Витор Анна : другие произведения.

Как сделать текст легче

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Большинство читателей не станет пробираться сквозь дебри тяжелого текста. Человек скорее подыщет другое произведение, которое будет читаться "на одном дыхании". Что же делать, если Вы не умеете писать изначально легкие тексты? К счастью, в любой момент можно облегчить произведение, а заодно - процесс его прочтения.

   Большинство читателей не станет пробираться сквозь дебри тяжелого текста. Человек скорее подыщет другое произведение, которое будет читаться "на одном дыхании". Что же делать, если Вы не умеете писать изначально легкие тексты? К счастью, в любой момент можно облегчить произведение, а заодно - процесс его прочтения.
   Сразу хочу предупредить, что довольно трепетно отношусь к вопросу авторского стиля. Каждый пишет, как ему нравится. Так что давайте для начала разберемся, по пути ли нам? Конечно, легче всего это было бы определить, если бы Вы прочли какое-нибудь мое произведение. Однако вряд ли кто-то будет покупать книгу только ради этого. Придется объяснять мое творческое мировоззрение на пальцах.
   Я считаю, что сюжет не менее важен, чем глубокий смысл, а легкость необходима тексту также, как и красота. Если согласны, то я попробую Вам помочь. Если же заковыристые тексты - особая "фишка", осознанный выбор, то помощь Вам и не нужна.
   Автор не приходит в писательство идеальным, и талант не отменяет обучения. Мы все проходим через ряд творческих этапов. Они, как ступеньки, поднимают нас от несмышленого авторенка до писателя, которым зачитываются.
   Поначалу многие пишут тексты вроде: "Меня зовут Маша, и мне 15 лет. Я проснулась в 7:00, привела себя в порядок, оделась, позавтракала и в 7:32 пошла в школу". Между строчками в таких рассказах обычно ничего нет, а в самих строчках - простенький сюжет и полное отсутствие описаний.
   Автор растет, и изначальный стиль перестает его устраивать. Ему хочется показать: "Эй, я уже повзрослел! Я могу со смыслом, могу красиво!" Вот тут-то и подкарауливают тяжелые тексты. Автор пытается казаться "взрослым", но еще - в творческом смысле - им не является. Он только учится и, естественно, совершает ошибки.
   Вредность тяжелых текстов в том, что писатель может надолго застрять на этом этапе или вовсе перестать двигаться дальше. Такая ловушка отличается от осознанного выбора тем, что автор не может писать по-другому.
   Как определить, что Вы увязли в витиеватостях? Если у произведения много читателей, то именно они могут указать на тяжесть текста. Если же отзывов мало, придется разбираться самим. Нужно прочесть текст вслух. Не просто быстренько пробубнить под нос, а прочитать так, как если бы Вас кто-то слушал. Вы теряете нить повествования? Сбиваетесь с дыхания? Если да, значит, текст тяжелый.
   Итак, первым делом смотрим на размышления. Вполне нормально, если персонаж несколько раз за роман впадет в философское настроение. Однако бывает, что мысли героя занимают большую часть текста. В таком случае нужно постараться их сократить. Также можно добавить собеседника, с которым персонаж будет обсуждать свое мировоззрение. Читать диалог уже не так скучно и тяжело, как бесконечные размышления.
   Дальше стоит обратить внимание на описания. Они, безусловно, очень важны, так как позволяют увидеть "внутренний фильм". Тем не менее, в них нужно знать меру. Большинство читателей заскучает на длинном и цельном описании чего-либо.
   Допустим, Ваша героиня отправляется в лес, и за этим следует описание природы на страницу. Фразочки красивые, удалять не хочется - что делать? Разбиваем цельное описание действиями. Героиня может покормить белку, насобирать земляники, найти полянку с цветами и сплести венок... А на фоне Вы потихоньку опишете красоту летнего леса. В таком случае это не будет выглядеть застывшей картинкой, ведь персонаж двигается и хоть что-то делает. А если действия героини еще и скажутся на ходе сюжета, так, вообще, идеально!
   После того, как мы разобрались с содержанием, можно придираться к оформлению.
   Абзацы длиной в половину страницы добавляют тексту излишнюю тяжесть. Повествование замедляется, и читатель постепенно начинает скучать. Зачастую огромный кусок текста с легкостью делится на абзацы меньшего размера, и от этого ничего не меняется. Поэтому обращаем внимание на абзацы, в которых больше 150 слов, и мысленно пробуем разбить их на несколько частей. Если смысл от этого не страдает, разделяем.
   Подправив абзацы, обращаем внимание на меньшие элементы текста. Если в предложении больше 50 слов, да еще и десяток запятых, то читается оно тяжело. Если такое встречается всего пару раз за текст, то еще ничего страшного. Однако часто бывает, что все произведение состоит из длинных и путанных предложений. В таком случае очень высока вероятность, что читатель пойдет искать книжку полегче.
   Если непонятно, где именно разделить предложение, обращаем внимание на знаки препинания. Нередко они подсказывают, где можно перерезать нитку путанного текста. Опять-таки смотрим, не страдает ли от наших действий смысл. Если ничего не меняется, разделяем.
   После того, как Вы подправили текст, нужно снова прочесть его вслух. Если читается легче, чем в прошлый раз, поздравляю, все получилось!
   На пути к легким текстам может оказаться одна сложность: перестроиться будет не так-то просто. Захочется сразу писать легко, а в мыслях будет тишина. Если Вы чувствуете, что застряли, попробуйте писать, как раньше. Пройдет некоторое время прежде, чем Вы сможете сразу создавать легкие тексты. А до того момента придется облегчать стиль уже после написания.
   Рано или поздно, у Вас все получится. Еще в 2015 году я писала очень тяжелые и витиеватые тексты, но, как видите, опыт позволяет автору достичь легкости.
   Желаю вдохновения, и пусть Ваши тексты будут легкими, как перышко колибри.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"