Кузьминова Екатерина Евгеньевна : другие произведения.

Адаптация учащихся к новой школе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Адаптация учащихся к новой школе: трудности и пути их устранения. Курсовая работа по педагогике, простигосподи.


Содержание.

   Введение____________________________________________________с.3
   Глава 1. Адаптация учащихся при переходе в новую школу: трудности и пути их преодоления____________________________________________с.6
   1.1 Адаптация_______________________________________________с.6
   1.2. Причины перехода в другую школу__________________________с.11
   1.3. Трудности, возникающие в процессе адаптации_______________с.12
   1.4. Обработка результатов анкетирования_______________________с.15
   1.4.1. Общие результаты______________________________________с.15
   1.4.2. Статистика по переходившим из школы в школу_____________с.19
   1.4.3. Статистика по школам___________________________________с.20
   1.4.3.1. Статистика по сельской школе__________________________с.20
   1.4.3.2. Статистика по городской общеобразовательной школе_______с.21
   1.4.3.3. Статистика по городской гимназии_______________________с.22
   Глава 2. Рекомендации по преодолению трудностей в процессе адаптации______________________________________________________с.24
   Заключение_________________________________________________с.28
   Список использованной литературы______________________________с.29
   Приложение 1. Образец анкеты ученика/выпускника школы________с.30
   Приложение 2. Полученные в результате проведения анкетирования заполненные анкеты__________________________________________с.31

Введение.

   Актуальность выбранной нами темы исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы и проблемами, связанными с успешной социально психологической адаптацией ребенка к обучению в новой школе. Переход ребенка в новую школу - это сильный эмоциональный стресс. Переход в новую школу неизбежно будет сопряжен с рядом проблем. Ребенка, пришедшего впервые в новую школу, встретит незнакомый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, которые могут отличаться от его прежней школы, новые обязанности, связанные с учебной работой. У ребенка сразу возникает множество вопросов: "Как меня примут?", "Понравятся ли мне учителя?", "Как подружиться с ребятами?". Ребенок первое время будет сравнивать старую школу с новой, старые требования с новыми. А если в старой школе остались друзья - то переход вдвойне тяжелее. Поэтому от взрослых, родителей, учителей, школьного психолога и социального педагога потребуется помощь в адаптации и создание благоприятных условий для общения и обучения ребенка в новой школе.
   Теоретической основой исследования служат:
   - теория формирования личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн);
   - концепция личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская,
Ш. А. Амонашвили);
   - концепции педагогического общения (А.А. Леонтьев, В. А. Кан-
Калик, Л. М. Митина, И. М. Юсупов);
   - психолого-педагогические концепции развивающего обучения (В. В.Давыдов и Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков);
   - теория профессионально-педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и другие);
   - теория социально-психологической адаптации, предложенная Б. Н.
Алмазовым и Э. М. Александровской.
   В имеющейся психолого-педагогической литературе по теме адаптации учащихся к обучению подробно описаны адаптация и методики по адаптации первоклассников к обучению в школе (кто?), адаптация при переходе к обучению в школе второй ступени (кто?), адаптация при переходе из школы к следующей ступени обучения - в вузах, средних специальных учреждениях (кто?), и очень мало информации о адаптации учащихся при переходе из одной школы в другую и при переходе из одного класса в другой. Поэтому мы сформулировали тему нашего исследования, как " Адаптация детей при переходе в новую школу: трудности и пути их преодоления".
   Цель данной работы - выявить трудности, с которыми сталкивается ученик при переходе в новую школу, причины их возникновения и пути их преодоления.
   В соответствии с поставленной целью курсовой работы, предметом и объектом исследования ставятся следующие задачи:
   - выявить сущность понятия адаптация;
   - определить причины перехода из одной школы в другую;
   - назвать трудности, возникающие в процессе адаптации;
   - предложить пути их преодоления;
   - выявить условия, обеспечивающие успешность социально-психологической адаптации ребенка к новой школе.
   Предмет исследования - процесс адаптации учащихся при переходе в новую школу.
   Объект исследования - трудности адаптации и пути их преодоления. условия, при которых социально-психологическая адаптация протекает особенно успешно.
   Гипотеза исследования: процесс адаптации учащихся к новой школе будет успешным, если учителя будут знать о видах адаптации учащихся, трудностях, с которыми дети сталкиваются при адаптации, если будет разработана методика адаптации учащихся к новой школе.
   При написании курсовой работы мы использовали комплекс методов исследования:
   - теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
   - эмпирический метод наблюдения за педагогическим процессом;
   - анкетирование учащихся и выпускников;
   - статистический и качественный анализ результатов анкетирования.
   Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
  
  

Глава 1. Адаптация учащихся при переходе в новую школу: трудности и пути их преодоления.

1.1 Адаптация.

   Проблема адаптации - одна из ключевых в современных исследованиях психологии.  Уже на уров­не определений подчеркивается важность личности, ее ведущих структурных образований  (потребностей, мотивов, отношений к социальным ролям и статусу, Я-концепции) для развития и конечной успешности адаптации в ее социально-психологи­ческом аспекте. Проблема социально-психологической адаптации рассматривалась Б. Н. Алмазовым, Э. М. Александровской, М. В. Антроповой, М. М. Безруких , уровни адаптации определены Е.А. Карповой, условия успешной адаптации выдвинуты в работах В. В. Тонковой-Ямпольской , причины дезадаптации в работах Р. В. Овчаровой, М. М. Безруких .
   Однако в психолого-педагогической литературе в недостаточной степени изучены условия педагогического взаимодействия, при которых возможна эффективная социально-психологическая адаптация.
   Проблема адаптации выступает на первый план в условиях существенного, кардиналь­ного изменения деятельности индивида, сопровождающегося трансформаци­ями в его социальном окружении. При этом ведущую роль в развитии и ре­зультативности адаптационных процессов играют именно структуры лично­сти как отражение складывающихся отношений и связей с существенными характеристиками человеческого существования.
   Адаптация понятие широкое и включает в себя: адаптацию социальную -- к социальной среде, к взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса; адаптация психологическая - построение взаимоотношений с конкретным человеком; адаптация к педагогическим условиям -- требования учителя, объем материала, учебный план, система построения урока и др.; адаптация к эргономическим условиям -- рабочий стол, освещенность, удаленность от классной доски и др. Социально-психологическая адаптация требует определенных навыков, личностных качеств, развитого самосознания, которое включает в себя и самооценку личности.
   В словарях социально-психологическая адаптация определяется как процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств (Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1988.). Социально-психологическая адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относи­тельно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типич­ных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Основным спосо­бом социально-психологической адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной сре­ды (в данном случае - нового классного и учительского коллектива), сло­жившихся здесь форм взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля обучения и т.д.), а также форм предметной деятельности (напр., способов вы­полнения заданий). Социально-психологическая адаптация также, как и психическая, имеет две формы: активную, когда индивид стремит­ся воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе те нормы, ценности, формы взаимодей­ствия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Пока­затели успешной социально-психологической адаптации - высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психо­логическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важ­ными для него элементами. По­казателями низкой социально-психологической адаптации являются перемещение индивида в другую со­циальную среду, аномия и отклоняющееся поведение. Ус­пешность адаптации зависит от харак­теристик среды и индивида. Чем сложнее новая среда (напр., боль­ше социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше со­циальная неоднородность), чем больше происходит в ней измене­ний, тем труднее для индивида социально-психологическая адаптация. Примером сложной для социально-психологической адаптации ситуации может служить социаль­ная среда города в условиях бы­строй урбанизации.
   Наиболее зна­чимые для социально-психологической адаптации социально-демо­графические характеристики инди­вида - образование и возраст. Исследования данной проблемы на­правлены на выявление факторов, способствующих формированию наиболее эффективной формы адаптации, на изучение тех эле­ментов социалъной ситуации, которые оказывают существенное влияние на эффективность адаптации человека.
   А.В. Петровский определяет адаптацию как одну из стадий  развития личности в процессе социализации. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено гро­мадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхож­дение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правила­ми поведения, социальными ролями; усвоение простых форм дея­тельности. Человек, собственно, обучается быть личностью. Ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, не может быть обучен этому впоследствии. Стадия адаптации в процессе социализации является очень важной, поскольку сензитивные периоды детства не обратимы.
   От успешности адаптации зависит содержание и успешность прохождения последующих этапов социализации: интеграции и индивидуализации. Результаты адаптации, интеграции и индивидуализации составляют "наиболее важные социально-психологические процессы, от которых во многом зависит субъективное  благополучие личности". Субъективное благополучие можно отнести к внутренним критериям адаптированности индивида в социуме.
   Адаптационная проблематика имеет не только большое методолого-теоретическое значение, но и занимает важную проблемную область с точки зрения решения прикладных задач психологии.
   Рассматривая этапы включения личности в социум, исследователи выделяют адаптацию первичную и вто­ричную. Первичная адаптация учащихся проходит в начале учебной деятельности в первом классе и в период начала учебы при переходе из одной школы в другую. Вторичная адаптация в школе связана  со всеми последующими изменениями (переход в другой класс, смена учителя, изменение требований к учащимся со стороны администрации, учителей, родителей и т.д.).
   Школьная адаптация  име­ет две стороны:
   1) приобретение учебных знаний и умений, овладение соответствующими учебными операциями и приспособление к условиям учебы (учебная адап­тация);
   2) включение в коллектив в качестве полноправного его члена на основе интернализации как официальных, так и неофициальных социальных ролей (со­циальная адаптация).
   Несмотря на различие сторон адаптации (учебную и социальную), психологи отмечают их тесную взаимосвязь: усвоение знаний и приобретение соответ­ствующих навыков обусловлены особенностями процесса вхож­дения новичка в социальную среду предприятия или учебного заведения. По данным М. П. Будякиной и А. А. Русалиновой, успешность овладения специальными знаниями влияет на социальную позицию новичка в коллективе, на его отношение к этому коллекти­ву. И наоборот, полнота включения молодого человека в социальную жизнь коллектива обуслов­лена его деятельностью на учебном поприще.
   Очевидно, что предметная среда образовательного учреждения также оказывает воздействие на процесс школьной адаптации. В этой связи школьная адаптация рассматривается как адаптация к физическим и пространственно-временным условиям осуществления учебной деятельности, как адаптация к школе - образовательному учреждению со сложившейся предметной средой.
   Таким образом, в исследованиях адаптации к организованным условиям деятельности выделяются два направления. Это - изучение специальной (учебной) и социальной  составляющих процесса адаптации новичка в условиях начала учебы в школе или изменения условий учебы. Выделение данных составляющих и определение взаимосвязи овладения ведущей деятельностью с особенностями социально-психологической адаптации к коллективу дают основания считать адаптацию к организованным условиям осуществления учебной деятельности сложным системно-структурным явлением, изучение которого наиболее эффективно в рамках комплексного подхода.

1.2. Причины перехода в другую школу.

   Отдельного рассмотрения требует ситуация перехода в новое учебное заведение из-за конфликта в старом. Это может быть конфликт  ребёнка с коллективом одноклассников или напряжённые отношения с учителем. В первом случае необходимо сначала проанализировать сложившиеся взаимоотношения и выявить причину конфликта, чтобы исключить повтор ситуации  в новой школе. Причиной трудностей во взаимоотношениях со сверстниками могут быть особенности характера или развития самого ребёнка, такие как: проблемы эмоционального развития (замкнутость, инфантильность, излишняя агрессивность, конфликтность), недостаточное развитие коммуникативных навыков. При этом родителям бывает достаточно трудно выявить истинную причину проблемы, помочь в этом может школьный психолог, он же предложит пути исправления ситуации. Второй вариант -- переход в другую школу из-за конфликта с учителем. Здесь также необходимо выявить причину. Нередко в создавшееся положение вносят свой вклад родители, так как чаще проблемы во взаимоотношениях с педагогами имеют дети конфликтных родителей.
   В проведенное анкетирование вопрос о причинах перехода был включен, и дал следующие результаты: самой популярной предполагаемой причиной для перехода является переезд в другой город (37,5%) или другой район города (10,4%). Также 10,4% опрошенных назвали причиной возможного перехода конфликт с одноклассниками; ненамного отстал конфликт с учителем или дирекцией школы - 9,7%. 15,3% опрошенных готовы сменить школу в случае неуспеваемости или проблем с учебной программой. По 2,1% голосов получили варианты "профильное обучение", "более высокий уровень образования", "желание родителей" и "близость к дому". Переезд в другую страну и закрытие школы стали причиной перехода двух человек каждое, что составляет 1,35% от общего количества давших ответы. По одному человеку (0,7%) назвали причиной перехода нежелание терять друзей и простое желание что-то изменить. 4,2% опрошенных отметили как причину "другое", но не уточнили, что они имеют в виду.
   Среди тех, кто действительно переходил из школы в школу, статистика выглядит так: самой популярной причиной перехода остается переезд в другой город с 21% голосов; по 13,2% набрали вариант "переезд в другой район города" и "конфликт с учителем или дирекцией школы". 21% перешедших называют причиной уровень образования - поровну слишком высокий (10,5%) и слишком низкий (10,5%). 7,9% сменили школу из-за конфликта с одноклассниками. По 5,3% голосов набрали "переезд в другую страну", "профильное образование", "закрытие школы" и "другая причина". И наконец, 2,5% опрошенных связывают переход со своими друзьями.

1.3. Трудности, возникающие в процессе адаптации.

   Обратной стороной адаптации ребенка к школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:
      -- индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды;
      -- влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т. д.
   Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.
   Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе:
      -- Реакция активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева;
      -- Реакция пассивного протеста. Ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи;
      -- Реакция тревожности и неуверенности. Ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).
   Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Человек постоянно сравнивает себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатывает мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия. В первой школе также складывается определенное ощущение благополучия, первичная адаптация учащегося к социуму, и при смене школы самооценка колеблется, так как отношение к учащемуся в новом учебном коллективе не соответствует тому, к которому он уже адаптировался, на котором основана его самооценка; может произойти кризис веры в себя.
   Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что учащийся всё еще не взрослая сложившаяся личность, его ум находится в процессе развития и становления, и негативное отношение со стороны учителей или учеников при общей смене обстановки могут повлиять на становление личности учащегося крайне негативно.
   Причины перехода могут быть разные: это переезд, неудовлетворённость качеством образования, конфликт в старой школе, необходимость получения профильного образования. Но необходимо понимать, что смена школы -- серьёзный стресс для ребёнка. Поскольку, покидая старую школу, он оставляет уже сложившийся коллектив, своих друзей, знакомых учителей с определённой системой требований уже знакомой и привычной ребёнку.
Попадая в новый, уже сложившийся коллектив, со своими лидерами и аутсайдерами, школьник вынужден заново выстраивать отношения с одноклассниками. То же и с учителями: в процессе обучения учителя и ученики взаимно привыкают друг к другу, каждый учитель уже знает , чего можно ожидать от конкретного ученика, знает его способности и возможности. Это придаёт детям уверенности и спокойствия. Смена же учителя, или учителей ставит школьника в положение экзамена, когда он не зная требований должен соответствовать их уровню. Что, конечно, повышает тревожность ребёнка, может вызывать страх или протест. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребёнок же переживает в этих условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, условиях и особенностях обучения в новой школе, о ценностях и нормах поведения в коллективе нового класса. Такое состояние может сопровождаться внутренней напряжённостью, что затрудняет принятие интеллектуальных и личностных решений, может сопровождаться снижением успеваемости , быстрой утомляемостью и раздражительностью. Все перечисленные признаки характерны для ребёнка находящегося в процессе адаптации к новым условиям, в норме это может длиться от 2 недель до 2 месяцев.  Всё это необходимо учитывать родителям школьника, так как только их эмоциональное участие и внимательное отношение к ребёнку в этот сложный период позволит сделать процесс адаптации к новым условиям обучения менее болезненным.
   Для выявления трудностей, которых ожидают или с которыми столкнулись учащиеся, было проведено анкетирование.

1.4. Обработка результатов анкетирования.

   1.4.1. Общие результаты.
   В анкетировании приняло участие 120 человек в возрасте от 12 до 23 лет.
   Неизвестен возраст 6,7% принявших участие в анкетировании. По одному анкетировавшемуся имеют возраст 23 года и 17 лет (0,8% от общего количества). 2,5% составляют участвовавшие в возрасте 19 лет, 3,3% - участвовавшие в возрасте 12 лет. Участвовавшие в возрасте 18, 21 и 16 лет составляют 4,2%, 7,5% и 9,2% соответственно. В анкетировании приняло участие одинаковое количество учащихся в возрасте 13 и 14 лет: 18,3% или 22 человека. Больше всего участвовавших на момент проведения анкетирования достигло возраста 16 лет: 34 человека, что составляет 28,3% от общего количества участвовавших.
   Анкетирование проводилось в сельской школе, двух городских школах - гимназии и общеобразовательной, в общежитии педагогиеского университета и дистанционно через интернет. Из общежития было получено 11 анкет, по 12 заполненных анкет было получено из интернета и сельской школы. В общеобразовательной школе было заполнено 29 анкет, однако одна была заполнена заведомо ложными данными, что сократило количество анкет до 28. Из гимназии было получено 57 анкет.
   В целом по результатам анкетирования из школы в школу переходило 25,8% анкетировавшихся (31 человек).
   Общие результаты анкетирования показали, что 41,5% участвовавших хоть раз в жизни задумывались о переходе в другую школу.
   Самой популярной причиной для возможного перехода является переезд в другой город (37,5%) или другой район города (10,4%). Также 10,4% опрошенных назвали причиной возможного перехода конфликт с одноклассниками; лишь ненамного отстал конфликт с учителем или дирекцией школы - 9,7%. 15,3% опрошенных готовы сменить школу в случае неуспеваемости или проблем с учебной программой. По 2,1% голосов получили варианты "профильное обучение", "более высокий уровень образования", "желание родителей" и "близость к дому". Переезд в другую страну и закрытие школы стали причиной перехода двух человек каждое, что составляет 1,35% от общего количества давших ответы. По одному человеку (0,7%) назвали причиной перехода нежелание терять друзей и простое желание что-то изменить. 4,2% опрошенных отметили как причину "другое", но не уточнили, что они имеют в виду.
   Самой предполагаемой трудностью при смене школы является негативное отношение со стороны одноклассников - его опасаются 49,3% опрошенных. Второе место по количеству набранных голосов занимает неуспешность в обучении - 19,3%. Негативного отношения со стороны учителей опасаются 10,7% опрошенных. По 5,3% голосов получили негативное отношение учителей к результатам обучения нового ученика, отрицательное отношение к учителям и вариант "ничего не опасаюсь". 1,3% опрошенных ответили "не знаю", "другое" и "смена обстановки". 1 человек ответил, что не хочет терять друзей (0,9%). Несмотря на то, что наибольшие опасения при переходе вызывает негативное отношение со стороны одноклассников, самый популярный путь решения проблем - учеба (25,9%). 22,35% опрошенных предлагают проявлять дружелюбие. 15,3% предлагают игнорировать проблемы; 10,6% предполагают, что их не будет, и 3,5% не знают, что предпринять. 5,9% голосов набрал вариант "налаживать контакт", 4,75 - вариант "избегать конфликтов". 3,5% опрошенных предлагают дать отпор негативно настроенным одноклассникам и таки образом завоевать их уважение; 2,25% предлагают показать себя с лучшей стороны. По 1,2% набрали варианты "проявлять инициативу в жизни класса", "быть самим собой", "вернуться в старую школу", "не переходить вообще" и "обратиться к психологу".
   Опрошенные полагают, что после перехода могут измениться:
   - обстановка в целом (16,4%);
   - ничего не изменится (16,4%);
   - одноклассники (10,4%);
   - отношение (8,9%);
   - успеваемость (7,5%);
   - появятся новые друзья (7,5%);
   - уровень образования (6%);
   - объем знаний (6%);
   - требования (4,5%);
   - 4,5% не хотят, чтобы что-либо менялось, их всё устраивает;
   - учителя (2,9%);
   - по 1,5% у вариантов "потеряется уверенность в себе", "потеряется комфорт", "прекратятся конфликты", "возраст", "поведение" и "не знаю".
  
   Что касается обратной ситуации, то новых учеников в своем классе приветствовали 90,8% опрошенных; 9,2% ответили, что в их класс никогда никто не переводился.
   53,3% опрошенных утверждают, что отнеслись к новому ученику положительно, 40,2% заняли нейтральную позицию. По 3,25% опрошенных честно признают, что отнеслись к новому ученику негативно или полностью его игнорировали. Однако при этом в дополнениях к ответу 48% опрошенных добавляли, что класс в целом отнеся к новым ученикам негативно.
   Отношение к новому ученику зависело в большинстве случаев (45,4%) от его личности и характера или поведения (22,8%). 8,9% опрошенных признают, что имеют место личные предпочтения; 6,9% смотрят на пол нового ученика; 4,8% негативно или позитивно настроены "по умолчанию". 2,9% опрошенных строят свое отношение в зависимости от первого впечатления; 1,9% относятся к новым ученикам позитивно, так как сами были на их месте, столько же опрошенных смотрят на отношение к себе. По 0,9% голосов набрали варианты "нация", "самобытность", "зависит от настроения", "внешность" и "причины перехода".
   Чтобы понравиться опрошенным, новый ученик должен в первую очередь проявлять дружелюбие (42,7%), при этом оставаясь собой (21,9%) или сливаясь с коллективом (21,9%). Не помешает показать ум (4,2%) и хорошо выглядеть (2,015%). Уважения от нового ученика, наличия у него чувства юмора и проявления с его стороны инициативы при общении хотят по 1,04% опрошенных. Однако даже все вышеперечисленное не изменит личного отношения (3,125%) тех, кому неважно, как ведет себя новенький (1,04%).
   1.4.2. Статистика по переходившим из школы в школу.
   Среди тех, кто переводился из школы в школу, статистика выглядит несколько иначе.
   Саму возможность перехода рассматривали только 74,2% опрошенных; 25,8% были поставлены перед фактом перехода.
   Самой популярной причиной перехода остается переезд в другой город с 21% голосов; по 13,2% набрали вариант "переезд в другой район города" и "конфликт с учителем или дирекцией школы". 21% перешедших называют причиной уровень образования - поровну слишком высокий (10,5%) и слишком низкий (10,5%). 7,9% сменили школу из-за конфликта с одноклассниками. По 5,3% голосов набрали "переезд в другую страну", "профильное образование", "закрытие школы" и "другая причина". И наконец, 2,5% опрошенных связывают переход со своими друзьями.
   Большинство совершают переход в 5 классе (24,2%) или в 10 классе (21,2%). 12,1% перешли из школы в школу в 7 классе, 6,1% - в 11 классе. Во 2 классе, в 6 классе, 8 классе и 9 классе процент перехода составляет 9,1%.
   Две основные трудности, с которыми столкнулись опрошенные при переходе из школы в школу - это негативное отношение со стороны одноклассников (39,5%) и неуспешность в обучении (31,6%). 13,2% опрошенных столкнулись с негативным отношением к учителям, 5,2% - с негативным отношением со стороны учителей. 10,5% удалось избежать трудностей при переходе.
   Однако 89,5% не удалось трудностей избежать, и вот как они справлялись с ними: никак. "Никак" ответило 40,7% опрошенных. 33,3% занялись дополнительным обучением, углубились в учебный материал. 14,8% опрошенных помогло преодолеть проблемы с коллективом их дружелюбие. 3,8% опрошенных просто избегало конфликтов; 7,4% подтвердили, что проблем у них не было.
   Изменения после перехода происходят в основном или во всей обстановке в целом (23,1%), или не происходят вообще (23,1%). 15,4% опрошенных отмечают изменение уровня образования, столько же - своей собственной успеваемости. Новых друзей завело 11,5% опрошенных, столько же, сколько отмечают изменившееся отношение к ним.
   83,9% перешедших в другую школу позже сами приветствовали в классе новичков, 16,1% - нет.
   Отношение к новенькому достаточно стабильно позитивное (51,6%) или нейтральное (45,2%), за исключением 3,2% опрошенных, отнесшихся к новым ученикам негативно.
   По мнению опрошенных, отношение к новому ученику зависит в первую очередь от его личности и характера (65,2%), и от воспоминаний о собственном переходе (16,7%). 8,3% обращают внимание на первое впечатление или личное отношение к перешедшему. 4,2% опрошенных интересны причины перехода.
   Что переходившие из школы в школу советуют тем, кто последует их примеру:
   - вести себя дружелюбно (47,8%);
   - оставаться собой (30,4%);
   - постараться влиться в коллектив (17,4%).
   4,4% опрошенных считает, что всё это неважно.
   1.4.3. Статистика по школам.
   1.4.3.1. Статистика по сельской школе.
   Переходили из школы в школу 16,7% опрошенных, 83,3% не переходили. Возможность перехода не рассматривали 100% опрошенных.
   Причин перехода называется две: переезд в другой город (91,7%) и переезд в другую страну (8,3%).
   Ожидаемые трудности - это:
   - неуспешность в обучении (53,3%);
   - негативное отношение со стороны одноклассников (26,7%);
   - негативное отношение со стороны учителей (6,7%);
   - и другое (13,3%).
   Предлагаемые пути решения - это учеба (50%), налаживание отношений (30%), завоевывание уважения (10%) и "ничего" (10%).
   1.4.3.2. Статистика по городской общеобразовательной школе.
   Из школы в школу переходили 28,5% опрошенных, не переходили 71,5%. Возможность перехода рассматривали 59,2%, никогда не задумывались о переходе 43,8%.
   Причинами названы:
   - переезд в другой город (41,3%);
   - конфликта с одноклассниками (20,6%);
   - переезд в другой район города (13,7%);
   - неуспеваемость или проблемы с учебной программой (10,3%);
   - конфликт с учителем или дирекцией школы (6,8%);
   - желание родителей (3,4%);
   - желание изменить обстановку (3,4%).
   Больше всего участвовавшие в анкетировании опасаются при переходе столкнуться с негативным отношением со стороны одноклассников (48,5%) или неуспешностью в обучении (20%). Опасаются негативного отношения со стороны учителей (11,4%), негативного отношения учителей к результатам обучения (5,7%), смены обстановки (5,7%), отрицательного отношения к учителям (2,8%) и ничего (5,7%).
   Предполагаемые пути решения:
   - не было или не будет проблем (25%);
   - никак н решать (18,7%);
   - поиск общего языка (12,5%);
   - учеба (12,5%);
   - "не знаю" (12,5%);
   - подраться со всеми (12,5%);
   - избегать конфликтов (6,25%).
   1.4.3.3. Статистика по городской гимназии.
   Из школы в школу переходили 17,5% опрошенных, задумывались о переходе 36,8%. В 26,7% анкет причиной называется переезд в другой город, в 18,3% - неуспеваемость или проблемы с учебной программой. 12,7% называют причиной переезд в другой район города; 11,3% - конфликт с учителем или дирекцией школы; по 8,45% - конфликт с одноклассниками или "другую причину". По 4,2% считают, что поводом является более высокий уровень образования или близость к дому; 2,9% следуют желанию родителей. Для 1,4% поводом служит переезд в другую страну или закрытие старой школы.
   Основной трудностью признается негативное отношение со стороны одноклассников - 56,5% голосов. Далее следуют негативное отношение со стороны учителей (10,1%), неуспешность в обучении (8,7%), отрицательное отношение к учителям (8,7%), негативное отношение учителей к результатам обучения (7,2%), "ничего" (5,8%) и "не знаю" (2,9%).
   Справляться с трудностями предлагается дружелюбием (41,9%), учебой (16,1%) или никак (16,1%). По 6,4% голосов у вариантов "не было или не будет проблем", "не знаю" и "поиск компромиссов". 3,2% советуют не переходить вовсе или обратиться после перехода к психологу.

Глава 2. Рекомендации по преодолению трудностей в процессе адаптации.

   Классный руководитель и школьный психолог (если в школе есть психолог) некоторое время после перехода должны уделять новому ученику повышенное внимание, действовать сообща со всем педагогическим коллективом, чтобы помочь новому ученику обустроиться на новом месте.
   Необходимо инициировать общеклассные мероприятия, в которых может принять участие - совместные походы в музей, на природу, классные часы, посвященные торжественным датам. Учителей-предметников следует попросить давать ученикам групповые задания таким образом, чтобы новый ученик оказывался в наиболее дружелюбно настроенной группе учащихся. Так же следует попросить учителей дать новому ученику время на адаптацию к их требованиям, иначе успеваемость ученика может сильно упасть по сравнению с теми результатами на которые он реально способен.
   Большинство психологов рекомендуют новому ученику проявлять инициативу в общении: руководство хорошее, но не всегда выполнимое. Новый ученик может стесняться новых одноклассников, бояться идти на контакт. Учитель в таком случае может попросить наиболее активных учеников помочь новенькому "влиться в коллектив".
   Если же новый ученик проявляет инициативу в общении, то учитель может дать ему несколько практических советов, таких как: знакомства легче начинать с конкретных вопросов и поводов (где находится такой-то кабинет, как пройти в столовую или туалет, что задали по математике и тому подобное). Обращение за помощью позволит новым одноклассникам проявить себя в роли гостеприимных хозяев и позволит легче преодолеть психологический барьер недоверия, естественно возникающий при первом контакте.
   Новому ученику предстоит понять следующие моменты:
   - какие традиции существуют в школе и в данном классе (например, в какой одежде и с какими сумками/рюкзаками принято ходить в школу);
   - есть ли в классе группы и группировки, каковы формальные и неформальные лидеры;
   - престижно ли в этом классе хорошо учиться или быть хулиганом;
   - принято ли здесь помогать друг другу на контрольных и, например, просят ли списать;
   - существует ли в классе жесткая иерархия статусов и ролей;
   - насколько свободно все одноклассники общаются друг с другом или класс разделен на несколько групп, внутри которых и замкнуто общение;
   - как строятся отношения с учителями, между мальчиками и девочками;
   - и т.п.
   Все эти нормы складываются годами и для тех, кто давно учится в данном классе, являются совершенно естественными и во многом даже незаметными, однако переход в новый классный коллектив - это еще и переход от старых норм к новым, которые могут кардинально отличаться от привычных учащемуся. Поэтому не стоит требовать от учащегося, чтобы он моментально "вписался" в коллектив; нужно дать ему время привыкнуть к новым нормам социального и учебного процессов, а также попросить учащихся помочь новому ученику с этими нормами ознакомиться.
   Для такой помощи, разумеется, подходит не всякий ученик. Настоятельно не рекомендуется поручать интеграцию новенького тем классным лидерам, которые ведут себя агрессивно, плохо учатся; идеальной кандидатурой является староста класса в случае его или ее демократического выбора - этот ученик уважаем своими одноклассниками и достаточно ответственен, чтобы следить за классной деятельностью.
   Новичок входит в коллектив, где пространство уже освоено, роли распределены, поделены зоны компетентности, и он должен найти свое место в новом коллективе. И учитель вновь может помочь только советом: лучший способ завоевать доверие окружающих - это показать собственное хорошее отношение к ним. В норме человек склонен отвечать взаимностью. Для нормальной адаптации в новом коллективе важно не только влиться в коллектив, но при этом оставаться самим собой, отстаивать свои границы, проявлять свою индивидуальность, стремиться к общению и поиску общего с другими людьми.
   Учитель и психолог мало чем могут помочь при социальной адаптации, кроме инициации совместных мероприятий и советов, но классный руководитель также должен поговорить с родителями нового ученика, увериться, что они понимают, какой сложный, стрессовый период происходит в жизни их ребенка, и хотят ему помочь. Лучше всего провести разговор до начала учебного процесса, чтобы родители успели провести с ребенком подготовительную беседу дома: новым учителям ребенок еще не доверяет, но родители - это те люди, на чьё мнение он может и должен опираться. Советы ребенку могут быть даны, например, такие:
      -- уверенное поведение. Новый ученик всегда подвергается оценке со стороны одноклассников, но он и сам оценивает их - и должен не бояться произвести первое впечатление уверенного в себе человека;
      -- начать знакомство с классом лучше в первый же день, еще до того, как в коллективе сложится мнение о новом ученике лишь по результатам внешнего оценивания;
      -- не нужно пытаться понравиться всем - это невозможно;
      -- следует быть естественным, не притворяться;
      -- на уроке не мешать отвечать одноклассникам;
      -- включаться в разговор на переменке, но лучше никого не обсуждать, чтобы не прослыть сплетником. Следует избегать резких слов, интонаций и поступков;
      -- если кто-то пригласит нового ученика принять участие в групповых развлечениях, не стоит отказываться, но и не стоит поступаться ради этого своими делами;
      -- если в классе несколько новичков, можно объединиться;
      -- следует поговорить и наладить отношения с учителями, прояви интерес к их предметам, не стесняться спрашивать того, что непонятно.
   Чем старше ребёнок, тем деликатнее должно быть вмешательство взрослых. Так как в подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает исключительную значимость, нормативность в подростковых обществах формируется стихийно, в своём кругу они жёстко оценивают сверстников, которые в своём развитии не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы. Помочь подростку в таком случае можно только косвенно, не используя личное вмешательство.
  
  
  
  
  
  
  

Заключение.

   Безусловно, переход в новое учебное заведение и последующий за ним процесс социально-психологической адаптации -- серьёзное испытание для ребёнка любого возраста. Но ситуации, требующие приспособления личности к новым условиям, сопровождают каждого человека всю его жизнь. Это -- поступление в детский сад, переход из детского дошкольного учреждения в школу, из младшей школы в среднюю, из 9-го класса в 10-ый, от школьной системы обучения к вузовской. Все эти этапы требуют от личности определённых усилий, но, в конечном итоге, позволяют перейти на новый уровень развития, поскольку в результате прохождения данных сложных жизненных этапов ребёнок получает опыт конструктивного решения проблем. Происходит  формирование  новых способов поведения, позволяющих справляться с трудностями, выработка новых навыков, привычек, качеств, развивается мышление, воля, коммуникативные способности. Всё это ведёт к развитию адаптационного потенциала личности, что будет благотворно влиять на дальнейшую адаптацию в профессии, приспособлении к трудовому коллективу, к особенностям и условиям взрослой жизни.
   Однако не стоит оставлять ребенка справляться со стрессом в одиночку. Одна из задач педагогической практики - способствовать гармоничному развитию учащегося, и поэтому стоит помочь ребенку адаптироваться к новым условиям.
  
  
  

Список использованной литературы.

      -- Акимова М.К., Борисова Е.М., Дубровина И.В. и др. Рабочая книга школьного психолога. М., Просвещение, 1991.
      -- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.М., Совершенство, 1997.
      -- Будякина М.П., Русалинова А.А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков па предприятиях // Социальная психология и социальное планирование. Л., 1973.
      -- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
      -- Петровский А. В. К пониманию личности в психологии // Вопр. психол. 1981. N 2.
      -- Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов, 2004.
  

Приложение 1.

   ОБРАЗЕЦ АНКЕТЫ УЧЕНИКА/ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ
   Анкетирование анонимное, но просьба указывать возраст и класс/курс для статистики.
   В случае выбора да/нет нужный ответ обвести; в случае предложенных вариантов ответа подходящий отметить галочкой/крестиком; если выбираете вариант "другое", то написать, что именно (выделять галочкой/крестиком не надо). Ответы давайте по возможности развернутые.
   Приходилось ли Вам переходить из одной школы в другую?
   Да Нет
   Рассматривали ли Вы такую возможность?
   Да Нет
   Почему Вы меняли/могли бы поменять школу?
   - Из-за переезда в другой район города
   - Из-за переезда в другой город
   - Из-за конфликта с учителем/дирекцией школы
   - Из-за конфликта с одноклассниками
   - Из-за неуспеваемости/проблем с учебной программой
   - По другой причине
   ________________________________________________________________
   В каком классе/возрасте? (Указать и класс и возраст через черту).
   ________________________________________________________________
   Какие трудности Вы испытали/боитесь испытать при переходе в другую школу?
   - неуспешность в обучении
   - негативное отношение учителей к результатам моего обучения
   - отрицательное отношение к учителям
   - негативное отношение со стороны учителей
   - негативное отношение со стороны одноклассников
   Другое
   ________________________________________________________________
   Как Вы справлялись с этими трудностями/как бы Вы могли их избежать?
   ________________________________________________________________
   ________________________________________________________________
   ________________________________________________________________
   Изменилось ли что-то после перехода в новую школу? Что именно?/Что бы Вы хотели, чтобы изменилось?
   ________________________________________________________________
   ________________________________________________________________
   ________________________________________________________________
   В Ваш класс переводился кто-нибудь?
   Да Нет
   Как Вы отнеслись/отнеслись бы к новенькому? Какую позицию заняли/заняли бы? (Позитивную, негативную, нейтральную, позицию игнорирования?)
   ________________________________________________________________
   ________________________________________________________________
   От чего это зависело/зависело бы?
   ________________________________________________________________
   ________________________________________________________________
  
   Как должен/должен был вести себя новенький, чтобы получить Ваше расположение?
   ________________________________________________________________
   ________________________________________________________________
   Отсутствие инициативы в общении вы скорее приняли бы за скромность или зазнайство? Почему?
   ________________________________________________________________
   ________________________________________________________________
   Спасибо за участие в анкетировании!
  

Приложение 2.

Полученные в результате проведения анкетирования заполненные анкеты.

   Кодировка: место получения анкеты, номер анкеты, возраст заполнявшего.
   Пример: 3.24-15 (гимназия номер 3, 24 анкета, 15 лет).
   О - общежитие гуманитарного университета (11 анкет);
   И - анкеты, полученные через интернет (12 анкет);
   С - сельская школа поселка Новоселово Киржачского района (12 анкет);
   3 - гимназия N3 города Владимира (57 анкет);
   26 - общеобразовательная школа N26 города Владимира (28 анкет).
   Петровский А. В. К пониманию личности в психологии // Вопр. психол. 1981. N 2. С. 40-46.
   Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов, 2004.
   Будякина М.П., Русалинова А.А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков па предприятиях // Социальная психология и социальное планирование. Л., 1973, С. 95-96.
   Переформулировано в "заслужить уважение" в общей статистике.
  
  
  
  
  
  
  
  
  

2

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"