Ар Го : другие произведения.

И М Х О

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ИМХО. Имею Мнение. Хрен Оспоришь:)

   С редактированием текста - полный абзац. Программист на письма не отвечает. Посему - здесь буду продолжать текст с 12-й главы, а весь текст попытаюсь разместить под тем же названием здесь:
  http://zhurnal.lib.ru/editors/w/wjacheslaw_b_r/imho-2.shtml
  
  
  ..............................................12-я Пуля для мракобеса................................................
  
  
   Что мы ищем в наших домашних животных? Движение жизни? Да, но не только. Преданность нам, их хозяевам? Да, но не только. Способность выполнять какие-либо команды или поручения? Да, но - не только... Мы ищем в них живейшую радость от восприятия мира, ждем неожиданных, нетривиальных поступков, ищем и ждем для того, чтобы сказать - да, они РАЗУМНЫ, они такие же, как мы. Именно по этой причине нас так привлекают детеныши животных с их особым любопытством и стремлением играть, развиваться в этой игре. И пытаемся сохранить в них это свойство как можно дольше. И часто нам это почти удается. Потому что многие животные действительно почти разумны. Но как определить словами это наше интуитивное представление о разумности? И что обозначает это, последнее, ''почти''?
   Вспомним определение информации:
  Информация о параметрах явления - это однозначно связанное с ними сочетание свойств другого явления, информационного носителя.
   Если все процессы в рассматриваемом мироздании осуществляются по законам, устойчивым во времени и между событиями имеется причинно-следственная связь, то из исходных данных с изрядной долей достоверности (законы статистики квантовой механики никто не отменял) можно извлечь информацию о развитии явлений во времени. Соответственно, имеется и крайне существенная предпосылка для формирования механизмов расчета, прогнозирования процессов окружающего мира. И с момента возникновения достаточно мощных информационных систем эта предпосылка реализуется. Другой вопрос, как будет осуществляться подобное прогнозирование.
   Мало запомнить некоторый образ. Его необходимо сопоставить с другими, обработать. И результатом этой обработки должен оказаться определенный план действий. Однако же специфика положения состоит в том, что в сбалансированном биологическом комплексе практически все жизненные ситуации стандартны. А потому необходимости каждый раз обрабатывать данные в полном объеме нет. Можно воспользоваться уже наработанными клише, установками, несущими в себе информацию о том, как действовать в том или ином случае.
   Как уже это было отмечено предыдущей Пулей, основательная обработка данных необходима только в детстве. Пока все множество типичных ситуаций не систематизировано в соответствии с биологическими задачами. И, хотя программа оптимизации даже в этот период обрубает излишний интерес к окружающему миру, но во взрослой жизни ее действие проявляется гораздо более жестко. Это биологически выгодно. А потому блокировка любопытства, жажды познания происходит сразу по многим каналам, отслеживающим ''конец детства''. Это могут быть и электрохимические реакции в центральной нервной системе, и гормональные реакции - скажем, сигнализирующая о своем созревании половая система, и дугие механизмы внутренней регуляции.
   Но вот основной вопрос: может ли действие упомянутого блока САМО оказаться подавленным тем или иным образом? Например, в результате какой-нибудь случайной мутации? Или направленного воздействия? Ведь это позволило бы живому существу сохранять в какой-то мере несвойственное для взрослой жизни любопытство до самой старости. Также, кстати, характеризующейся рядом весьма своеобразных биологических программ...
   Разумеется, такое может произойти. Нынче известна масса химических веществ, которые синтезируются в процессе жизнедеятельности и стимулируют мозговую активность. Так что генетический глюк, вызывающий явное перепроизводство этих веществ, вполне может привести к указанному эффекту. Мутации могут сказаться и на самом программном обеспечении. В одном из самых простых случаев подобный результат может оказаться связанным даже не с мутацией, а с многократным дублированием в цепи ДНК участка, отображающего код активизации аналитической программы, ответственной за возникновение любопытства.
   Тем не менее, все это не избавляет нас от главного затруднения. Излишне любопытное существо в нормальной ситуации очень скоро должно погибнуть в результате описанных ранее причин.
   А в НЕнормальной? Парадокс заключается в том, что в Эпоху Перемен чрезмерное любопытство может оказаться отнюдь не лишним... Ведь более глубокий, нежели это нужно для нормальных условий, просчет причинно-следственных связей позволит избежать опасности там, где стандартные пути привели бы к смерти. И если до этого мы видели лишь ''почти разумных'' существ в жестких путах программы оптимизации, то теперь возникает предпосылка для возникновения у них интеллекта.
   Резкое потепление климата, ледниковый период, увеличение вулканической активности, колоссальная каменная глыба, осколок чужого мира, вторгшаяся в атмосферу планеты, новый, невиданный ранее враг, прорвавшийся из иной экосистемы, страшная болезнь - мало ли причин, находящихся сверх обыденности, сверх возможностей стандартных методов защиты? И там, где обычные меры уже не применимы, только существо ищущее, существо, способное нетривиально воспринимать мир, имеет шанс найти неожиданный выход. И если изменения восприятия, вызванные нарушением блока познания, произошли на генетическом уровне, то и потомство его окажется в Эпоху Перемен более живучим. Мало того - создастся предпосылка для дальнейшего освобождения сознания от власти программы оптимизации.
   В самом деле. Допустим, что блок сломлен не до конца. Такое очень даже может произойти, информационная система высокоразвитых существ это очень сложная и устойчивая штука. Но тогда и чрезмерное, "детское" любопытство во взрослой жизни будет направлено на решение именно повседневных, бытовых задач. Ведь биологические программы, поддерживающие именно этот интерес, никуда не делись.
   Однако, вот и катастрофа подошла к концу. Эпоха Перемен багополучно завершилась. Серьезных опасностей нет, так как башковитая тварь уже научилась пользоваться перешедшим на новый уровень развития мыслительным аппаратом, придумало лук, каменный топор и даже лес может спалить при желании. Жизнь стала рутинной и однообразной! А желание набивать мозг все новой и новой информацией осталось...
   Что делает живое существо, когда заканчивается вкусная еда, а есть хочется? Разумеется, жует пищу невкусную, но съедобную. А когда заканчивается и она? Здесь уже и нечто ядовитое скушать можно. Все равно умирать! Вдруг, организм выдержит? Точно такой же эффект имеет место и с "информационным голодом". Не получая достаточного количества "биологически интересной" информации (вспомните компьютерные и иные игры, затрагивающие как раз эти струны нашей психологии), мозг вынужденно переключается на менее удобоваримую "пищу". На все более глубокие обобщения. На все более далеки прогнозы. На аналитический тип мышления. И это все так же помогает ему выжить. Но уже вне рамок исходной катастрофы. Верней, теперь сама рутина становится для него катастрофой. Непривычным состоянием. Разум прогрессирует в "невкусную" область!
   Итак, все более широкий спектр вопросов оказывается в сфере интересов далеких потомков исходного мутанта. Умение обобщать разрозненные данные на основе умозрительных моделей, способность к экстраполяции, поиску внутренних взаимосвязей - все это получает свое дальнейшее развитие. Но будет ли этот процесс проистекать и дальше с исходным темпом? Конечно же, нет. Но причины здесь будут уже не внешними, а внутренними. И мы их, конечно же, рассмотрим.
  
  
  
  
  
  .............................................. 13 Пуля для Мракобеса................................................
  
  Нет, конечно же, мировая катастрофа не является единственной причиной, которая способна привести к возникновению разума. Если для его формирования уже давно имеется база - развитая как в органическом, так и в программном отношении, анализирующая система с достаточным внутренним резервом возможностей, то и тлеющий этап эволюции способен привести к подобному результату. Но время, необходимое для его формирования, сравнимо разве что со средним периодом сбалансированного существования биокомплекса. Мало того, сама специфика организации сознания теперь окажется существенно иной, нежели у носителя ''катастрофического'', ''взрывного'' интеллекта. В жизни рассматриваемой разумной формы очень велика роль условностей, традиций, проистекающих из ее природы, поскольку социальный закон для нее - прямое продолжение закона биологического. А не результат жестокого компромисса между необходимостями катастрофы, старыми побуждениями и новым чувством. Для нее характерно то, что мы называем чувством глубочайшей гармонии - гармонии с окружающей средой, с себе подобными, со своим собственным внутренним миром. С сопутствующим, по большей части, созерцательным отношением к внешнему миру. С полнейшей психологической неприспособленностью к критическим ситуациям. И именно это ведет нежный, хрупкий мир гармоничного разума к практически неизбежной, трагической кончине. Или же к становлению на его руинах обычного, ''катастрофического'' рассудка.
   Последний, возникающий, как и положено, во времена катаклизмов и представляющий из себя ''осколок детства'', не приспособлен к взрослой жизни. А потому может сыграть роль деструктирующего фактора в системе общественных взаимоотношений. Хотя бы в том отношении, что его носитель, грамотно перераспределяя свои силы, теперь, в нестандартных условиях, способен ниспровергнуть с более высоких уровней иерархической пирамиды своих гораздо более сильных физически конкурентов. А соответственно, пошатнуть ее устои и занять лидирующее положение. Нестандартные действия соплеменников, как мы уже знаем, приводят к биологически предопределенному росту внутреннего напряжения в стае и чреваты вспышками ''слепой ярости''. Но башковитую тварь с каменным кувалдометром голыми руками не возьмешь! Дезориентация в новых условиях в совокупности с неспособностью ''достать'' существо с отклонениями требует вымещения этого напряжения (будем уж теперь называть его ''человеческим'' понятием - озлобленность) на менее провинившихся, но зато более доступных сородичах. Тем более что, будучи также дезориентированными в настоящем, они то и дело совершают не свойственные им в нормальной жизни поступки. А потому, также вызывают озлобленность...
   Сие приводит к Первому Интеллектуальному Взрыву, на первой стадии коего ранее устойчивую иерархическую пирамиду разносит в клочки. Ее осколки - отдельные особи и сдерживаемые прочими биопрограммами семьи и группы семей (потенциальные носители ''разумных'' генов) - бегут друг от друга. Ведь нет еще ни привычных для нас социальных законов, сдерживающих губительные порывы отдельных представителей разумного сообщества, ни телефонной службы ''01'' или "911". На поле битвы только три силы: грубая мощь зверя, зародившийся разум и Катастрофа во всем ее губительном многообразии... Что остается обычному, ничем не примечательному (за исключением этих генов) зверьку в столь незавидной ситуации? Только одно - БЕЖАТЬ... И возникающий новый вид молниеносно (по эволюционным масштабам) заселяет все доступные ему просторы ''условно гибнущего'' мира. Преимущества очевидны - там, за пределами эпицентра катаклизма, все может быть не так уж и плохо. Плюс к тому, уже возник механизм, способный противостоять новым стихиям...
   Большая часть вышеупомянутых объединений, конечно же, обречена. Но некоторые родовые общины, во-первых, попавшие в приемлемые природные условия, а во-вторых, лишенные особо агрессивных особей, не только способны выжить, но и далее эволюционировать в интеллектуальном отношении.
   И здесь особенно интересен следующий момент. В отличие от рассмотренных ранее активных эволюционных процессов (эволюционных скачков), завершавшихся после стабилизации внешних условий, процесс развития разума в значительной степени утрачивает свою корреляцию с катастрофой, придавшей ему начальный импульс. Разумное сообщество продолжает развиваться за счет внутренних причин. Самая действенная из них оказывается и наиболее тривиальной - более тупые существа имеют меньше шансов оставить потомство в конкурентной борьбе со своими интеллектуальными соперниками, стремящимися занять главенствующее положение в стае. Знание - Сила!
   Эволюция биопрограмм и эволюция организма взаимосвязаны. А значит, совершенствование речевого аппарата (в понимании системы передачи и переработки сигналов, не только звуковых), развитие речи (кодировки сигналов) и разума четко скоррелированы друг с другом. Разум учится кодировать все более сложные, все более абстрактные образы в доступной ему на данный момент знаковой (словесной) форме. А потребность кодировать новые данные подхлестывает развитие приемников и передатчиков сигналов.
   Но знаковое отображение приобретают не только доступные для прямого наблюдения явления внешнего мира. Кодируется еще и ряд состояний самого существа, анализирующего мир - самые глубокие чувства, самые яркие эмоции, четкие внутренние порывы. Иначе говоря, то, что в конечном итоге, определяется его биологическими программами, априорной информацией, передаваемой через генофонд.
   Часть этих программ влечет его к конкурентной борьбе с себе подобными, часть - к их защите и общению с ними. Что-то требует охранять свою собственность и добычу, что-то - делиться ею с членами своей семьи, со своими детенышами. Все это, и множество иных, чувственных устремлений, приобретает знаковое, языковое выражение, ту информационную форму, которая передается в процессе воспитания последующих поколений и обретает роль первых принципов, первых социальных и этических норм...
   Но и это еще далеко не все. Разумное живое существо пытается постичь, понять окружающий мир. Оно пытается изобретать новое и применять его на практике. Однако КАК оно это делает? В первую очередь, на основе наиболее доступной и понятной ему системы. На базе внутренних взаимоотношений в своей стае.
   Наступает Эра Нооцентризма. Любая природная сила, проявляющая себя более или менее ярко, наделяется чертами самого существа - носителя разума. При этом структура взаимоотношений в стае автоматически переносится в рамки выстроенной модели, в ранг закона, определяющего взаимоотношения уже между этими силами. Учитывая, что сама по себе социальная структура иерархична, а живые разумные существа, хоть и разумны, но, тем не менее, отнюдь не властны над разрушительной стихией, место, уготованное ими для себя в рамках своей же модели, увы, в самом низу иерархической пирамиды... Как и для всех бессильных мира сего. А посему, по уже известному им сюжету, приходится задабривать ''Верховных Существ'' уговорами (молитвами) и подарками (жертвоприношениями).
   Учитывая, что даже для современного человека эта картина порою выглядит убедительно, представьте, уважаемые ИМХОтеисты, насколько привлекательной она видится дикарю... Рано или поздно на смену засухе придут дожди (раз уж племя выживало до сих пор, значит, это - весьма вероятно). Причем реакция естественна: ''Ура! Задобрили''. А если все же дожди задержатся - следовательно, мало принесли да плохо просили. Выходит, и жертва нужна посерьезнее... В "жертвенной гонке" с призраками, ради выживания племени, порой нарушаются самые глубинные биологические законы. Само по себе природное отвращение, биологический страх перед выполнением тех или иных действий может быть расценен дикарем, как сакральный сигнал, мистический "знак", руководство к действию. Которому теперь придается ритуальное, одобренное Высшими Силами значение. И вот уже, казалось бы, биологически продвинутые, разумные в полном смысле этого слова существа приносят своих детенышей в жертву жестоким "верхам" и с глубочайшим сакральным трепетом жрут друг дружку!
   Кто оказался поумнее, или просто поехал крышей, расценив свое умопомешательство как мистическое откровение, берет на себя роль ''проводника'', посредника в общении с Высшими Силами. И ведь фиг возразишь - иерархическая пирамида допускает существование в ней промежуточных уровней... Одного пророка, быть может, и порешат не уверовавшие сородичи. Но психозам, как и всем биологическим отклонениям, свойственно повторяться, природа ищет обходные пути. Рано или поздно какой-нибудь идейный дикарь (а может, первый бизнесмен, просекший выгоду от ритуалов) сколотит групу фанатично преданных единомышленников. А потом с их помощью, и вовсе узаконит свое особое положение! Соответственно, от общего пирога посредничку начнут перепадать далеко не самые худшие куски.
   Как уже было сказано выше, подобная концепция весьма убедительна для неискушенного в естествознании рассудка. И для вожака стаи - в том числе. А потому, очень скоро возникает устойчивейший в истории разумных форм тандем власти. Образуется пирамида подчинения теперь уже с двумя вершинами: Вождь и Жрец. Если на стороне первого - светский закон, поддерживаемый организуемыми в процессе развития общества силовыми структурами, то на стороне второго - власть над умами и душами всего сообщества в целом.
   Выгодно ли это с биологической точки зрения? К сожалению, да. До поры, до времени, конечно. Согласованное действие этих ''ветвей власти'' позволяет с наибольшей эффективностью удерживать подданных в повиновении и выколачивать из них ''продукт труда''... Как нам демонстрирует история, жестокие культы прямого насилия отлично сплачивают рабов и хозяев в мощный кулак, способный сломить сопротивление менее идейных конкурентов. Кровь - превосходный клей для общественных объединений. Разумеется, в процессе эволюции подобная социально-биологическая предпосылка к достижению баланса амбиций Жреца и Вождя достигается. А уже имеющийся уровень развития разумного сообщества позволяет ему сохраняться очень и очень долго. И все бы хорошо, если бы не одно ''но''.
   С этого момента эволюция разума переходит в тлеющую форму...
  
  
  .............................................. 14 Пуля для мракобеса..............................................
  
   Сколь долго ни обзывай человека умного дебилом, рано или поздно он усомнится в этом. Надеюсь, мне удалось посодействовать в преодолении сей, столь модной на Руси установки. И в самом деле, мы, оказывается, очень неплохо осведомлены о природе вещей и явлений! И даже вопрос, что такое разум, не ставит нас в тупик. Подведем же в очередной раз некоторые промежуточные итоги, важные для понимания дальнейших этапов развития теперь уже разумной живой материи.
   В первую очередь вспомним о фундаментальном конфликте личного и общественного в программном обеспечении живого существа. Помните? Эволюционной единицей биокомплекса, длительно сохраняющей себя во времени, является вид (в крайнем случае, стая, род - как частный представитель вида в данном ареале обитания). Но сохранение это проистекает через самосохранение отдельных его индивидов. На протяжении их естественного жизненного цикла, понятное дело. Соответственно, существуют два блока программ сохранения вида. Одни ориентированы на достижение личного благополучия каждой особи, они чаще всего и оказываются на первом плане. Другие - направлены на поддержку более общих объединений и проявляются наиболее ярко в особых ситуациях, требующих слаженных действий всей стаи (охота, защита, ...). Неизбежно возникающие противоречия в реализации двух блоков рано или поздно разрешаются, в том числе и за счет наработки соответствующих методик. Но такой новый мощный эволюционный фактор, как разум, просто не может не раздуть конфликт побуждений с новой силой.
   Интеллект каждого отдельного разумного существа в первую очередь подвергает осмыслению то, что более заметно. А значит, и воспринимает это заметное, как более значимое. Таким образом, в сферу наиболее значимых попадают инстинкты, соответствующие именно достижению личного благополучия, а также инстинкт размножения, программы поддержания семьи, рода. И только потом уже, при необходимости, внимание обращается на более общие вещи - дружбу, общую предрасположенность к себе подобным, необходимость их защиты, отстаивания территории обитания при нападении конкурентов. Разумное существо биологически более эгоистично, чем его неразумные предки! Но от этого не становится менее жизнеспособным на общем, не обладающим свойством разума биологическом фоне. Просто оказывается, что эгоистичный, но башковитый пастух гораздо более живуч, нежели в тысячи раз более самоотверженный, преданный интересам стаи, но тупой, как пробка, баран в загоне. И требуется долгий процесс теперь уже социальной эволюции, чтобы этот эгоизм пошел на спад.
   Один из интересных результатов подобного положения дел связан с обманом ожиданий, недостоверностью передаваемой информации. В десятой Пуле мы припомнили, что подобный обман, недостоверность передаваемых сведений может быть признаком болезни, в том числе и генетической. А значит, эволюционно формируются методы подавления первоисточников недостоверных сигналов, когда эта недостоверность обнаруживается. То есть в отношении лжеца задействуется программа озлобленности. И - либо он затыкается, узрев негативную реакцию современников, либо нет. И тогда... В общем, не любят высокоразвитые живые организмы лжецов, мир их праху. Однако же понятно и то, что в живой природе нет ничего обязательного. Она ведь исходно неразумна! Негодное просто отмирает. И вполне может существовать своеобразный фон лжи, которую отдельные живые существа применяют в поисках лучшей доли в составе иерархической пирамиды. И которая, однако же, не превышает предопределенного серьезной опасностью для вида фатального уровня озлобленности со стороны соплеменников. Да, животные умеют лгать. Вороны, обезьяны, даже кошки с собаками. В конце концов, попытка запутать противника из чужой стаи, сбить со следа хищника - тоже методика лжи. И теперь уже полезной для вида! Итак, очередной конфликт побуждений. Представляете, во что он выльется (а в нашем случае - уже вылился) при возникновении разума? Само собой, в практику теперь уже осознанной, гораздо более изощренной, нежели среди неразумных организмов, лжи.
  Разумеется, мы, разумные организмы, продолжаем злиться, когда нам лгут. Как это и положено для живых существ. Но эту озлобленность часто не так уж сложно обойти. Нам самим "что-то изнутри" запрещает лгать - опять же, биологические тормоза, которые в данном случае мы позиционируем, как чувство стыда. Но эти тормоза гораздо слабее, чем у тех же собак, скажем! А потому мы продолжаем лгать. Ведь это выгодно. В самом деле, источник информации, полезной для племени, сам полезен для племени. И только за счет этого получает в нем приоритетные условия существования, увеличивает свой социальный статус - приближается к вершине иерархической пирамиды. Но где ее найти, эту полезную информацию? Ну так можно просто придумать, солгать! Однако иди, солги о свежезарезанном мамонте, лежащем за скалою. Сначала то да, возрадуются, на руках носить будут - почет, уважение. Приятно. Но ведь потом проверят... Вот и вытекает напрямую, что надо лгать в области значимой для племени, но принципиально непроверяемой доступными методами. А значит... Где? Точно! В области возведения кляуз на соседей. Да в сфере идеологии! Вот они и вылазят ото всюду, те самые мозгоклюи, мракобесы поганые, нравам которых сей труд посвящен не в малой степени. Именно на этом-то этапе и происходит создание первых ''глобальных'' идеологических моделей мироздания. И, чем более они всеобъемлющи, чем больше нужных вещей объясняют на языке приемлемых обществом, ''простых'' понятий, тем с большей радостью, с большим удовлетворением воспринимаются лохами, коих - подавляющее большинство.
   Вспомним еще один важный аспект. Биологически предопределенное желание потреблять новую информацию в условиях ограниченности доступа к ней и трудностей проверки достоверности данных является прямой предпосылкой к формированию своеобразной программы обучения. В данном случае, состоящей из двух, взаимодополняющих компонент. Потребности учить, передавать соплеменнику данные. И потребности получать эти данные от себе подобных. Причем с низким уровнем критического их осмысления. Подобный механизм реализуется еще у неразумных организмов (отмечается даже среди насекомых), поскольку позволяет избежать массы трудностей с самостоятельным постижением "всего на свете". Но именно в сообществе разумных организмов оборачивается весьма скверной своей стороной. Низкий уровень критики к информации, полученной от окруженного почетом и уважением "сенсея" открывает широчайшие поле для лжи. Вот и получается, что дикарь желает не просто ЗНАТЬ. Он желает ВЕРИТЬ. К этому призывает сама его природа - только что описанная потребность. Именно ее лохи от идеологии ассоциируют с "сакральными" переживаниями при получении очередной порции "священных" текстов. А значит, мы только что выявили истинные основы религиозной веры, религиозного восприятия мира. Мы определили для себя то чувство, резко понижающее критическое восприятие, но призывающее внимать мракобесам снова и снова, что превращает существ разумных в тупое стадо, легко управляемое рукой господина.
   Правдоподобная ложь становится одним из наипервейших признаков начальных этапов развития разума. И естественно, одним из мощнейших, сдерживающих факторов его эволюции. Однако, увы, не последним. Ложь дополняется весьма близким пороком. Ведь нахального критикана, посмевшего усомниться в даруемой ему "Истине" можно поставить на место не только без лжи, но и без физического насилия (которое, конечно, тоже применяется). Из ритуальных, не несущих прямой угрозы, действий, связанных с демонстрацией агрессии, формируется механизм высмеивания, призванный задействовать в его душе программу подчинения. Помните? Улыбка, обнажающая зубы - ближайшая родственница оскала...
   Да вот еще и закон больших чисел подводит. В достаточно большом коллективе всегда найдется некоторое число особей, которые поверят проповеднику Истины сразу и безоглядно. И которых он в благодарность приблизит к своему иерархическому уровню. И тогда они будут высмеивать треклятого атеиста уже всей корпорацией. Удивительно ли, что число поклонников новой модели быстро растет, и она может даже вовсе не встретить хоть сколько-нибудь серьезного противодействия и переосмысления? А уж когда в эту модель уверует и вожак стаи, сформируется устойчивый тандем власти "Вождь-Жрец", то и вовсе может напить полная безнадега. Теперь не только высмеивание соотечественниками, но и силовое воздействие со стороны первой ''полиции нравов'', формируемой ветвями власти, будет направлено против любого еретика, посмевшего хоть сколько-нибудь усомниться в государственной идеологии.
   Результат понятен. Быть слишком умным, слишком дотошным становится опасно. В пределе - ''умный раб = мертвый раб''. Иначе говоря, на этом этапе мракобесы побеждают с неоспоримым преимуществом. Биологический стимул к развитию, под воздействием которого разум эволюционировал до сих пор, подавляется искусственным методом. И, как уже было отмечено, Первый Интеллектуальный Взрыв подходит к своему логическому завершению.
Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"