить родной город ликованием. Вместо орудия войны (копья) Диони́с хочет вручить соотечественникам тирс, увитый плющём.

Здесь сёстры матери — кто мог бы ожидать?
Во мне Зеве́са сына не признали,
И утверждали, будто, согрешив
Со смертным, мать Зеве́су приписала
Свой женский грех, что ловко сочинил
Ту басню Кадм, и будто Зевс Семе́лу
Убил за дерзко выдуманный брак.
Диони́с говорит о том, что сёстры матери не признают бога — богом. Старая история, когда люди отвергают проявления божественного в своей жизни.
Здесь пьеса Еврипи́да расходится с историей, изложенной Ови́дием: у Ови́дия сёстры Семе́лы признавали божественность Диони́са, а у Еврипи́да — нет.
Соответственно, оба автора представляют свою версию мифа. Кто из них прав? А оба — правы!
Таким образом, миф для античных авторов не догма, а возможность разговора о темах более общих, где миф служит лишь поводом для разговора, приглашением к разговору. Для обоих античных авторов, события это не главное, главное — другое.
Главное — это сокрытая информация о взаимоотношениях божественного и земного миров. Главное это аллегории. Потому что оба писателя глубоко аллегоричны, и, как мне кажется, едины в том, что персонажи их произведений это не конкретные лица, а — иносказания, олицетворения каких-то сущностей мироздания.
У нас же, у читателей античных произведений, появляется дополнительная пища для размышлений: есть возможность обдумывать и сопоставлять различные варианты одного сюжета (и приходить при этом к неким умозаключения, совершать маленькие открытия).

Я, бешенством объяв их, из домов
Бежать заставил, — потеряв рассудок
Они теперь ушли на Киферо́н
В вакхи́ческих одеждах, с жаждой о́ргий
В груди, и сколько в Фи́вах есть
Народу женского, всех с ними вместе
Заставил я покинуть очаги.
И под шатрами елей, как попало,
Бездомные на голых спят скалах.
Диони́с говорит о том, лишил рассудка сестёр своей матери, которые не признавали его за бога. Что это означает?

Раньше я объяснял, что Диони́с это — бессмертный дух, который живёт в каждом человеке. После долгого путешествия, Диони́с появился на родине. Это означает, что бессмертный дух проявляет себя в человеке. А человек — сопротивляется проявлению бессмертного духа (как сёстры матери Диони́са, не признающие его божественности). Кто такие сёстры матери? Они тоже олицетворяют собой физический мир (то есть тело человека), как олицетворяла физический мир Семе́ла, мать Диони́са. Но, по версии Еврипи́да, сёстры матери Диони́са — олицетворяют тот физический мир, который не признаёт мира божественного. И в этом, по версии Еврипи́да, отличие сестёр Семе́лы от Семе́лы. У Овиди́я — по-другому, но сейчас речь о Евриди́пе.

Итак, что Диони́с, бессмертный дух, появляется в Фивах, на своей родине, в месте, где его родственники не признают его, как бога. И Диони́с, бессмертный дух, наказывает своих родственников за то, что те не признают его, как бога.

Это означает, что люди, которым известен физический мир и которым не известен духовный мир, наказываются.

Наказываются тем, что лишаются рассудка, говоря образно. Люди, которые живут только физическим миром, сами закрывают перед собой дверь, ведущую в мир духовный.

И вот Диони́с говорит о том, что лишил рассудка сестёр своей матери и они ушли на гору Киферо́н, где занимаются танцами, бесчинствуют и спят на голых скалах.

Полагаю, что это тоже аллегория, — вакха́нки, ушедшие на Киферо́н. Что они означают? Полагаю, что они означают — энергии человека.

В свой жизни человек может жить, как ему вздумается. Но с течением времени, энергия человека уменьшается. Человек лишается своей энергии. То есть, образно говоря, «вакха́нки ушли на Киферо́н».

Да, город, ты почувствуешь теперь,
Что до сих пор чуждался оргий Ва́кха.
Семе́лы матери я память защитить
Являюсь мощным богом, сыном Зе́вса.
Теперь становится понятен план Диони́са. Сын бога приходит в родной город, чтобы защитить память матери. Мать Диони́с отдала свою жизнь затем, чтобы Диони́с появился на свет (пожертвовала собой, чтобы Диони́с появился). А сёстры матери не такие, как мать Диони́са (сёстры матери не признают божественного мира и не желают сгорать от огня Зе́вса, подобно Семе́ле).

Поэтому Диони́с наказывает сестёр матери. Ещё раз повторю, что это — версия Еврипи́да.

Почёт и власть царя здесь отдал Кадм
Пенфе́ю, сыну дочери Ага́вы.
Он богоборец и ни разу мне
Не сделал возлиянья и в молитвах
Упоминать не хочет. Пусть же царь
И прочие фива́нцы убедятся,
Что точно бог я. Здесь как научу
Себе служить, пойду в другие земли.
А если с войском двинутся фива́нцы,
Чтоб женщин с Киферо́на возвратить,
Затеют с ними бой мои мена́ды.
Диони́с, по версии Еврипи́да, накажет не только сестёр своей матери, но и Пенфе́я, царя Фив. Пенфе́й олицетворяет собой Сознание человека, не признающего божественного мира.

Так вот зачем, обличье изменив,
Из бога стал я с виду человеком.
В заключении монолога, Диони́с практически повторяет слова, которые он сказал раньше Из бога став по виду человеком, я подхожу к струям родимых рек.
Великолепный монолог!
Пьеса Еврипи́да может показаться туманной. Но она вполне объяснима, если только понять, что вакха́нки — это энергии человека, а вакха́налии — это процесс осознания собственных энергий.
Обычный человек — не осознаёт своих энергий. И тем более, не умеет ими управлять. Энергии обычного человека живут — сами по себе (уходят на Киферо́н, где спят на голых скалах).
Но можно, видимо, изменить это положение (осознать энергии и научиться ими управлять). Правда, нужно для этого понять, что сделать это сможет Диони́с (божественный дух). А Диони́с рождается в союзе Зе́вса и Семе́лы (и Семе́ла, при этом, умирает).
07.11.2022 09:10

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список