Директор, Учитель, Человек в пиджаке, Ляха, Маха, Катя - на усмотрение.
Сцена 1
На куче мусора сидят двое. Они уже достаточно подвыпившие. Одежда их представляет разноцветные лоскуты. Где-то проблескивают название известных марок. Они передают из рук в руки бутылку. Отпивают. Один что-то записывает в блокнот. Второй с бутылкой в руке пританцовывает. Расплескивая содержимое.
Бездомный 1: Когда пространство качнулось и разделилось на белое и черное.
Бездомный 2: И красное
Бездомный 1: И красное.
Бездомный 2: Красное потонуло в своих оттенках.
Бездомный 1: А разум в борьбе.
Бездомный 2: Появился человек. Как центр борьбы.
Бездомный 1: Центр борьбы с природой.
Бездомный 2: Центр борьбы с физикой.
Бездомный 1: Центр борьбы с самим собой. Человек затоптал бога.
Бездомный 2: И сам им стал...
Бездомный 1: И сам богом стал.
Бездомный 2: Его пропорции несуразны.
Бездомный 1: Его развитие нелогично.
Бездомный 2: Его жизнь бессмыслена.
Бездомный 1: Он стоит, хотя тело стремиться к максимальному покою.
Бездомный 2: Он идет или даже бежит хотя тело стремиться к покою.
Бездомный 1: Он действует и существует, борясь с природой, другими людьми, пространством и всем миром.
Бездомный 2: Его природа абсурдна, его цели иллюзорны, его жизнь абстракция.
Бездомный 1: Он рождается в боли, каждый этап его жизни - это трагедия.
Бездомный 2: Каждое его слово несет последствие. Часто неожиданное и разрушительное.
Бездомный 1: Каждое действие несёт воздаяние. Противоположное ожидаемому. Отбрасывая человека во враждебную неопределенность.
Бездомный 2: Существование - это абсурд.
Бездомный 1: Жизни абсурдна.
Бездомный 2: А смерть?
Бездомный 1: Смерть имеет смысл. Вся жизнь стремиться к смерти. Институт смерти - это война.
Бездомный 2: В таком случае война это выбор бога?
Бездомный 1: В таком случае война это выбор человека.
111 КМ
Небольшой военный городок, в тверской области. У него и названия то толком нет, так набор цифр и букв. 111КМ. На его центральную площадь выбегает девочка лет 16 в белом платье. Перед ней стоит небольшая пластиковая ванночка, такую используют для мытья детей. Её зовут Саша.
Саша улыбается.
САША. Давайте. Повторяйте за мной. Сначала полностью выдохните. И потом вдохните через нос полной грудью.
Саша звучно выдыхает, и потом вдыхает.
САША. Ещё раз.
Саша повторяет весь процесс еще раз.
САША. Вы чувствуете этот запах?
Саша, улыбаясь смотрит вокруг себя.
САША: Когда все началось я просто ожила. Типа вся это муть про спящую красавицу. Только кому-то нужен поцелуй, а кому-то с проникновением. Кровь и все такое. Запах этот... Понимаете? Мы все конечно поначалу напряглись, но потом воспрянули. Ну типа это же офигенно. Когда все началось. Прикиньте. Живете вы все время в военном городке. А вокруг типа мир. А вы блин в военном городке. Военном. Пока мир, он разваливается и дряхлеет. Он же типа военный. Но когда война его как бы умирающему от жажды плеснули воды. И он сначала открывает глаза, шевелит пальцами и неожиданно понимает, что ручей снова забился. И из земли бьёт целительная вода. Знаете, как в сказке мертвая и живая вода. Сначала нужна мертвая чтобы заживить раны. А потом типа живая.
Один из бездомных опускает руку в лужицу, оставленную им. С рук стекает красная жидкость.
Бездомный: Кровь. Это не вода - это кровь. Запах крови.
Саша смеется и кружится.
САША: Это живая вода. Живая вода - это кровь. Понимаете? Я ещё в детстве это поняла. Я представляла, что я вампир.
Бездомный: Типа как в Сумерках?
САША: Типа того... Кто же знал, что сумерки наступят так скоро. Короче... сначала нужно пролить кровь, пить её, чтоб потом тоже стать вампиром. Важно пролить кровь. Почувствовать этот запах. Понимаете? И это вовремя настало и сидит этот недавно умирающий человек и вот глоток, ещё один. И вот он уже неспешно поднимается. Еще глоток и расправляет плечи. Теперь и он вампир. Почувствовав запах и вкус крови уже невозможно стать веганом, сыроедом или прочей мутью... Теперь он чествует настоящую жажду...
Один из бездомных подходит к Саше и ударяет её бутылкой по голове. Саша теряет сознание. Бездомный выливает на её белое платье красную жидкость. Второй бездомный кидает Саше блокнот. Оба дают друг другу пять и снова садятся на край сцены.
Сцена 2
Ляха и Маха стоят у турников, около обшарпанного подъезда. Гогочат. Играют в лесенку. По очереди подтягиваясь. Рядом к одной из труб ремнями привязан старый матрас. Такая импровизационная боксерская груша. Один низкорослый и коренастый парень боксирует. На лавках сидят пацаны.
МАХА: Еще в детстве батя мне такой говорит мол если хочешь быть мужиком давай снимай кофту и снегом растирайся. Я такой ни фига. А он мне по губам. И сам растирается, кричит от удовольствия и надо мной ржет. Ну я помню поныл мальца и давай тоже обтираться этих снегом. Чтобы как мужик, а не как сыкун какой-то. Холодно, всё тело горит, но я обтираюсь. Потом слег с температурой. Провалялся пару недель. Еле выходили. Батя тогда на меня рукой махнул и сказал, что типа надо как в Спарте тех, кто слабые сразу на корм волкам, чтобы тупо время не тратить. Я, конечно, мальца испугался от такого. И потом я сам повторил экзекуцию. Ночью, пока все спали. Решил доказать, что не надо меня волкам. Я сам как волк. Решил короче потрениться, еще мелкого поднял. Он тогда на мне был и что-то разнылся. Говорю пошли чо покажу. Я говорю раздевайся и давай его растирать. Он, как ни странно, даже не пискнул. Только от чего-то весь посинел. На утро слег так основательно. Короче не выходили. Меня потом батя побил не хило. А чо побил то? Он же меня сам этому учил, я тоже, так сказать, передавал знание молодому поколению. Ктож знал, что он такой хилый. Короче после пошло-поехало. Совсем перестал холода бояться. Теперь моюсь только холодной. Зимой в футболке хожу. Еще проблема началась... Бля, это ппц стыдно. Моюсь только холодной, включаю горячую и по телу красные пятна идут. Хрень короч какая-то...
Ляха тяжело дыша спрыгивает с турника. Маха поплевав на руки прыгает следующим.
ЛЯХА: Мне батя тоже проверку устраивал. Я мелкий совсем был. Поехали к бабке на дачу. Мамка с сеструхой задержались, а мы вдвоем с батей сидим в этой холодной еще избе. Батя смотрит на меня и подмигивает как-то хитро. Типа без баб этих и потом достает из серванта пистолет макарова и кидает мне. Говорит, когда военную часть закрывали весь склад растаскали. Ну типа он утащил нормально так. Пару десятков подполой продал. Дачу построил. Ну блин, жить то как-то надо. Короче, вот эти все стереотипы, про мужиков русских. Они же не просто так. Он тянет мне пистолет, я его хватанул конечно. Разглядываю. А батя такой типа если взял - значит стреляй. Я ему типа куда стрелять. А он мне ну стреляй в сортир соседский. Ну я и стрельнул. Откуда мне было знать, что там дед этот сидит. Потом проблемы начались. Типа не могу в толкан ходить. А на улице норм.
МАХА: Ну ты животное конечно...
Маха спрыгивает.
МАХА: Фигня все это. Вот у Сашки реально жесть в детстве была.
ЛЯХА: Ну да её не переплюнуть. Жопа полная. Ты только ей не говори. Она звереет от этого. Этож типа травма и всё такое...
Подростки замечают лежащую на земле Сашу. Подходят. Ляха толкает её. Саша приподнимается.
ЛЯХА: Ты чо тут?
Маха тоже подходит и подбирает блокнот.
МАХА: Это что?
Саша оглядывается по сторонам.
САША: Я чо знаю? Он мне походу по башке заехал.
Ляха и Маха тоже крутят головой. Ближайший дом далековато. Один из бездомных кидает ребятам ручку.
ЛЯХА: Вы это видели?
МАХА: Бля просто из воздуха свалилась.
Саша поднимает ручку. Крутит в руках.
ЛЯХА: Давай запишем чтоли что-то.
Ляха берет блокнот несколько минут крутит в руках. И так и сяк. Переворачивает.
САША: Роди уже что-нибудь.
ЛЯХА: Не, чо я рожу? Да нафиг вообще. Давай ты.
Маха тоже берет блокнот, крутит в руках. Пыжится. Тоже крутит блокнот.
МАХА: Да ну, короче...
Саша вырывает блокнот из рук Махи и начинает писать
САША: Я ищу силу быть, существовать. Шорохом правды в жестоком мире, проснувшемся и не нашедшем опору. Узнанное сердцем, столь многое очеловечившим быть хочу...
Ребята смотрят на Сашу с непониманием.
МАХА: Ты прикалываешься? Это что только что было?
Саша как заворожённая продолжает.
САША: Наше молчание. Наш страх. Навязанный, насыщенные, оживленный впечатлительным умом. Злом, чья печать лежит во мне, мной и придавленная, и допущенная, мы резвимся среди других историй и новостных сводок. Приводя в движение и меня в мареве разнузданных истин. Вопреки законам бытия, поражающим всех и каждого.
Повисает пауза. Подростки хмуро смотрят на Сашу. Из-за угла на велосипеде едет школьный учитель. Он замечает ребят, подъезжает.
УЧИТЕЛЬ: Эй почему не в школе?
ЛЯХА: А чо у нас?
УЧИТЕЛЬ: Внеклассные чтения патриотической литературы. Он машет рукой, подразумевая следовать за ним.
Учитель уезжает. Саша убирает блокнот и лыбясь смотрит на друзей.
САША: Эй вы что вросли в землю?
Саша смеясь пинает Ляху и бежит за учителем. Маха с Ляхой переглядываются.
ЛЯХА: Бля, она походу под чем то...
МАХА: Под чем-то забористым...
Ребята вяло тащатся за Соней. В школьном дворе стоят ученики и поют.
На Отчизну нашу,
Россию, излей благодать Твою, Боже!
Да соединятся все народы, ее населяющие,
в одну семью,
Тебя, Отца Небесного,
единомысленно исповедающую, всю жизнь свою единодушно
по вере устрояющую,
да будет едино стадо и единый Пастырь,
да будет хлеб насущный
и духвный для всех
без изъятия.
Да будет мир и любовь между всеми
и да будут безсильны козни врагов
внутренних и внешних,
злых сеятелей плевел на ниве Твоей,
писанием, словом
или делом вносящих
шаткость в умы,
горечь в сердца,
соблазн,
раздор и
всякую скверну в жизнь.
Саша с Махой и Ляхой тоже подходят и встают в ряд. Тоже повторяют текст молитвы. Один из ребят выходит:
УЧИТЕЛЬ: Кто готов что-то прочесть?
ЛЯХА: Еду я на родину,
Пусть кричат - уродина,
А она нам нравится, Спящая красавица
К сволочи доверчива...
УЧИТЕЛЬ: Хватит. Следующий
ЛЯХА: Ну Петр Семенович... Я же от души.
УЧИТЕЛЬ: Чужое твоим не становится, даже если от души...
ЛЯХА: Ну я же там строчку заменил...
УЧИТЕЛЬ: Закрыли тему. Кто-то еще хочет?
Вперед выходит Саша. Все замолкают.
УЧИТЕЛЬ: Ну и?
МАХА: У неё сегодня с головой...
Саша его перебивает, не дав закончить.
САША: Огонь во мне, история его - на моих опалённых устах. Жертва хищного разума - это смех, столько раз обманувший меня, столько раз воскресивший меня. Я птица, выпавшая из гнезда, отколовшаяся от крова и неспособная взлететь. Я демон, заточенный в скалы и не нашедший ни любви, ни признания, ни надежды. Я вечно падаю в бездну, устремляюсь в темноту и неопределенность. Моё тело - мой храм и жертва. Под громогласные звуки ливня и урагана я воззвала к луне. И луна откликнулась. Дала мне жизнь. Жизнь в потемках, натыкаясь и падая.
Я посредник между жизнью и смертью. Между ночью и днем, между светом и тьмой. И сейчас я стою перед вами. И мне стыдно за всё происходящее. За возможность того, что рухнуло вся культура, все те основы гуманизма так кропотливо выстраиваемые цивилизацией. Я вижу ангела, указывающего нам путь, но ангел нам не нужен. Темнота бездны для нас влекомее своей бездной беды. Смертям и кровью умытое общество, сползает по краю этой воронки. Как хорошо тому, кто видит звезды, как прекрасно тому, кто находит себя среди них продолжающимся. Они пребывают в тишине, ожидая прихода чего-то важного и единственно верного, но пока лишь отдаляющегося всё дальше и дальше.
Повисает молчание. Слышно, как где-то вдалеке плачет ребенок. На Сашу косятся как на умалишённую. Даже учитель хмуро косится на Сашу. Неожиданно раздаются редкие хлопки. К ряду школьников подходит директор.
ДИРЕКТОР: Великолепно. Стихи в прозе. Я думаю, что кандидат на отправку на поэтический конкурс 'Лучезарный свет' найден. Собирайся. О таких как ты должен узнать мир...
Школьники недовольно воют. Саша с непониманием крутит головой, будто вынырнув из-под толщи воды. Директор пожимает ей руку.
САША: Что? Мне в толкан надо.
Саша убегает в школьный туалет, плотно закрывает дверь. Саша подходит к зеркалу.
САША: Что со мной?.. Зеркала лукавят, воруя меня у меня, рисуя двойника незнакомого, рисуя двойника неузнанного. Однако я не могу не смотреть. Я не могу не оказываться, вглядываясь в отражение. Я смотрю, я вижу, я фиксирую. И пусть вокруг несправедливость. Я вижу правду, я вижу истину. Я вспоминаю. Я должна вспомнить себя, собрать себя по частям. Вспомнить все плохое, чтобы поменяться и сделать шаг к хорошему. Только так.
Саша берет ручку и начинает записывать в блокнот.
САША: Что же со мной случилось такое? Что меня испортило? Ведь было что-то что сместило этот вектор. То что увела от нормы, от гармоничной формы развития? Не могу вспомнить... Это что-то что было в моем детстве или до рождения. То давно забытое и не пронесенное через себя. Это родные края, ставшие землёй призрака - загадка, не имеющая решения. Создатель языка играющего со страхом и безумием. Наша речь. Наша речь нас создает и страх - это основа. Главная скрепа. Слово - ритуал присутствия в природе новой мира. Как нам встретить отца дающего милосердие если голос его забыт. Безумие - лишь грубое прозвище непостижимого и непонятого, вызывающего страх и тревогу своим истоком - конечностью существования, к которому приблизились. Чтобы вновь отдалиться.
Саша ставит точку и с ужасом смотрит на написанное. К Саше подходят бродяги и улыбаясь берут за руки. Начинают кружить.
Бездомный 1: Когда пространство качнулось и разделилось на белое и черное. И я начал вспоминать...
Бездомный 2: Когда я начал вспоминать.
САША: Когда я начала понимать.
Бездомный 1: И жизнь разделилась на белое и черное.
Бездомный 2: На правду и ложь.
Бездомный 1: На жизнь и смерть.
Бездомный 2: И я начал видеть.
Бездомный 1: И я начал слышать.
САША: И я начала говорить.
Бездомные отпускают Сашу и уходят она остается одна.
САША: В мире ужасно, невыносимо много насилия. А я не хочу насилия. Ни в какой форме. Ни учительских рук в трусах школьниц, ни кулаков пьяного отца семейства на телах жен и детей. Если бы я решила перечислить все насилие, которое есть вокруг, мне не хватило бы ни дня, ни недели, ни года. Чтобы увидеть насилие вокруг, достаточно только открыть глаза. Мои глаза открыты. Я вижу насилие, и я не хочу насилия. 'Я говорю 'нельзя убивать людей', мне отвечают, что они не мертвы, они притворяются. Я говорю 'нельзя убивать людей', мне отвечают, что они тоже не ангелы, они тоже виноваты. Я говорю 'нельзя убивать людей', мне отвечают, что всё относительно. Я говорю 'нельзя убивать людей', мне отвечают, что это для моей безопасности. Я говорю 'нельзя убивать людей', мне отвечают, что надо учить историю. И так ценно, и так хочется обняться с теми, кто отвечает просто - да, нельзя убивать людей'.
Сцена 3
Саша выходит во двор. Во дворе толпятся подростки. Взрослых нет. К ней подходит высокий светловолосый парень.
СЛАВА: Привет как тебя зовут? Я Слава. Ты давно поэзией занимаешься?