Аннотация: Что скрывается за нынешним агрессивным атеизмом? Одно лишь желание общего блага? Данная статья дает попытку ответа на эти вопросы.
В отечественном сегменте интернета является давней традицией смеяться над победобесием, культом дня победы СССР над Третьим Рейхом. Тема это очень благодатная, тем более, что адепты этого культа каждый год подкидывают новые поводы для шуток.
Но если подойти к вопросу серьезно, в чем обвиняют шутники своих оппонентов?
Это апелляция к славному прошлому, при нежелании видеть безрадостное настоящее. Это гордость достижениями, к которым нынешние господа победобесы не имеют никакого отношения. Это выхолащивание содержания некой ритуальной формой. Ну и наконец, это вода на мельницу нынешнего режима. Поддерживая культ полосатой ленточки, его адепты служат отличной массовкой нынешнему гаранту и национальному лидеру.
Но это лишь небольшое предисловие, к которому мы ещё вернемся. Пока что предлагаю поговорить о тех, кто предъявляет подобные обвинения, кто является главным поставщиков и потребителем подобных мемов. Это образованные горожане: либералы, левые, умеренные националисты и не имеющие каких-то особых политических взглядов. Они же производят мемы, тесно смыкающиеся с этой темой, мемы о наступлении тотального мракобесия, о деградации.
Казалось бы, мы имеем дело с борьбой неравнодушных граждан за свободу, равенство и братство. Ну, или хотя бы за гражданское общество. Но чувствуется здесь какой-то подвох. В чем суть тех смешных картинок, что выражают их точку зрения? Вот изображены некие люди, обычные рабочие или люмпены. Они пьяны, выглядят, будто не люди вовсе, а некие более примитивные существа. Нынешняя поп-культура услужливо подбрасывает знакомые образы. Зомби, орки, морлоки... Существа дикие и первобытные, близкие к зверю. У них нет ничего общего с человеком, нет души.
Они не меньшие враги, чем те, кто ими манипулируют. Они готовы отдаться любому проходимцу ради красивых обещаний и иллюзорной стабильности. Именно они виноваты в происходящем. Последнее утверждение тянется путеводной нитью через лабиринт творчества этих господ.
Они отделяют себя от остальных, претендуют на роль элиты, авангарда, прогрессоров. И речь не только о правых, для которых это обычная точка зрения, но и для левых, которые до сих пор на полном серьезе мусолят цитату Троцкого о том, что исторический кризис человечества сводится к кризису революционного руководства. Тема авангарда, который должен вести за собой неразумное большинство, не сходит с страниц их манифестов, статей и прокламаций.
Иначе говоря, противники режима, противники существующего положения вещей по сути мало отличаются от тех, кого они клеймят. Острие их критики приходится не на господ, а на рабов. И они едины в мнении с господами, что рабы сами виновны в своем рабстве. Может быть так и должно быть? Ведь некогда большевики с таким же подходом взяли власть и сделали немало хорошего, вырвали огромную страну из вековой отсталости. Но что-то нынешние критики не похожи не на якобинцев, не на большевиков.
Да и ситуация иная. Люди устали и разочарованы, они хотят светлого будущего, они застряли в прошлом и настоящем. Стоит ли их в этом обвинять?
Прежняя эпоха была страшной и кровавой. Наши предки объявили войну традициям, вере и всему старому укладу. По их замыслу человек должен перестать зависеть от милости природы, занять по праву место её повелителя. И в качестве оружия он должен взять научно-технический прогресс. Миллионы людей было принесено в жертву ради построения технологического рая. И что? Природа не побеждена, рай не построен. Мы по-прежнему зависим от случайности. Только к естественным факторам хаоса добавились те, что люди сотворили собственными руками. Как ту не разочароваться? Как тут не впасть в эскапизм? Как тут не вернуться к проверенным временем духовным практикам?
Но есть те, кто всё ещё получает блага от недостроенного рая. Те, кто паразитирует на обломках нашей великой цивилизации. Это жители крупных мегаполисов, по роду занятий клерки, технические специалисты, интеллигенты. Тотальный регресс, который постиг всё человечество ещё не добрался к ним в полной мере. Но он уже стал таким очевидным, что начал вызывать у них панику, которая и выплескивается в их нынешнем творчестве. Что скрывается за этими шутками? Интуитивное понимание, что в скором времени возможности и ресурсы капитализма будут исчерпаны окончательно. Что большая часть из них окажется невостребована, что они сами станут тем самым быдлом, на которым они смеются. Это смех бессилия перед колесом истории, что несёт нас вниз.
И что же они делают, чтобы спастись? Ничего. Они придумали себе свой культ, имя которому прогресс. Чем они отличаются от клерикалов и победобесов? Ничем. Они также гордятся достижениями прошлого, к которым не имеют никакого отношения. Также выхолащивают содержание формой, полагая, что научно-техническое развитие есть цель, а не средство. Также льют воду на мельницу угасающего капитализма. Их нетерпимость прекрасный повод провести ещё одну победоносную войну против клерикального, но нефтеносного государства, объявить всех рабочих иммигрантов потенциальными террористами, сделать вид, что жители российской глубинки и моногородов сами виноваты в том, что они обречены влачить нищенское существование.
Их вера, как любая другая предлагает спасение в будущем. Христиане уповают на Страшный суд, победобесы на возрождение Империи, прогрессисты на новый технологический уклад. На то, что умирающий капитализм породит из своих недр некую технологию, которая спасет мир, спасет всех нас. Или хотя бы избранных.
Они часто любят хвалиться своим разумом, рациональностью. Своих оппонентов они представляют существами без мозгов. Но часто ли они задумываются над реальным положением вещей?
Некоторые из них полагают, что человечество уже вступило в новую эпоху. Что интернет, различные устройства коммуникации, 3D -- принтеры уже изменили наш мир раз и навсегда. Да только этот технический прорыв не распространяется почему-то дальше их офисов, уютных парков с вай-фаем и квартир в новостройках. Стоит выйти на улицу, можно нарваться на отсталых морлоков в трениках. Если посмотреть и вовсе глобально, то можно увидеть, что ничего принципиально нового не появляется уже почти 50 лет. Люди просто доводят до логического завершения тогдашние наработки, реализуют старые идеи. Когда будет достигнут предел, дальше будет лишь пустота. Прямая линия прогресса, которая кажется постоянной, обрывается.
И чем сильнее это очевидно, тем больше прогрессисты уповают на его продолжение. Ведь у них нет иного выхода. Если заглянуть в глаза реальности, можно умереть от безысходности. И потому они пестуют в себе свою веру. Как писал в своё время Маркс, слабость всегда спасалась верой в чудеса.
Но есть ли выход из сложившейся ситуации? Выход есть всегда. Если налицо противоречие, нужно прийти к синтезу двух его противоположностей. Если прогресс остановился, нужно не тратить силы на его перезапуск, нужно сохранить как можно больше его достижений и при этом пройтись по всему его пути, начиная с Средних веков и понять, где мы ошиблись, с какого момента все пошло не так. Не отметать с гневом духовное, а используя методы рационального познания, вытащить оттуда всё полезное для человека. Не оглядываясь на авторитетов прошлого, сделать тщательную ревизию нашей современной науки и культуры. Научиться жить по средствам, самодостаточно. Для этого придется от многого отказаться, но иного пути в будущее нет. Самое важное примириться наконец с современной реальностью. Примириться -- не значит сдаться. Это значит увидеть все как есть и найти правильный путь из тупика. Те, кто сделают это первыми и будут новым авангардом. А пока прогрессисты просто испуганные обыватели, ничем не лучше тех, кого они изобличают.