Витор Анна : другие произведения.

Если самокритика мешает писать

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Читатели хвалят, а тебе самому все написанное кажется чушью? Часто не можешь выдавить из разума ни строчки, ловишь себя на мысли "Кому это надо?" и "Все это бред"? Или даже обзываешь себя бездарностью несмотря на то, что в отзывах - сплошной позитив? Тогда ты пришел по адресу - я расскажу о том, что помогло многим моим знакомым авторам.

   Читатели хвалят, а тебе самому все написанное кажется чушью? Часто не можешь выдавить из разума ни строчки, ловишь себя на мысли "Кому это надо?" и "Все это бред"? Или даже обзываешь себя бездарностью несмотря на то, что в отзывах - сплошной позитив? Тогда ты пришел по адресу - я расскажу о том, что помогло многим моим знакомым авторам.
   Сразу хочу уточнить: речь идет о необоснованной самокритике. Когда внутренний голос указывает не на конкретные ошибки, а бракует все, что предлагает фантазия. Причем, эти собственные придирки сочетаются с положительными отзывами читателей.
   Уметь находить в своих текстах слабые стороны - важно для писателя. Однако также важно не переусердствовать, не перечеркнуть самокритикой весь творческий процесс.
   Внутренний критик имеет разные голоса. Ты-то, естественно, воспринимаешь его как свое собственное мнение, но порой оно навязано. Однако пока предположим, что твоя самокритика говорит твоим голосом.
   Чтобы успокоить ее, нам понадобится какой-нибудь коротенький рассказ или законченная глава. Открой ее и перечитай. Нет, удалять нельзя. Даже, если "все бред" и очень хочется.
   Теперь составь список из пяти пунктов. Каждый из них - то, что тебе конкретно не нравится в тексте.
   Плохой пример:
   1. Идея сумасшедшая.
   2. Сюжет странный.
   3. Персонажи глупые.
   4. Описания странные.
   5. И вообще все плохо.
   Хороший пример:
   1. Персонаж-попаданец ведет себя нереалистично, не удивляется, что внезапно оказался в пещере дракона.
   2. Дракон почти не описывается, и непонятно даже, какого цвета у него чешуя.
   3. Эльфийка в своей речи повторяется.
   4. Диалоги неэмоциональны.
   5. Описания мира не передают фэнтезийного настроения.
   В общем, чем конкретнее, тем лучше.
   Теперь напиши второй список - на этот раз пять конкретных плюсов текста. Если есть проблемы с необоснованной самокритикой, сделать это будет сложнее. Однако все же постарайся отыскать пять деталей, которые тебе нравятся в рассказе (главе).
   Оба списка готовы? Казалось бы, на этом можно было закончить - мол, хорошие стороны текста найдены. Однако тогда это подействует только на время. А потом ты снова начнешь думать, что текст получился плохим.
   Возьми список минусов и... исправь их. Пропиши удивление персонажа-попаданца. Расскажи читателю, что у дракона золотая чешуя... ну, или зеленая в желтый горошек, мало ли. Убери повторы из речи эльфийки, добавь в диалоги эмоций, опиши волшебство придуманного мира.
   После этого необоснованная самокритика должна отпустить относительно данного конкретного текста. Что же делать, если ничего не изменилось?
   Скорее всего, это значит, у внутреннего критика чужой голос. Подумай, чье мнение насчет твоего творчества тебе дороже всего, чьей критики ты боишься? Это может быть абстрактный воображаемый "некто", кто может найти текст и обругать его по всем пунктам. У внутреннего критика может оказаться голос твоего друга, который любит придираться к чужому творчеству. А может оказаться, что самокритика связана с той самой злобной училкой, которая во втором классе забраковала твое сочинение.
   Если оказалось, что внушает страх абстрактный "некто" (вымышленный образ критика) или злобная училка (человек из прошлого, с которым уже не общаешься), то осознай: они не читают твои произведения. "Некто" может и не наткнуться на твое творчество, а может наткнуться - но это будет позже. В любом случае, сейчас его нет. Зачем беспокоишься о мнении несуществующего критика? А та самая строгая учительница сейчас ругает других учеников или уже вяжет носочки на пенсии. Неважно.
   Принять, что бояться нечего, будет сложно. Это вроде, как все детство дрожать в ужасе, представляя монстра под кроватью, а потом обнаружить, что тот тихонько читает книжку при свете фонарика и совершенно не хочет есть испуганного малыша.
   А что делать, если у самокритики голос того человека, с которым ты общаешься, который следит за твоим творчеством и придирается к нему? Варианта два.
   Первый - малоэффективный и не очень приятный. Перестать давать этому человеку свои произведения для прочтения и последующих придирок. Казалось бы, что все просто. Однако тут кроются следующие подводные камушки. Во-первых, этот человек может обидеться (а скорее всего, так и сделает) - а если это друг? Зачем с ним ссорится? Второй подводный камень кроется в том, что это поможет, но ненадолго. Если есть привычка принимать голос чужой критики за свой собственный, то твоя внутренняя придирчивая злюка вскоре найдет замену. И все начнется снова. А писать в стол, никому не давая читать... разве ты этого хочешь?
   Думаю, что нет, и предлагаю второй способ. Разделить голоса самокритики. Понять, что твои придирки к тексту - это твои придирки, а чужие - это чужие. Когда кто-то критикует, у тебя есть выбор: прислушиваться или нет, следовать чужим советам или, поблагодарив, забыть их. А твое собственное мнение насчет текста не обязано совпадать с чужим. Когда критик указывает на настоящий минус, ты можешь его послушать, но только, если сам согласен с ним.
   Надеюсь, моя статья поможет тебе преодолеть необоснованную самокритику. Ведь читатели ждут продолжения!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"