Защитники Отечества - Герои войн и СВО 7.4. Здесь я, сынок
Начало мая было ветреным и холодным. Пронизывающий ветер с Амура забирался под короткую кожаную куртку и быстро остужал потное, от недавнего бега, тело.
Николай так и не догнал отходивший от остановки автобус, хотя стометровку так быстро, ещё никогда не бегал. До Клинической больницы автобусы от железнодорожного вокзала ходили каждые полтора часа. Ждать так долго Николай не хотел, решил идти пешком. Вот и пришлось через овраги, идти к краевой больнице.
В терапевтическом отделении лежал старинный друг отца, Василий Васильевич. Детей у него не было, как вернулся он после войны, так и жил один в служебном общежитии.
Большую часть своей зарплаты, он отправлял в Дом инвалидов войны, ничего не приобретая для себя, пользовался мебелью с инвентарными номерами, да одной единственной кастрюлей, в которой чаще всего, варил гречневую, или пшённую кашу с тушёнкой.
Каждый год девятого мая Николай поздравлял Василия Васильевича с Днём Победы, приносил ему фрукты и конфеты "подушечки", которые тот очень любил.
Вот и сегодня, 9 мая 1991 года, Николай шел по длинному коридору краевой больницы.
Узкий в плечах белый халат распахнулся и словно белые крылья, поднимался за спиной. Стоявшие вдоль коридора у окон пожилые женщины и мужчины, внимательно смотрели на проходившего мимо молодого, высокого мужчину, который нёс в "авоське" разнообразные фрукты, а в руках, держал огромный пакет из серой, грубой бумаги, полный слипшихся конфет.
В палате на двух человек, у кровати стоящей ближе к двери, врач, склонившись над больным, которого положили в эту палату на лечение, спросил:
- Как вы оцениваете своё состояние, доктор?
- Да, как я его могу оценивать?
Николай посмотрел на больного и вздрогнул. Он узнал своего однокурсника, с которым вместе учился. Тот сильно изменился, когда-то он занимался тяжёлой атлетикой, был широким в плечах и физически очень сильным мужчиной. А теперь перед ним лежал сухенький, больше похожий на живую мумию мужчина. Лицо изрезано глубокими морщинами, глаза, когда-то пронзительно чёрные, поблекли.
Он, увидев Николая, сразу узнал его, тихо поздоровался и, словно давно ждал его, протянул несколько исписанных тетрадных листков в линейку:
- Передай Лене, ты помнишь её?
Николай вспомнил пухленькую, словно пончик, голубоглазую блондинку, в которую был безответно влюблён его однокашник.
Потом Игорь закрыл глаза и словно отгородился от окружающих.
Передав Василию Васильевичу гостинцы, Николай посидел минут десять и ушёл.
Он в своей записной книжке отыскал телефон Лены, позвонил. Незнакомый женский голос ответил, что Лена с мужем и двумя детьми уехали из города к новому месту службы мужа, куда, она не знает.
Николай прошел по центральной улице Карла Маркса, зашел в парк и сел на скамейку, которая стояла неподалёку от утеса.
Он часто бывал в этом парке и всегда отдыхал именно на этой скамейке. С этого места был хорошо виден их могучий Амур, который будто старался разрушить мешавший его водам утес, однако у него это не получалось.
На секунду засомневавшись, Николай достал из кармана листочки и, не разворачивая их, вновь положил в карман.
Только через двадцать лет, перебирая свой архив, Николай нашел это письмо.
...Наконец, наше ожидание кончилось. Громко сетуя о бесполезно проведённом времени, мы рванулись к выходу из маленького зала ожидания Эгвенотского аэропорта, успев по очереди поблагодарить нашу няню Зину, добровольную мученицу и кормилицу нашу.
Последняя командировка, идёт 1972 год, скоро получу диплом, впереди целая жизнь, а пока...
Пока нам выделили отдельный "борт" а мы всё боялись, что густой туман, надвигавшийся со стороны залива Креста, не даст "Аннушке" оторваться от взлётной полосы.
Но белая занавесь тумана немного приподнялась и наш самолёт, разбежавшись, взвыл мотором и взлетел.
-Летим, ребята, летим! - воскликнул, взмахивая руками, Павел Лаврентьевич, наш прораб.
Маленького роста, упитанный, смешливый человечек, душа нашей рейдовой бригады.
-Что, Игорь, не укачивает? - спросил он меня и опять засмеялся.
Я склонился к круглому окошку.
От моря поднимались клочья тумана. Тундра только просыпалась от долгой зимней спячки, подставляя прорывающимся к земле редким лучам солнца, голубые глаза бесчисленных озер.
Жаль прощаться с такой красотой и хорошими людьми.
Осталось облететь несколько оленеводческих бригад, а пока, Павел Лаврентьевич со своими ребятами ремонтирует их маршрутные домики пастухов, я записываю для тебя свои впечатления. Работы у строительной бригады сегодня немного.
Итак, последняя командировка, защита и я врач!
Почему часто вспоминается Чукотка? Прошло девятнадцать лет, а всё так свежо в памяти. А может быть ещё потому, что после моего приезда, мы с тобой гуляли в парке, любовались Амуром, и я сделал тебе предложение...
После получения дипломов, мы с приятелями встретились у дебаркадера. Решили поехать на левый берег, позагорать.
Переправившись на "трамвайчике", расположились всей компанией у самого берега. А рядом группа симпатичных девчонок. Вот и решил я, и дернуло меня, показать свое умение красиво нырять.
Подошёл в берегу, а там этот участок был подмыт водой. Я ласточкой, нырнул пару раз. А жара стояла...
Чуть не сомлел, когда готовился нырнуть в третий.
А девчонки ахают, да глазами стреляют в мою сторону.
Извини, но мне так хотелось их внимания, ведь ты так и не ответила на моё предложение.
Только хотел оттолкнуться, подпрыгнуть, чтобы нырнуть третий раз, обвалилась земля, я кулем свалился. В воздухе перевернулся, ударился, почувствовал, будто отделяется моя голова, перестал чувствовать руки. Вода с песком попали в рот.
Я понял, перелом шейных позвонков. Я прекрасно понимал последствия. Компрессионный перелом 5-6 позвонков (шейное утолщение спинного мозга, здесь нервное сплетение, идущее к обеим рукам).
Всегда буду вспоминать профессора Базилевскую Зою Васильевну, которая умерла в 1980 году.
Доставили меня к ней в клинику без сознания.
И хотя Зоя Васильевна сказала с сожалением: "Не жилец", меня уложили на накладную кровать, зафиксировали череп скобой Базилевской.
Девять дней без сознания. При переносе, наступило смещение позвонков, защемило спинной мозг. Затем, сорок два дня скилетное вытяжение. Девять месяцев на общем вытяжении.
После этого, всё привык видеть в горизонтальной плоскости.
Когда делали ватно-марлевые повязки, или когда пробовали меня садить, земля, будто ложилась на бок.
Наконец, стал учиться двигаться в ходунках.
Вот и сейчас ощущение, как тогда, когда учился делать первые движения. Писать очень трудно, руки плохо слушаются, как восемь лет назад. Но может быть, ты разберёшь мой почерк?
Вот подошёл мой лечащий врач, что-то спрашивает. О чём это он? Как я оцениваю своё состояние? Да, как я его могу оценивать?
Прощай моё мгновение! Прощай!
К очередному юбилею области был выпущен красочный альбом, где на пятьдесят первой странице, написали о трёх друзьях, основателях литературно-музыкального объединения "Ровена-минора".
Олег напомнил Володе, что презентацию их нового диска будет открывать их совместная песня: "Ой, ты Русь моя".
Я хочу сказать о стране моей,
Не хватает слов, не хватает дней.
Необъятный край, ширь полей, лесов,
Часовых лететь девять поясов.
Много видела на своем пути,
Тяжело тебе было вынести,
Нападения злого ворога,
Заплатила ты очень дорого.
Припев:
Ты на Севере белоснежная,
А на Юге ты солнцем нежная.
Красотой тайги так богата ты,
Ты исполнила все мои мечты.
Кровью политы дедов, прадедов,
Все поля твои в битвах праведных.
Победила ты диких степняков,
Черных рыцарей сорок сороков.
Ты растила хлеб, строила дома,
С каждой сотней лет ты росла сама.
Ты детей своих в космос позвала,
И богатства недр им ты отдала.
Припев:
Как прекрасна ты Русь раздольная,
И могучей силой привольная.
Думал ли тогда Олег, что через два года, в сентябре 2013 года его с Надеждой сын, окажется в городе Комсомольск на Амуре в зоне затопления.
Сын будет жить на чердаке затопленного дома по улице Парковой. Его жена с детьми, будет ночевать у знакомых.
За всё время наводнения, на их улице не появятся полицейские, а ворья будет много, сын, с угрозой своей жизни, станет их выгонять.
На краю улицы перед дамбой, местная пьянь уберёт мешки с песком, раскопает дамбу. Вода ворвётся на улицу, первым перевернётся хлипкий дом семьи пьяниц. Ах, как сильно им хотелось получить компенсацию.
После того как местный священник поднял шум о несчастье жителей с этой улицы, один только раз привезут поек на два дня, но только взрослым: одна булка хлеба, две бутылки воды, банка сайры и банка тушёнка.
Сын спросит:
- А детям?
Представитель администрации ответит:
- Детям не положено!
Сын скажет:
- Мне что, их сбросить с крыши?
А потом он посчитает, столько стоит доставленное: стоимость булки хлеба 300 грамм - 50 рублей, один килограмм картофеля - 100 рублей.
А тут ещё с чердака, он увидит, как дикие поросята выскочат из леса, и сдохнут на дороге. Дорогу сразу оцепят, опасаясь заразы.
Через час на улицу выскочит огромный кабан, его пытаются окружить, а он рванёт на стеклянные стены кафе, стоящего на перекрестке, разобьёт стеклянные стены, ворвётся, всё переломает и опять убежит на улицу.
Но это будет потом, а пока, маэстро Васинёв, пишет музыку к песне: "Встреча", на слова Виноградова:
Мы встретились, когда была весна,
И вечно продолжается она,
Ей не страшны туманы и дожди,
С любимой сад большой ты посади.
Припев:
Тропинки заметает злая вьюга,
Но не потеряем мы друг, друга,
Бьются в унисон наши сердца,
А дорога, без конца!
А сад цветущий ваш украсит путь,
И осень жизни наступает пусть,
Цвет яблонь, как снежинки улетят,
О днях счастливых, люди не грустят.
Припев:
И наши дети садом тем пойдут,
Годам счастливым, счет они ведут,
И встречи наши станут на века,
Но это завтра будет, а пока,
Припев:
Владимир стал поправлять ноутбук у себя на груди, и вдруг увидел, что поисковик вдруг открыл ему статью: Роль семьи в гражданско - патриотическом воспитании ребенка Автор: Ульянова Кристина Александровна.
Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того, чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, на которых приобретаются знания, необходимо что-то большее.
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2008 - 2014 гг.", утверждённой Правительством РФ от 16.02.2008 г.
Как неудивительно, но гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Формирование фундамента основ личности закладывается с детства. Семья как первая и специфическая среда является для ребенка микромоделью общества, в которой и посредством которой он осваивает историю, духовную культуру, боевые и трудовые традиции народа, свою родословную.
Но, к сожалению, в наше время в патриотическом воспитании детей в условиях семьи невооруженным глазом стали заметны такие недостатки:
1) отсутствие у многих родителей, особенно молодых, знаний и умений, необходимых для осуществления патриотического воспитания детей различных возрастов;
2) незнание специфических для семьи средств и форм патриотического воспитания детей;
3) негативное отношение части родителей к вовлечению детей в общественно-полезный труд, связанный с заботливым отношением к ветеранам войны и труда, воинам-интернационалистам, с охраной природы, памятников истории и культуры, с благоустройством своих городов;
4) снижение роли отдельных семей в политической, морально-психологической и патриотической подготовке сыновей для службы в армии;
5) отсутствие у определенной категории семей положительного примера в патриотическом воспитании.
Исходя из данных выводов цель доклада: показать всю важность роли семьи в воспитании у ребенка гражданско-патриотических чувств.
Задачи: Показать необходимость: создания условий для формирования и утверждения в сознании и чувствах детей патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России; положительного примера в патриотическом воспитании; формирование у детей активной жизненной позиции.
"Любовь к родине начинается с семьи".
Фрэнсис Бэкон "Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов". Ш. Монтескье. Так говорили великие люди.
Так что же такое патриотизм?
Существует масса определений данного понятия. В государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ" дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В педагогическом энциклопедическом словаре: патриотизм - формирование духовно - нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.
Учебник педагогики Лихачева дает такое понятие: сущность понятия патриотизм включает любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Большая советская энциклопедия: патриотизм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
В этих определениях можно выделить следующие ключевые слова: любовь к Родине, гордость за страну.
Возникает вопрос, где можно сформировать эти качества?
Разумеется, есть много социальных институтов для формирования (детский сад, школа), но основной, главный это семья. Всё начинается с семьи. Любовь к Родине начинается с любви к своим близким. Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению.
Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Каждая семья имеет определенные роли, которые она выполняет:
Во-первых, именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.
Во - вторых, важная функция семьи убеждать, увлекать детей полезными делами. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность.
В - третьих, воспитание возрастёт в результате помощи со стороны старшего поколения - бабушек, дедушек и других родственников.
Факторами, способствующими установлению связи поколений, являются: родословная книга семьи, реликвии прожитых лет, которые передаются по наследству от отцов к детям и внукам, семейные традиции.
В - четвертых, это помощь ребёнку со стороны родителей постепенно входить в мир больших социальных идей и чувств. Как же грамотно выполнить все эти функции? С какого возраста начинать? И какими методами воспитывать чувство патриотизма?
На этот вопрос нет четкого ответа, но существует методика, которая, по мнению ряда ученых, например, Д. С. Лихачев, А. В. Мудрик наиболее подходящая.
Суть методики такова: детей делят на 3 группы: - дошкольники, - школьники - подростки и с каждой группой ведется отдельная работа, и применяются отдельные методы работы по воспитанию и формированию гражданско - патриотических чувств.
1. Дошкольник эта категория детей, которая требует к себе особого внимания, т.к. наиболее восприимчива к новой информации. Именно в этом возрасте у детей повышенный интерес ко всему. Чтобы начать формировать у детей этого возраста чувства любви к родине, отечеству существует достаточно простые, но, тем не менее, эффективные методы.
МЕТОДЫ музыка "живое слово" изобразительное искусство
Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому прошлому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
Читая сказки, былины, стихи о героических подвигах, добрых делах у ребенка формируется определенное представление о важности и значимости таких чувств как: любовь, уважение, сострадание, гордость, помощь в трудных ситуациях.
С помощью таких несложных методов родители закладывают фундамент, основу для дальнейшего формирования патриотических чувств. Согласно, данной методики, был составлен примерный план мероприятий для родителей со своими детьми
2. Вторая группа - школьники:
В данной группе применяемые методы уже существенно отличатся. Здесь уже воздействие не на эмоциональный фон, а на приобщении ребенка к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививается любовь и интерес к языку и культуре страны.
Сделать это можно следующими способами: встреча со старшими поколениями ветеранами ВОВ экскурсии по родному краю посещение спектаклей, выставок музеев выпуск семейной стенгазеты, встречи с участниками СВО
3. Третья группа - это школьники старшего возраста. Так как эта группа уже сформировавшаяся, то тут функция семьи скорее не воспитательная, а поддерживающая. Поддерживать и укреплять то, что уже сформировалась на предыдущих двух стадиях.
Но к данному периоду относится не маловажный фактор как просмотр фильмов, так как в этом возрасте человек способен понять и прочувствовать до конца, и конечно посещение патриотических мероприятий, можно провести со своим ребенком анкету и вместе проанализировать ее результаты.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья это первая ступень формирования патриотизма у детей. И будет ли, ребенок испытывать гордость за страну, во время звучания гимна, зависит от его воспитания, прежде всего семейного. Собраться вместе - это начало, остаться вместе - это прогресс, работать вместе - это успех.
Так давайте и мы поработаем, чтобы собираться и оставаться вместе с нашими будущими детьми.
Запретами дитё не воспитать,
Ему и в луже хочется скакать.
С воздушным змеем по небу летать,
С фонариком луч солнечный искать.
Свобода действий для ребёнка много значит,
Фантазии нужны нам для удачи.
А мысль, она преград не знает,
Сквозь стены, даже космос проникает.
А если это взрослый человек,
Так коротка жизнь и не век,
А много меньше ведь у многих,
Даже у тех, понятий очень строгих.
Землю ногами не умеем мы вращать,
Но научились много запрещать...
Роль отца в воспитании -
установление характера (учит порядку, дисциплине, ответственности). Для мальчика папа предоставляет ролевую модель поведения, а девочке даёт признание, защиту и участие, её будущее взаимодействие с мужчинами. Отсутствие отцовского воспитания часто приводит к потере у ребёнка ориентации в жизни, делает его инфантильным, неспособным добиваться успеха.
Самой природой матери отведена роль естественной воспитательницы своих детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его. Для многих такое распределение ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества женщины - чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку. Нет прочнее и ближе связи - физической, духовной, душевной, чем у матери и ребенка.
"Роль матери и отца в воспитании ребенка" Автор: Куркина Елена Евгеньевна, педагог-психолог.
Перед взрослыми стоит задача воспитать гармонично развитого ребенка, чтобы он мог свободно общаться с окружающими людьми, мог уверенно познавать окружающий мир. В семье решением этой задачи занимаются родители - мать и отец. Они играют важную роль в воспитании и развитии ребенка. Но каждый играет свою особую роль.
Роль матери.
С давних пор уход за ребёнком и его воспитание возлагается в основном на плечи матери. Начиная от вынашивания ребёнка, и на протяжении многих лет ребёнок находится в основном с ней и между матерью и ребенком складывается привязанность. Эта привязанность может быть здоровой и способствовать развитию ребенка в течение его жизни.
Здоровая привязанность возникает, когда мама понимает любые сигналы ребенка (плач, улыбку), внимательна к потребностям ребенка и с раннего детства помогает преодолеть ему трудности.
Дети со здоровым чувством привязанности в раннем детстве общительны, сообразительны, не боятся отойти от матери и начать осваивать мир вокруг себя. Здоровая привязанность формирует доверие к окружающему миру.
Когда дети вырастут, то они будут чувствовать себя уверенно и не побоятся совершать ошибок. Но привязанность может быть и негативной и удерживать взросление ребенка.
Нездоровая привязанность формируется тогда, когда мать пренебрегает интересами и потребностями ребенка, выбирает контролирующий стиль воспитания, относится к ребенку с чуткостью только в моменты его болезни.
Эти дети, став взрослыми осознают, что для того, чтобы получить любовь и заботу надо заболеть. У них отмечается страх оказаться не нужными. Это может привести к отсутствию друзей, боязни делать что-то новое, проявлять инициативу.
Что же делать, чтобы развить здоровую привязанность матери и малыша? - предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре;
- уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности;
- с первых дней жизни младенца и в дальнейшем будьте внимательны к нему. Не скупитесь на теплые слова и чаще проводите время вместе.
Бережное, доброжелательное, уважительное отношение к малышу позволяет ему проявлять больше активности, инициативы, интереса в освоении окружающего мира. Когда же мать мало интересуется ребенком, редко играет, разговаривает, берет на руки, у малыша формируется НЕУВЕРЕННОСТЬ в себе и окружающих людях.
Таким образом, мать играет важную роль в жизни ребенка, в формирование доверия к миру и уверенности в себе. Но общение ребенка с папой не менее важно для полноценного формирования личности.
Роль отца.
Отец всегда являлся для ребенка источником силы, старшим другом. С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской - любовь "требовательная", которую ребенок должен заслужить.
Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. А любовь матери безусловна.