Верещагин Олег Николаевич : другие произведения.

Мифология Сторкада

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Некоторые сведения по мифологии "самого лучшего врага" Земли. Чисто для ознакомления, кому будет интересно.


МИФОЛОГИЯ СТОРКАДА

БОГИ

   Когда говорят, что "сторки не знают богов", то забывают, что это суждение ошибочно. В языке сторков есть слово "бог", и сторки отлично понимают, что это такое. Тем не менее, в их мифологии богов на самом деле нет - и сторки не признавали, что боги как-то могут влиять на их судьбу. По мнению сторков, боги предков потеряли своих почитателей в ходе какой-то катастрофы, сторки же забыли имена богов. "Верхняя ступень" поклонения сторков - не боги, а Предки, те, кто первыми ступил на землю Сторкада и создал общество сторков. Первые умершие на Сторкаде сторки начали строить за гранями миров Хэлэ-на-Эйле - дворец-город, в который приходят после смерти достойно окончившие свой земной путь сторки (наиболее древний и догматичный вариант - только сторки мужского пола) и где они ожидают, когда боги вернутся.
   Боги же ждут, что сторки отыщут их - поиски богов являются ключевым моментом в действиях сторков, моментом, постепенно превратившимся в религиозно-политический догмат. Так, расширение захваченных сторками территорий в космосе они всерьёз оправдывают именно тем, что таким образом становятся ближе к цели - Возвращению Богов.
  

МИРОУСТРОЙСТВО

   Мир сторка делится на Семь Миров. Таким его создали не боги, а Сила Сил - и мир был "безголов" и не имел смысла и порядка, пока не пришли сторки.
   Вне наших ощущений и вообще вне плана нашей реальности располагается огромный и постоянно растущий дворец-город Хэлэ-на-Эйле, место обитания Предков, мир, целиком созданный самими сторками по их плану и разумению, "голова" сущего - всех сторков, которые умерли, ничем не опорочив свой род. После смерти сторк поднимается по Радужному Мосту Ре'бокк-о-Брю к воротам Хэлэ-на-Эйле и входит внутрь. На мосту его встречают ранее умершие родные и близкие. Они же, если пришедший чем-то запятнал себя, безжалостно сталкивают его с моста в Исэ (см.далее).
   Ниже расположен Ар'накъя-Бокк - "простор накъятт", проще говоря - мир воздуха. Сторки считают его своим даже в большей степени, чем, например, землю. Если в земной мифологии воздушный мир - это мир духов, богов, сказочных героев, умеющих летать - то для сторка это очень обыденное, но в то же время возвышенное (в прямом и переносном смысле слова!) место, знакомое с детства, поле подвигов и странствий, где нет границ и препятствий. В ранние времена именно смерть в Ар'накъя-Бокк считалась наиболее "достойной" сторка.
   На одной "горизонтали" лежат Три Мира Бытия - Тро'ванг Ас'юрр. Это Арк (Земля и всё, что на ней растёт, от гор до травы), Ар'дэкк-Бокк (моря Сторкада, вообще любая вода) и стоящее несколько особняком Фламм - Пламя, под которым разумеется любой огонь, глубоко почитаемый сторками. Именно Фламм в изначальные времена родило и заронило в души сторков Огонь Народа. И именно в Тро'ванг Ас'юрр происходят самые важные, хотя и не всегда чистые и высокие (в отличие от Ар'накъя-Бокк) дела сторкадской мифологии.
   Особняков в Семи Мирах стоит Балч. Балч - полоса вдоль берегов островов, которая во время приливов покрывается водой и обнажается отливами. Это место неуверенности, место податливой изменчивости, а ещё - место обитания множества духов-шейд (вихт), безымянных, нелепых, трусливых и в то же время опасных своей численностью и непредсказуемостью. Сторки презирают их, никогда не старались ничем умилостивить или подчинить, но и избегали постоянного соседства с ними. Рассказ о том, как некий герой ещё в детском возрасте одерживает победу над обитателями Балч даже без оружия, одной своей волей и отвагой (иногда - и хитростью, предлагая им пересчитать песчинки на пляже либо наполнить водой бочку без дна) - один из излюбленных мотивов в сторкадской мифологии. Именно с этими духами сторки поздних времён нередко сравнивают своих врагов-не сторков. С другой стороны, именно в Балч проще и легче всего творить любое колдовство.
   Нижний из миров - это Исэ. Сюда попадают все те, кто чем-либо опозорил своё имя и имя Рода и всего Народа. Здесь они обречены вечно скитаться по колено в полной острого льда, но незамерзающей воде, не в силах выбраться на берега. Туман, состоящий из того же льда, путает и кружит попавших в Исэ, непрестанно показывая им в своём кружении картины их преступлений. Говорят, впрочем, что в Исэ всё-таки можно найти берег - это случается, если нарушитель законов сможет найти в себе силы искренне думать не о себе самом. Но никто не может сказать, что же происходит с выбравшимся из воды и тумана...
   Вне Семи Миров лежит Пустота - не мир в привычном нам понимании, но пространство, где нет ничего, привычного и понятного нам. Тем не менее, туда могут попасть - и случайно, и по своей воле - сторки и там обитают различные духи, одинаково враждебные, впрочем, для любой жизни...
   ...Со временем - особенно с момента очень раннего по меркам социального развития общества выхода сторков в космос - данная картина мира постепенно стала восприниматься уже как нечто отвлечённо-сакральное, а то и философски-научное. Тем не менее, сторки и сейчас практически все верят в то же посмертие, что и их предки.
  

ДУХИ

   Сила Сил - безликая, лишённая разума и невероятно, космически буквально, могучая сущность, ответственная за всё, что происходит в мире, но одновременно - могущая быть подчинённой волей даже одного сторка. Сила служит сторкам, потому что они, не имея своей силы такого масштаба, обладают волей, Огнём Народа - воля сторков подчиняет Силу и придаёт ей направление, форму и значимость.
   Огонь Народа - сын Фламм. Невидимый, но могучий дух, вселившийся в сторков в дни отчаянья, когда их народ вымирал в незнакомой земле после переселения. Его мать - Фламм - просто не хотела, чтобы погиб новый род живых существ, но сам Огонь пошёл дальше. Неуступчивый, яростный, буйный, он решил, что поможет сторкам "стать выше самих себя" и сделаться господами и повелителями всего сущего. Внешние признаки наличия в сторке Огня Народа - рыжие волосы и блеск в глубине глаз. Но Огонь способен подвигнуть сторка на опасное безумие, вот почему приходится ежесекундно смирять его, вести себя особо выдержанно и взвешенно, почти бесстрастно. И лишь в бою сторк отпускает Огонь на волю полностью.
   Отцы - первое поколение сторков, умерших на земле Сторкада. Они - полновластные хозяева Хэлэ-на-Эйле и его первонасельники и зачинатели. Возглавляют их Год Глаффа (хранитель обычаев), Сьё Йорр'алд (военный вождь) и Рюл Вэх (мальчик-трубач, вестник Отцов и постоянный покровитель и защитник воюющих детей).
   Дружина Отцов (Соорд) - хотя воинами являются все сторки, но те, кого взяли в Хэлэ-на-Эйле Сёстры (см.ниже), вступают в Соорд (именно так, с большой буквы) - объединение лучших из лучших. Именно Соорд незримо участвует во всех боях, которые ведутся сторками, наделяя своих живых собратьев сверхвозможностями. Ни расстояния, ни время для его воинов не преграда. В мирные же времена любимая забава Соорда - в ураганные ночи мчаться с ветром; тогда можно слышать, как в тучах звучит их боевая музыка, которой нельзя подыгрывать и которую нельзя запомнить.
   Старухи - три безымянных сестры, записывающие и зарисовывающие жизнь каждого сторка по мере её прохождения. Эти записи хранятся в отдельном зале Хэлэ-на-Эйле. Некоторые верят, что Старух можно подкупить или улестить, они изменят записанное - и с этим изменится и само прошлое того, о ком говорят записи. Но большинство сторков так не считают. Старух традиционно не любят, непонятно, почему, так как они никому не делают зла по сути. Их именем проклинают, к ним "посылают" (вроде нашего "к чертям!")
   Сёстры - прекрасные (и жестокие, точней, бесстрастные) девушки, обитательницы Хэлэ-на-Эйле (по некоторым версиям - единственные там существа женского пола). После каждого боя, в котором участвуют сторки, какая-то из Сестёр забирает с собой в Хэлэ-на-Эйле лучшего из павших бойцов для Соорда. Сексуальные отношения, судя по всему, Сестёр не интересуют.
   Духи Ветров - четверо братьев-духов: Норстанд, Суайтр, Астайр и Вюстир (проще говоря - ветра Северный, Южный, Западный и Восточный). Братья-ветра переменчивы и непостоянны, но они не злы (хотя могут стать злыми!) и очень любят храбрость и риск. Их любимые звери - накъятт, а всадники накъятт могут всегда рассчитывать на помощь братьев, особенно если в детстве не пропускали специальных Дней Ветра - четырёх в году - которые надо встречать на самом высоком месте жилья. Говорят, что можно выковать такие флюгера, которые позволят их создателю и обладателю управлять ветрами по собственному желанию - но в мифологии подобные попытки, даже сперва удачные, всегда заканчиваются так или иначе очень плохо.
   Съю'сэтт - добрый, хотя очень скрытный и, как бы сказать, ироничный дух дома. Его видят очень редко, как правило - в облике бородатого кряжистого карлика, демонстративно и с ворчанием исправляющего какие-то домашние неполадки. При этом дух очень могуч и, отстаивая своё жилище, способен сокрушить самых свирепых и сильных врагов, как из плоти и крови, как и волшебных. Одолеть его в такой схватке могут лишь наиболее мощные противники. Что интересно, съю'сэтт никогда не живёт в родовых Домах сторков, его можно встретить лишь в очень редких у этого народа индивидуальных жилищах. Сторки объясняют это тем, что у духа застарелая вражда с накъятт. Съю'сэтт, как считают учёные, пришёл в общесторкадскую мифологию из верований небольшой группы обитателей Сторкада, проживавшей на нескольких островах. Они сильно отличались фенотипически от сторков (цветом волос и глаз, общими чертами лиц), говорили на особом языке (от него осталась всего пара десятков слов) и слились с основной массой населения задолго до объединения Родов.
   Диззэ - женские духи Рода. Как правило, это "духовные слепки" наиболее уважаемых и почитаемых женщин, остающиеся после физической смерти тех на земле, чтобы присматривать за своими потомками-женщинами и маленькими детьми. Диззэ мудры, легко откликаются на призыв о помощи из женских уст, но при этом они же сторонятся мужчин (даже мальчиков из своего Рода, стоит тем подрасти) и очень мстительны. Особенно страшно они мстят тем, кто причиняет зло маленьким детям - как правило, никакая земная или магическая защита не способна уберечь преступника от мести диззэ. Говорят, что после того, как свершается месть на земле, диззэ лично дотаскивают умершего прямиком до Исэ, минуя Ре'бокк-о-Брю, и, насмехаясь над ним, сталкивают там в самое ужасное место. Дети до определённого возраста могут слышать, как поют диззэ и даже иногда говорить и играть с ними.
   Ф'эч - невидимый и никак себя не проявляющий в материальном плане дух, который, тем не менее, занимает важное место в мифологии сторков, потому что он способен предсказывать будущее. Находясь рядом со сторком, ф'эч передаёт ему не образы, но ощущения того, что должно произойти. Предсказания духа не статичны, будущее можно изменить и нужно менять к лучшему.
   Зуртс - злые демоны холодных пространств, обитатели любого места, где царит холод (и, желательно, тьма!) Первый признак зуртс - нестерпимый холод ("...рог примёрз к губам его, меч примёрз к руке его..."), который нередко убивает живое существо ещё до того, как появится сам демон: сперва в виде ледяной сине-чёрной с алыми искрами тучи, потом - могущий обрести любую форму. Оцепенённую холодом жертву зуртс раздирает на части и поедает, особенно алкая ещё не остывшей крови (говорят, что зуртс завидуют наличию таковой, хотя всячески эту зависть скрывают...) Но сторки, воодушевлённые Огнём Народа, изгнали зуртс прочь от любой жизни, в Пустоту, и с тех пор те вечно злобятся на Народ, радуются любой его неудаче и мечтают вернуться.
   Ра'аг - мертвец, похороненный в Балч. Считается, что тело такого мертвеца будет в каждый туман появляться вместе с ним и блуждать по воде и суше невдалеке от своего захоронения. Приметы ра'ага - повёрнутые назад ступни и то, что он передвигается, не шевеля ногами. Встретив любое живое существо, ра'аг нападает на него, стремясь утащить под песок следом за собой. Убежать от него невозможно, но храбрость и хорошее оружие вполне способны помочь отбиться от ра'ага, и после такой "второй смерти" он успокаивается навсегда.
  

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВА

   Немалая часть этих существ на самом деле являются живыми и вполне реальными существами, обитателями Сторкада, истреблёнными сторками. Но нередко трудно различить, где такое существо, где чисто мифологический персонаж, а где - существо опять же реальное, которому фантазия придала сверхъестественные черты.
   Следует отметить такую особенность сторкадской мифологии, как очень малое количество в ней животных, наделённых сверхъестественными способностями, так характерных для мифологии Земли (и подавляющего большинства других планет!) Связано это с тем, что изначально сторки поставили себя "в жёсткую оппозицию" ко всему животному миру планеты, агрессивно покоряя и сплошь и рядом безжалостно истребляя его - соответственно, они не имели никаких сакральных корней в окружающем. Отчасти это заменило высокое любование красотой природы (и красотой вообще) и страсть к изящным формам, ко вписыванию своих жилищ в ландшафт, постепенно вошедшие в плоть и кровь сторкадского общества.
   Стад'эйр - загадочный и почти божественно могучий народ, владевший Сущим до того, как появились привычные нам миры, существа и понятия. Народ этот сгинул в войне с неким чудовищно сильным врагом (или куда-то ушёл, потерпев поражение, неясно). Сила Сил - всё, что осталось от этого народа в нашей реальности, как некий "бесхозный инструмент" или скорей "рабочее животное", и никто уже не скажет: она ли создала и Стад'эйр тоже - или они создали её... Стад'эйр были для сторков на Сторкаде просто легендой - и велико оказалось их удивление, когда, выйдя в космос, они стали нередко натыкаться на вполне осязаемые и вещественные приметы реального существования когда-то этого народа! Сторки быстро (и небезосновательно!) начали считать себя потомками Стад'эйр.
   Илф фэ'ч - сказочно прекрасные обликом существа, живущие внутри скал. Они похожи на сторков, но имеют волосы и глаза другого цвета, а главное - если приглядеться и смотреть не на них, а чуть в сторону - то можно увидеть, что их черты лиц складываются в звериные. Илф фэ'ч могут очаровывать голосом (они прекрасно поют) и движением, часто похищают детей, с которыми забавляются, как с куклами или игрушками, а потом покидают или случайно убивают их. Сторки, впрочем, утверждают, что "никто не видел илф фэ'ч на Сторкаде; то, что мы говорим, а вы слышите - это об иной земле, земле наших предков; там и остались илф фэ'ч - и все они утонули..." Но легенды об илф фэ'ч поразительно живучи.
   Хадди - колдун-сторк. Хадди могли быть как злыми, так и добрыми (если первый термин безусловен, "чёрный хадди", "гэзо" направлял все свои умения на удовлетворение своих прихотей и на причинение зла окружающим, зачастую - даже бесцельного по сути зла, то второй термин расплывчат; "белый хадди", "год", мог быть не менее жесток, но его действия всегда имели под собой почву "достижения общественной пользы", скажем так. "Добрых" в понимании земных мифов хадди у сторков просто не было). Сила хадди могла быть как врождённой, так и "выученной"; врождённые хадди были сильней "выученных", но зато не имели выбора - не могли отказаться от того, чтобы стать хадди, такие отказы приводили к трагическим последствиям, в том числе и масштабным. Будущего врождённого хадди можно было легко определить после третьей весны - он становился чем-то очень не похож на остальных детей, каждый раз эти отличия были особыми, но всегда - несомненными. Путём новых и новых инициаций-посвящений (до семи) хадди мог достичь такой силы, что становился способен в одиночку сражаться с целым войском или самыми могучими духами - но подобных хадди за всю легендарную историю Сторкада было семеро: трое годов, трое гэзо и Безымянный. Огромное большинство хадди либо сами удовлетворялись 3-5 ступенями инициации, либо вынужденно "застревали" на них. Навыки обычных хадди были самыми разными - от простого умения лечить травами до умения заговаривать оружие перед боем, мгновенно перемещаться из одного места в другое или читать мысли.
   Безымянный - владыка острова Дэм-Торсад времён последней войны, позже - владыка Сторкада, Глава Совета Родов, Император. Интересен тем, что является безусловно историческим персонажем, наличествуют даже записи его голоса и фотоснимки, но при этом странным образом нигде не зафиксировано его настоящее имя, хотя такого, в принципе, не может быть у сторков. Был хадди, точнее - выяснилось, что он хадди, уже после его окончательной победы. Загадочно исчез после очень длительного правления, в конце которого сторки уже вышли в космос - исчез, оставив после себя золотое кольцо Даритель, которое носил, не снимая, с детства - и по легенде выковал сам в жерле вулкана Сви'галли, проходя ещё только первую ступень инициации.
   Раахэн - вполне реальное (на данный момент считающееся полностью истреблённым) гигантское головоногое, обитатель морей Сторкада. Особо крупные раахэны были опасны даже для прибрежных поселений. Сторки считали, что наиболее крупные раахэны обладают разумом, владеют могущественным колдовством и способны к оборотничеству - легко принимают облик сторков, и отличить их можно лишь по совершенно чёрному языку.
   Доран-донари - огромная змея, обитатель лесов в низинах между гор, обладавшая способностью зачаровывать путников взглядом. Зачарованному и не могущему двигаться дальше путнику доран-донари начинала задавать вопросы, на которые не существовало разумных ответов. Если путник не мог ответить на три вопроса, доран-донари глотала его живьём. Но и тот, кто понимал "систему" происходящего и начинал отвечать первое, что приходило в голову, после чего доран-донари его отпускала - терял разум. Весь "род" доран-донари был уничтожен культовым героем Ас'эрра, который смог поставить дело так, что не видел зачаровывающего взгляда змей и не слышал их голосов. У доран-донари есть реальный прототип - на самом деле гигантская рептилия, полностью истреблённая сторками.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"