Кузьминова Екатерина Евгеньевна : другие произведения.

Фольклорная практика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фольклорные элементы в цикле Дмитрия Емца "Таня Гроттер".

ВВЕДЕНИЕ

  
   Все многообразие проявлений русского фольклора сложно себе даже представить. Даже сейчас в повседневной жизни мы неосознанно (или вполне осознанно) следуем старинным приметам, широко используются в повседневной поговорки - накопитель мудрости многих поколений. Не умерли еще частушки, обряды продолжают жить, хоть и изменившись...
   Фольклор - все еще активная составляющая нашей жизни, и не только в устных формах это выражается.
   Живы еще в сознании людей фольклорные персонажи. Не прошли века язычества даром для Руси - хоть и прижилось на земле русской христианство, нет-нет, да и выглянет языческое что-то, древнее, из скучной современности.
   У каждого народа есть свои "неведомые существа", но на Руси они испокон веков отличались особым многообразием, особой властью. Еще с тех пор, когда предки славян только пришли на земли тогда-еще-не-Руси, населяли они леса, поля и реки духами - злыми и не очень, сильными и послабее... Еще тогда обожествляли они явления природы, смену времен года, частей суток... И эти обожествления живы еще в нас, их потомках.
   Но и этим не ограничивается фольклор. Есть у него четкая структура, которую выявляют ученые. Например, Владимир Яковлевич Пропп наш незабвенный, который выделил структуру сказки.
   И - вот диво - до сих пор по этой структуре пишут книги, до сих пор пользуются приемами, пришедшими из фольклора.
  
   С разных сторон можно рассматривать проявления фольклора в современной нам действительности, в тексте...
   Так давайте посмотрим, что сможем мы углядеть в современном цикле "Таня Гроттер" Дмитрия Емца.
  
  

Часть первая.

Идол Проппа.

  
   Обратимся же к самому великому идолу и послушаем, что скажет он нам.
      -- Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказки.
      -- Число функций, известных волшебной сказке, -- ограничено.
      -- Последовательность функций всегда одинакова.
      -- Все волшебные сказки однотипны по своему строению.1
   А значит, и волшебная сказка Емца - а это несомненно сказка, и несомненно волшебная! - будет состоять из выполняемых определенными персонажами функций.
   Итак, что же это за функции такие, не побоюсь слова, волшебные, и как они реализуются в изучаемом тексте?
   Сказка обычно начинается с некоторой исходной ситуации. Перечисляются члены семьи, или будущий герой (например, солдат) просто вводится путем приведения его имени или упоминания его положения.
   И действительно, в начале каждой книги дается небольшая экспозиция - представляются персонажи с семьями, упоминаются основные события их биографий. Позвольте привести малюсенький пример:
   Дурневы никогда не говорили Тане правды о ее родителях. Саму же Таню дядя Герман и тетя Нинель взяли якобы из жалости.2
   И вот после исходной ситуации идет первая функция -
   I. Один из членов семьи отлучается из дома.
   И действительно, не во всех, но в многих книгах серии наличествует такой элемент. Например, в первой книге можно привести сразу два примера отлучки: приемная семья Тани уходит из дома, позволяя ей нарушить запрет, и сама Таня отлучается. Только в ее случае - это скорее возвращение домой.
   За отлучкой следует запрет:
   II. К герою обращаются с запретом.
   На Татьяну накладывается множество запретов - не лазать в холодильник в отсутствие семьи Дурневых (Кто знает, сколько времени она пробудет одна, без Дурневых. Нельзя терять ни минуты, если она хочет пополнить запасы.2), не летать до прилета Баб-Ягуна (- И вот еще что: ты заклинания-то учи, но сама летать не вздумай! - озабоченно продолжал Баб-Ягун. - Слышишь? Ни за что не вздумай!2). И все эти запреты Таня, конечно, нарушает, выполняя третью функцию - нарушение.
  
   III. Запрет нарушается. Формы нарушения соответствуют формам запрета. Функции II и III составляют парный элемент. Вторая половина иногда может существовать без первой.1
   В сказку теперь вступает новое лицо, которое может быть названо антагонистом героя (вредителем).1
   В книгах Емца эту роль исполняют введенные ранее персонажи - Мертвый Гриф, Дурневы.
   IV. Антагонист пытается произвести разведку1.
   Или дядя Герман пытается отобрать у Тани контрабас, или нападает Мертвый Гриф(1)...
   V. Антагонисту даются сведения о его жертве1.
   Но ведениям этим антагонист предпочитает не верить, переходя сразу к следующей функции - подвоху.
   VI. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом.1
   Заскрипел шкаф, и Таня поняла, что они пытаются открыть дверцу.
   - Книга? Где? Ага! - восторжествовала Пипа. - Давай ее испортим! Если ей ее кто-то одолжил, будет знать, как связываться с такой неряхой.2
   VII. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу.1
   Эта функция проявляется во всей красе во второй и четвертой книгах, когда героиня действует точно так, как нужно антагонисту. (3,5) В первой она все-таки поступает не совсем так, как антагонист от нее ожидал. И за пособничеством следует вредительство.
   VIII. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб.
   VIII-a. Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо.
   IX. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его (определение -- посредничество, соединительный момент, обозначение В).
   XI. Герой покидает дом.1
   Не хватает самой Татьяне - ее неудержимо толкает из узких рамок приемной семьи на волю, в Тибидохс, чтобы обрести недостающих друзей. И она сбегает, сама или с помощью Баб-Ягуна (зависит от книги). Одно неизменно - при малейшей возможности она срывается из обыденного мира в мир магический. Дом она покидает необычным образом - она улетает по воздуху. Я полагаю, отчасти здесь реализуется мотив уносящихся по воздуху княжен.
   XII. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника.1
   И перед тем как получить магический перстень, Татьяне приходится без него отбиваться от не-былинных, сниженных богатырей, да и сам Ягун не спешить отдавать ей перстень, испытывая ее (в основном, терпение).
   XIII. Герой реагирует на действия будущего дарителя.1
   А реагирует герой недоумением.
   - Повернись-ка... Так... Теперь другим боком... Вот так отлично! Сомнений нет... Ох, мамочка моя бабуся! Это она, - вполголоса пробормотала мумия, торопливо поправляя взлохмаченные бинты и, насколько это возможно, приосаниваясь.
   - Колобородун! - на всякий случай громко выкрикнула Таня, усвоившая этот урок после встречи с говорящими головами.2
   XIV. В распоряжение героя попадает волшебное средство (определение -- снабжение, получение волшебного средства, обозначение Z).1
   И, получив средство - перстень - далеко не сразу привыкает к его использованию.
   Почувствовав, что у нее взмок лоб, Таня подняла руку, чтобы вытереть его, и - внезапно заметила, что на руке у нее нет магического кольца. Так вот в чем дело! Как же она хотела полететь без магической зеленой вспышки! Разумеется, без кольца заклинание не имело ровным счетом никакой силы.2
   XV. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.1
   То есть - Таня прилетает в Тибидохс. Но между моментом прибытия и моментом борьбы проходит большое количество времени.
   XVI. Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу.1
   XVII. Героя метят.1
   Но это происходит даже не в самой книге, а до ее начала, за кадром. И отчасти благодаря этой метине,
   XVIII. Антагонист побеждается.1
   и
   XIX. Начальная беда или недостача ликвидируется.1
   Ликвидация действительно происходит - тоска Татьяны по друзьям, по обычной жизни успокаивается. Она обретает покой. Но, разумеется, ненадолго, иначе о чем бы мы читали в следующей книге?
   XX. Герой возвращается.
   Двадцатая функция опускается в тех книгах, все действие которых происходит в Тибидохсе, но когда часть действия переносится в обыденный мир - следует неизменное возвращение домой, в мир магический.
   XXI. Герой подвергается преследованию.
   XXII. Герой спасается от преследования
   Эта функция реализовывается в седьмой книге, когда Татьяне приходится спасать своего друга Ваньку из тюрьмы. (8)
   XXIV. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.
   Действительно, иногда Танины достижения пытаются преуменьшить или присвоить себе.
   Кстати, по слухам, хотя я и не разношу сплетен, особенно в прямом эфире, Гробыня - девушка самого Гурия Пуппера.5 (Гурий Пуппер влюблен в Таню).
  
   XXV. Герою предлагается трудная задача.
   XXVI. Задача решается.1
   Причем трудные задачи связаны не только с нахождением антагониста, но и с повседневной жизнью - попробуй-ка поменять подкову пегасу! Но, разумеется, герои благополучно со всем справляются.
  
   XXVII. Героя узнают.
   XXVIII. Ложный герой или антагонист изобличается.
   Пуппер поймал переброшенный ему Ягуном рупор.
   - Я хочу сделать официальное заявление! Вы меня хорошо слышите? - спросил он.
   Его голос, усиленный магией, разнесся по всему стадиону. Фанаты Пуплера насторожились. Корреспонденты и телевизионщики разом вскинули магофоны и зудильники, чтобы не пропустить ни звука.
   - Я ЛЮБЛЮ ТАНЮ И БУДУ ЛЮБИТЬ ЕЕ ВСЕГДА! ЭТО К НЕЙ СБЕЖАЛ ИЗ МАГФОРДА! Я СПЕЦИАЛЬНО УЧИЛ РУССКИЙ ЯЗЫК, ЧТОБЫ РАССКАЗАТЬ ЕЙ, КАК СИЛЬНО Я СКУЧАЮ БЕЗ НЕЕ! - продолжал Пуппер.6
  
   XXIX. Герою дается новый облик
   Таня растет и, естественно, меняется внешне из гадкого утенка в прекрасного лебедя.
  
   XXX. Враг наказывается.
   Враг, разумеется, наказывается - мы же имеем дело с детской литературой, где всегда должно торжествовать добро!
   А вот
   XXXI. Герой вступает в брак и воцаряется.
   - это героям рановато, хотя в последних книгах серии и намечаются поползновения в сторону института брака.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Часть вторая.

Великий и могучий русский язык.

   Речь героев Емца пересыпана колоритными фразами. Чего стоит только "Мамочка моя бабуся!" Баб-Ягуна! Емец изобретает множество новых афоризмов и фразочек, но он же рядом с ними использует и вполне устоявшиеся в языке выражения типа "Утро вечера мудренее", "Без труда не выловишь и рыбку из пруда"... Так же Емец частенько преображает известные выражения в их полную противоположность - "Слово не воробей - догони и добей".
   В книгах Емца соседствуют герои с разным лексиконом. Понятное дело, что академик Сарданапал и питекантроп Тарарах не могут говорить одним языком - и Емец тоже это прекрасно понимает.
   Типично русской речью в книгах наделены бабки-ежки. Самый яркий и близкий экземпляр - бабушка Баб-Ягуна Ягге, да-да, та самая, о которой фольклор говорит "костяная нога". Костяной ноги у Ягге нет, зато есть не в меру резвый внучек, лексикон которого разительно отличается в сторону осовременивания, при этом сохраняя типично-русские черты.
   В тексте есть и поговорки, и частушки, и даже народные песни - язык фольклорный реализуется по максимуму.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Часть третья.

А и леший с тобой!

   Высокие и не очень фольклорные образы в книгах Емца представлены в комическом свете, за исключением богов - хотя не всех, далеко не всех...
   Например, дядька Черномор, про которого писал еще Пушкин - это академик белой магии Сарданапал Черноморов. 33 богатыря - это, разумеется, красны молодцы... которые флиртуют с девушками. А как же? Век-то нынче какой?
   Все магические существа вынуждены приспосабливаться к новым реалиям, и лишь на Буяне этот процесс заторможен - но он идет.
   А уж какое разнообразие всяческих существ нам предлагается!
   Тут и лешие, и водяные, и домовые, и бабки-ежки (и даже специально выведенные здания на курьих ножках!), и богатыри... а уж "приглашенных звезд" из фольклоров других стран и не перечесть!
   Ну и боги, конечно. Пятая книга вся посвящена богам!
   Так что разнообразие фольклорных персонажей Емцом тоже вполне освоено.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Заключение.

   Цикл основан на фольклорных персонажах, но не только они имеют значение - сама структура цикла также подчинена нестрогой системе, вышедшей из фольклора, сама речь героев яркая и образная, наполнена фольклорными образами.
   Мы можем заключить, что фольклор ждут еще долгие лета - хотя бы в виде таких вот книг.
   Как по мне, то Емец делает важное дело - он не только заставляет, мягко и ненавязчиво, детей читать, но и исподволь прививает им любовь к нашей родной культуре и культурам других народов, пробуждает в них любопытство и любовь к истории родной страны.
   Я видела Емца этой осенью на Московской Международной Выставке-Ярмарке, и я очень горда тем, что смогла дотронуться до него, поговорить с ним и взять у него автограф.
   Я считаю, что нам нужно побольше таких вот Емцов - не тех, кто уводит умы юношеские вдоль от родной земли, а тех, кто их к ней возвращает. Не тех, кто преследует только одну функцию - чисто морализаторскую (жуткое занудство) или только развлекательную (без всякой глубины), но сочетает то и другое и заставляет задуматься и решить что-то для себя.
   Фольклор - это живая история мышления народа, и она не умерла, пока жив народ.
   Я хочу верить, что народ русский жив еще, а с ним жив и фольклор его, непрестанно пополняющийся.
  
  

Список использованной литературы.

      -- Владимир Яковлевич Пропп. Морфология "волшебной" сказки.
      -- Дмитрий Емец. Таня Гроттер и магический контрабас.
      -- Дмитрий Емец. Таня Гроттер и исчезающий этаж.
      -- Дмитрий Емец. Таня Гроттер и золотая пиявка.
      -- Дмитрий Емец. Таня Гроттер и трон Древнира.
      -- Дмитрий Емец. Таня Гроттер и посох волхвов.
      -- Дмитрий Емец. Таня Гроттер и молот Перуна.
      -- Дмитрий Емец. Таня Гроттер и пенсне Ноя.
      -- Дмитрий Емец. Таня Гроттер и ботинки кентавра.
      -- Дмитрий Емец. Таня Гроттер и колодец Посейдона.
      -- Дмитрий Емец. Таня Гроттер и локон Афродиты.
      -- Дмитрий Емец. Таня Гроттер и перстень с жемчужиной.
      -- Дмитрий Емец. Таня Гроттер и проклятие некромага.
      -- Дмитрий Емец. Таня Гроттер и болтливый сфинкс.
      -- Мария Семенова. Мы - славяне!
      -- Русский народъ. Его обычаи, обряды, преданiя, суевъерiя и поэзiя. Собр. М.Забылинкинымъ.
      -- Борис Путилов. Древняя Русь в лицах.
      -- Энциклопедия славянской мифологии. Грушко Е.А., Медведев Ю.М.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   P.S. Уважаемая Н.Ю.! Я все никак не могла выбрать книгу. В результате схватилась за первое попавшееся, хотя хотела... много чего хотела. Хотела, например, провести забавный эксперимент и проанализировать космооперу Зорича "Завтра - война". Почему? А я объясню. Есть там совершенно чудная на мой взгляд фраза:
   -- Как я уже говорил, когда-то я был большим поклонником книги Достоевского "Идиот". Я хорошо знаю это произведение. По моему мнению, оно составляет одну из основ великой русской души, устремленной вглубь, внутрь самой себя... По моему искреннему убеждению, князь Мышкин живет внутри каждого русского человека. И мои наблюдения, а ведь я учился в МГУ и даже был женат на одной русской девушке, которую я тоже звал прекрасной принцессой, подтверждают это. Так вот... Я до сих пор не могу понять, как люди, внутри каждого из которых живет Идиот, наивный и непрактичный, светлый и беззащитный, смогли сделать свою культуру такой экспансивной? Как вы смогли возобладать над злом своего мира, будучи такими чистыми и нежными по своей сути? Где вы нашли силы для того, чтобы творить, преобразовывать материю, покорять удаленные планеты? Я понимаю, это глобальный вопрос... Но сейчас вопросы меньшего масштаба меня уже не интересуют.
   Мы с Таней с надеждой воззрились на Ивана Денисовича -- ведь он самый опытный из нас, самый образованный, значит, ему и отвечать. Однако Индрик задумчиво молчал, подперев шеку кулаком. Он молчал так долго, что мне показалось, будто он уже никогда ничего не скажет. И тогда меня прорвало:
   -- Я не знаю, какого мнения об этом важном вопросе Иван Денисович... Но молчать я просто не могу. По-моему, секрет силы русских очень простой. Мы никогда не стеснялись быть идиотами. Когда все вокруг верили в Рынок, мы верили в Бога. Когда все верили в Закон, мы верили в Любовь. Когда все верили в Порядок, мы верили в Чистоту и Благодать. Мы никогда не боялись быть немного... юродивыми. Иванушка-дурачок всегда выезжает на охоту на Коньке-горбунке, в дырявом кафтане и сбитой набекрень шапке, а возвращается -- с царской дочерью и сундуком золота. А все потому, что о себе Иванушка-дурачок самого скромного мнения. Он не требует от мира побед и даже не надеется победить. Ему до лампочки успех, справедливость и даже царская дочка. Но вот ему-то небеса победу и вверяют. Потому что знают-- только Иванушка-дурачок распорядится этой победой правильно. И царской дочке понравится с ним, обязательно понравится...
  
   Но зато вот такое вот вы точно нигде в сети не найдете (кроме моего официального сайта, конечно).
   Засим позвольте откланяться до следующей встречи. Искренне ваша и все такое.
  
  
  
  
  
  
  
  

13

  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"