Аннотация: История двух монахов на дальнем приходе в недавние времена периода исторического материализма
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Игорь Винниченко
МОЛИТВОЮ И ПОСТОМ.
1.
Печь в избе хоть и нагревалась быстро, но и остывала тоже недолго, так что к утру, к самой побудке, на столе у окна замерзала вода в чайнике. От такого холода совершалось немыслимое: кот Шарфик спал на боку у диакона Артемия, а целое семейство мышей собиралось в ногах. Чувствуя их копошение и слыша жалобный писк диакон Артемий вспоминал, как еще совсем недавно шарахался от этих мышей, как пугливая девка, а теперь - вот же... Привык. И кот, хоть и голодал третий день, на мышей не зарился, то ли проявлял этим солидарность в борьбе со стихией, то ли просто от голода увял.
А голодали они вовсе не потому, что как-то там особенно подвизались Рождественским постом, а просто кончилось в доме все съестное. Церквушка, где служил диакон Артемий, и в хорошие-то дни по воскресеньям собирала не более двух десятков старушек, а в нынешний декабрь, непредвиденно метельный, так и вовсе пустовала. Артемий с настоятелем иеромонахом Димитрием исправно служили по субботам всенощную, а в воскресенья - литургию, но помолиться с ними приходил только глухой Никита, бывший церковный сторож, каким-то чудом пробивший себе пенсию в двадцать восемь рублей, и на нее доживавший свой век рядом с храмом.
И мало того, что голодали, лежало у них извещение о необходимости уплаты налога в немыслимую сумму 248 рублей. Кто и каким образом начислил такой налог на бедную деревенскую церковь, было неизвестно, но платить следовало исправно, потому что начни только доказывать, что и прихожан мало, и денег нету, так с милой душой закроют храм, и даже еще и посочувствуют. Артемий третью неделю ломал голову, где бы достать денег, и даже собирался пробираться к владыке епископу на поклон, но Димитрий суету эту категорически отвергал, мотивируя тем, что все совершается по вере, и дела такого рода надо решать исключительно молитвою.
Разогнав мышей и оставив кота под тулупом Артемий поднялся, перекрестился на образа, где слабо светилась в темноте лампада, и пошел топить печь.
Отец Димитрий, спавший в своей отгороженной келейке, лежал на спине и посапывал во сне. Спал он, укрывшись тулупом, и от его дыхания поднимался пар. Было ему едва под тридцать, и монашествовал он чуть и не с детства. Родители его были городские учителя, и мальчика воспитывали в суетном духе научной любознательности, но судьба распорядилась иначе. По случаю как-то угодив в деревню к тетке этот пытливый мальчик, а звали его тогда Валериком, несказанно удивился, открыв в окружающей современности наличие церквей и верующих людей, о которых читал в книжках одно самое плохое. По своей природной любознательности он занялся детальным изучением этого "атавизма", чем и напугал по возвращению своих образованных родителей. Те немедленно завалили его многими томами атеистической литературы, и Валерик исправно проштудировал это, несмотря на малые лета, от корки до корки. Увы, среди общей ругани, язвительных замечаний, откровенной неправды и наговоров не было и намека на какое-либо подобие творческой мысли, и это не могло не озадачить сообразительного мальчика. Больше всего его поразило, сколько труда потрачено на написание, печатание и распространение книг, в которых среди обилия пустых слов не было никакой содержательности. Значит кому были нужны эти расходы! Этот разительный конфликт открытого исповедания с обходными недомолвками атеистических авторов и решил все дело. На следующее лето у тетки он принял крещение, и после школы, одолев упорство родителей своим кротким смирением, ушел послушником в монастырь. Теперь в свои неполные тридцать лет он представлял собою уникальное в нравственном смысле явление, вовсе не тронутое современной культурой до того, что находил нечто полезное даже в телевизионных передачах, которые, впрочем, ему удавалось смотреть не чаще одного раза в год.
По сравнению с диаконом Артемием, прожившим свою жизнь полемически, он конечно же был младенцем, и это определяло во многом их отношения. Однако младенец этот по памяти цитировал "Добротолюбие", прекрасно разбирался в догматах, всегда готовый растолковать воззрение святых отцов на те, или иные проблемы богословия, а уж годичный круг богослужений знал и вовсе назубок. Диакон Артемий держал его за вундеркинда.
- Вставай, отче, - позвал он негромко.
- Да, да, - тотчас вскочил отец Димитрий, и сев на деревянной своей лежанке, принялся зевать и протирать глаза.
Артемий занялся печью.
- Опять ко мне мыши залезли, - поделился он.
- Ты их ко мне отсылай, - посоветовал отец Димитрий, вставая. - Я как упаду, так хоть ежа подсовывай, не замечу. Опять вода замерзла, да?
- Сейчас согреем...
Загодя заготовленная щепа быстро занялась, а от нее скоро принялись и дрова. Артемий протянул руки к огню и заулыбался.
- Ну, - сказал тотчас отец Димитрий, - вот и потеплело. Шапки, значит, долой, становись на молитву.
Комнатенка их освещалась лишь лампадкой под образами, но привыкшие глаза уже вполне различали окружающие предметы. И все же перед началом молитв отец Димитрий зажег еще две толстые стеариновые свечи в подсвечниках, а также лампадку, висевшую перед образом святителя Николая. Молились коленопреклоненно, сами так решили по случаю поста. Диакон Артемий однотонным речитативом читал молитвы утреннего правила, а отец Димитрий лишь подавал возгласы, крестился и клал поклоны. Закончив правило, Артемий принялся вычитывать кафизму, каждый день присовокупляя к молитвам по кафизме, как свой личный вклад, но отец Димитрий, не признавая этих, как он выражался, "встречных обязательств", демонстративно поднялся и занялся приготовлением завтрака.
Оставалась у них завезенная по случаю гостями пачка хорошего английского чая "Липтон", вот чаем они и питались. Когда Артемий поднялся, отец Димитрий уже покрыл заварник полотенцем.
- Иди, отец, подкрепись после подвига праведного, - позвал он.
Артемий подошел, вздохнул.
- А благословил бы ты меня к владыке ехать, - сказал он. - И денег, глядишь, наклянчу, и снеди какой приобрету. Закроют ведь храм халдеи.
Дмитрий хмыкнул.
- Не должно... Владыка тебе все равно ничего не даст. Опять, скажет, типографию подпольную затеяли, - он засмеялся.
Артемий только нос почесал. В словах отца Димитрия была своя правда, церковные власти относились к диакону с подозрением. Были на то основания.
- Да, дела... - продолжал сокрушаться отец Димитрий, разливая чай по алюминиевым кружкам. В темноте трудно было уследить за полнотой разлива, и для контроля отец Димитрий совал туда палец, отчего каждый раз обжигался. - Ой!.. Ни прихожан, ни покойников...
- И о ком из них ты горюешь больше? - поинтересовался Артемий.
Отец Димитрий рассмеялся и пододвинул ему кружку.
- Кушай, отец, свой чефир...
Артемию он налил одной заварки. У того по лагерной еще привычке была страстишка к крепкому чаю, да не время вышло ее бороть.
- Мы вот что, - сказал отец Димитрий. - Отслужим сегодня молебен о благорастворении воздухов по полному чину, а? Старушки наши тоже, видать, по храму истосковались, авось распогодится - в воскресенье и нагрянут.
- Только не перестараться бы, - буркнул Артемий. - А то еще оттепель начнется.
Отец Димитрий звонко, по-детски, рассмеялся.
Артемий тем временем размышлял, что после "Липтона" еще долго будет раздражать их обычный сельповский чай. Мелочь вроде, а уже привязка, уже предпочтение... Господи, помилуй нас грешных!
- Преподобному Феодосию Печерскому, - вспомнил вдруг отец Димитрий, - ангел по молитве золотой слиток принес.
- Это ты к чему? - заинтересовался Артемий.
- Раньше это просто решалось, - сказал отец Димитрий.
Он широко зевнул и поежился.
- Сон из головы не идет, - признался он. - Пустой такой сон...
- Чего?
- Да глупость всякая, - отец Димитрий виновато усмехнулся. - Чудеса, понимаешь ли, творить стал.
- Ну? - угрюмо потребовал продолжения Артемий.
Димитрий хмыкнул.
- Девицу исцелил. Красивая такая... Вроде, как родственница моя, понимаешь?
- Дело хорошее, - отметил Артемий.
- Так я ее... поцелуем исцелил, - совсем смутившись сказал отец Димитрий.
Артемий покачал головой.
- В блуд впадаешь, отче. Каяться надо...
Ему нравилось запугивать отца Димитрия обличениями, но тот, несмотря на всю свою простоту, вполне разбирал, когда Артемий говорит серьезно, а когда куролесит.
- Спаси тебя Господи, отец, - отозвался он. - Не будь тебя рядом, то и не знаю, кто бы меня и вразумил?
Артемий с достоинством допил чай и поднялся.
За окном привычно и занудливо выл ветер.
- Светает вроде, - с сомнением произнес Артемий, вглядываясь в темноту.
- Какое там, светает, - отозвался отец Димитрий. - Шести еще нет.
Не любил он темноту, от того и рассвет торопил. С самого раннего детства привык он видеть во всякой темноте явления страшные - и даже не столько видел, сколько угадывал. И спал он раньше всегда при включенных ночниках, и даже был уверен, что никогда уже не избавится от этой своей слабости, но избавиться пришлось. В лагере за строптивый свой характер не раз приходилось ему сидеть в карцере, в полной подвальной темноте среди копошения крыс, и эта самая слабость вполне могла бы утянуть его в безумие, не возьми он себя в руки. Но память о детском страхе все же осталась, как порог, за который каждый раз надо было переступать.
- Ну что, отец? - сказал отец Димитрий. - Шапки долой, шагом марш в Храм Божий, да?..
2.
Едва только, еще затемно, Артемий открыл двери храма, прийдя затопить печь перед богослужением, как тут же появился, шаркая валенками, сторож Никита Федорович.
- Служба будет? - радостно спросил он, кланяясь с улыбкой Артемию.
- Помолимся, - отозвался тот, зная, что дед не слышит.
Дед Никита, выросший, возмужавший и постаревший в атмосфере строгих церковно-православных отношений, уже жизни себе не представлял без храма. Было у него здесь свое место на клиросе, там он регулярно устраивался, ревниво расталкивая певчих, и хоть глухой был, как тетерев на току, а пытался все же еще и подпевать старушкам. Те его постоянно дергали и даже гнали с клироса, но все шло от него какое-то особенное молитвенное веяние. И, не слишком вникая в ход богослужения, дед потихоньку плакал в своем углу, и видя его слезы прихожане наполнялись умилением. Но бывал он порой и строптив, вступал со старухами в долгие и тягучие споры, и так громко орал при этом, что заглушал пение. Артемий на это, как правило, не реагировал, но отмечал всегда с раздражением.
Пока Артемий растапливал печь, дед двинулся вдоль стены, лобызая подряд все иконы. Храм этот был построен лишь в прошлом веке, но разграблений по счастью избежал, и при всей своей небольшой величине был богато украшен образами.
Артемий сидел на скамеечке у печи, смотрел в огонь и боролся с дремотой. Дед вернулся со своего обхода и присел на лавку рядом.
- Нынче Фирса празднуют, - поведал он со знанием дела. - Брательник мой всегда гулял...
- Фирса, Левкия и Калинника, - подтвердил Артемий, ворочая кочергой дрова в печи. - Мученики третьего века.
- Ох, как гулял!.. - сладко вспоминал Никита. - Как-то в храме стольник оставил... Икону искал, где бы этот самый Фирс, значит, был... Не нашел. Батюшка Леонид ему картинку из "Жития" подарить хотел, так нет!.. Икону хотел, чтоб в пол-стены!
Артемий глянул на него, как тот бормочет чего-то себе под нос, чему-то усмехается, рукою шевелит - разговаривает, выходит, с кем-то, и подумал, что последнее время дед стал необычайно многословен. И потекли из него истории одна краше другой, и все про то, как славно была прожита им жизнь. Про какие-то, чуть не столетней давности, крестные хода, про попов, служивших в этом храме - все были люди, как правило, хорошие; про старост и членов церковного совета - среди тех уже попадались сложные личности; про какие-то венчания, крестины и прочие праздники. Помнились ему редкие приезды архиереев, которых он помнил по именам, злорадно вспоминались провали в хоровом пении - видно с клиросом отношения у него всегда были напряженные; ну и опять же, про то, как грянули некогда всем миром, так что все в слезы... И странное дело, не помнил дед ни коллективизацию, ни раскулачивание, да и про войну вспоминал лишь почти анекдотический визит некоего немецкого офицера, который по незнанию своему полез в алтарь, и остановленный на пороге священником, заподозрил в алтаре партизанский склад и учинил обыск, после которого пришлось освещать святой алтарь малым чином. Немец, помнится, сильно сконфузился, и уходя оставил "стольник", но деньги батюшка не принял, и там опять приключилась какая-то история, но тут дед путался, и дальнейшее тонуло во мраке.
Быстрым шагом вошел отец Димитрий и сразу направился к алтарю, на ходу осеняя себя крестным знамением. Своим непримиримым отношением к фарисейству отец Димитрий порою даже перехлестывал до того, что жаловались на батюшку за "небрежение". Никогда на людях не впадал он в какое-то особенное молитвенное состояние, все действия по службе совершал в ровном хладнокровии, даже будто бесчувственно, по внутреннему благоговению, узреть какое дано не каждому. От многих случайных людей слышал Артемий вздохи, будто батюшка " видать без благодати". Самого отца Димитрия такая оценка смущала, и он даже пытался иногда неуклюже чего-то продемонстрировать: то в молитве слезы прибавить, то в возгласе восторгу, но сам того быстро начинал стесняться, тушевался и возвращался к своему привычному внутреннему молитвенному состоянию. И уж конечно, не людей стеснялся отец Димитрий в проявлении чувств, нет, не людей...
Дед Никита, завидев вошедшего батюшку, поднялся было получить благословение, но не успел и потому пошаркал к алтарю, ловить батюшку на выходе. Артемий и сам поднялся, разминая спину. Печь растопилась, в храм пошло тепло, и можно было начинать службу.
- Ветер стих, - сказал ему в алтаре Димитрий.
- Не иначе, как старушки наши поклоны бьют, - отозвался Артемий.
- Значит, давай, отец, так, - распорядился отец Димитрий. - Раз уж забрались в храм, так давай прочтем по чину часы, изобразительны, а потом уж и молебен с каноном.
- Благослови, - сказал Артемий, поворачиваясь к нему со сложенным стихарем на руках.
Отец Димитрий без слов благословил его облачаться, хоть и не было в том уставной нужды, и Артемий неспешно надел стихарь, поручи, прицепил на левое плечо орарь. Благоговейно приложился к престолу, поклонился батюшке и вышел в храм северными вратами. Там его поджидал Никита, на лице которого покоилось благоговейное ожидание.
- Отче, - сказал Артемий. - Выйди, прихожанина благослови.
- Ой, я и забыл совсем, - закудахтал отец Димитрий.
Он вышел, благословил Никиту, поцеловав его при этом в знак раскаяния, потом стал перед Царскими вратами и начал службу звонким возгласом.
- Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков!..
- Аминь, - отозвался Артемий, уже стоявший у аналоя на клиросе, и начал читать вступительные молитвы третьего часа.
Пошло дело.
Служилось легко, на какой-то неизвестной радостной волне. Были у Артемия подозрения, что волна эта шла от вынужденной трехнедельной голодовки, но он гнал их от себя, признавая суетными и поверхностными.
Шестой час вышел читать сам отец Димитрий, а Артемий стоял рядом и клал поклоны. За окнами к тому времени уже рассвело, и было видно, что метель действительно утихла. Солнце еще не пробивалось, но ветра уже не было.
Потом, на изобразительных, послышался топот в притворе. Появился мужичок лет сорока, и тихонько, с осторожностью ступая валенками по полу, двинулся к деду Никите, который уже сидел на лавочке у стены. Очень скоро с их стороны послышалось:
- Чего?.. Да ты громче говори! Я же не слышу ни шиша!..
Дед почему-то разозлился на пришедшего мужичка, и дело грозило обернуться громким скандалом. Отец Димитрий тихонько сказал диакону:
- Узнай, отец, что там?
Артемий подошел к вошедшему, и тот поднялся ему навстречу. Дед Никита еще чего-то недовольно бурчал.
- Здрасьте, - сказал мужичок. - Извиняйте, если что не так. Меня мать за вами послала.
- Что случилось? - тихо спросил Артемий.
Мужик тогда вообще перешел на шепот.
- Батюшку, говорит, подавай... Собороваться хочет, вот!
Артемий рассеянно кивнул. В появлении мужичка было какое-то доброе обстоятельство, но он никак не мог понять, какое собственно?
- Кто мать твоя? - спросил он.
- Лещихина Матрена Сергеевна, - отвечал мужик с готовностью. - Я и паспорт взял на всякий случай.
- Не надо паспорт, - сказал Артемий и спросил: - Это какая же Матрена?
Мужик все таки достал паспорт и показал фотографию. Паспорт был старого образца и фотография была маленькая и пожелтевшая, но Артемий старуху узнал.
- Ах, эта Матрена, - сказал он. - Ну, знаем, конечно... Что, серьезно больна?
Мужик нахмурился.
- Лежит, - сказал он. - Не жалуется...
- Да они ведь почти никогда не жалуются, - сказал Артемий со вздохом.
И тут он понял, что доброго было в появлении мужичка. Это был первый человек, что появлялся на хуторе за последние три, а то и четыре недели. Это был знак прорыва блокады.
- Ты как к нам добрался? - спросил он.
- На лыжах, - ответил тот. - Да там стихло все, одно удовольствие шагать.
- Верю, - погрустнел Артемий. - Только у нас-то лыж нет.
Мужик заулыбался.
- Так я с собою захватил две пары. Сани даже приволок, мало ли, думаю, вдруг чего еще тащить прийдется.
- Ты бы еще пожрать чего бы прихватил, - пробормотал Артемий неразборчиво, так что мужик и не понял. - Ладно, готовь свои сани. Сейчас закончим и поедем.
3.
Никиту оставили в храме, объяснив ему кое-как, что отправляются для совершения таинства, оделись потеплее, стали на лыжи и пошли.
Если напрямик, ближайшая деревня находилась разве только верстах в семи. Так как-то вышло, что храм оказался на хуторе, вдали от прихожан. Многочисленные укрупнения и разукрупнения, много раз менявшие ситуацию в расселении людей по району, в отношении села Семеново, где стоял храм, почему-то действовали исключительно разрушающе: какова бы ни была на данный момент демографическая политика, из Семеново людей только выселяли - под самыми различными предлогами. Было когда-то большое село, и вот теперь остался пяток брошенных домов. И никто сюда не хотел возвращаться, потому что все коммуникации шли решительно в обход, как будто кто-то где-то поставил на Семенове большой крест. Так что и селом его теперь назвать было нельзя, а так - хутор. По этой причине много раз поднимался вопрос о закрытии храма, и каждый раз церковный совет, составленный обычно из самых отчаянных старух, выдерживал решительный бой, отстаивая свои конституционные права на свободу отправления культа.
Лыжи у мужика были широкие, самодельные, без палок. Шагалось им легко и весело.
- Что, отец? - спрашивал отец Димитрий. - Небось, об одном только радуешься?
- Об одном, отче, - смиренно соглашался Артемий. - Вот, брюхо набью, и успокоюсь.
- Как мы сами не догадались лыжи смастерить? - недоумевал отец Димитрий, широко вышагивая по снегу.
- Суетно больно, - сказал Артемий. - А мы ведь с тобой молитвенники, верно?..
- Скажи, просто лень одолела, - усмехнулся Димитрий.
Мужик ступал впереди, тащил за собою сани, и изредка оглядывался. В его отношении к духовным лицам чувствовалась опаска. Ему с детства внушали, что эти длинноволосые в рясах только и делают, что всех обманывают, а в первую очередь - трудящийся народ. Похоже, он все ждал, что попы его немедленно начнут охмурять, изготовился отразить вражескую пропаганду заранее заготовленным острым словом. Среди памятных ему атеистических аргументов главным был, конечно, тот, что Гагарин в космос летал, а Бога не видал. Мужик был уверен, что этим примером он посадит в лужу любого попа.
Удивительное дело, был он крещеный русский человек, храмов рушить ему уже не довелось, людей не убивал, жене не изменял, родителей почитал, то есть жил налаженной веками православной жизнью, и все же почему-то с гордостью именовал себя атеистом. Ведь вот, сказала мать: зови попа, и стал на лыжи, и сани с запасными прихватить не забыл, вдруг понадобятся, и в храм входил на цыпочках, с благоговением, - ни слова ведь старой не сказал про Гагарина - так верно ли тут говорить об атеизме? Корни-то его в Небе, в православных его предках. Или, может исключение мужик этот, нетипичный представитель?
Наверное, исключение. Посмеивались над ним дружки, в школе еще водившие девок в рощицу за деревню, язвили знакомые мужики, когда ссылаясь на семейные надобности отказывался он от пьянок, пилила непрестанно жена за то, что против отца с матерью слова не скажет, да и многие другие на все голоса требовали от него другой жизни, а он вот почему-то сохранился. Надолго ли?
В деревню вошли к полудню. Едва переступили порог дома, как старуха Матрена, лежавшая на кровати, тотчас заревела в голос, запричитала:
- Ой, батюшка, уже и не чаяла...
- Ну, ну, ну, - весело проговорил отец Димитрий, с удовольствием входя в теплый уютный дом, где и иконы были в красном углу, и покушать готовилось регулярно.
Сноха, сидевшая у постели, вскочила и склонилась - видела, как старухи делают, и отец Димитрий благословил ее, так что у нее самой получилось руку благословящую поцеловать. Муж, оставшийся у двери, очень этому подивился и втайне даже порадовался.
- Помираю, батюшка, - плача говорила старуха, когда отец Димитрий сел у изголовья. - Страшно, мочи нет...
- А давай разберемся, - охотно предложил отец Димитрий. - Чего боимся и куда идем? Или тебе, Матрена, дом оставлять страшно, детей да подруг - это одно. А может страшно пред Господом предстать, грехов своих стыдно - это уже совсем другое.
- Стыдно, батюшка, стыдно, - подхватила старуха со слезами.
Артемий подошел к снохе и попросил:
- Хозяйка, ты бы масла-то приготовила.
- Да, сейчас, - кинулась та исполнять.
Тут и муж засуетился.
- Может еще чего надо? - предложил он с готовностью.
- В развитии, - ответил Артемий туманно.
Старуха меж тем горячо шептала:
- А давеча врачиха приходила, говорит нету там ничего!.. Как телевизор, говорит, чик! - и нету больше... Я и испугалась.
- Ой, Матрена, куда же тебя понесло! - покачал головой в сокрушении отец Димитрий. - Как же ты Бога-то не боишься, такое говорить?
- Так не я же, врачиха! - испугалась и вновь заплакала Матрена.
- Врачиха за свое ответит, - сказал отец Димитрий сурово, - а ты за свое отвечай, и глупостей чужих не повторяй. Вот же, - отметил он, - послушала, а бес - он тут, как тут. Теперь, конечно, лежишь и от страха трясешься.
- Ой, батюшка, - ревела старуха.
- Слушай меня, Матрена, - успокоил ее отец Димитрий. - Жила ты по-божески, в храм ходила, детей ростила, так?
- Так, - начала успокаиваться старуха.
- И потому выходит, прямая тебе дорога в рай. Теперь тебе главное испытание выдержать надо. У них теперь последняя надежда тебя в преисподнюю затянуть. Испугать хотят - вот и появляются всякие врачихи.
- Так она ж с района!
- Она, может и с района, - согласился отец Димитрий, - да в ней бесов сидит легион! Как же ей, несчастной, не говорить всякие глупости? А перекрести ее, так и лаясь начнет.
Старуха неожиданно засмеялась.
- Точно ведь, - вспомнила она. - Как лампадку увидела, рассердилась так!..
Тут и мужик, сын Матренин, вспомнив приход врачихи, с готовностью закивал головой, подтверждая Артемию, что, мол, так и было - разлаялась врачиха. Вот оно, значит, от чего!..
- Как же иначе, - продолжал отец Димитрий. - Они сейчас как угодно тебя грязью облить стараются. Ничего, а мы с молитвою, да?
- Ой, батюшка, слаба я...
- Конечно, слаба, - подтвердил отец Димитрий, будто и сомневаться в этом было непозволительно. - Сами мы ничто. У Бога помощи просить надо.
- Так разве я заслужила?
- О! - остановил ее отец Димитрий, подняв палец. - Оно может и не заслужила, так ведь всемилостив-то Господь!. . Неужто Он тебя в таком деле оставит?
- Вот, - сказал отец Димитрий. - Так что, будем исповедоваться перед таинством?
- Будем, батюшка.
- Ну, молись, Матрена!
Он подошел к снохе с мужем и те вскочили из-за стола, готовые исполнить любые его поручения.
- Сейчас я матушку вашу исповедовать буду, - сказал Димитрий. - А уж после соборовать начнем. Вы не смогли бы перейти куда-нибудь в другую комнату, чтобы не смущать нас?
- Да, да, конечно, - отозвался с готовностью муж.
- А в соседней комнате можно? - спросила жена.
- Можно, можно, - подтвердил Артемий. - Пойдемте, и я с вами.
Соседняя комната была в кирпичной пристройке, здесь тоже было тепло и уютно, но икон здесь не было. Там жили сын Матрены и его жена.
Опечалившись отсутствием икон Артемий на некоторое время задумался, в чем бы тут найти доброе отношение к хозяевам - а отношения он по слабости своей строил от ума, - и нашел опору в теплоте.
- Тепло у вас, - сказал он. - А у нас с батюшкой печь хоть до красна топи, через час уже холодная.
- Дом, видать, со щелями, - сказал с пониманием муж. - Да и печь, видно, ложили неверно.
- Это да, продувает, - согласился Артемий.
- Вы мне летом, если время выпадет, напомните, - сказал муж важно. - Я вам заново печь сложу. Я секрет знаю.
- Славное это дело, печи класть, - отметил Артемий.
Этой зимой из всех дел человеческих он особенно выделял два - устроение теплоты в доме и приготовление пищи.
- Доброе дело, - отозвался хозяин.
- Кому сейчас нужны эти печи, - махнула рукой жена. - Теперь дома строют с готовой системой. Печурка такая вот, - она указала какая рукой, - а от нее по всему дому центральное отопление идет. Красота!
- Соляркой весь дом воняет, тут же очернил начинание муж.
- Зато культурно все, - стала заводиться жена. - И уж точно не угоришь от нее.
Назревал семейный скандал, и духовному лицу, как полагал Артемий, следовало вмешаться.
- А дети у вас где? - спросил он.
Судя по смешению, которое возникло от его вопроса, вмешательство вышло весьма неуклюжим. Жена сразу принялась стряхивать со скатерти какие-то несуществующие крошки, бормоча про занятость, не позволяющую вовремя убраться, а муж вздохнул и сказал:
- Нету у нас детей. Так уж вышло...
- Вы лучше скажите, сколько вам в месяц платят? - вдруг спросила жена.
Артемий с досадой подумал о том, что он со своими добрыми инициативами только всех раздражает, и как далеко ему до смиренного миротворчества отца Димитрия.
- Тридцать рублей в месяц, - ответил он, стараясь произнести это как можно приветливее.
- Сколько? - не поверила жена.
- Тридцать рублей? - рассмеялся радостно муж. - Да я же за три дня столько зарабатываю.
- Как же вы там живете? - подивилась жена, качая головой. - Милостыню просите, что ли?
- А нам больше и не надо, - сказал отец Артемий, чувствуя, как уходит в песок его приветливость. - Вот я, к примеру, зарабатывал когда-то по десять тысяч за раз, так что, думаете хватало? Квартира, машина, гараж, дача... Не остановишься! - его понесло, и видя изумленные лица супругов, он уже не хотел останавливаться. - Все, казалось имел, всю комнату коврами увешал, машину достал заграничную, на даче баню с бассейном выстроил - пятьдесят тысяч обошлось!.. Друзья, подруги, рестораны... - он вдруг рассмеялся и покачал головой.
Надо было остановиться, и он закусил губу. Осторожно достал из кармана четки и стал их тихонько перебирать левой рукой.
- И что? - хрипло спросил муж.
- Все бросил, - сказал Артемий, - и ушел в монастырь.
Жена перевела дыхание.
- Да... Это где же вы так зарабатывали? - спросила она с подозрением.
- Ест места, - сказал Артемий. - Только захоти.
Тут постучали в дверь, а потом заглянул отец Димитрий.
Прослышав о появлении в селе батюшки к дому Матрены немедленно потянулись старухи. К тому времени, как закончилось соборование, их собралось во дворе уже с десяток, и не решаясь войти, они топтались на снегу.
Отец Димитрий вышел к ним сам.
- Ну, живы, сестры? - радостно улыбнулся он.
- Твоими молитвами, батюшка, - загомонили старухи, сразу умилившись.
Отца Димитрия они буквально боготворили.
Выстроилась очередь, и батюшка тут же их всех благословил, каждой высказывая что-нибудь хорошее.
- Соскучился уже по вас, - говорил он. - Без помощниц остались, с отцом диаконом да с Никитой.
- Снегу-то навалило, - жаловались старухи.
- Нынче же будем, - обещали они убежденно.
- А Евдокия где? - спрашивал батюшка. - Староста-то!..
- Так она в Чесалове живет, - ответили ему. - Послали за нею мальчонку, авось прискочит...
Вышла на порог жена хозяина, окинула старух не очень-то добрым взглядом и сказала:
- Пойдемте, батюшка, к столу.
- Ладно, сестры, - сказал отец Димитрий старухам на прощание, осеняя всех крестом. - Спаси вас Господи! Всех жду в воскресенье к обедне, а кого посмелее, так и на всенощную. Пост ведь, матушки, надо молиться.
Диакон Артемий тем временем уже сидел за столом и очень внимательно наблюдал за тем, как хозяин нарезает хлеб. Хлеб был домашний, крупного помола, только из печи, и аромат от него расточался на весь дом. Артемий под столом перебирал четки, борясь с искушением, а хозяин разглагольствовал.
- Я ведь как говорю: крестит кто детей, правильно делает. И мы с женою венчаны, а как же, если положено... Но в церковь не пойду! Мать старуха, конечно... Их это дело. Даже если жена надумает на праздник какой свечку поставить, пусть!.. А сам не пойду. Не тот у меня характер, понимаешь...
Диакон кивал в такт его интонации, и все не мог оторвать взгляд от крупных кусков свежего хлеба. Текст, произносимый хозяином, он просто не слушал, внимая не словам, а действию. Что бы он там ни говорил, куски у него получались славные.
- Настя! - сказал хозяин вошедшей жене. - Спроси, может мамаша подымется?
- Да, ладно, - отмахнулась жена. - Пусть лежит, я ее после накормлю.
Хозяин почесал затылок.
- Ну, пусть, - согласился он.
Жена поставила на стол чугунок с постными щами, - щи Артемий определил опять же по запаху, - и приказала мужу:
- Тарелки-то положи на стол!
- А я чего? - огрызнулся муж, расставляя тарелки.
Тарелки тоже были большие и глубокие, в полном соответствии с настроением диакона Артемия. Жена бросила на стол ложки, пробурчав:
- Мне еще в магазин надо успеть!..
Тут вошел с мороза довольный разговором со старушками отец Димитрий. Хозяева было уже сели, но увидев, как поднялся отец диакон на молитву, и сами неуверенно выбрались из-за стола.
- Все готово? - весело поинтересовался отец Димитрий. - Ну, давайте тогда помолимся... Читай, отец!
На кухне, где они расположились, икона была в углу под потолком. Артемий прочитал нараспев "Отче наш", после чего отец Димитрий благословил стол и хозяева, повторив за диаконом "Аминь", старательно перекрестились. Общее понятие благочестия у них сохранялось.
Сели.
- Щи-то постные? - спросил Димитрий, бережно взяв в руки кусок хлеба.
- Постные, батюшка, - ответила жена хозяина. - Мы, как мамаше, так и себе. И экономия получается.
- Со всех сторон хорошо, да? - улыбнулся отец Димитрий, после чего подхватил ложкой картофелину из тарелки, подул на нее и откусил сразу половину.
Диакон Артемий, преодолевая обуревающий его аппетит, принялся есть с солидной неторопливостью.
- Мы с батюшкой тоже, такие экономы, - заметил он между делом.
- С вашей-то зарплаты, конечно, - подал голос хозяин.
- Тоже, небось, не миллионер, - буркнула жена.
- Да что, зарплата, - сказал отец Димитрий со вздохом. - Зарплата, это только деньги. Тут важна душевная экономия.
Несмотря на всю свою неторопливость диакон Артемий все же одолел очень скоро две тарелки щей, и сохранил аппетит для вареной картошки, поданной с капустой и солеными огурчиками. Что до отца Димитрия, то тот не уставал нахваливать хозяев за общее благоустройство дома, видя в этом несомненные плоды благочестия, так что в процессе потребления от диакона безнадежно отстал.
А лишь только принялись за чай, появилась и церковная староста Евдокия, толстая сорокалетняя баба, запыхавшаяся от спешки.
Отец Димитрий поднялся ее благословить, сказав при этом:
- Ты, матушка, все бегом...
- Третью неделю с председателем ругаюсь, - сразу начала отчитываться Евдокия. - Не хотят, изверги, дорогу чистить к Семенову, - а там намело, ой-ой-ой!..
- Спаси Господи, - Евдокия уселась за стол и кивнула Артемию. - Здорово, отец диакон!
Артемий ответил ей кивком, пережевывая очередной кусок хлеба и запивая его чаем.
Старостой Евдокия была суетливой, но дело исполняла исправно. За недолгое время своего пребывания на духовном поприще Артемий успел понять, как многое зависело в церковной жизни от старост. Избираемые по рекомендации уполномоченных по делам религии, - по существу, назначаемые врагами церкви, - старосты являлись полновластными хозяевами храмов, и вовсе не обязательно было, чтоб они при этом слушали настоятеля. Чаще получалось даже совсем наоборот, старосты решительно противодействовали христианским начинаниям инициативных священников, целиком посвящая свою деятельность неуклонному исполнению указаний ретивого уполномоченного. Еще недавно были нередки случаи, когда старостами назначались люди и вовсе неверующие. В те недавние времена, когда в связи со скорым строительством коммунизма ожидалось близкое отмирание религии, как "пережитка", и, торопя события, власти своею волею закрывали храмы один за другим, растерявшиеся люди опускали руки и отчаивались, и многое в церкви имело видимость парадоксальную. Но вот прошло время, перспектива коммунизма уже не была столь актуальной, и духовная жажда потянула людей в храмы. Откровенное неверие среди старост прекратилось, и в моду вошли другие старосты - энергичные, с деловой хваткой, старосты, мыслящие экономически, - именно такие процветали в столицах, обеспечивая доходы Патриархии и Фонда Мира, не забывая при этом и себя. В сельской же местности новая тенденция образовала тип старосты почти патриархальный. Таковой и являлась Евдокия.
Чай она пила обжигаясь и пыхтя, словно опять куда-то спешила, и между глотками рассказывала про то, что натворила стихия в окрестностях. Как замерзли несколько мужиков по пьянке, как прекратились занятия в школах, как подскочила кривая, - именно кривая! - заболеваний по всему району. Общий тон ее рассказа сводился к тому, что все это не иначе, как за грехи.
Отец Димитрий согласно кивал головой.
- А как же, - говорил он. - Значит не нравятся кому-то наши молитвы. Ничего просто так не бывает. А потому, умножим наши усилия, и воздадим хвалу Богу!
Умел он из частных, суетному сознанию кажущимися случайных, явлений делать выводы онтологического порядка.
- Именно так, батюшка! - подхватила Евдокия вдохновенно.