Вилькоцкий В. Б. : другие произведения.

О культуре поведения советского молодого человека

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
   "О культуре поведения советского молодого человека"
   ( издательство "Знание", Ленинград, 1952 год)
  
  Стенограмма публичной лекции кандидата педагогических наук Л. Л. Додона из цикла "О моральном облике советского молодого человека"
  
  
   Высокая культурность - одна из черт морального облика советского человека. М. И. Калинин говорил, что "понятие о культуре очень широко - от умывания лица до последних высот человеческой мысли". Советским людям, строителям коммунистического общества, культура необходима во всех областях: в сфере труда и производства, в быту, в повседневной жизни. "Культура нам нужна, как воздух, - отмечал М. И. Калинин, - во всём её широком диапазоне, т. е. от элементарной, необходимой буквально каждому человеку, до так называемой большой культуры". Приобщение к культуре широчайших масс трудящихся, повышение их культуры во всех областях деятельности - органическая часть общей задачи коммунистического воспитания. Никогда ещё на всём протяжении истории человечества не были созданы столь благоприятные условия для овладения культурой, как в нашей стране. Сталинская Конституция закрепила за каждым советским гражданином право на образование. Армия учащихся в школах, в техникумах и в высших учебных заведениях в СССР достигает 40 миллионов человек. А ведь этим не ограничивается приобщение к культуре советских людей! Стахановские школы и курсы, курсы передовиков сельского хозяйства охватывают миллионы трудящихся, сотни тысяч людей повышают свой культурный уровень путём самообразования. Лекции по всем вопросам политики, науки и техники, литературы и искусства читаются в городах, районах, сёлах. Перед трудящимися широко открыты все музеи, выставки, театры, картинные галереи, библиотеки.. Никогда ещё со времени изобретения книгопечатания книга - могучее орудие просвещения и культуры - не была так доступна народу, как в нашей стране, где лучшие произведения издаются миллионными тиражами.
   Овладение культурой - важнейшая задача молодёжи. В Уставе Всесоюзного Ленинского" Коммунистического Союза Молодёжи предъявляется требование к каждому комсомольцу: "овладевать знаниями, культурой, наукой, техникой, соверщенстаовать свою квалификацию". Что означает для молодёжи овладение культурой? Это, прежде всего, усвоение знаний, накопленных человечеством в процессе его исторического развития. Знания - это основа культуры. "Коммунистом стать можно лишь тогда, - учил В. И. Ленин, - когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество". Выступая на Vl II съезде "Комсомола товарищ Сталин говорил: "Перед нами стоит крепость. Называется она, эта крепость, наукой с её многочисленными отраслями знаний. Эту крепость мы должны взять во что бы то ни стало. Эту крепость должна взять молодёжь, если она хочет быть строителем новой жизни, если она хочет стать действительной сменой старой гвардии". И там же товарищ Сталин говорил: "Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой. А чтобы, у знать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо". Советская молодёжь получает систематические знания в школе. Школа вооружает учащихся и умением самостоятельно работать, учиться. В речи на совещании учащихся старших классов школ Бауманского района г. Москвы М. И. Калинин говорил: "Школа - это единственное место, которое приучает вас систематически работать. Кто не пройдёт школу, тому трудно будет в жизни, тому трудно будет потом работать. Этот недостаток, т. е. отсутствие систематизированных знаний и навыков к систематической работе, всегда и во всём будет сказываться, всегда будет преследовать вас по пятам, как тень". Усвоив основы наук в общеобразовательной, обязательной для всех школе, и получив умение самостоятельно работать, советская молодёжь получает профессиональное образование и совершенствует свои знания в процессе практической работы. Чтение литературы, не только по специальности, но и художественной, политической и научно-популярной литературы, систематическое чтение газет и журналов, посещение театров, кино, выставок и т. д. способствует повышению культурного уровня советской молодёжи. Быть культурным - это не просто овладеть суммой определенных знаний. "Коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания",'- учил Ленин. Материал науки должен" быть переработан в сознании, должен стать убеждениями передового человека, войти в его плоть, в его кровь, стать руководством в жизни. Вот почему диалектико-материалистическое мировоззрение, глубокая идейная убеждённость являются отличительной чертой подлинно культурного советского человека, человека, который рассматривает свои знания как могучее оружие для борьбы за великое дело коммунизма.
   Поведение людей в обществе всегда обусловлено. Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. В буржуазном обществе, как говорил В. И. Ленин, отношения между людьми основаны на том, "что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб". Естественной что буржуазный строй разъединяет людей, противопоставляет их друг другу как конкурентов, как врагов, создает .отношения недоверия, вражды, борьбы, взаимной ненависти. В этом обществе успех одного неизбежно связан с поражением другого, счастье одного строится на несчастье другого. В таких условиях закономерно развивается самый чёрствый эгоизм, самый крайний индивидуализм. Ещё сто лет назад Маркс и Энгельс писали в Манифесте Коммунистической партии, что буржуазия " не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого корыстного интереса, бессердечного "чистогана". Личное благополучие - вот что объявляется основным стремлением человека; все средства хороши и оправданы если они приводят к успеху, а успех в буржуазном обществе это прежде всего богатство. Богатство обелит любое преступление, скроет любой порок, смоет любую грязь, украсит любой недостаток.
  Золото металл
  Сверкающий, красивый, драгоценный..
  Тут золота довольно для того,
  Чтоб сделать все чернейшее белейшим,
  Все гнусное прекрасным, всякий грех -
  Правдивостью, все низкое - высоким,
  Трусливого - отважным храбрецом,
  Все старое - и молодым и свежим...
  
   Эти слова из трагедии В. Шекспира "Тимон Афинский" К. Маркс "цитирует в своём бессмертном "Капитале" как лучшую характеристику власти и значения денег в капиталистическом обществе. В каждом обществе мораль выражает интересы господствующего класса. Господствующая мораль капиталистического общества - это мораль буржуазная, направленная на утверждение и сохранение порядков, взглядов и норм поведения, которые выгодны буржуазии и укрепляют её господство. Но признаться откровенно, открыто изложить свою мораль буржуазия не решается, боясь разоблачить себя в глазах трудящихся масс. Вот почему для буржуазной морали характерно крайнее лицемерие, отвратительное ханжество ( это мы и видим в ельцинской буржуазной России на протяжении последних 20 лет). Не укради, воровство - грех, честность - величайшая добродетель, - на все лады повторяет буржуазная мораль. Церковь - верная служанка буржуазии - освящает эти заповеди авторитетом бога. А в действительной жизни буржуазия карает голодного бедняка, посягнувшего на "священную собственность". Но в то же время буржуазная мораль не только мирится, но прямо-таки возводит в добродетель крупное воровство, приводящее к обогащению. "Случись вам стянуть какую-нибудь безделицу, и вас будут показывать на площади перед Дворцом Правосудия. А украдите миллион, и о ваших добродетелях будут кричать в гостиных..." - с гневной и иронией писал О. Бальзак. "В эту людскую массу надо или врезаться, как пушечное ядро, или прокрасться, как чума. Честность ничего не даёт", - говорит один из персонажей его произведения.
   Какой бы догмат морали, проповедуемой буржуазией, мы ни взяли - любовь к ближнему, уважение к старшим, честность, порядочность и т. д., - мы неизменно будем видеть, что реальные условия жизни при господстве капиталистического строя делают его бессмысленным. О какой честности может толковать лавочник, вся деятельность которого строится на правиле: не обманешь - не продашь? О какой любви к ближнему может идти речь в обществе, построенном на том, что кучка богачей, присвоивших себе все богатства, безжалостно эксплуатирует большинство народа , лишает его самых элементарных благ, обрекает на голодную смерть, держит в жесточайшем угнетении? Какая порядочность может существовать в обстановке, где всё продаётся и покупается? Что реально означает "святость брака", если рядом открыто, официально процветает проституция, если женитьба рассматривается как торговая сделка? Буржуазная благопристойность, благовоспитанность - лишь маска, под которой скрываются самые отвратительные черты представителей богатой и правящей в капитализме элиты. На современном, империалистическом этапе развития капитализма буржуазия всё меньше пытается маскировать свою мораль и всё чаще и чаще откровенно, цинично и нагло провозглашает обман - добродетелью, ложь - достоинством, совесть - предрассудком, войну - естественным состоянием. Гитлер открыто говорил, что хочет воспитать поколение молодёжи без стыда и без совести, поколение молодых зверей, которым будет чужда всякая гуманность, а вся культура ограничится умением пользоваться холодным и огнестрельным оружием (именно такое поколение зверей без совести и чести воспитывают из молодых россиян Борис Ельцин и его соратники последние 20 лет в буржуазной России, являющейся колонией Запада; как видим - это откровенный фашизм в Российском государстве начала 21 века по отношению к российской молодежи). Бредовые, каннибальские идеи фашистов сейчас подхватила американская плутократия, цинично провозгласившая войну выгодным бизнесом и прилагающая все усилия для разжигания новой мировой бойни. Американская буржуазия ведёт войну, варварски уничтожая напалмовыми бомбами города и сёла Кореи, выжигая поля, разрушая тысячелетние памятники, проливая реки крови корейского народа, сея болезни и смерть среди мирного населения Кореи и Китая с помощью самого бесчеловечного и преступного бактериологического оружия.
   Никогда ещё со времени своего изобретения бумага не осквернялась такими откровенно разбойничьими рассуждениями, какими заполняют газеты Америки её генералы, её учёные, её официальные государственные деятели. Проповеди самого гнусного расизма, самой откровенной пошлости, самого разнузданного грабежа и человеконенавистничества мутным потоком текут со страниц книг, с экранов кино, с подмостков театров, с университетских кафедр, с церковных амвонов, с трибун правительственных учреждений, звучат в эфире. Прославление "американского образа жизни" (западной потребительской цивилизации) - есть не что иное, как бредовое стремление американской буржуазии утвердить своё господство во всём мире . Мораль американской буржуазии - это "мораль" гангстеров, профессиональных грабителей и убийц, для которых нет ничего святого, кроме доллара ( мы все это наглядно видим в начале 21 века на примере действий Америки против неугодных для нее режимов и правителей не только в Ираке, Иране, Афганистане, Югославии, государствах Северной Африки, но и других регионов).
   Чарльз Диккенс, знаменитый английский писатель XIX века, в своих очерках об Америке отмечал растлевающее влияние этой безудержной погони за прибылью, падение нравов американской буржуазии, разоблачал сущность хвалёной американской "демократии". Великий русский писатель Максим Горький, писавший об Америке XX века, беспощадно разоблачал хвалёную американскую "демократию", страну, в которой всё подчинено власти кучки миллиардеров - стальных, нефтяных, автомобильных и прочих "королей", являющихся истинными хозяевами Америки. Гневно называл Горький Америку страной Жёлтого Дьявола. В. Маяковский в своих стихах и статьях об Америке клеймил её как страну рабства, жестокого издевательства над трудящимися людьми, страну, где господствует закон Линча, где миллионы негров лишены элементарных человеческих прав. О такой Америке Маяковский писал, посетив её в 1923 году: "Я стремился за 7000 верст вперёд, а приехал на 7 лет назад". На наших глазах Америка уходит всё дальше по пути моральной деградации, превращаясь в страну разнузданного и самого агрессивного фашизма. Гнетущее впечатление производит даже внешнее поведение американских бизнесменов: развязность, абсолютное нежелание считаться с окружающими, подчёркнутая грубость манер, падкость до любой сенсации, жевание резины или сладкого табака, любовь к пёстрым, крикливым тонам, к оглушающим звукам". Колоритный образ американского туриста, совершенно равнодушного к красоте чужой страны, к жизни незнакомого народа, к его традициям и его культуре, рисует А. Сурков в своей "Датской сказке". Вот с презрительной миной проходит американский турист мимо домика, где жил великий датский сказочник Андерсен, проходит, не только не интересуясь, но даже гордясь своим безразличием к этой святыне маленького народа: "Провожаемый взглядами горькими. Полупьяный нахал шёл, соря апельсинными корками, И резинку жевал". Само собой разумеется, что это относится не ко всему американскому народу. Но не следует забывать о том, что буржуазия всеми способами и всеми средствами стремится развратить сознание американского народа, что кино, радио, литература всячески пропагандируют именно такие вкусы, взгляды, манеры, объявляют их "истинно американскими". Небывалое повышение преступности во всех её видах - от воровства до грабежа, от хулиганства до убийства - является, в известной мере, результатом этой пропаганды. Особенно разнузданно ведёт себя американская армия. А так как правители США для осуществления своих бредовых планов мирового господства рассылают вооружённые силы во все европейские и азиатские страны, весь мир стал свидетелем низкого морального уровня американской военщины. Достаточно вспомнить, как ведут себя американцы в Корее; не лучше, впрочем, ведут себя американцы в оккупированной ими Западной Германии или в фактически оккупированных Франции, Англии, Италии: их пребывание отмечено грабежами, драками, убийствами, насилиями, осквернением памятников культуры, поножовщиной, пьяными дебошами. "Властители" мира, как пытаются представить себя американцы, подобно их предшественникам - немецким фашистам, считавшим себя нацией господ, на поверку оказываются дикарями, признающими лишь культ грубой силы.
   В Советском Союзе ликвидированы эксплуататорские классы, уничтожена почва для эксплуатации человека человеком, отношения между людьми поэтому строятся на совершенно других основаниях, чем в буржуазных государствах. В противовес волчьему индивидуализму, чёрствому эгоизму и бессердечию, взаимной вражде и взаимной борьбе, господствующим в отношениях между людьми в условиях •капитализма, в советском обществе утвердились благородные принципы коммунистической морали: недопустимость эксплуатации, неприкосновенность социалистической собственности, дружба между народами, коллективизм, товарищеская солидарность и взаимная помощь, уважение к личности и достоинству человека, равноправие между мужчинами и женщинами. Наша мораль предусматривает обязательность труда для каждого члена общества. Труд является не только самой важной, но и самой почётной функцией человека. Из зазорного бремени, каким он был прежде, - труд стал для советских людей делом доблести, чести и геройства, стал органической потребностью, средством раскрытия всех духовных сил личности.
   Наши люди привыкли ставить интересы государства, интересы общества на первый план, сознавая, что укрепление государства закономерно приводит к улучшению материального положения всего народа. Небывало высоко поднято достоинство человека в нашей стране. "Из всех ценных капиталов, - говорит товарищ Сталин, - имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры". Любовное, чуткое, заботливое отношение к человеку - закон социалистического общежития. Товарищ Сталин учит нас тому, что людей надо заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево. В основном законе нашего общества - Сталинской Конституции - закреплены права и обязанности советских граждан: право на труд, на образование, на отдых, на обеспеченную старость. В Конституции определены и обязанности советских граждан: честно и добросовестно трудиться, беречь государственную и общественную (народную) собственность, уважать правила социалистического общежития. Выполнение этих требований должно быть законом для каждого из нас, должно стать нормами поведения каждого советского человека.
   Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи требует от своих членов "показывать пример в соблюдении Конституции СССР", по социалистически относиться к труду и учёбе, зорко охранять социалистическую собственность ( ее разворовали Борис Ельцин и его соратники в 90 - е годы 20 века, а значит встает вопрос: если можно было законно разворовывать народную собственность в СССР ельцинскими реформаторами - грабителями, то почему это нельзя делать с частной собственностью российских олигархов сегодня?), решительно бороться с нарушениями социалистической законности и порядка, проявлять политическую бдительность, быть честным, правдивым, удерживать товарищей от дурных поступков, уважать правила социалистического общежития. Советская молодёжь, воспитанная коммунистической партией, советской школой, Ленинским комсомолом, является носителем передовой идеологии, выполняет требования коммунистической морали. По своему моральному облику, по своим духовным качествам советские люди стоят неизмеримо выше людей капиталистического общества. "Последний советский гражданин, свободный от цепей капитала, - говорит товарищ Сталин, - стоит головой выше любого зарубежного высокопоставленного чинуши, влачащего на плечах ярмо капиталистического рабства". Вместе с тем, нельзя забывать, что в сознании советских людей ещё сохранились старые привычки, старые предрассудки, старые традиции и навыки, унаследованные от капиталистического общества.
   Великая Октябрьская социалистическая революция в первые же дни ликвидировала основы капиталистического строя. Но вытравить пережитки капитализма из сознания людей дело несравненно более длительное. Переделка сознания масс - процесс сложный, совершается он отнюдь не автоматически, не сам по себе, а протекает в острой борьбе нового, нарождающегося, со старым, отмирающим. Старое, отжившее никогда не уходит добровольно, никогда не сдаётся без боя, новое всегда утверждается в результате борьбы и победы над старым. Живучесть пережитков капитализма в сознании людей объясняется ещё и тем, что сознание людей отстаёт от экономического развития. Долгое время после того, как один общественный строй утверждается взамен другого, идеология ушедшего, строя сохраняет своё влияние и в условиях нового строя. Наконец, следует помнить, что существующее до сих пор капиталистическое окружение не мирится с победой социализма, что оно всякими способами и средствами старается оживить пережитки капитализма в сознании советских людей. "Старые навыки и привычки, традиции и предрассудки, унаследованные от старого общества, - учит нас товарищ Сталин, - являются опаснейшим врагом социализма". В чём же проявляются пережитки капитализма? В недисциплинированности, в лени, в формальном отношении к делу, в плохом качестве работы, в бюрократизме, в стремлении поставить свои личные интересы выше государственных, общественных, в расхищении социалистической собственности, в националистических предрассудках, в религиозных суевериях, в преклонении перед буржуазной культурой и, наконец, в области морально-бытовой, в грубости, хулиганстве, в оскорбительном самодурстве в семье, в лживости, трусости и т. п. ( необходимо отметить тот факт, что ни одно социалистическое государство в 20 веке Америка и Европа не смогли победить в ходе честного экономического и социального соревнования, для их уничтожения Запад всегда применял политические, экономические и другие методы, а особенно часто использовал продажность части правящей элиты социалистических стран и финансирование оппозиции в них с мощной идеологической поддержкой, что наглядно весь мир наблюдал при уничтожении Советского Союза Соединенными Штатами Америки в 90 - е годы 20 века и наглядно видит сегодня, в начале 21 века, на примере уничтожения неугодных Западу режимов в Ираке, Афганистане, Иране, государствах Северной Африке и так далее). Вполне понятно, что борьба с этими пережитками, с привычками и предрассудками, унаследованными от капиталистического общества, преодоление их во всех сферах нашей деятельности являются делом исключительной важности. Наша задача - воспитать новые поколения в духе коммунизма. Повышение коммунистической сознательности масс - важнейшее условие нашего движения вперёд, наших дальнейших успехов в деле строительства коммунизма. Как указывал товарищ В. М. Молотов в своём докладе на XVIII съезде ВКП(б): "От успехов коммунистического воспитания, в широком значении этого слова, коммунистического воспитания, охватывающего всю массу трудящихся и всю советскую интеллигенцию, - прежде всего, от наших успехов в этой области, зависит решение всех остальных задач". Сознательность, культура, духовное богатство советского человека раскрываются в его отношении к труду, в его умении и желании трудиться. Перефразируя известное изречение, можно сказать: "Скажи мне, как ты трудишься, и я скажу, кто ты". Чем выше культура человека, тем сознательнее его отношение к труду, тем большие результаты приносит его труд советской Родине.
   Выполнение сталинских пятилеток, сооружение грандиозных гидроэлектростанций и каналов, превращение засушливых степей и пустынь в цветущие долины изобилия, изменение течения рек и климата огромных районов - всё это результат трудового энтузиазма советских людей, ярчайшее проявление могучих производительных сил социалистического общества, свидетельство высокой культуры советского народа. Нет в мире страны, которой были бы по плечу работы такого грандиозного масштаба, которой были бы по силам такие темпы, такое удачное решение сложнейших технических и научных проблем. "Неуклонный рост производительности труда, бьющая ключом патриотическая инициатива рабочих, колхозников, интеллигенции, их активное участие в совершенствовании и рационализации производственных процессов - вот что характерно для наших дней, вот что определяет духовный облик советского человека". Труд в нашей стране имеет величайшее общественное значение и вместе с тем он является подлинным счастьем для человека, ибо только труд даёт возможность проявлению всех способностей и дарований человека. Знатный токарь Кировского завода Леонид Лалетин вкладывает в работу все свои силы, всю благородную страсть к творчеству. Усовершенствуя технологию обработки металла, т. Лалетин добивается всё больших и больших успехов. Выполнение нормы на 675 процентов - первый рубеж Лалетина. Первый и далеко не последний! Уже через несколько дней он довёл свою выработку до 800 процентов, затем до 850, 1720, 2180 процентов! В наши дни замечательным явлением в социалистическом соревновании является не только рост числа стахановцев на предприятиях, но и усиление борьбы советских людей за внедрение коллективных методов стахановского труда. Всё больше и больше становится стахановских бригад, участков, цехов, предприятий . Николай Российский, мастер московского завода "Калибр", организовал работу стахановскими методами в целом цехе. Почин Александра Чутких, направленный на выпуск продукции только отличного качества, вызвал организацию бригад и цехов отличного качества. Немало предприятий страны в настоящее время выпускает продукцию только отличного качества. Современные формы стахановского труда свидетельствуют о всё большем и большем стирании граней между физическим и умственным трудом. История не знала примеров, чтобы рабочие выступали на кафедрах вузов, оказывали помощь учёным в разработке сложнейших вопросов науки и техники. А в наше время всё это стало явью. Практика нашей жизни блестяще подтвердила гениальную прозорливость товарища Сталина, который у колыбели стахановского движения предсказал ему великое будущее. "Разве не ясно, - говорил товарищ Сталин на первом 'Всесоюзном совещании стахановцев, - что стахановцы являются новаторами в нашей промышленности, что стахановское движение представляет будущность нашей индустрии, что оно содержит в себе зерно будущего культурно-технического подъема рабочего класса, что оно открывает нам тот путь, на котором только и можно добиться тех высших показателей производительности труда, которые необходимы для перехода от социализма к коммунизму и уничтожения противоположности между трудом умственным и трудом физическим?" Бригада слесарей-сборщиков паротурбинного цеха одного из заводов Ленинграда приступила к сборке "СВК-150", мощной турбины для сталинских строек коммунизма. Сколько трудностей приходится им преодолевать!
   Товарищ Берия в докладе о 34-й годовщине Октября говорил: "...мы производим паровую турбину мощностью 150 тысяч киловатт. Турбина такой мощности создаётся впервые в мире, что свидетельствует о зрелости советской науки и техники". Вес одной из частей турбины сто десять тонн. Как перевезти её, как поставить на стенд? Предложение бригадира т. Мартьянова, подкреплённое точными подсчётами, даёт возможность выполнить эту сложную задачу. Скрепление частей машины чаще всего велось вручную. Но ведь гайки в "Турбине мира" (такое имя дали ей впервые комсомольцы завода и оно прочно закрепилось за нею) по пуду весом! На смену гаечному ключу приходит пневматическая машина для завинчивания гаек. Самое сложное - центровка. Впервые в жизни паротурбинщики собирают трёхцилиндровую машину. Поначалу ни бригада Мартьянова, ни бригада Иванова не смогли выполнить поставленную перед ними задачу. На помощь пришли партгруппорг участка сварщик Аловаев, начальник сборки Дьяковский, мастера цеха. Партгруппорг предложил прежде чем закреплять крайние цилиндры, приварить средний. Его мысль поддержал и развил начальник сборки Дьяковский. Дополняя друг друга, советские производственники нашли правильное решение. Так возник новый, более совершенный способ центровки. Мартьянов и Иванов всюду, где только можно, стараются механизировать ручной труд. "На такой турбине нельзя иначе, - говорит членам бригады Мартьянов. - Совершенную технику надо и строить по-иному, передовыми методами". И он часто напоминает своим друзьям полюбившиеся ему слова Алексея Максимовича Горького о том, что люди движутся к прогрессу только тогда, "когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова, уже сильнее, способствуют развитию мозга". Любой труд невозможен без соблюдения строгого и чёткого порядка, обязательного для всех, участвующих в нём. Рабочий день на производстве, учёба в школе строятся на точном распорядке начала работы, перерывов, окончания. Нарушая установленный порядок, человек затрудняет, а порой делает прямо невозможной работу целого коллектива. Дисциплинированность, являясь моральным качеством советского человека, выражается не только в отношении к самому процессу труда, но и в отношении к людям, с которыми сталкивается человек. В чём выражается дисциплинированность? В соблюдении установленных правил, в выполнении существующих требований, в сознательном отношении к исполнению своих обязанностей. Дисциплинированность человека проявляется в его деловитости, в умении ценить фактор времени, в привычке разумно использовать каждую минуту учебного или рабочего дня. Деловитость советского человека - это не пресловутая американская деловитость, для которой характерно циническое безразличие к содержанию труда, к его конечной направленности, для которой всё равно, что ни делать, лишь бы извлекать прибыль. Большевистская деловитость проникнута сознанием значения своего труда для счастья народа, для блага Родины, для построения коммунистического общества. Эта деловитость находит своё выражение в умении правильно организовать труд, выполнять взятые на себя обязательства.
   Особенно следует выделить умение ценить фактор времени. Характеризуя основные черты передовых рабочих- стахановцев, товарищ Сталин указывал, что это люди, "умеющие ценить фактор времени в работе и научившиеся считать время не только минутами, но и секундами". Знатная ткачиха Мария Материкова, депутат Верховного Совета СССР, умело организуя свой труд, экономит на различных операциях секунды драгоценного времени. При ликвидации обрыва нити - десять секунд, три-четыре секунды при зарядке челнока, при пуске станка ещё полторы секунды. Вот как об этом говорит т. Материкова: "Я советская ткачиха и хорошо знаю, кому нужна ткань, сходящая с моих станков. Мне дорог каждый лишний метр батиста, потому что этот батист принадлежит моему народу. Я сниму лишний метр ткани, если чуть быстрей сумею зарядить челнок или соединить концы оборвавшейся нити. Вот так и начинается борьба за секунды.. ." Секунда в условиях нашего производства, оснащённого высокой техникой, даёт колоссальный экономический эффект. Дисциплинированность немыслима без аккуратности, без собранности, точности, организованности. Правильно использовать время может лишь тот, кто содержит в порядке своё рабочее место, у кого всё нужное под руками, у кого все инструменты в исправности. Хороший ученик содержит свой стол в чистоте, у него на точно определённом месте лежат книги, тетради, чертёжные принадлежности. "Что значит вносить культуру даже в быт, в работу?" - ставил вопрос М. И. Калинин, и тут же давал ответ: "Это значит - не делать лишнего дела, это значит, чтобы каждое движение давало результаты". Дисциплинированность выражается и в точности, которая в огромной мере определяет наш быт и всю нашу общественную и личную жизнь. Как порой бывает в нашей общественной жизни? Собрание или заседание назначено на 5 часов, а начинается оно в половине шестого, а то и в шесть часов. Почему? Потому что есть ещё у нас такие товарищи, которые не считают за грех опоздать на собрание. И вот по вине этих людей собравшиеся вынуждены терять впустую тридцать - сорок минут. А как бывает неприятно, когда во время доклада или лекции вдруг раздаётся скрип двери или слышатся шаги, - это какой-то опоздавший слушатель пробирается на своё место. Внимание аудитории, состоящей порой из сотен людей, рассеивается, нарушается по вине одного недисциплинированного человека. Но даже и тогда, когда речь идёт не о целом коллективе, а только об одном человеке, разве в этом случае опоздание, повлёкшее за собой напрасную трату времени другим человеком, перестаёт быть злом? Человек, не умеющий быть точным, не только растрачивает общественное время, но и оскорбляет достоинство других людей.
   В воспоминаниях о В. И. Ленине неоднократно подчёркивается ленинская аккуратность, точность. Время Ильича всегда было строго рассчитано и распределено по часам, и в те часы, которые полагались для работы, он не тратил ни одной лишней минуты на что-либо другое... Если он назначил кому-либо из товарищей определённое время прихода к нему для беседы, то принимал этого товарища точно в назначенное время. Если же появлялись какие-либо непредвиденные, срочные дела, то Владимир Ильич или сам звонил вызванному товарищу, или через секретаря передавал своё извинение в том, что не может принять его, и назначал новый час. Организованность, собранность, целеустремлённость - черты поведения передовой советской молодёжи. Аня Иванова - работница картонажной фабрики. Она работает и одновременно учится в школе рабочей молодёжи. На производстве она - передовая работница, в школе - отличная ученица. Когда её спросили, как она успевает совмещать учёбу с работой и общественной деятельностью, Аня ответила: - Сначала мне было очень трудно. Постоянно не хватало времени. Но потом я установила себе строгий режим, следовала ему с возможной точностью, старалась соблюдать его при всех условиях. И что же, у меня оказалось время и для учёбы, и для комсомольской работы, и для чтения, и для спорта, который я очень люблю. Всё дело в том, чтобы не тратить время зря, жить, как говорят, в темпе, в определённом ритме, правильно использовать каждую минуту, даже секунду. У меня не бывает "пустых " минут ни на производстве, ни в быту. Скажем, еду на работу в трамвае. Потерянное время? Нет. Я в трамвае читаю книгу. Ехать мне полчаса - страниц 20-30 прочитаю. Этот рассказ рисует нам в высшей степени привлекательный и в то же время типичный облик передовой советской молодёжи, для которой характерна не только высокая организованность, но и замечательная целеустремлённость. Такое поведение становится всё более и более типичным. Раскрепощённый труд советских людей, создающих под руководством коммунистической партии изобилие материальных ценностей, принадлежащих народу, воспитал новое отношение к социалистической собственности. Общественная (народная) собственность, как учит нас товарищ Сталин, священна и неприкосновенна (но не для Бориса Ельцина и его соратников по грабежу русского народа в 90 - е годы 20 века), ибо она является основой всего нашего общественного строя. Советские люди - подлинные хозяева своей страны и всех её богатств (именно по этой причине Сталин объявил всех воров, взяточников и мошенников, разворовывавших общественную (народную) собственность, врагами народа еще в первой социалистической Конституции 1936 года в статье 131) . Это глубокое чувство прекрасно выражено в поэме В. Маяковского "Хорошо":
  Вьётся
  улица-змея.
  Дома
  вдоль змеи.
  Улица - моя.
  Дома - мои.
   Отсюда вырастает разумная бережливость советских людей. С. М. Киров говорил: У каждого из нас должно быть чувство общественной собственности. Мы должны быть собственниками гораздо более, чем любой капиталист. Каждую гайку, каждое зёрнышко нашего дела надо беречь, надо холить самым настоящим образом, потому что это наше, рабочее, трудовое, это завоёвано нами". Наши люди рачительные хозяева, кровно заинтересованные в правильном использовании трудовых усилий и природных запасов, в непрерывном росте общественного богатства. Бережливость советских людей проявляется и в большом и в малом. В "Литературной газете", в статье инженера Автозавода имени Сталина приводится следующий эпизод: "Был конец смены. Рабочие постепенно расходились. Но вот пожилая работница заметила, что её соседка недостаточно тщательно убрала свой станок, и принялась "выговаривать" ей за это. Та снова взяла в руки тряпку, но сказала при этом: "Да отвяжись ты от меня. Твой станок "чистый, и ладно. Чего ты пристала к чужому?". Резкость ответа не смутила пожилую работницу и она разъяснила своей соседке, что "все станки наши" и поэтому наш долг бережно обращаться с ними. В условиях социалистического общества огромное значение приобретает даже мельчайшая экономия, ибо массовость её применения придаёт ей сразу небывалый размах.
   Характерной особенностью социалистического соревнования является то, что широчайшие массы трудящихся включаются в борьбу за экономию материалов. Бригадир московской обувной фабрики "Парижская коммуна" Лидия Корабельникова, инициатор массового движения за экономию материалов, добилась того, что её бригада один день в месяц работает на сэкономленном материале. Последователи Корабельниковой теперь исчисляются тысячами. По её почину борьба за экономию сырья и материалов ведётся во всех отраслях промышленности. Прядильщица Купавинской тонкосуконной фабрики Мария Рожнева и ткачиха Лидия Кононенко добились экономии пряжи и угара. Миллиметры кожи, сбережённые при закройке обуви работницей фабрики "Буревестник", дали возможность её последователям сэкономить миллионы рублей. Коллектив мартеновского цеха "Таганрогского завода имени Андреева обещал в 1952 году "сберечь за счёт сверхпланового снижения себестоимости выплавленной стали на один миллион рублей больше, чем в прошлом году". Один цех даёт экономии миллион! Так ежедневно и ежечасно советские стахановцы выполняют один из важных заветов Ленина: никогда не отказываться от малого в работе, ибо из малого строится великое. Пытливая мысль советских людей ищет новых путей не только за счёт бережливого отношения к материалу, но и за счёт ломки старой технологии, сокращения технических припусков, научного расчёта при раскройке материала.
   О том, что вдохновляет советских людей на творческий труд, на всё новые и новые поиски экономии материалов, резервов производительности труда ярко рассказала знатная прядильщица Мария Рожнева. Выступая на митинге в английской зоне оккупации в Австрии она рассказала, что применение предложенного ею и её подругой Лидией Кононенко метода принесло большую пользу, фабрика сэкономила на этом за три года около ста миллионов рублей. "... Посыпались десятки вопросов. Слушатели, среди которых было немало правых социал-демократов, ехидно спрашивали Рожневу, какую же выгоду это принесло лично ей. Рожнева, пожав плечами, .сказала: " Я как-то даже и не подсчитывала, сколько я лично получила за это. Когда мы с Лидой вносили своё предложение, мы даже и не думали о личной выгоде". "Должно быть, фрейлейн очень богата, если она так говорит", - резко бросила женщина в чёрной шляпке. По залу прошёл возмущённый гул. Кто-то требовал от председателя прекратить вопросы, оскорбляющие гостью. Но Мария стояла на трибуне уверенная, твёрдая, сияя общительной улыбкой, и в серых её глазах сверкали задорные огоньки. " Госпожа спрашивает: богата ли я? Да, я очень богата, - сказала она и, дав переводчику закончить, переждав удивлённый шум, прокатившийся по залу, она продолжала, вдохновенно сверкая глазами: - Мы очень богаты, советские люди. У меня есть свой санаторий, прекрасный санаторий на Чёрном море, куда я могу ехать на время отпуска. Для меня в Москве строят университет, самый большой университет в мире. Для меня работают лучшие театры, лучшие композиторы пишут для меня музыку, песни, лучшие писатели сочиняют книги. Для меня правительство строит ежегодно десятки тысяч домов. Мы, господа, так богаты, что изменяем уже не только экономику и географию, но и сам климат нашей земли. И эти огромные работы, стоящие миллиарды рублей, ведутся для того, чтобы мне, моему мужу, моему сынишке Володьке - всем нам советским людям, ещё лучше и лучше жилось".
   С точки зрения нашей морали бережливость есть обязательная черта передового культурного советского человека. Она обязательна не только на производстве, но и в быту, не только в большом, но и в малом. Не жечь без нужды электричество, газ, беречь книги, вещи, школьный или служебный инвентарь - элементарные требования к каждому культурному человеку. Мало того, что ты сам научился беречь общественное и личное добро, долг сознательного гражданина научить этой бережливости окружающих, не проходить равнодушно мимо фактов расточительства. Общественное мнение осуждает тех людей, которые не умеют или не хотят выполнять это важнейшее правило социалистического общежития. В производственном коллективе человек сталкивается с людьми разными по возрасту, опыту и положению, входит с ними в самые различные по своему характеру отношения. Здесь он встречает своих сверстников - и находит друзей, здесь он сталкивается с людьми старшими по возрасту и опыту, которые выступают для него в роли наставников и учителей, здесь, наконец, он становится в условия производственной или учебной дисциплины, в условия подчинения определённому и строгому распорядку. Как справедливо указывал А. С. Макаренко, "в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, т. е. воспитывается правильное отношение к другим людям". Молодёжь нашей страны приобретает важнейшие навыки своего общественного поведения именно в коллективе, будь-то коллектив школьный, университетский или заводской, фабричный, и обязательно в процессе трудовой деятельности - равно учебной или производственной. Правильное отношение к людям" и есть основной смысл того, что мы понимаем под культурой поведения.
   Как должен вести себя человек по отношению к членам своего коллектива, по отношению к окружающим? Он должен относиться к ним, как к товарищам в самом широком и глубоком смысле этого слова, ибо в условиях коллектива особенно очевидна та всеобщая связь, которая объединяет всех советских людей, сближает и роднит их единством стремлений, общностью идеалов. Правильные товарищеские отношения предполагают, в первую очередь, взаимное уважение, основанное на сознании общественного значения своего труда. Я работаю, я учусь бок о бок с тобой, каждый из нас и мы все вместе трудимся для общего блага, мы - товарищи, которых сблизил общий труд, общая учёба, общее стремление быть полезным Родине. Это чувство роднит членов коллектива. Постоянная трудовая взаимная ответственность, взаимопомощь, совместные усилия укрепляют это чувство близости. В буржуазном обществе во всех областях деятельности господствует закон конкуренции, строящийся, как указывает товарищ Сталин, на принципе: "поражение и смерть одних, победа и господство других". "Конкуренция говорит: "добивай отставших, чтобы утвердить своё господство". Отношения конкуренции рождают отвратительный эгоизм, индивидуализм, замкнутость. Яркий портрет человека, исковерканного подобным "воспитанием", нарисовал в одном из своих очерков, напечатанных в "Правде", советский писатель Б. Полевой. Во время посещения одного из заводов в Западной Германии писатель познакомился с мастером Мейером. Этот мастер работал в отгороженном в цехе месте, рядом со своим сыном; посторонним вход туда воспрещался. Дело в том, что мастер обладал особым производственным секретом и боялся, чтобы кто-нибудь из рабочих не разгадал его, не перенял его опыт. Советского писателя, естественно, поразило такое отношение, и он задал мастеру вопрос: зачем он таит свой секрет от товарищей? Мейер поразился даже самой постановке такого вопроса: "Господа иностранцы, наверное, шутят. Как это можно: мой секрет - моё богатство. Если я его открою всем, что же он будет стоить? Они, - он показал жилистой рукой за ширму, где работали остальные, - не раз пытались напоить меня пьяным, чтобы выведать секрет. Раз даже сильно побили, накрыв брезентом. Но я и тогда не выронил ни слова. Свой секрет я передам ему, моему первенцу - Адольфу". Чуждой, непонятной, попросту дикой кажется подобная психология советским людям, привыкшим к тому, что опыт передовиков становится достоянием масс, что всякая передовая инициатива, новаторский почин находит тысячи и тысячи последователей, получает массовое распространение. Для советских людей решающим в их работе является принцип социалистического соревнования, гласящий: "одни работают плохо, другие хорошо, третьи лучше, - догоняй лучших и добейся общего подъёма" Широкую известность не только в нашей стране, но и далеко за её пределами - в странах народной демократии, в Китае, в Германской Демократической Республике - приобрело имя директора тонкосуконной фабрики "Пролетарский труд" инженера Ф. Ковалёва, осуществившего обучение рядовых рабочих всем лучшим приёмам стахановцев. Достижения передовых рабочих у нас в стране немедленно получают самую широкую известность. Они пропагандируются нашей прессой, радио, кино. Для ознакомления с методами своей работы стахановцы выступают перед широкими аудиториями не только на своём заводе, но и на заводах всей страны, перед студентами вузов и перед научными работниками.
   Настоящий советский человек испытывает подлинное удовлетворение только тогда, когда его достижения, его "секрет" становится достоянием советского народа. Забота об успехе общего дела, ответственность за своего товарища, уважение к нему, предполагает и требовательное, принципиальное отношение к товарищам. Эта требовательность и принципиальность сказывается, прежде всего, в умении открыто сказать товарищу о его недостатках, указать на его ошибки. Критика и самокритика являются движущей силой развития любого коллектива. Очень хорошо показана эта товарищеская критика в романе Галины Николаевой "Жатва". В Первомайском колхозе на первом партийном собрании обсуждался вопрос об организации труда в колхозе. На закрытом партийном собрании присутствуют три коммуниста - вся партийная организация колхоза. Агроном колхоза Валентина Алексеевна Стрельцова в своём выступлении обвинила председателя колхоза Василия Кузьмича в том, что он работает невесело, нерадостно, без улыбки. - Чудной какой-то разговор. На партийном собрании о председательских улыбках разговариваешь. Что же ты мне в протоколе запишешь: "Постановили улыбаться столько-то раз в день?" - Василий старался грубоватой шутливостью замаскировать свое волнение. Валентина, разъясняя свою мысль, потребовала от председателя большего внимания к людям. Буянов поддержал её. И Василий понял свою ошибку в руководстве. - Значит, на партийном собрании постановили и записали председателю омолодиться? Ну, раз такое будет решение партийного собрания, то куда же мне деваться? Придётся омолаживаться! После обсуждения вопроса об электрификации колхоза Василий предъявил обвинение Буянову в том, что он забывает о своей роли интеллигента в колхозе. - На гидростанции повозишься, а там - шасть за печку со своей молодухой. Недаром в колхозе вас с женой прозвали "принцами запечными". И как не прозвать? За печкой сидеть да подсолнухи лузгать - это разве подходящее поведение для электрика? Товарищами по общему делу являются и девушки, женщины. Мы уважаем женщину, как равноправного строителя коммунизма. Но, вместе с тем, отношения к женщине носят предупредительный, заботливый характер. Уважение к женщине лежит в основе стремления помочь ей сделать работу, требующую больших физических усилий, пропустить вперёд при посадке в трамвай или автобус, уступить место, посторониться, чтобы дать дорогу, помочь надеть пальто и так далее.
   В коллективе человек всегда сталкивается с людьми старшими по возрасту. У нас нет и не может быть розни между людьми разных возрастов, людьми разных поколений, как это имеет место в буржуазных странах. Каждый старший в наших глазах - это, прежде всего, человек более опытный, лучше разбирающийся в вопросах жизни и производства. Чем старше человек, тем уважительней должно быть наше отношение к нему. Старость в условиях нашего строя - почётна. С чувством искреннего почтения относимся мы к старикам, для нас старость - свидетельство жизни, прожитой во славу Родины, долгого и честного труда во имя счастья народа. Само собой разумеется, уважение к старшим по возрасту не исключает возможности расхождения во взглядах по тем или иным принципиальным или частным вопросам, конкретным фактам. Никакой коллектив не может существовать без руководителей, в их лице мы видим людей наиболее достойных, наиболее опытных и авторитетных. В нашей стране положение по службе достигается не происхождением или принадлежностью к определённому классу, а заслуживается деловыми и политическими качествами.
   До революции, да и сейчас в буржуазных странах, начальства боялись, ибо оно было всесильно, от него зависело не только личное благополучие, но и вся судьба подчинённого. Безнаказанность начальников, бесправие подчинённых рождали почву, с одной стороны, для самодурства, с другой, для угодничества, лизоблюдства, подхалимства. Вспомним "философию" одного из таких подхалимов-чиновников Молчалина, гениально раскрытую А. С. Грибоедовым в его бессмертной комедии "Горе от ума". Молчалин, исповедуясь в своих "убеждениях", признаётся: "Мне завещал отец: Во первых, угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведётся жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была". Есть ли нужда доказывать, что "философия" Молчалина чужда советским людям? Такая "философия" уродлива, дика, оскорбительна для достоинства человека. Мы презираем угодников и подхалимов. Нам отвратительны проявления угодничества. Советские люди свободны от страха перед "начальством". Мы считаем обязательной критику ошибок, недостатков, промахов как в своей работе, так и в работе товарищей и руководителей. Критика и самокритика помогает советским людям совершенствоваться, она составляет то необходимое условие, без которого невозможно движение вперёд. Отсутствие критики порождает самоуспокоенность, самодовольство, создаёт почву для угодничества, подхалимства.
   Умение смело и открыто критиковать, не взирая на лица, есть проявление большевистской принципиальности. Вполне понятно, что умение сказать правду в глаза, как бы ни была горька эта правда, как бы больно ни ударяла она по самолюбию критикуемого товарища или руководителя - требует известной смелости и мужества, преодоления боязни обидеть кого-либо. Естественно, что совершенно необходимо воспитывать в людях правильное отношение к критике, умение делать из неё выводы, безбоязненно проверять себя, анализировать свою работу. "Тот, кто боится критики своей работы, тот презренный трус, не достойный уважения со стороны народа" , говорил товарищ Жданов. Но значит ли это, что в отношениях между руководителями и подчинёнными каждый может вести себя как ему вздумается? Конечно, такой взгляд не только ошибочен, но и попросту вреден. Наш служебный долг обязывает нас точно и быстро выполнять все приказания и распоряжения, он запрещает нам вступать в пререкания. Ученик обязан выполнять все требования учителя, слово учителя, слово мастера - закон. Наконец, к этому добавляется живое чувство благодарности к мастеру, учителю за то, что они обучают нас, приобщают нас к знаниям. Естественно, что и отношение начальника к подчинённым должно строиться на принципе уважения, заботы о росте людей, внимании к их нуждам. Чёрствость, бюрократизм, зазнайство - черты нетерпимые у людей, которых народ облекает своим доверием.
   В "Комсомольской Правде" было опубликовано письмо секретаря Гресского райкома комсомола т. М. Судник, в котором она с обидой писала о работнике ЦК ВЛКСМ Белоруссии т. Новикове. Не поднимая головы от бумаг, т. Новиков принял прибывшую т. Судник, не выслушав, резко и гневно оборвал её и т. д. Что может вызвать такой приём, кроме горечи, обида и справедливого возмущения? Товарищ Молотов выдвинул в качестве первого требования для наших руководителей "... уменье говорить с рабочими, крестьянами и обязательное умение слушать рабочего, крестьянина и низового работника". В коллективе воспитывается и такая черта, как скромность. Скромность - украшение большевика. Для нас образцом должна служить ленинская простота и скромность. Рассказывая о своей первой встрече с Владимиром Ильичом, товарищ Сталин подчёркивает, что "эта простота и скромность Ленина, это стремление остаться незаметным или, во всяком случае, не бросаться в глаза и не подчёркивать своё высокое положение, - эта черта представляет одну из самых сильных сторон Ленина, как нового вождя новых масс, простых и обыкновенных масс глубочайших "низов" человечества". Отсутствие скромности у человека осуждается в нашем обществе. В чём чаще всего проявляется нескромность? - В стремлёнии выдвинуть себя на первый план, преувеличить свои заслуги в том или ином деле, подчеркнуть своё служебное положение, противопоставить себя коллективу. Человек, ведущий себя подобным образом, не может рассчитывать на симпатии коллектива. Поведение советских людей должно быть свободно от кичливости, от всякого проявления чванства, высокомерия, хвастовства. Отсутствие необходимой скромности часто порождает фамильярность. Кому не приходилось наблюдать, как, забывая о разнице в летах, в положении, в характерах, человек пытается перейти в разговоре, в отношениях, на "короткую ногу". О таком поведении говорит обычно, как о панибратстве. Мы часто говорим, осуждая человека, что он развязен. Развязность, наблюдаемая иногда в обращении юноши с девушкой, не имеет ничего общего с непринуждённостью. Дело совсем не в каком-то церемонном обращении со стороны юноши и жеманности со стороны девушки, а в том, чтобы отношения между ними были красивы своей искренностью и человеческой простотой, чтобы они выражали взаимное уважение.
   Говоря о поведении человека, нельзя обойти такой вопрос, как умение владеть собою, управлять своими чувствами, быть сдержанным. Раздражительность, вспыльчивость - неприятные черты. Люди, не умеющие владеть собою, чаще всего дают повод к ссорам, вносят в жизнь коллектива ненужные осложнения. Понятно, что когда человека задевают за живое, трудно остаться спокойным, но страстность совсем не то, что запальчивость, несдержанность. Страстный человек горячо отстаивает свою правоту, верность своих взглядов, а раздражительный, запальчивый озабочен не тем, чтобы убедить противника, а тем, чтобы побольней, пообидней задеть его самолюбие. Вескость доводов такой человек подменяет хлёсткостью фраз, резкостью выражений. В результате спор приносит только вред. Сдержанность означает и умение не навязываться людям. Если я чувствую, что моему собеседнику не интересна тема беседы, я не стану обременять его разговором, переменю тему. Сдержанность предполагает и умение владеть своими настроениями. Не всякие мои переживания интересны окружающим, не всякие заботы надо делать достоянием других людей. В самой тесной связи с этим находится и требование - быть тактичным. Что же такое такт? Такт - это чувство меры, подсказывающее правильное отношение к людям, создающее умение держать себя подобающим образом. Быть / тактичным - это значит уметь чувствовать настроение другого человека, учитывать особенности его характера, считаться со свойствами ёго натуры и, в зависимости от индивидуальности каждого человека, находить соответствующую форму поведения. Разве не бывает, что человек, желая помочь другому, не достигает успеха именно потому, что не умеет подойти к нему? Сколько раз справедливые замечания вызывали обратный результат именно потому, что делались в бестактной форме. Люди не только не признавали их справедливости, но, наоборот, укреплялись в неверном мнении, озлоблялись, упорствовали. Вспомните, как внимательно подходил к людям В. И. Ленин, какие замечательные примеры чуткости даёт нам товарищ Сталин. Рассказы людей, встречавшихся с товарищем Сталиным, рисуют нам образ этого великого и простого человека, чуткого и внимательного, радушного, поражающего разносторонностью интересов, глубиной своих знаний, покоряющего своей скромностью, своим умением вселять бодрость, крепить в человеке уверенность в собственных силах, будить творческие мысли, зарождать смелость и размах в работе.
   Советский человек ведёт себя в соответствии с требованиями коммунистической морали не только на работе, но и дома, в быту. Как писал В. Маяковский:
  Коммунизм
  не только у земли,
  у фабрик, в поту.
  Он и дома
  за столиком,
  в отношениях,
  в семье,
  в быту.
  
   К сожалению, есть люди, жизнь которых имеет как бы две стороны. Возвращаясь домой, такие люди оставляют за порогом квартиры все правила общежития. Такой человек на людях ведёт себя вполне достойно! Но стоит ему остаться вне взглядов посторонних, его поведение сразу меняется. На людях приветливый с детьми, вежливый с женой, почтительный с родителями, он, оставшись наедине с ними, освобождает себя от "условных" норм поведения: грубит, ссорится по каждому поводу, как говорят - распоясывается. Понятно, что такое "раздвоение" свидетельствует о пренебрежении к правилам социалистического общежития, о формальном соблюдении их. Там, где нет убеждённости - эти правила будут представляться человеку чем-то извне навязанным, тягостным, необязательным (вот почему врагам СССР так важно было убить веру советских людей в коммунистическое светлое будущее и в возможность построения Коммунизма в земном мире).
   Есть ещё одна сторона нашего поведения, которая имеет общественное значение. Мы имеем в виду вежливость, манеры, речь, вкусы, внешний вид человека. Вежливое поведение - это поведение людей, характеризующееся, с одной стороны, чувством собственного достоинства, с другой, уважением к достоинству другого человека, и выражающееся в приветливой готовности оказать другому услугу, прийти на помощь, учитывать его удобства и интересы. В то же время вежливость предполагает готовность оказать сопротивление всякому, кто нарушает общий порядок. Замечательный русский критик Н. А. Добролюбов писал, что для человека деликатного, то есть вежливого, характерно стремление "... расположить свои действия так, чтобы они принесли как можно больше добра и удовольствия для других, или, по крайней мере, чтобы никому не причинили неприятностей". Важно понять, что, находясь в обществе, человек, должен считаться не только с самим собою, но и с окружающими. Уважение к людям, к коллективу, продиктует как надо поступать, поможет безошибочно найти правильную форму поведения. В одном из писем М. Горький писал своему сыну: "Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее - цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее - цветы, мысли, славные воспоминания о тебе - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем . взять.. ."
   Для каждого человека в его поведении должно стать правилом: не делать ничего такого, что мешало или стесняло бы других людей, нарушало принятые в общежитии правила. Например, я хочу закурить, но в комнате, кроме меня, есть ребёнок, больной или просто другие люди, которым, может быть, табачный дым неприятен Мой долг либо отказаться от своего желания, либо спросить окружающих разрешения закурить. Вежливость выражается и в доброжелательности: вежливый человек потеснится в трамвае, чтобы рядом мог сесть ещё кто-либо, охотно ответит на вопрос, если к нему обратятся, не сочтёт за труд указать кратчайший путь, удобный маршрут; поднимет и подаст оброненную кем-либо вещь; вошедшему в комнату посетителю предложит сесть и т. Вежливость даёт нам возможность в самых различных формах выказать своё уважение к человеку и к коллективу, выразить свое доброе отношение не только к близким, знакомым, но и к чужим людям. Целый ряд внешних проявлений вежливости отлился в чёткие формы, в конкретные правила, узаконенные обычаем. Так, например, поклоном, приподыманием шляпы, приветливым словом мы здороваемся с людьми; просьбу сопровождаем словом "пожалуйста" или "будьте любезны", "будьте добры"; стуком в дверь спрашиваем разрешения войти в комнату; воспользовавшись любезностью другого, благодарим и т. д. В. И. Ленин указывал: "Избавленные от капиталистического рабства, от бесчисленных ужасов, дикостей, нелепостей, гнусностей "капиталистической эксплуатации, люди постепенно привыкнут к соблюдению элементарных, веками извёстных, тысячелетиями повторявшихся во всех прописях, правил общежития, к соблюдению их без насилия, без принуждения, без подчинения...". Очень многие из этих внешних проявлений вежливости мы исполняем почти автоматически, но от этого они не теряют своего значения.
   Воспитанность человека предполагает и наличие хороших манер. Что мы понимаем под манерами? Манера - это способ или приём что-нибудь делать. Речь, конечно, идёт сейчас не о производственных умениях, а об умениях житейских, бытовых. Например, про человека, который ест жадно, торопливо, набивает полный рот пищей, берёт пищу с ножа, мы вправе сказать, что у него дурная манера есть. Точно так же про человека, который не даёт высказаться собеседнику, не выслушивает его доводы, перебивает его, мы вправе сказать, что у него дурная манера разговаривать. В то же время под манерами мы часто понимаем и те или иные привычки. Так, например, справедливо считается дурной манерой привычка держать руки в карманах, грызть зубами ногти, и т. д. К' хорошим манерам относятся, например, внешняя подтянутость, чёткость в движениях и походке, точность речи, спокойствие в разговоре и т.д. В манерах человека отражаются его культура и качества характера. Между нашими требованиями благородства нет ничего общего ни с аристократическим лоском, с превращением, к примеру, еды в ритуал, ни с мещанским жеманством, стыдившимся любого естественного движения. Замечательный советский педагог А. С. Макаренко, рассказывая о своём опыте воспитательной работы, говорит, что он от своих воспитанников "требовал не только чистоплотности, но и изящества, чтобы они могли ходить, стоять, говорить. .." Выдвигая одним из требований "умение говорить" Макаренко, конечно, не стремился превратить колонистов в ораторов. Речь идёт не о красноречии, а об умении выражать свою мысль ясно, чётко, точно, не только в смысле грамматической правильности, но и в том плане, чтобы мысль была выражу на без лишних слов, в вежливой форме, в надлежащем тоне. Язык, по определению товарища Сталина, "... есть средство, орудие, при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями и добиваются взаимного понимания". "Следовательно, без языка7~- "указывает далее товарищ" Сталин, - понятного для общества и общего для его членов, общество прекращает производство, распадается и перестаёт - существовать, как общество". Отсюда ясно, как велики должны быть наши требования к правильности речи и, в особенности, к её чистоте.
   Веками создавался прекрасный русский язык, который обладает всеми средствами для выражения самых тонких чувств и оттенков мысли. Беречь его чистоту и правильность - обязанность каждого человека. Надо стремиться не употреблять без нужды иностранные словак. Особенно нетерпимо употребление жаргонных "словечек", что, к сожалению, ещё имеет место. Важен также тон речи. Известно, что одна и та же по смыслу фраза может приобрести совершенно противоположный смысл в зависимости от тона, каким она будет произнесена. Тон - это то эмоциональное звучание, которое мы при- даём своей речи. Высокомерный тон может оттолкнуть, презрительный вызвать гнев, оскорбить. Следует помнить и о том, что "петь хорошо вместе, а говорить порознь", поэтому надо уметь выслушать собеседника, не перебивать его, самому не вмешиваться в разговор посторонних людей. Наконец, немаловажное значение имеет и .наш внешний вид. Элементарным требованием в этом отношении являются - аккуратность и опрятность одежды, обуви, чистота рук, аккуратность причёски... Нельзя терпеть никаких проявлений неряшества во внешнем виде. Конечно, не всякую заботу о своей внешности мы одобряем. Смешон тот человек, который холит свои руки и бережёт их от труда, отращивает чуть не аршинные ногти, без всякого чувства меры прибегает к косметике. Нет, конечно, никаких стандартов, но совершенно ясно, что нашим эстетическим вкусам, то есть нашему представлению о прекрасном, ближе всего естественность и простота. Забота о своём внешнем виде - черта культурного человека. Однако когда эта забота становится самоцелью, когда ей подчиняются все другие интересы, тогда она превращается в свою противоположность.
   Когда мы говорим о культуре поведения, мы должны помнить, что важно не только сознание того как и почему надо поступать так, а не иначе, не только убеждение в том, что поступать так красивей и благородней... " Мы должны приучить вести себя в соответствии с нашей моралью и, как говорил А. С. Макаренко, "так привыкнуть к новым требованиям новой нравственности, чтобы соблюдать эти требования, уже не обременяя наше сознание каждый раз отдельными поисками". Требования коммунистической морали должны составлять неотъемлемую часть наших привычек, войти в нашу плоть и кровь, совершаться органически, автоматически, не только в присутствии других людей, но и наедине с собою. Скажем, к примеру, подумав, человек не станет бросать окурок на пол. Это - хорошо. Но необходимо, чтобы в человеке было воспитано такое глубокое чувство, когда он уже не может, если и не подумает, вообще бросить окурок на пол, совершить плохой поступок, допустить грубость. Именно об этом говорил К. С. "Макаренко, как о важнейшей задаче воспитания: "Я несколько раз наблюдал, как коммунары вели себя в трамвае. Вот сидит коммунар. Он меня не видит. Смотрю, в трамвай входит человек, коммунар осторожно сдвинулся с места, чтобы никто не заметил, ушёл в сторону, и никто не заметил. Вот, товарищи, поступок здоровый, красивый поступок. Сделать для себя, ради идеи, принципа - это уже трудно, и научиться так поступать - трудно, и трудно научить так поступать. Например, вы идёте по берегу реки, тонет девочка, вы прыгнули, вытащили девочку и ушли. Что такое, если вас увидят 3-4 человека и будут вам аплодировать? Пустяки. А хочется. Помните случай в Москве, когда был пожар. Какой-то молодой человек проезжал в трамвае, увидел девушку на четвёртом этаже, полез, вытащил девушку и скрылся. Никто не знал, как его найти. Вот это идеальный поступок. Поступок для правильной идеи. В каждом случае мне приходилось работать над этой проблемой. Мы натирали полы каждый день. Натёрли пол, зал блестит, и кто-то прошёл в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воровство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это может быть тот самый лучший коммунар, который от других требует правильного поведения, сам прекрасный ударник, идёт впереди. И когда он остался один, наедине, когда его никто не видел,- он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою эстетику и красоту, потому, что никто не видел. Таково противоречие между сознанием как нужно поступить и привычным поведением. Между ними есть какая то-маленькая канавка и нужно эту канавку заполнить опытом".
   Таким образом, подводя итоги, мы убеждаемся в том, что культуру поведения человека определяет не какая-то сумма механических движений или. условных правил, а внутренний мир человека, его убеждения, его принципы. Культура поведения выражается, прежде всего, в отношении к труду, в уважении к людям, к коллективу, к правилам общежития. Как ' справедливо указывал А. С. Макаренко: "У нас моральные требования к человеку должны быть выше среднего уровня человеческого поступка. Мораль требует равнения на поведение" самое совершенное". "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо и одежда, и душа, и мысли". Эти слова А. П. " Чехова находим мы в дневнике Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Она выписала их, ибо в этой мысли выражена мечта о красоте человека, Человека с большой буквы, гармоничной личности, благородной по своему духу, сильной своей верой в могущество своей великой Родины, одухотворённой великой идеей коммунизма.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"