Аннотация: Написано после того, как руководство ЦДХ порекомендовало снять с Открытого книжного фестиваля "Дневники Майдана"
"Опасные" дневники
Наверное, если бы не последние события, я бы никогда не заинтересовалась документальной пьесой Натальи Ворожбит "Дневники Майдана". Но после того, как руководство Центрального дома художника настоятельно попросило исключить из программы Открытого книжного фестиваля читку пьесы, мне стало интересно: что же там такого страшного? Стала активно искать текст в Интернете. Но сколько ни старалась, нигде не могла найти полностью. Возможно, потому, что плохо искала. Даже на сайте Colta.ru удалось найти лишь парочку отрывков. Не могу точно сказать, их ли собирались читать на Открытом книжном фестивале, но лично я не обнаружила в них ничего страшного. Вернее, сами по себе описанные события, безусловно, страшные. И герои пьесы этого не скрывают. Но мне кажется, любители кровавой революции, прочитав эти отрывки, буду жестоко разочарованы. Ибо не нашла я в тексте никаких призывов к чему-то экстремистскому, никаких тебе лозунгов: да здравствует Майдан! и т.п. Кто-то может сказать: значит, плохо искала. Спешу возразить: я их вообще не искала. Я просто читала то, что написано. Впрочем, если кто считает, что читала невнимательно, с удовольствием даю ему возможность исправить это моё упущение и ознакомиться с текстом самому: http://www.colta.ru/articles/theatre/2424. А может, кто-то оказался более трудолюбивым на стадии поиска и может показать текст пьесы целиком. Если так, буду очень рада, если он мне кинет ссылочку.
Итак, первая дата в "Дневниках" относится к 1 декабря 2013 г. Начинается повествование с краткого описания событий.
"Разгон студентов с 29 на 30 ноября вызвал огромную волну возмущения, и на воскресное Вече 1 декабря вышло рекордное количество людей. По разным источникам, от 300 тысяч до полутора миллионов.
В этот же день была попытка взять штурмом администрацию президента.
В этот же день была попытка повалить памятник Ленину.
В этот же день была взята Киевская городская администрация - КМДА.
Еще в ночь 30 ноября Михайловский собор открыл свои двери для пострадавших".
После чего разные люди делятся своими впечатлениями.
Юрко рассказывает о том, как менялось его настроение от эйфории до вопроса: что дальше? И закончилось разочарованием оттого, что лидеры оппозиции на этот вопрос не ответили, и недоумением: зачем было штурмовать администрацию президента?
Рыжая женщина вспоминает, как попала в толпу, машинально выполняла команды "встали-сели-побежали", как убегала от беркутовцев, которые "всё тупо лупили палками". Также рассказывает о том, как с помощью журналистского удостоверения и криков: я пресса, - пыталась помочь парням пронести в "скорую" пострадавшую женщину.
Андрей-2 рассказывает, как дежурил на кухне за парня, которому некогда было обработать порезанную руку.
Андрей (без двойки) вспоминает, как залезали в КМДА, снимали со стены портрет президента и бережно ставили в угол. Там же беседовали с режиссёром из Прибалтики, играли на рояле и фотографировались.
Также Рыжая женщина, Андрей-2 и Юрко делятся своими впечатлениями от посещения Михайловского собора, в котором на тот момент шла служба.
Преподаватель театрального вуза признаётся, что когда начинают петь гимн, у него глаза полны слёз. Обращался с этой проблемой к невропатологу, врач выписала рецепт аж на 586 гривен. По его мнению, это была месть за Майдан.
Второй отрывок называется "После кровавых событий 18-20 февраля". Там тётя Женя (сестра отца самой Натальи Ворожбит) рассказывает о том, как майдановцы бросали в костёр ящики с салом, свою вещи, палатки и всё, что у них было. Делали они это для того, чтобы поддержать огненный пояс (я так поняла, чтобы помешать "Беркуту" пройти к ним). Рассказывает, как принесли труп молодого человека из Львова, которого она кормила супами полчаса назад; как вели троих беркутовцев, окружив тройным кольцом, чтобы толпа не разорвала их на части.
Также тётя Женя передаёт, что, по слухам, беркутовцы людей в костры бросали, "штыркали в грудь" женщине, которая наливала смесь Молотова, а потом изуродовали, чтобы труп не опознали. Правда, признаётся, что сама этого не видела.
Впрочем, упоминает тётя Женя не только о зверствах с их стороны. Рассказывает, как один парень (об этом она узнала с его слов) попался им. Один из беркутовцев заставил его прикрыться его щитом и стал делать вид, что колет его. Когда остальные отбежали, сказал: беги в другую сторону.
Таким образом, если в первом отрывке ещё можно было усмотреть некий романтический ореол, то во втором ни о какой романтики не может быть и речи.
Какой вывод я сделала из этих отрывков? По крайней мере, устроить кровавую революции, как не тянуло, так и не тянет. Ровно как и не появилось панического страха перед Болотной и вообще перед любыми несогласными. Зато никуда не исчезли опасения, что продолжающиеся репрессии против "узников 6 мая" и подавление мирных демонстраций со стороны властей РФ могут привести к тому, что на улицы выйдут не с плакатами, а с коктейлями Молотова. Тьфу-тьфу-тьфу, чтобы, не дай Бог, не сглазить!
В любом случае, замалчивание фактов, цензура (или, скорее, самоцензура) и нетерпимость к мнению, отличному от официально принятого, способны скорее усугубить ситуацию, нежели хоть сколько-нибудь улучшить.