3.8. Отец - подполковник Владимир Николаевич Виноградов, о себе, майоре Николае Виноградове
- 1946 год
И вновь Володя ежедневно случал мягкий и убедительный голос отца. Из произведений отца, Володя лучше познавал роль советского человека в СССР:
Звонил Виноградов, интересовался моим здоровьем, с 1933 года меня ранили в пятый раз. Первое в Галичине, два в Испании. Я знал, что Николай прошёл всю войну без ранений, а два получил в 1945 году, оба в спину от фашистских бандитов в Прибалтике.
Из шифровки Виноградов узнал, что при проведении крупной операции против отряда УПА, погиб старший лейтенант Михаил Ерёменко и был тяжело ранен майор Лукьянов. Но Николай не знал, что Миша спас меня от верной смерти.
Наш источник сообщил, что в течение ночи, бандеровцы убили две семья и сожгли два хуторам. Источник видел, что в одной из сожжённых хат, что-то искали. Для проверки сообщения, я отправил Ерёменко, которого в округе помнили как начальника штаба куреня. Сам с ротой солдат выдвинулся к вечеру. Двигались по шоссе мы двумя группами. Впереди шла полуторка, в кузове четверо с ручными пулемётами, в километре сзади остальные.
После взрыва гранаты, буквально с десяток секунд я слышал работу всех наших четырёх пулемётов. Когда прибыли к месту боевого столкновения, обнаружили, что убит водитель и сержант - командир группы, пулемётчики живы. Машина повреждена взрывом. При свете карманных фонарей с двух сторон дороги нашли семь трупов бандитов вооруженных автоматами ППШ, все одеты в нашу форму. Под форменной одеждой, была гражданская.
Когда поехали дальше, на условленном месте нас встретил Ерёменко, который сообщил о новой тактике бандеровцев.
Группы бандеровцев после нападения прятались в схронах разного типа, Миша обнаружил один схрон под развалинами дома. Окружив сожженный бандеровцами хутор, мы осторожно стали приближаться к развалинам. Стало светло, в бинокль я разглядел развалины большой печи, кирпичи от которой свалились на широкую железную кровать. Людей вокруг видно не было. Стало совсем светло, мы цепью почесали окрестности - никого. Я остановился у развалин дома, Миша почему-то встал за моей спиной лицом к развалинам и тут мы услышали:
- Предатель, ты с "москалём", заодно...
Потом короткая автоматная очередь. Миша, отброшенный выстрелами упёрся в мою спину. Стоящий неподалёку наш солдат, подбежал, наклонился над кроватью, успел бросить в закрывающийся люк схрона гранату. Там мы потом обнаружили три трупа бандеровцев. Сам схрон был сооружён в подвале под развалинами дома, вентиляция осуществлялась через дымовую трубу.
От "Внука", который работал в Мюнхене в "Главном проводе", мы получили сведения, что, опасаясь полного разгрома, Шухевич отдал приказ о выводе части формирований УПА на территорию Западной Германии и Австрии.
Благодаря совместным тесным действиям местных органов безопасности, войск НКВД, МГБ с 1944 до середины 1946 года бандеровцы потеряли убитыми свыше шестидесяти тысяч человек.
Оставшиеся отряды УПА сменили тактику, теперь, как и в Литве, они старались уклониться от открытых столкновений с крупными частями советской армии или МГБ, а нападали на мелкие подразделения.
Недавно капитан Виноградов принимал участие в прочесывании большого участка леса. В его батальоне людей не хватало, из Кенигсберга был переведен стрелковый полк, которому пришлось выполнять не свойственную задачу.
Бойцы и офицеры были опытные воины, они ждали демобилизации. Не понимая до конца своей задачи, не смотря на полученный подробный инструктаж, шли по лесу, словно на прогулку.
Наполненный запахом прелого листа, низкорослый лес притаился, словно таил в себе какую-то тайну. Треск сучьев под ногами, щелканье веток по одежде и лицам проходивших сквозь кусты людей, не мешали услышать спокойное чириканье плиц, перелетающих с ветки на ветку. Высокая, сочная трава, затрудняла движение. Не видно тропинок, оставленных дикими животными и теми, кого искали вторые сутки. Ну, кому здесь быть?
Солдаты шли, не смотрели по сторонам, Николай подумал:
- Так недалеко и до беды.
С января 1946 года в Литве действовало триста националистических антисоветских групп общей численностью тридцать тысяч человек. Как и большинство партизанских движений, "Литовский фронт активистов" сочетал методы партизанской войны с террором против тех, кого они считали "предателями" и "захватчиками".
Борьбу с "Литовским фронтом активистов", "лесными братьями", бандеровцами вели в основном местные органы безопасности. Однако из Москвы постоянно контролировали ситуацию, помогая местным органам оружием, опытными оперативниками и формированиями войск НКВД.
Руководителями вооруженных формирований, главарями националистических движений, занималась только Москва.
Солдаты прошли ещё метров сто, никаких следов. Виноградов шёл между смешливым капитаном, командиром стрелковой роты и высоким, сутулым сержантом. Сержант знал эти места, в сорок первом он отступал этими лесами и вот теперь новая встреча.
Виноградов внимательно оглядывал каждую выбоину, каждую сломанную ветку на кустах. Это вызывало беспечные шутки ротного.
- Извини, капитан, - говорил ротный, - ты сейчас похож на собаку пущенную по следу. Ты что, не видишь, что здесь давно никого не было, лес реденький, ну где здесь укрыться?
Ротный театрально развел руками. Пропал в нём великий артист. Пытаясь найти поддержку у сержанта, капитан продолжил:
- На земле ничего не обнаружено, будем искать под землей...
Звонкий голос ротного был слышен далеко и отвлекал внимание солдат, что особенно раздражало Виноградова. Ротный мог и не ошибаться, когда говорил о том, что в лесу может ни кого не быть. Но ведь должна быть полная уверенность в этом.
Короткая автоматная очередь, близкая и глухая, прозвучала как стук дятла. Цепь бойцов продолжала двигаться вперед и лишь двое, лежали в траве, ноги их подрагивали в конвульсии.
Смешливый ротный широко раскинул руки, словно пытался обнять землю. У головы стала темнеть земля, а яркая трава меняла с зеленого на бурый цвет.
Сержант, отброшенный выстрелами на Виноградова, сползал вниз. Николай, испачканный чужой кровью, придерживая голову сержанта, чтобы тот не ударился о его сапоги, быстро лёг на землю. Нога у Виноградова болела, похоже, его задело. Не слыша голоса командира, солдаты крутили головами, увидев убитых, быстро попадали на землю, ощетинились автоматами.
Виноградов подтянул одну свою ногу, потом вторую, вроде крови нет, только на правом сапоге, пулей срезало каблук. С этим понятно, а как ротный? Посмотрел в его сторону, наповал.
По расположению тел убитых, определил направление выстрелов. Стреляли сзади, снизу вверх.
Виноградов змеей извернулся и повернулся головой в сторону выстрелов, выставив вперёд автомат.
Метрах в трех от него небольшой бугорок со старым трухлявым пнем. Трава на бугорке пожелтела, а вокруг бугра, была зеленая и покачивалась, хотя ветра не было.
Под пнем бункер, понял Николай.
А кругом было тихо, Виноградов услышал, как громко стучит его сердце, как пчела, выбираясь из цветка, тяжело зажужжала, а цветок, освободившись от её тяжести, вздохнул и выпрямился.
Не разглядев перед собой опасности, солдаты стали медленно подниматься, держа оружие наготове. Подошли к убитым, жалея своих товарищей, погибших через год, после войны. И все, стали косо поглядывать на капитана НКВД, который не заметил опасности.
А Виноградов встав на корточки, не оглядываясь, внимательно смотрел вперёд. Потом медленно поднял левую руку и указательным пальцем махнул в сторону пенька, приказывая лечь.
К Николаю подполз ефрейтор Ерин, командор второго отделения.
- Под этим пнем, - прошептал ему Виноградов, - бункер. Сколько в нём бандитов, не знаю. Передай, нужно окружить участок всей ротой, метров через десять, может быть второй выход. Скажи, чтобы не перестреляли друг друга.
Николай согнувшись, не сводя глаз с бугорка, медленно пополз - метр, второй. Как печёт пятку, подумал он, подранили всё же, этого ещё не хватает.
За деревом, прикрывшим его от пня, присел на траву, стянул сапог. Пулей сорвало кожу на пятке, проступившая сквозь портянку кровь, темнела на глазах. Виноградов снял второй сапог, засунул его под портупею, ползком двинулся к бункеру. Плавные движения руками, вперёд в сторону, вперёд в сторону.
Наткнувшись на что-то, медленно приподнял свою руку, посмотрел, гильза, ещё тёплая. Николай поднял глаза.
Небольшой муравейник потерял свои ровные очертания, верх сполз, обнажив внутренние переходы. Было видно, как муравьи, перетаскивают личинки в безопасное место.
Я (майор Лукьянов) знал, что на Западной Украине с целью развертывания партизанской борьбы в советском тылу в 1943 году была создана военизированная структура - Украинская повстанческая армия под командованием Романа Шухтевича.
К моменту освобождения Западной Украины численность отрядов УПА превысила сто двадцать тысяч человек. Отряды действовали на территории десяти западно-украинских областей, в которых проживало около десяти миллионов человек.
Практически, на этих территориях долгое время существовало двоевластие. Помимо советской власти была неофициальная - бандеровская.
Структура этой власти была строго централизованная. Во главе краевые проводы, на низовом уровне - районные и окружные проводы. Что нас особенно беспокоило, руководство ОУН возглавлявшее Верховный провод, находилось в Мюнхене.
В органах НКВД, МГБ, да и в ОУН-УПА важнейшую роль играла конспирация. В своей деятельности бандеровцы использовали опыт Ирландской республиканской армии и даже ненавистных им большевиков-революционеров. Все члены боевых подразделений имели псевдонимы, которые часто менялись. Связь между бандитскими формированиями осуществлялась через проверенных связных. Часто соседние отряды, ячейки не знали друг друга в лицо.
Приказы и донесения передавались через "грипсы" - миниатюрные записки, сделанные карандашом на папиросной бумаге. Они закатывались, прошивалась ниткой и запечатывалась свечным парафином. Оставляли их в условном месте. Эта хитроумная система затрудняла поиск банд, но часто подводила бандитов. В случае разгрома роя или чота, гибели "провидныка" (руководителя), оставшиеся в живых не могли связаться с УКПА - ОУН. Поэтому потом в лесах бродили сотни бандеровцев-одиночек.
Я, как и Виноградов уже сталкивался с подземными схронами (крывинками) бандеровцев.
Ранее Ерёменко удалось переслать нам одну инструкцию ОУН УПА: "Каждый должен знать правила конспирации, как солдат - устав полевой службы. Подпольщик должен жить под землей".
Систему тайных убежищ бандеровцы начали создавать в 1944 году, к пятидесятым годам эта система была распространена по всей Западной Украине. Схроны бывали разных видов: склады, пункты радиосвязи, типографии и казармы. Строились они по принципу землянок с той разницей, что вход был замаскирован.
Как правило "дверью" в схрон служил пень или ящик с землей, в который сажали молодое дерево. Вентиляцию выводили через деревья. Вход в укрытие маскировали под кучи мусора, стога сена, собачей будки, могилы, действующий колодец, были и в домах, где оборудовались капитальные двойные станы, с оставлением между ними потайных комнат.
С такой системой укрытий бойцы ОУН УПА становились практически "невидимками". Казалось бы, солдаты Советской армии или войск НКВД окружили врага в лесу или в селе, а он вдруг исчез.
Виноградов рассказывал мне, что в Прибалтике, как и на Западной Украине, бандиты широко практиковали диверсии и индивидуальный террор.
Уже в пятидесятых годах я узнал, что бандеровцы провели около пятнадцати тысяч диверсий. Их целью были: представители советской администрации, партийные и комсомольские работники, председатели, бригадиры колхозов и совхозов, участковые милиционеры, православные священники, лица, сочувствовавшие советской власти.
В целях усиления борьбы с УПА, в их отряды было внедрено более четырёхсот разведчиков.
Кроме того, центральные органы совместно с местными органами безопасности начали проведение адресных операций по ликвидации руководителей УПА и ОУН, осуществляли депортацию семей бандеровцев и их пособников, проводили вырубку лесных массивов.
Мы установили, что значительная часть сельского населения поддерживала ОУН и УПА, их воспринимали как героев, борцов за независимость Украины. Но многие просто боялись за свою жизнь и снабжали бандеровцев продовольствием, пускали их на постой. Часть мирных жителей и "оуновцев" связывали родственные отношения.
Чтобы лишить ОУН-УПА материальной базы, возникла острая необходимость на переселение части родственников бандеровцев в другие регионы страны, а активных пособников отправляли на специальные поселения в Сибирь.
Неясный шум насторожил капитана. Он лег на землю, стараясь стать незаметнее, потянулся к своему поясу, снял тяжелую противотанковую гранату, выдернул чеку, засунул в свой сапог, который одел на руку с гранатой.
Пень покосился, Виноградов сунул сапог в образовавшуюся щель, кто-то не видимый, дернул сапог, засмеялся. Николай привстал, прыгнул в сторону.
Глухой взрыв раздался глубоко под землей. Взрывной волной вырвало люк, выбросило наверх куски одежды и остатки того, кто носил эту одежду. Было слышно, как под землей кричат раненые.
- Сдавайтесь, - крикнул Виноградов.
В лаз попытался спуститься какой-то солдат, снизу стали стрелять. Николай подал сигнал, несколько гранат полетело в бункер. Отстегнул от пуговицы висящий на ремешке фонарик, Николай склонился над проемом, посветил.
На деревянных нарах, застеленных матрасами, лежали мертвые тела, в глубине сооружения, Виноградов заметил проход в другой бункер, по которому ушли уцелевшие.
Невдалеке, раздались автоматные очереди, ухнули взрывы. Звук боя быстро удалялся в глубь леса.
Оставив у входа в бункер отделение солдат, Николай с остальными, побежали к месту боя.
Словно огромной косой, автоматные очереди, срезали ветки деревьев и кустарника, с глухим чавканьем, впивались в стволы. Охнул один раненый, второй и сразу, как обрезало.
Стало тихо. Настороженно вглядываясь в заросли, таящие в себе неизвестное количество врагов, солдаты, переждав несколько мгновений, медленно пошли дальше, натыкаясь на трупы убитых, которые были одеты в смешанную, военного и гражданского образца одежду.
Николай посмотрел по сторонам. На левом фланге шел лейтенант в форме НКВД, вот только Виноградов никак не мог вспомнить его фамилии. Но очень уж он похож на давнего знакомого. Да это тот, кто целился в него из снайперской винтовки в лесу Латвии, чужой, зверь среди наших солдат.
Первая депортация, выселение из Литвы членов семей бандитов, пособников из числа кулаков, была проведена 22-23 мая 1948 года. На новое место жительства было переселено свыше тридцати девяти тысяч человек.
С 1944 по 1946 год основные силы "Союза литовских партизан" и "Армии свободы Литвы" были ликвидированы.
В ходе этих операций было изъято две тысячи четыреста пулеметов, четырнадцать тысяч автоматов, двадцать тысяч винтовок, пятнадцать тысяч пистолетов.
После разгрома фашистов и окончания войны бандитские формирования Прибалтики пользовались поддержкой английских и американских (возрождённая ими в ФРГ из сотрудников абвера разведывательная служба под руководством Гелена, использование их агентуры в Прибалтике и на Западной Украине) спецслужб.
Наша разведывательная служба через своих агентов закордонной разведки знала о каналах связи англичан, немцев под руководством США с националистическим подпольем.
Наши опытные диверсанты - украинцы, поляки, литовцы, латыши, прошедшие школу партизанской войны, под видом представителей английской разведки были посланы в отряды националистических бандитских формирований. Им удалось обезвредить многих руководителей подполья и банд.
Ликвидация главарей бандитских формирований резко снизила активность боевых действий.
Я (Анатолий Лукьянов), узнал, что часть украинцев, участвующих в избрании правительства самостоятельной Украины, были схвачены сотрудниками гестапо и отправлены в концлагерь Заксенхаузен, где и их содержали до конца войны в нормальных условиях. Однако и при этом многие из них погибли. Шухевичу было присвоено звание генерала-хорунжего УПА.
1947 год
Казис, следил за капитаном с того времени, как они с Ионасом выбрались из бункера и смешались с группой солдат. Когда капитан посмотрел в их сторону, они уже были на краю поляны, оставалось сделать только два шага. Казис повернул ствол автомата в сторону капитана, готов был нажать курок. Шедший следом Ионас передернув затвор пистолета, сунул ствол в бок Казису.
Казис замер, он и раньше замечал странности у Ионаса, но чтобы так. Краем глаза поглядывая на пистолет, Казис опустил автомат, облизывая пересохшие губы, спросил:
- Ты что придумал?
- Пройдем тихо, да не дрожи ты. У меня и патронов в магазине нет. Думал, начнешь стрелять, напрасно сгинем.
Казис промолчал.
На первых порах выявлять схроны сотрудникам советских спецслужб было непросто. Но со временем они научились доставать противника из-под земли.
Во время масштабных облав солдаты искали их с помощью двухметровых щупов и служебных собак. Зимой на восходе или закате солнца обнаружить подземное сооружение можно было по еле заметной струйке воздуха, колеблющейся на морозе.
Взять бандеровцев живыми в бункере было крайне сложно. Они либо вступали в заведомо гибельную для себя перестрелку, либо совершали самоубийство.
Решение о самоликивидации принимал только руководитель группы. Боевики становились лицом к стене, их по очереди выстрелом в затылок убивал командир. После этого он стрелялся сам.
Во избежание подобного исхода, схроны забрасывались газовыми гранатами.
Позже при штурме бункеров стали применять специальный препарат "Тайфун" - снотворный газ мгновенного действия, без побочных последствий. Разработан он был специально для подобных операций в Москве. Вводился через вентиляционное отверстие из небольших ручных баллонов с тонким гибким шлангом.
До 1947 года Армия Свободы Литвы фактически была регулярной армией, со своим штабом, единым командованием. Многочисленные подразделения этой армии часто вступали в открытые и окопные бои с регулярными частями РККА, НКВД и МГБ, используя укрепрайоны созданные в обширных лесах Литвы.
В течение 1947 года, органы, войска НКВД и Советская армия провели ряд успешных операций против ОУН - УПА. Дважды было обнаружен и уничтожен штаб, как и офицерское училище Армии Свободы Литвы. Благодаря этому Армия Свободы Литвы, как единая организация, была ликвидирована.
Вооружённые формирования литовских националистов стали действовать в составе мелких отрядов численностью до десяти человек. От нападения на войсковые части и охраняемые объекты они отказались. Зато увеличили свои дейсмтвия по убийству лиц, помогающих советской власти, это были милиционеры, партийные и хозяйственные работники, врачи, учителя, колхозники и их семьи.
Их тактика маскировки под крестьян, разветвлённая сеть "схронов", действия мелкими группами сделали борьбу НКВД, МГБ с бандитами чрезвычайно сложной. После очередного нападения небольшая группа диверсантов в гражданской одежде рассеивалась до прибытия подразделений НКВД, МГБ.
Ионас очень изменился в последнее время, - думал Казис. Раньше не было бойца решительнее его. А стреляет он, просто позавидуешь. Неужели поражение Германии так изменило его? Но ведь кроме Германии есть много стран, которые теперь стали оказывать помощь им. И эти страны богаче будут. Чем же ты живешь, Ионас? О чём думаешь?
Несколько дней назад из-за кордона прибыл гость, работа сразу оживилась. Первым делом решили очистить от "ястребков" хутор Дершяй. Подошли к хутору во второй половине ночи, тихо окружили. Похоже, у гостя были старые и тесные связи с хуторянином Пезисом, который и рассказал, где расположены посты, в каком доме живут "ястребки". А расположились они на краю хутора, тоже удумали.
Непрошенным гостям не пришло в голову, что пошли на это молодые, не обстрелянные ребята сознательно, не желая подставить под пули жителей хутора.
Подобравшись к беспечно стоявшему часовому, втроём навалились на него. Казис давил на грудь, закрывая руками рот, рвал грязными пальцами губы парня, который почему-то молчал и только бешено сопротивлялся. Долго не могли справиться с этим худосочным. Парень, наконец, опомнился и закричал. Удар кинжалом, прервал не равную борьбу.
Ионас брезгливо посмотрел на окровавленные пальцы Казиса. Тот вытер кинжал о штаны убитого, поглядел на Ионаса, поморщился. Жалел Ионас парня, безусловно, жалел, вот гад!
Облили крыльцо и дверь бензином, принесенным в канистре, подожгли. Странно было видеть, ни один из "ястребков" не захотел сдаваться, хотя их всё равно постреляли бы всех. Из окон стали стрелять пачками. Особенно досаждали меткие выстрелы с дымящегося чердака. Там было двое, их выстрелы всегда достигали цели.
Легионеры стали забрасывать дом гранатами. Из выбитого окна вывалился человек в тлеющей одежде, второй, стреляя на бегу, бросились прямо под пули. Ионас почти не целясь, свалил одного, второго. Было видно, не хотел, чтобы потом мучили парней.
В доме кроме "ястребков", было отделение НКВД во главе с лейтенантом. Солдаты пытались прорваться через заслон. Лейтенант что-то крикнул по-литовски, словно споткнулся, упал. Когда к нему подошли, он смотрел на "лесных братьев", словно сквозь прорезь прицела.
Потрескивая, догорал дом, искры разлетались далеко. В отблесках огня, мелькали тени легионеров. А хутор не спал, предвидя страшную развязку.
Подойдя к раненому солдату, Казис приставил кинжал к горлу. Не испугался молодой солдат, сам, резко подался на лезвие и захрипел.
Казис вздрогнул, невольно отпустил рукоятку ножа.
- Испортил удовольствие, - услышал Казис голос гостя. - По жилочки нужно, по косточки вытянуть, что бы боялись вас, как боятся ада.
Гость подошел к солдату, бившемуся в агонии, заглядывая ему в глаза, в районе его пупка воткнул нож, потянул к груди.
Обильно пошла кровь. Казис заметил, как Ионас брезгливо посмотрел на гостя, отошел в сторону.
Об этом случае, Казис с удовольствием рассказал потом гостю. Тот выслушал с интересом, но Ионаса от себя не отпускал, берег для каких-то дел.
Спасла Ионаса и Казиса форма советских солдат. Гость рассчитал всё. Сам отсидится в бункере, есть там потайные уголки, не отыскать. Они же отвлекут внимание. Но, как бы то не было, Казис не простит Ионасу сегодняшнего своего испуга.
Шли долго, скоро оторвались от преследователей. Казис стал спотыкаться, всё оглядываясь. Ионас остановился, стянул с мощного торса пропотевшую гимнастерку, подставил утреннему ветерку голую грудь.
Ионас удивлялся себе. Почему он не дал Казису стрелять в капитана? Не было у него ненависти к офицеру, была только пустота в душе.
Ионас просел на землю, повернулся к Казису:
- Иди обратно, скажешь гостю, что встретимся у поворота, знаешь где. Я там подготовлю встречу.
Казис кивнул, с завистью посмотрел на широкие плечи Ионаса, опасаясь, что заменят его ненависть, отвернулся, глубоко вздыхая. Вот бы ткнуть промеж лопаток Ионаса кинжалом, да нельзя, гость не простит.
Илнас сидел долго, крепко прижав к груди колени. Когда он потерял себя? Сейчас не вспомнить. Всё по-прежнему, он строг с друзьями, беспощаден к врагам. Но нет, не осталось самого важного, души. Произошло это после того, как они напали на Пуляйскую комендатуру. Правое крыло здания было жилое, для семей военнослужащих. Они не просили оставить им жизнь, нет. Женщины с мужьями сопротивлялись до последнего дыхания. Одна, почти девочка, без боязни, только с некоторым удивлением смотрела на бегущего к ней Казиса.
Тот зверем навалился на неё, подмял. Женщина хладнокровно вытащила из-за пояса Казиса его пистолет, ударила рукояткой по голове и, не сталкивая потерявшего сознание Казиса, выстрелила в Ионаса, смотревшего на её белые, оголенные ноги.
Пробившая мякоть руки пуля, не причиняла такой боли, как глаза той женщины. Они испепеляли, уничтожали Ионаса, человека, который видел унижение этой женщины.
Ионас пнул Казиса в бок, отбросил его в сторону, сам, падая, выстрелил навскидку в женщину.
С тех пор, Ионас каждую ночь видит синие глаза девочки и её растянутые в улыбке губы. Встречал он женщин красивее, но глаза этой.
Случайно узнал Ионас день похорон погибших в ту ночь, и, не боясь быть узнанным, пошёл в город.
Мертвой, она была ещё прекраснее. Белое удлиненное лицо, небольшой вздернутый нос и губы. Она даже после смерти улыбалась, смеялась над ним, Ионасом.
Как Ионас завидовал её мёртвому мужу. Да, не будет счастья, на горе других.
Ионас, прикрыв глаза, застонал тогда на кладбище. И сейчас, никогда не любивший, он вдруг понял, что не имеет он права на любовь чистой и доброй девушки. Растоптал он чужое счастье, смешал свою жизнь с грязью и кровью неповинных ни в чём людей. Он этим убил не её, он с каждой минутой, убивал самого себя. С каждым выстрелом, которым он отбирал жизнь у других, он убивает себя.
Ионас поёжился, место, где была на руке рана, заныло. Бросив в сторону гимнастерку, достал из тайника свитер, мягкий и теплый. Натянул на голое тело, потом достал бухту тонкого, прочного троса. А перед глазами всё стояли голубые глаза незнакомки, начисто перечеркивая его прошлое и будущее.
Ионас со стоном вцепился зубами в свою ладонь, почувствовал кровь, разозлился. А гори они все! Ну, почему он не дал стрелять Казису в того капитана? Но ничего, они ещё его узнают.
До конца 1947 года через территорию Польши и Чехословакии через государственную границу СССР смогло уйти около тридцати тысяч бандеровцев.
После 1947 года ни одно из антисоветских вооружённых формирований в Прибалтике не пыталось действовать в открытом бою и создавать многочисленные отряды. Напротив, все группы перешли к партизанской тактике.
Володя попросил отца подобрать и записать на диктофон, чтобы он мог прослушать статьи о причинах снижения роли российского кинематографа в воспитании подрастающего поколения. Отец следующим вечером подключил диктофон к его наушникам:
Слово и Дело Психолог Костромина перечислила опасности просмотра сериалов о маньяках
Фильмы и сериалы о маньяках и серийных убийцах относятся к жанру True Crime и неизменно вызывают большой интерес у общественности. Их сюжеты основаны на реальных событиях, и многие зрители наверняка помнят те холодящие кровь истории.
Жуткие происшествия, насилие и убийства в таких картинах показаны максимально натуралистично - настолько, что иногда хочется зажмурить глаза.
Споры о необходимости создания таких картин не утихают, однако очевидно одно: они пользуются популярностью, а значит киноделы от них не откажутся. Такие ленты приносят большую выручку кинокомпаниям, но одновременно и вредят психике зрителей.
Психолог Светлана Костромина в комментарии для "Слово и Дело" отмечает, что подобные картины значительно влияют на психику. Есть немало исследований, подтверждающих, что сцены насилия в любом исполнении вызывают определенный эмоциональный отклик у зрителя - тем более сильный, чем эмоциональнее заряжена сцена.
Светлана Костромина отмечает, что зритель такой ленты может бессознательно перенять определенные модели поведения героев.
"В сериале, где есть сцены насилия, всегда есть тот, кто совершает насилие и тот, кто является жертвой. Зрители могут себя идентифицировать и с тем, и с другим типом героев. Есть исследования, которые показывают, что просмотр сцен насилия способствует радикализации населения, подталкивает их к более агрессивным действиям", - отмечает психолог.
С одной стороны, склонные к агрессии и насилию люди могут перейти от агрессивных мыслей к вполне реальным поступкам. И наоборот - те, кто идентифицирует себя с жертвой, испытывают нарастание тревоги, страха, ужаса, боятся ходить по улице и ощущают огромный спектр тревожных переживаний. Вплоть до того, что внешность человека, напоминающая облик маньяка, может стать триггером для страха.
Давно отмечается, что люди, совершающие серийные убийства, отличаются простым, ничем не угрожающим внешним видом - это самые обычные люди среди нас. Зритель может начать тревожиться, подозревать окружающих. Это нарушает коммуникацию среди людей, снижает доверие, повышает страхи, переживания. В итоге может возникнуть мысль - как жить в мире, где совершенно небезопасно? Эти разрушительные предположения не могут обернуться ничем хорошим.
"Поскольку контент всегда рассчитан на то, чтобы привлекать зрителя, каждый последующий фильм или сериал старается быть еще более агрессивным, использовать инструменты, которые еще будут больше трогать публику. Потому что мы привыкаем. Если вы посмотрите сериалы похожего толка, которые раньше назывались фильмами ужасов, снятые 30-60 лет назад, вам будет казаться, что они нереалистичные. И это страшно", - отмечает психолог.
Кино как стимул насилия и психопатологии детская психология нападение в школе социальная психология насилие агрессия Автор: Валентин Евгеньевич Семёнов
Ужасный расстрел в Казани...
Ещё более кровавый расстрел три года назад в школе Керчи, до того, с меньшими жертвами, - в Москве. Были и другие.
Истоки школьных побоищ берут начало в 1999 году в американской школе "Колумбайн". По итогам казанских событий, как обычно, на телеэкранах снова замелькали дебаты об усилении охраны в школах, о повышении бдительности и т.п.
Но почему-то никто не обращает внимания на тот факт, что после "Колумбайна" аналогичные школьные кровопролития продолжились в тех же США, в других странах и наконец добрались и до нас.
Зверские акции ярко и популярно отобразили кинематограф, интернет, клипы рэперов. Расстрелы в Керчи и Казани явно подражают "Колумбайну". Лавина агрессии, насилия и крови круглосуточно льётся на нас со всевозможных экранов!
Однако о губительном влиянии этого информационного потока почему-то забывают.
А ведь законы подражания, психического заражения и внушения, идентификации, в том числе с преступниками и убийцами (ныне эстетизированными как киллеры), продолжают действовать в реальной жизни.
Ещё в 1986 г. я опубликовал в журнале "Здоровье" статью "Ребёнок смотрит фильм", на материалах своих исследований поставив в ней проблему, связанную с увеличением в те годы числа зарубежных и отечественных фильмов, всё натуралистичнее и чаще демонстрирующих проявления насилия и жестокости. Это отрицательно влияло на молодёжную аудиторию, что подтверждали и данные от правоохранительных органов.
За точку отсчёта можно взять появившиеся в перестроечные времена видеосалоны, где наши граждане всех возрастов в тесноте и духоте глазели на прежде недоступные сцены убийств, зверств и прочих откровенностей в фильмах из-за рубежа. Ящик Пандоры распахнулся, криминальное видео хлынуло в страну. Социальнопсихологические исследования и выводы о вреде подобной продукции, конечно, не вписывались в планы новоявленных медиабизнесменов и нуворишей...
Пособие для маньяков
Вроде бы, ушли в прошлое бандитские 1990-е годы.
Однако недавно "светская львица" К. Собчак сняла и выпустила на просторы интернета фильм-интервью с только что вышедшим из заключения маньяком Моховым, который почти четыре года в своём гараже - "бункере" удерживал, издевался и насиловал двух несовершеннолетних девочек.
Журналист Евгений Додолев справедливо пишет, что этот фильм является пособием для начинающих маньяков, тем более что сам Мохов подражал другому преступнику. Одновременно в интернете рекламируется и демонстрируется сериал "Чикатило" о самом известном серийном душегубе Советского Союза.
А супруг Собчак, режиссёр К. Богомолов, недавно снял сериал "Хороший человек" о постперестроечном ангарском серийном убийце женщин, превзошедшем Чикатило.
Многие годы на телеканале "5" пять дней в неделю демонстрируется отечественный сериал "След", в котором беспрерывно показываются всевозможные, в том числе самые экзотические и изощрённые, способы убийств.
Обожают криминальные фильмы и сериалы почти все российские, а также уйма ныне доступных иностранных телеканалов, не говоря об интернете.
В ноябре 2020 - марте 2021 г. на "Первом" по воскресным дням на сон грядущий зрителям показывали сериал "Метод-2" - о маньяках-убийцах и садистах. В питерской "Панораме ТВ" (2021, No 2) читаем: "Отечественное кино - и телепроизводство набирает обороты. Итак, проекты, которые нельзя пропустить".
И что же нельзя пропустить?
Сериал "Вампиры средней полосы" - "комедийный хоррор" о российских вампирах, которые появились в Смоленске аж с его основания. "Топи" - "7-серийный триллер о молодых москвичах, которые направляются в таинственный монастырь". По словам автора сценария - популярного писателя Д. Глуховского, многие зрители этого фильма "какое-то время не смогут спокойно спать" (?!).
А вот и А. Роднянский, глава "развлекательного" телеканала СТС, в качестве продюсера продвигает проект "Мёртвая земля" о маньяке-убийце, работающем таксистом. Предполагается, что режиссёром выступит Валерия Гай Германика, ставшая известной благодаря скандальному фильму "Школа". И т.п. в том же духе.
В современной культуре слова "скандальный", "хулиганский", "эпатажный", "наглый" давно не закавычиваются и трактуются как положительные. Подавляющее количество фильмов и сериалов на российском ТВ представляют собой криминальный жанр, именуемый для пристойности детективным или остросюжетным. К тому же криминал ныне "креативно" сращивают с мистикой и бесовщиной.
Рекламно-коммерческая и вульгарно-развлекательная составляющие практически подавили художественно-эстетическую и воспитательно-этическую функции в репертуаре экранного искусства.
Сериалы заменили многим людям чтение романов.
За их (сериалов) содержание прежде всего отвечают сценаристы, по сути, те же писатели. Так что образы маньяков и их кошмарная деятельность - творчество писателей. В сериалах "Метод" и "Метод-2" создатели, как они утверждают, использовали реальные истории маньяков и психопатов.
Однако собрать то, что происходило на протяжении многих лет в разных местах и с разными следователями, в историю непрерывной работы двух следователей, - это совсем другое.
Получается адский концентрат, который способна выдержать не всякая психика. Но авторы с этим не считаются. В "Методе-2" режиссёр вроде другой, но стилистика осталась та же: снова натуралистический садизм и всяческая патология (зашивают глаза и рты, вырезают сердца и хранят их в холодильнике, душат проволокой, стреляют в лицо, зверски забивают до смерти, хлещут фонтаны крови и т.п.). Что весьма симптоматично: снова, как и в первой части, присутствует русофобский мотив.
Все маньяки - люди сугубо русской национальности. Особо нарочито это демонстрируется в сюжете о провинциальной паре, изуверски убивающей иностранцев.
Другой персонаж с очень славянским лицом, майор полиции Евгений (артист А. Петров) - супруг героини-следователя, оказывается изощрённым садистом и убийцей, в том числе отца своей жены.
Психолог Игорь Самарин, работающий в полиции, на самом деле хитрейший маньяк-психопат, манипулирующий окружающими. Нечто подобное уже можно было видеть в "комедийном" триллере "Русский бес" режиссёра Г. Константинопольского: в заглавной роли действует подчёркнуто русский психопат-убийца под знаковым именем Святослав Иванов.
Всё это напоминает обычное изображение в американских фильмах самых гнусных бандитов в русском обличье.
В сериалах проводится уже банальная, заезженная в американском кино идея о том, что все маньяки в детстве недополучили родительской любви. Никакой другой, хоть сколько-нибудь позитивной мысли, обычно нет. Российский мир ужасен, а жутких маньяков у нас оказывается побольше, чем в мире американского маньяка - доктора Лектора. Впрочем, ведь оттуда к нам и пришли подобные сценарии и фильмы. Создатели "Метода-2" говорят о том, что маньяки - люди с тяжёлой судьбой и они (создатели) с любовью к ним относятся. Вроде шутка, но скверная. Ибо такие "добрые" дяди-сценаристы и режиссёры и провоцируют, усугубляют появление и действия подобных маньяков в мире реальном.
Продюсер Александр Цекало гордо заявлял о том, что они производят многосерийные фильмы на международном уровне ("Метод" действительно был продан за рубеж): "Мы производим не сериалы, мы производим эмоции!" Действительно, производят эмоции. Но только явно патологические - садомазохистские, изощрённого палачества, ненависти, страха и недоверия к людям.
Откровенной насмешкой воспринимается надпись перед началом каждой серии: "В фильме содержатся сцены курения. Курение опасно для вашего здоровья".
О том, что сцены зверских убийств и садизма гораздо больше вредят духовно-психическому здоровью людей, почему-то не предупреждают.
Невозможные для культуры темы Люди, по роду своей профессии являющиеся, вроде бы, представителями интеллигенции, оказывается, не знают о множестве исследований психологов и социологов в разных странах мира (кстати, прежде всего в США), результаты которых свидетельствуют о негативном воздействии сцен насилия и жестокости в фильмах на аудиторию, особенно детей и подростков.
"Агрессивность, которую якобы можно переключить на безвредные объекты - например на телеэкран, - в действительности лишь подкрепляется этим и, подобно рефлексу, ещё сильнее закрепляется", - пишет выдающийся психолог и психотерапевт В. Франкл.
В социологических исследованиях, проведённых как под моим руководством начиная с 2000 года, так и другими исследователями, большинство опрошенных, в том числе и молодые люди, выступают за нравственный контроль над содержанием фильмов, особенно сценами жестокости и насилия.
В то же время обращения нашей научной, педагогической и родительской общественности в различные инстанции вплоть до президента о несомненном негативном воздействии криминальных фильмов и сериалов на молодёжь остаются без адекватной реакции. Сводясь, по сути, к пожеланиям не смотреть безнравственные фильмы и не давать это делать своим детям. Как говорится, "спасение утопающих - дело рук самих утопающих".
В декабре 2020 года Ольга Любимова, министр культуры РФ, высказалась как раз по поводу содержания (контента) художественной культуры: "Есть три темы, показ которых в культуре невозможен: ксенофобия, терроризм и порнография". Разве содержание российских фильмов и сериалов, которые мы упомянули, под это определение не подпадает? Источник: Литературная газета, No20 (6785)
Марья Абадир : Куда делось добро?
Почему в наше время перестали снимать хорошие, добрые фильмы?
В современных фильмах, да и в мультфильмах, нет точного разграничения "хорошо" и "плохо", что было в советском кинематографе.
Сейчас же режиссер стремится показать зло в хорошем свете и оправдать его в глазах зрителей, тем самым закладывая у детей модель того, что все можно, дозволено, безнаказано и зло может быть хорошим и добрым. Из современных, детских мультфильмов убрали прекрасные песни, а ведь что в диснеевских мультфильмах, что в советских музыка несла определенный смысл. И зло было страшным, коварным и отвратительным. Ни капли привлекательности в нем не было.
Сейчас стали снимать, по большей части, какие-то не внятные социальные драмы, безпантовые боевики и тупые комедии с пошлым юмором и шутками ниже плинтуса (не подумайте, я люблю черный юмор и большой сторонник сисько-пердящего юмора).
Найти в наше время действительно стоящий фильм, во истину тяжело. Хотя, это совсем не удивляет.
Фильмы - есть отражения нации и то что с ней происходит. Проще говоря, если посмотреть историю кинематографа США или Европы, можно проследить, когда начался упадок нравственности, когда перевернулись ценности.
Возьмем такой фильм, как "Малефисента". Все мы знаем, данного персонажа по мультфильму "Спящая красавица", знаем, что это чистое и абсолютное зло. Так какого же черта выходит фильм, оправдывая ее поступок? Это что вообще такое?
Когда я его увидела, знаете, мой мир перевернулся. Малефисента считается одной из сильнейших и злейших персонажей Диснейя. А вот теперь просто представьте: многие считают демона чистым и абсолютным злом. Так давайте его тоже оправдаем! Он стал таким, потому что появился какой-то там человек, Бог полюбил свое творение сильнее, чем ангелов, а Люцифер, такой бедный несчастный, всего лишь хотел отстоять свое положение, не подчинился воле человека и, наверное, вразумить всех ангелов. Но тут на сцену выходит негодяй Архангел Михаил и швыряет его с небес на землю, и отец лжи просто начинает мстить. "Но ведь не он стал таким, его таким сделали, он не виноват!" - наверное скажут многие. Абсурд!
Просто абсурд скажу я вам! И это я взяла только один не большой пример.
Хотя большинство современных фильмов можно подогнать под этот "шаблон". Из грязи в князи не законными путями, потом обязательно убийство или наркота и все ( ах да, в русских фильмах, от Фонда кино ещё обязательно сцена с хреновым трахом должна быть, и после СТРАДАНИЯ, много ДРАМЫ! БОЛЬШЕ ДРАМЫ БОГУ ДРАМЫ!).
"Но нет, это не человек такой - это общество такое, оно сделало его таким". - скажем мы. Проще найти виноватого, нежели покопаться в себе.
Знаете, я вот лично не желаю, чтобы мои дети росли на подобной мути. Где те добрые, светлые фильмы-сказки на которых росли мы, где все понятно и доступно и с душой...
P.S. А что самое главное, в советских мультиках и многих зарубежных была МОРАЛЬ!
Настя Хохлова: За фильмы не скажу, не смотрю, но за мультфильмы дизлайк точно)) Катя и Котя, 3 кота, Лунтик, Фиксики - то, что навскидку вспомнила, мульты с моралью, уроками, которые извлекаются в процессе, обучением, которые я с удовольствием включаю мелкой.
Райя и последний дракон - самый классический сюжет с предательством и последующим исправлением главгада, понравилось мне и произвело впечатление на Злату.
Яга и книга заклинаний - тоже самый классический сюжет, просто вместо страшной старухи милая девчушка, можно сказать, предыстория Бабы Яги если высматривать только говно, то оно и будет попадаться, но все не так беспросветно, как ты думаешь.
Марк Темников: Почему в России не снимают хорошие фильмы
В последнее время стал, замечать, что перестал смотреть отечественное кино, в прямом смысле этого слова.
Решив провести небольшое исследование: опросив знакомых понял, что не одинок в своих стремлениях- не смотреть. Как же так получилось, что в стране, претендующей на высокое звание духовной наследницы Византии и в "Третье Риме" перестали снимать эпические саги достойные мирового восхищения.
Для несведущих поясню, что Византия - это одно из величайших государств с великолепнейшей культурой, недаром просвещенные крестоносцы подвергли Константинополь разграблению, а уж они то знали толк в ценностях.
Для тех, кто начнет сразу же сотрясать аэро и бить себя в грудь, что это не так, спрошу: приведите пример отечественного фильма последних двух десятилетий сорвавший джекпот кассовых сборов в мире? Где классика жанра?
Видите ли, рыночная экономика при всей своей не однозначности, да и сложности для понимания, ибо как показали торговые войны против России, свободного рынка то нет, так вот замечательным результатом всего является прибыль.
Ну а победителей как говорится не судят. Вот собственно вопрос: что собственно у нас где победило из кино и обогатило Россию (не СССР) мировым признанием в области искусства кинематографа?
Никто не ставит под сомнение авторитет Советской школы кинематографа и то, что многие фильмы этой школы стали визитными карточками целой эпохи и некоторых праздников, а отдельные фразы стали народными. По сути, некоторые актеры навеки вписались в вечный пьедестал почета. Фильмы той эпохи отличались необыкновенной глубиной чувств, беззаветной преданности Родине и были сценами из реальной жизни общества, выдуманный был только сценарий.
Главным героем был Советский человек и его поступки.
Говорят, что во время показа премьеры "Семнадцать мгновений весны" улицы в городах пустели, да и посмотрело кино, по некоторым данным, более 200 млн. зрителей.