Вигушин Арон Симонович : другие произведения.

Заметки о Шагале

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Имея особый интерес к жизни и творчеству Марка Шагала, я довольно давно интересуюсь им. В двух эссе я изложил истоки моих интересов к художнику. Эти статьи находятся в "Библиотеке Машкова"-журнал "Самиздат"
  Ниже привожу ссылки:
  http://zhurnal.lib.ru/w/wigushin_a_s/chagall.shtml
  http://zhurnal.lib.ru/w/wigushin_a_s/zapisochka.shtml
  Если будет желание, прочтите их.
  Что касается Джеки Вулшлагер - главного критика FT в области изобразительных искусств, книга которой 'Шагал: любовь и изгнание' (Chagall: Love and Exile) я её ещё не читал, но, несомненно, закажу и прочту.
  По содержанию статьи, хочу сделать несколько комментариев, основанных на моих собственных наблюдениях.
  Шагал хоть и рано в своей жизни покинул Витебск с его еврейской средой обитания, еврейство осталось в нём до конца жизни, хотя некоторые проблемы взаимоотношения еврейства и творчества у Шагала были. Много усилий для уничтожения его еврейскости приложила его вторая жена Валентина Бродская (Вава). Автор пишет, что Бродская его третья жена-это неточно, она официально вторая. После смерти в 1944 году от инфекции его первой жены Беллы Розенфельд, Шагал впал в длительную депрессию (9 месяцев он не заходил в мастерскую), и, чтобы как-то вывести его из этого состояния, единственная дочь Шагала Ида привела к нему молодую домработницу по имени Вирджиния Хагард Макнейл. Она была англичанкой, но свободно владела французским языком, на котором в эти годы общался Шагал. У них в 1945 году завязались отношения и она родила сына Давида в 1946 году. Отношения продолжались 7 лет и закончились, когда Вирджиния в апреле 1952 года попросту сбежала от Шагала к какому-то Бельгийскому фотографу, который был даже старше Шагала. Вирджиния была простой женщиной, в искусстве не смыслила и в дела Шагала не вмешивалась. Портретов её Шагал не рисовал, так, например, как многочисленных портретов любимой им Беллы. Правда, она написала мемуары,-и о Шагале сказала следующее: " Он рисовал любовь, но не практиковал её."
  Поясню некоторую завуалированность этой фразы. Шагалу ничто человеческое было не чуждо. Один из пороков, который за ним наблюдали,-была жадность. Видимо, Вирджинии это изрядно надоело, и она решила расстаться с Шагалом. Не будем навешивать этот считающийся негативным порок на Шагала. Возможно, у него была не жадность, а бережливость :), Ведь немало денег он давал на разные высокие цели, в том числе миллионы он дал Израилю в дни шестидневной войны, за что он попал в отверженные для Советского Союза.
  После ухода от него Вирджинии, Шагал завязал узы с Валентиной Бродской, привлекательной Лондонской модницей (milliner), которая была на 18 лет моложе художника. У неё был крепкий характер и она взяла Марка под уздцы с первого дня их совместной жизни. Она допускала к мужу только нужных ей людей и кто соответствовал её главной цели: перестроить Шагала из Еврейского художника, статус которого ассоциировался с мастером, во Французского или художника с мировым именем. Она диктовала какие контракты хороши для Шагала,какие издания выписывать,она диктовала, что писать в статьях о Шагале. Журналы и письма еврейского характера выбрасывались и Шагалу не показывались. Банковские счета были под её контролем. Конечно, всё что было связано с Вирджинией и Давидом-уничтожалось беспощадно. При ней их имён нельзя было называть. Короче, она настойчиво отделяла имя Шагала от всего еврейского,- как прошлого, так и настоящего. Но еврейство в нём сидело глубоко и он мучился постановкой этого вопроса железной Вавой. Как отметил один из знакомых Шагала, Вирджиния была "клозетной христианкой" и Шагал, будучи уже в возрасте, быстро сдался и считал Вирджинию просто странной еврейкой "а мишугене йидене". Сам Шагал описывал себя заключённым Вавы, но заключённым, который имел удовольствие от этого заключения.
  Несмотря на протесты групп антисемитов, он получал контракты, не связанные с еврейской тематикой. Всё же где мог он использовал свои идеи из еврейской жизни. Так на потолке Парижской оперы (1963) он стилистически показал еврейскую свадьбу. В разных проектах церквей он также двигал еврейскую идею. Его Христос явно выглядел евреем. Его библейские темы были скорее поэтические, чем религиозные. В Ницце ( Юг Франции) есть музей библейских тем Шагала, где я побывал и купил одну из шагаловских литографий-Давид и Саския, которая висит у меня дома.
  В его творчестве заметно, что картины и, особенно, витражи, несли какую-то универсальную иудейско-христианскую идею. Свои мемуары и брошюры Шагал писал на идиш, который хорошо знал, также как и русский язык. Религиозным он небыл, особенно в годы жизни с Вавой. Ваву близкие иначе как бульдог не называли. По происхождению она была русско-язычной еврейкой, но, как позже узнали, она была скрытой католичкой (или протестанкой). Этого я точно не знаю.
  Когда в 1985 году Марк Шагал умер, Ваву навестил раввин Ниццы, недалеко от маленького городка где жили Шагалы, и предложил похоронить Шагала на прекрасном еврейском кладбище города по еврейскому обычаю.
  На что Вава ответила, "Я сама знаю где его хоронить..."
  И похоронила на католическом (протестантском) кладбище Saint-Paul-de-Vence, примерно в 12 километрах от Ниццы. Я был года 3 тому с женой на кладбище, положил по еврейскому обычаю камешек на гранитную плиту, сфотографировал памятник. Грустное впечатление произвела заросшая травой неухоженная могила, в которую дважды подзахороняли сначала саму Ваву, а затем и её брата Michel Brodsky.
  Шагал умер na 97 году жизни. На его похоронах были его две внучки-дочери Иды Шагал-Meret и Bella. Был также David McNeil-его сын от англичанки.
  В конце заупокойной службы, неизвестный молодой человек с кипой, по просьбе его внучек прочёл кадиш. Это всё, что было позволено организаторами похорон одного из самых еврейских художников мира.
  Памятник-гранитная горизонтальная серая плита с надписью Marc Chagall (1887-1985) и пониже Vava Chagall (1905-1993), Michel Brodsky (1913-1997). Никаких символов религии, надписи кто такой Шагал, от кого памятник поставлен... Почти подпирая плиту могилы Шагала, справа установлена чья-то другая могила. Нет также и вертикальной плиты, которая по традиции устанавливается у изголовья.
  Взаимоотношения еврейской религии и искусства весьма сложны. Библейский запрет изображать людей, поставил не только в незаконное с точки зрения религии положение всех художников евреев по национальности, но и сильно повлиял на развитие искусства живописи среди евреев. Не потому ли мать Шагала, принадлежащая к ветви хасидизма, делала всё, чтобы её сын порвал с художеством и стал бухгалтером. А сам Шагал, видя, что он занимается некошерным делом, по сути, отошёл от еврейской религии.
  Не являясь специалистом в этих вопросах, я не стану обсуждать истоки подобного явления, где, видимо, принципы иудейского концепта понимания священного и символизма, являются необсуждаемыми и неизменяемыми.
  В заключении, oтмечу о моих личных контактах связанных с именем Шагала.
  В Витебске есть Музей Шагала, который возглавляет Людмила Хмельницкая.
  Я был с ней в переписке и в одном из изданий музея "Ведомости Музея Марка Шагала" было опубликовано моё эссе о Шагале. В музее нет ни одной оригинальной картины Шагала-всё репродукции. Посылал я вопрос к одной из внучек Шагала, которая является одним из 4х директоров-распорядителей фонда Шагала. Я интересовался есть ли полный каталог картин Шагала. Она ответила, что полного каталога нет, хотя над этим они работают.
  Шагал написал такое количество картин, эскизов, набросков, что никто не знает где многие из них находятся. К тому же художник, известный под псевдонимом Гитлер, называл Шагала "художником дьявольского искусства". Этого было достаточно, чтобы всё, имеющее отношение к Шагалу, в годы гитлеризма в Европе, уничтожалось.
  Примером ненависти к Шагалу может служить немецкая выставка 1937 года
  под названием "Entartete Kunst"- "Вырождающееся искусство", где было представлено 59 конфискованных работ Шагала среди других нелюбимых Гитлером художников. В 1935 году Шагал с Беллой были в Вильно на открытии выставки в Еврейском культурном центре. Мой отец, имея некоторое количество работ Шагала, участвовал в организации выставки и встречался с Шагалом. У меня была надежда, что где-то есть каталог этой выставки, или, по крайней мере, страховое полиси, в котором указаны картины, выставленные в Вильнюсе, и их принадлежность. К сожалению, пока ничего найти не удалось.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"