Вишневецкий Григорий Александрович : другие произведения.

Мотивация в условиях болезненных состояний

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  

Мотивация в условиях болезненных состояний

   Прежде всего, есть необходимость детального изучения условий труда и отдыха при определенной болезни. Об этом можно узнать, проведя поиск в сети Интернет.
   Важнейшее значение для развития мотивации к чему-либо имеет общение с людьми и поиск единомышленников. Большое значение приобретает групповая динамика. Очень часто в отсутствии общения и самоизоляции пропадает желание что-либо делать вообще, и сама работа кажется часто непродуктивной. В свою очередь замкнутость личности может быть связана с психологическими комплексами и , как результат ,отсутствием друзей сверстников. Замыкаясь в среде старших, а, следовательно, более мудрых и опытных людей, индивидуум становится жертвой постоянного психологического давления. В школе на уроках часто не объясняется психологическая подоплека изучения того или иного предмета. Между тем с позиции современных представлений эмоционального интеллекта (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82 ) становится понятным необходимость изучения некоторых дисциплин, в частности литературы, рисования (следует подчеркнуть также направление арт-терапии, фототерапии, влияние рисования на повышение словарного запаса языка учащихся). А также рассказать об организации кружков по рисованию для пожилых людей. При преподавании музыки рассказать также немного о музыкотерапии. Однако как следствие применения различных методов терапевтического воздействия на человека может возникнуть представление о некой каждодневной обязательной тренировке. Такого рода работа может включать в себя смехотерапию, арт-терапию, библиотерапию и т.д. В свете нынешнего положения дела (повсеместного распространения Интернета), особую остроту приобретает проблема межличностного реального, а не виртуального общения. Ведь общаться с реальным человеком гораздо труднее, поскольку может возникнуть конфликт или неприятие точки зрения, какое-либо не согласие. При знакомстве мужчины и женщины важнейшее значение приобретает психологическая совместимость людей, а она зачастую связана с интересом к гуманитарным, а не техническим дисциплинам.
   При некоторых заболеваниях мы наблюдаем быструю утомляемость и угасание интереса, а вместе с тем пропадает и мотивация что-либо делать. Возможны проявления апатии к окружающему миру, людям и общая слабость. Очень важно соблюдать правильный режим питания, есть фрукты и овощи. Такой фрукт как апельсин обладает рядом полезных свойств[1] и, возможно, окажет очень благотворное действие на состояние больного. Есть также множество других полезных фруктов и овощей.
   Важно, чтобы у человека в жизни были удовольствия, и тогда будет появляться мотивация. Неплохих результатов в плане расслабления и успокоения можно добиться с помощью медитации под успокаивающую музыку лежа на мягких матах. Среди полезных занятий можно отметить плавание, бег, ходьбу и другие. Любовные игры и секс принесет также огромное удовольствие. Некоторые люди не могут взяться за умственный труд, не проделав предварительно зарядки или физических упражнений. Они могут жаловаться на возникновение неприятных ощущений в теле. Не нужно просить ребенка сначала сделать уроки, а потом идти играть в футбол. Кому-то покажется эта игра пустым времяпровождением, но в этой игре формируется чувство локтя, чувство уверенности в себе и эта игра социальна.
   Людям с быстрым эмоциональным истощением полезно иметь наставника для всяческого поощрения их деятельности.
   Различают мотивацию, когда необходимо удовлетворить самые базовые потребности организма, например чувство голода, тяга ко сну и т.д. Мы их рассматривать не будем.
   Может возникнуть желание преодолеть собственные недостатки. Это чувство часто одно из сильнейших. Для того чтобы у человека возникла мотивация что-либо делать, перед ним должна быть поставлена задача. Без постановки задачи очень трудно себя мотивировать.
   Согласно одной из теорий памяти люди лучше запоминают предметы и явления, имеющие к ним непосредственное отношение. То же самое можно сказать и о мотивации к деятельности. Далее мы попытаемся рассмотреть, каким образом можно мотивировать себя к учебной работе.
   Рассмотрим задачу, взятую из курса физики [2]:
   Кран поднимает груз массой 2 т на высоту 24 м за 2 мин. Найдите механическую мощность. Силами трения пренебречь.
   Переформулируем задачу так: Гриша поднимает груз массой 2 кг, подвешенный на веревке на высоту 50 см за 1 секунду. Найдите механическую мощность. Силами трения пренебречь.
   Что изменилось? Изменилось отношение ученика к задаче. Теперь его назвали лично по имени, и он не может с той же легкостью сказать: "Это меня не касается". Более того, прежде чем перейти к решению задачи, ученик может провести эксперимент на себе. Учитель в свою очередь может даже попросить об этом слабого ученика. У него появится побудительная причина решить задачу. Можно привести примеры из жизни, например, поставить задачу о поднимании гантель и растяжку динамометра таким-то учеником. Здесь возможны задачи и на закон Гука, и на закон Ньютона, а также учет кинетической и потенциальной энергии. Мне представляется также важным, упомянуть о правильном подъеме тяжестей, поскольку с годами у многих мужчин появляется грыжа.
   Другой пример из той же книги:
   Параллельно амперметру включается шунт - резистор с электрическим сопротивлением Rш, в n раз меньшим внутреннего сопротивления Rа прибора. Во сколько раз при этом изменяются показания прибора(рис.211)?
   Перефразировав задачу получим:
   Петя принес амперметр, а Катя включила параллельно шунт - резистор с электрическим сопротивлением Rш, в n раз меньшим внутреннего сопротивления Rа прибора. Во сколько раз при этом изменяются показания прибора (рис.211)?Решить задачу теоретически и практически поочередно провести измерения Пете и Кате (ученики класса). Удостовериться в совпадении результатов друг друга обоим ученикам при проведении измерений с решенной задачей.
   У некоторых учеников может наблюдаться боязнь к электрическому току, поэтому здесь важно, чтобы напряжения и токи были малыми величинами, а проведенный эксперимент удовлетворял технике безопасности. В любом случае учитель будет контролировать процесс обучения. По сравнению со школой в Вузе студенты самостоятельно проводят лабораторные работы, а на лекции некоторые просто хлопают ушами. Мне вспоминаются слова нашей преподавательницы по физике в институте: "Я не могу видеть пустых глаз". На занятиях сильные студенты понимали материал, а слабые не понимали. Между тем знания сродни чувству собственности, когда человек чем-то владеет, он говорит, знаю, как свои пять пальцев. Предпочтительней по моему скромному мнению провести сначала совмещенное занятие лабораторно-лекционное, а потом дать возможность выполнить студентам самостоятельно лабораторную работу. Конечно здесь могут возникнуть значительные материальные и временные затраты и, возможно, овчинка не стоит выделки. При этом чувство собственности должно заключаться в том, что студент сначала "прощупал" материал под руководством и присмотром преподавателя и только затем осознал его и понял до конца. Такого рода щепетильную работу, скорее всего не стоит проводить с сильными студентами.
   Ставить первые несколько задач перед учениками лучше в личной форме. Затем можно расширить и сделать их с сопричастностью ко всему классу. В любом случае давать абстрагированные от учеников класса задачи лучше не в первую, а во вторую очередь.
   На уроках литературы полезно преподавать юмор и сатиру, рассказывать анекдоты и шутки. Юмор - дело серьезное, поскольку он способствует сплоченности коллектива, разряжает обстановку и улаживанию конфликтов. Ни в коем случае нельзя ставить оценки за шутки и анекдоты. В зависимости от темперамента, воспитания и национальной культуры понимание и реакция на юмор могут быть различны. Это нужно объяснить в тактичной форме учащимся. Те учащиеся, у которых возникнут проблемы с чувством юмора, обратятся за помощью к учителю. Причины проблем могут быть разные. Уделив 15 минут на юмор, учитель приступит к изучению литературного произведения.
   При изучении целого ряда дисциплин нужно исходить из исторических предпосылок изучаемого материала. В противном случае он может восприниматься как нечто навязываемое ученику: "А зачем мне это надо спросит он?" Так в примере изучения производных функции, нужно выделить сопутствующие этому открытию факторы. Человек должен почувствовать себя творцом и первооткрывателем. Естественные возражения в этом случае, что навряд ли найдутся такие ученики, которые смогут это сделать заново, а, кроме того, такое обучение потребует слишком много времени.
   При изучении истории за отправную точку желательно взять посещение музеев и беседы с археологами. Это необходимо не только для того чтобы повысить интерес к предмету, но и для того чтобы человек мог ассоциировать себя с группой других людей, профессии которых связаны с историей. Идентификация себя с группой очень важный фактор для личностного роста и развития. Важно чтобы ученик мог сказать вот это действительно мое. То же самое - встречи с людьми могли бы быть полезными при изучении таких дисциплин, как пение, физкультура и ряда других. Можно конечно возразить и сказать: хотите, посещайте, хотите, нет, но как уже было упомянуто выше знаниям присуще чувство собственности, а наибольшей мотивации на мой скромный взгляд можно достичь таким путем. Встречи с людьми - самый первый шаг, который нужно сделать для стимуляции интереса к предмету.

Целеполагание при быстром эмоциональном угасании

   Постановка целей или целеполагание является основой любой деятельности человека. В состоянии быстрой вспышки и угасания, когда наличествует порыв, но не хватает энергии, полезно воспользоваться детской или юношеской литературой богатой иллюстративным материалом. Проведя аналогию с физкультурой, небольшая иллюстрированная книга эквивалентна по трудности подъему легкой гантели. Если ее удается прочитать за короткий промежуток времени, то можно двигаться дальше - браться за изучение более сложной литературы.

Целеполагание при работе за компьютером

   Работе за компьютером всегда должна предшествовать работа ума. Это верно и в том случае, когда наша деятельность непосредственно не связана с компьютером. Здесь важным фактором является состояние здоровья. Нельзя экономить на своем здоровье, поэтому работать нужно с таким расчетом, чтобы меньшая часть времени отводилась на компьютер. Обычно в голове формируется план действий, а лишь затем выбираются инструменты для решения задачи. Цель изучить программу MS Project будет неправильна без теоретических знаний об управлении проектами. Программы, которыми мы пользуемся - это зачастую инструменты, а для решения задачи часто требуются дополнительные знания. Следовательно, нельзя подменять понятия знания и инструменты для решения задачи. Возможно, трудно мотивировать себя на изучение программы Photoshop. В этом случае было бы полезно ознакомиться с основами фотографии, произведениям искусства, графике. Но не все сразу, а постепенно. Имеет смысл прочитать популярные статьи по искусству живописи.

Эмоционально-чувственный компонент и мотивация

   Мотивация находится в тесной связи с чувствами, поэтому мы обращаем особое внимание на индивидуальный подход к каждому ученику. Ниже будут приведены примеры вступительной части первых уроков по разным дисциплинам. Если обнаружиться, что для восприятия более подробной информации ученикам необходимы предварительные знания, то необходимо изложить материал в последовательном порядке. Но через определенное число уроков обратиться непосредственно к личности. Например, учитель может сказать: " Я помню, что у Пети есть собака. Петя, расскажи нам про строение собаки, к какому классу животных она относится?"
   Урок истории: Ребята! Расскажите о своей семье. Ваш рассказ - это личная история. Она нужна Вам и, скорее всего, больше никому не интересна. А на уроках истории мы будем изучать общую историю, как часть общемировой культуры.
   Урок ботаники: Ребята! Опишите, какие фрукты и овощи растут в вашем саду. Какие они на вкус, цвет? Растут ли у вас цветы, и если да, то какие? Нравится ли вам их запах? Хотели бы вы знать о них больше? У нас есть прекрасная возможность для этого.
   Урок зоологии: Ребята! Есть ли у вас или у соседей домашние животные? Опишите их. Любите ли вы гладить своих животных? Ухаживать за ними? Сегодня вы узнаете кое-что новое о них.
   Урок литературы: Постановка спектакля по произведению. С произведением должны быть знакомы все ученики. Участниками спектакля будут сами ученики класса, либо они будут зрителями, которые будут находиться близко к сцене. Школьный психолог может сидеть на заднем ряду, наблюдая за всеми актерами. Так могут быть обнаружены и своевременно выявлены психологические проблемы учеников.
   Как показали исследования, при поступлении на работу эмоциональный интеллект имеет большее значение, нежели интеллектуальный.

Мотивация при решении повседневных задач

   Наши повседневные заботы связаны с уплатой налогов, приемом лекарств и т.д. Хорошо, если вся информация, с которой мы сталкиваемся на родном языке. Но посмотрим на проблему с другой стороны это ведь тоже стимул изучить иностранный язык.
   Литература:
      -- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%B8%D0%BD
      -- О.Ф. Кабардин Физика. Справочные материалы, Москва "Просвещение", 1988 г
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"