Аннотация: Это моя подробная автобиография, которую я пишу уже много лет...
Исповедь перед Концом Света
1. Моя родня по отцу и по матери
Мир - это Род
Род и Природа - родители народа, как разумели наши древние родичи, радея родному и радуясь ему. Радуясь животворящему Солнцу и Свету - и продолжая в самих себе творить и воспроизводить Единую Жизнь...
Родовое Начало - Солнечное Начало - оно и творит Природу ("весь белый свет"), и оно же непрерывно само воспроизводится ею, присутствуя и раскрываясь с неисчерпаемой творческой силой в каждом её атоме. Они одновременно - и супруги друг другу, и друг другу родители. А поскольку друг другу родители - то друг другу и дети...
Мир - это и Вселенная, и Община. История человечества началась с первобытного коммунизма - с Родовой Общины. Как Солнечная система строится вокруг Солнца - так и первобытная община стала строиться вокруг общего Огня - превращаясь в Общество как в Единую Семью.
Семью можно разрушать сколько угодно - но её всегда будет возрождать общий Огонь.
Человека можно убивать сколько угодно - но его всегда будет воскрешать - в каждом утре, и в каждой весне, в каждой росинке на каждой сосне - бесконечно живое Солнце...
...
Каждый человек на все 100% состоит из своих предков, из всех своих родителей и прародителей, которые жили и тысячи, и миллионы лет назад, и в каком бы виде и качестве они ни существовали. Нет такой вещи в Мироздании, или такой силы, которая бы не участвовала в рождении и формировании каждого из нас - каждого из нас как разумного микрокосма и живой голограммы и фотограммы (гелиограммы). И это рождение и становление - непрерывно...
Можно ли гордиться своими предками, своим родом, своей национальностью, своей расой? Можно, если сознаёшь в себе, в своей крови, в своих генах, в самых глубинах своего существа, полученную от твоих предков Родовую Программу, Натальную Программу, и если ставишь целью и смыслом своей жизни продолжать осуществление этой Программы. А это в конечном счёте есть программа бесконечного развития и совершенствования, и соединения не только всего человечества, но всего живого и сущего - в единую Мировую Семью.
"...Народы, распри позабыв,
В великую семью соединятся..."
(А.С.Пушкин)
И очень древняя идея Мировой Империи, возникшая, как только появилось первое государство на Земле, и христианская идея Вселенской Церкви Христовой (или исламская идея Мирового Халифата), и большевистская идея Мировой Коммуны в рамках этой Абсолютной Программы суть только промежуточные формы осмысления этой грандиозной всечеловеческой и всемировой задачи, которую должен будет осуществить рождённый общими усилиями человечества и Природы - грядущий Большой Человек, Космический Человек.
И это закономерно будет - сквозь все бури и катаклизмы предстоящих веков - просветлённый и просвещённый своей титанической внутренней работой Солнечный Человек, творец единой общечеловеческой гелиоцентрической цивилизации, открытой всему Мирозданию, и устремлённый своей крылатой солнечной душой - в сияющую бесконечность безграничной мысли и безграничной жизни...
...
Русский и Советский Космизм в своём закономерном и последовательном развитии уже давно становится не просто уникальным культурным явлением - а совершенно целостным, универсальным и интегральным Мировоззрением, соответствующим наступившей космической эпохе, становится естественным и гармоническим синтезом всей Мировой Культуры, от самых первобытных времён - и до самых невероятных последних научных открытий, раскрывающих подлинно волшебную природу реальности. Целостная Картина Мира формирует и Целостного Человека, которому будут не страшны уже никакие силы разрушения.
И каким будет человек - таким будет и общество, то есть - действительным и осознанным микрокосмом, равно - живой и раскрывающейся голограммой и фотограммой (гелиограммой), проекцией как Солнечной системы, так и единой Вселенной, космограммой (как и каждый человек, и каждая вещь), где любая часть заключает в себе Целое и является живым и разумным диалектическим Целым.
И где каждая брачная пара - это Небо и Земля, творящие единый Космос...
Цель всего - это Целое. И это Целое есть Мир как растущий Род, непрерывно рождающий Мысль и Жизнь во всё более новых и во всё более совершенных формах...
И где рождение - там и возрождение...
...
Натализм - это и родство, и родительство, это бьющееся сердце космизма, его динамический стержень, его единая живая космическая вибрирующая, подлинно музыкальная, внутренняя струна (отсылка к теории музыки и к "теории струн"); это сам космизм - как Абсолютная Идея и Абсолютная Программа - в своём живейшем светоносном самораскрытии; это - культ единого Родового Начала, создавшего всё и раскрывающегося во всём.
Натализм - это единая изначальная сущность - родовая сущность - вселенская сущность - всех локальных национализмов и патриотизмов, всех подлинно живых индивидуальных и социальных интересов и устремлений, осознание и раскрытие которой положит конец всякой классовой и расовой войне в истории человечества, положит конец как всякому насилию человека над человеком, так и всякому насилию человека над Природой.
Натализм - это всечеловеческая Мировая Мечта о Мировой Семье, где торжествует изначальная космическая любовь, разрешающая все противоречия и преодолевающая все преграды...
Вглядись в Мир - сквозь всю его боль и радость - всем сердцем и всем существом - и ты увидишь Мировое Счастье!..
И будет только одно желание - продолжать рожать и совершенствовать - вместе со всеми родными существами - всемогущую Мысль и бесконечную Жизнь!..
Здесь сила - побеждающая смерть!..
И что это, если не любовь?..
Моя родня по отцу
Об отцовской родне я уже писал довольно много в своей "Исповеди перед инфарктом" (это моя 1-я, ещё очень краткая, автобиография). Особенно про деда Нестора. Писать о себе и о своей родне можно бесконечно, как и раскрывать в истории себя и своего рода всё более глубокие пласты и измерения единого Смысла (он же суть Мировой Разум, Абсолютный Человек, Христос-Логос) и получать от этого Смысла всё более могущественные импульсы к продолжению жизни - к продолжению и развитию единой Мировой Мысли и единой Мировой Жизни (что суть одно) и к раскрытию её неисчерпаемых потенций - потенций познания, творчества и любви. Здесь напишу - сколько ещё успею...
Благослови, Господь!
Дед, Веретенников Нестор Евдокимович
Дед Нестор говорил мне, что родился он в 1879 году (хотя потом было много путаницы в документах) в селе Петровский Посад (или Петровское) на Вятке, а уже позже они переехали в Уржум, и по документам он родился в Уржуме...
Помню, дед рассказывал мне об одном из самых своих первых детских впечатлений. Знакомым мужикам (кажется, соседям) очень надо было куда-то ехать, но был очень сильный мороз, и ехать было невозможно. И вот эти мужики сидели у них в доме на лавках, обсуждали это дело, жаловались на мороз; и один из мужиков от досады швырял об пол свою шапку и ругался. А потом, как они ушли, его отец (мой прадед) решил показать деду "фокус": они вышли на двор с ковшом воды, и отец зашвырнул эту воду вверх - а назад уже со звоном упали ледышки...
Рассказывал, что когда ему исполнилось шесть лет, отец надел ему на шею кнут - и отправил пасти скотину. Дед плакал, страшно было одному управляться с коровами и быками, да ещё где-то в лесу, но пошёл, куда денешься...
Когда отец отправлял его, ещё почти мальчишку, куда-то далеко на заработки, да и вообще "в люди", в какой-то один из волжских городов (возможно, в Казань), и посадил на пароход - и пароход уже отошёл - то крикнул ему с пристани своё последнее напутствие:
"Нестор, береги копейку!.."
Прадед Евдоким умер в Гражданскую войну, в 96 или 98 лет, от тифа, как говорил отец...
А прапрадед Максим прожил 115 лет. Вернулся из своих суворовских походов почти глухим, от грохота своей пушки, женился поздно, но детей было много; и дед помнил, что на дворе он появлялся редко и очень не любил громкого детского крика: сильно болели уши...
...
Дед Нестор был, наверное, самым близким мне человеком из всей моей старшей родни. Самым добрым. Никто, как он, не стремился так что-то рассказать мне (в том числе и о нашей родословной), чему-то научить...
Показывал мне большой альбом с разными старыми картинками, открытками и фотографиями про Гражданскую войну, что-то рассказывал про каждую. Я особенно запомнил большую красочную картинку, где Красная Армия сражается с белополяками в 1920 году: сцена рукопашной схватки поразила меня своим драматизмом...
Дед сажал меня себе на колено и качал, энергично напевая известную, очень бодрую, песню из времён Гражданской войны:
"Мы красные кавалеристы, и про нас
Былинники речистые ведут рассказ..."
Помню, как он, сидя за нашим, ещё дореволюционным, пятиугольным столом в большой комнате, чинил какие-нибудь редкие старинные часы (часто карманные), разложив и расставив перед собой огромное количество самых разнообразных часовых инструментов и прочих атрибутов часового дела, включая разные скляночки, как в какой-нибудь лаборатории или мастерской. Он разрешал мне сидеть рядом и смотреть, только строго запрещал шевелить стол. Иногда что-то объяснял по ходу дела. Но долго так сидеть я не выдерживал и куда-нибудь убегал...
И не один раз случалось, что он вдруг звал меня:
"Володька! Давай сюда, ищи скорей: колёсико маленькое упало, где-то под столом! Только осторожней, не раздави!.."
Зрение у меня в детстве было превосходное, и я легко и быстро находил под столом это колёсико...
Все дедовские и отцовские часовые инструменты мать, после смерти отца, продала какому-то мужику, за тысячу рублей... Но у меня остался часовой молоточек деда, с его инициалами "НВ"...
...
Деду Нестору я обязан не только своим именем (а он настоял, чтобы меня назвали Владимиром в честь Ленина), но, можно сказать, и самим своим рождением: именно он настоял, чтобы отец ушёл с военной флотской службы (а отец свою морскую службу очень любил), вернулся домой, поскорее женился и родил ему внука. Выбор отцом невесты (моей будущей матери) он одобрил...
В его очень не простой жизни (а уж такова была эпоха... хотя, впрочем, какая эпоха бывает простой?..), в его личной судьбе, в силу закономерностей самой нашей российской истории, последовательно и противоречиво сочетались и поиски личного благополучия, и материального, и семейного, и стремление к высочайшему мастерству в том же часовом деле, и эксперименты на писательском и поэтическом поприще, и поиски правды (и в религии, и в атеизме) и социальной справедливости, сочетались и христианство, и коммунизм, благоговейное уважение равно и к Христу, и к Ленину.
И я много раз удивлялся, насколько его духовные поиски, и поиски его поколения, перекликаются и с нашим нынешним историческим моментом (а уже давно 21-й век...), и с моими собственными духовными поисками, с необходимостью неразрывно соединить все вещи в Абсолютной Картине Мира...
...
За что ещё я очень благодарен деду - так это за то, что он был единственным из всех моих старших родственников, кто мог обсуждать со мной, мальчишкой, подростком, самые интимные проблемы, о которых тогда вообще было совершенно не принято говорить в советском обществе, о чём никогда не говорил со мной отец и никто другой.
Я хорошо помню его разговор со мной об онанизме. Он сказал мне, что иногда этим нужно заниматься, потому что иначе это может быть просто вредно, может "моча в голову ударить". Говорил, что и взрослые мужики этим занимаются очень часто, и это нормально. И увидеть это можно, например, в бане, он сам это сколько раз видел.
Этот разговор имел для меня огромное значение, ведь даже с близкими друзьями у меня никогда не было разговора на эту тему. Советская медицинская, гигиеническая, педагогическая литература по этому вопросу утверждала, что онанизм - вреден для здоровья, и физического, и психического, и что вообще - это нечто очень постыдное и недопустимое, с чем необходимо бороться, например, с помощью занятия спортом.
Что существует и женская мастурбация - и что девчонки тоже могут страдать от аналогичных проблем - я тогда вообще не подозревал и представить себе это не мог; я тогда полагал, что это лишь проблема мальчишек-подростков в определённом возрасте. И что это лишь проблема - очень "нехороших" мальчишек. Очень постыдная проблема.
Я ведь до этого разговора с дедом пытался - в самом буквальном смысле - калёным железом выжечь из себя этот "грех". Прижигал себе запястье раскалённым ножом, протыкал себе кожу на груди острым концом напильника. И следы этих аскетических самоистязаний остались на моём теле на всю жизнь. Дед спас меня от дальнейшего самокалечения и от многих моральных мук, связанных с этой проблемой.
...
Дед был единственный из всей моей родни, кому я, кажется, в 5-ом классе, дал почитать тетрадку с моим первым литературным фантастическим творением "Тайна метеорита Сирасколья-12". И помню, с каким серьёзным вниманием, без тени улыбки или какой-то иронии, он читал при мне, тёмным вечером, при свете настольной лампы, за нашим пятиугольным столом, этот мой труд. И сделал, по ходу чтения, цитируя мой текст, несколько очень толковых замечаний, которые я принял к сведению.
Он сделал эти замечания с самой искренней и серьёзной уважительностью, без тени какого-либо критического негатива, как взрослому человеку, который всерьёз занялся литературным трудом, как собрату и сотоварищу по творческой работе. Лишь позже я вспомнил, что он и сам когда-то пытался писать и стихи, и прозу.
...
После смерти матери, я нашёл записку отца, где он говорит, что дед был не только знаком с Дзержинским, но и был сотрудником ВЧК в 1918 году, по личной рекомендации Ворошилова (у которого дед в 1918 году был в Петрограде шофёром). Раньше я этих подробностей не знал, хотя и помнил, что он работал в ЧК. И сколько ещё можно было бы узнать!..
Сотрудником ВЧК... В 1918 году Петроградской ЧК, после убийства Урицкого, руководил Глеб Бокий, загадочный "красный эзотерик", чья секретная структура внутри ВЧК конкурировала в поисках и разработках с оккультной организацией "Аненербе", созданной потом Гиммлером в Германии...
И, конечно, тут невольно вспоминается эзотерическая легенда, что чаша Святого Грааля, которую искала и нацистская СС, находится где-то в Санкт-Петербурге, и что за ней охотились ещё во время Гражданской войны, в том числе, и ЧК...
Есть и версия, что Святой Грааль - это камень ("философский камень"?)...
Да, Санкт-Петербург - Город Священного Камня...
...
А в одну из наших с дедом последних встреч, если не в самую последнюю, уже в Сестрорецке, в его последней квартире, у нас зашёл с ним - впервые в жизни - разговор о Библии, и он показал мне свою: страшно старый, совершенно растрёпанный экземпляр, небольшого формата, стянутый поперёк резинкой. Ещё дореволюционное издание (жаль, что я не рассмотрел всех данных).
И помню, как дед мне сказал, и с каким чувством:
"Володя, я ведь был благовестником!.."
Как это много значит для меня теперь!..
Дед всю жизнь старался понять Библию, христианство, религию. Хотя никогда со мной, почти до самой смерти, об этом не говорил: не то было время, мы жили в государстве с официальной атеистической идеологией. Дед говорил, что очень со многим в Ветхом Завете он не может согласиться. Говорил, что царь Давид был страшный человек, казнил своих врагов самой безжалостной и страшной смертью, и многие другие ветхозаветные персонажи поступали подобным же образом. И что только Христос учил настоящей любви...
Приводил, тогда уже хорошо известные мне, слова из Нового Завета:
"Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём".
(1-е послание от Иоанна 4:16)
...
Дед прожил 102 года. Ровесник Сталина, односельчанин эсера-террориста Егора Сазонова (убившего министра внутренних дел Плеве), детский приятель Кирова и его сотоварищ по революционному кружку. Современник и участник великих исторических событий, до сих пор так мало понятых и осмысленных, но которые в огромной степени определяют то, что происходит сейчас...
И определяют, и будут определять... Впереди ещё столько войн и революций!..
И ещё столько раз надо будет понять: ради чего это всё...
Бабушка по отцу, Вера Гансовна Веретенникова (урождённая Сахкенберг)
Она была строже, чем дед. Но я всегда чувствовал в ней какую-то особую правду, она никогда меня не обманывала (в отличие от матери), и я ещё в самом раннем детстве понимал, что она всегда стремится поступать со мной по справедливости. Если она сердилась на меня - то это было всегда по делу. Ремнём она меня ударила только один раз в жизни, на даче, в Песочном, и это тоже было по делу...
Раз очень горячо, и очень сильно волнуясь, она заступилась за меня, на кухне, перед матерью, когда та била меня из-за какой-то ерунды, а больше от плохого настроения, а я сильно плакал; я это запомнил на всю жизнь...
Да, баптисты и евангелисты решительно были - и против всякой войны, и против всякого насилия; это было и у деда...
Бабушка Вера (как и дед когда-то) была баптисткой, но тогда об этом нельзя было говорить. Я просто знал в детстве, что она верующая, и что иногда к ней приходят какие-то тихие и добрые старушки, о чём-то тихо беседуют. В ней была очень сильная традиционная протестантская закваска - но это я смог оценить лишь после того, как сам в 1970-е годы близко познакомился не только с тогдашними опальными православными священниками и активистами, но и с протестантами: баптистами, адвентистами, пятидесятниками...
Она первая из людей - и единственный раз - что-то попыталась рассказать мне о Боге. На даче, в Песочном, летом 1959 года (мне ещё не было восьми лет), когда мы были с ней одни. И это было для меня чем-то похожим на какую-то очень серьёзную и важную сказку, меняющую мои представления о мире. Сказка - это уже что-то знакомое и привычное, и, вроде бы, понятное (с мифами Древней Греции я тогда ещё, кажется, не был знаком). И в то же время я видел и чувствовал, что бабушка Вера говорит о Боге не как о чём-то сказочном, а как о какой-то высшей реальности; и мне хотелось задать ей о Нём много вопросов. И ей, не только ей... Но мать, приехав в выходной на дачу, и услышав от меня слово "Бог", устроила бабушке Вере большой скандал, и больше этих разговоров у нас не было...
И поскольку бабушка Вера была единственным верующим человеком в моём окружении, то тема религии вообще очень надолго ушла из сферы моего внимания. Хотя, будучи атеистом, журнал "Наука и религия" я всегда читал с огромнейшим интересом ещё с детства...
...
Целых пять летних каникул, по почти полных три летних месяца, я и сестра Рита провели на разных дачах в Песочном (всего их было три) именно с бабушкой Верой, родители приезжали только с субботы на воскресенье, отпуская бабушку на сутки (как я теперь понимаю, хотя бы просто и для того, чтобы она могла сходить в баню).
За продуктами там ходил, по её поручению, обычно я, особенно последние три-четыре лета. Все наши дачные траты на продукты она аккуратно записывала и давала мне каждую неделю, чтобы я подсчитал общую сумму. И помню, что мать удивлялась в разговоре с родственниками или знакомыми (не в присутствии бабушки), как она умудряется тратить так мало. А я помню, что у бабушки Веры на даче я ел ровно столько, сколько хотел и никогда не переедал, и она никогда не заставляла меня есть насильно, в отличие от матери, и еда у нас не выбрасывалась...
Помню, как ещё в первые два лета ходили с ней на карьеры, через железную дорогу, чтобы купаться. Она сидела на траве, прикрыв голову от Солнца какой-нибудь газетой, и с тревогой смотрела, как бы со мной и сестрой там, в воде, чего-нибудь не случилось. Я уже тогда видел и чувствовал, что вся эта дачная возня с нами для неё довольно большая нагрузка, уже тогда у неё было довольно плохо с сердцем...
...
Нашёл в Сети документы.
Веретенникова Вера Гансовна, 1894 г.р.
Место работы: 2-е Дзержинское районное жилищное управление (РЖУ), домохозяйство No221, уборщица.
Награждена медалью "За оборону Ленинграда".
Дата решения о награждении: 03.06.1943.
Медаль вручена: 26.11.1943.
Место вручения: Ленинград.
В списке короткое пояснение:
"Тушила пожар и оказывала первую помощь пострадавшим".
...
Мои умершие в блокаду родственники по линии бабушки Веры (нашёл эти, поразившие меня, две записи в Сети в 2015 году, после смерти матери):
Сахкенберг Дарья Георгиевна, 1870 г. р. Место проживания: В. О., 16-я линия, д. 39, кв. 10. Дата смерти: апрель 1942. Место захоронения: Пискаревское кладб. (Блокада, т. 26)
Сахкенберг София Гансовна, 1917 г. р. Место проживания: В. О., 16-я линия, д. 39, кв. 10. Дата смерти: май 1942. Место захоронения: Смоленское лютеранское кладб. (Блокада, т. 26)
Я об этих двух женщинах ничего не знал! Это абсолютно точно - родственницы моей бабушки Веры: Веры Гансовны Веретенниковой (Сахкенберг). Я хорошо помню, что её сёстры Елизавета и Мария жили на какой-то из линий Васильевского острова, в большой коммунальной квартире; в детстве меня возили к ним в гости, и они угощали меня чаем с вишнёвым вареньем...
София Гансовна - это явно её младшая сестра, хотя я о ней никогда не слышал. И разница в возрасте больше двадцати лет. Но слишком всё совпадает! У них была очень большая семья, кажется, десять человек детей, как говорила мать...
А Дарья Георгиевна - неужели это мать бабушки Веры?.. Моя прабабка?.. Выходит, так!.. Да, кажется, она была русская, замужем за Гансом Сахкенбергом, шведско-эстонского происхождения, у которого была какая-то мебельная фабрика в Питере (об этом тоже тогда было не очень принято говорить). И Георгием, значит, звали деда бабушки Веры по матери, как и её брата. И, значит, своего 2-го сына, моего дядю, младшего брата моего отца, не вернувшегося с войны, пропавшего без вести в 1941 году, она назвала и в честь своего деда по матери, и в честь своего брата Георгия, который в войну тоже погиб...
Сколько открытий о самых близких тебе по крови людях!..
Георгий (Юрий) Веретенников, брат моего отца, погибший в 1941 году
В семье его звали Юра...
Нашёл кое-что о нём в Сети, на сайтах, посвящённых погибшим в ВОВ...
Родился в 1921 году в селе Вавож Вятской губернии (ныне Удмуртия).
Место работы: завод 231.
Призван Дзержинским РВК 16.12.1940 года на действительную военную службу.
Военное звание и должность: красноармеец-артиллерист.
Начало боевого пути: город Луга Ленинградской области (отмечено на карте, других сведений не нашёл).
Письменная связь прекратилась с августа 1941 года.
Воинский адрес по последнему письму: город Новоград-Волынский (Украина, Житомирская область), п/я 227, п/о 2.
Пропал без вести в октябре 1941 года.
Разыскивала Веретенникова Вера Гансовна, мать (1894).
Сведения из анкеты 2.2.1947 года.
Я слышал от родных, что он был политрук. И помню его единственную военную фотографию, где он в военной форме, с отложным воротником и со знаками отличия на нём: кажется, это была не форма рядового. Эта фотография, наклеенная на синий картон, стояла у нас в доме на видном месте. Под фото, рукой деда, было крупно написано: "Веретенников Георгий Несторович". И ниже, более мелко, что пропал без вести в 1941 году. И, кажется, там был указан не только месяц, но даже и день, хотя в точности уже не помню. И было указано место: какое-то двойное название, похожее на Великие Луки. Но, кажется, это был не Новоград-Волынский; да и к октябрю 1941 года фронт откатился уже гораздо дальше на восток...
А под Великими Луками шли очень долгие, очень упорные и очень сложные бои...
...
Бабушка Вера рассказывала матери одну историю про своего Юру в детстве. Где-то в 1920-е годы ехали они на поезде (не то из Ленинграда в Вятский край к родне деда - не то возвращаясь оттуда назад). Было ему тогда лет пять или шесть; кто ещё ехал с ними - не помню. И Юра на какой-то станции пошёл с чайником за кипятком. И только успел набрать кипятка - как поезд тронулся. Он бежит к поезду - потом за поездом - и уже не успевает...
Бабушка Вера кричит ему с подножки вагона:
"Юра, Юра, да бросай ты чайник, бросай!.."
А он бежит, спотыкается, но чайник не бросает - хотя уже совсем отстаёт - поезд всё больше и больше набирает ход... И тут какой-то военный соскочил с поезда, подхватил его, и - передал его, вместе с чайником, ещё кому-то на руки на подножке последнего вагона...
Бабушка потом очень благодарила этого военного...
...
Говорили, что Юрий был парнем скромным, активно занимался комсомольской работой, но к девушкам подходить боялся...