Вилькоцкий В. Б. : другие произведения.

Как в европейской Шотландии в 19 веке строили социализм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Как в европейской Шотландии в 19 веке строили социализм
  
   (знаменитый эксперимент Роберта Оуэна в Нью - Ленарке )
  
   Роберт Оуэн
  
   ( родился в 1771 году, умер в 1858 году)
  
  
  
  Вспомним, как Герцен в "Былом и думах" рассказывает о своей встрече с Робертом Оуэном:
  "В гостиной был маленький тщедушный старичок, седой как лунь, с необычайно добродушным лицом, с чистым, светлым, кротким взглядом..., который остается у людей до глубокой старости, как отсвет великой доброты...
  Я сжал его руку с чувством сыновнего уважения; если б я был моложе, я бы стал, может, на колени и просил бы старика возложить на меня руки".
  Вспомним ту страничку из романа Чернышевского "Что делать?", где описывается комната Лопухова. С восхищением отмечая предельную скромность обстановки, Вера Павловна обращает внимание на фотографию старика: "...какое благородное лицо у старика, какая смесь незлобия и пронзительности в его глазах, во всем выражении лица! Сколько хлопот было Дмитрию достать эту фотографию. Ведь портретов Овена нет нигде, ни у кого... И как Дмитрий был счастлив, когда получил ее и письмо от "святого старика", как он зовет его..."
  Роберт Оуэн родился в семье мелкого ремесленника, шорника, в маленьком уэльском городке Ньютаун. В школе он смог проучиться недолго. Уже с девяти лет он - мальчик в местной лавке. Через год Роберт самостоятельно отправляется в Лондон, где обосновался его старший брат-мастеровой, нанимается на работу. С 1787 г. он живет в Манчестере. Именно здесь начинается стремительный профессиональный рост юного Оуэна, быстро утвердившего себя в качестве хорошего знатока текстильного производства. Он становится управляющим одного из крупнейших предприятий (а ему еще не было и двадцати лет), осуществляет серьезное усовершенствование производства. С этого времени знания Оуэна (он неустанно совершенствует и расширяет их), его организаторские способности получают широкое признание. Он становится одним из директоров крупной прядильной компании.
  Некоторое время спустя наступает пора знаменитого эксперимента в Нью-Ленарке.
  Есть в Шотландии такой городок, вернее, фабричный поселок Нью-Ленарк. В ту пору он насчитывал около полутора тысяч жителей, ютившихся в лачугах, что сгрудились вокруг большой бумагопрядильной фабрики. Народ тут подбирался видавший виды - из разорившихся кустарей, безработных батраков, отбывших сроки наказания заключенных и каторжников... Пьянство, драки, скандалы были тут заурядным делом.
  В начале 1800 г. Оуэн становится совладельцем и директором этой фабрики. Последовательно, шаг за шагом осуществляет он не только техническую реорганизацию и рационализацию, но и социальные мероприятия, которые носят филантропический характер: вместо лачуг для рабочих строятся удобные жилища, улучшается снабжение продуктами, возводятся школа, ясли, детский сад, создается больничная касса, рабочий день сокращается до 10 с половиной часов (вместо обычных в Англии 12-14 часов). Когда в 1806 г. в связи с кризисом, охватившим хлопчатобумажную промышленность, пришлось на 4 месяца остановить фабрику, зарплата рабочих выплачивалась по-прежнему.
  В относительно короткий срок Нью-Ленарк становится образцовым поселком, население его возросло до 2,5 тысячи человек. Теперь здесь "пьянство, полиция, уголовные суды, тяжбы, попечительство о бедных, надобность в благотворительности стали неизвестными явлениями" . При всем том уровень доходов от фабрики остается высоким.
  Так возникает этот "уникум Нью-Ленарка". Интерес к нему растет не только в Англии - во всей Европе. Тем более что и сам Оуэн стремится как можно шире познакомить мир с результатами своего эксперимента: в 1813 г. выходит в свет его книга "Новый взгляд на общество, или Опыты о выработке характера", и Оуэн рассылает ее многим государственным деятелям.
  Нью-Ленарк становится местом паломничества и просто любопытствующих, и тех, кто искал ответы на проклятые вопросы действительности, и власть имущих, которым показалось, что Оуэн нашел чудодейственный рецепт, сохраняющий в целости овец и насыщающий волков. К тому же в 1816 г. Оуэн открыл в Нью-Ленарке "Новый институт формирования характера", где ребенок воспитывался с ясельного возраста до 17 лет. С раннего возраста производительный труд сочетался здесь с занятиями в вечерней школе.
  И все-таки Оуэн был не удовлетворен. Ведь его рабочие оставались, по собственным его словам, его "рабами", лишь поставленными в сравнительно благоприятные условия. А в остальном мире ничего не менялось.
  Оуэн выступает в это время инициатором "гуманного фабричного законодательства" и целых пять лет ведет неустанную борьбу за новый фабричный закон. И что же? В 1819 г. парламент принимает - в очень урезанном, точнее в изуродованном виде - закон, незначительно ограничивающий женский, и детский труд.
  После всех этих бесплодных попыток усовершенствовать мир капитала Оуэн переходит на позиции социализма, выдвигает идею трудовых коммун как ячеек будущего общества. Он даже предпринимает попытку практически воплотить свои новые идеи. С этой целью в 1824 г. Оуэн устремляется в Америку: ведь в Новом свете, где нет вековых частнособственнических и эксплуататорских традиций, естественнее будет создать коммунистическую производственную ячейку. В штате Индиана в 1825 г. основывается трудовая коммуна "Новая Гармония". На это было затрачено четыре года жизни и почти все состояние Оуэна. К 1829 г. обнаруживается полная неудача этой затеи.
  Но Оуэн не складывает оружия. Ему остается еще без малого 30 лет жизни, и все эти годы он ведет самую активную деятельность: участвует в рабочем профессиональном и кооперативном движении, неустанно пропагандирует идею преобразования общества на коммунистических началах. Издает для этого журналы, книги, брошюры, читает лекции. Энгельс писал: "Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна" .
  
  
  ТЕКСТЫ
  
  
   ЗАМЕЧАНИЯ О ВЛИЯНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ СИСТЕМЫ
  
  
   )До сих пор законодатели рассматривали промышленное производство только с одной точки зрения, именно - как источник национального богатства.
  Другие важные последствия развития промышленности, когда оно предоставляется своему естественному ходу, не привлекали до сих пор внимания законодательных органов. Между тем важность тех политических и нравственных последствий, о которых мы сейчас говорим, вполне заслуживает внимания крупнейших и мудрейших государственных деятелей.
  Широкое распространение промышленности по всей стране создает у людей новый характер; поскольку же этот характер формируется на основе принципа, в высшей степени неблагоприятного для общего благополучия и счастья отдельных людей, то это должно вызвать самые плачевные и притом бесспорно отрицательные явления, если только указанная тенденция не будет пресечена при помощи законодательного вмешательства и руководства.
  Промышленная система уже настолько распространила свое влияние по всей Британской империи, что она вызывает общее серьезное изменение в характере массы населения. Процесс этот продолжает быстро развиваться, и пройдет немного времени, прежде чем простой крестьянин, занимающийся сельским хозяйством, совершенно утратит свое сравнительное благополучие. Уже теперь его трудно обнаружить где - либо в чистом виде без примеси тех навыков, какие появляются под воздействием ремесел, промышленности и торговли.
  Приобретение богатства и создаваемое им естественное стремление к увеличению этого богатства породили любовь к вредной в сущности роскоши среди обширной группы людей, никогда ранее о ней не думавшей, и вместе с тем создали склонность приносить в жертву этой страсти к накоплению лучшие чувства человеческой природы. Для достижения успеха на этом пути низшие слои населения, труд которых создает эти богатства, доведены новыми конкурентами с их борьбой против тех, кто давно занимал свои позиции, до состояния подлинного угнетения; по мере того как дух конкуренции усиливался, а приобретение богатства становилось труднее, эти низшие слои населения, благодаря последовательному ухудшению их положения, оказывались в состоянии более униженном, чем могут себе представить люди, не наблюдавшие внимательно этих перемен по мере их выявления. В итоге они находятся в настоящее время в состоянии, неизмеримо более унизительном и плачевном, чем это было до возникновения указанной промышленности, от успеха которой зависит теперь самое их существование.
  
  
  ДОКЛАД,
  
  ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ КОМИТЕТУ АССОЦИАЦИИ ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ
  
  ПОЛОЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
  
  РАБОЧИХ
  
  
  Непосредственной причиной теперешней нужды является обесценение человеческого труда; оно вызвано широким введением машин на фабриках Европы и Америки, но главным образом в Великобритании, где внесенные машинами изменения условий производства были еще ускорены изобретениями Аркрайта и Уатта 2.
  Использование машин при производстве потребных обществу предметов сократило их стоимость; сокращение цены увеличило спрос на них, притом в таком масштабе, что это сопровождалось увеличением количества применяемого человеческого труда по сравнению с тем, которое применялось до введения машин.
  Первым следствием введения машин был рост частного богатства и возникновение нового стимула для дальнейших изобретений.
  Таким образом, одно механическое усовершенствование быстро сопровождалось другим; в течение нескольких лет машины были повсеместно введены на фабриках не только нашей страны, но были также усвоены другими народами Европы и Америки.
  Но при существующей сейчас системе невозможно изъять машины из производства в одной стране, не разорив ее, если они останутся в других странах. Поэтому ни один народ не согласится их изъять; подобное действие служило бы верным признаком варварства людей, решившихся на него. Но правительства, которые довели бы до голодной смерти миллионы человеческих существ вследствие применения механической энергии, были бы виновны в еще большем варварстве и в грубой тирании. Такая мысль не может даже подлежать рассмотрению, так как дальнейшая замена человеческого труда механическим неизбежно приведет к неслыханной нищете людей всех социальных категорий. Поэтому рассмотрения заслуживает лишь последняя альтернатива, гласящая, что "должны быть найдены выгодные занятия для бедных и безработных, причем механизмы должны содействовать их труду, а не заменять его как теперь".
  Большинство пороков и бедствий, испытываемых бедными, объясняется тем, что они поставлены в условия, в которых их мнимые интересы и мнимые обязанности находятся во взаимном противоречии, а также тем, что они окружены совершенно лишними искушениями, которые они не умеют преодолевать.
  Поэтому было бы очень важно создать такие условия, при которых их реальные интересы и обязанности были бы согласованы друг с другом, а также устранить излишние искушения.
  При такой точке зрения план улучшения условий жизни бедных должен предусмотреть способ предохранения их детей от приобретения дурных привычек и обеспечения им добрых навыков, он должен включать мероприятия для их хорошего воспитания и образования, предоставления соответствующей работы взрослым, правильного руководства их трудом и потреблением, которое сопровождалось бы максимальными выгодами для них самих и для общества в целом, создания условий, устраняющих ненужные искушения, и, наконец, для полного согласования их интересов и обязанностей.
  Такие условия не могут быть созданы для отдельных лиц или семейств или даже для сравнительно большого числа объединившихся людей.
  Они могут быть практически осуществлены только при организации такого предприятия, которое объединяло бы от 500 до 1500 или в среднем около тысячи человек. Многие из преимуществ, обеспечиваемых этим планом для общества в целом, нельзя будет реализовать, если он не будет осуществляться в государственном масштабе. Если предложенные сегодня практические меры будут одобрены и привлекут внимание парламента, то встанет вопрос, каким образом осуществить их в кратчайший срок без причинения сейчас или в будущем ущерба ресурсам страны.
  Средства, необходимые для организации предприятий, могут быть получены путем консолидации фондов некоторых благотворительных учреждений или путем урегулирования порядка взимания налога в пользу бедных и заключения займа, обеспеченного этим налогом. Все бедные, в том числе и те, которые находятся на попечении общественных благотворительных учреждений, должны перейти на попечение государства.
  Квадраты с размещенными на них зданиями достаточны для поселения 1200 человек в каждом; они окружены земельными площадями размером от 1000 до 1500 акров.
  Внутри квадратов находятся общественные здания, линия расположения которых разделяет квадрат на параллелограммы. В центральном здании находятся общественная кухня, столовая и все оборудование, необходимое для того, чтобы экономно и с удобством приготовлять и употреблять пищу.
  Направо от этого здания находится другое, на первом этаже которого помещается школа для малолетних, а на следующем - читальня и помещение для богослужения.
  Налево находится здание, в нижнем этаже которого расположены школа для детей старших возрастов и помещение для комитета, выше - библиотека и комната для взрослых.
  Свободное пространство в пределах квадрата использовано для устройства площадок для игр и развлечений; они имеют древесные насаждения.
  Предполагается, что три стороны квадрата будут застроены жилыми домами, главным образом для семейных, состоящими из четырех комнат; эти комнаты должны быть достаточного размера для того, чтобы в каждой мог жить мужчина, его жена и двое детей.
  Четвертая сторона предназначена для детских дортуаров, в которых будут спать все дети сверх двух в каждой семье и старше 3-летнего возраста.
  В середине этой стороны квадрата будут помещения для лиц, наблюдающих за спальнями; с одного края будет больница, а с другого - здание для посторонних, которые могут приезжать, чтобы навестить друзей и родственников.
  В середине двух других сторон квадрата будут помещения для администрации, священника, школьных учителей, врача и т. д., а на третьей стороне будут склады для всевозможных предметов, требующихся в поселке.
  С наружной стороны квадрата и сзади домов, вдоль его сторон, будут расположены сады, связанные между собой дорогами.
  Непосредственно за ними с одной стороны квадрата будут находиться здания, предназначенные для машин и для производственных целей. Бойня, конюшни и т. п. будут отделены от всего поселка насаждениями.
  С другой стороны разместятся прачечная, сушильня, мельница и т. п. Еще дальше будут расположены сельскохозяйственные постройки с солодовней, пивоваренным заводом и т. д. За ними будут находиться обрабатываемые участки, пастбища и пр. с посаженными по их краям фруктовыми деревьями.
  Каждая жилая комната, находящаяся в квадрате, должна быть пригодна для поселения мужчины, его жены и двух детей до 3-летнего возраста; эти помещения должны представлять гораздо больше удобств, чем современные жилища для бедных.
  Предполагается, что дети старше трех лет будут посещать школу, есть в общей столовой и спать в дортуарах; родителям будет, конечно, разрешено посещать их и беседовать с ними во время еды и в другое подходящее время; при окончании школы дети должны обладать всеми нужными и полезными знаниями. Надо использовать все возможности, чтобы предохранить их от заимствования дурных навыков у родителей или других лиц. Нельзя жалеть усилий для создания у них таких привычек и склонностей, которые обеспечат им благополучие в течение последующей жизни и сделают их полезными и ценными членами общины.
  Предполагается, что женщины будут заняты:
  1. Уходом за младенцами и приведением в порядок жилищ.
  2. Обработкой огородов для снабжения овощами общественной кухни.
  3. Работой в тех частях разных производств, которые доступны женщинам, причем они не должны там работать более 4 или 5 часов в сутки.
  
  4. Шитьем одежды для жителей поселков.
  5. Поочередным наблюдением за кухней, столовой и дортуарами, а при наличии подготовки - наблюдением за воспитанием детей в школах.
  
  Предполагается, что дети старших возрастов будут в течение части дня помогать в садоводстве и фабричном производстве в соответствии с их физическими силами; все мужчины будут заняты в сельском хозяйстве, на фабриках или на каких-нибудь других работах в интересах всего предприятия.
  
  СХЕМА ЗАТРАТ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТАКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА 1200 МУЖЧИН, ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ, ПРИ УСЛОВИИ ПОКУПКИ ЗЕМЛИ
  1. 1200 акров земли по 30 ф. ст. акр 36 000 ф. ст.
  2. Жилые помещения на 1200 чел 17 000 " "
  3. Три общественных здания в пределах квадрата 11 000 " "
  4. Фабрика, бойня и прачечная 8 000 " "
  5. Обмеблирование 300 жилых комнат по 8 ф. ст. каждая 2 400 "
  6. Обмеблирование кухни, школ и дортуаров 3 000 " "
  7. Две фермы с мельницей, солодовней и пивоварней 5 000 " "
  8. Устройство внутренней части квадрата и
  дорог 3 000 "
  9. Инвентарь для фермы при обработке земли
  методом грядковой культуры 4 000 " "
  10. Непредвиденные случаи и экстренные расходы 6 600 " "
  96 000 ф. ст.
  
  Эта сумма, разделенная на 1200, дает 80 ф. ст., которые должны быть авансированы каждым членом поселка, что при 5% годовых составляет 4 ф. ст. в год на каждого.
  Таким образом, при столь ничтожном расходе, как 4 ф. ст. на человека, вместо арендной платы можно дать безработным возможность содержать самих себя и при этом, как легко понять из сказанного, в случае надобности можно быстро оплатить авансированный капитал.
  Но если земля будет взята в аренду, то потребуется лишь 60 000 ф. ст.
  Отсюда вытекает возможность располагать избыточным количеством денег и труда.
  Надо изучить местность и обеспечить для этих сельскохозяйственных и фабричных предприятий наилучшее расположение.
  Найдя в различных частях королевства участки, которые легко приобрести, надо будет правильно их оценить с тем, чтобы государство их купило, взяло в постоянную аренду или приобрело иным способом, затем эти участки надо будет хорошо подготовить для предположенных целей с помощью опытных людей. Труд бедных и безработных может быть с большой выгодой применен в любой части предприятия под управлением соответствующих лиц, назначенных для надзора за различными его частями.
  Когда эта организация будет принята и осуществлена (а раньше или позже это должно произойти для облегчения страданий народа), тогда последуют новые и неожиданные результаты. Реальная ценность земли и труда повысится, в то время как стоимость сельскохозяйственной продукции и продукции человеческого труда понизится; механизмы окажутся более полезными и выгодными, чем теперь, и общество будет всячески способствовать их распространению; их применение будет расширяться до бесконечности, но они будут только помогать человеческому труду, а не состязаться с ним.
  Общий итог всех выгод, даваемых этим планом, может быть представлен в следующем виде:
  1. Несмотря на то что осуществление этого плана может показаться поверхностному наблюдателю очень дорогим, он окажется при серьезном рассмотрении его лицами, понимающими последствия подобной организации труда, гораздо более экономным, чем до сих пор предполагалось.
  2. Большое число безработных находится сейчас в состоянии величайшего невежества и воспитано в дурных привычках, причем это зло при существующей системе будет угнетать еще ряд грядущих поколений. Предложенная организация дает верное средство, удовлетворяющее все заинтересованные стороны и всех свободомыслящих людей, для преодоления как невежества, так и дурных навыков в течение одного поколения.
  3. Из воспитания общества на основе принципа взаимного разобщения людей возникают величайшие беды для человечества. Предлагаемые меры приведут к объединению людей в преследовании ко взаимной выгоде общих целей; в то же время этот легко осуществимый план позволит постепенно устранить причины разногласия среди людей и создать единообразие в их интересах и обязанностях.
  4. Предлагаемая система обеспечит также путем простейших и эффективнейших способов воспитание в детях безработных таких добрых навыков и чувств, которые общество признает желательными, как и вообще формирование у них должного характера.
  5. Она также позволит применить самые эффективные средства для улучшения навыков и всего поведения теперешних взрослых безработных, которые находились с детства в глубочайшем пренебрежении у общества.
  6. Вследствие особых мер, предлагаемых планом, он обеспечит бедным более существенные, широкие и прочные жизненные удобства за их труд, чем они имели до сих пор.
  7. Он устранит в течение одного поколения необходимость как в налоге в пользу бедных, так и во всякой благотворительной помощи, ибо предупредит возможность появления самой бедности и предохранит людей от падения.
  8. Он приведет к постепенному увеличению населения в малонаселенных районах Европы и Америки, в которых такой рост может считаться желательным; он даст возможность в случае надобности существовать с удобствами на данной площади гораздо большему по численности населению, чем существовало до него; коротко говоря, предлагаемый план будет содействовать росту силы и политического влияния страны, которая его осуществит, более чем в 10 раз.
  9. Он настолько прост, что может быть осуществлен с меньшими трудами и усилиями, чем требуется для устройства новой фабрики. Многие люди средних способностей создавали гораздо более сложные предприятия. Действительно, в этих поселках не будет происходить ничего такого, что не наблюдается повседневно в обычных общественных условиях и что при предлагаемых мерах будет осуществляться с еще большей легкостью.
  10. Он действенно поможет промышленным и сельскохозяйственным рабочим в их теперешних тяжелых страданиях, не нарушая путем насилия или посредством преждевременных мер существующего общественного устройства.
  11. Он позволит использовать в самом широком масштабе механические изобретения и усовершенствования, так как при предложенной системе всякое усовершенствование механизмов будет помогать человеческому труду и содействовать ему.
  12. Наконец, все слои общества извлекут существенную выгоду из такого изменения условий существования бедных. Какие-то меры, опирающиеся на приведенные здесь принципы, сейчас совершенно необходимы для обеспечения благополучия общества и для устранения того печального положения, когда тысячи людей изнемогают в нужде среди изобилия средств, которые позволили бы дать хорошее воспитание и образование, должную работу и удобные условия существования населению, превосходящему по численности теперешнее по крайней мере в четыре раза.
  
  
  ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПЛАНА, СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В ДОКЛАДЕ
  
  КОМИТЕТУ АССОЦИАЦИИ ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ
  
  ПРОМЫШЛЕННЫХ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОЧИХ
  
  Мои принципы и весь план представлены теперь полностью публике. Если в первых имеется какая-нибудь ошибка или если последний покажется непрактичным, то мне должны на это указать. Если, однако, при его рассмотрении окажется, что план в основном правилен, легко осуществим и может помочь бедным и безработным из трудящихся классов в их тяжелых страданиях и в их унижении, то лица, желающие улучшить положение низших классов, должны безотлагательно употребить все усилия для его осуществления. Нельзя допускать, чтобы бесполезно прошел еще один год в больших и ненужных страданиях и в деморализации вследствие недостатка здоровой пищи, отсутствия правильного воспитания и обучения.
  В. Являетесь ли вы главным собственником предприятий и поселка в Нью-Ленарке и принадлежит ли вам одному руководство и управление ими? - О. Да.
  В. Как долго вы управляли этим учреждением? -
  О. В августе исполнится 18 лет.
  В. Каково население Нью-Ленарка?
  О. Оно состоит главным образом из работников фабрики хлопчатобумажной пряжи; но имеются также литейщики железа и меди, кузнецы, работающие над железом и оловом, мастера хлопчатобумажного производства, токари по дереву и металлу, пильщики, плотники, каменщики, кровельщики, маляры, стекольщики, портные, сапожники, мясники, пекари, лавочники, фермеры, сельскохозяйственные рабочие, врачи, церковнослужители, руководители юношества, управляющие разными частями, как мужчины, так и женщины, приказчики и полицейские, что составляет смешанное общество из всякого рода трудящихся и рабочих.
  
  В. Был ли у вас какой-нибудь опыт работы среди трудящихся до того, как вы взяли на себя управление предприятиями в Нью-Ленарке?
  О. Да, я управлял большими фабричными предприятиями в Манчестере и по соседству с ним в течение предшествующих 8 лет, причем на этих предприятиях было занято много мужчин, женщин и детей.
  В. Какова была ваша главная задача в течение тех лет, когда под вашим надзором и управлением находилось столько людей?
  О. Найти способы, посредством которых можно было бы улучшить условия жизни бедных и рабочих классов с пользой для предпринимателей.
  В. К какому заключению вы пришли теперь по этому вопросу?
   О. Что положение этих классов можно с легкостью значительно улучшить, а их природные силы можно использовать с гораздо большей пользой для них самих и для общества в целом, не причиняя никакого вреда ни одному классу в совокупности и ни единому человеку в отдельности.
  В. Удалось ли вам в целом улучшить условия жизни и моральные навыки людей, находившихся на вашем попечении?
  О. Да, и притом с меньшим количеством неудач, чем я предполагал первоначально, учитывая препятствия, которые я встретил, и возможности, которыми обладал для их преодоления.
  В. Каковы были эти препятствия?
  О. Невежество и неправильное воспитание народа, что создало у него привычку к пьянству, воровству, лжи и неряшеству, враждебность к чужим интересам, групповые инстинкты, сильные национальные предрассудки, как политические, так и религиозные, в отношении всякой попытки со стороны посторонних лиц улучшить его положение; к этому надо прибавить вредный для здоровья характер его труда.
  В. Каким принципом вы руководствовались при устранении этих препятствий?
  О. Только принципом предупреждения зла. Вместо того чтобы терять время и силы, изучая влияние на разных людей обстоятельств во всем их бесконечном разнообразии, я терпеливо изучал причины, а не следствия, и прилагал все усилия для устранения указанных причин. Действуя таким образом, я обнаружил, что с одинаковой затратой времени и сил можно при системе предупреждения зла достичь гораздо больших результатов, чем при системе принуждения и наказания. Например, в случае привычного пьянства мне казалось бесполезным убеждать людей, привыкших опьяняться, чтобы они отказались от этой привычки, пока они окружены условиями, постоянно побуждающими их оставаться верными своему пороку. Первый шаг, который я сделал в этом случае, заключался в попытке убедить людей, пока они еще трезвы, в выгодах, которые они извлекут из отказа от пьянства; когда эта попытка делалась в мягком тоне и доброжелательном духе, то цель ее всегда легко достигалась. Следующий шаг заключался в устранении искушения, и тогда исчезало само зло со всеми его бесчисленными и гибельными последствиями. Весь этот процесс, если его понять, чрезвычайно прост и может быть в полной мере легко осуществлен на практике людьми, обладающими самыми обыкновенными способностями; при этом состояние общества быстро улучшится без всякого попятного движения. Но пока будут господствовать понятия, воздействующие до сего времени на человечество, и пока они будут служить основой поведения общества, оно не сумеет основательно и прочно совершенствоваться.
  В. Так как вы сосредоточили свое внимание на страданиях бедных и трудящихся классов, то скажите, какими причинами вы их объясняете? -
  О. Неправильным использованием имеющихся в стране как естественных, так и искусственных производительных сил, не согласованных с потребностями в продукции и спросом на нее. Значительная часть нашей естественной производственной мощи, заключающейся в физических и умственных силах человека, оказывается теперь не только не производительной, но составляет тяжелое бремя для страны, причем действующая система быстро деморализует население; в то же время значительная часть наших искусственных или механических средств производства используется для производства такой продукции, которая представляет мало реальной ценности для общества; вместе с тем эти производительные силы создают бесчисленные, тяжелые беды как для лиц, занятых производством, так и для значительной части общества вообще, а отсюда и для всего населения в целом.
  В. Можете ли вы на основании своего опыта указать способ более выгодного использования этих производительных сил? -
  О. Я должен сказать, что их можно использовать с большой выгодой для общества и для отдельных лиц, что их можно с легкостью применить таким образом, чтобы быстро устранить теперешние страдания трудящихся и постепенно довести благополучие страны до гораздо более высокого уровня, чем когда-либо достигнутый.
  В. Какими соображениями вы руководствуетесь, когда рекомендуете объединить человеческие силы? -
  О. Я руководствуюсь знанием тех величайших преимуществ, которые каждый человек извлечет из этих мероприятий, если перестанет стремиться к достижению исключительно личных целей.
  В. Каковы эти преимущества? -
   О. Общины, объединяющие от 500 до 1500 человек, основанные на принципе единства труда и потребления и покоящиеся на сельском хозяйстве, могут дать следующие выгоды трудящимся и вследствие этого всем другим классам, так как выгодным для последних может быть только то, что выгодно для первых. Вот когда еще закладывался принцип создания сталинских колхозов и коллективного управления предприятиями, которые были заложены Сталиным в 30 - годы 20 века в основание экономики Советского Союза.
  
  
  Труд всех людей будет в этих условиях носить естественный характер и правильно направляться; во-первых, он будет давать им избыток всего, что необходимо для комфортабельного существования, во-вторых, они получат возможность отучиться от многих, в сущности даже от всех дурных навыков, созданных современным плохим устройством общества; затем подрастающее поколение приобретет хорошие навыки, и таким путем отпадут все условия, противопоставляющие человека человеку, и возникнут новые, которые поведут к объединению всех в сознании одного общего интереса, правильно понимаемого каждым. Люди сумеют затем культивировать в себе самые ценные интеллектуальные качества, которые при правильном их направлении могут так много дать для человеческого счастья.
  Тогда члены ассоциации начнут производить тот излишек, который необходим для уплаты процентов на капитал, затраченный при приобретении всего предприятия, включая вспомогательные производства, или, иными словами, начнут оплачивать его аренду.
  И наконец, они примут участие в уплате своей доли в расходах государства пропорционально их собственности. Благодаря этому возрастет политическая мощь государства, что еще немногие могут сейчас правильно оценить.
  
  В. Осуществимы ли на практике описанные вами мероприятия, много ли возражений выдвинуто против вашего плана?
  О. При неопытности общества в отношении предлагаемого объединения людей, я думаю, что возникнут многочисленные возражения и сомнения; но при последовательном рассмотрении их можно будет легко опровергнуть; более чем тридцатилетний опыт и мое беспрестанное, добросовестное и, как мне кажется, неуклонное внимание к этому вопросу убеждают меня заранее, что возражения будут устранены.
  В. Можно ли, например, бедных и трудящихся соединить вместе для искреннего сотрудничества в общих целях, принимая во внимание то, что известно о положении в работных домах и в дозах трудолюбия?
  О. Эти общеизвестные отрицательные явления должны были естественно возникнуть при том воспитании, которое получают бедные, и при том устройстве, которое имеют даже лучшие из указанных учреждений. Прежде всего бедняки сейчас крайне невежественны, и, когда их соединяют вместе под одной кровлей, они, все время находясь в соприкосновении друг с другом, остаются чужды всякому принципу объединения. Вследствие приобретенных ими дурных навыков и отсутствия правильного воспитания они не понимают, что каждый заинтересован в счастье другого. При теперешнем устройстве этих домов нет возможности устранить дурные привычки и дать должное воспитание бедным.
  Работные дома и дома трудолюбия созданы людьми, которые мало знали человеческую природу и были незнакомы с истинными принципами политической экономии. Но создание этих сельскохозяйственных и фабричных поселков может привести к очень важным результатам; большинство условий, вызывающих протест обитателей домов трудолюбия, будет устранено, и тогда создастся обстановка для объединения людей в добрых чувствах и в единых интересах.
  В. Будут ли люди, объединенные взаимными и общими интересами, столь же трудолюбивы, как в том случае, когда они работают для своей личной выгоды? - О. Предположение, что они будут менее трудолюбивы, я считаю предрассудком, совершенно не обоснованным фактами. Везде, где проводился этот опыт, люди трудились очень усердно. Обнаружено, что когда люди трудятся вместе в общих интересах, то каждый производит свою часть работы с гораздо большей выгодой для себя и для общества, чем когда он трудится для других с поденной или сдельной оплатой.(...)
  В. Не будут ли люди постоянно спорить между собой о распределении собственности и о владении ею?
  О. Конечно, нет. Организация труда и потребления, основанная сейчас на неправильных началах, так непроизводительна и имеет столько недостатков, что большинство людей не в состоянии без величайшего напряжения и беспокойства добыть достаточно средств для обеспечения себе обычных жизненных удобств; поэтому под воздействием крайней необходимости они начинают упорно стремиться к собственности, которая им так трудно дается; вследствие этого стремление к собственности кажется поверхностному наблюдателю естественным свойством человеческой природы. Однако нельзя сделать более ошибочного вывода; если бы люди были поставлены в такие условия, что при умеренном труде могли бы без забот и волнений обеспечить себе в изобилии все жизненно необходимое и все удобства, то они быстро перестали бы спорить о распределении этих ценностей, как они не спорят теперь о распределении доступных всем естественных благ, например воды; они не стремились бы также накапливать излишнее количество их, как они не стремятся сейчас приобрести лишнее количество воды. Я должен прибавить, что при осуществлении моего плана люди вскоре обнаружат, что они без всяких тревог обладают большим количеством всяких благ, нужных им для личного потребления, чем могли бы иметь при системе, существующей теперь в отношении бедных, притом без всех тех трудов и забот, которые последние испытывают.
  В. Не следует ли опасаться, что предлагаемое вами устройство поведет к скучному единообразию характеров, будет подавлять таланты и лишит человечество надежд на дальнейшее совершенствование?
  О. Мне кажется, что произойдет как раз обратное; возможности, предоставляемые этими учреждениями, будут содействовать совершенствованию лучших сторон человеческого характера; жители будут получать такое образование, которое они не смогли бы получить в других условиях, у них будет много свободного времени, при отсутствии всяких забот, для развития своих естественных наклонностей.
  Когда мрак, окутывающий сейчас общество, до некоторой степени рассеется, люди, хотя бы частично, оценят преимущества, даваемые этими новыми поселками. Тогда таланты не только не будут подавляться, но, напротив, получат всяческую поддержку для неограниченного свободного развития с величайшей пользой для человечества...
  В. При таком изменении привычек и жизни низших классов не возрастает ли стоимость физического труда? - О. Мое намерение заключается в правильном сочетании мер, кажущихся мне неизбежными при теперешнем состоянии страны; необходимо предотвратить насильственное нарушение общественной жизни, которое может возникнуть из ежедневно возрастающей нужды и крайней деморализации; это положение продолжится до тех пор, пока не будут приняты действенные меры для его изменения.
  Объединение трудящихся в общих целях для совместного производства и потребления при правильном воспитании и обучении их потомства и при соответствующих условиях, установленных в интересах целого, обеспечит безопасность общества, настоящее и будущее благосостояние и счастье каждого человека в отдельности и предельное благополучие всех. Поэтому у меня есть основание верить, что никакие человеческие силы не могут предотвратить осуществление указанных мер.
  
  
  ОПИСАНИЕ РЯДА ЗАБЛУЖДЕНИЙ И БЕД, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ
  
  ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА
  
  с объяснениями некоторых особых преимуществ, даваемых организацией безработных в "сельскохозяйственные и промышленные поселки для объединения и взаимного сотрудничества" при ограничении их населения от 500 до 1500 человек
  Цель всех человеческих усилий заключается в достижении счастья. Однако счастье не может быть достигнуто, им нельзя пользоваться и обладание им нельзя обеспечить до тех пор, пока все люди не будут наслаждаться хорошим здоровьем и не приобретут подлинных знаний и богатства.
  До сих пор здоровье и подлинные знания находились в пренебрежении, и люди стремились к богатству и другим чисто личным целям; однако когда они достигали их даже в самых широких масштабах, то оказывалось, что эти достижения разрушали и неизбежно разрушают счастье.
  Теперь мир насыщен богатством при наличии огромных возможностей дальнейшего его увеличения, и, однако, всюду царит нищета! Таково в настоящий момент состояние человеческого общества.
  Нельзя создать худшей системы для достижения желаемой нами цели, чем действующая ныне у всех народов мира. Неоценимые силы, с помощью которых можно было бы с легкостью принести человечеству огромную пользу, остаются бесплодными или так плохо направляются, что не достигают поставленных им целей.
  Однако мир располагает теперь достаточными средствами, чтобы пресечь этот поток безумия, вызвать к действию дремлющие силы и правильно применить человеческую энергию. Эти средства должны дать всем людям здоровье, истинные знания и богатство.
  Эти средства находятся рядом с нами, они могут быть немедленно предоставлены в наше распоряжение и имеются в величайшем изобилии; между тем огромная масса людей погружена в глубокое невежество и лишена всяких жизненных удобств; значительная часть их не имеет даже достаточного питания, испытывает всяческие лишения и находится сейчас в самой глубокой нужде и горе.
  Труден ли переход из одного состояния в другое? Имеются ли такие непреодолимые препятствия, которые помешают достичь желанной цели?
  Напротив, как это ни покажется странным, но эту перемену осуществить очень легко. Во всем этом начинании не встретится никаких трудностей или серьезных препятствий.
  Да, мои друзья, как бы ни были существующие системы безумны, непоследовательны и гибельны, их нельзя разрушать руками людей, некомпетентных и грубых. Каждый преждевременный или неразумный шаг может отсрочить осуществление наших самых обоснованных надежд и лишить несколько будущих поколений того счастья, которым иначе мы и наши дети могли бы широко пользоваться.
  
  
  ДОКЛАД ГРАФСТВУ ЛЕНАРК О ПЛАНЕ ОБЛЕГЧЕНИЯ
  
  ОБЩЕСТВЕННЫХ БЕДСТВИЙ И УСТРАНЕНИЯ НЕДОВОЛЬСТВА
  
  ПУТЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОСТОЯННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ
  
  ЗАНЯТИЙ БЕДНЫМ И ТРУДЯЩИМСЯ,
  
  притом в таких условиях, при которых значительно усовершенствуются их личные свойства, улучшатся условия их жизни. сократятся издержки производства и расходы и создадутся рынки, соответствующие уровню производства
   Введение парового двигателя и прядильной машины в огромной степени увеличило мощь человека. Вследствие их применения производительные силы населения нашего острова, или, иначе, средства для создания богатства, выросли за полвека больше чем в 20 раз, не говоря о стимулировании роста богатств и в других странах.
  Однако паровой двигатель и прядильная машина вместе с бесчисленными механическими усовершенствованиями, к появлению которых они дали толчок, обрушили ряд бедствий на общество, причем последние значительно перевешивают извлеченные из этих изобретений выгоды. Они вызвали накопление богатства в руках немногих, которые с его помощью продолжают поглощать богатства, создаваемые трудом многих. Таким образом, масса населения обратилась в рабство и зависит от невежества и капризов монополистов; она гораздо более беспомощна и несчастна, чем была до того, как имена Уатта и Аркрайта стали вообще известны. И тем не менее изобретения этих знаменитых и талантливых людей служат орудием подготовки общества для важных и полезных перемен, которые должны вскоре произойти.
  Все знают и чувствуют, что те великие блага, которые эти изобретения должны были дать обществу, до сих пор не осуществились. При новых обстоятельствах, к которым они привели, условия жизни общества вместо того, чтобы улучшиться, ухудшились. И теперь общество совершает попятное движение.
  Этот принцип индивидуальной заинтересованности, противостоящий, как это всегда бывает, общественному благу, рассматривается всеми известнейшими политико-экономами как краеугольный камень всей социальной системы, без которой общество не могло бы существовать. Но когда люди познают самих себя и обнаружат, какие изумительные результаты дает сочетание и объединение частных интересов, они признают, что теперешнее устройство человеческого общежития - антиобщественно, неблагоразумно и нерационально; они поймут, что под воздействием этого устройства все самые лучшие и ценные свойства человеческой природы подавляются с самого детства и применяются самые противоестественные средства, чтобы возбудить вредные наклонности; коротко говоря, они согласятся, что люди с величайшими усилиями превращают все свои свойства, способные созидать благополучие и счастье, в нечто нелепое, глупое и гибельное.
  Желанное изменение должно основываться на простом воплощении великого и универсального принципа и привести к согласованию всех мелких дисгармонирующих интересов, вследствие которых человеческая природа оставалась до сих пор в непримиримой вражде сама с собой. Не только обширными, но и универсальными должны быть те мероприятия, которые освободят общество от подавляющих его трудностей, но они осуществятся мирным путем при общем спокойствии, при доброжелательном и искреннем содействии всех партий и всех народов. Вследствие представляемых ею выгод эта перемена начнется почти одновременно среди всех культурных народов и будет затем осуществляться во все ускоряющемся темпе, без всякого противодействия, преодолевая на своем пути все существующие общественные системы. Удивляться будут только тому, что наша система вообще могла так долго существовать.
  Практическое применение всего нового, как бы оно ни было ничтожно, требует для своего усовершенствования времени и опыта. Поэтому нельзя ожидать, чтобы система, охватывающая все стороны жизни и осуществляющая на практике всю науку политической экономии, была сразу разработана и осуществлена наилучшим способом. Сначала будет допущено много ошибок; как и во всякой попытке доступными человеку средствами объединить многообразные части и достигнуть большого общего результата, нужно ожидать много частичных неудач.
  По всей вероятности, при первом опыте многие отдельные части будут не соответствовать целому и практика подскажет множество усовершенствований. Никакое сочетание умов не может до начала практического осуществления заранее согласовать такое множество функций, какое будет сочетаться в этом новом механизме, выполняющем столь важные для общества задачи. Этот механизм, который удивительным образом упростит и облегчит все функции человека, умножит разумные и желанные удовольствия до такого предела, который обычный ум не может охватить. Если изобретение разных машин в ряде случаев умножило силу труда с видимой выгодой для отдельных людей, ухудшив в то же время условия жизни многих других, то это изобретение сразу неисчислимым образом умножит физические и умственные силы всего общества, никому не причинив вреда своим введением или быстрым распространением.
  
  ОБРАЩЕНИЕ КОНГРЕССА КООПЕРАТИВНЫХ ОБЩЕСТВ ,
  
  ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ИРЛАНДИИ К ПРАВИТЕЛЬСТВАМ ЕВРОПЫ И
  
  АМЕРИКИ
  
  Мы знаем, что разумные и благонамеренные представители трудовых классов обладают силами и возможностями для осуществления этой великой революции в делах человечества путем своего объединения и при помощи своих практических познаний, без содействия богатых или высших классов, чьи знания (как, к прискорбию, показывает опыт) мало пригодны для трудовых классов; теперь должно быть очевидно для всех, что богатые не могут существовать без постоянного содействия трудовых классов.<...)
  
  
  РЕЧЬ Р. ОУЭНА В УЧРЕЖДЕНИИ НА ул. ШАРЛОТТЫ 16 октября 1833 г.
  "Теперь я кратко опишу вам великие перемены, которые сейчас проектируются и которые осуществятся столь же внезапно, как появление татя в нощи; ведь даже и один человек из сотни не имеет ни малейшего представления о том, что сейчас надвигается. Эта перемена произойдет без насилия, кровопролития и вообще какой-либо несправедливости. Даже с высшими классами, преобладание которых является причиной теперешней деградации народа, обойдутся с мягкостью, так как мы знаем, что они сами являются продуктом обстоятельств, и это знание поможет нам обращаться с ними мягко и милосердно; в отношении их будет проявлено как можно меньше несправедливости. Предполагается, что будут приняты меры в общенациональном масштабе для охвата новой великой организацией всех трудящихся и что каждая часть ее будет осведомлена о происходящем в других частях; всякое индивидуальное соперничество прекратится, все виды производства будут осуществляться национальными объединениями.
  
  
  КНИГА О НОВОМ НРАВСТВЕННОМ МИРЕ
  
  Человек неизменно совершал жестокие ошибки при всех своих попытках обеспечить счастье для человеческого рода. Он действовал без всякого солидного обоснования и шел наугад, пока, наконец, множество совершенных им ошибок не убедили его, что он выбирал неправильный путь и что его мероприятия приводили к греху и бедствиям вместо добродетели и счастья.
  И никогда в своем стремлении к счастью люди не совершали столько ошибок, как в искусственных и противоестественных мерах, принятых в вопросе о том, какие люди должны и какие не должны объединяться друг с другом; эти меры были приняты под воздействием безумных представлений и обычаев, созданных духовенством всего света.
  Природа дала людям некоторые качества, которые обладают притягательностью для других людей; эти качества чаще встречаются у одних людей, чем у других. При том бессмысленном устройстве общества, которое существует до сих пор, притягательные свойства людей более малочисленны, менее развиты и не так стойки, как в том обществе, где мужчины и женщины будут воспитываться и обучаться с целью приобретения свойств разумного существа и научатся понимать собственную природу.
  Прежде чем люди будут поставлены в условия, позволяющие получать удовольствие от хорошего общества, надо создать это общество. Где можно его теперь найти? В какую страну, в какую область надо поехать, чтобы обнаружить такое объединение людей, которое представляет хорошее общество? Пока еще его нельзя найти среди людей. Духовенство всего мира и его темное царство сделали невозможным создание хорошего общества и вообще его существование. Сущность "хорошего общества" заключается в знании, милосердии, доброте, любви и правдивости.
  Как могли бы эти качества существовать при духовенстве, которое постоянно внедряет в сознание необходимость мерить и любить в соответствии с его произвольными указаниями, и это при таком состоянии общества, когда говорить или писать правду составляет величайшее преступление, какое только может совершить человек.
  Хорошее общество может быть создано только мужчинами и женщинами, воспитанными так, чтобы стать разумными в своих чувствах, мыслях и действиях, чтобы не иметь побуждений к обману или преступлению и пользоваться простым и достойным языком правды.
  Заблуждения, создавшие духовенство, и заблуждения, созданные этим духовенством при длительном его господстве с введенными им таинственностью, лживостью и всякого рода нелепостями, сделали человеческую породу такой искусственной и неразумной, что люди теперь не верят в возможность стать правдивыми, добродетельными и счастливыми. Они говорят, что это зло будет существовать вечно, потому что "человек греховен по своей природе".
  Духовенство прежде всего применяет самые действенные средства для создания порока и для принуждения человека стать дурным, а затем, достигнув своей цели, меняет поведение и говорит, что "люди греховны по своей природе".
  Вместо того чтобы воспитывать человека в страхе смерти (а это вопрос раннего воспитания), надо учить людей смотреть на нее прямо, т. е. как на всеобщий закон природы, неустранимый и, по всей вероятности, не только необходимый, но, возможно, и весьма благодетельный в своих конечных последствиях для всего, что обладает жизнью. Поэтому надо с раннего детства знакомить людей со всем касающимся известных нам законов природы, дать им хорошее знание законов, которые непосредственно воздействуют на самого человека и на его род, и воспитывать людей так, чтобы они не боялись неизбежного, и даже радовались, что, испытав одну жизнь, преисполненную разумного счастья, они после своего распадения переживут бесконечный ряд обновлений в виде усовершенствованного существования. Таким образом, вместо того чтобы бесцельно и неразумно отравлять жизнь и разрушать возможности разумно пользоваться ею, каждую такую жизнь можно сделать в высшей степени сознательной, интересной и полной высоких радостей.
  Благодаря изобретениям и открытиям, сделанным в последнее столетие, общество, организованное на научных основаниях и управляемое с помощью простых, здравых принципов равенства и справедливости, может быть насыщено благами самого высшего качества при работе, сводящейся к полезным и приятным занятиям, продолжающимся менее четырех часов.
  
  
  Поэтому у него нет больше разумных оснований для борьбы или соревнования из-за богатства. Наступит время, когда по естественному течению вещей эта борьба должна будет прекратиться. И эта эпоха наступит,- а она может наступить для Европы и Америки очень скоро, если правительства искренне и сердечно объединятся в деле реорганизации общества, чего требуют их собственные высшие интересы; это дело нельзя дальше откладывать или от него уклоняться, не навлекая на себя этим общую насильственную революцию, которая будет вызвана гнетом и нестерпимыми страданиями, испытываемыми трудящимися классами вследствие безумной борьбы людей за личное обогащение.
  Частная собственность 7 была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком, и он должен приветствовать наступление эры, когда научные успехи и знакомство со способами формирования у всех людей совершенного характера сделают продолжение борьбы за личное обогащение не только излишним, но и весьма вредным для всех; она причиняет неисчислимый вред низшим, средним и высшим классам. Владение частной собственностью ведет к тому, что ее владельцы становятся невежественно эгоистичными, причем этот эгоизм обычно пропорционален в своих размерах величине собственности.
  Собственники так эгоистичны, что многие из них, имея ежегодно на много больше, чем требуется для удовлетворения разумных потребностей, спокойно читают или слыша? о тысячах собратий, ежедневно гибнущих вследствие недостатка работы, которую богатые им не дают; и часто богатые лишают бедных работы, чтобы сохранить животных, которые разрушают ценности, создаваемые трудящимися и требующиеся для их существования, а затем, губя благополучие трудящихся, губят собственное время и разум, уничтожая самым жестоким способом этих хищных зверей, оберегаемых для развлечения невежественных, эгоистичных богачей, представляющих собой неразумные существа в человеческом образе8. Можно со всей справедливостью сказать, что частная собственность была столь гибельна для человеческого рода, что нередко превращала богатых людей в двуногих животных, главное удовольствие и радость которых в жизни заключалась в уничтожении четвероногих животных или других двуногих из птичьей породы. Это очевидное доказательство того, как мало общество продвинулось вперед из состояния грубого варварства.
  Кроме того, частная собственность уродует в различных отношениях характер собственника; она рассчитана на то, чтобы возбуждать у него гордость, тщеславие, склонность к несправедливости и угнетению при полнейшем пренебрежении естественными и неотчуждаемыми правами его собратьев. Она ограничивает количество его идей узким кругом, связанным только с ним самим, препятствует уму постигать широкий круг вопросов, относящихся к благополучию человеческого рода, и понимать великие общие идеи, которые могут существенно содействовать улучшению характера людей и условий их жизни. Она замыкает человеческое сознание в круг собственных интересов и мелочных забот; если бы собственник с рождения воспитывался без искажающего воздействия свойственного ему стремления получить и сохранить частную собственность, он научился бы понимать преимущество общих интересов и широких идей и ознакомился бы с наукой об обществе и с жизнью последнего вместо того, чтобы усваивать несколько чисто местных идей, относящихся к очень малой части того обмана и хаоса, который зовется обществом.
  Частная собственность отчуждает человеческие умы друг от друга, служит постоянной причиной возникновения вражды в обществе, неизменным источником обмана и мошенничества среди людей и вызывает проституцию среди женщин. Она служила причиной войн во все предшествующие эпохи известной нам истории человечества и побуждала к бесчисленным убийствам.
  Сейчас она представляет единственную причину бедности со всеми вызываемыми ею по всему свету бесчисленными преступлениями и горем; в принципе она столь же несправедлива, как неразумна на практике.
  В рационально устроенном обществе ее не будет существовать. Если в ней и была какая-нибудь потребность или если она и была полезна до того, как началось господство машин и химии, то сейчас она совершенно не нужна и является ничем не оправданным злом; ибо каждый человек от самых высокопоставленных до самых последних может быть в течение всей своей жизни, вследствие научно обоснованного общественного устройства, гораздо полнее обеспечен всем, что действительно полезно людям и что создает прочное счастье, чем этого возможно достигнуть путем борьбы и соревнования из-за приобретения и сохранения частной собственности.
  Частная собственность, кроме того, постоянно препятствует и мешает проведению общественных мер, которые были бы полезны для всех, притом часто только из-за прихоти или каприза человека, получившего неправильное воспитание.
  Когда все, за исключением только предметов чисто личного обихода, превратится в общественное достояние, а общественное достояние будет всегда иметься в избытке для всех, когда прекратят свое существование искусственные ценности, а требоваться будут только внутренние ценные блага, тогда будет должным образом понято несравнимое превосходство системы общественной собственности над системой частной собственности с вызываемым ею злом.
  При правильно устроенной и научно обоснованной системе общественной собственности, при одинаковом образовании и одинаковых условиях жизни у всех, не будет существовать браков по расчету или неравных браков и не будет испорченных детей; не будет существовать ни одного из тех зол, которые проистекают из ошибок теперешней системы, если грубость, которая проникает теперь во все стороны жизни и которая притом насквозь непоследовательна, может быть вообще названа общественной системой.
  Индивидуализм, вызывающий противоречие интересов у людей и народов, не может существовать одновременно с системой, основанной на законах природы. Эти обособленные интересы и индивидуальная организация семейств с наличием частной собственности составляют существенную часть теперешней неразумной системы. Они должны быть устранены вместе со всей системой. Взамен должны возникнуть научно обоснованные объединения мужчин, женщин и детей в их обычном количественном соотношении, численностью от четырехсот или пятисот до двух тысяч человек; эти общины будут организованы как единая семья, каждый член которой объединится с другими в содействии друг другу, насколько позволят его знания, а сами общины будут подобным же образом связаны между собой. Лучше всего было бы, вероятно, начать с объединения трехсот, четырехсот или пятисот человек, в зависимости от местных условий, причем должна быть создана и принята такая организация, которая при полном своем осуществлении позволила бы устроить две или три тысячи человек, составляющих объединенную семью, и обеспечить им существование.
  Такое объединенное семейство составит ячейку совершенно новой организации человеческого общества, при которой все люди приобретут новое сознание, новые чувства, новый дух и усвоят совершенно иное поведение, по сравнению с человеком прежнего мира; устройство, которое будет принято для обеспечения этим семьям жилищ, занятий, образования и развлечений, будет совершенно отлично от устройства, существующего теперь в жизненных делах. При этом зло, причиняемое большими городами, будет устранено и в то же время новые общины сосредоточат у себя все их преимущества без всякого причиняемого ими вреда; каждый член общины будет пользоваться гораздо большими преимуществами, извлекаемыми из обширных земельных владений, чем самый богатый земельный собственник при теперешней индивидуалистической общественной системе.
  Физические и умственные силы каждого человека, воспитанного указанным образом и поставленного в описанные условия, умножатся пропорционально числу членов его объединенной семьи; выгоды, которые можно извлечь из такого расширения семьи, объединенной общими интересами, намного превосходят все, что можно себе представить; их надо увидеть и испытать на практике. Экономия времени, труда и капитала в производстве и распределении богатства, в формировании характеров и в местном управлении достигается этим новым объединением в большие семьи, будет соответствовать той, которая создается при замене ручного труда работой совершенных механизмов, например заменой взрослого человека, работающего на одном веретене, машиной, которая прядет одновременно две тысячи нитей. Из этого проистекут тысячи других выгод, представляющих следствие широкой и хорошо задуманной системы. При
  создании таких широких семейных объединений, в сочетании с другими весьма важными мерами экономического характера в отношении производства, сохранения продукции, распределения и потребления, а также в отношении воспитания и управления, земля сумеет дать средства существования по крайней мере в четыре раза большему количеству людей, чем при теперешней расточительной, крайне сумасбродной, индивидуалистической, создающей конкуренцию и отвратительной общественной системе.
  Многие говорят теперь, что создание на научных основаниях семейных объединений в две тысячи человек может быть целесообразным в пределах ограниченного народонаселения или в границах небольшого изолированного района, но что подобные мероприятия не пригодны для больших государств или империй.
  В действительности дело обстоит как раз наоборот: большие семейные объединения, организованные на научной основе, весьма пригодны и специально предназначены для распространения, при неизменном сочетании интересов и чувств и при сердечном товариществе, из одного прихода в другие, пока они не охватят целого графства, а затем начнут распространяться из графства в графство, пока не охватят целую провинцию или княжество, затем путем союза последних они создадут королевства и, наконец, империи. Тогда человеческий род, объединенный в братские семьи, займет в мире и гармонии, как личное семейное поместье, равно принадлежащее всем, поверхность всей земли, включая сушу и море; тогда не будет оснований для борьбы, зависти или конкуренции, и каждый, получивший с рождения разумное воспитание и образование, станет владетельной особой, имеющей возможность наслаждаться всеми радостями в любом климате и в любом районе. Все будут располагать полным правом, всеми средствами и всеми возможностями, чтобы пользоваться жизнью, и будут лишь обязаны применять свои умственные и физические способности в благотворных и приятных занятиях.
  По мере распространения этих новых семейных объединений, они будут соединяться для разрешения местных или более широких задач, причем объединяться будут раньше десятки, затем сотни, тысячи и десятки тысяч общин, в зависимости от тех вопросов и дел, которые будут требовать их участия, рассмотрения или руководства.
  Среди них не будет лучших или худших, не будет существовать царств или империй, которые вели бы войны или поглощали путем насилия и обмана менее сильных соседей; не будет дорогостоящих и вредных дипломатических учреждений; не будет разрушительных регулярных армий, которые стоят на страже этих империй и наблюдают за движением других народов или наций из страха какого-нибудь предательского действия со стороны соседа или для предупреждения возможности получения им каких-нибудь несправедливых выгод.
  Это ясное, простое, объединенное и разумное состояние общества будет так отлично от теперешнего сложного, запутанного, хаотического, разобщенного и неразумного его состояния, что сознание всех людей будет повсюду преисполнено одним всеобщим чувством доверия. Не будет оснований для возникновения существующих теперь низменных чувств и страстей.
  Производительные силы, созданные наукой с помощью изобретений, открытий и усовершенствований - при населении, медленно возросшим в течение столетия с пятнадцати до двадцати восьми миллионов,- выросли за этот период с величины, равной труду приблизительно двенадцати миллионов обученных взрослых мужчин, до величины, которая без содействия научных знаний потребовала бы теперь труда более чем восьмисот миллионов хорошо обученных взрослых людей для производства той же самой работы за то же самое время; это количество новой производительной силы потребовало бы без указанных научных достижений в четыре раза больше физического труда, чем мы можем иметь в настоящее время во всех странах земного шара.
  Какое безумие, что эта громадная сила получает при нашей нерациональной системе такое неправильное приложение, что она производит нищету и преступление вместо богатств и добродетелей!
  Но эта производительная сила, громадная по сравнению с тем, что мы имели столетие тому назад, представляет собой только зародыш силы, росту которой человек не может поставить пределов; ибо рост ее представляется неограниченным, и ее способность развития увеличивается вместе с ростом.
  Эта чудотворная новая сила была открыта и приведена в действие населением, не достигавшим даже тридцати миллионов; между тем теперь, когда сделано это открытие, способность создавать подобную силу и увеличивать ее может быть доступна всякому населению разной численности или в пропорциональном размере любому более многочисленному или малочисленному населению; эта новая сила обеспечивает неисчерпаемую и все возрастающую возможность сделать богатство столь же легко доступным, как вода, и столь же сверхизобильным для всех разумных потребностей человеческого рода, как воздух. Это другой исключительный по своему значению признак наступления времен, требующих немедленной реорганизации общества.
  Но эта новая и неограниченная способность создавать богатства и навсегда устранить бедность или страх ее из жизни человеческого рода применялась и применяется ныне для ограничения богатства миллионов населения, для создания бедности и страха этой бедности почти у всех людей.
  То обстоятельство, что сила, способная при разумном руководстве производить богатство более чем достаточное для насыщения населения всего земного шара, так ошибочно направляется и применяется, что становится причиной роста бедности и страха перед ней у миллионов населения самых передовых стран мира, служит признаком наступления времен, требующих великой перемены в человеческих делах, в чем уже не может усомниться ни один здравый ум.
  Быстрый рост знаний среди низшего класса по сравнению со знаниями, существовавшими у него прежде, служит также признаком того, что изменение в устройстве и в расчленении общества составляет необходимость, причем изменение это не сможет быть осуществлено без полнейшей общественной реорганизации.
  
  РЕВОЛЮЦИЯ В СОЗНАНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
  
  РОДА, ИЛИ ГРЯДУЩИЙ ПЕРЕХОД ОТ НЕРАЗУМИЯ К РАЗУМНОСТИ
  
  В системе природы приближается время, когда "прежнее должно миновать и все стать новым"; когда "мечи будут перекованы на орала и копья на серпы"; когда "на земле будет мир и в человецех благоволение"; когда "каждый будет сидеть под своей виноградной лозою и под своей смоковницей и ни чем не устрашится"
  Посвящается тем, кто постигает божественные законы природы или бога и предпочитает их зловредным человеческим законам, а также тем, кто имеет нравственное мужество открыто защищать истину, без утайки, без заблуждения и страха людского, и кто знает, что только при посредстве истины может быть достигнуто и прочно обеспечено счастье человеческого рода.
   Прошлое было неизбежно, и оно было необходимо для того, чтобы создать настоящее, как настоящее необходимо для того, чтобы создать будущие формы человеческого существования.
  Прошлое создало то отталкивающее, неорганизованное, невежественное, в значительной степени жалкое состояние общества во всем мире, которое существует ныне.
  Настоящее призвано, однако, использовать все ресурсы, необходимые для обеспечения человеческому роду во всех частях земного шара привлекательного, организованного, просвещенного и счастливого будущего.
  Переход от невежественного, отталкивающего, неорганизованного и жалкого настоящего к просвещенному, привлекательному, организованному и счастливому будущему ни в коем случае не может быть осуществлен путем насилия или гнева и зложелательности к какой-либо части человечества. Нет, этот великий переворот во всех человеческих делах может быть окончательно совершен только путем развития великих основных истин, возвещаемых людям в духе мира, благожелательности и милосердия и разъясняемых с неутомимым терпением и настойчивостью теми, кто имел возможность приобрести практическое знание человеческой природы и общества.
  Республиканцы, социалисты и все те, кто враждебен обществу, которое управляется на старых началах, чувствуют это зло, сознают присутствие какой-то основной неправильности, но вследствие недостаточности знаний они сражаются с ней впотьмах и причиняют огромные страдания не только противникам, но и своим друзьям.
  Они не отличают начал добра и зла и не в состоянии рекомендовать какие-нибудь всесторонние и целостные практические мероприятия, основанные на начале добра или истины. Они возбуждают человеческий ум и чувства и побуждают их чутко реагировать на действие системы зла; но они еще не осведомлены относительно принципов и действия начала добра, как целой системы, предназначенной для управления людьми в малых или больших обществах. Они должны еще значительно развить свой ум и расширить свой опыт, чтобы быть в состоянии понять эту новую совокупность принципов и действий и стать надежными руководителями для других.
  Единственной когда-либо сделанной попыткой управлять обществом на началах добра и истины был мой опыт в Нью - Ленарке,- опыт, встретивший всяческое противодействие со стороны нынешней системы, основанной на принципе зла и лжи, и тем не менее в высшей степени успешны. Постройте общество на том же начале, что в Нью-Ленарке, и зло быстро исчезнет.
  
  ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ДЛЯ МИРНОГО ПЕРЕХОДА ОТ НЫНЕШНЕЙ
  
  ДУРНОЙ СИСТЕМЫ ЛЖИ, БЕДНОСТИ И НЕСЧАСТЬЯ К БЛАГОЙ
  
  СИСТЕМЕ ИСТИНЫ, БОГАТСТВА И СЧАСТЬЯ
  
  профессиональным государственным деятелям
  
  Европы и Америки
  
  
  Революция, которая приведет от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью, уже началась. Никакая земная сила не может теперь остановить этот поступательный ход событий, и достаточно понять его сущность, чтобы убедиться в его прочном благодетельном значении для каждого человека.
  Таким образом, для вас представляет первоочередный и величайший интерес исследовать этот предмет в целом, пока вы не поймете его вполне, ибо тогда вы сумеете в интересах всеобщего мира руководить этой переменой и направлять ее без дальнейших кровопролитий и распрей, столь вредных ныне для всех классов и поддерживающих неразумие всех участвующих сторон.
  Вместо правительств, грабящих и убивающих производительные классы без всякой разумной цели и создающих для них низкие, вредные и порочные условия, как это было до сих пор, теперь, когда несправедливость и жестокость этих безумных действий и полное отсутствие в них всякой мудрости ярко обнаружились, нужны правительства, которые с разумной предусмотрительностью поняли бы, что они обязаны вводить новые порядки с целью устранить то грубое невежество и ту порочность, с какими ведутся теперь жизненно важные дела во всех странах мира.
  Указанное положение вещей, как бы печально и грустно оно ни было, не знает ни одного исключения. Дела всех народов велись до сих пор на основе самых фальшивых и вредных принципов. Этим объясняется то бедственное нравственное и физическое состояние, в котором находится большинство людей во всех странах.
  Если бы можно было начать это дело со свежим материалом, применяя новую систему к детям, не испорченным системой заблуждения и зла, которая теперь дает им одни только неразумные идеи, то не представляло бы никакой трудности спроектировать и построить с самого основания разумное, благоденствующее и неизменно счастливое общество.
  Но практически начинать таким образом невозможно. Чтобы создать людей разумных мыслей и чувств, приходится прежде создать для них разумные условия, дабы сделать затем само человечество разумным.
  Спрашивается, как выполнить эту задачу? Как преодолеть эту трудно проходимую грань между неразумием и разумностью? Какие новые условия могут произвести эту важнейшую для нынешнего и для будущих поколений перемену?
  В этом великий вопрос, который ставит наша эпоха, это - злоба сегодняшнего дня; чтобы положить конец враждебным чувствам и с часу на час возрастающим бедствиям и неурядицам, нужно немедленно на него ответить.
  Я желал бы, чтобы кто-нибудь, кто ценит популярность в этом безумном мире, мог и хотел дать на него ответ.
  В течение многих лет я всеми силами, но безуспешно побуждал развязать или разрубить этот гордиев узел но не нашел в Европе и Америке никого, подготовленного к решению подобной задачи.
  Поэтому я, не ставя ни во что популярность в этом безумном мире, принужден взять разрешение этой задачи на себя; я не получу от этого ничего, кроме удовольствия, которое может доставить превращение безумного мира в мир здравомыслящий, или неразумной, проникнутой антагонизмом и бедственной жизни - в жизнь, где благодаря единению люди будут поставлены в разумные и хорошие условия, станут добрыми, мудрыми и счастливыми, не приписывая никому в отдельности заслуги или вины в осуществлении этой перемены в условиях своего существования. (...)
  Это изменение может быть охарактеризовано в немногих словах, которые легко поймут люди, опытные в проведении разнообразных практических мероприятий широкого масштаба и привыкшие создавать новые комбинации для получения отдаленных, заранее предвидимых результатов. Требуемый переход заключается просто в замене существующих вредных и дурных условий хорошими и превосходными во всех областях жизни, причем эта замена может быть осуществлена только путем полного изменения всех внешних порядков в общественной жизни.
  Этот переход может быть совершен только мирным путем и при. помощи мудрой предусмотрительности. Недопустима попытка изменения характера правительства или общества посредством насилия. Гнев в его различных стадиях вплоть до крайнего насилия и смертельной борьбы свидетельствует лишь о соответствующих ему стадиях безумия и сумасшествия.
  Однако, для осуществления этого перехода надо побудить все правительства в более цивилизованных частях света ради собственной их безопасности и пользы одновременно отказаться от принципа лжи, на котором все они покоятся, и постепенно переменить нынешние дурные общественные порядки на благие и совершенные во всех областях человеческой деятельности. Это изменение принципов и практических навыков общества может быть произведено теперь же, путем разумно направленного просвещения общества через посредство газет, издаваемых для каждого народа в отдельности. Таким образом, это изменение может снискать полное одобрение как правителей, так и управляемых.
  Это изменение получило бы полное одобрение всех, ибо все извлекут из него прочные выгоды, превосходящие все, что можно себе представить.
  Современные власти владеют правительственной машиной, они привыкли властвовать и умеют управлять теперешнею системой правительственного механизма.
  Поэтому они лучше подготовлены к проведению любого требующегося и желательного изменения, благотворного для всех сторон, чем новые люди, которые должны были бы еще захватить позиции теперешних правителей при помощи борьбы, возбуждающей озлобление и недоброжелательство, а то и посредством насилия и войны с сопровождающими их большими беспорядками и путаницей.
  Как легко, в таком случае, могли бы правительства Европы и Америки превратить бедствия, испытываемые ныне населением этих стран, в прочное благоденствие и счастье!
  С опытом прошлого и бесчисленными открытиями нового времени, сопровождаемыми применением хорошо использованной и направленной силы пара и электричества, зная, каким путем можно сформировать хорошие человеческие характеры, будет легко и просто создать людям одни только отличные условия, окружить их изобилием и сделать их разумными существами, добрыми, мудрыми, живущими в согласии и счастье, и превратить мир в земной рай; разрешение этой задачи окажется простой деловой мерой, осуществлению которой все люди пожелают содействовать, радуясь возможности оказаться полезными.
  
  Общество располагает сейчас всеми средствами, необходимыми для полного введения такого изменения в жизнь людей по всей Европе и Америке в течение пяти лет с момента начала реформы и в течение менее чем десяти лет - по всему миру. Эти средства можно будет тотчас же привести в действие, как только будут приняты меры для того, чтобы сделать общество достаточно разумным для понимания собственных неизменных интересов.
  Если правительства и народы Европы и Америки искренно приступят сейчас к этим мероприятиям, то население обоих континентов легко будет сделано разумным посредством правильного направления всей ежедневной и прочей периодической печати и посредством других методов просвещения; темное стекло заблуждений, через которое сейчас люди смотрят и которое их обманывает, будет удалено, и люди увидят вещи такими, какие они есть, и начнут действовать разумно менее чем через год.
  Такова простая сила истины.
  
  
  Печатается по: Р о б е р т Оуэн. Избранные сочинения. В 2-х т. М.-Л., 1950, т. I, с. 69- 70, 87, 90-91, 94, 99; 100-113, 115-116, 117-123, 125, 130-131, 132, 140-141, 148, 201-202, 222-223, 227 252- 253, 289-290, 325; т. II, с. 5-7, 19 21-25, 34-37, 39, 40-41, 88-90, 94, 116- 118, 132-133, 175-179, 183, 206-2о7.
  
  ПРИМЕЧАНИЯ
  
  
  1 В настоящее издание включены отрывки из следующих произведений Р. Оуэна: "Замечания о влиянии промышленной системы", "Доклад, представленный Комитету Ассоциации для облегчения положения промышленных и сельскохозяйственных рабочих", "Дальнейшее развитие плана, содержащегося в докладе Комитету Ассоциации для облегчения положения промышленных и сельскохозяйственных рабочих", "Описание ряда заблуждений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего состояния общества", "Доклад графству Ленарк о плане облегчения общественных бедствий", "Обращение Конгресса кооперативных обществ Великобритании и Ирландии к правительствам Европы и Америки", "Речь Р. Оуэна в Учреждении на ул. Шарлотты 6 октября 1833 г.", "Книга о новом нравственном мире", "Революция в сознании и деятельности человеческого рода, или грядущий переход от неразумения к разумности".
  "Замечания о влиянии промышленной системы" - статья, датируемая 1815 г., была написана Оуэном в период его борьбы за фабричное законодательство, ограничение рабочего дня и запрещение детского труда; она явилась отражением его впечатлений от поездки по фабричным районам Англии для изучения положения рабочих. "Доклад, представленный Комитету Ассоциации для облегчения положения промышленных и сельскохозяйственных рабочих" - этот доклад написан Оуэном в 1817 г. на основании его речи перед большим собранием политических и общественных деятелей, созванным в 1816 г. для обсуждения вопросов о помощи рабочим, страдающим от тяжелой безработицы. Доклад Оуэн направил Комитету Палаты общин Парламента, занимавшемуся законами о бедных. "Дальнейшее развитие плана, содержащегося в докладе Комитету Ассоциации облегчения положения промышленных и сельскохозяйственных рабочих" было опубликовано в газетах 30 июля 1817 г., затем вышло отдельным изданием. "Описание ряда заблуждений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего состояния общества" опубликовано 9 августа 1817 г. в лондонских газетах. "Доклад графству Ленарк о плане облегчения общественных бедствий" написан Оуэном в 1820 г.; он формально предназначался комиссии, созданной с целью изыскать способы облегчения нужды населения графства, но в нем Оуэн дает общее изложение своих социальных идей. "Обращение Конгресса кооперативных обществ Великобритании и Ирландии к правительствам Европы и Америки" и "Речь Р. Оуэна в Учреждении на ул. Шарлотты 6 октября 1833 г." были опубликованы в журнале "Кризис", который издавался в 1832-1834 гг. под непосредственным руководством Оуэна. "Книга о новом нравственном мире" написана в течение 1842-1844 гг., "Революция в сознании и деятельности человеческого рода, или грядущий переход от неразумения к разумности" - одно из последних крупных произведений Оуэна 50-х годов.
  2 Аркрайт сконструировал в 1768 г. прядильную машину, приводившуюся в действие первоначально конной силой, а с 1771 г.- водяным двигателем, почему она и названа "ватерной" машиной. Уатт изобрел в 1769 г. паровую машину; для учения Оуэна характерно более глубокое, чем у других представителей утопического социализма, понимание роли капиталистического производства в создании материальных предпосылок будущего социалистического общества. К. Маркс писал, что Оуэн "объявляет развитие капитала необходимым условием для преобразования общества..." (Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. II, с. 222). К Маркс объяснял более глубокий исторический подход Оуэна к капитализму тем, что "он жил в другой обстановке, в период промышленной революции и уже сильно обострившихся классовых противоположностей" (Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. II, с. 155).
  3 Оуэн был с 1800 г. директором и совладельцем большой хлопчатобумажной фабрики с 2000 рабочих в Нью-Ленарке (Шотландия). Оуэн сократил у себя на фабрике рабочий день, организовал для детей рабочих ясли, детский сад, образцовую школу, устроил фабричную лавку, где товары продавались по ценам на 25% ниже розничных.
  4 Правительство возлагало обязанность оказывать помощь бедным на местные приходы, под видом борьбы с бедностью и бродяжничеством создавались "работные дома" и "дома трудолюбия", приобретшие самую дурную славу.
  5 См. наст, изд., с. 341, прим. 2
  6 См. наст, изд., с. 341, прим. 2
  7 В отличие от Ш. Фурье и А. Сен-Симона, Оуэн был последовательным противником частной собственности. К. Маркс отмечал, что, выступая против частной собственности, Оуэн был далек от уравнительных тенденций. (См.: Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 114-115; т. 26, ч. III, с. 270).
  8 Здесь имеется в виду охота английской земледельческой аристократии на угодьях, изымавшихся из нормального землепользования.
  9 Этот эпиграф содержит цитаты из Библии.
  10 См. наст, изд., с. 341, прим. 3
  " См. наст, изд., с. 301, прим. 65.
  
  ЛИТЕРАТУРА:
  Андецсрн К- М. Общины в истории оуэнизма.- В кн.: Проблемы новой и новейшей истории. М., 1979.
  Волгин В. П. Роберт Оуэн,- В кн.: Оуэн Р. Избр. соч. М,-Л., 1950, т. I.
  Володин А. И. Роберт Оуэн и русские социалисты 60-х годов XIX века.- Научный коммунизм, 1976, Љ 4.
  Галкин В. В. Наука или утопия? Опыт исследования социалистических учений последователей Р. Оуэна в Англии 20-40-х годов XIX в. М., 1981.
  Деборин А. М. Учение Роберта Оуэна.- В кн.: Из истории рабочего класса и революционного движения. М., 1958.
  Застенкер Н. Е. Роберт Оуэн как мыслитель.- В кн.: История социалистических учений. М., 1976.
  Неманов И. Н. К вопросу о характере Нью-Ленаркского эксперимента Роберта Оуэна.- В кн.: Социально-экономическое развитие России и зарубежных стран. Смоленск, 1972.
  Подмарков В. Г. Роберт Оуэн - гуманист и мыслитель. М., 1976.
  Саркисян С. А. Великий социалист-утопист Роберт Оуэн. Ереван, 1974.
  Торицын Т. М. Учение Роберта Оуэна и его влияние на распространение и развитие социалистических идей. Рязань. 1972
  Фейгина С. А. Роберт Оуэн: Биографический очерк - В кн. Оуэн Р. Избр. Соч. М - Л 1950 г. т. 2
  
  
  Источник: "Утопический социализм", Политиздат, Москва, 1978 год
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"