Виконтов Дмитрий Викторович : другие произведения.

О джедаях, Республике и Судьбе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Статья, написанная после просмотра последней, шестой серии "Звездных войн".


Виконтов Дмитрий

"О джедаях, Республике и Судьбе".

"Демократия - путь к диктатуре подонков".

А. Нобель.

"Один генерал из моего мира как-то заметил: "Власть

не берут, ее подбирают". Правда, генерал этот плохо

потом кончил, но суть-то не меняется: крепкую власть

захватить не удастся, будь ты хоть трижды Серым

Рыцарем. Так что я подбираю то, что плохо лежит..."

"Чужие берега", А. Бушков.

"Ну почему Свет действует через ложь, а Тьма - через правду?

Почему наша правда оказывается беспомощной, тогда как ложь -

действенной? И почему Тьма прекрасно обходится правдой, чтобы

творить зло? В чьей это природе, в человеческой - или нашей?"

"Ночной дозор", С. Лукьяненко.

"Эни! Мочи козлов!"

С одного из форумов.

  
   От автора: данная статья написана на основе шести фильмов саги Дж. Лукаса "Звездные войны", а также - частично - обсуждений саги на ряде русскоязычных интернет-форумов; никакие другие материалы - литературные произведения по мотивам саги, интервью, и пр. - использованы не были. Автор заочно благодарит участников подфорума А. Экслера по "Звездным войнам" (и в особенности уважаемого Dmitrik), форума "Имперского генерального штаба" и форума "Рыцарей Старой Республики" за высказанные на них идеи и интересные дискуссии, во многом помогшие в написании данной статьи.
   Автор хочет обратить внимание, что все, изложенное в статье, есть результат его размышлений, как над сагой, так и над имевшими место на упомянутых форумах дискуссиями. Автор просит не воспринимать это как некую окончательную истину или нечто, что претендует на таковую; так же просит не воспринимать статью, как попытку провести исследования вселенной "Звездных войн".
  

* * * * *

  
   Сначала было восхищение. Фантастика укладывалась в емкие и короткие сказки советского разлива, до понимания "Туманности Андромеды" было еще расти и расти, слово космос ассоциировалось с полетом Гагарина и спутником "Восток-1". Война в космосе - да, был великолепный "Враг мой", - но... то было не совсем о войне. И слишком сложно - для того возраста. Слишком многое в нем можно было понять, лишь тогда, когда можно оглянуться назад и попытаться поставить себя на место героев.
   Ах, да. Еще была "Бесконечная история". Эстафету, которую сейчас пытается перехватить "Гарри Поттер" во всех своих ипостасях. Безуспешно пытается, надо сказать, - при всем уважении к творению Дж. Роулинг и вкладу в современную литературу (как ни крути), но ее книгам до доброты, лиризма и внутренней красоты "Бесконечной истории" - как до луны.
   И, наконец, тот фильм, о котором пойдет речь. "Звездные войны". Фильм, первая серия которого вышла аккурат в год моего рождения. Фильм, яростно обвиняемый в разжигании межнациональной розни и пропаганде милитаризации космоса. Фильм, резко изменивший мировой кинематограф, фактически положивший начало такому жанру, как "космоопера", фильм, чье название стало нарицательным, ставший для сотен и миллионов таким же источником вдохновения, как и "Властелин Колец".
   К счастью - или, к сожалению, тут как посмотреть - восхищению не удалость пополнить армию фанатов "ЗВ" еще одним адептом. Фильм был хорош, спецэффекты по тем временам были попросту невероятны. Вторая и третья серии (иначе говоря, пятый и шестой эпизоды) были встречены тепло - они дополнили прекрасную и добрую сагу, ответили на многие вопросы - и практически на десятилетие закрыли для меня вопрос "ЗВ". Точка была поставлена пламенем костра, в котором сгорело тело Анакина Скайвокера, и торжествующей мелодией титров "Возвращения джедая". Истории было рассказано ровно столько, сколько - как тогда казалось - и необходимо. Небольшую сумятицу вносила нумерация эпизодов - с 4 по 6, - но это легко списывалось на чудачество режиссера.
   Правда, был один вопрос, на который так ответа получить не удалось. Почему пала предшественница Империи?
  

* * * * *

  
   Трудно сейчас найти человека, которому слова "Звездные Войны" ничего не скажут. Если он сам не смотрел их - значит, смотрели дети. Не смотрели дети - смотрели друзья. Не смотрели друзья - смотрел коллега по работе. Не смотрел коллега - смотрел кто-то из твоих собеседников по бесчисленным форумам, на которых вдруг начали яростно обсуждать: а) аэродинамику "Тысячелетнего Сокола" в турбулентных потоках имперских Разрушителей; б) что будет, если С3РО выставить против "Номера 5"; в) и в какой же номинации отхватит Оскара мудрый Йода. В общем, так или иначе - о "Звездных Войнах" слышали все. А потому ограничусь лишь двумя ремарками собственного изготовления:
   - оригинальная трилогия: эпизод 4 ("Новая надежда"). Доблестные и благородные повстанцы, не жалея жизней, борются со зловещей Галактической Империей, во главе которой стоит бесчеловечный правитель Палпатин, некогда узурпировавший власть, и с помощью своей правой руки - джедая-ренегата Дарт Вейдера - истребивший былых хранителей мира и покоя в галактике: джедаев. Все ясно? Вроде все: хорошие - тут, плохие - там, крутые плохие неимоверно плохи, хорошие - неимоверно хороши. Плюс на стороне хороших оказывается постепенно крутеющий вьюноша, дающий зрителям надежду на то, что, в конце концов, будет, кому поставить Зло на колени и зверски убить. Правда следующий эпизод под номером 5 ("Империя наносит ответный удар") заставил не на шутку переживать: плохие разошлись не на шутку, устроив за хорошими облаву по всем правилам. Банальную истину о том, что Добро должно быть с кулаками плохие, оказывается, выучили на "ять", потому главному герою быстро устраивают обрубание одного кулака, одновременно раскрывая крайне компрометирующие сведения семейного характера. Для полного триумфа зла не хватило всего одного действующего... нет, не человека - дроида, сумевшего в последний миг починить поврежденный гипердвигатель. Встревоженный зритель обращается к последнему на тот момент эпизоду 6 ("Возвращение джедая"), в котором с облегчением узнает о страшной силе национально-освободительного движения, наблюдает за решением извечной проблемы "работа мешает семье - то, может, ну ее нафиг", и смаргивает скупую слезу, наблюдая за погребальным костром Дарта Вейдера и салютом в небе (много позже Дж. Лукас выпустит доработанную версию, в которой такой же салют будет сверкать над десятком разных миров). Все ясно? Все. Кроме одного: если, типа, тов. А. Скайовокер был раньше очень хорошим, то почему он вдруг стал очень плохим? Куда делась мать Люка и Леи? Каким образом мудрый Йода с такой-то манерой речи умудрился так долго прожить? Кто был дизайнером имперских костюмов? Откуда у Вейдера такой клевый прикид? В общем, вопросы все же были...
   - Понимая пыл публики, Лукас поставил себе план снять еще три эпизода - благо номера 1, 2 и 3 оказались, как нельзя кстати, зарезервированы. Про что снимать? Естественно, про тяжелую и нелегкую жизнь А. Скайвокера, который был добрым и белым джедаем, но стал злым и черным Дарт Вейдером. И первый эпизод ("Призрачная угроза") знакомит нас с маленьким мальчиком, в предыдущих реинкарнациях явно носившим имя М. Шумахера, и страшно тяготившийся долей раба у порхающей синей курицы. Подвернувшиеся под руку джедаи и юная королева - на принцесс тогда не разменивались - мигом просекают фишку, что с пареньком что-то не то, выступают в качестве группы моральной и спонсорской поддержки на местном гоночном треке, и благополучно забирают паренька с планеты на просторы великой галактике. В галактике тем временем царствует Старая Республика, - но мы-то знаем, что жить ей осталось совсем ничего... Да и царствование это какое-то хилое: всюду "...разгром.//И равновесья нет.//Анархия пожрать готова мир,//Кровавый прилив сметает все на пути своем,//Поруганы обряды благочестья;//И в нерешительности лучшие из нас//Томятся. Худшие же//Страстью пагубной исходят..." (пер. К.С.Фарай). Разумеется, столь одаренный юноша наводит шороху на высший совет джедаев, который в полном составе ему естественно не верит, участвует в космическом бое, пока его друзья-джедаи выясняют влияние татуировок и отросших рогов на боевое мастерство. И, естественно, именно он решает судьбу боя над планетой, опровергая поговорку, что "за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь". Торжества победы омрачает смерть одного из джедаев, - но ведь мы-то все равно знаем, что они все обречены. Эпизод 2 ("Атака клонов") продолжает историю развала Старой Республики, взросления Анакина Скайвокера и его страстной любоффи к бывшей королеве, а нынче сенатору - Падме Амидале. В связи с бардаком в Республике вьюношу отправляют в вольное плавание, приставляя оберегать сенатора, которую уж очень хотят видеть в гробу злые Торговые Федераты. Поскольку в оригинальной трилогии злых Федератов нет, мы сразу догадываемся, что джедаев они не переживут - что правильно: купцам чувства противопоказаны. Впрочем, пока Федераты плетут интриги, раскачивая хлипкую лодочку Республики, юный герой и юная сенаторша срываются с уютной планеты и мчатся на пыльный и сухой Татуин, - на который в далеком будущем наверняка завезут много пряностей и поселят больших дождевых червей. Но до этого еще очень далеко, а потому герои сосредотачиваются на насущных проблемах, как-то: похищенная злыми и плохими песчаными людьми мать будущего великого джедая. Естественно, герой мать находит, и - естественно - мать умирает у него на руках - за что отвечать приходится тем самым подвернувшимся под руку песчаным людям - а вы что думали? Надо же на ком-нибудь перед джедаями тренироваться. Похоронив мать, будущий джедай со своей пассией мчится на помощь своему учителю, умудрившемуся в результате гениального детективного расследования раскрыть сверхсекретный заговор всех плохих в галактике, с участием приемника угроханного в предыдущей серии рогатого красавца Дарт Мола. Прогулявшись по местной фабрике, они прямиком попадают на местные же гладиаторские игрища - в качестве главных игроков; львов, к сожалению, с тиграми в полном составе увезли в Рим, поэтому приходится обходиться зверьем аборигенов. И далее начинается веселая беготня зверья за джедаями, джедаев за зверьем, роботов за джедаями, клонов за роботами, джедаев и клонов за плохишами. Апофеозом гонок становится начало семейной традиции усекновения рук световой саблей и швыряние тяжелыми предметами друг в друга. Потеря руки любимого окончательно пробивает бывшую королеву на эмоции и, вернувшись на планету, где им велели с самого начала сидеть, они тихо-смирно сочетаются браком, взяв в свидетели двух роботов. И мы с радостью переходим к третьему эпизоду ("Месть Сита"), который ставит жирное тире в судьбе Анакина Скайвокера, ставшего товарищем Дартом Вейдером. Мы с замиранием сердца смотрим на яростную битву над столицей - подлый джедай-сит, срубивший в прошлой серии руку Анакина - вычеркиваем; на разборки с дроидами - вычеркиваем; на промывание мозгов Анакину со стороны хитрющего интригана Палпатина; на хлопанье ушами всего мудрого совета джедаев в подражании мудрому Йоде; на шикарные сцены в театре и сцену ареста Палпатина; на выбор, свершенный в своем сердце безумно влюбленным в свою беременную жену Анакином; на кровавую резню в храме джедаев - вычеркиваем всех оптом. Смотрим на бой Палпатина в Винду, на бой Палпатина и Йоды, на бой Анакина и Винду - точнее, убийства Анакином Винду, - на бой Анакина и Оби-Вана... И все это - фон, к одному страшному, тоскливому и щемящему сердце моменту: когда Анакин Скайвокер смотрит сквозь разделявшее их расстояние на апартаменты своей жены. И слезы Падме, ощутившей всем сердцем страшный выбор, который сделал ее любимый.
   И, по сути, именно в этот миг сага закончилась. Все остальное - не более чем отдача долга. Вещь важная - не спорю, но для рушащейся лавины нужен только маленький камушек. Дальше она понесется сама.
  

* * * * *

  
   Надеюсь, никто из любителей саги не обидится за слегка стебное изложение сюжета шести серий "Звездных воин". Это не издевка - скорее иллюстрация к тому, что попытка "серьезного разбора полетов" так или иначе обречены: любой желающей за пять минут нароет в любой серии тонну ляпов, неувязок, ошибок, глупостей и пр. и пр. Не в этом сила саги, совсем не в этом - как очень метко подмечено на одном из форумов: в ней все построено на эмоциях. Логика в целом склеивает фрагменты сюжета, в роли обрамления, сразу же цепляющего за душу выступают именно эмоции.
   Я не собираюсь и не собирался критиковать сагу - бесполезное занятие. Сага относится к тем произведениям, которые любят вопреки всем ошибкам, несуразностям и ляпам. В какой-то мере это сказка, "адаптированная для взрослых", - а требовать от сказки дотошного соблюдения всех писанных и неписанных правил самое меньше глупо.
   Проблема, зацепившая меня, и подвигнувшая написать эту статью немного в ином: после появления на экранах кинотеатров и мониторах третьей части - "Месть Сита" (да, я понимаю, что смешно звучит, но иначе транскрибировать Sith я просто не могу) - основные баталии развернулись вокруг обоснованности падения Анакина на Темную сторону Силы. Палпатин - редиска, нехороший сит, и вообще, подлец, отравивший ядом душу доверчивого юноши. Джедаи - простоватые, но добрые. И не всегда проскакивала мысль, что Лукас показал не только моральное падение одного человека. Он показал еще крушение целого мира, который усердно рыл себе самому яму и делал все возможное, чтобы потом в эту яму прыгнуть: "До сего дня мы стояли на краю пропасти. А потом сделали огромный шаг вперед". И передо мною вновь стал полузабытый вопрос: что же лежало в основе краха Республики? Как мог всего один сит и всего один джедай-ренегат сделать то, что они сделали?
  

* * * * *

  
   Если посмотреть на Республику критически, то первой ассоциацией будут древнегреческие города-полисы. Действительно, в нашем понимании государство должно обладать рядом обязательных признаков, как-то общее юридическое и экономическое пространство, армия, силы охраны порядка, финансы, внутренняя и внешняя политика. Кроме этого не стоит забывать про единое ментальное поле - или, как иначе говорят, эгрегор, - цементирующий жителей государства, позволяющий им соотнести себя с сим государством. Что из этого есть в Старой Республике?
   Общее юридическое пространство - с некоторой натяжкой - да. Экономическое - да, но не везде. Армия - какие-то войска, несомненно, есть - иначе быть не может, но в целом каждая планета имеет некоторые силы самообороны, плюс резервы вооружения для мобилизации населения, - говорить о какой-либо стандартизации или централизованном подходе не приходиться. Силы охраны порядка - если не считать джедаев, про которых разговор отдельный, то точно так же как с армией: везде по-разному. Общий эгрегор - практически нет. Правительство - существует выборный Сенат, призванный руководить Республикой. Внутренняя политика как нечто цельное отсутствует, представляя собой обычное "парирование угроз" - т.е. банальный гомеостаз.
   Итак, является ли Старая Республика государством в нашем понимании - скорее нет, чем да. Я не зря упомянул полисы: если уж подбирать определения, то наилучшим будет Конфедерация свободных систем (или же "Республика" в трактовке "Цивилизации").
   Картину общества Старой Республики дополняет Торговая Федерация с аналогичными гильдиями - в современном мире мы бы назвали их транснациональными корпорациями. И именно они выступают одними из главных возмутителей спокойствия в Старой Республике, что в некотором смысле предопределено самим общественным строем Республики.
   Федерация и прочие корпорации, так или иначе, будут довольно жестко организованными системами - иначе они банально не выживут на глобальном рынке (желающие могут полюбоваться современными ТНК - довольно хороший пример). Такие корпорации будут порождать собственные эгрегоры - что неплохо показано во второй и третьей части саги, и сие эгрегоры будет столь же агрессивно действовать, как и сами корпорации. Учитывая же аморфность, медлительность структур Республики, точку приложения сил что корпораций, что эгрегоров искать долго не придется: с их точки зрения Республика - это бестолковый паразит, непонятно почему откачивающий у них ресурсы, на непонятно какие цели, и, вдобавок, выставляющий дурацкие запреты и ограничения. И они - корпорации - будут всеми силами стараться избавиться от давления Республики, а в идеале - вообще превратиться в локальные корпорации-государства. И чем слабее будет Республика, тем сильнее будет конфликт. И выхода из этого конфликта - с таким изначально ущербным противником - нет: для обоих сторон спираль противостояния будет закручиваться все туже, пока не наступит грань, за которую кому-то нельзя будет отступать. Что будет дальше, думаю, каждый может догадаться сам.
   Могут спросить: что я вижу ущербного в политической системе Республики? Что ж, вдобавок к уже сказанном, остановлюсь на Сенате. В наших реалиях аналоги Сената выступают одним из углов в противостоянии судебной, исполнительной и законодательной властей; собственно, представляя собой эту - законодательную - власть. Выходит, функция Сената - та же? Ну, если Сенат и занимается законотворчеством, то явно не в первую очередь: в условиях Республики роль Сената заключается в поддержании равновесия между социальными и политическими группами общества, и попытках находить компромиссные решения. Коротко говоря, Сенат делает тоже самое, что должна делать ООН - лично я вижу в этой организации самую близкую аналогию лукасовской структуре.
   Что касается ущербности... Если сравнивать корпорации и Сенат, то главным преимуществом первых будет мобильность и скорость принятия решений. Специалисты, занимающиеся проблемами бюрократии, считают, что время, необходимое на принятие решение по той или иной проблеме, можно выразить, как факториал от числа элементов системы, чьи интересы при этом должны быть согласованы. Корпорации и Сенат действуют на одном поле - Галактике. Корпорации и Сенат сражаются за дефицитные ресурсы. Интересы корпорации и Сената в стратегическом плане всегда антагонистичны (что, впрочем, не мешает в локальных случаях использовать друг друга). А теперь вспомним, насколько быстро в первом эпизоде в ситуации с Набу действовала Федерация и насколько быстро реагировал Сенат. Ну как, наглядный пример?
   Третий момент: есть такая общая закономерность - система с большей структурностью будет всегда подавлять систему с меньшей. Под структурностью имеется ввиду не только - и не столько - размеры, а главным образом потенциал системы, динамику ее элементов, энергию связей, активность. Это же касается и порождаемого системами эгрегоров - те же принципы будут действовать и в их случае. А теперь посмотрим еще раз на Республику и корпорации: внутренняя структура Республики слаба и неустойчива, представляя скорее широкую и разветвленную сеть, чем устойчивую иерархию. В корпорациях отчетливо выражены иерархические, жесткие связи - благодаря чему корпорация и получает огромную мобильность. Ценой становиться жесткая регламентация деятельности включенных в нее элементов и меньшая стратегическая эффективность.
   Может ли противопоставить что-либо эффективное агрессивным и динамичным корпорациям Республика? В современном мире поползновения корпораций худо-бедно ограждаются мощью государств, их экономическим и военным потенциалом, но в мире Республики? Что может сделать отдельно взятая планета с жесткой, напористой политикой или даже агрессией со стороны корпорации? Только разговоры в Сенате, - в котором, напомню, есть сильное лобби той самой корпорации. К чему это приводит - см. эпизод первый. Амидале Сенат помог только продемонстрировать на публике роскошный костюм.
   Опять же мне могут возразить: если в Республике столь слабы иерархические связи, то откуда там бюрократия, от которой все задыхаются? И снова я обращаю внимание на Сенат. Какой способ управление Республикой есть у Сената? Законодательный. А поскольку эффективного аппарата принуждения в его распоряжение нет, то выполнение этих законов полностью зависит от доброй воли планет-членов. А значит, при разработке и проведении законов через Сенат в первую очередь учитывается не разумность или адекватность закона, а его потенциальная приемлемость для возможных сторон. И в результате, кроме действительно нужных и работающих законов, Сенат громоздит сырые, громоздкие, перегруженные постановления, акты, которые то и дело требуют вмешательства, корректировки, дополнений. Как? Да путем выпуска новых законов, на которых висят те же самые гири. Бюрократия? Нет, зыбучее болото, засасывающее все, что только попадет в него.
  
   Почему я так долго и, признаюсь, нудно разглагольствую о Республике и Сенате. Просто без понимания того, что случилось с Республикой, мы не поймем, как возникла Империя. И я со всей ответственностью заявляю, что Республика была обречена. Вне зависимости от воли или желания сенаторов. Вне зависимости от пушистости или злобности Федерации. Вне зависимости от наличия/отсутствия мутящих воду ситов. Вне зависимости от наличия/отсутствия благостно взиравших на растущий вал хаоса джедаев. Зерно гибели Республики было заложено ее фундаменте, в ее общественном устройстве, в порожденных ею политических и социальных структурах. Спорить можно о том, когда это случиться, сколько при этом прольется крови, и во что это все выльется. Но только не о самом факте грядущего уничтожения Старой Республики.
  

* * * * *

  
   Говоря об атрибутах государства, применительно к Республике, я упомянул джедаев. Действительно, на первый взгляд, если не на армию, то на недурственную полицию они смахивают. Высочайшая индивидуальная боевая подготовка, психотренинг, владение мистической ментальной силой, непрекословный авторитет Ордена. И мерзкий вопросик на другой чаше весов: "так почему же все случилось именно так?".
   Давайте спросим себя: что входило в функции Ордена в целом, и джедаев в частности. Первым, естественно, будет сохранение мира и порядка в Галактике - туманно и выспренно звучит, но допустим пока. Следом пойдет поиск новых адептов для обучения в Ордене и, вместе с тем, поиск и уничтожение злых ситов - это понятнее: инстинкт самосохранения есть и у организаций. Решение споров, некоторые судебные функции, с опорой на авторитет Ордена и Силы. Дальше? Что, все? Однако джедаи себя явно не перетруждают...
   Кроме шуток, функции Ордена в Саге выписаны крайне туманно. Монастырь, где готовят чудо-бойцов - есть что-то похожее. Третейский суд - в некоторой мере. Полиция нравов? Инквизиция? Средневековый рыцарский орден?
   По сути, Орден можно было бы и не трогать, оставив по разряду элитных бойцов Сената, если бы одна из основных сюжетных линий не вела прямо туда. Юное дарование, отмеченный Силой Анакин Скайвокер, обреченный Пророчеством восстановить баланс в Силе был принят на воспитание в Орден. И именно он стал причиной крушения Ордена, фактически уничтожив его до основания. Обычной практикой в дискуссиях на тему Анакин и Орден стало, как я упоминал, разбирательство по поводу влияния на него сита, практически единодушно сойдясь на однозначной оценке самого факта уничтожения Ордена. Что ж, позвольте и по этому вопросу высказать свое мнение...
   Джедаи - в той или иной мере - выступают в качестве судей, незаинтересованных сторон, когда есть необходимость свести конфликт к компромиссу. При этом неявно постулируется, что джедаям, в связи с Силой ведом некий морально-этический эталон, отталкиваясь от которого можно решить конфликт. Так же, довольно логичным звучит предположение, что джедаи занимаются межрасовыми/межпланетными конфликтами, оставляя внутренние дела систем/планет на откуп их собственным законодательствам. Красиво звучит? Красиво. Важно? Безусловно. Эффективно? А вот с этим как раз есть большие проблемы.
   В приведенной выше схеме зияет один существенный провал: далеко не все конфликты могут быть решены компромиссом. Далеко не всегда сошедшиеся в клинче стороны согласятся поступиться чем-то. Точнее, достичь такого согласия можно тогда и только тогда, когда в основе конфликта рациональный фактор. Но в случае, когда конфликт порожден иррациональными причинами, компромисс невозможен.
   Несомненно, какое-то время, пока нарастающие в Республике процессы не приняли необратимого характера, джедаи со своими обязанностями "разводящих" справлялись. Сенат кое-как регулировал общественно-политическую жизнь, основными вопросами взаимодействия между системами были вопросы экономики, корпорации еще не набрали большой силы - или не рисковали демонстрировать ее в открытую. А экономические споры и - соответственно - экономические претензии, как правило, носят рациональный характер. И, что самое важное, в таких условиях может относительно легко быть определена некое состояние равновесия, при отклонении от которого обе стороны проигрывают. Как следствие, пока в экономике и общественной жизни сохраняется спокойствие, отступают на второй план территориальный и расовые претензии - точнее, их можно с определенными усилиями погасить в зародыше.
   Теперь давайте посмотрим на это в условиях разгорающегося конфликта в Республике. Предельно зарегулированное правовое поле, гнет бюрократии, системное давление со стороны корпораций - все это порождает неуверенность в дальнейшем. Неуверенность порождает страх и тревогу. Рост бюрократии и трудности с законодательством, так или иначе, вынуждают или переводить часть экономики в "тень" (и это касается не только корпораций, для которых уход от государственных поборов вообще одно из первых желаний), или же тратить непропорционально большие средства на решение бюрократических проблем. Эффективность экономики падает - и, как следствие, падает возможность маневра в торговых спорах. Падение эффективности экономики рано или поздно для многих сделает издержки от дальнейшего пребывания в Республике больше, чем издержки "самостоятельного плавания". Цена конфликта с каждым годом будет расти - и на кону рано или поздно окажутся такие вопросы, для разрешения которых компромисс невозможен. А если точнее, то никто и не согласится на компромисс.
   Как грибы после дождя повсюду будут вспыхивать мелкие и не очень конфликты на расовой и национальной почве. Одна только угроза хаоса и коллапса Республики при явной неспособности верховной власти что-либо осмысленное и полезное сделать автоматически вынудит всех, кто способен задумываться о будущем, принять необходимые меры, чтобы на случай катастрофы не остаться "без штанов". Спасаться будут все сами по себе, каждый за себя и свой народ/планету/систему. И конфликты уже будут носить не экономическую, а психологическую подоплеку, щедро сдобренную пробудившимся инстинктом самосохранения. Компромисс? Какой, к лешему, компромисс - все, что мешает нам выжить, считать врагом и точка. Помочь Республике? А нам кто поможет, когда все завалиться? Заботиться о соседях? А они о нас позаботятся?
   И что, позвольте спросить, в таких условиях должны делать джедаи? На чью сторону становиться? Чью правду выбирать? И кому будет дело до их попыток что-то исправить?
   Орден изначально взялся за непосильную для себя задачу, стремясь "сохранить мир и порядок". Точнее, задача-то вполне реальная, но они сами превратили ее в практически невыполнимую, когда поставив задачу по "сохранению мира и покоя", лишь как поддержание статус-кво Республики. Но "сторона обладающая преимуществом, обязана атаковать, под угрозой потери этого преимущества". То, что знает любой захудалый шахматист, оказалось тайной для джедаев - за что они и поплатились. А вместе с ними и Республика.
   Чем занимается Орден? Что такое "мир и порядок"? Это когда все остается так, как оно есть теперь: Сенат мирно принимает законы, корпорации мирно торгуют и слушаются, жители планет мирно живут. Это позиция человека, восхищенно смотрящего на радугу, и желающего, чтобы она все время висела на небе - дабы ею можно было в любой момент любоваться. Беда лишь в том, что у других могут найтись свои желания, и они далеко не всегда будут совпадать с желаниями Ордена. И беда в том, что однажды реальность может войти в противоречие со столь бережно лелеемой картиной - с вполне предсказуемыми последствиями для особо упрямых.
   Что сделал Орден для разрешения конфликта с корпорациями? Ничего. Он только усугубил этот конфликт. Если вспомнить эпизод первый, когда Кван-Гон с падаваном прилетают на станцию Торговой Федерации, то очень показательно звучит одна из фраз Кван-Гона: "Наместник труслив. Полагаю, переговоры будут короткими".
   Отвлечемся от вопроса, насколько обоснована была блокада Набу, насколько правомерны действия тогдашнего канцлера, пославшего своих представителей на переговоры, насколько правы были Федераты. Спросим себя, как будут воспринимать Федераты переговоры, на которые принуждают их к тому или иному варианту, пользуясь их трусостью? И ведь особых сомнений у наместника не возникает, когда он говорит, что джедаи "заставят их подписать договор".
   Можно, разумеется, допустить, что с точки зрения Сената и Набу блокада незаконна. Можно допустить, что джедаи поступили в данной ситуации очень хорошо. Но в политике слова хорошо/плохо имеют совсем другое значение, чем в обыденной жизни. Если джедаи позиционируют себя и свой Орден как независимых, третейских судей, то для них важным должна быть не некая абстрактная справедливость, а баланс интересов, стабильность даже не с точки зрения Сената, а с позиции всех вовлеченных в процесс сил. Однозначно принимая сторону Набу и Республики, джедаи становятся для Федерации если не явными врагами, то враждебными нейтралами, и лишаются возможности проводить какую-либо политику, кроме политики силы.
   Повторюсь еще раз: я не пытаюсь защищать или обелять Федерацию: от организаций, подобных им я совсем не в восторге. Но Орден джедаев ни сделал ровным счетом ничего, чтобы ввести взаимоотношения Федерации и Республики в мирное русло, а еще больше подлил масла в огонь. Да, позицию они заняли благородную. Но никак не мудрую.
   Продолжим: хорошие ли бойцы джедаи? С какой точки зрения посмотреть. Индивидуально - да, без вопросов: великолепно подготовленные мастера боя, с очень эффективным оружием. А с точки зрения "больших батальонов" - они почти ничего не стоят. Показателен эпизод на Геонозисе, когда джедаи ввязываются в открытое столкновение с дроидами Федерации: бестолково, без плана, без прикрытия, без налаженных путей отхода. По принципу "главное начать, а там разберемся". Ну, так итог вполне закономерен: безжалостное истребление большей части "отметившихся" в схватке джедаев. Не прилети в последний момент Йода с клонами - перебили бы за милую душу и оставшихся.
   Джедаи оказались неспособны спланировать простейшую, по сути, операцию. Чем они там занимались: спасали Падме, Анакина и Оби-Вана? Это решается стремительным, кинжальным ударом и быстрым же отходом. Арестовывали всех плохих? Все плохие неплохо себя чувствовали в ложе, пока джедаи демонстрировали свои сабли на арене. Рассчитывали, что от одного появления стольких "хороших" парней с световыми саблями все в панике разбегутся - да, аборигены разбежались. Но джедаев косили пачками отнюдь не аборигены. Джедаи не оставили хоть какой-то оперативный резерв, на случай непредвиденных обстоятельств - т.е., они даже не смогли представить себе, что такие обстоятельства возникнут. Во время схватки с дроидами джедаи так и не смогли наладить эффективного взаимодействия и координации, лишь отбиваясь от атак и откатываясь к середине арены (не говоря уж о том, чтобы прорываться оттуда, где они будут по любому под перекрестным огнем). Попытка прорваться к ложе и "на корню" решить проблему - и та не была решена (и, похоже, даже не поставлена): единственного джедая запрыгнувшего в ложу в упор расстрелял Фет; тот же Фет без особых проблем "выбил" Винду из ложи на арену.
   К слову сказать, раз уж зашел разговор о Фете. Его поединок с Оби-Ваном на Камино продемонстрировал простую вещь: даже учитывая высочайшую подготовку джедаев, с ними относительно на равных может сражаться профессиональный боец, не владеющий Силой. Да, Фет сражался с Винду на арене - и проиграл, но нельзя сказать, что та победа далась Винду так легко. А ведь мастер Винду - это боевая элита Ордена, один из лучших бойцов. По логике вещей, бой должен был длиться ровно столько, сколько потребуется джедаю на активацию меча, - но ведь случилось все по-другому.
   Формально джедаи - с помощью, подчеркиваю, армии клонов - решили свои задачи на Геонозисе: спасли своих, разгромили плохих. Но какой ценой? Фактически, Орден разменял тактический успех на стратегическое поражение, потеряв в бестолковой операции множество джедаев, и - что, пожалуй, еще важнее - продемонстрировал, что не в состоянии решать сложные проблемы в условиях нехватки времени на планирование. Орден не умеет импровизировать. Не умеет думать нестандартно, гибко приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам. И как тут не вспомнить чопорную отповедь хранительницы архивов Ордена Оби-Вану, когда он высказал мысль, что информация может быть стерта. "Воистину, хуже ошибочного мышления может быть только мышление шаблонное". Что ж, за все в этом мире надо платить - и Орден заплатил сполна.
   Что там еще? Допустим, что быть пушечным мясом на поле боя Ордену не пристало - и, соответственно, про сопутствующие проблемы в нем не задумывались (хотя, в случае с Геонозисом, виновно, скорее то, что там вообще ни про что не задумывались). Так, может, джедаи компенсируют это "продвинутой" разведкой, умелым лавированием в бурных водах политики, тонкими интригами и дипломатическими/шпионскими акциями, гасящими назревающие конфликты в зародыше? И здесь Ордену похвастаться нечем, даже более того: джедайские "успехи" таковы, что начинаешь поневоле их подозревать в сознательном пособничестве ситу.
   Ситуация с Геонозисом и заговором против Амидалы - джедаи лишь реагируют на случившееся. Расследование Оби-Вана завершается успехом только благодаря случайному фактору - и помощь Ордена что в поисках, что впоследствии оказывается совершенно бесполезной. Рост сепаратизма, который возглавляет бывший джедай Дуку - джедаи не то не хотят, не то не могут что-либо с этим сделать. Влияние в сенате - на уровне доброжелательных отношение некоторых политиков. Агентура на местах - судя по всему, либо отсутствует, либо бездельничает. И так далее...
   Что Орден сделал с происками сита? Ничего. Что Орден сделал с ростом политического влияния канцлера? Ничего. Что Орден сделал, чтобы вернуть сепаратистов в лоно Республики? Ничего. Анакин в отчаянии предлагает Винду, готовому убить (sic!) безоружного Палпатина, арестовать того и судить (напомню, верховного канцлера, наделенного чрезвычайными полномочиями и - фактически - ни в чем не на тот момент предосудительном не уличенном, кроме принадлежности к ситам). Что отвечает один из лидеров Ордена: "Сенат-де у него в кармане, справедливого суда не будет". А вы, джедаи, чем эти годы занимались? Канцлер у вас под носом превратил Сенат в свой карманный парламент, а вы что с этим сделали? Почему вы не воспользовались своими шансами и не получили хоть какое-то влияние на Сенат? Почему вы допустили, что такие слова вообще могли быть сказаны? ГДЕ ВЫ ВСЕ ЭТО ВРЕМЯ БЫЛИ, ЙОДЫ МУДРЫЕ?!!!
   Извините меня, но Орден джедаев это что? Организация, стоящая в верхних эшелонах власти, от позиции и действий которой зависит судьба Республики, или пансионат благородных девиц? Орден хотел остаться чистым и не мараться в грязи политических интриг? Что ж, чистота Ордена послужила бы великолепным утешением миллионам погибших по их вине. Да, именно по вине Ордена. Если они взялись "хранить мир и покой", то следовало бы ожидать, что они этим будут заниматься. А Орден ни сделал НИ-ЧЕ-ГО! Только печально вздыхал, глядя со своей башни на разваливающуюся Республику. Ну, так если "не мы изменим будущее для себя, то кто-то изменит это будущее за нас". И будет совершенно прав: под лежащий камень, как известно, вода не течет.
   В чем можно обвинить Палпатина? В жажде власти? Бросьте, это не преступление. В узурпации полномочий? Их ему вполне демократически передал Сенат. Ах, подлый сит подстроил ситуацию так, чтобы у Сената другого выхода не оставалось? Ну, так и Амидала совсем не демократически полетела отвоевывать Набу, вместо того чтобы ждать расследования Сената. И Палпатин вполне резонно мог возразить, что, видя надвигающуюся катастрофу Республику, он решил нарушить закон, но взять на себя ответственность и власть, чтобы спасти, кого сможет. Философия сита? Преимущественно это конфликт между Орденом и ситами: в философии ситов ничего не сказано о тирании и резне невинных, как в Нагорной проповеди ничего не сказано об Инквизиции и конквистадорах. Преследовать за философию и мысли? Ну, ну, что вы там о демократии и свободе говорили? Или это касается только свободы "правильной"?
   С точки зрения джедаев и их сторонников, все кажется ясным: подлый сит развязывает в Республике братоубийственную войну, чтобы на гребне хаоса захапать власть. Но и с точки зрения Палпатина все не менее ясно: Республика рушится, причем рушится по объективным, не зависящим от кого-либо причинам. Спасти ее в такой форме, как она есть, невозможно, пытаться действовать в рамках механизмов Республики - глупо, так как они во многом и причастны к ее крушению. Так не лучше ли "падающего толкнуть", сбросить гибельный балласт, вытянуть жестким управлением что получится и дальше строить новое. Разумеется, многие погибнут - ну, так они погибнут, что так, что эдак: вопрос в том, будет ли хоть немного лучшим будущее. Ну, да, разумеется, стать правителем - среди ситов альтруистов нет. А джедаи... а что джедаи? Кто им мешал дело делать, вместо того чтобы медитировать и на козни Темной стороны по случаю и без случая жаловаться?
   Чью точку зрения будем выбирать? И чьей вины больше: сита, воспользовавшегося наступавшим бардаком, или джедаев, ничего не сделавших, чтобы бардак прекратился?
  

* * * * *

  
   Поговорим о последней и самой страшной ошибке Ордена. Об Анакине Скайвокере. Об Избранном. О том, кто должен был, восстановить равновесие силы. О том, кто в итоге стал Дартом Вейдером и уничтожил Орден. О том, кто уничтожил Императора и - фактически - разрушил тем самым Империю.
   Впервые мы сталкиваемся с Анакином на пустынной планете Татуин, где он и его мать - в рабстве у алчного и недалекого торговца. Джедаи вместе с королевой Амидалой, прорвавшиеся сквозь блокаду Набу, встречают мальчика, отмечая у него аномально высокие потенциал к использованию Силы. Покинув планету - с помощью Анакина - и забрав его с собой, джедаи представляют юное дарование Совету Ордена. Но мальчик вызывает у Совета подозрение - и тогда же звучит первая ключевая фраза: "Ты боишься за мать!". И практически сразу же мастер Йода резюмирует: "Страх ведет к гневу. Гнев - к ненависти. Ненависть - к Темной стороне". Запомним это.
   Во время битвы за Набу, Кван-Гон гибнет в поединке с ситом Дарт Молом. Его бывший ученик Оби-Ван, подчиняясь предсмертной просьбе учителя, берет Анакина в падаваны; Совет джедаев соглашается с этим. В течение десяти следующих лет Анакин тренируется в мастерстве джедаев, демонстрируя великолепные способности к владению Силой. В один далеко не прекрасный день на сенатора Падме Амидалу совершают покушение - и Совет приказывает Оби-Вану найти покушавшегося, а Анакину - охранять сенатора. Вместе они летят на Набу, но Анакин видит тревожные сны, в которых его мать страдает и, он, не выдержав, отправляется на Татуин. С помощью Силы он находит мать, но слишком поздно - она умирает у него на руках. И тогда он, обуянный яростью, подчистую вырезает весь лагерь песчаных людей, не щадя никого - ни женщин, ни детей. В смятении, рассказывая Амидале про случившееся, он клянется, что рано или поздно станет сильнейшим джедаем в истории, и научится спасать людей от смерти. Научится побеждать смерть. Второй ключевой момент.
   После сражения на Геонозисе, когда бывший джедай Дуку отсекает в поединке Анакину руку, а армия клонов громит Федератов и их союзников, Анакин и Амидала возвращаются на Набу, где он берет сенатора в жены. Но кошмары не отступают - в новых видениях Анакин видит, как его любимая, ради которой он готов отдать жизнь, умирает во время родов. И он знает уже, что его сны с большой вероятностью сбудутся именно так, как он видит - как умерла его мать, которой он не смог помочь. И отныне для него главным становится именно это: любой ценой предотвратить смерть Амидалы. Третий и последний ключевой момент.
   Можете спросить: а при чем тут Орден? Давайте еще раз посмотрим на происшедшее с самого начала, вспомнив, заодно, один из главных принципов Ордена: джедаям запрещено привязываться. Запрещено впускать в свою душу сильные чувства, запрещено любить - ибо обратной стороной любви есть ненависть, а она - прямой путь на Темную сторону. Джедаи берут детей в ученики как можно раньше, чтобы направлять податливый и гибкий детский разум в нужном направлении. Формировать их психику так, чтобы к моменту, когда ребенок перешагнет грань, отделяющую его от юношества, основные императивы Ордена были намертво вбиты в нем. Анакин в этом плане - исключение, и на первый взгляд, все что случилось позже - это прямое подтверждение правильности подхода Ордена к воспитанию. Но только на первый взгляд.
   Вспомним, что мы говорили выше: Орден видит свою миссию в сохранении некого "мира и спокойствия", что фактически вырождается в гомеостатическое реагирование "ход на ход" и "мастерство бездействия". Орден не может проводить активную политику - это противоречит его основным концепциям. Орден не может выбирать стороны конфликтов, хотя бы открыто, - единственным исключением является борьба с ситами. Фактически, это с фатальной неизбежностью будет приводить адептов Ордена к ситуациям, когда им придется сталкиваться с вещами, которые с точки зрения обычной морали недопустимы и противоречивы - и оставаться бесстрастными. Не вмешиваться. Ибо это нарушит "равновесие", чего Орден позволить себе не может.
   Яркий пример: ситуация на Татуине. Напомню, на планете вполне открыто процветает рабство, планетой правят гангстерские синдикаты, планеты вырвана из экономического поля Республики. И что джедаи? А ничего. Они не вмешиваются. Они "над" всем этим. Они хранят равновесие. Вот только между чем и чем? Пророчество гласит, что Избранный восстановит равновесие Силы. Зададимся вопросом: а в какую сторону будет это равновесие "восстанавливаться". Благодаря кому образовался перекос Силы? Разве благодаря ситам? Да, Йода и Винду говорят, что Темная сторона Силы растет, но растет - не значит доминирует. Энергия хаоса, Темной стороны растет - в ответ на пресс Светлой стороны Силы. В ответ на костенеющий, останавливающийся в развитии, душащий перемены мир.
   Говоря о Светлой и Темной сторонах силы, очень многие почему-то считают их аналогами Добра и Зла. Между тем, гораздо более близкой аналогией будет противостояние Лабиринта и Логруса. Дисциплина, максимальная структурированность мироздания, упорядоченность и организация, гармония и красота застывшего кристалла - с одной стороны. С другой - свобода, максимальная изменчивость, отсутствие сдерживающих, ограничивающих пут, завораживающая мощь хтонических сил, гармония и красота беспорядка, хаоса, растворяющего все в себе. Два полюса, две чаши весов, рождающие напряжением вечного конфликта между собой все, - но Добром и Злом тут и близко не пахнет. И философия джедаев, и философия ситов порождены той стороной Силы, которую они выбрали - и они равны между собой. И равновесие Силы - это равновесие ее двух частей, двух ипостасей, в которых она может проявляться. У монеты тоже две стороны, но ведь никому не придет в голову разговаривать о них, как о чем-то отделенном друг от друга.
   Тысячелетия доминирования, разгром ситов, покой и кажущееся безоблачным будущее привели джедаев к логическому завершению философии Порядка: стагнации, застою и вырождению. Идеал бездеяния - потому что вот есть понятное, определенное настоящее, а любое действие меняет его в пользу непонятного, туманного будущего. Традиции, окостенелые правила, наставления становятся единственным образом жизни, косность жизни перекидывается на мышление, становится всеобъемлющей. Нельзя любить не потому, что это может привести к Темной стороне - любовь не позволит тебе быть бесстрастным, не позволит стоять в стороне, заставит выбирать сторону - и ты изменишь настоящее, породишь новое будущее. Нарушишь Порядок.
   Джедаи боятся стремительности, изменчивости жизни, заменяя ее течение выверенными и пустыми ритуалами и правилами. И потому такие неординарные личности, как Дуку или Кван-Гон стоят в стороне от Ордена. И потому такой страх вызывает Анакин: вне всякого желание или нежелания джедаев он будет менять будущее. Он предвестник перемен. Он вносит хаос в их жизнь, добавляя к тому хаосу, что нарастает за стенами башни Совета. Джедаи бежали от вопросов жизни, но жизнь сама пришла к ним - и им не нашлось, что ответить ей.
   Джедаи видят, что невероятно одаренный ребенок боится за свою мать. Им известно, почему и где она теперь (вряд ли Кван-Гон с Оби-Ваном не доложили подробно Ордену про случившееся на Татуине). Им ясно, что, так или иначе, будут его учить или нет, - но он одно из ключевых звеньев будущего. И что же? Орден сделал что-либо? Ведь очень просто, вытащить мать паренька с Татуина, освободить ее из рабства (даже без силовой акции, есть надежда, что у Ордена нашлись деньги ее просто выкупить). Да, только ее - по принципу, "защищаем своих", остальных - как получится. Продемонстрировать Анакину, что Ордену не безразличны его страхи, что Орден хочет, чтобы тот вырос сильным, свободным от переживаний джедаем. Привязать к себе, в конце концов, банальной благодарностью. Орден не сделал ничего, - оставив страх в душе мальчика, к которому подсознательно примешивается и стыд: он, Анакин, здесь, свободен - его мать там, рабыня. Орден предпочел поступить по традиции, как заведено, заботливо положив первый камень в фундамент своей грядущей гибели, действуя шаблонно в явно нестандартной ситуации. Что ж, процитирую еще раз: "Воистину, хуже ошибочного мышления может быть только мышление шаблонное".
   Орден берет, в конце концов, Анакина в падаваны, его учат - и в лице Оби-Вана совершает вторую ошибку. Анакина учат, как учат всех, предпочитая не замечать, что к нему плохо подходят стандартные правила. А на ум мигом приходит поговорка про современную нам школу, которая: "...гранит булыжники, дробя алмазы". И фразы, которыми мне могут возразить - "такие правила", "нечего выпендриваться, надо слушаться", "всех учили так, и его научат" - это фразы того прокрустового автомата, который "дробит алмазы". Ибо "мы в ответе за тех, кого приручили".
   Анакин пытается вырваться за рамки - его осаждают. Анакин пытается нащупать свой путь - его упрямо ведут по исхоженной, вытоптанной тропе, ведущей в никуда. Анакин чувствует свою силу, чувствует, что он может много достичь - если будет слушать свои чувства, свою интуицию. Он не логик, а экстраверт и этик, но и здесь ему не дают свободы. И в нем растет подспудная, подсознательная ярость, ярость на душащий его ошейник, усугубленная скрывшимся в глубинах души страхом за мать. Орден не замечает и этого. А от ярости до ненависти, как заметил Йода, тоже один шаг. И Орден не доверяет Анакину - что тот великолепно чувствует. Страх Ордена вынуждает совершить еще одну ошибку: отказать в доверии тому, кто этого совершенно не заслужил, и тем самым породить ответное недоверие.
   Анакин любит Падме - и испытание временем и разлукой только увеличивает это чувство. Образ "ангела", поразивший ребенка, он носит в своем сердце, находя в этом образе и в своем чувстве крохотную часть собственной свободы, недоступной Ордену. Трудно сказать, любил бы он Падме так же, если бы с самого начала им были "открыты все двери", если бы не политика Ордена, пытающегося заставить Анакина задавить, спрятать все чувства. Как бы там ни было, в Анакине сплетается слишком много сильных, кипящих чувств: боль, страх за мать, растущее осознание собственной силы и своего потенциала, недовольство одергиваниями, от учителя и - косвенно - от Ордена, обида от незаслуженного недоверия и подозрительности со стороны Совета, любовь к Падме, идущая вразрез с законами Ордена. Гремучая смесь, которой безошибочно распознал и воспользовался Палпатин, оказавшийся как психолог на голову выше всего Ордена.
   И снова, в который раз, приходится задать все тот же вопрос: почему Орден не сделал ничего. Почему единственным, кто проявил теплоту и уважение к Анакину - был сит? Почему только сит смог понять душу юноши, почему только он верно разобрался в страстях, которые кипели в нем? Почему сит был единственным, кто действовал, когда джедаи ловили ворон? Почему Орден, раз уж он так опасался последствий от обучения Анакина, подошел к этому самому обучению спустя рукава? Почему доверие Анакина завоевал сит, а не Орден? Выходит, что ситу больше всех надо было - вот он и старался.
   Как бы там ни было, Орден упустил все свои шансы. Гибель матери, такая страшная и нелепая, оказалась последней каплей - все те чувства, которые он сдерживал в себе, прорвались лавиной ненависти. Ко всем, ко всему миру, который позволил его матери умереть, который не дал ему вовремя прийти ей на помощь, который ничего не сделал, чтобы не допустить такого. Анакин столкнулся с беспомощностью права, закона, порядка - и он восстановил Справедливость, так как ему подсказала его душа. Его чувства, так и не вытравленные Орденом, не могли позволить просто взять умершую мать, и уйти прочь, оставив убийц безнаказанными - ибо те же чувства безошибочно подсказывали, что никто не обеспокоится ни местью, ни возмездием убийцам. Он безжалостно убивал песчаных людей - и точно так же он будет весьма скоро убивать детей, будущее Ордена. Ибо Орден сам отказался от будущего, тщась удержать застывший миг настоящего.
   Но в тот момент еще не все было определено однозначно: выбор, который окончательно изменит мир, Анакин еще не сделал. У Ордена было время, был шанс очнуться, попытаться изменить ситуацию в свою пользу. И вновь, Орден не сделал ничего (фраза, по отношению к джедаям становящаяся штампом). Ни его учитель, ни мастера не почувствовали ярости Анакина или не захотели действовать, чтобы разобраться с причинами. Они рассчитывали, что все само собой уляжется? Тогда они были весьма наивны. А всего-то надо было десять лет назад взять и вызволить мать Анакина из рабства. ВСЕГО ЛИШЬ!
   Анакин женится на Амидале - его мечта исполняется, его любовь рядом с ним. Но теперь страх становится еще сильнее: он боится потерять ее, боится законов Ордена, которые он впрямую нарушил, боится того, что Амидала умрет, как умерла его мать. И Сила дает ему повод бояться: новые кошмары, видения, о грядущей гибели Падме. Для него это крушение всего мира: ни джедайство, ни его собственное благополучие, ни его душа - ничего не стоят рядом с ужасом потерять любимую. И память о смерти матери, после похожих видений, смерти, которую он не смог предотвратить, - заставляет его действовать. Он не может позволить себе ждать неведомо чего, подобно джедаям, не может смотреть бесстрастно на происходящее. И слова Палпатина, рассказывающего о том, что есть путь, которым можно воскрешать умерших людей - становятся для юноши единственной свечой в надвигающемся урагане. Единственной надеждой, что будущее может быть изменено. Имеет значение только взгляд, между Анакином и Падме, между Анакином и тем, что скрыто в его сердце, взгляд, сквозь разделяющее их расстояние. И цена перестает иметь значение.
   События ускоряются, стремительно неся всех вперед. Палпатин признается Анакину, что он сит. И юноша, несмотря на неверие Ордена, несмотря на страх потерять Падме, выдает его. Последняя попытка поступить так, как его учили, последняя попытка найти понимание у наставников, заменивших - так или иначе - семью, у тех, в чьи идеалы он верил. И что же? Винду, мудрый, опытный Винду, фактически наравне с Йодой глава Ордена - он в очередной раз оскорбляет (а как это еще назвать?) Анакина, недвусмысленно давая понять, что какие бы он усилия не предпринимал, что бы он не делал - ему в Ордене нет веры. Без всяких причин, без поводов со стороны Анакина - просто потому что он может быть опасным. И Анакин один в храме, наедине со своими мыслями, со своей болью. Он уже твердо знает, что джедаи не помогут ему спасти Падме, они вообще ничего не будут делать - все, что он может дождаться от Ордена, так это "откажись от привязанностей". Он знает, что не найдет понимания. И единственный, кто, как он думает, может помочь Падме, сит Палпатин - будет арестован или убит. Потому что он, Анакин, предал его доверие, выдал джедаям того, от кого ему никогда не было ничего плохого, кем он всегда восхищался, кто всегда был готов выслушать его и помочь. И в покоях Палпатина разыгрывается последняя сцена: Анакин просит, умоляет Винду арестовать, судить сита - то есть, требует от одного из тех, кто в его понимании, представляет Орден, того, что должно быть основой Ордена: СПРАВЕДЛИВОСТИ. Но Винду отказывается, готовый добить беспомощного, уже фактически поверженного противника. И последние барьеры в сознании Анакина падают, все, что еще удерживало их, исчезает: джедаи, все время твердящие об опасности чувств, требующие от него избавиться от привязанностей, ограничивающие во всем и везде, ничего не сделали, чтобы спасти его мать, не позволили ему вовремя оказаться рядом с ней. Они ничего не сделают, чтобы спасти Падме, они хотят разрушить его последнюю надежду, они даже не думают заботиться о справедливости, они готовы убить безоружного.
   И лавина рушится. Орден - в лице Винду - совершил свою последнюю ошибку. Смертельную ошибку.
   Можно было бы, конечно, говорить о таланте сита, спланировавшего и осуществившего поистине сложнейшую комбинацию: есть даже подозрение, что сцена с поверженным ситом, которого хочет добить Винду, - гениально разыгранный Палпатином эпизод для одного Анакина. Можно говорить, что сит задурил голову юноше, что воспользовался моментом, что лицемерил... Можно многое, но все это не отменяет одного: все, что сделал сит, он сделал не вопреки, а благодаря действиям (а точнее - бездействию) Ордена.
   Анакин, присягнувший ситу, убивает детей в Храме, вместе с клонами уничтожает попадающихся на пути джедаев. Уничтожает, как уничтожал песчаных людей: беспощадно, безжалостно. Песчаные люди отобрали у него мать, едва ли не самое близкое существо. Джедаи отобрали у него мечту, отобрали надежду на справедливость, и могли помешать спасти любимую. Пророчество начало осуществляться, хотя и не так, как того виделось джедаям: Избранный разрушал Орден, разрушал возведенное на фундаменте Светлой стороны громоздкое, массивное, покосившееся здание. Ибо баланс был изначально в пользу Светлой стороны, и "старый мир был расплавлен, чтобы в огне быть отлитым заново".
   Палпатин объявляет о покушении на него джедаев, объявляет себя Императором. И пусты, напыщенны слова Амидалы: "под гром аплодисментов гибнет свобода". Какая свобода, вы о чем? Все что должно было случиться - уже случилось, а это всего лишь финальная точка. Вы сами сделали все, чтобы все закончилось именно так, своим бездеянием, своей нерешительностью, своим желанием во что бы то ни стало жить по-прежнему, не замечая, как меняется вокруг вас мир.
   И кого беспокоит крушение Республики, кроме некоторых озабоченных? Кого волнует гибель Ордена? Кто поднялся в их защиту? Клонов много, но их бы смели как пыль, поднимись население Республики. Планеты могли бы отказывать в повиновении Палпатину, принять под защиту джедаев. А между тем, всего через двадцать лет Орден становится чем-то вроде мифа, абсолютно безразличного населению - при том, что по наблюдениям социологов требуется минимум двадцать и максимум семьдесят лет, чтобы в коллективном бессознательном окончательно "устаканилась" новая социальная структура. Что ж, и это можно очень просто объяснить: Орден был хранителем "мира и порядка". А народу Республики, судя по всему, хотелось справедливости. Как и Анакину.
   Финал мрачен и трагичен. Бой Анакина с Оби-Ваном, предельный по напряжению сил поединок, завершается победой учителя: Анакин поддался ярости, потерял контроль над собой - и был побежден. Оби-Ван забирает находящуюся без сознания, придушенную Анакином, Падме и улетает, оставив искалеченного, умирающего Анакина в огненном аду кипящей лавы. И, хоть на некоторых форумах, это упорно считают фактом "светлости" Оби-Вана, позвольте заметить, что "если у них такие Светлые, то я лучше буду Темным". Задуматься, над тем, что это было еще одной каплей ненависти, отравившей душу Анакина - ибо он даже от своего учителя он не дождался милосердия. Мне возразят, что после всего учиненного, на милосердие глупо рассчитывать - ну, тогда какова цена всем словам Оби-Вана, которыми он жонглировал во время поединка: "я подвел тебя", "я плохой учитель" и так далее, какова цена слезам в глазах Оби-Вана? Если же это возмездие - в духе "так мучайся же, гад!" - то при чем здесь какая-то "светлость"?
   Как бы там ни было, умирает Падме, у которой рассыпалось в прах все, что она любила, и нет сил, чтобы жить даже ради детей; следом умирает Анакин - умирает духовно, не физически. Возрожденный к жизни наполовину человеком, наполовину машиной он становится Дартом Вейдер, выжженной, пустой оболочкой, живущей только для служения своему Темному Хозяину. Ни доброты, ни жалости, ни сострадания, ни прощения - только холод, только пустота, только боль. И лишь двадцать лет спустя его собственный сын пробудит в этой пустоте искру души Анакина Скайвокера, для последнего, ослепительного сполоха, для того, чтобы закончить начатое в Храме Ордена, свершить предначертанное.
   Но это будет через двадцать лет. А пока Дарт Вейдер и Император Палпатин вместе, на мостике смотрят на звезды, готовясь к крестовому походу против джедаев, против последних обломков Ордена.
   А когда пепел осядет, на месте Республики будет окончательно воздвигнута Империя.
  

* * * * *

  
   Могло ли быть иначе? С какого-то момента - уже нет. Но, чтобы поставить все точки над "и", и покончить с темой гибели Республики, давайте проведем мысленный эксперимент. Что было, если бы...
   Допустим, нет ни Пророчества, ни сита, ни Анакина. Армии клонов нет - во всяком случае, в таком количестве. Республика живет себе, Палпатин не мутит воду, Ордену не грозит массовое вырезание от руки собственного воспитанника.
   Несомненно, Республика получит несколько лишних лет. Сколько - неизвестно, слишком много случайных факторов. Конфликты корпораций с Сенатом идут по нарастающей, хоть и не с такой интенсивностью, как в саге. Общее недовольство бюрократическими препонами растет, но у джедаев и Сената пока хватает сил удерживать ситуацию в узде. Однако вечно продолжаться это не может и в какой-то миг перед Сенатом во весь рост станет проблема сепаратизма. Наиболее дальновидные осознают, что еще пара лет, и центробежные силы попросту разорвут Республику на части, если ничего не предпринять, - но никаких здравых идей никто предложить не может, кроме жесткого централизованного управления. Рано или поздно, к этой мере - пускай в ограниченном виде - приходится прибегнуть, что автоматически требует создать аппарат принуждения. Поскольку готовой армии клонов нет, Сенат должен набирать армию на наиболее лояльных Республике мирах, что немедленно повышает напряжение в обществе. Экономическая связность систем между собой, и систем с Метрополией падает катастрофически; осознав перспективы, которые ставит создание армии, корпорации немедленно в тайне создают собственные вооруженные силы, спешно сколачивая коалиции тех, кто больше всего недоволен сложившейся ситуацией. Республика структурируется вокруг таких "центров силы", одним из которых будет правительство, а остальными - корпорации или просто объединения сепаратистов. Все стороны прибегают к клонированию - и, поскольку, этим озаботились примерно одновременно, военный потенциал всех сторон растет сопоставимыми темпами. Важным моментом является то, что никто не обладает достаточными силами, чтобы сокрушить все противостоящие стороны, равно как и то, что никто не может предложить эффективного выхода из сложившейся ситуации. Так или иначе, все стороны ищут любые способы усилить себя - одним из таких способов становится Звезда Смерти. "Знания распространяются стремительно, а пагубные знания - еще быстрее", поэтому разными вариантами оружия тотальной войны на истребление начинают обзаводиться все. В один далеко не прекрасный день напряженность локальный стычек и балансирования на грани превзойдет некий предел - и одна из сторон нанесет удар в полную силу. Ответ будет адекватным и столь же тотальным.
   Орден джедаев избежит, как я говорил, истребления. В условиях фактического раскола Республики и надвигающейся гражданской войны, ему придется делать нелегкий выбор, между прежним бездействием, - которое быстро и верно приведет его в могилу, - и осознанным выбором одной из сторон. Скорее всего, Орден переживет собственный раскол, когда многие джедаи, по примеру Дуку, будут совершать собственный выбор, отправляясь туда, где как они считают, они могут принести максимум пользы простым жителям Республики. Попытки Ордена вернуть ситуацию в прежние рамки будет восприниматься всеми либо как откровенный идиотизм, либо как возможность поиграть в интриги, воспользовавшись негибкостью джедаев для решения своих проблем. Орден получит несколько чувствительных уроков, благодаря отсутствию навыка решения политических проблем, особенно в такой сложной обстановке; скорее всего, один из таких уроков закончится своим Геонозисом, когда джедаи будут вынуждены вести открытый бой - с аналогичными последствиями, за исключением спасительного прибытия Йоды с клонами. Попытки радикальных акций - ударов по лидерам сепаратистов - лишь приведет к озлоблению последних, и попыткам симметричных ударов по джедаям. Те джедаи, который окажутся на стороне сепаратистов, как Дуку, будут всеми силами защищать своих союзников - что выльется в сражения между джедаями: раскол Ордена примет формы собственной войны. Джедаи будут стремительно терять авторитет, а с ростом потерь - и возможность действовать как самостоятельная и значимая сила. В данной ситуации для джедаев будет два выхода: либо продолжать до последнего ввязываться в разгорающуюся войну, либо поставить целью сохранения Ордена и его знаний, отпустить всех, кто захочет уйти, и спасать только самих себя, свои знания... Бежать, туда где их не достанет война. А потом...
   А потом лавины стали, огня и смерти столкнуться, в чудовищной мясорубке перемалывая мириады жизней, корабли планеты, звезды; погибших никто не сможет подсчитать, равно как и тех, кто исчез без вести в водовороте Апокалипсиса. И выжившие, на руинах, на могилах близких будут проклинать тех, кто привел Республику к краху, джедаев, которые оказались негодными хранителями, правителей, которые не смогли защитить свои народы. И будут сожалеть, что не нашлось того единственного, кто железной рукой взял бы Республику за горло, остановил бы раскручивающийся маховик насилия и спас бы их от грядущего огненного ада...
  
   Могло быть так? Опять же, не знаю: что обычная, что альтернативная история слишком тонкая и сложная материя для безоглядных суждений. Тяжело сказать, в какой миг одно единственное действие может изменить ход истории, слишком трудно определить точку бифуркации. Скажем так: описанный сценарий - наихудший из всех, которые могли воплотиться. Хватило бы у джедаев и Сената сил удержаться? Не знаю. Но знаю точно, что этот сценарий был бы в сотни, тысячи раз хуже, чем правление Империи.
   А лучше ли Империя чем Старая Республика? Опять же, что брать за критерий? Сожженный в условиях гражданской войны Альдеааран? Убитые родственники Люка? Преследование повстанцев, которые хотят разрушить государство? Или же взять Татуин, который единственный показан в условиях Республики (правление хаттов, рабство, абсолютное бессилие Республики) и Империи (хатты вытеснены туда, где им и положено быть - криминальный низ общества, финансово и политически планета включена в Империю, про рабство, правда, ничего не скажу). Кто будет судить? В любом случае, факт есть факт - Республика столкнулась с острейшим кризисом, порожденным исключительно спецификой ее социально-политического устройства, кризисом, который грозил тотальной катастрофой всему обществу. Ее руководство, в том числе и Орден джедаев, оказались совершенно не готовы к решению кризиса, не смогли предложить адекватный ситуации ответ, не смогли защитить свой мир. Итогом был триумф Палпатина и создание Империи.
  
   И напоследок. В истории человечества было одно огромное государство. Оно подчинило себе практически всю ведомую Ойкумену, огнем и мечом неся свой закон и порядок; оно называлось то Республикой, то Империей. Оно широко практиковало рабство, без всякой жалости расправляясь с теми, кто посягал на его целостность. В конце концов, отчасти по объективным, отчасти по субъективным факторам оно рухнуло, распавшись на две части. Западная часть прекратила свое существование в середине 5 веке нашей эры; восточная продержалась дольше, но в итоге была завоевана. И не нашлось ни сил, ни ресурсов, чтобы предотвратить такой исход, чтобы спасти государство от гибели. И трудно сказать, жилось ли человечеству лучше или хуже, если бы это государство не распалось. Трудно сказать, что было если бы... Вот только, ложа на чаши весов слова "хорошо" и "плохо", не стоит забывать про одну важную деталь...
   Гибель Рима на столетия ввергла Европу во тьму.
  

КОНЕЦ.

__________________

Май 2005 г., Львов.



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"