Комфортабельный теплоход типа "Москвич", один из знаменитых речных трамвайчиков, ласково прозванных в народе "Эмочками", стоял у причала, а через громкоговорители звучал задорный женский голос:
- Во время круиза с борта теплохода откроются великолепные виды на все главные достопримечательности столицы, а в баре теплохода можно приобрести легкие закуски и напитки. Приглашаем вас на очередной рейс, теплоход отходит через пятнадцать минут.
И вот Ерёменко на теплоходе, перед ним на столе стояла бутылка воды без газа, лежали пирожки с мясом, капустой, которые испекла ему в дорогу жена. Тот же ласковый женский голос пояснял:
- Кафедральный соборный храм Христа Спасителя, это кафедральный собор Русской православной церкви. Существующее сооружение, построенное в девяностых годах, является воссозданием одноимённого храма, созданного в девятнадцатом веке.
Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном, на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797-1806 и 1813-1814 годов.
Николай Николаевич помнил, что слово "кенотаф" из тех редких и роскошных слов, которые так нравились героине Ильфа и Петрова Эллочке Щукиной.
Красивое слово и непонятно, что означающее. Наверное, что-то связанное с кентаврами.
Экскурсовод пояснила:
- Кенотафом называется надгробный памятник, который воздвигают в память об одном скончавшемся человеке или же о нескольких людях, погибших или умерших. Главная особенность кенотафа по сравнению с надгробиями состоит в том, что ставят его не на месте захоронения. Под кенотафом никто не похоронен. Кенотаф, это символическое надгробие.
Храм, на время завершения строительства был крупнейшим в России, он рассчитан на десять тысяч человек.
В плане храм выглядит как равносторонний крест около восьмидесяти метров шириной. Высота храма с куполом и крестом составляет сто три метра (Николай Николаевич про себя отметил, что он на полтора метра выше, чем Исаакиевский собор).
Храм возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около двадцати двух тысяч квадратных метров.
В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят - Верхний храм - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола - Главный престол - в честь Рождества Христова, два боковых на хорах во имя Николая Чудотворца и святого князя Александра Невского.
Нижний храм - Преображенская церковь, сооружённая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре.
Стилобатная часть - в ней размещаются музей храма, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.
Слушая пояснения, Ерёменко смотрел на берега реки, там высились красивые здания. Он помнил, что здания и помещения комплекса Храма, и земля под ними являются собственностью города Москвы.
Собираясь в Москву, он записал в своём дневнике данные, взятые из Интернета по материалам РБК:
"Управление комплексом осуществляет негосударственная, некоммерческая организация "Фонд Храма Христа Спасителя", действующая на основании Договора доверительного управления объектами общекультурного и инженерно-технического назначения комплекса Храма Христа Спасителя, заключенного с Департаментом имущества города Москвы. Фонд был учреждён в начале двухтысячных годов, он является преемником Фонда финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя.
Имея объекты культурного и инженерно-технического назначения храма в доверительном управлении, фонд зарабатывает деньги на коммерческих операциях (поэтому там много различных ларьков), не вовлекающих культовую часть памятника.
Помещение собственно храма находится в безвозмездном пользовании РПЦ, но при необходимости использовать помещения в "светской" части здания Церковь платит аренду на общих основаниях.
Фонд покрывает затраты на эксплуатацию зданий; его доходы пополняются субсидиями из городского бюджета:
140 миллионов рублей в 2006 году;
217 миллионов рублей в 2011 году.
В полтора раза больше в 2016 году.
С экономической точки зрения РПЦ представляет собой гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полу самостоятельных агентов. Ими являются каждый приход, монастырь, священник", - писал в своей книге "Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы" социолог Николай Митрохин.
Каждый приход регистрируется как отдельное юридическое лицо и религиозное НКО. Доходы церкви за проведение обрядов и церемоний не подлежат налогообложению, не облагаются налогом и поступления от продажи религиозной литературы и пожертвования.
По итогам каждого года религиозные организации составляют декларацию: согласно последним данным, предоставленным РБК в Федеральной налоговой службе, в 2014 году необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви составили 5,6 миллиардов рублей.
Весь годовой доход РПЦ Митрохин оценивал в 2000-х годах приблизительно в пятьсот миллионов долларов, сама же церковь о своих деньгах говорит редко и неохотно.
На Архиерейском соборе 1997 года патриарх Алексий II докладывал, что основную часть денег РПЦ получила от "управления своими временно свободными средствами, размещения их на депозитных счетах, приобретения государственных краткосрочных облигаций" и других ценных бумаг и от дохода коммерческих предприятий.
Только с 2009 года по всей стране построили и восстановили более пяти тысяч храмов, - эти цифры озвучивал в начале февраля на Архиерейском соборе патриарх Кирилл.
РБК провел анализ документов на сайтах территориальных органов Росимущества - за последние четыре года православная церковь получила свыше двухсот семидесяти объектов имущества в сорока пяти регионах России.
Площадь недвижимости указана только у сорока пяти объектах - в общей сложности около пятидесяти пяти тысяч квадратных метров.
Самый большой объект, ставший собственностью церкви, - ансамбль Троице-Сергиева пустынь.
В безвозмездное пользование РПЦ получила порядка сао шестьдесяти пяти объектов, а в собственность - около ста, следует из данных на сайте Росимущества.
"Ничего удивительного, - объясняет Аноприенко. Церковь выбирает безвозмездное пользование, поскольку в этом случае может пользоваться государственным финансированием и рассчитывать на субсидии, на восстановление и содержание храмов от властей. Если имущество будет в собственности, вся ответственность ляжет на РПЦ".
По подсчетам РБК, в 2012-2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум четырнадцать миллиардов рублей. При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено два миллиарда шестьсот миллионов рублей.
В сферу интересов РПЦ входят лекарства, ювелирные украшения, сдача конференц-залов в аренду, писали "Ведомости", а также сельское хозяйство и рынок ритуальных услуг.
Согласно базе СПАРК, патриархия является совладельцем ЗАО "Православная ритуальная служба": сейчас компания закрыта, однако действует учрежденная ей "дочка" - ОАО "Ритуальная православная служба" (выручка за 2014 год составила пятьдесят восемь миллионов четыреста тысяч рублей).
Чтение Ерёменко прервал разговор собеседников, сидящих напротив. Один из них, высокий, худощавый, с впечатляющим некоторых женщин носом.
Он, изучающее оглядел Ерёменко, когда тот садился напротив, несколько секунд молчал, а потом, приветственно кивнув новому соседу по столу, продолжил, глядя в глаза своему товарищу начатый ранее разговор:
- Мы втроём дружим с одного горшка в детском саду. Знаем, кажется, друг о друге всё, доверяли раньше до конца, а в эти последние несколько лет мы тоже меняемся. Я стал не таким терпимым к недостаткам людей как раньше. Удивительно, но я знаю много умных, эрудированных людей, умеющих рассуждать логично...
Так вот, ещё лет пять - семь назад, они адекватно оценивали действительность. Сейчас доказывают с пеной у рта, что действия нашего правительства направлены на спасение государства.
Как? Как их сумели зомбировать? Чем и где?
Друг "худощавого", мускулистый мужчина, с широкими, атлетическими плечами, лет около пятидесяти, опустив голову негромко, с надрывом в голосе говорил:
- Вчера меня вызвала старший менеджер по кадрам нашего банка и начала:
- Вы, как начальник отдела должны быть довольны, что работаете в крупном предприятии, у вас полный социальный пакет, у вас есть оплачиваемый отпуск. Вы должны быть довольны, что у вас есть возможность работать в таком банке как наш и должны гордиться этому и тому, что вы имеете стабильную зарплату.
- Я ей отвечаю, что зарплата небольшая.
- Вам платят как многодетному.
- Мне не платят, старшей дочери двадцать один год.
- Но она зарабатывает самостоятельно.
- Она ещё не зарабатывает, только учиться в университете.
- Вы должны гордиться, что имеете стабильную зарплату.
- Почему две недели назад, когда я поехал в командировку, мне платили 1700 рублей, а в последний раз семьсот?
- Вы, должны быть довольны, что работаете в крупном предприятии, у вас полный социальный пакет, у вас есть оплачиваемый отпуск.
"Худощавый", переведя взгляд на Николая Николаевича, посмотрел на раскрытую тетрадь лежащую на столе, не стал успокаивать товарища:
-А зомбирование всегда основано на страхе и внушении. Перед силами природы у древних (шаманы, колдуны) потом Ватикан, христианство, потом телевидение, Интернет. Наш с тобой друг Колька Розаев - вот тебе пример самый наглядный.
Сначала смерть мамы, безработица, страх перед своим туманным будущем... Путь в церковь...
Там всё просто, думать не надо, всё уже продумано и прописано. Колька слабый и податливый человек, в свои сорок пять лет поступил в семинарию. Ему ряженые наставники скажут ругать, гнать и бить несогласных, пойдёт не раздумывая. Причём, когда он начинает брызгать слюной, споря со мной, глаза у него пустые-пустые.
Даже жутковато становится...
Ерёменко вдруг услышал, как атлетически сложенный мужчина всхлипнул, а из его глаз потекли слёзы, мужчина заплакал, не стесняясь своих слёз:
- Мне сорок восемь лет, они меня уволят, как я и моя семья будут жить?
Ерёменко повёл плечами, словно его обдуло холодным ветром, он подумал, что такими словами: "Вы должны быть довольны" - последние двадцать шесть лет, очень много людей зомбировано.
Эти люди не уверенны в завтрашнем дне, бояться увольнения, некоторые стали чаще посещать храмы, поверили сами и стали думать, что они счастливчики, работают в стабильном предприятии, у них полный социальный пакет, есть оплачиваемый отпуск, стабильная зарплата. Они довольны.
Николай Николаевич помнил, что зомбирование, это из китайского языка - промывание мозгов, метафора, означающая применение принудительных методов при попытке изменить верования и поведение человека для политических или религиозных целей.