Вербовая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Продолжение следует

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Несколько слов о моде на "продолжательское кино".

  С недавних пор прочно вошли в моду продолжения популярных фильмов. Не желая расставаться с их героями, кинематографисты тратят уйму времени и денег (понятное дело, денег налогоплательщиков, то есть, наших) для того, чтобы они снова появились на экране. И некоторые телезрители отнюдь не против новых встреч, поэтому собираются у телевизора в нетерпеливом ожидании.
  Вот уже в программе появляются с индексом -2 такие кинематографические творения как "За всё тебя благодарю", "День рождения буржуя", "Всегда говори всегда", "Доярка из Хацапетовки" и даже продолжение новогоднего шедевра советского кино "Ирония судьбы".
  Безусловно, такое "продолжательское" кино имеет свои плюсы:
  Во-первых, телезрители получают эстетическое удовольствие от встречи с любимыми героями. Вместо того, чтобы по окончанию фильма расстаться с ними навсегда, зрители получают возможность наблюдать их дальнейшую жизнь, снова грустить и радоваться вместе с ними.
  Во-вторых, почти все фильмы заканчиваются свадьбой влюблённых. В сказке это хорошо, но в реальность свадьба - это не счастливое завершение повести под названием "жизнь", а начало новой жизни. Счастливой или нет - зависит от самих супругов. Поэтому "продолжательское" кино в какой-то мере способствует более реалистичному восприятию.
  Но также это кино имеет ряд недостатков, который являются оборотной стороной достоинств, так как связаны с качеством той самой реальности и тех самых героев, которых нам показывают. Чтобы нагляднее продемонстрировать их, приведу ряд примеров.
  В один прекрасный день моя подруга пришла в институт сияющая и с порога сообщила: "Прикинь! Снимают "Иронию судьбы-2"! Снова увидим Надю и Женю! Говорят, Галя с Ипполитом тоже встретятся!". Но прочитав примерный сценарий снимаемого фильма, обе были жестоко разочарованы. Знакомых нам с детства Надю с Женей, которых не одни мы уже воспринимали как пару, разлучают. Притом, надолго. Более того, Надю насильно выдают замуж за Ипполита, а Женю женят на Гале. И только их взрослые дети помогают влюблённым сойтись снова. Этого было достаточно, чтобы мы обе объявили этому фильму бойкот. Поэтому рассматривать его здесь более подробно не буду.
  Не буду рассматривать и "День рождения буржуя", из которого запомнила только финальную сцену. Амина, любимая женщина главного героя, ложится на аборт, но в самый ответственный момент ей звонит возлюбленный и признаётся в своих чувствах. Амина тут же передумывает делать аборт и бежит к любимому. Через несколько минут оба сидят на траве и обнимаются, довольные и счастливые.
  Но их счастливая жизнь обрывается продолжением. Бандиты убивают у буржую всё семью, не пощадив ни Амину, ни ребёнка. И он решает отомстить. Удаётся это ему или нет - не знаю, так как твёрдо решила, что не хочу это смотреть.
  Другой сериал - "Всегда говори всегда" я смотрела куда более внимательно. Не пропускала ни одной серии, видела всю нелёгкую жизнь Ольге Громовой. Тюрьма, предательство мужа (который её, собственно, и упрятал), разлука с детьми, потеря имущества и всеобщее презрение. Но талант художницы и помощь добрых людей (бывшего учителя и соседки Нади) помогают ей устроиться на хорошую работу в Москве и продвинуться по службе. Детей возвращают матери - бывшему срочно понадобились деньги, и он продаёт их Ольге. И, конечно же, ей встречается новая любовь - замечательный человек, который в ней души не чает. Надя, приехав в Москву, тоже влюбляется и выходит замуж.
  Счастье двух пар так же неожиданно рушится продолжением. Муж Ольги закручивает интрижку с секретаршей, а она, узнав об этом, забирает детей и уходит от него. Мирятся супруги только на похоронах погибшего Дмитрия, мужа Нади. Сама вдова некоторое время беспробудно пьёт... Справедливости ради надо сказать, что заканчивается всё относительно хорошо - Надя перестаёт горевать об умершем и находит новую любовь. Ольга, влюбившись в другого, всё же не решается изменить мужу и, когда он едва не становится инвалидом на всю жизнь, понимает, как он ей дорог.
  Последней каплей для меня как для телезрителя стало продолжение "Доярки из Хацапетовки". Чтобы показать всю нелепость оного, напомню, что было в оригинале. Деревенская девушка приезжает в Москву поступать в институт, проваливает экзамены, потом теряет работу, на которую её из жалости устраивает добрая душа директор ресторана. Случайно встречается с "богатеньким сыночком" и заключает с ним фиктивный брак. Женившись на ней ради того, чтобы получить наследство, муж и сам не замечает, как влюбляется в неё, а влюбившись, меняется на глазах. В конце концов ему удаётся покорить сердце Кати, и фиктивный брак превращается в настоящий.
  Но и здесь любовь оказывается недолговечной. Добавочный сценарий враз калечит Катину жизнь. Сестра мужа оговаривает её, обвиняет в измене, и тот выгоняет несчастную из дома, невзирая на то, что Катя беременна. Потом - авиакатастрофа, жизнь в Париже под чужим именем и, наконец, возвращение в Москву. У сестрицы-клеветницы также не всё гладко. Продолжение, так испортившее милую в оригинале девушку, сделало её тогдашнего жениха мужем-изменником.
  Итак, в чём основные отрицательные стороны вышеназванных сюжетов:
  1. Декларируется недолговечность счастья. Внезапная смерть одного из главных героев не только портит настроение телезрителям, которые успели уже привязаться к нему, но также действуют на психику тех, кто влюблён. Такие сцены усиливают страх потерять любимого человека, который на фоне новостей и газетных сводок может превратиться в навязчивую фобию. Но если новости - это сообщение о реальных событиях, какими бы страшными они ни были, то трагическое продолжение - это страшилки придуманные, притом непонятна цель, с которой они придуманы. Чтобы лишний раз напугать любящих? Или чтобы внушить мысль, что счастье долгим не бывает? И пугает не то, что герой погиб, и даже не то, что его жена осталась вдовой, а то, что борьба за любовь и страдания, которые оба приняли в оригинале, оказываются бессмысленными. Таким образом, у зрителя отнимается вера в счастливое будущее и создаётся ощущение, что жизнь - это сплошная чёрная полоса с небольшими белыми прослойками.
  2. Обесцениваются понятия любви и верности. С этим связан адюльтер в "продолжательском" кино, который также наводит на мысль: а стоило ли в оригинале бороться и страдать за любовь? Ещё более кощунственная мысль, которая возникает: а бывает ли любовь вообще? Когда первоначальный фильм завершается свадьбой, телезрители, как правило, думают: главные герои вместе - и это навсегда. По умолчанию предполагается, что они пройдут всю жизнь плечом к плечу, храня друг другу верность до гроба. И что оказывается? Не навсегда, не до гроба, а лишь до появления красивой секретарши.
  3. Отнимается вера в человеческую порядочность. Продолжение может менять героев как в лучшую, так и в худшую сторону. И если в первом нет ничего страшного (хотя если в продолжении все отрицательные герои вдруг разом перевоспитаются, это будет выглядеть нереально), то обратное невольно заставляет пересмотреть отношение к людям. Безусловно, к некоторым пересмотреть отношение как раз стоит - среди честных и порядочных нередко встречаются те, который недостойны доверия. Да и доверять слепо - тоже ни к чему хорошему не приведёт. Проблемы начинаются тогда, когда человек, насмотревшись подобных метаморфоз, твёрдо усваивает, что "все люди лживы и двуличны", и на основании этого перестаёт доверять вообще, в том числе и тем, которых знает с детства, постоянно ожидая "удара в спину".
  Как можно видеть, в "продолжательском" кино минусов больше, чем плюсов. Значит ли это, что необходимо принять радикальные меры - вплоть до запрета любых продолжений? Отнюдь нет. Если вышеназванные сюжеты рассматривать не как добавочные, а как самостоятельные, можно убедиться, что многие их них не только безобидные, но даже интересные. Достаточно просто поменять имена героев и название фильма, убрав индексы -2 или -3. Чтобы представить, как это будет выглядеть, проведём эксперимент с парочкой добавочных сценариев, которые были рассмотрены выше.
  "Любовь всегда права". Главная героиня - Анна Куйбышева, жена бизнесмена Алексея Куйбышева, мать троих детей, счастлива в замужней жизни и не подозревает, что муж закрутил интрижку с симпатичной секретаршей Ксюшей. Узнав об этом, она забирает детей и уходит от мужа. Алексей, поняв, что своими руками разрушил семейное счастье, безрезультатно пытается вымолить у неё прощение. Обманутая жена тем временем ищет работу, ей помогает в этом подруга Катя - устраивает на фирму к своему мужу Кириллу. Потом Кирилл внезапно погибает в автокатастрофе, и на его похоронах Алексей и Анна мирятся. Алексей, чувствуя свою вину, буквально носит Анну на руках. А Катя с горя пьёт. Но в конце концов не без помощи Анны она берёт себя в руки и начинает жить ради своих детей. В конце находит новую любовь. Что касается Анны, она в одной из командировок также встречает мужчину, в которого влюбляется, однако же, хранит верность мужу. А когда с мужем случается несчастье - он падает в строительную яму и получает перелом позвоночника - спешно возвращается домой, бежит к нему в больницу, поняв, как он ей дорог. Кончается всё хорошо - муж поднимается на ноги, и оба счастливы.
  Другой сюжет - "Марго из Парижа". Наташа Тимофеева, счастливая жена, искренне любит своего мужа Колю и хранит ему верность. По клевете её обвиняют в измене (а оклеветала её Дина - сестра мужа, приревновав к своему мужу, которого она по-дружески поцеловала). Коля выгоняет её из дома беременную. Подруга Инна Степановна уговаривает Наташу поехать в Париж. Та соглашается, но самолёт терпит крушение, и в живых остаётся только Наташа. Лицо её изуродовано, и её по ошибке принимают за погибшую Марго. В Париже она создаёт свой бизнес, становится известной на мировом уровне. И возвращается в Москву с уже взрослой дочерью Юлей. Коля, не зная, что Юля - его родная дочь (и не узнав в Марго своей Наташи), ухаживает за ней и не понимает, почему Марго запрещает им встречаться. В конце концов он летит в Париж и там узнаёт, что Марго и есть Наташа. И добивается её расположения. А сестра-клеветница сначала вроде бы счастлива со своим Толиком. Пока не узнала, что он ей изменяет. Она пытается убить любовницу мужа, но не получается, сама она попадает в психушку, откуда её под свою ответственность забирает Марго. Пережитое заставляет её переосмыслить свою жизнь, и она, наконец, понимает, что очень провинилась перед Наташей. И идёт на могилу просить у неё прощения.
  Эти два сюжета - изменённое продолжение "Всегда говори всегда" и "Доярки из Хацапетовки". Как можно видеть, сюжет вроде бы не стал хуже оттого, что все эти события происходят с другими людьми. Тогда почему создатели фильмов не додумались до такой простой истины? Единственное объяснение я вижу в том, что популярность фильма-оригинала создаёт рекламу для продолжения. Именно поэтому эти интересные сюжеты пытаются приурочить к уже известным.
  Но думаю, я не единственная, у кого подобное "продолжательское" кино вызвало негативную реакцию. Как же посоветую быть тем, кто не решается снять самостоятельное кино? С одной стороны - заманчивая реклама, с другой - возможная неприязнь телезрителей.
  Первое, что приходит в голову - это сместить акценты. Если, например, в "Иронии судьбы" главными героями были Надя и Женя, то в продолжении можно было бы сделать таковыми Ипполита и Галю, которые встретятся и полюбят друг друга, а счастливую пару - Надю и Женю оттеснить на второй план. Наверное, в любом фильме, даже самом счастливом, наверняка найдётся человек, ещё не нашедший себе пару. В "Доярки из Хацапетовки" таковой оставалась директор ресторана Анна Петровна, что давало возможность в продолжении выдвинуть её на первый план и помочь ей найти своё счастье.
  Другой способ - дать главным героям стать родителями, вырастить детей, а затем показать жизнь уже повзрослевших чад.
  И, наконец, третий способ - оставить главных героев таковыми, но придумать что-нибудь поинтереснее измены или долгой разлуки. Но такой бы способ ни был выбран, очень важно избегать разрушения семейного счастья и метаморфоз характеров в худшую сторону. Следует помнить главное призвание искусства - учить разумному, доброму, вечному. И от того, будет ли оно следовать этому призванию или превратиться в бестолковое шоу, зависит духовное здоровье нации. А от того, будет ли в обществе господствовать мораль или сплошная аномия, зависят и такие факторы как уровень преступность, доля разводов на единицу брака и количество детей из неблагополучных семей. Масскульт, ориентированный исключительно на развлечения, неспособен улучшить ситуацию. Это по силам лишь настоящему Искусству.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"