Виноградов Александр Викторович : другие произведения.

Сосновка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Сосновка

1."Это хорошо, что Вы инженер-буровик..."

Осенью 1960 года, вовращаясь из Енисейска, в Свердловске заехал в институт НИПИГОРМАШ, куда ушла на работу почти треть нашего выпуска буровиков. Тут же выскочили на улицу из кабинетов Лёва Никитин, Вадим Проняев, Витя Бесклубов, Эдик Мардер и ещё несколько ребят. Поговорили о работе, о других ребятах из группы, которые уехали в геологию. И Проняев посоветовал съездить в УРАЛТиСиз, где работала наша одногруппница и его бывшая жена Юля Редкина, провентилировать насчёт работы у них. Я сказал, что еду в Североуральскую экспедицию, а жить и работать в Свердловске никогда не хотел. Однако ради интереса поехал, т.к. времени было достаточно. Юля завела меня в кабинет к директору. Это был уже пожилой мужчина с геометрически правильной лысиной на голове, и между нами состоялся примерно такой разговор:

"Значит Вы инженер-буровик? Это очень хорошо!" - "Хотите заниматься буровыми работами?" - "Да, конечно" - "Знаете ли, у нас каждую буровую бригаду ведёт один старший буровой мастер. Однако учитывая тот факт, что Вы инженер, мы дадим Вам в подчинение сразу 3 буровые бригады. И поедете в Нижний Тагил" Я его поблагодарил за предложение, но тут же вспомнил чёрные воды и берега речки Тагил, гостиничный номер на 70 человек с тазом для окурков посередине комнаты и сказал, что подумаю над его предложением Вечером сел на поезд и на другой день уже был дома в Североуральске.

2.Карпинская партия+ мотоцикл

Как раз в этом году после реорганизации геологической службы, когда отраслевые геологические экспедиции и партии были переданы в единое Министерство геологии СССР, большие изменения произошли и на Северном Урале. Североуральская бокситовая экспедиция из состава Министерства цветной металлургии была передана в состав Уральского геологического управления. При этом в состав экспедиции ещё добавили 2 геологоразведочные партии из Северной экспедиции - Сосьвинскую и Карпинскую ГРП. Первая занималась поисками и разведкой россыпных месторождений золота и платины с применением горноразведочных работ, вторая - детальной разведкой Валенторского медноколчеданного месторождения, доразведкой угля вокруг разрезов трестов "Волчанскуголь" и "Вахрушевуголь" с применением колонкового бурения. Когда я пришёл к начальнику экспедиции Ривкиной В.А., то вариантов выбора не было - езжай в Карпинскую партию старшим буровым мастером. После этого разговора стал готовиться к отъезду и как-то зашёл в промтоварный магазин. Смотрю - стоит красавец мотоцикл М1М. Мощность движка 5.5 лошадиных сил, зажигание от магнето, бензин любой по цене от 6 коп, за 1 литр. Я давно мечтал иметь личное средство передвижения, которые в те времена были ещё большой редкостью. Деньги у меня с Севера были, стоил он 300 рублей, посоветовался с мамой и купил. Две недели до отъезда целиком посвятил его освоению, ездил по окрестным дорогам, катал знакомых на скалы "Три брата", на ночь заводил в подъезд дома под лестницу, или оставлял во дворе. А когда уезжал, то поставил его во двор частного дома к родственникам. Проблем с ГАИ тогда не было, и любители на чём попало ездили без прав.

3.Корионов Николай Павлович

Попадать в Карпинскую партию тогда было совсем непросто и мне по рации оттуда посоветовали подождать грузовую машину, которая придёт за грузом на склады экспедиции. Что я и сделал. Через 3 дня подошёл трёхосный ЗИС-151, мы загрузились обсадными трубами и выехали в обратную дорогу. Познакомились с шофёром. Это был Николай Павлович Корионов родом из красивейшего села Баронское в верховьях реки Вагран. Очень спокойный, разговорчивый мужчина, воевал на фронте, был ранен и одна рука у него от этого плохо двигалась. Как я позднее узнал ещё и заядлый охотник как все в этом селе. Мы с ним нашли даже общих знакомых - тётя Вера, жена Максима Викулова, была его землячкой и дальней родственницей. Её мужа - лесничего задрал медведь, и она где-то нашла Максима, либо он её, и нарожала ему 6 или 7 детей. Через 3 года я был в командировке и проезжал через село Баронское - был просто очарован и восхищён красотой этого места. Путь оказался совсем неблизкий - сначала на Бокситы, потом г. Волчанск, потом 4-й разрез, потом г. Карпинск, и только из Карпинска через 28 км, мы въехали в большой населённый пункт под названием Сосновка. Через 6 лет Корионов Н.П. был назначен автомехаником этой партии.

4.Что такое Сосновка

Много попадалось мне названий населённых пунктов, связанных с деревом - Еловка, Ольховка, Дуброва, Берёзовка. Однако больше всего на Руси сёл под названием Сосновка. Скорее всего, это связано с наиболее распространённым у нас деревом - сосной. Это было даже не село, а населённый пункт. Строила его Трудармия, состоящая из немцев в конце войны, и связано это было с потребностью в древесине при строительстве Богословского алюминиевого завода. Население достигало более 3 тысяч человек, а сегодня упало до немногим более 1 тысячи. Его производственное название было Центральный лесопункт Вагранского леспромхоза. Лес заготавливали вдоль правого берега реки Вагран и вывозили узкоколейной железной дорогой в Сосновку, где было установлено несколько мощных пилорам для его разделки. Готовый сортимент вывозили ширококолейной железной дорогой на основную колею Свердловск - Североуральск. Хочу заметить, что по-моему мнению, место для Сосновки выбрано крайне неудачно - кругом леса, болота и большая отдалённость от ближайших населённых пунктов и городов. Лучшим местом расположения этого производства был бы город Волчанск с его уже отработанными угольными разрезами, куда можно было бы перемещать огромные отходы лесопиления в виде щепы и опилок, с его хорошей инфраструктурой. Да и людям было бы веселее жить вместе с угольщиками. Но если невозможен был такой вариант, то жилой посёлок надо было расположить на 5 км севернее, прямо на высоком берегу Большого Княспинского озера с примыкающим кедровником. Была бы совсем другая аура и среда обитания. А так посёлок оставлял впечатление какой-то одной хаотичной деревянной постройки и выглядел совершенно непривлекательно.

5.Лежнёвые дороги

Партия располагалась на самом краю и имела весь набор необходимых зданий -контору, мехмастерскую, гараж, склады, жильё. Начальник партии велел мне принять буровую бригаду на Валенторском участке, и добавил, что через три месяца две бригады с Валенторки, в том числе и моя, будут переброшены на картировочное бурение в район Старой Княсьпы. В Сосновке меня поселили в комнату общежития ИТР. Я там сложил вещи и утром выехал на Валенторский участок. Ехали на вахтовке долго -около двух часов. Дело в том, что до Карпинска, и потом в сторону Кытлыма были, в основном, лежнёвые дороги. Это когда на сырых, частично заболоченных грунтах, кладется через метр-полтора поперёк полотна дороги кругляк. На кругляк ложатся с двух сторон кантом вверх лесины, которые скрепляются скобами и шпилями к поперечному кругляку. В середине кладутся два отбойных бруса из кругляка на ширину примерно 0,8 метра. Таким образом, дорога выглядит как две деревянные полосы, каждая шириной около метра. Для разъездов встречных машин устраиваются специальные уширения дороги. Езда по таким лежнёвкам требует навыков, и неопытные водители частенько становились поперёк дороги, или валились на обочины. К тому же от старости некоторые лежни лопались, и когда машина наезжала передним колесом на конец лежня, второй его обломанный конец поднимался и пробивал днище грузовика.

6.Валенторский участок

На Валенторке меня встретил уже предупреждённый заранее прораб, он же начальник участка Бондарев Сергей Ефимович, техник-буровик по образованию. Повёл на буровую со старшим мастером Работой И.Д., который вёл эту бригаду как вторую. Станок ЗИФ-650А со съёмной самодельной мачтой на свечу из двух штанг. Всё смонтировано в передвижном зимнем тепляке. Скважины глубиной 300-500 метров бурились стальной дробью-сечкой. На участке была пробурена скважина на воду, откуда водовозка подвозила воду на буровые. Работали вахтовым методом по 12 часов смена. 4 дня работа, 4 дня отдыха. Для жилья построено около 10 домиков, где регулярно менялось бельё, и топились печи техничками. Мне всё это очень понравилось и совершенно нельзя было сравнить с Енисейском. Бондарев С.Е. принял меня сначала насторожённо, т.к. подумал, вероятно, что я его могу сменить. Но потом успокоился. Дела у него на участке шли неплохо, организация работ тоже была на уровне тех лет. Ну иногда он мне казался излишне требовательным, или даже чуть занудливым. Но был в целом неплохим хозяйственником. Я даже сейчас думаю, что на месте начальника этой партии он бы справился. Однако вернувшись через 6 лет в эту партию техруком, с удивлением обнаружил Сергея Ефимовича на должности нормировщика-экономиста партии. Мне он объяснил эту метаморфозу тем, что надоели участки и хочется быть с семьёй. Мы с ним очень быстро нашли общий язык в области экономики и частенько координировали действия. Как-то в экспедиции определили, что скорости бурения у нас маленькие, и надо бы нас подучить маленько. Наше руководство партии возражать не стало, и нам прислали крепенькую бригаду Мурашёва В.Н. из Черёмуховской ГРП. Им дали установку и они начали новую скважину. Я ходил и смотрел как они работают. Конечно, режимы бурения, которые они применяли, были безусловно более форсированные чем применяли мы, и часовые скорости бурения у них были больше. Однако была зима, в скважине упал уровень воды и на всех воды не хватало. Естественно, наши водовозки возили воду в первую очередь на свои буровые, а Мурашёву что останется. Ребята помучились месяц, всё бросили и уехали домой. Всё равно им уплатили среднемесячный заработок по своему месту работы.

7.Страсти - мордасти

Наступил февраль. и дали команду готовиться на картировочное бурение. На Сосновке нам готовили два агрегата, и мы следили за их монтажом. Я жил один в комнате, и частенько ко мне заглядывал один из руководителей партии с бутылкой за пазухой. Он объяснял это банным днём, а жена дома, вероятно, это не воспринимала. Наливал два стакана, но я отказывался. Он выпивал свой, а потом в два приёма и остальное. Несмотря на такую хмурую и непраздничную жизнь в Сосновке, любовные страсти кипели нешуточные. Один из руководителей открыто завёл роман с женой другого руководителя, и дело уже дошло до руководства экспедиции. Через стенку у меня жила девушка-геологиня возрастом за 40. Знающие люди говорили, что она никогда не была замужем. Однако имела отличную фигуру и классическую, без дураков и всяких силиконов, грудь. И только лицо под глазами и шея, несмотря на обильные косметические процедуры, "говорили", что война с возрастом безнадёжно проиграна. И к ней иногда приходил какой-то гость. Обычно это было поздно вечером около 10 часов. Причём бежал по коридору почти бегом, открывал уже заранее открытую дверь и тут же закрывал её на ключ. Потом они подолгу о чём-то тихо говорили - я думаю про успехи трудового дня, или соцсоревнование. У гостя иногда был какой-то едучий парфюм, что клопы мелкими струйками начинали сбегать через щели в мою комнату.

8. Были чудаки на свете

На выходные я частенько ездил домой в Североуральск. Обратно ехал на автобусе до Волчанки, там садился на трамвай, идущий на Карпинск, сходил на пересечении трамвайного пути и железной дороги на Сосновку, и ждал поезд. Подходил паровоз с одним пассажирским вагоном и ехал до Сосновки. Один раз на поезд опоздал, и шёл пешком по шпалам 10 км. Однажды в феврале мне пришла в голову мысль поехать из Североуральска на Сосновку на своём мотоцикле. Поспрашивал местных, и все утверждали, что дорога от Берёзовки есть. А до Берёзовки от Покровск-Уральского и тем более. Мороз стоял небольшой около 15 градусов. Подвязал уши шапки на завязки, но неподшитые валенки одевать было нельзя - невозможно ими прощупывать ножные рычаги управления. Тогда надел собачьи меховые унты. До Берёзовки на Вагране доехал сносно, а переехав мост обнаружил, что дорога вся пересыпана снегом и есть только единственный след от автомашины ЗИЛ-157. А т.к. у этой машины односкатные колёса, то идут они след в след, и ехать можно только по одному из них, левому или правому шириной около 20 см. К тому же сразу за мостом начался подъём в гору. Мотоцикл с трудом, с большими пробуксовками, ныряя влево или вправо из колеи, продвигался вверх. Перед самой вершиной он вдруг заглох. Я пытался его многократно заводить, дёргал за кикстартер, но он молчал как рыба. Пощупал рёбра охлаждения двигателя - к ним невозможно было притронуться. Подождал минут 15, подошёл снова к мотоциклу, дёрнул за кикстартер, и он тут же завёлся. Я уже потом догадался, что мотоцикл заглох из-за перегрева двигателя на подъёме при малой скорости движения. И это мне крупно повезло, что двигатель не заклинило. В принципе, как только двигатель завёлся, надо было не рисковать и поворачивать обратно домой -ведь по дороге движения транспорта не было, и ждать помощи тоже было неоткуда. Но я решил ехать дальше - въехал на гору и через 10 км, появился хорошо накатанный лесовозный зимник на Сосновку. По нему я и доехал. Но больше таких экспериментов не повторял, и даже обратно в Североуральск поехал через Карпинск по накатанным дорогам.

9. Как провезти буровые через озеро и не утонуть

Буровые установки были почти готовы, но нам надо было их перевезти по льду Большого Княспинского озера на другой берег. Меня поставили в пару к очень опытному старшему буровому мастеру Николенко Владимиру Тихоновичу. Это был фронтовик последнего призыва, и воевал на Дальнем Востоке. Один из самых опытных и успешных буровых мастеров партии. Большой любитель домашнего сала, сам его выращивал и готовил, частенько угощал и меня. Вообще, по-моему мнению, работа старшего бурового мастера мало зависит от того, какой у него диплом в кармане. Самые хорошие мастера получались, как правило, из тех, кто прошёл все ступеньки этого ремесла (а Николенко с этого и начинал), начиная с помощников бурильщика, либо даже с верховых. И выдвижение наверх происходило путём естественного отбора. Для бурового мастера мало было иметь только знания. Нужно было ещё обладать неким чутьём на буровой процесс и иметь авторитет в бригаде. Всем этим в полной мере обладал Николенко В.Т., а мне оставалось только многому у него учиться. Взяли с собой пешню и поехали смотреть лёд на озере. Пробили лунки в трёх местах, и везде оказалась толщина в районе 35 см. Теоретически для перегона одного трактора С-100 нужна была толщина около 40 см. А тут ещё буровая установка весила около 7 тонн. При сосредоточенном грузе такого суммарного веса лёд может и не выдержать. Решили груз рассредоточить, и буровые через озеро везти на тросу длиной 30 метров. Что и сделали. У берега трос отцепили, и буровую взяли на жёсткий прицеп прямо к трактору. Дорога шла на подъём, петляя между кедровыми деревьями Я шёл рядом с буровой. В какой-то момент вдруг раздался металлический звон, и моя буровая покатилась назад. Но т.к. дорога шла змейкой между деревьями, то через 10 метров она соскочила с дороги и ударилась задней стенкой о большой кедр, и остановилась. При отсутствии деревьев буровая бы точно скатилась в озеро. Произошла такая история - лопнул шкворень прицепа, серьга осталась на фаркопе трактора. Поменяли шкворень и притащили буровые на место производства работ. В посёлке лесоучастка Княсьпа сняли три домика, в которых жил персонал. Когда к лету закончили бурение, меня отправили командовать отрядом проходчиков шурфов в Ново-Лялинский район.

10. С лучом за рыбой на "пионерке"

Однажды осенью мы с Любченко П.С. решили съездить порыбачить на р.Вагран в район лесоучастка Шомпа. В Сосновке был пункт лесопереработки, а верхние склады и лесозаготовки производились вдоль реки Вагран в районе посёлков Берёзовка, Шомпа, Двадцатый, Тулайка. Все эти лесоучастки соединялись узкоколейной железной дорогой и зимниками, по которым на нижний склад вывозился заготовленный лес. Сборы были недолгими и вечером в субботу втроём пионерку и рыболовные снасти подвезли на машине к узкоколейке, и поставили её на рельсы. Пионерка - это по виду примерно небольшой стол, к ножкам которого прикреплены 4 колеса с ребордами, а внутри установлен двигатель воздушного охлаждения с коробкой передач от мотоцикла М1М мощностью 5,5 лошадиных сил. Заводится двигатель очень просто с выключенным сцеплением: пассажиры немного разгоняют пионерку вперёд, прыгают на неё, и включается сцепление, запуск двигателя безупречен. Меня посадили за рычаги управления как действующего мотоциклиста, и поехали вперёд.

Однако тут надо пояснить о порядке движения по таким путям. Езда на пионерках категорически запрещена, т.к. паровоз на путях, да ещё с гружёными вагонами идёт без остановок, а машинист точно знает, что препятствий на пути у него нет. Поэтому пассажирам пионерки надо глядеть вперёд и назад очень внимательно, и вслушиваться в возможные гудки паровоза. К тому же узкоколейка сильно петляет, и паровоз как бы выскакивает из-за поворота совсем неожиданно. Мы должны тут же соскочить, взять пионерку на руки, и убрать её далеко на обочину. За всю поездку туда и обратно таких встреч было 6-7. Как видно, езда на таких дорогах совсем небезопасна, и у нас такого желания поехать ещё раз не возникало. Скорость движения была примерно 40-45 км в час - на большее не хватало мощности двигателя. Через час приехали в район Шомпы, спрятали пионерку в кустах и вышли на р. Вагран. К сожалению, по реке шла какая-то муть с верховьев. Бродили с шахтёрскими лампами и в высоких резиновых сапогах часа три, каждый наколол хариусов примерно на уху, и с рассветом вернулись домой.

11. Кое-что про добычу угля открытым способом...

Почти рядом с нами в 20 километрах работал трест "Волчанскуголь" во главе с управляющим Валерием Порфирьевичем Гогия. Работал трест всегда очень хорошо, выполнял всегда планы по добыче и отгрузке и постоянно поминался в областной прессе в числе лучших. Управляющий же был вообще полулегендарной личностью, про которого ходила масса всяких баек, связанных как с его высокими административными способностями, так и на другие темы Ему, например, приписывается высказывание: "В Москве -Сталин, а здесь -я!" Каждый мог это толковать по своему усмотрению. Это он мог сказать, когда был первым секретарём Карпинского горкома КПСС в конце 40-х гг. Современный по тем временам г. Волчанск с отличным жильём и объектами соцкультбыта - это было целиком и полностью его детище, которым он постоянно занимался. В первые же годы своей работы управляющим, он снёс все бараки. Многие жители Волчанска с теплотой отзываются о нём до сих пор. Предпоследний начальник Североуральской экспедиции Е. Гуткин в 70-е годы рассказывал мне, как он с ним познакомился и общался. Гуткина Е.С. в конце 50-х гг. назначили начальником Черёмуховской геологоразведочной партии, и тут же кто-то ему посоветовал съездить на Волчанку к Гогии В.П. и поучиться у него мастерству администратора, с чего нужно начинать только что назначенному начальнику партии. Тот его принял хорошо, разговор длился более двух часов, и был, по словам Гуткина, очень полезен. Подводя как бы итог разговора, Гогия В.П. сказал: "Вот видишь, мы сидим с тобой больше двух часов, и ни один человек за это время не зашёл к нам для решения каких-то вопросов. Я доверяю своим подчинённым самим решать вопросы в сфере их компетенции без оглядки на меня!" Однако один из геологов угольного разреза тех времён - Пономаренко Александр Фёдорович, который перешёл к нам на работу, рассказал уже другую историю. Однажды на совещании у В.Гогии решали вопросы очередности отработки угольных пластов на одном из разрезов. Один пласт заканчивался в отработке, а рядом соседний брать уже было нельзя, т.к. по данным опробования зольность его значительно превышала установленный норматив. Тогда Гогия В. встал и велел Пономаренко садиться в его машину (в сухую погоду он сам на своей "Победе" спускался в самый низ разреза). Подъехали на место и Пономаренко ему показал пласты. Он только мельком взглянул на них и сказал: "Никаких опробований больше не делать. Брать всё подряд! Никакой повышенной зольности здесь не будет - это я тебе говорю!" Невозможно проверить, прав он был или нет. Но человек безусловно опытнейший. Надо признать, что бурые угли Карпинска и Волчанска и так по себе имели повышенную зольность, а если туда попадала излишняя порода, то и вообще. В 1966 году Веселовский угольный разрез имел кондиции на зольность 40%. Топишь таким углём печь, загружаешь 3 ведра, а потом вынимаешь 2 ведра золы.

24 марта 2014 года.


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"