Вилькоцкий В. Б. : другие произведения.

Реализация продовольственной программы в Ссср

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

   Реализация продовольственной программы в СССР
  
  Доктор исторических наук В. И. Куликов "Забота партии о росте благосостояния народа", издательство "Знание", Москва, 1983 год.
  
  ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НОВЫЙ ЭТАП
  В БОРЬБЕ ЗА ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАРОДА
  
   В крупномасштабной и многоплановой деятельности Коммунистической партии по подъему народного благосостояния особое место занимает реализация Продовольственной программы СССР* Воплотив в себе целевой, комплексный подход к решению поставленных задач, она стала важнейшей составной частью экономической стратегии партии и призвана обеспечить дальнейший подъем сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, Прогресс всего народного хозяйства в целом. "Решения майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, Продовольственная программа знаменуют собой новый этап современной аграрной политики партии. Осуществляется более глубокий поворот всех отраслей народного хозяйства к решению проблем дальнейшего подъема сельскохозяйственного производства, развития агропромышленного комплекса, обеспечения бесперебойного снабжения страны продуктами питания", - говорится в постановлении ЦК КПСС "О 80-летии Второго съезда РСДРП"35. Партия выдвинула продовольственную проблему - ив хозяйственном, и в политическом плане - как центральную проблему текущего десятилетия. Продовольственная программа ставит целью, используя возросший экономический потенциал страны, в возможно короткий срок обеспечить высокий уровень удовлетворения потребностей населения во всех видах продовольствия, существенно улучшить структуру питания за счет роста потребления наиболее ценных продуктов. Ее неотъемлемой составной частью являются социальные, социально-бытовые преобразования, меры по дальнейшему социальному переустройству села, повышению жизненного уровня трудящихся. Отличительная черта Продовольственной программы - ее системность. В ней воедино связаны различные звенья агропромышленного комплекса, объединены вѳ имя главной цели - производства высококачественных продуктов питания и доведения их до потребителя - как само сельское хозяйство, так и обслуживающие его отрасли промышленности, транспорта, торговли. В силу этого в Программе в качестве основного выдвинуто требование дальнейшего повышения эффективности работы сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, решительный переход на преимущественно интенсивные факторы роста.
   Почему именно в современных условиях продовольственная проблема переместилась в центр аграрной политики партии и для ее решения разработана специальная Программа? Этот вопрос задают многие - как наши друзья, так и недруги. И империалистическая реакция, развязавшая против Советского Союза, стран социализма беспрецедентную по своим масштабам и оголтелости психологическую войну, активно стремится навязать на этот вопрос свой "ответ". Дело, дескать, в советской системе сельского хозяйства, доказывают на все лады буржуазные пропагандисты, в том, что будто бы она не обеспечивает потребности страны в продовольствии, так как социалистическое переустройство села, коллективные и государственные хозяйства себя не оправдывают, и это якобы является причиной нехватки продуктов питания. Однако подобные утверждения есть не что иное, как грубые фальсификаторские вымыслы, и антикоммунисты, творцы идеологических диверсий пытаются, как обычно, выдать желаемое за действительное. Лучшим ответом, на подобные рода измышления, могут служить реальные факты.
   Разработка на нынешнем этапе грандиозной Продовольственной программы стала возможной потому, что за время всей своей предшествующей деятельности Коммунистическая партия и советский народ создали прочную основу для достижения сельским хозяйством тех высоких рубежей, которые наметил майский (1982 г.) Пленум ЦК КПСС на период до 1990 г. Обратимся в этой связи к тем исходным позициям, на которых базируется Продовольственная программа по производству зерна, мяса, молока. В нашей стране сегодня под зерновыми занято 126 - 128 млн. га земли, или почти три пятых всех посевных площадей. В 1961-1965 гг. в среднем с гектара было собрано по 10,2 центнера зерна, в восьмой пятилетке - по 13,7, в десятой - по 16 центнеров. Это позволило намного увеличить среднегодовое производство зерна - со 105 млн. т в 50-е гг. до 205 млн. т в десятой пятилетке. В настоящее время в СССР производится зерна на душу населения вдвое больше, чем в среднем в мире, и в 1976-1980 гг. его сбор составил примерно три четверти от уровня Соединенных Штатов Америки, которые, как известно, расположены в значительно более благоприятной для ведения сельского хозяйства климатической зоне.
   Не менее значительные результаты были достигнуты в СССР на протяжении 50-70-х гг. по производству мяса. Оно составило в десятой пятилетке 14,8 млн. т, или в 1,6 раза больше, чем в 1961 -1965 гг. При этом важно подчеркнуть, что в валовом производстве мяса в этот период доля общественного сектора достигла 69% против одной трети в 1950 годах и трех пятых в 1965 годах, что играет существенную роль в изменении организации снабжения населения, поскольку владельцы личных подсобных хозяйств, к примеру, более трех пятых производимого мяса потребляют сами, а из оставшегося количества примерно две трети продают на рынке и лишь треть государству. В 1980 г. доля совхозов и других государственных хозяйств в общем объеме закупок мяса составила 51%, колхозов - 43, личных подсобных хозяйств- 6%. В Советском Союзе потребление мяса и мясопродуктов на душу населения возросло с 41 кг в 1965 г. до 57 кг в 1982 г. Это, примерно, в полтора раза больше, чем в среднем в мире. В нашей стране производится на душу населения мяса несколько больше, чем в Великобритании, Италии, но меньше, чем в ряде других развитых стран.
   Производство молока в СССР достигло в десятой пятилетке 92,7 млн. т, что на 43% больше, чем в 1961 - 1965 гг. По надою молока наша страна давно превзошла уровень США и вышла по этому показателю на первое место в мире. В 1981 г. в Советском Союзе было произведено молока на 48% больше, чем в США. На душу населения в нашей стране приходится свыше 340 кг молока, что значительно больше, чем в ряде развитых стран Европы и США, в 3,5 раза больше, чем в среднем в мире. Существенно повысилась товарность молочного производства. С 1965 по 1980 г. продажа молока населению через государственную и кооперативную торговлю возросла в 2 раза и составила 30,9 млн. т. За 15 лет (1965-1980 гг.) население СССР увеличилось примерно на 16%, а среднегодовое производство сельскохозяйственной продукции на душу населения - на 28%. Возросло душевое потребление основных продуктов питания - молока, молочных продуктов и растительного масла почти на четверть, сахара и овощей - на треть, мяса и мясопродуктов - на 41 %, яиц - вдвое и т. д. Увеличение производства зерна, мяса, молока, как и других важнейших сельскохозяйственных продуктов, было достигнуто на основе последовательного осуществления курса аграрной политики, выработанного мартовским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС.
   После 1965 г. значительно укрепилась материально- техническая база сельского хозяйства. Возросли поставки селу техники и минеральных удобрений. В эту отрасль народного хозяйства внедрены многие достижения науки. Широкое развитие получили специализация и концентрация производства. Сельскохозяйственный труд всё более приобретает черты индустриального. Именно на этой базе в СССР достигнуты более высокие среднегодовые темпы прироста сельскохозяйственной продукции, чем во многих высокоразвитых государствах Запада, которые почти в 2,5 раза превзошли темпы прироста населения нашей страны. Располагая 6% населения земного шара, Советский' Союз дает 13% , мирового производства зерна, 20% хлопка и столько же молока, 10% мяса, 12% яиц. Усилиями Коммунистической партии и всего советского народа материально-техническая база государственных и кооперативных хозяйств ныне поднята на высокий современный уровень, позволяющий решать масштабные и ответственные задачи, выдвинутые Продовольственной программой. В сельском хозяйстве насчитываётся 2580 тыс. тракторов и 732 тыс. зерноуборочных комбайнов. Энерговооруженность труда в земледелии и животноводстве в целом втрое выше, чем в 1965 г., потребление электроэнергии возросло в 5,3 раза и достигло i 1981 г. 113 млрд. кВт. ч. Ускорилась и химизация сельского хозяйства: поставки только минеральных удобрений за этот же период выросли в 3 раза. А мелиоративныё работы проведены в таких масштабах, каких ещё не знала мировая практика: за две последние пятилетки фонд орошаемых и осушенных земель увеличился в 1,5 раза. Что касается животноводства, то ныне оно в значительной мере концентрируется в крупных специализированных и высокомеханизированных комплексах с промышленной технологией производства.
   Центральный Комитет КПСС и Совет Министров CQCP, исходя из задач, поставленных XXVI съездом партии, майским и ноябрьским (1982 г.) Пленумами ЦК КПСС, в 1983 г. приняли постановление "О мерах по дальнейшему повышению технического уровня и качеству машин и оборудования для сельского хозяйства, улучшению использования, увеличению производства и поставок их В 1983-I990 годах", в котором подчеркнуто" что переоснащение сельскохозяйственного производства высокоэффективной техникой является важнейшим условием успешного выполнения Продовольственной программы страны, определены крупные масштабы еѳ поставок колхозам и совхозам. Характерная черта современной аграрной политики партии - радикальный поворот индустрии в сторону сельского хозяйства. На службу земледелию и животноводству поставлены мощные специализированные отрасли машиностроения, химическая, комбикормовая, микробиологическая промышленность и др. Расширились и устанавливаются качественно новые хозяйственные связи колхозов и совхозов с перерабатывающей промышленностью - пищевой, плодоовощной, системой заготовок. Эти отрасли выступают органическим продолжением сельскохозяйственного производства. Сложились возможности интеграции в единый комплекс двух крупнейших отраслей экономики - индустрии (поставляющей технику, материалы и т. п. и перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию) и сельского хозяйства. Итак, налицо крупные достижения аграрной политики партии, основы которой были определены мартовским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС. Большие средства, вложенные в сельское хозяйство, техническое переоснащение этой отрасли, усилия миллионов тружеников страны обеспечили наращивание производства продуктов питания" Сегодня рацион советских людей по калорийности соответствует физиологическим нормам питания. Однако, как признал майский (1982 г.) Пленум Центрального Комитета, продовольственная проблема далеко еще не снята с повестки дня. Главным образом потому, что структура питания нуждается в улучшении, Не удовлетворяется полностью спрос на мясные и молочные продукты, недостает овощей и фруктов. Имеют место перебои в торговле продовольственными товарами.
  В чем причина такого положения? Прежде всего в том, что в условиях стабильности государственных розничных цен денежные доходы населения, а вместе с ними и оплаченный спрос на продукты питания высокого качества растут быстрее, чем возможности их удовлетворения. Нужно иметь в виду и то обстоятельство, что значительно увеличилась численность городского населения при снижении количества людей, непосредственно занятых в аграрном секторе экономики, да и сами сельские жители стали намного больше покупать продуктов в государственной торговой сети. Сказался и недостаточно быстрый рост эффективности сельского хозяйства, всего агропромышленного комплекса. Положение усугубили и неблагоприятные погодные условия последних лет. В то же время, хотя сельское хозяйство, как и раньше, страдает от крайне неустойчивых погодных условий, из нашей практики навсегда исключены былые жестокие последствия неурожаев. Нельзя не отметить и недостаточную эффективность использования сельскохозяйственной продукции: наряду с ростом производства увеличились ее потери при уборке, транспортировке, хранении и переработке. Потери продуктов по пути от поля и фермы до перерабатывающих предприятий и прилавков магазинов равнозначны в среднем 20% собранного урожая. Другими словами, хотя продовольственная "корзина" стала гораздо весомей, чем в середине 60-х гг., и тяжелеет она быстрее, чей растет численность потребителей, потери каждый раз облегчают ее по крайней мере на одну пятую часть ( автор не указывает еще одну причину - массовые хищения продуктов питания работниками торговой сети и их высокопоставленными руководителями (врагами народа) в те годы, их стремление создать искусственный дефицит продуктов питания на прилавках магазинов в СССР было продиктовано задачей создания условий, которые бы позволили не только продавать эти продукты питания "из - под прилавка" и с "черного хода", заработать себе огромные состояния, но и натравить советских граждан на власть страны социализма, что и послужило основанием для общего искусственно созданного дефицита в Советском Союзе продуктов питания; при этом на складах магазинах и торговых базах все было в огромном избытке, что создало уникальное явление в стране социализма: прилавки магазинов были пустые, а домашние холодильники у советских граждан были переполнены дефицитными продуктами питания; эту ситуацию враги русского народа нагло используют сегодня, как главный аргумент неэффективности советской экономики, ловко обманывая в очередной раз россиян )
   Чтобы решить стоящие проблемы и потребовалось разработать Продовольственную программу страны на 80-е гг. Подкрепленная рядом постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, она преследует две основные цели: во-первых, объединить сельское хозяйство и обслуживающие его отрасли промышленности, транспорта, торговли в единый народнохозяйственный агропромышленный комплекс с единым планированием и управлением и, во-вторых, подчинить деятельность этого комплекса обеспечению бесперебойного и устойчивого снабжения населения всеми видами продовольствия. Значение Программы, таким образом, выходит за рамки только сельского хозяйства. Она нацелена на коренной поворот в развитии всех отраслей, которые производят и доводят до потребителя продукты питания, и по своему характеру, масштабности призвана обеспечить прогресс всего народного хозяйства.
   Комплексный целевой подход к одной из наиболее острых социально-экономических проблем современности - самая характерная чёрта Продовольственной программы. Она, по сути дела, представляет собой невиданный по масштабам и целям план создания качественно новой экономической структуры - агропромышленного комплекса. И главное в этом плане - стремление обеспечить пропорциональное, сбалансированное и динамичное развитие всех отраслей комплекса с максимальной и ориентацией на общий конечный результат. Другая характерная черта программы - глубоко выраженный в ней, реализм аграрной политики КПСС. Партия ставит конкретные, отвечающие коренным запросам и интересам трудящихся, задачи (а сроки их решения согласуются с текущими и перспективными хозяйственными возможностями. Поэтому Продовольственную программу следует рассматривать как принципиально новый шаг в совершенствовании управления социалистической экономикой. В продовольственной политике, как впрочем, и в любой другой, политике,, важно не только четко определить цели, но, и знать с помощью каких средств, приемов они могут быть достигнуты, Важнейшим экономическим средством реализации Продовольственной программы партия назвала решительный поворот сельского хозяйства и связанных с ним отраслей индустрии на интенсивный путь развития. Этот поворот должен быть завершен в 80-е гг. С целью его осуществления главное внимание, естественно, уделяется вопросам дальнейшего развития колхозов и совхозов - исходной базы кардинального решения продовольственной проблемы . До конца десятилетия ( к началу 90 - х годов) планируется примерно в полтора раза увеличить их основные производственные фонды. Им будет поставлено не менее 3740 тыс. тракторов, около 1170 тысяч зерноуборочных комбайнов, свыше 3 млн. грузовых автомашин. Других сельскохозяйственных машин село получит на 67-70 млрд. руб. Техническое перевооружение колхозов и совхозов в комплексе с решением других вопросов должно значительно увеличить производство важнейших видов продовольствия. За 80-е гг. среднегодовой сбор зерна намечено поднять примерно на 22%, овощей - на 44, мяса - на 38 и молока - на 13%. В конце десятилетия плодов, ягод и винограда будет собираться 24-25 млн. т - примерно на две трети больше, чем сейчас. Если в 1982 г. на душу населения приходилось 57 кг мяса и мясопродуктов, то в 1990 г. будет уже 70 кг. Среднедушевое потребление молока и молочных продуктов возрастет до 330-340 кг в год, фруктов и ягод - почти до 70, овощей - до 126 кг.
   Конечно, чтобы добиться таких результатов, нужно поднять культуру земледелия и на этой основе повысить урожайность полей и продуктивность животноводства. А для этого важно в полной мере обеспечить сельскохозяйственное производство высококачественными минеральными удобрениями, расширить мелиорацию земель, улучшить селекционную работу. Заметное место в наращивании производства продовольствия отводится личным подсобным хозяйствам и садоводческим товариществам. Большие сдвиги намечены и в других отраслях агропромышленного комплекса, в частности в пищевой , промышленности, государственной торговле и потребительской кооперации. Всем своим содержанием Продовольственная программа нацелена на последовательное осуществление политики партии в области дальнейшего повышения благосостояния народа. Об этом свидетельствуют следующие ее положения. В области социально-экономической принятая партией Программа решает одну из коренных задач - улучшение продовольственного снабжения народа, что означает новый, крупный шаг на пути к полному удовлетворению постоянно растущих социально-экономических и культурно-бытовых потребностей людей. Продовольственная программа направлена на решение широкого круга проблем, связанных с развитием и укреплением всего единого агропромышленного комплекса страны, что, по сути дела, далеко выходит за рамки чисто экономического круга вопросов. Так, предусматривается совершенствование расстановки кадров, повышение их моральной и материальной ответственности и заинтересованности в результатах своего труда. В этой связи в Программе подчеркнута необходимость "укрепить все участки колхозного и совхозного производства хорошо подготовленными руководителями, специалистами, кадрами кассовых профессий, обеспечить дальнейшее повышение их квалификации и сокращение текучести. Особое внимание обратить на улучшение состава работников среднего звена... Воспитывать кадры в духе деловитости, принципиальности и непримиримости к недостаткам, всемерно развивать их инициативу в работе". В качестве ведущей формы стимулирования коллективов предприятий и организаций , руководителей и специалистов всех отраслей агропромышленного комплекса партия рассматривает в Продовольственной программе поощрение за высокие конечные результаты работы. На основе этого намечено поднять роль хозрасчетных отношений как решающего звена обеспечения расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве и смежных с ним отраслях. Поставлена задача проявить больше заботы о совхозах и колхозах, слабо обеспеченных рабочей силой, выделив им необходимые средства на строительство жилых домов и других объектов социально-бытового назначения.
   В Продовольственной программе подчеркивается, что важнейшей задачей партийных, советских, хозяйственных и профсоюзных органов является последовательное проведение в жизнь мероприятий по социальному развитию села, дальнейшему повышению уровня благосостояния и культуры, медицинского и бытового обслуживания сельских жителей. Программа требует всемерно повышать престижность труда в сельском хозяйстве, активнее вводить рациональный режим труда и отдыха работников совхозов и колхозников. На базе роста производительности труда обеспечить сближение уровней оплаты труда работников сельского хозяйства и промышленности. Тем самым реализация Продовольственной программы означает новый крупный шаг в стирании существенных различий между городом и деревней, неуклонном сближении сельских населенных пунктов по всем видам культурного и бытового обслуживания с городскими. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации должны были полностью решить все проблемы по обеспечению советских граждан качественными продуктами питания.
   Характерной чертой Продовольственной программы является то, что она в качестве важнейшей составной части включает в себя широкое внедрение достижений науки и передовой практики в производство, в организацию технологических процессов и управления. Важнейшим условием ее успешной реализации выступает ускорение научно-технического прогресса, высокоэффективное использование производственного потенциала всего агропромышленного комплекса. Все это вместе взятое будет новым важным шагом в дальнейшем преодолении существенных различий между умственным и физическим трудом, которое выступает одним из факторов успеха борьбы партии за полное удовлетворение культурно-бытовых запросов советских людей на этапе зрелого социализма. Первостепенное значение для решения задач подъема благосостояния народа в ходе реализации продовольственной программы имеет переход к планированию деятельности агропромышленного комплекса и управлению им как единым целым на всех уровнях, с тем чтобы добиться сбалансированного развития и тесного взаимодействия всех его отраслей. В этих целях в соответствии с установками майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС предусмотрено: повышение хозяйственной самостоятельности и инициативы колхозов и совхозов как главных звеньев социалистического сельского хозяйства и создание тем самым благоприятных социально-экономических и организационных условий их эффективной деятельности; развитие инициативы и активности, повышение деловитости и ответственности руководителей и специалистов колхозов и совхозов за увеличение производства сельскохозяйственной продукции, укрепление экономики хозяйств и безусловное выполнение планов обеспечения населения продовольственными товарами и промышленности сельскохозяйственным сырьем; укрепление районного звена управления, рациональное сочетание территориального и отраслевого управления, устранение ведомственной разобщенности, сокращение численности управленческого аппарата. Таким образом, Продовольственная программа, решая широкий комплекс вопросов, отвечает коренным жизненным интересам советских людей. Как отмечал член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, она "является живым воплощением ленинских идей о надежном продовольственном фонде страны и всестороннем прогрессе села в условиях зрелого социализма. Ее выполнение Коммунистическая партия и Советское правительство рассматривают как самую неотложную, самую важную задачу". Затрагивая насущные интересы советских людей, Продовольственная программа реализуется как в полном смысле общенародное дело. Широко развернувшееся соревнование за выполнение ее в срок, поворот к еще более полному удовлетворению материальных и культурно-бытовых потребностей населения показывают, что принятый партией курс отвечает назревшим потребностям общества развитого социализма. Уже в год принятия Продовольственной программы труженики сельского хозяйства, выполняя решения майского Пленума Центрального Комитета, добились в сложных погодных условиях роста производства валовой продукции на 4%. Заметно увеличился по сравнению с предыдущим годом сбор зерновых. Государственные ресурсы зерна полностью обеспечивают снабжение страны хлебом и хлебопродуктами. Более высокий уровень достигнут по производству овощей, винограда, яиц. Возросло производство сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, мяса, молока, надои которого до этого четыре года подряд снижались. Хотя несколько уменьшился, но сохранился высоким сбор хлопка- сырца. Все это свидетельствовало о том, что в производстве сельскохозяйственной продукции наметились положительные сдвиги, хотя не по каждому из показателей был достигнут наивысший уровень прежних лет.
   С начала 1983 г. во всех районах, областях, краях и автономных республиках приступили к работе образованные в соответствии с решениями XXVI съезда КПСС и майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС агропромышленные объединения. Важнейшие принципы их деятельности - комплексность, пропорциональность развития всех входящих в них звеньев на основе сочетания территориального и отраслевого управления. Агропромышленные объединения, прежде всего районные (РАПО), добиваясь, чтобы все смежные коллективы четко взаимодействовали, призваны обеспечивать выполнение планов производства и поставок продовольствия каждое на своей территории в целом, не допускать, чтобы коллективы заботились только о своих узковедомственных интересах. Нормой в коллективах становятся хозрасчетные, договорные отношения. 18 апреля 1983 г. в ЦК КПСС состоялось совещание первых секретарей ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии, которое рассмотрело ряд практических вопросов развития сельского хозяйства и реализации Продовольственной программы. С большой речью на совещании выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов. Совещание отметило, что решениями майского и ноябрьского (1982 г.) Пленумов ЦК КПСС, последующими постановлениями партии и правительства на селе созданы новые благоприятные экономические условия для реализации задач, поставленных XXVI съездом КПСС, Продовольственной программой страны. Укрепляются связи и улучшается взаимодействие сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса. Труженики этой сферы экономики направляют свои усилия на обеспечение более устойчивого наращивания ресурсов продовольствия, достижение высоких конечных результатов на каждом производственном участке. В борьбу за реализацию Продовольственной программы активно включились миллионы тружеников, занятых в самых различных отраслях народного хозяйства. Но главная ответственность лежит на работниках села, сельских коммунистах, сельских райкомах партии. В этой связи еще более возрастает роль партийных комитетов районного звена, которые всегда были опорой партии в проведении ее аграрной политики.
   Со времени утверждения Продовольственной программы многие сельские райкомы партии провели большую организаторскую работу, добились определенных результатов. Они направляют творческую инициативу и энергию масс на выполнение перспективных планов развития отдельных хозяйств и районов в целом, разрабатывают и добиваются широкого применения эффективных мер морального и материального поощрения лучших работников, заботятся о строгом соблюдении трудовой и государственной дисциплины, выявлении неиспользованных резервов. Особое внимание райкомы уделяют работе с кадрами руководителей и специалистов, внедрению передовых приемов организации и оплаты труда, прежде всего коллективного подряда, стремятся по-новому подойти к организации соревнования, С тем чтобы труженики полей и ферм могли добиться высоких производственных показателей. Во всех сельских райкомах и в горкомах партии, занимающихся делами сельского хозяйства, в соответствии с установками майского Пленума ЦК КПСС созданы сельскохозяйственные отделы. Они стали необходимым звеном в организационной структуре партийных комитетов. Углубленно изучают методы хозяйствования, держат под своим неослабным наблюдением осуществление партийных решений по конкретным отраслям производства первичные партийные организации. Это весьма важно, поскольку в стране насчитывается 48 тыс. колхозов, совхозов и во всех из них имеются первичные парторганизации. Конкретные рекомендации по организации работы первичных организаций даны в решениях съездов партии, Пленумов ЦК КПСС, других партийных документах, в том числе в постановлении ЦК КПСС "О работе партийной организации колхоза "Путь к коммунизму" Федоровского района Кустанайской области по выполнению решений майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС", имеющем общепартийное значение. Необходимость дальнейшего повышения роли Первичных партийных организаций в решении народнохозяйственных, идейно-политических задач вновь была подчеркнута на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. Центральный Комитет партии ставит задачу воспитывать у тружеников колхозов и совхозов творческое отношение к делу, налаживать дружную работу всех коллективов и звеньев агропромышленного комплекса, создавать более благоприятные условия для выполнения Продовольственной программы.
   Как показал первый опыт, в осуществлении Продовольственной программы СССР, в увеличении производства сельскохозяйственной продукции роль новых органов управлений - агропромышленных объединений, особенно районных, исключительно велика. И партийные комитеты проявляют большую заботу, чтобы они быстрее набрали силу. Так, повседневную помощь в становлении РАПО оказывают районные комитеты партии Курской области. Здесь, прежде всего, позаботились об укреплении кадрами не только районного управленческого звена, колхозов и совхозов, но и ремонтно-технических предприятий, электротехнической, агрохимической, мелиоративной служб, заготовительных, перерабатывающих, строительных организаций. Партийные комитеты держат курс на стабилизацию кадров, от которых зависит плодотворная работа по выполнению задач Продовольственной программы. Суджанский, Обоянский, Щигровский и другие райкомы КПСС многое делают для того, чтобы повысить организующую роль и ответственность РАПО за состояние и дальнейшее развитие сельского хозяйства, чтобы они полнее использовали предоставленные им широкие права. Районные комитеты настойчиво добиваются, чтобы РАПО обеспечивали высокоэффективное использование земли, материально-технических средств, трудовых ресурсов, а следовательно, и более высокий уровень получения продукции сельского хозяйства. Для более активной работы по внедрению бригадного подряда на селе в Курской области созданы специальные комиссии. Их возглавили первые секретари райкомов партии, областную комиссию - секретарь обкома КПСС, ведающий вопросами сельского хозяйства. Партийные комитеты Курской области рассмотрели предложения РАПО и определили базовые хозяйства для ознакомления кадров с опытом внедрения бригадного подряда. В каждом колхозе, совхозе, районе и области в целом составлены комплексные программы повышения плодородия почв.
  Партийные комитеты Красноярского края сосредоточили внимание на том, чтобы уже в первый год работы РАПО могли добиться наилучших экономических показателей. По их инициативе был поставлен вопрос о том, чтобы ликвидировать разрыв между достижениями передовиков и уровнем отстающих хозяйств и районов. Это дало результаты. По призыву знатной доярки из Шушенского района Героя Социалистического Труда А. Г. Жуковой многие сельские труженики решили поднять показатели отстающих коллективов не ниже, чем до уровня средних. Принятые обязательства они успешно выполняют. Укрепить районные звенья управления, приблизить их непосредственно к производственным делам удалось и партийным комитетам Белоруссии в ходе организации агропромышленных объединений и упразднения прежних, не оправдавших себя управленческих подразделений, сокращения численности аппарата. В этом плане показателен, в частности, пример Несвижского РАПО Минской области. Ранее в районе имелось несколько совхозов, находившихся в подчинении различных трестов. Их деятельность часто не согласовывалась и не увязывалась с планами по району. В условиях РАПО отказ от прежней организационной разобщенности и преобладания ведомственных интересов в работе этих совхозов, а также обслуживающих село предприятий и организаций создал новые возможности для развития производства в совхозах "Городецкий", "Свекловичный", на экспериментальной базе "Ганусово". За счет использования вскрытых резервов ныне в районе намечено увеличить производство мяса за пятилетку на 39%, молока - на 20%. С созданием единого органа управления агропромышленным комплексом района повысилась дисциплина соблюдения договорных обязательств как колхозами и совхозами, так и их партнерами. В Эстонии первое из созданных в республике Вильяндское РАПО уже провело значительную работу по повышению уровня агротехники, дальнейшей специализации хозяйств, улучшению организации строительства на селе и т. д. За счет централизованных фондов, которые образуются в РАПО путем отчислений от прибыли хозяйств и предприятий, взят курс на реконструкцию действующих предприятий, сооружение жилья. Укреплению экономических связей между хозяйствами, сочетанию территориального и отраслевого принципов управления в значительной мере способствует деятельность Комиссии и Президиума Совета Министров Эстонской ССР по вопросам агропромышленного комплекса. Вопросы работы советов РАПО постоянно находятся в центре внимания партийных комитетов Эстонии.
   Создание РАПО потребовало серьезной перестройки работы райкомов партии, усиления их организаторской и политической работы в сельских трудовых коллективах. Партийные комитеты проявляют систематическую заботу о росте партийного влияния, о совершенствовании структуры парторганизаций хозяйств и предприятий, вошедших в РАПО. Нынешняя структура парторганизаций, их состав позволяют обеспечить высокий уровень партийного руководства экономическими и социальными процессами на селе. Этому во многом способствовали прошедшие в ряде областей, краев и республик совместные собрания коммунистов районных управлений сельхозтехники, сельхозхимии, перерабатывающих предприятий и других подразделений АПК. Первый опыт работы райкомов партии в связи с организацией РАПО уже обобщен многими обкомами КПСС. К примеру, Калужский обком партии провел с этой целью кустовое семинар-совещание в Малоярославце; руководящие работники ряда районов этой области приняли участие в заседании совета Жуковского РАПО. Состоявшийся деловой обмен мнениями помог выработать конкретные меры по более широкому внедрению в отраслях агропромышленного комплекса Калужской области коллективного подряда, выявить нерешенные проблемы, глубже определить ближайшие и перспективные задачи.
   Политбюро ЦК КПСС, рассмотрев в мае 1983 г. вопрос о ходе формирования районных, областных, краевых, республиканских (АССР) агропромышленных объединений и укомплектовании их кадрами, признало, что партийные, советские, хозяйственные органы, министерства и ведомства, руководствуясь решениями майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, провели большую работу в этом направлении. Повсеместная организация и функционирование агропромышленных объединений, упразднение не оправдавших себя управленческих подразделений, сокращение численности аппарата позволили значительно укрепить районное звено. Упростилось управление. Оно приблизилось непосредственно к производству. В то же время Политбюро ЦК отметило, что в ряде мест неоправданно затянулся организационный период, а некоторые советы АПО не проявили должной инициативы в решении возложенных на них задач. В этой связи партийным комитетам было предложено принять все меры к тому, чтобы новые органы управления агропро - мышленным комплексом быстрее и эффективней развертывали работу, четко определили основные направления своей деятельности, по-настоящему освоили деловой стиль работы. В качестве первейших задач партийных комитетов Политбюро ЦК КПСС назвало улучшение организаторской и политической работы непосредственно в трудовых коллективах колхозов и совхозов, повышение персональной ответственности руководителей и специалистов, всех работников агропромышленного комплекса за состояние дел на порученных участках, улучшение работы с кадрами, борьбу за укрепление трудовой дисциплины. Опыт многих партийных организаций страны убеждает, что в настоящее время реализация Продовольственной программы, повышение эффективности производства, как никогда ранее, зависят от кадров, которые призваны с наибольшей отдачей использовать современную технику и землю, передовой опыт и достижения науки, экономические, социально-политические и организационные условия. Ориентируя кадры на новый подход к организации производства и труда, его оплаты, партия ставит задачу шире внедрять бригадный хозрасчет, коллективный подряд как наиболее действенную форму организации и оплаты труда на современном этапе. Коллективный подряд вот уже многие годы применяется в ряде бригад, звеньев, на ряде ферм. И такие коллективы, работающие в одинаковых условиях с другими, систематически получают продукции на 20-30% больше. Здесь, как показывает, в частности, пример звеньевого опытного хозяйства Кубанского института по испытанию тракторов и сельхозмашин Героя Социалистического Труда В. Я. Первицкого, значительно выше производительность труда, ниже себестоимость продукции, полнее отдача от капитальных вложений. Опыт этого передового звена получает все большее распространение. В 1983 г. механизаторы Краснодарского края - Кореновского, Новокубанского, Выселковского, Динского и других районов - предложили создать на Кубани, кроме имеющихся, сотни новых коллективов, работающих по образцу звена В. Я. Первицкого. Прогрессивная организация и оплата труда уже дают ощутимый результат. В Узбекистане на коллективном подряде работают более 20 тыс. полеводческих и животноводческих бригад - примерно половина всех производственных подразделений среднего звена колхозов и совхозов. Партийные и советские органы, агропромышленные объединения республики усилили работу по дальнейшему развитию коллективного подряда. В Сурхандарьинской области, где такая форма внедрена повсеместно, по инициативе ЦК Компартии Узбекистана состоялся республиканский семинар с целью изучения передового опыта.
   Полностью перешли на работу по коллективному подряду и добиваются высоких конечных результатов в производстве сельскохозяйственной продукции все земледельцы и животноводы колхозов имени Фрунзе Белгородской, имени Калинина Запорожской, "Путь к коммунизму" Николаевской областей, совхоза "Шуйский" Целиноградской области и сотни других хозяйств во многих республиках, краях и областях страны. В этих хозяйствах разработана и применяется эффективная форма материального стимулирования механизаторов, налажен систематический анализ производства. Выполнение договоров на подряд контролируют правления колхозов и администрация совхозов. И как результат - быстрее растут производство и заготовки продукции, прибыль хозяйств. Внедрение подряда успешней там, где партийные комитеты глубоко занимаются подбором людей, постоянно следят за соблюдением принципа добровольности при формировании бригад и звеньев, заботятся о продуманности планирования, установлении действенных моральных и материальных стимулов. Однако наряду с примерами умелого применения коллективного подряда встречаются факты и другого рода: кое-где не изжит формализм при комплектовании состава звеньев, бригад, ферм. Еще не везде обеспечена должная заинтересованность в этом деле руководителей и специалистов колхозов и совхозов. Многое зависит от деятельности новых органов управления на селе, от их внимания к тому, чтобы в каждой хозрасчетной бригаде, в каждом звене прогрессивные методы организации и оплаты труда полностью раскрывали свои преимущества. В современных условиях, как указывает Ю. В. Андропов, необходимо, чтобы практика материального и морального поощрения в сочетании с образцовой организацией труда поддерживала и развивала в людях сознание полезности, нужности их усилий по выпуску продукции, чтобы она утверждала в конечном счете чувство их сопричастности делам и планам своего коллектива, всего народа. Ход выполнения Продовольственной программы во многом определяется активностью и масштабностью использования передового опыта, накопленного лучшими хозяйствами, новаторами производства. Большая работа в этом плане проводится партийными комитетами всех районов Союза ССР. Так, широко известен в нашей стране совхоз "Гигант" Ростовской области, славящийся стабильностью урожаев в трудных условиях засушливой степи. Хозяйствам Нечерноземья достойный пример подает колхоз имени Ленина Новомосковского района Тульской области. Мастерами высокого класса проявили себя кубанский хлебороб М. И. Клепиков, молдавский кукурузовод С. М. Пармакли, калининский льновод Е. А. Яковлев, ставропольский чабан В. С. Руденко и многие другие. Лучшие передовики удостаиваются высоких правительственных наград, Государственных премий СССР. В селах Башкирии ориентирами для животноводов служат достижения доярки из колхоза имени М. Гафури Мелеузовского района, мастера машинного доения, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР Э. Гулиной из совхоза "Степановский". Ее опыт стал достоянием тысяч тружеников. Республика в целом успешно справляется с заданиями по производству животноводческой продукции и продаже ее государству. Планомерно внедряется партийными комитетами в массовую практику опыт передовых хозяйств Черкасской области по откорму крупного рогатого скота до высоких весовых кондиций. И не случайно поэтому все черкасские колхозы, совхозы, межхозяйственные специализированные предприятия по производству говядины сдают государству скот весом не менее 400 кг. В то же время ЦК КПСС обращает внимание на то, что передовой опыт внедряется все еще недостаточно, хотя подчас, чтобы перенять его, не требуется больших материальных затрат. Все зависит лишь от умения и настойчивости партийных комитетов организовать дело.
   Хорошим стимулом интенсификации производства и более полного использования производственно-экономического потенциала стало укрепление материальной заинтересованности тружеников села в конечных результатах труда. В ряде хозяйств применяется прогрессивная шкала премирования. Размеры премий возрастают в зависимости от повышения урожайности и продуктивности скота, в то же время шкала урожайности (продуктивности скота) является стабильной в течение пятилетки. При такой системе отпадает стремление к занижению планов, премии начисляются за прирост объема производства и прибыли по сравнению со средним уровнем за предыдущие пять лет. Важную роль в широком использовании эффективных форм поощрения за высокопроизводительный труд играет реализация постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении планирования и экономического стимулирования производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов". Большое значение в совершенствовании стимулирования имеет более широкое применение ныне натуральной оплаты труда. Она - важнейший источник создания кормовых запасов для скота, находящегося в личном пользовании сельских тружеников, развития личного подсобного хозяйства. Стимулирование производства направлено и на то, чтобы решительно улучшить и использование созданной на селе материально-технической базы земледелия и животноводства. Повышена материальная ответственность за выход из строя машин раньше времени. В то же время для лиц, по-хозяйски относящихся к технике, предусмотрены соответствующие меры поощрения. Все это открывает большие возможности и создает условия для успешной реализации Продовольственной программы. Усилия партийных, государственных, хозяйственных органов, всего советского народа сегодня направлены на то, чтобы в 1983 г. получить высокий урожай, закрепить положительные сдвиги, наметившиеся в животноводстве. От этого во многом зависит успех дела дальнейшего подъема благосостояния советских людей, обеспечения высоких и устойчивых темпов наращивания ресурсов продовольствия.
   Исторический опыт КПСС, в том числе и уже накопленный опыт по реализации Продовольственной программы, учит, что только социализм может гарантировать каждому трудящемуся высокий жизненный уровень, постоянный рост материальной обеспеченности, оптимистические перспективы на будущее. Лишь в условиях социалистического общества обеспечивается подлинная, всесторонняя забота о нуждах и потребностях каждого человека. Именно это, как было указано на XXVI съезде КПСС, является началом и конечным пунктом экономической политики партии. Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС еще раз подчеркнул, что важно не только наметить ясные, продуманные ориентиры на будущее, а и довести их до сознания миллионов коммунистов и беспартийных, чтобы они активно включились в предстоящую работу. Руководствуясь данной установкой, Коммунистическая партия и Советское государство направляют усилия к тому, чтобы мобилизовать энергию масс, поднять их трудовую и социальную активность и тем самым обеспечить планомерное и всестороннее совершенствование развитого социализма, а значит, и дальнейшее продвижение к коммунизму. О высокогуманной направленности социалистического общественного производства наглядно и убедительно свидетельствует его конечная цель - удовлетворение постоянно растущих жизненных потребностей трудящихся; масс. В этой связи Ю. В. Андропов в статье "Карл Маркс и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР" отмечает, что если при капитализме конечной целью общественного производства выступает прибыль на капитал, то "при социализме, как теоретически доказал Маркс, - благосостояние людей труда, создание условий для всестороннего развития личности. Реальный социализм облекает это положение теории Карла Макса в живую плоть". Воплощение в жизнь этой великой цели составляет главное содержание всей деятельности Коммунистической партии Советского Союза. Новый важный этап в реализации ленинских идей о подъеме народного благосостояния знаменует принятое в сентябре 1983 г. постановление Политбюро ЦК КПСС о разработке в составе пятилетнего плана на 1986- 1990 гг. и Основных направлений экономического и социального развития СССР на более длительную перспективу Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и системы услуг населению, имея в виду наиболее полное удовлетворение разнообразных запросов и потребностей советского человека. Комплексная программа призвана полней использовать все имеющиеся возможности и резервы для достижения высшей цели в условиях совершенствования развитого социализма, когда с каждым годом улучшаются условия жизни советских людей, повышаются их доходы, растет покупательная способность. Предусматривается поднять производство товаров народного потребления на качественно новый уровень на базе широкого использования современной техники и технологии, ускоренно развивать сферу услуг, в том числе транспортное, бытовое, культурное обслуживание, ремонт и строительство жилья, организацию отдыха и досуга населения. Высшая цель социалистического производства - благосостояние человека, его всестороннее развитие на этапе зрелого социализма - выступает не только в качестве важнейшего программного требования коммунистов, но и является непосредственной задачей партии, имеет огромное практическое значение. Эта цель реализуется по всему спектру потребностей человека, конкретизируется Коммунистической партией с учетом уровня развития социалистической общественной системы в целом, получает выражение в целенаправленном, сознательном формировании и постоянном возвышении жизненных потребностей членов советского общества, обеспечении равного доступа трудящихся к важнейшим социальным благам. Все это - величайшее завоевание социализма, Одно из ярчайших проявлений подлинно народного характера политики КПСС,
  
  От автора
  К сожалению, у врагов русского народа в СССР, которые тесно сотрудничали с Западом в решении задачи по уничтожению Советского Союза уже в начале 80 - х годов 20 века, на 80 и 90 - е годы были совершенно противоположные планы. Уже в 1982 году ко мне, как руководителю районной организации, приехал такой "враг народа", которого в Ленинграде привели к власти, те кто занимал уже высшие посты в Москве и приступил уже к планомерному внутреннему уничтожению СССР. Этот новый областной руководитель потребовал от меня в самые короткие сроки развалить руководимую мной организацию, которую я несколько лет выводил в число лучших в области. Как потом я узнал, такие же негласные команды развалить свои организации, заводы, фабрики получили и многие другие руководители нашего района. Тех, кто отказывался выполнять это требование - быстро увольняли под любым предлогом. За мой отказ подчиниться приказу, противоречащему интересам народа, уволили и меня. Тех, кто вставал на защиту своих заводов, фабрик, пытаясь их спасти от уничтожения, просто убивали. В 1986 году, волею случая я оказался в компании за бутылочкой конька в Москве у одного сотрудника ЦК КПСС. Когда мы хорошо выпили, то разговор сам собой перешел на ситуацию в Советском Союзе. И этот человек вдруг нам рассказал, что за силы взялись за уничтожение СССР, когда, примерно, он будет ликвидирован, и что будет в России после его гибели. Я почему - то ему поверил полностью. Тогда ни у одного нормального советского гражданина и мысли не было о том, что через несколько лет Советского Союза уже не будет. Это всем тогда казалось невозможным и невероятным. Помню, что я как человек, который активно в те годы занимался спортом и не пил кроме лимонада никаких других напитков, впал в полный шок и целую неделю беспробудно пил. Если другие члены нашей маленькой компании в Москве посмеялись над сказанным, как над невозможной фантастикой, то у меня почему - то не возникло и тени сомнения в рассказанном нам плане по уничтожению СССР и его внутренними врагами сотрудником ЦК КПСС. Прошло время, и все что он тогда нам рассказал по большому секрету, сбылось с невероятной точностью. Я же, работая с 1987 года на Ленинградском телевидении, с ужасом наблюдал, как все услышанное мной в Москве в 1986 году, претворяется на моих глазах в жуткую реальность.
   Очень много честных и бесстрашных людей погибло в 90 - годы 20 века от бандитских рук тех, кто в 1993 году, в ходе военного переворота, водрузил над Россией бело - сине - красный флаг западной буржуазии, сделав Российское государство, за счет обмана русского народа и беспощадного насилия над ним, оккупационной зоной Америки, а русских людей рабами, которым было уже бесполезно надеяться на хорошую и достойную жизнь. Так все и произошло. Более 50 миллионов жизней лучших своих граждан русский народ отдал в 20 веке только за то, чтобы на российских землях никогда не развивался этот оккупационный флаг Запада, а молодые поколения россиян жили счастливо и в достатке, но предательство внутренних врагов русского народа в СССР, вступивших в заговор с Западом, разрушило все планы и мечты русских людей на достойную жизнь для себя, своих детей и внуков. Если в 1928 году враги русского народа шли на демонстрациях в Москве, организованными Каменевым, Зиновьевым и Троцким по заданию Запада с лозунгами "Россия без Сталина" и "Сталин враг России", то сегодня в России начала 21 века российские ставленники Запада несут лозунги "Россия без Путина" и "Путин враг России". Поэтому стоит напомнить, что именно Сталин встал на защиту русского народа в те годы, от насилия капитализма в России и его правителей в лице российских олигархов и создал самую великую державу в мире, которой в истории человечества до этого времени не было никогда. Именно при Сталине русский народ достиг такого величия в мире, что перед ним вынужден был склонить голову на какое - то время даже всесильный Запад. Такого величия русский народ в своей истории не знал никогда ранее. Не получиться ли подобное и с Путиным? Историю человечества часто приподносит такие сюрпризы народам планеты Земля, о которых они и помыслить не могли. Это может случиться и с Россией в 21 веке. Спаситель одних довольно часто приходит в образе врага других, как это было уже с пришествием в земной мир Христа две тысячи лет назад. Поэтому не будем спешить с выводами, а станем учиться тому, как лучше разобраться в том, кто является истинным другом и спасителем русского народа, а кто - его злейшим и смертельным врагом.
  
  Литература
   Ленин В. И. Проект программы Российской социал-демократической рабочей партии. - Поли. собр. соч., т. 6.
  Ленин В. И. Замечания на второй проект программы Плеханова. - Поли. собр. соч., т. 6, с. 232.
  Ленин В. И. Речь на I Всероссийском съезде Советов народного хозяйства 26 мая 1918 г. - Полн. собр. соч., т. 36, с. 381.
  Шестнадцатая конференция ВКП(б). Москва. 23-29 апреля 1929 г. Резолюция "О пятилетнем плане развития народного хозяйства". - КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е, доп. и испр. Т. 4. М., 1970.
  Семнадцатый съезд ВКП(б). Москва. 26 января - 10 февраля 1934 г. Резолюция "О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933-1937 гг.)". Разд. III. - КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е, доп. и испр. Т. 5. М., 1971.
  Восемнадцатый съезд ВКП(б). Москва. 10-21 марта 193^ г. Резолюция "Третий пятилетний план развития народного хозяйства
  
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"