Вишневский Дмитрий : другие произведения.

Как писать хоррор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Как писать хоррор. Понимание основ жанра.
  
  Для начала скажу следующее.
  Большинство рассказов и романов, которые их авторы обозначают, как сделанные в жанре "хоррор" - таковыми не являются. По той простой причине, что эти авторы путают две основополагающие вещи - цель и средство достижения.
  Уже одно только понимание этого нюанса даст возможность работать в нужном направлении, в том, которое позволит написать рассказ или роман именно в жанре "хоррор".
  
  Итак, знакомимся со следующей матчастью (Википедия для понимания основ и задач жанра вполне годится).
  Цитирую:
  
  "Фильм ужасов (в просторечии ужастик; англ. horror film, horror movie), хоррор(англ. horror) - жанр художественного фильма. К фильмам ужасов относят фильмы, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и страха, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного - так называемый эффект "саспенс" (от англ. suspense - неопределённость)"(с)
  
  "Литература ужасов (англ. horror literature, horror fiction; часто просто "ужасы" или даже "ужастики", иногда "мистика" или заимствованное из английского "хоррор") - жанр литературы, имеющий целью вызвать у читателя чувство страха. Часто, но не всегда в литературе ужасов повествуется о сверхъестественном в прямом смысле слова; имеется ограниченный набор тематизированных персонажей, заимствованных, как правило, из низовой мифологии разных народов: вампиры, зомби, оборотни,призраки, демоны и др." (с)
  
  Ознакомились?
  
  Замечательно.
  
  Теперь объясню, что я имел ввиду под фразой "эти авторы путают две основополагающие вещи - цель и средство достижения".
  
  Если говорить совсем просто, то, скажем наличие зомбиков в рассказе рассказ хоррором не делает. Ибо зомбики - не цель, а средство.
  Цель - страх читателя.
  И страх этот вызывается именно благодаря тексту и именно в момент прочтения рассказа или романа.
  Этот страх вымышлен, не имеет реальной основы, является фантазией, а потому безопасен, но в то же время отвлекает читателя от проблем насущных, так как перекрывает эмоциональностью и серьёзностью поднятых в тексте проблем часто бытовые проблемы читателя.
  
  В своём роде "хоррор" - это жанр, призванный нести читателю терапевтический эффект. Да-да, вы не ослышались.
  Желание пощекотать нервы - хоррор ли почитать, на американских горках покататься, прыгнуть с парашютом или с тарзанки, часто возникает у людей, которые устали от бытовых проблем и неурядиц.
  
  Суть здесь такая же, как у любовного романа - погружение в книгу и смена эмоций.
  Причём для выполнения задачи - эмоции должны быть достаточно сильными, чтобы позволить читателю забыть о своих проблемах.
  
  Всё это я говорю для того, чтобы было понятно, почему качественный хоррор написать не так просто и для чего он, собственно говоря, пишется.
  
  Теперь переходим к двум важным составляющим жанра, а именно триллеру и саспенсу.
  
  Что же это такое?
  
  Саспенс (в переводе с английского - "подвешивать") - это тревога ожидания, предчувствие ужасного, неопределённость и беспокойство.
  
  Саспенс предполагает такое развитие сюжета, при котором читатель не может бросить чтение.
  Не может потому, что бросить чтение - страшнее, чем дочитать.
  
  Нужно узнать, что же случилось дальше с персонажами, потому что иначе читатель останется в "подвешенном состоянии", в состоянии тревоги и неопределённости.
  
  Каким образом создаётся саспенс?
  
  И просто и непросто одновременно. Просто понять, сложно сделать.
  
  Для начала примеры. Их в этой статье будет много, имейте ввиду. Все они выдуманы мной, все они несколько утрированы и являются экспромтом. Цель их не удивить вас отменным стилем, а объяснить принцип.
  
  1. Коля открыл дверь и замер от ужаса. На пороге стоял монстр. Он был очень страшный, волосатый и синий, как алкоголик Вася из соседнего подъезда.
  Скорее смешно, чем страшно, не так ли?
  И даже не потому, что приводится априори сатирическая метафора. Можно написать, что монстр был синим, как сапфир, это саспенса в текст не добавит.
  Почему?
  
  Потому что:
  1) Коля не испытывал волнения или беспокойства перед открытием двери. Соответственно у читателя его тоже не было. Это эмпатия, а точнее её отсутствие в данном примере.
  2) Монстра представили читателю таким образом, что он не выглядит опасным.
  3) Читателю сообщили, что монстр страшный, а не продемонстрировали это. Легковерный читатель с богатой фантазией может представить себе страшного монстра и без подобных демонстраций, но подумайте сами, зачем тогда этому читателю ваш текст?
  
  
  2. Коля осторожно, стараясь не шуметь, подошёл к двери и замер, прислушиваясь. На лестничной площадке кто-то был. При том, что никого на ней быть не могло априори, ибо Коля прогнал всех жителей и зацементировал дверь подъезда. На площадке что-то лязгнуло и Коля, вздрогнув, отпрянул от двери. Мысли с бешеной скоростью сменяли друг дружку, не давая возможности сосредоточиться.
  Строители? ЖЭК? Марь Иванна, дура набитая? А может....
  Коля судорожно сглотнул.
  Нет, нет, этого просто не могло быть... Неужели и правда....
  Со страшной силой в дверь саданули чем-то тяжёлым, оставив в центре огромную вмятину. Моментально вспотевший Коля отскочил к противоположной стене и закрыл уши ладонями.
  Не открывать, не открывать, не открывать ни в коем случае....
  Не смотреть в глазок... Не подходить к двери...
  - Храмган-чу..... чу..... чу..... - чётко послышался из-за двери мерзкий, скрипучий голос.
  Коля достал мачете из кармана джЫнсов, повернул ключ и, замахнувшись, открыл дверь.
  За дверью (ВНИМАНИЕ!) никого не было (=)))
  
  
  
  Саспенс может длиться столько, сколько вы желаете, но нужно отдавать себе отчёт, что слишком короткий не даст читателю возможности прочувствовать эмоции персонажа, а слишком длинный банально утомит и вызовет скуку.
  
  
  Саспенс - это термин обратный другому термину - "тайне".
  
  Детектив - тайна.
  Хоррор - саспенс.
  
   Тайна в детективе - это что-то ужасно-кошмарно-опасно-криминально-страшное, что было когда-то.
  Саспенс в хорроре (триллере, как жанре) - это что-то ужасно-кошмарно-опасно-криминально-страшное, что будет потом.
  
  
  Вот именно это ощущение предчувствия чего-то ужасного в сюжете рассказа или романа - саспенс и есть.
  
  
  Умение нагнетать ужас.
  
  Как это делать?
  
  1. Не раскрывайте карты сразу. Дайте читателю возможность предположить.
  2. Композиционно выстройте текст таким образом, чтобы читатель мог предположить только что-то ужасное, но (ВНИМАНИЕ!) ничего определённого.
  3. Передайте чувства персонажа таким образом, чтобы читатель влез в его шкуру, представив себя на его месте. Ищите точные фразы, чётко рисующие переживания перса, но не увлекайтесь, потому что переборщить здесь - значит потерять внимание читателя.
  4. Стройте предложения таким образом, чтобы нельзя было сказать наверняка - стремительно всё происходит в сюжете или наоборот замедленно. Длинные предложения - слоу, короткие - фаст. В первом случае вы наводите на раздумья, во втором швыряетесь в читателя экшном. Так вот в саспенсе определённого ничего не должно быть. На то он и саспенс - нужно "подвешивать" читателя в состоянии неопределённости.
  
  
  Грубейшая ошибка, которая саспенс уничтожает - подача фактов в лоб.
  
  "Ожидание смерти страшнее самой смерти" (с)
  
  Представьте, что вам нужно пойти к врачу, для того, чтобы он сделал вам укол в правое (или левое) полупопие. А вы этого (ну представьте, что вам стоит?) очинна сильна баитеся.
  
  Вы заходите в поликлинику, стремительно проходите по коридору, подходите к нужной двери, глубоко вдыхаете и на выдохе заходите в кабинет.
  - Здрасьте! Принёс вам джёппу для удовлетворения латентных садистских наклонностей.
  - Здрасьте! Обнажайте же её поскорее!
  - Вот!
  - Вот!
  - Ай!
  - Да лан, как комарик укусил.
  - А они кусаются?
  
  
  Есть тут саспенс? Нет.
  
  
  
  Саспенс - вот он:
  
  Подходя к поликлинике вы чувствуете жуткую слабость, ноги становятся словно набиты синтепоном, а к лодыжкам привешиваются пудовые (16 кг, если кто не в курсе) гирьки.
  А может ну его нафиг? Ну глупость же! Наверняка это бешенство патоки и так пройдёт. Помазать и всё.
  Но вы понимаете, что нифига подобного. Для выздоровления нужен укол в джёппу.
  Вы с видом избитого хоббитами гнома, понурый, словно чахлый ослик, заходите внутрь этого страшного здания с облупившейся штукатуркой, чёрными окнами-глазницами и тяжёлым запахом... Простите, увлёкся.
  О чём мы?
  
  А, ну да.
  И вот вы идёте по коридору, страшась смотреть на нужную дверь, а когда пересиливаете себя - понимаете, что там очередь. Из двух человекаф. Страшная бабка с чёрными глазами и когтями и багровый лысый карлик, что завидев вас, оскалился в радостном предвкушении нового мясца....
  
  Сорри.
  Гм. Ну так вот.
  
  Вы сидите на потёртой скамейке и слышите визг бензопилы ("бензопилы" зачёркнуто) девицы (зачёркнуто, не внушаить), мужской басистый визг человека, которого рвут на части, стодвадцатичетвертуют в прямом эфире. И визг этот... раздаётся из нужного вам кабинета.
  Вы холодеете от ужаса, стремительно теряете градусы и вот уже заледенели, как мамонт...
  
  Гм.
  
  Вы холодеете от ужаса, поджилки (Чё это такое, кто знает?) ваши трясутся и вот уже близок акт дефекации, об этом вам сообщает ваш верный сфинктер...
  
  
  Гм. Извините.
  
  В общем, ссыкотно вам.
  
  Бабка ушла, скрылась за дверью. И не вернулась! Не вернулась! А потом и карлик тоже скрылся за дверью и мать его ни хрена не вернулся! АААААА!!!!
  
  Над дверью зажглась лампочка с надписью "Сдохните" (зачёркнуто) с надписью "Входите".
  
  Только желание всё поскорее закончить поднимает вашу чувствующую нерадужные перспективы джёппу от обитой дерматином скамейки и вот вы открываете покрытую склизкой оранжевой плесенью дверь.
   А там, в хоккейной маске и белом халате, закатанным по самые окровавленные рукава стоит тот самый карлик, что так радостно ржал, завидев вас. В руках его бензошприц с длинной как нос Буратино иглой.
  - Я... я наверное ошибся... - лепечете перепуганный вы. - Простите...
  - О-о-о, нет, - говорит карлуша с хищным оскалом на окровавленных губах. - Вы пришли туда, куда надо. Писькин?
  - Да.
  - Задрипонт Чмошевич?
  - Да...
  - Пааааадставляаааааай свою джёооооопппппуууу! - орёт карлуша и бежит вам навстречу, размахивая бензошприцом, словно саблей.
  И вы наконец совершаете его.
  Совершаете этот акт дефекации.
  - Спасибо, доктор! Вы излечили меня от запора!
  - Да-с, батенька, да-с. И настоятельно рекомендую вам кушать свёклу и временно воздержаться от варёных яиц и риса.
  
  
  
  Триллер.
  
  Что это такое?
  Термин образован от слова, которое на русский язык переводят, как "вызывать острые эмоциональные ощущения".
  
  Триллер - это накал эмоций, ощущение напряжённого, волнительного переживания.
  
  
  Чем отличается триллер от саспенса?
  
  Первый не включает в себя задачу напугать читателя неизвестностью, в отличие от второго.
  
  Триллер держит в напряжении, не потому, что вы ждёте чего-то страшного, а потому, что оно уже происходит в сюжете.
  
  В отличие от саспенса всё и понятнее, но при этом не можете расслабиться.
  
  Триппер (зачёркнуто) Триллер - наблюдение со стороны, саспенс же - вовлечение, эмпатия, идентификация с персонажем.
  
  
  1. Вася заглянул в замочную скважину и обомлел. Толстый, похожий на Карлсона дядько извращённым способом насиловал Васиного любимого тамагочи. Вася взвизгнул от страха и дядько обернулся. Заметив движение в замочной скважине, он вынул из портсигара секиру (+3 очка к Силе, +5 очков к Ловкости) и швырнув тамагочи на истлевший ковёр, направился к двери.
  
  Это не саспенс. Это триллер.
  
  Саспенс вот:
  
  2. Вася услышал из-за двери детской комнаты характерный, хриплый стон. Так стонал тамагочи, когда его насиловали (зачёркнуто, ибо триллер) Стон напоминал крик сонного Тарзана и проникал под Васину одежду. Вася шагнул навстречу источнику шума, и в тот же момент он прекратился. Открыв дверь Вася увидел кривляющегося на полу тамагочи с заклеенным скотчем лбом. В доме кто-то был. Кто-то кроме Васи. И этот кто-то налепил тамагоче скотч.
  Вася переборол желание ринуться навстречу лежащему на полу тамагоче, а вместо того проявил осторожность, нифига не делая (зачёркнуто) не двинувшись с места.
  
  
  Надеюсь, разница понятна?
  
  
  Если триллер определять, как жанр - то саспенс его составляющая.
  Но вообще-то триллер - это тип, а не жанр.
  А в хорроре так вообще приём подачи информации.
  
  Задача триллера - держать читателя в напряжении. Внимание! Не пугать, не сулить кошмары, а именно напрягать.
  
  
  Триллер - это чёткая картинка происходящего чего-то мрачного/страшного/криминального/и т.д. и т.п., а саспенс - это только намёки на такую картинку.
  
  
  Поэтому триллер сменяет саспенс, а затем вы, как автор, можете снова повторить эту двойку.
  
  
  Порфирий почувствовал запах чего-то отвратительно тухлого. Настолько сильный, что ноздри практически влипли в переносицу, отказываясь принимать изгаженный воздух - это саспенс.
  
  Воняло сероводородом. На кухне протухли яйца. Пенсионеру, к которому пришёл Порфирий из "Службы поддержки пенсионеров" было наплевать на эту вонь. К тому же запах кошачьей мочи перебивал аромат тухлых яиц, ибо был к пенсионеровой спальне ближе - это триллер.
  
  
  Триллер - более широкое понятие, чем саспенс и элементы триллера могут встречаться в любом романе, кроме соплей в сахаре, а вот саспенс подходит далеко не всем жанрам.
  
  
  Саспенс пугает неизвестностью, а триллер напрягает определённостью.
  
  
  Так вот, страх неизвестности, страх перед неведомым и непонятным - один из самых сильных человеческих страхов.
  По той простой причине, что по сути страх - это сигнал о том, что нужно проявить осторожность, результат работы инстинкта самосохранения, а когда причина непонятна, непонятно и то, каким образом защититься.
  
  
  Хоррор без саспенса и триллера - комедия масок, театр дель арте.
  
  
  
  
  Шорох в соседней комнате. Страшно?
  Нет.
  
  Потому что там кошка.
  
  А если там нет кошки? Там вообще никого нет.
  
  Тогда уже немного страшно.
  
  Да-да. А ну как там опасность?
  
  
  Да, там опасный дядько - триллер.
  А хрен его знает что там, но это что-то явно мрачно-страшно-опасное -кошмарное - саспенс.
  
  
  
  
  Теперь поговорим об элементах сюжета хоррора.
  
  Композиционно сюжет хоррора выглядит так (утрирую для лучшего понимания):
  
  1. Завязка, которая включает в себя условия для создания мрачной обстановки.
  а) Семья переезжает в новый дом
  б) Компания друзей едет отдыхать в лес
  в) ГГ-журналист приезжает в дурдом для проведения расследования
  г) ГГ-агент внедряется в группировку противника
  И т.д. и т.п.
  
  Сюжет должен присутствовать. Саспенс без сюжета - мрачный сюр, не более того.
  Сама по себе завязка пугать не должна. Иначе это будет подача в лоб - "Ага, ща меня, читателя будут пугать", которая не даёт возможность читателю погрузиться в сюжет.
  
  Грубо говоря, если в завязке у вас мертвяки полезут из могил, чтобы устроить в городе местный апокалипсис, то вы уже пишете не то. Это не страшно.
  Читатель прекрасно знает, что мертвяки из могил не вылезают, а значит, вы приступаете к развитию действия, допуская скепсис читателя. А скепсис по отношению к сюжету и погружение в сюжет несовместимы.
  
  Перед завязкой можно сделать небольшую экспозицию, намекающую на то, что впереди будет страшное повествование, но только намекающую, без опять же, лобовой подачи.
  
  В кино её нередко делают в титрах, мельком показывая страшные картинки под ужасающие, леденящие кровь звуки.
  
  2. Развитие действия, которое чётко даёт понять читателю, что он читает не ЛР и не ироническую прозу.
  а) В доме происходит что-то странное, пугающее.
  б) В лесу происходит что-то странное, пугающее.
  в) В дурдоме происходит что-то подозрительно ненормальное (бугагашеньки).
  г) в группировке противника все (или некоторые) какие-то странные, пугающие.
  
  Развитие действия - это почти сплошной саспенс. Чем он изощрённее, тем страшнее повествование. Знайте, что когда вы объявите причину опасности, объясните её хоть наполовину - вы превратите хоррор в пародию на него. Избегнуть предсказуемости будет сложно, а предсказуемость в хорроре - уничтожение саспенса.
  Это вовсе не обозначает, что вы должны из пальца высасывать мрачную и пугающую неизвестность, делая текст мутным и непонятным. Нет, просто нужно
  либо
  Раскрывая одну карту, сообщать, что есть ещё несколько
  либо
  Давать понять, что эта карта вовсе не раскрыта, ибо то, что происходит - вовсе не то, о чём вы, читатели, подумали.
  
  3. Кульминация - пик эмоционального накала, ужас,летящий на крыльях ночи, кошмар, натуральный кошмар.
  Как это сделать?
  При грамотной подаче информации, при перманентном саспенсе, при втягивании читателя в сюжет, при грамотной работе с эмпатией читателя - это сделать не сложно.
  Достаточно, грубо говоря, сказать "БУ".
  Вот это "БУ" для человека, ждущего кошмара и есть кошмар.
  
  Не знаю, баловались ли вы в пионерских лагерях "комнатами страха", но суть в том, что человек готовый напугаться, чуть ли не какается со страху, когда его пугают, а вот человек, скептически относящийся к дальнейшим событиям - собственно, пуганию - к испугу не склонен.
  И именно поэтому не нужно в самом начале текста писать про
  
  "Кошмарной ночью ужасные зомби наводили ужас на старый провинциальный городок" и прочее подобное "бла-бла-бла".
  
  Для детских глуповатых страшилок годиццо, для хоррора - нет.
  
  "Мальчик маленький лежит
  Весь от крови розовый
  Это папа с ним играл
  В Павлика Морозова" (с) - это именно что чёрный юмор.
  
  Хоррор другой по построению сюжета.
  
  Папа с мальчиком играл
  В Павлика Морозова
  И теперь малыш лежит
  Весь от крови розовый.
  
  Вот хоррор.
  
  4. Развязка, в которой читатель наконец понимает с чем столкнулись персонажи (персонаж) и в которой происходит исход событий.
  а) Над новыми хозяевами дома провели обряд экзорцизма, а сам дом предали огню.
  б) После долгого сражения с большими потерями группа молодых людей одолела таки серийного убийцу.
  в) ГГ поубивал всех агрессивных психов.
  г) ГГ изобличил всех инопланетян-захватчиков и отправил их обратно на их планету.
  
  
  Внимание! Развязка в хорроре вовсе не подразумевает радостных свадеб, мёда по усам и всячеких "наши стопудово победили". Если желаете создать комикс-пародию на хоррор и испортить читателю всё послевкусие - делайте хэппи-энд, с танцами гусей при свете цветомузыки.
  
  Если же желаете написать качественный хоррор, дайте читателю понять, что нифига-то и не хэппи-энд для ГГ, ибо кукла та, на пепелище страшного дома глазки-то открыла, у серийного убийцы сыночек имеется, копия папашки, только маленький ишо, психи-то как раз таки нормальными людьми и были, а вот ГГ - агрессивный шизофреник-убийцо, а инопланетяне далеко не все улетели обратно, мало того, проникли во силовые структуры города и т.п.
  
  Но это, собственно говоря, уже
  
  5. Постпозиция (эпилог).
  
  P.S. Хэппи энд уместен тогда, когда он обыгран таким образом, что послевкусие ("жуть, бррр") не теряется после прочтения. Просто сделать это довольно сложно и зачастую хэппи энд действительно делает хоррор мрачной сказкой, не более того. А это разная литература.
   Благодарю за внимание.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"