Ривлин Влад : другие произведения.

Накба. Часть вторая: Акко

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  

Район Акко

  
   1. Амка (Амкуа) англ. 'Amqa.
   Название деревни упоминается в Библии (Танахе) в книге Ешуа 19:27. Деревня упоминается также в источниках периода Крестовых походов и в документах времен Оттоманского правления в Палестине.
  В 1596 году, согласно налоговому реестру Османской империи население деревни составляло 215 человек. Местные земледельцы выращивали пшеницу, хлопок, оливки, другие культуры. Об этом известно из статистических данных, согласно которым жители деревни платили налог на выращиваемые культуры. Дома в деревне были построены из камня. Деревня была окружена оливковыми рощами, садами и обрабатываемыми землями в долине.
  Амка (Амкуа) атакована израильской армией 10-11 Июля 1948 года. Согласно переписи населения в 1945 году, население деревни составляло в это время 1240 жителей, которым принадлежало 6000 дунамов земли. В деревне была школа для мальчиков -(построена в 1887 году) и мечеть.
  Амкуа была захвачена Седьмой Бригадой израильской армии 16 Июля 1949 года в ходе операции Декель(Пальма).
   Всё арабское население было изгнано, дома, кроме мечети и школы - разрушены. Остаться в деревне разрешено было только друзам, которые живут здесь и сегодня.
  В Феврале 1950 года деревня была объявлена израильскими властями "закрытой зоной".
  На месте Амкуа в 1949 году группа эмигрантов из Йемена основала поселение Амука. Сегодня здесь расположен мошав, входящий в региональный совет Ашер.
  
  
   Араб аль-Саминийя, англ.: Arab al-Samniyya, арабск: عرب السمنية. Деревня известна также как Хирбат аль-Сууана (Khirbat al-Suwwana). (Здесь и далее: Хирбат- развалины. Арабы сохраняли древнее название поселения прибавляя к нему термин "развалины") В 1945 году население деревни составляло 200 человек.
  Дома, в которых жили жители деревни, были построены из камня.
  Общая площадь земли, принадлежавшей местным жителям составляла 1872 дунама. Жители деревни выращивали зерновые, оливки и фиговые деревья.
  Деревня была захвачена в ходе наступательной операции израильской армии известной под кодовым названием "Хирам" 31 Октября 1948 года.
   Захват деревни осуществляли, по данным сайта 'Палестинцы помнят', четыре бригады израильской армии: Кармели, Голани, Шева и Одед. После захвата деревня была полностью разрушена и на ее месте построено еврейское поселение Яара.
  
   аль-Басса, англ.:al-Bassa
   Эта арабская деревня находилась в девятнадцати километрах от Акка вблизи ливанской границы.
  По численности населения в период первой арабо-израильской войны аль-Басса вполне могла бы считаться городом: около пяти тысяч человек. Помимо школ в этом селении находился также региональный колледж. Население состояло как из мусульман так и из христиан. И тех, и других было примерно одинаковое количество. Среди мусульман были как суниты, так и шииты, а среди христиан-православные(греческая ортодоксальная) и католики.
  Жили в деревне также и бахаи.
  В одной из переписей упоминается еврей.
  Еврейское селение Бецет существовавшее здесь во времена иудейского царства, упоминается в Талмуде.
  Впоследствии оно было заселено ранними арабами.
  Во времена Иерусалимского королевства селение использовалось крестоносцами в качестве военного лагеря и упоминается в документах этого периода как принадлежащее Тевтонскому ордену.
  Во времена Оттоманской империи селение упоминается в 1596 году в налоговом регистре.
  В это время его население составляло 104 человека и все они были мусульмане. Жители деревни выращивали мелкий рогатый скот, оливковые деревья, хлопок, фрукты.
  Наполеон, во время своего африканского похода, упоминает аль-Басса.
  В то время в деревне проживало 600 человек.
   В 1948 году здесь проживали четыре тысячи человек: мусульмане, христиане-католики и христиане принадлежащие к Греческой Православной церкви. Мусульман и христиан было примерно равное количество. В деревне, которая по численности населения и общественным учреждениям соответствовала городу, помимо Греческой Православной и Католической церквей была мечеть, начальная школа, школа для старших классов,
  Региональный торговый центр насчитывал шестьдесят магазинов и одиннадцать кафе. В деревне были развитые для того времени инфраструктуры: асфальтированная дорога, система для подачи воды.
  Каждую неделю в воскресный день действовал рынок.
  В сельскохозяйственном кооперативе деревни состояли 150 местных жителей. Кооператив занимался развитием сельского хозяйства в деревне и предоставлял ссуды местным фермерам.
  Сельскохозяйственные угодья деревни составляли двадцать тысяч дунамов, из них две тысячи составляли орошаемые земли.
  После захвата деревни частями Хаганы, ее жители были заперты в местной церкви, заподозренных в сопротивлении молодых людей солдаты расстреляли. В дальнейшем жители деревни были полностью изгнаны, а все дома уничтожены. Восемьдесят беженцев из Аль-Басса живут сегодня в городе Назарет.
  
   Аль-Бирва (Бируа), англ.: al-Birwa,-так же как Аль-Басса, эта деревня имеет древнюю историю и упоминается в трудах арабских географов еще в одиннадцатом веке нашей эры.
  Деревня знаменита также тем, что является Родиной великого палестинского поэта Махмуда Дарвиша.
  Согласно переписи населения, в 1945 году в деревне проживало тысяча триста тридцать мусульман и сто тридцать христиан. В деревне были Мечеть, церковь, начальная школа для мальчиков и школа для девочек. Во время Первой арабо-израильской войны ожесточенные бои между отрядами самообороны из местных жителей и подразделениями израильской армии, атаковавшей деревню, продолжались, согласно репортажам газеты "Нью- Йорк Таймс" в течении двух дней.
  Очевидцы и участники тех событий рассказывали позже историю, согласно которой одна из деревенских женщин решила во чтобы то ни стало доставить воду раненым, находившимся под обстрелом несмотря на перемирие.
  За женщиной последовали мужчины из местного ополчения, вооруженные топорами , ножами и мотыгами. Атака местных жителей стала полной неожиданностью для израильских солдат и они бежали. Так ополченцам удалось отогнать израильских солдат на километр от деревни. Во время наступательной операции израильской армии известной под названием "Декель"(Пальма), деревня была захвачена. Ее жители ушли либо в соседние деревни, либо в Ливан, где образовали лагеря беженцев. Деревня была полностью разрушена а на ее месте в 1949 и 1950 годах были построены кибуц Ясур и мошав Ахихуд.
  
   Аль-Дамун, англ.: al-Damun,.- деревня упоминается в арабских и персидских источниках начиная с одиннадцатого века нашей эры. Местные жители считают Аль-Дамун местом погребения пророка Зуль-Кифла Зуль-Кифль(араб. ذو الكفل), часто отождествляемого с ветхозаветным пророком Иезекиилем.
  Эту версию поддержал в своих письмах Абу Муин Насир ибн Хусрау ибн Фарис ал-Кабадияни ал-Марвази - один из крупнейших персидских поэтов и религиозных мыслителей, побывавший в Аль-Дамуне в 1047 году.
  Здесь же, в Аль-Дамуне, была усыпальница с мощями шейха Абдаллы.
   В деревне было две мечети, одна из которых была построена еще в 1722-23 году.
  Со времен Оттоманской империи аль-Дамун был деревней с процветающим сельским хозяйством.
  Орошение земельных угодий осуществлялось из реки Наамин. Часть каменных домов в деревне были построены еще в восемнадцатом и девятнадцатом веках и имели декоративный фасад.
   Во время первой арабо-израильской войны жители деревни, особенно богатые и зажиточные фермеры, пытались избежать конфронтации с израильтянами.
  Садик Караман- крупный землевладелец, заплатил солдатам Арабской Освободительной армии пять тысяч палестинских фунтов с тем, чтобы они ушли из аль-Дамуна.
  Но в рамках операции Декель деревня была подвергнута бомбардировкам а затем захвачена частями израильской армии 15-16 Июля 1948 года.
  Жители деревни, численность которых в 1948 году составляла 1310: 1270 мусульман и сорок христиан, бежали из деревни, спасаясь от обстрелов и бомбардировок израильской армии.
  Площадь принадлежавших жителям деревни земель составляла 20,357 дунамов (20,4 км²).
  После захвата израильской армии деревня была полностью разрушена, оливковые деревья вырублены. Сегодня на месте деревни находится кибуц Ясур.
  
   Дэйр аль-Касси аль-Жабиссийя, англ.: Dayr al-Qassi al-Ghabisiyya - Первая часть названия деревни означает "монастырь".
  Тем не менее, население деревни исповедовало ислам.
   В 1596 году деревня входила в подрайон Джира, провинции Сафад и имела население 132 человека. Местные жители платили налоги на выращиваемые сельхозкультуры, на скот и на мед.
   В конце девятнадцатого века деревня описывалась исследователями и путешественниками как находящаяся на холмах и окруженная фиговыми и оливковыми деревьями, с обрабатываемыми полями.
  Население деревни в то время составляло около двухсот человек.
  В соответствии с переписью населения за 1945 год, население деревни составляло 2300 человек, а сама деревня была частью города, который состоял еще из двух деревень: Фассута и аль-Мансура.
  Город был мусульманским, но здесь была крупная христианская община. Общая площадь принадлежавших деревне земель составляла 34,011 дунамов из которых около 8,092 были застроены. Во время первой арабо-израильской войны деревню обороняли подразделения Арабской освободительной Армии.
  Деревня была захвачена израильской армией 30 Октября 1948 года. 27 Мая 1949 года жители города были изгнаны и большинство беженцев осело в Ливане. На землях арабских деревень были основаны израильские поселения: Элкош-в 1949 году, Нетуа- в 1966, Маттат, в 1979, и Аббирим, в 1980. Часть каменных домов Дейр аль-Касси, оставшаяся от прежних хозяев еще в начале девяностых годов использовалась жителями Элкоша.
  В 2004 году руины арабских домов были окончательно разрушены с помощью бульдозеров.
  
   Икрит, англ.: Iqrit - название палестинской арабской деревни в 25 километрах от Акка, население которой составляли христиане. Согласно решению ООН от 1947 года о разделе Палестины на еврейское и арабское государство, Иркит должна была войти в состав палестинского государства. Но этого не произошло: деревня была захвачена израильской армией во время Первой арабо-израильской войны, ее население изгнано, а сама деревня разрушена.
   Сама деревня существовала еще в эпоху крестовых походов, но была полностью разрушена во время войн между крестоносцами и мамлюками.
  Отстроена заново уже во владычество Оттоманской империи.
  Во всяком случае, согласно данным за 1596 год население деревни составляло 374 человека.
  Жители Икрита были заняты разведениием мелкого рогатого скота, выращиванием сельскохозяйственных культур, в частности, винограда и оливков.
  В деревне также был пресс, использовавшийся как для отжима оливкового масла, так и для изготовления виноградного сока и вина. На момент изгнания, в деревне была новая церковь.
  Жители деревни жили в домах из камня.
  Согласно переписи 1945 года, население деревни составляло 490 человек.
   Площадь земельных угодий, принадлежавших жителям Иркита, составляла 21,711 дунамов или 21.7 км².
  В деревне была частная начальная школа для девочек. Хозяйство деревни характеризовалось тем, что существовали специальные хранилища для сбора дождевой воды.
  Деревня была захвачена подразделениями израильской армии Одед и Хагана в октябре 1948 года. Несмотря на то, что жители деревни не оказали никакого сопротивления израильской армии и сразу сдались, все население Иркита было изгнано в рамках политики "свободная от арабов граница".
  Часть жителей деревни нашли убежище в соседнем Ливане, остальные - в палестинских деревнях на территории нынешней Палестинской автономии и на территории самого Израиля в районе Назарета.
  О том, как происходило изгнание, есть свидетельства очевидцев. Шесть дней спустя после сдачи деревни, 5 Ноября 1948 года израильская армия, под предлогом готовящейся военной операции, приказала местным жителям покинуть деревню, пообещав, что они смогут вернуться в свои дома в течении двух недель, когда военная операция закончится.
  Часть жителей деревни ушла в Ливан, но большинство было депортировано израильскими солдатами в Раим - посёлок между Акко и Цфатом(Сафадом).
  Однако территория деревни так и осталась закрытой военной территорией и через две недели, и позже. В Июле 1951 года жители Икрита обратились в Верховный суд Израиля. Суд принял решение в пользу жителей деревни подтвердив их право на возвращение. Однако армейское руководство нашло новый предлог для того, чтобы не допустить возвращения жителей Икрита.
  Тогда жители Икрита повторно обратились в Верховный суд Израиля и слушания были назначены на 6 Февраля 1952 года. Однако на Рождество 1951 года израильская армия разрушила деревню. В соответствии с Вашингтон Рипорт он Миддл Ист Эфайрс, израильские военные привели старосту(мухтара) Икрита на один из холмов и заставили смотреть как солдаты взрывают дом за домом в деревне.
  В своей книге "Кровные братья", священник Элиас Чакур , который в момент изгнания жителей деревни был школьником, вспоминает произошедшее по рассказам своих братьев: 'Во второй раз старейшины деревни прошли по холмам и представили постановление суда сионистским солдатам.
   Без вопросов и споров офицер командовавший подразделением прочитал постановление. Он был лицемерно почтителен. "Прекрасно... Нам нужно некоторое время чтобы уйти отсюда. Вы можете вернуться двадцать пятого". На Рождество! Какой неожиданный подарок для деревни. Старейшины бежали по холмам чтобы скорее сообщить новости. В конце-концов они могут вернуться домой. Канун Рождества стал праздником где произносились молитвы благодарности и радости. На утро Рождества... одетые в свитера и старые куртки в сопровождении рабочих для ремонта, посланных Епископом, жители деревни собрались с первыми лучами солнца...Мать, Отец, Варди и мои братья все пели Рождественский гимн, когда они шли по холмам... На вершине холма гимн оборвался и сменился безмолвием.... Почему солдаты все еще здесь? На расстоянии кричал солдат и жители деревни поняли то, что увидели. Мощный взрыв оборвал тишину. Потом другой, третий... Танковые снаряды били по деревне, причиняя ужасные разрушения. Дома разваливались на части как бумага. Камни и щебень взлетали на воздух вместе с красным пламенем и черным дымом. Один из снарядов упал рядом с Церковью разрушив большой камень в стене и сорвав крышу. Колокольня пошатнулась, бронзовый колокол среди огня и дыма, глухо звенел и кое-как держался. А потом все смолкло, кроме рыданий женщин и ужасных криков младенцев и детей.
  Мать и отец стояли в шоке обнявшись с Варди и моими братьями. В ужасе они наблюдали з атем, как бульдозеры уничтожали все то, что еще не было взорвано или разрушено. Потом мой отец сказал моим братьям или Богу, они никогда не были уверены: Прости им. После этого он повел свою семью обратно в Гиш. На землях деревни Икрит были построены в разное время три еврейских поселения: Шомера, на руинах Тарбихи(1949), Эвен Менахем(1960) и Горнот Хагалиль(1980). Жители деревни и их потомки продолжают борьбу за возвращение в деревню по сей день. В 2012 году ссостоялась крупная демонстрация в Хайфе в поддержку права жителей деревень Кафр Бирим и Иркита на возвращение. Верховный суд Израиля признает право жителей Икрита и Кафр Бирима на возвращение, но израильские чиновники видят в этом решении опасный прецедент и опасаются новых исков. Голда Меир-израильский премьер-министр в семидесятых годах прошлого века прямо озвучила эти страхи. Борьба продолжается.
  
   Хирбат Ириббин, англ.: Khirbat Iribbin, арабск. خربة عربي, в переводе на русский означает развалины Иррибина (Арубина).
  До 1948 года так называлась арабская деревня в 23 километрах к северо-востоку от города Акко, в Верхней Галилее. В 1945 году население деревни соствляли 360 человек арабов-мусульман. Застроенная территория деревни составляла 2000 дунамов.
  На территории деревни находились развалины часовни, хранилище для воды и фундамент домов из более ранних эпох. Этот факт отметил в своих записях французский путешественник Виктор Герен в середине 19 века.
  Все принадлежавшие жителям деревни земельные угодия, в общей сложности 2637 дунамов были заняты под зерновые, за исключением 16 дунамов занятых под ирригацию или фруктовые сады.
  Деревня была занята бригадой израильской армии "Одед" 31 Октября 1948 года в рамках наступательной операции "Хирам".
   В 1958 году на землях деревни было построено израильское поселение Адамит. В начале девяностых годов прошлого века на территории деревни ещё оставались руины арабских домов из камня, принадлежавших жителям деревни Хирбат Ириббин.
  
   Хирбат Джиддин, англ.: Khirbat Jiddin, арабск.: خربة جدين - название палестинской арабской деревни в Галилее, находившейся в 16 км. на северо-восток от Акка.
  Согласно переписи населения 1945 года, население деревни составляли 1500 мусульман.
  Общая площадь земель Хирбат Джиддин составляла 7587 дунамов, из которых 4238 принадлежали арабам и 3349 дунамов - евреям.
   На землях принадлежавших евреям в 1946 году был основан киббуц Ехиам ( ивр.: יחיעם)
  Судя по названию, в древности это было еврейское поселение. Крестонсцы, построившие здесь в 1220 году замок, называли эту деревню Джудин(Иудин) - Judyn (Iudin)
  Власть крестоносцев- Тевтонского Ордена, построивших здесь Замок и укрепления, была недолгой. Между 1268 и 1271, крепость перешла под власть султана Бейбарса, а сам замок в это время был разрушен. В правление Дхахера аль-Омара-губернатора Галилеи под властью Оттоманской империи, крепость и замок были реконструированы, а кроме того, на территории крепости были построены мечеть и купальня.
  В 1775 году, крепостные стены были разрушены солдатами Джеззар-Паши и до 1948 года на месте руин бедуины из племени аль-Суайтат пасли свой скот.
  Небольшой участок земли площадью в 22 дунама использовался ими для выращивания табака.
  Согласно плану ООН от 1947 года, деревня Хирбат Джиддин должана была войти в состав арабского государства. Но 11 Июля 1948 года, во время Первой Арабо-Израильской войны, деревня была захвачена бригадой "Шева", израильской армии в рамках операции "Декель".
   После оккупации деревня была полностью разрушена, а ее жители изгнаны. Нетронутыми остались только крепость крестоносцев, территория которой сегодня является национальным парком.
  
   Аль-Кабри, англ.:Al-Kabri, арабск.: الكابري - название арабской палестинской деревни в Галилее, находившейся в 12.5 километрах к северо-востоку от Акка.
  
  В 1945 году население деревни составляло 1520 жителей, а общая площадь обрабатываемых земель - 20617 дунамов.
   Аль-Кабри имела долгую историю и упоминается еще в двенадцатом веке в исторических источниках эпохи Крестовых походов как "Кабра".
  Название деревни упоминается также арабским географом начала пятнадцатого века аль-Макризи как "аль-Кабира", как входившей во владения мамлюков.
  Под именем Аль-Кабра деревня упоминается (в исторических источниках) в качестве владения крестоносцев во время Худны(перемирия) между крестоносцами, базировавшимися в Акко и мамлюкским султаном аль-Мансуром, в 1283 году. В 1291 году мамлюкский султан аль-Ашраф Халиль передал доходы деревни в пользу одного из вакфов в Каире. В конце девятнадцатого века аль-Кабри была средних размеров деревней, построенной из камня. Жители деревни выращивали на близлежащих полях фиги, оливки, померанцы, шелковицу и яблоки.
  Место было также широко известно своими источниками родниковой воды, включая Аин аль-Асал, Аин Фауар, Аин Мафшух, Аин Кабри.
  Значительное количество источников превратили аль-Кабри в главного поставщика воды для всего района Акко.
  Еще в древности здесь были акведуки, снабжавшие водой Акко, а два дополнительных канала были построены Джеззар Пашой в 1800 году и Сулейман Пашой в 1814 году. В период Британского мандата в Палестине дома в аль-Кабри строились из камня, грязи(особая грязь, которая застывая, превращается в очень прочный строительный материал наподобие железобетона.
  В деревне были мечеть и элементарная школа для мальчиков. Основой экономики деревни было сельское хозяйство. Местные жители выращивали оливки, цитрусовые, бананы. Занимались также скотоводством в том числе, выращивали крупный рогатый скот. Во время арабо-израильской войны 1948 года Кабри вошла в историю как место, где был атакован знаменитый Ехиамский конвой военной организации еврейского анклава - Пальмаха, направлявшийся на помощь жителям киббуца Ехиам (Первое нападение на деревню было осуществлено боевиками Хаганы еще 31 Января-1 Февраля 1948 года.
  Во время этого рейда был взорван дом одного из ближайших соратников аль-Хусейни). Конвой был атакован, когда двигался по территории Кабры 27 Марта 1948 года.
  Во время атаки были убиты 46 членов Хаганы - боевой организации левых сионистов. В Апреле 1948 года руководство Хаганы подготовило план атаки на деревни Кабри, аль-Нахар, аль-Басса и Зиб в рамках операции военной операции "Эхуд", целью которой являлось "уничтожение банд, тех, кого документ определял как "мужское население" и имущества.
  Деревня была занята израильской армией 20-21 Мая 1948 года во время второй фазы операции Бен-Ами. К этому времени большинство жителей деревни бежали, опасаясь мести израильтян за нападение на конвой Хаганы. Некоторые жители деревни, искавшие убежища в Галилее, были убиты израильскими солдатами, когда обнаружилось, что они из Кабры.
  Согласно данным палестинского историка Валида Халиди, останки деревни представляли собой в 1992 году разрушенные стены и груды камней, поросшие сорной травой и кустарниками.
  
   Кафр Биръим англ.: Kafr Bir'im, арабск.: كفر برعم - название арабской палестинской деревни, которая была расположена на расстоянии четырех километров от нынешней ливано-израильской границы и в 11,5 километрах от Сафада (Цфата).
  Кафр Биръим упоминается в средневековых источниках тринадцатого века как арабская деревня, возникшая на руинах древнего иудейского поселения Кфар Баръам. Останки двух синагог, возраст одной из которых датируется третьим веком нашей эры, сохранились до сих пор.
  С 1596 года Кафр Биръим фигурирует в налоговых реестрах Оттоманской империи. В этот исторический период население деревни составляли 114 мусульманских семей и двадцать два холостяка.
  На протяжении многих веков деревня была местом паломничества для верующих евреев, поскольку согласно иудейской традиции здесь находятся могилы пророка Овадии и царицы Эстер.
  Евреи Цфата традиционно приезжали в Кафр Баръам каждый год и праздновали здесь праздник Пурим.
  В конце девятнадцатого века деревня описывается как построенная из камня, окруженная садами, оливковыми деревьями и виноградниками, с населением от 300 до 500 жителей.
  В 1945 году население деревни составляло 710 жителей: 700 христиан и 10 мусульман(Village Statistics. British Mandatory Government, 1945).
   В 1948 году население деревни составляло 1050 жителей.
  Кафр Биръим был занят силами Хаганы 31 Октября 1948 года во время военной операции Хирам.
  В Ноябре 1948 года жители деревни были изгнаны якобы до окончания военной операции, но никто из них впоследствии не получил разрешение вернуться обратно. На сегодняшний день численность жителей деревни и их потомков составляет две тысячи человек, живущих в Израиле.
  Кроме того, часть жителей деревни и их потомков живет ныне в Ливане и в странах Запада.
  В 1949 году Израиль отказал жителям деревни в праве на возвращение, ссылаясь на необходимость создания еврейского поселения на месте арабской деревни с тем, чтобы воспрепятствовать имевшей в это время место частой инфильтрации палестинских беженцев из Ливана, пытавшихся вернуться в свои дома. В этом же году на месте палестинской деревни Кафр Баръам, демобилизованными солдатами израильской армии был создан киббуц Баръам. В 1953 году изгнанные жители Кафр Биръама обратились в Верховный Суд Израиля с требованием обязать местные власти не препятствовать им в возвращении в свою деревню. Верховный Суд обязал местные власти дать ответ на вопрос почему они препяствуют возвращению жителей Кафр Биръима. А 16 Сентября 1953 года деревня была стерта с лица земли и 1170 гектаров земельных угодий принадлежавших жителям деревни были экспроприированы государством.
  Глава Греко-Католической Церкви в Израиле Архиепископ Георгиос Хаким обратился к Ватикану и другим церквям за помощью в защите прав жителей Кафр Биръима и тогда израильское правительство предложило жителям деревни компенсацию за потерянное имущество. Архиепископ Хаким принял компенсацию за земли деревни принадлежавшие церкви.
  Летом 1972 года бывшие жители деревень Кафр Биръим и Икрит вернулись в деревню с тем, чтобы восстановить церкви и отказались покинуть деревни в соответствии с требованием израильских властей.
  Действия жителей Кафр Биръима и Икрита были поддержаны архиепископом Джозефом Райа, сменившим на этом посту Хакима. Полиция применила силу при разгоне жителей арабских деревень, а правительство запретило изгнанным жителям Кафр Биръима и Икрита возвращаться на свои земли.
  В Августе 1972 года большая группа израильских евреев прибыла в Кафр Биръим, чтобы выразить свою солидарность с изгнанниками. Несколько тысяч демонстрантов: евреев и арабов, вместе протестовали против несправедливости по отношению к жителям деревни в Иерусалиме.
  Израильские власти утверждали, что выплатили жителям деревни компенсации за потерю имущества, но изгнанники в свою очередь возразили, что получили компенсацию лишь за небольшую часть принадлежавшего им имущества.
  В 1972 году правительство Израиля отменило законы "о закрытых районах", однако оставило действие этих законов в силе в отношении Кафр Биръим и Икрита.
  В 1977 году Менахем Бегин во время своей предвыборной компании обещал жителям Кафр Биръима и Икрита, что обеспечит им право на возвращение, но после избрания премьер-министром в том же году, своего слова не сдержал.
  24 Марта 2000 года Папа Римский Иоанн Павел Второй обратился к тогдашнему премьер-министру Израиля Эхуду Бараку с просьбой о справедливом решении проблемы изгнанников из Кафр Биръима.
  В 1992 году единственным уцелевшим строением в бывшей арабской деревне Кафр Биръим оставались церковь и колокольня.
  
   Кафр Инан, англ.: Kafr ʿInān, арабск: كفر عنان - название палестинской арабской деревни находившейся в 33 километрах к востоку от Акка.
  Деревня находилась на месте руин древнееврейского поселения Кфар Хананья.
  Древние гробницы на территории деревни считаются местом захоронения Иакова, Элиэзера и царицы Эстер. Кафр Инан указана в налоговом реестре Оттоманской империи за 1596 год в качестве составной части нахийя (подрайона) провинции Джира, относившейся к юрисдикции Сафада(совр. Цфата). В это время население деревни составляло 259 человек. Жители деревни платили налоги на коз, ульи и на винодавильный пресс, который использовался как для изготовления вина, так и оливкого масла.
  В конце девятнадцатого века деревня описывается в исторических источниках как построенная из камня, с населением в 150-200 жителей-мусульман, окруженную садами и оливковыми деревьями. Дома в деревне строились из камня с помощью грязевого раствора(по прочности не уступавшего бетону).
  Дома были расположены близко друг к другу и разделялись узкими переулками.
  Многие новые дома были построены в последние годы британского мандата в Палестине.
  Водой деревня обеспечивалась с помощью насосов из артезианских колодцев. Основными выращиваемыми культурами были оливковые деревья и зерновые. Последние выращивались на равнинной местности и в долинах.
  В1944-45 годах для выращивания зерновых культур использовалось в общей сложности 1740 дунамов земли. 1195 дунамов составляли орошаемые земли или или использовавшиеся для садоводства. Большая часть орошаемой земли (1145 дунамов) была занята под оливковые деревья.
  Во время арабо-израильской войны 1948 года многие жители покинули деревню из-за боев в этом районе. В ней оставалось несколько сот жителей, которые находились в деревне во время боев.
  Деревня была захвачена бригадой Голани в рамках операции Хирам 30 октября 1948 года .
  Согласно палестинскому исследователю Валиду Халиди, оставшиеся жители деревни не пожелали уйти и сопротивлялись депортации, как и большинство населения в этом районе.
  Израильский исследователь Бенни Моррис в свою очередь утверждает, что вместе с несколькими другими деревнями (такими как Саффурийя и Фаррадийя) израильские власти классифицировали Кафр Инан, как 'покинутую' ('kefarim netushim" - оставленные деревни).
  Тем не менее, жители этих деревень неоднократно пытались вернуться в свои дома.
  В январе 1949 года Армия обороны Израиля изгнала 54 местных жителя и 128 жителей соседней Фаррадийи, пытавшихся вернуться в свои дома.
   Всех этих людей насильственно переместили в другие деревни на территории Израиля.
  Однако несмотря на это жители указанных деревень продолжали возвращаться в свои дома, в частности, в Кафр Инан, так что эти места постепенно снова заполнились людьми.
   4 Февраля 1949 года, несколько подразделений 79-го батальона израильской армии окружили обе деревни, изгнав из них на Западный Берег реки Иордан 45 человек, а остальных - около 200 жителей, которые имели разрешение на пребывание на территории Израиля(почти все старики, женщины и дети), поселили в Мадж аль Куруме.
  Но и после этой акции жители Кафр Инана вернулись в очередной раз.
  К середине февраля 1949 г.в обе деревни вернулись около 100 человек из числа местных жителей, в соответствии с источниками израильской армии.
  Обе деревни были снова прочесаны Армией обороны Израиля, после чего вернувшихся жителей деревень солдаты снова депортировали.
  Изгнание жителей арабских деревень осудили некоторые члены правящей партии Израиля- МАПАМ. Тем не менее, запрос в Кнессет, требовавший начать расследование по факту изгнания жителей деревень Кафр Инан, Фаррадийя и Аль-Джабисийя так ни разу не вошел в повестку дня израильского парламента.
  В 1950 году была принята 125 статья закона об обороне 1945 года( Defence regulation of 1945 ) с тем, чтобы конфисковать земли принадлежащие ряду палестинских деревень в Галилее, в том числе жителям Кафр Инана.
  Этот закон был также использован для того, чтобы воспрепятствовать возвращению жителей арабских деревень в свои дома, даже если они имели на это право в соответствии с израильским законодательством.
   Строительство израильского поселения Кфар Ханания первоначально планировалось начать к югу от деревни Кафр Инан в 1982 году.
  Но в итоге оно был создано в 1989 году на землях арабской деревни. Поселение Хазон, построенное в 1969 году на землях Аль-Мансура, Тверия и Парод, построенные в 1949 году на землях Аль Фаррадийя, находятся недалеко от деревни но не на самой земле Кафр Инана.
  В 1992 году палестинский историк Валид Халиди писал о деревне Кафр Инан: "Земля покрыта грудами камней, кактусами и фиговыми деревьями. Есть останки куполообразного здания на склоне с видом на деревню и усыпальница Шейха Абу Хаджар Азрака на соседнем холме к востоку. Земля вокруг бывшей деревни покрыта лесами и засажена фруктовыми деревьями принадлежащими еврейскому поселению Парод.
  
  
  
   Кувайкат, читается также как Кувейкат, Квейкат или Кувайкат, англ.: Kuwaykat Kuweikat, Kweikat, Kuwaikat, арабск.: كويكات - название палестинской арабской деревни находившейся в девяти километрах северо-восточнее современного израильского города Акко.
  На территории деревни находится краван-сарай эпохи крестоносцев.
  Палестинский исследовательский фонд Британии описывал в конце века деревню Кувайкат как построенную из камня с населением приблизительно 300 мусульман.
  Основной возделываемой культурой были оливки.
  Земля Кувайката считалась одной из самых плодородных в районе Акка.
  В более позднее время главными культурами, выращиваемыми здесь, были зерновые, оливки и арбузы.
  В 1887 году в деревне была построена начальная школа.
  Были также мечеть и усыпальница друзского шейха Абу Мухаммада аль-Курайши
  В Апреле 1938 года, во время Великого арабского восстания в Палестине, жители деревни организовали подрыв британской военной машины, в результате чего погибли девять британских солдат. В отместку британские оккупационные силы подвергли обстрелу сначала соседнюю с Кувайкатом деревню Кафр Ясифвблизи которой произошел взрыв, а затем провели карательную акцию в Кувайкате, сначала окружив и обстреляв деревню, а затем устроив рейд.
  Несколько молодых людей были убиты во время обстрела. Британцы также вывели из мечети людей, искавших там убежище и убили их.
  В общей сложности, британцы убили в деревне Кувайкат девять человек.
  В 1944/45 в общей сложности 3316 дунамов были использованы жителями деревни для выращивания зерновых и 1246 дунама составляли орошаемые или использовавшиеся под сады земли, из которых на 500 дунамах были высажены оливковые деревья.
  Кроме того, жители деревни занимались также животноводством и производством молочной продукции.
  На этот момент население дерени составляло 1050 человек.
  Во время арабо-израильской войны 1948 года с 18 на 19 января еврейская милиция численностью более 80 человек атаковала деревню, но эта атака была отбита, согласно публикации в газете Филастын.
  Второе нападение на деревню силами еврейских вооруженных формирований произошло в ночь с 6-7 февраля этого же года. Деревня окончательно обезлюдела во время атаки, осуществленной регулярными частями израильской армии: бригадами "Шева" и "Кармель" в рамках операции Декель. .
  В ночь на 9 июля, в начале наступления, деревня была подвергнута сильному обстрелу.
  Житель деревни, в интервью от 1973 года в лагере беженцев Бурдж эль-Бараджне в Ливане вспоминал: "Мы проснулись от громкого шума, который мы когда-либо слышали, от артиллерийского огня и разрыва снарядов [..] женщины кричали, дети плакали ... Большинство жителей деревни бежали прямо в ночых рубашках. Жена Касима Ахмад Саида бежала держа в руках подушку вместо своего ребенка ...
   Два человека погибли и двое были ранены во время обстрелов. Многие жители деревни бежали в Абу Синан, Кафр Ясиф и другие соседние деревени, которые позже тоже были заняты израильской армией.
  Те из жителей деревни, кто остались, в основном пожилые люди, вскоре были высланы в Кафр Ясиф.
   В январе 1949 года Кибуц ха-Боним был основан на землях принадлежавших жителям Кувайката .
  Позднее киббуц был переименован Бейт-ха-Эмек, который израильские власти заселили еврейскими иммигрантами из Англии, Венгрии и Нидерландов.
  Палестинский историк Валид Халиди так описал место деревни в 1992 году: Мало что осталось от деревни, за исключением заброшенного кладбища, полностью заросшего сорняками, и щебня от домов. Надписи на двух могилах удалось идентифицировать. Одна могила принадлежала Исе Хамаду 'аль-Хаджу, а другая, была опознана как могила шейха Салиха Искандара, который умер в 1940 году. Святыня Шейха Абу Мухаммада аль-Курайши до сих пор стоит, но на его каменном постаменте есть глубокие трещины.
   В январе 1949 года на землях деревни был создан кибуц Бейт-ха-Эмек.
  
   Аль-Маншийя, англ.: al-Manshiyya - до 1948 года это была арабская палестинская деревня в районе Акка(существовало также несколько других палестинских деревень с таким же названием в районе Сафада(Цфата) и Газы).
   В деревне были: приют для детей, находившийся в ведении мусульманского духовенства и мечеть, известная как мечеть Абу Атийя .
  Здание мечети сохранилось до наших дней. Поблизости от деревни находится усыпальница Бахауллы- основателя Бахайской религии. Эта бахайская святыня также уцелела до наших дней.
  В 1955-56 годах в деревне производились археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены и раскопаны пять могил. Самая древняя из них датируется тринадцатым веком до нашей эры.
   Жители Аль-Маншийи считают, что деревня была основана в период после крестовых походов, а ее первые обитатели были переселены в Палестину из Северной Африки мамлюками для заполнения внутренних областей страны.
  Тем не менее, деревня впоследствии (видимо) обезлюдела, так как она не упоминается в переписи 1596 года.
   Карта 1799 Пьера Жакотена определяет место, где позже находилась деревня, как "необитаемые руины", а Виктор Герен (1880) отмечает, что деревня " является основанной заново " в конце девятнадцатого века.
  Деревня Аль-Маншия описывалась исследователями и путешественниками девятнадцатого века как расположенная на равнине, в окружении пахотных земель, с домами, построенными из камня и грязи(особый сорт грязи использовавшейся для строительства вместо цемента). В это время население деревни насчитывало около 150 жителей.
  Основой экономики деревни являлось сельское хозяйство. В 1944/45 253 дунама деревенской земли использовалось для выращивания цитрусовых и бананов, 10818 дунамов было выделено под зерновые, и 619 дунамов составляли орошаемые земли и те, что использовались для занятий садоводством.
   Местные феллахи жили в мире и тесно взаимодействовали со своими еврейскими соседями.
  Аль-Маншийя была втянута в арабо-израильскую войну 6 февраля 1948 года.
  В этот день вооруженные автоматическим оружием и пулеметами Стен боевики еврейского анклава напали на деревню, но были отброшены местными жителями.
  Аль-Маншия было захвачена 14 мая 1948 года в ходе наступательной операции сил еврейского анклава Бен-Ами.
  Один из жителей деревни вспоминал позже, что нападение произошло на рассвете и велось с соседнего с холма.
  Жители деревни под свист пуль над их головами бежали на восток , потому что все остальные направления уже контролировались в то время евреями.
   Когда они(жители деревни) вернулись, чтобы собрать и похоронить убиты,х то обнаружили, что деревня усеяна минами. Одна из бывших жительниц деревни рассказала, что ее отец вернулся в Аль-Маншия через 10 дней после нападения и обнаружил, что его дом разрушен.
  Шестнадцатого Июня 1948 года Давид Бен-Гурион упомянул Аль-Маншия в числе палестинских деревень уничтоженных Израилем.
   Два израильских поселения: Шомрат и Бустан-Галиль были созданы в 1948 году на землях деревни, к северу от Аль-Маншийя. Сама деревня в настоящее время является частью израильского города Акко.
  По данным палестинского историка Валида Халиди, останки некоторых строений стояли нетронутыми еще в 1992 году: "Бахайский Храм, мечеть, исламская школа для детей-сирот(интернат), усыпальница, красивой, куполообразной структуры, передняя стена и арочный вход которой украшены монолитными каменными столбами(.Речь об усыпальнице Абу Атаби. Есть версия, согласно которой Абу Атаби был мусульманским воином во времена крестовых походов, и погиб во время осады Акко)а также несколько домов все еще стоят. А остальной деревни не стало. Мечеть - каменное строение с куполом и сводчатыми потолками, была превращена в частный дом для еврейской семьи. Молитвенная комната использовалась как гостиная.
  Бывшая исламская школа для детей-сирот также была заселена. Кладбище осталось, но заброшено. На нем есть надгробия, с надписями по-турецки и датами до восемнадцатого века. Водный канал аль-Баша, построенный из каменных блоков, по-прежнему существует, но не функционирует, то же самое относится и к акведуку ".
  
  
   аль-Мансура, англ.: al-Mansura, арабск.: منصورة -название палестинской арабской деревни в районе Акко, население которой было изгнано израильской армией во время арабо-израильской войны 1948 года.
  В 1945 году население аль-Мансуры и соседних деревень Дэйр аль-Касси(жители которой так же были изгнаны) и Фассута состаявляло 2300 человек. Население состояло преимущественно из христиан.
  
   Миар, англ.: Mi'ar, арабск.: ميعار - В письменных документах эта арабская деревня, находившаяся в 17,5 км. к востоку от Акка, упоминается впервые в 1596 году, а именно, в налоговом реестре Оттоманской империи.
  Согласно этому документу, жители деревни, численность которых на тот момент времени составляла 55 человек, выращивали пшеницу и зерновые, садовые культуры, занимались скотоводством и пчеловодством. Судя по тому, что жители Миара платили в казну Отоманской империи налоги со своих промыслов, хозяйства их были успешными, выражаясь современным языком. К середине девятнадцатого века население деревни составляло уже полторы тысячи жителей и ими обрабатывалось 13 гектаров сельхозугодий. В 1938 году деревня была разрушена и опустошена британскими карателями в наказание за поддержку местными жителями участников Великого арабского восстания в Палестине, но к моменту образования государства Израиль в 1948 году жизнь в деревне была восстановлена и местные феллахи по-прежнему выращивали здесь зерновые на площади в 2878 дунамов. Еще 118 дунамов орошаемых земель были заняты под фруктовые сады. Беда пришла в деревню 20 Июня 1948 года, когда части израильской армии открыли сплошной, неприцельный огонь по деревне.
  Местные жители в это время работали на своих полях. В результате обстрела деревня была сильно разрушена, а из местных жителей погибли сорок человек.
  Оставшихся в живых израильские солдаты выгнали из деревни, но местные жители вернулись снова и попытались восстановить разрушенные дома и собрать урожай. Тогда их вторично изгнали израильские солдаты. Сегодня земли этой арабской деревни входят в состав еврейских поселковых советов Сегев и Яад. От арабской деревни Миар кое-где уцелели лишь масличные и фиговые деревья да останки стен от домов местных жителей. Территория Миара пользуется среди израильтян большой популярностью в качестве места для проведения пикников.
  
   Aн-Наби Рубин, англ.: an-Nabi_Rubin, арабск.: النبي روبي, - название палестинской деревни в Центральной Палестине, находившейся в 14,5 км западней Рамаллы, на северо-востоке от Явне и в 18 километрах южнее Яффо.
  Деревня была расположена на южном берегу реки Вади аль-Сарар , известной на иврите как река Сорек.
  Название деревне было дано в связи с находившейся там усыпальницей, которая, по поверьям мусульман, была могилой Рыувена - сына Иакова.
  Местность Наби Рубин была местом торговли между крестоносцами и мусульманами - прежде чем была заселена. В 1184 году здесь была проведена ярмарка, на которой арабские купцы из Дамаска торговали рабами, лошадьми, оружием, клинками из Йемена и Индии - с христианами из Акры. Эта торговля продолжалась до начала войн между мамлюками и крестоносцами - в XIII веке. Деревня Наби Рубин была впервые заселена членами рода Абу Сауайрих в 1930- 40-х годах потомками бедуинского рода аль-Малиха c Синайского полуострова.
  В 1944 году здесь была построена школа для мальчиков, в которой в 1946 году обучалось 55 учеников.
  Территория деревни, большая часть которой была покрыта песчаными дюнами, в районе была второй после Явне, и была объявлена исламским вакфом (религиозным фондом).
  Часть домов, разбросанных по всей окрестности без какой-либо заметной централизации, была построена внутри фруктовых садов. Магазины, так же, как и кинотеатр, были построены поблизости от усыпальницы. Жители занимались земледелием и животноводством. Они культивировали преимущественно хлебные злаки, цитрусовые и другие фрукты, такие, как фиги и виноград.
  В 1944 - 1945 годах в общей сложности 683 дунама были отведены под возделывание цитрусовых и бананов, 4357 дунамов были выделены под зерновые, и ещё 184 дунама орошались или использовались под фруктовые сады.
   Согласно профессору Сами Хадауи, в 1945 году население Наби Рубин составляло 1420 жителей, а площадь всех земель - 31002 дунама, из которых 683 были засажены цитрусовыми деревьями.
  Всё это было захвачено армией Израиля во время арабо-израильской войны 1948 года, а жители были изгнаны. Деревня Наби Рубин находилась в регионе, выбранном целью операции Хаганы 'Молния'(Мивца Барак) во время арабо-израильской войны 1948 года, целью которой было вынудить арабское население покинуть свои дома. В течение 10 - 12 мая 1948 года подразделения (милиции округа Эфраим, очевидно), безуспешно атаковали Наби Рубин с целью вынудить её жителей покинуть деревню.
  1 июня 1948 года, в ходе второго этапа операции 'Барак', бригада Гивати захватила деревню, в результате чего большинство её жителей были изгнаны, за исключением нескольких человек, оставленных до сбора урожая апельсинов, но позже они тоже были изгнаны.
  4 августа штаб бригады Гивати издал приказ о проведении операции Никайон -Уборка (чистка) с целью этнической чистки вновь захваченной территории, включая деревню Наби Рубин, укрепления которой были разрушены, а все арабские граждане изгнаны. Операция, во время которой '10 арабов были убиты, 3 - ранены и 3 - захвачены в плен', была проведена 28 августа. Пострадавших со стороны израильской армии не было.
  
   аль-Нахр, англ.: al-Nahr, арабск.: النهر - название арабской палестинской деревни, находившейся в 14 км. к северо-востоку от Акка.
  Деревня была уничтожена в мае 1948 года в результате нападения бригады Кармель в ходе операции Бен-Ами.
  Сразу после штурма деревни Аль-Нахр был стерт с лица земли.
  
  
  В период Османской империи, деревня была отмечена под названием Эль-Камехна на карте Пьера Жакотена 1799 года.
  В 1875 году, французский исследователь Виктор Герен посетил деревню, которую он назвал Эль-Кахуе.
  Он писал о ней, что население деревни составляют 120 жителей и все они мусульмане.
   В 1881 году в Обзоре Западной Палестины, Палестинский исследовательский фонд описывал деревню, под названием Эль-Кахве, как 'построенную из камня с населением , состоящим из около 250 мусульман, расположенную на равнине , в окружении деревьев инжира, маслин, шелковицы и гранатов'.
  В период Британского мандата население Аль-Нар было мусульманским и жило главным образом за счет сельского хозяйства и животноводства.
  В 1944/45 годах население деревни составляло 610 арабов, которым принадлежали 5261 дунамов земли.
  В общей сложности 2066 дунамов был использованы под цитрусовые и бананы, 1,094 дунамов было выделено под зерновые культуры, 1,937 дунамов были орошаемые или использовались под садов, из которых 30 дунамов были отведены под оливковые деревья, 28 дунамов земли составляла застройка.
  27 марта 1948 года сотни вооруженных жителей деревни и подразделений Армии освобождения напали на еврейский конвой возле Кабри, убив сорок девять евреев.
  Шесть арабов были убиты в бою.
  Два месяца спустя командир операции Бен-Ами отдал приказ о захвате и уничтожении деревень Кабри, Умм-аль-Фарадж и Аль-Нахр '.
  Израильский исследователь Мерон Бенвенисти утверждает, что приказы были отданы письменно , в то время как другой израильский исследователь Бенни Моррис пишет, что часть местных жителей, по-видимому, была казнена.
  Израильский кибуц Кабри использует сегодня земли деревни. Мемориал Бен Ами, названный в честь павшего командира данной операции из соседней Нагарии, был также установлен на землях деревни.
  В 1992 году, согласно Халиди, от деревни оставались "только два дома, и один из них частично разрушен'.
  
  
  
   аль-Рувайс, англ.: al-Ruways, арабск.: الرويس, - название палестинской арабской деревни, находившейся в 12 километрах к юго-востоку от Акка.
   Аль-Рувайс стоял на месте города крестоносцев Кареблиер.
  В 1253 Джон Алеман , правитель Кейсарии, продал несколько деревень, в том числе Аль-Рувейсе, госпитальерам. В 1266 году авангард крестоносцев возвращавшийся в Акко после рейда в Тверию, попал в засаду мамлюков, базировавшихся в Сафаде. Согласно легенде, которую хранили местные жители, население Аль-Рувайса находилось в родственных отношениях с Хусамом аль-Дин Абу аль-Хиджи - высокопоставленным офицером в армии Саладина.
   Виктор Герен посетивший Палестину в 1875 году, отмечал, что деревня, состоит из 150 человек, чьи дома расположены на холме, на фоне садов где произрастают фиговые, гранатовые и оливковые деревья, тут и там пальмы."
   В конце девятнадцатого века население составляло 400 человек и все они были мусульмане, согласно Обзору Западной Палестины от 1881 года.
  
  
   Во времена британского мандата аль-Рувейсе была одной из самых маленьких деревень в районе Акко.
  В 1922, согласно переписи населения, в Аль-Рувейсе проживало 154 человека, все мусульмане
  К 1931 году население деревни увеличилось до 217.
  В общей сложности в деревне в это время было 44 дома и вся деревня состояла из двух кварталов.
  В аль-Рувейсе была мечеть, дети жившие в деревне ходили в школу в соседний аль-Дамун.
  Питьевую воду жители аль-Рувейсы получали из собственных колодцев. Из хозяйственных культур они в первую очередь выращивали пшеницу, кукурузу, кунжут, арбузы и оливки.
  В 1945 году население аль-Рувейсе составляло 330 человек, все арабы, которым принадлежали 1163 дунамов земли в соответствии с реестром земли и населения. [Government of Palestine, Department of Statistics. Village Statistics, April, 1945)
  222 дунама были заняты под плантации и орошаемые земли, 844 дунама использовались под зерновые, а 15 дунамов составляла застроенная часть деревни( согласно тому же источнику).
  18 июля 1948 года, через два дня после взятия Назарета Седьмой бригадой израильской армии во время операции Декель, некоторые подразделения (израильтян) выдвинулись в Западную Галилею и захватили ряд арабских деревень, одной из которых была аль-Рувейсе.
  Её жители бежали после бомбардировок и падения крупных соседних городов (Шфарама и Назарета).
  Согласно палестинскому историку Валиду Халиди, "место пустынно. Обломки старых колодцев и цементной кровли повсюду, либо заросли эвкалипта и кактуса ".
  
   Шааб англ.: Sha'ab, арабск.: شعب; название означает "шпоры"- арабский город на севере Израиля площадью 5,442 дунама (6.4 кв. км с населением 6000 жителей в 2006 году.
  Французский исследователь Виктор Герен считал Шааб древним Саабом упоминаемым Иосифом Флавием.
  В 1573 Шааб был одной из нескольких деревень в Галилее, которые восстали против турок.
  В 1596 году деревня фигурирует в налоговом реестре Османской империи. В это время деревня Шааб состояла из 139 мусульманских домохозяйств, которые платили налоги на пшеницу, ячмень, фруктовые деревьев, 'коз и пчел".
  По местным традициям, деревня начала процветать во время анти-Османского восстания Дагира (ок 1768).
  В 1859 году население Шааба составило 1500 жителей.
  Некоторые из них были католиками, большинство же - мусульмане. Возделываемые поля составляли 80 федданов.
  Французский исследователь Виктор Герен посетил Шааб в 1870 году, и отметил, что деревня Шаиб состоит из четырех кварталов. "Жители, -писал он, - по большей части мусульмане-около 800, и около 20 семей 'греки-схизматики" .
  В деревне было две мечети и два вали.
  В 1881 году, Шааб был описан Палестинским исследовательским фондом как селение в долине, с прекрасными оливковыми рощами, в то время как часть холма позади него была занята под выращиваемую в кукурузу.
  Согласно переписи 1931 проведенного властями Британского мандата, в Шаабе было 284 жилых дома.
   Население состояло из 1277 мусульман, 19 христиан и 1 еврея.
  К 1945 году, в Шаабе было 1740 жителей, все арабы.
  Жителям Шааба принадлежало в общей сложности 17 870 дунамов земли, в то время как 121 дунамов были не заняты(свободная земля), 3248 дунама использовались под плантации и орошаемые земли, 6602 дунамов для зерновых и 231 дунам был занят под застройки.
   Шааб был захвачен израильской армией 19 июля 1948 году.
  Жители Шааба сдались без боя, но были изгнаны израильскими военными.
  Тем не менее,вошедшие в Шааб в декабре 1948 года силы девятой бригады израильской армии обнаружили здесь местных жителей, которые по-прежнему жили в своих домах.
  Они, жители, были снова изгнаны из своих домов и вынуждены были уйти пешком.
  Деревня была штаб-квартирой и Родиной Абу-Иссафа, лидера одной из самых эффективных групп местного ополчения во время арабо-израильской войны.
  Среди местных жителей Абу-Иссаф считался героем.
  Большинство коренных жителей Аль-Шааба поселились в близлежащих арабских деревенях, преимущественно в Мажд аль-Круме и Сахнине(сегодня город). Между тем, многие беженцы из полуопустевших деревень Аль Бируа, аль- Дамун и Миар израильские власти поселили в Шаабе ещё в 1948 году.
  В 1953 году к ним присоединились и беженцы из Кирад аль-Гханнам и Кирад аль-Баккара в долине Хула.
  Жители Шааба начали кампанию протеста против выселения вскоре после окончания войны и требовали от израильских властей разрешить им(жителям Шааба) вернуться в свои дома.
  Жителей Шааба поддержало большинство беженцев из долины Хула и Аль-Бируа, но они также столкнулись с сопротивлением бывших жителей аль-Дамуна и Миара.
  К 1950 году примерно 10% коренных жителей Аль-Шааб вернулись в свою деревню и в конечном итоге многие другие также получили разрешение вернуться.
  
  Сухмата, англ.: Suhmata, арабск.:: سحماتا - название арабской палестинской деревни, находившейся в 25 км к северо-востоку от Акка.
  Деревня была известна ещё в эпоху крестоносцев.
  В конце эпохи Османской империи, в 1875 году, Виктор Герен посетил Сухмату и отметил в своих записях, что "эта деревня из двух кварталов.
  В Обзор Палестинского исследовательского фонда Западной Палестины от 1881 года, деревня описывается как построенная из камня, с населением около 400 мусульман, в окружении рощ инжира , оливков и пахотныхой земель, с водоёмами и родниками поблизости.
   Начальная школа для мальчиков была основана в деревне в 1886 году.
  Во времена Британского Мандата в деревне была создана сельскохозяйственная школа.
  В 1922 году, согласно первой переписи населения, проведённой властями Британского Мандата, население Сухматы составляло 632 человека: 589 мусульман и 43 христиан, увеличившись к моменту второй переписи в 1931 году до 796 человек из которых 752 были мусульмане и 44 - христиане.
  В это же время в деревне в общей сложности было 175 домов. Более 70 процентов деревенских земель составляли каменистые почвы, покрытые дубом и дикими грушами.
  Сельскохозяйственные земли были заняты под пшеницу, ячмень, кукурузу, табак и овощи. Табак Сухматы славился своим качеством. В 1944/45 годах население Сухматы увеличилось до 1130 человек, которым принадлежало, в общей сложности, 17056 дунамов земли, из которых 3290 дунамов были заняты под зерновые культуры, 1901 дунам составляли орошаемые земли или использовавшиеся под сады, в то время как 135 дунамов составляли застройки.
  30 октября 1948 года первый батальон израильской бригады Голани напал на деревню, в результате чего деревня обезлюдела и затем была разрушена.
  Бывшие жители Сухматы основали комитет деревни в 1993 году, который организует усилия добровольцев и требует возвращения изгнанников.
  
   Аль-Сумайрийя, англ.: Al-Sumayriyyа, арабск.: السميريه, -название арабской палестинской деревни, находившейся в шести километрах к северу от Акка.
  Деревня упоминается в исторических источниках эпохи крестоносцев в 1277 году под названием Сомелария.
  В то время деревня принадлежала тамплиерам.
  Во время худны 1283 года между Аль Мансуром Калауном
  и крестоносцами, Аль-Сумарийя оставалась под властью крестоносцев, но уже в 1291 году она перешла под контроль мамлюков.
  В ходе археологических раскопок на территории деревни был обнаружена мануфактура по производству стекла.
   Деревня обозначена на карте Пьера Жакотэна под названием Эль-Эсмерийя.
  В 1875 году Виктор Герен определил количество жителей деревни в 400 человек. Все они, по его словам, были мусульмане.
  В 1922 согласно переписи, проведенной властями Британского мандата, население аль- Семарийи составляло 307 человек, из которых 300 были мусульманами и семеро- христианами-маронитами.
  Ко времени переписи 1931 года население деревни увеличилось до 392 жителей из которых 390 были мусульмане, 1 христианин и 1 еврей.
  В это время в деревне было, в общей сложности 92 дома.
  В Аль-Сумарийе имелась начальная школа для мальчиков.
  Школа была основана в 1943 году. В 1945 году в ней обучались 60 учеников.
  В 1944/45 в общей сложности 6854 дунамов деревенской земли были заняты под зерновые культуры, 354 дунама составляли орошаемые земли или занятые под фруктовые сады и ещё 28 дунамов были заняты под застройку.
  В начале 1945 года все 760 жителей Аль-Сумарийи были арабы-мусульмане.
  Жители Аль-Сумарийи бежали из своих домов по причине нападения на деревню бригады Кармель, во время операции Бен-Ами, за один день до официального начала арабо-израильской войны 1948 года(14 мая).
  
  На землях деревнизраильский поселок Лохамей-ха-гетаот был построен
  
  
   Сурух, англ.:Suruh, арабск.: سروح, - маленькая арабская деревня примыкавшая к Тарбихе и Аль-Наби Рубин, находилась в 28,5 км к северо-востоку от Акка.
  
  
  В 1881 году в своем обзоре Западной Палестины Палестинский исследовательский Фонд описывает Сурух как "маленькую деревню, в которой живут за счет сельского хозяйства (земледелия и скотоводства) 90 мусульман.
  В 1945 году вместе с Тарбихой и Аль-Наби Рубин, население Суруха составляло тысячу человек-все мусульмане, которым принадлежало в общей сложности 18563 дунамов земли из которых 619 дунамов были заняты под плантации и орошаемые земли, 3204 -под зерновые и 112 дунамов под застройки. В начале ноября 1948 года жители этих деревень, включая Сурух, получили от израильской армии приказ уйти из своих домов-фактически, приказ об изгнании. Жители вышеупомянутых деревень ушли в Ливан.
  
  
  Аль-Талл, англ.:Аль-Tall, арабск.: التل-название арабской палестинской деревни, находившейся в 14 км к северо-востоку от Акка.
   Сдвоенные деревни Аль-Талл и Аль-Нахр стояли на месте древних поселений на вершине тель Кабри.
  В период Османской империи, здесь была мельница указанная на карте Пьера Жакотена в 1799 году.
  В 1875 году французский исследователь Виктор Герен посетил деревню, которую он назвал Et-Tell. Он описал её так: "Ниже деревни раскинулись свежие и зеленые сады, где вода течет и журчит беспрерывно в маленьких каналах, и где высокие тополя и большие ореховые деревья, которые напоминают Европу, смешались с деревьями Палестины.
   Рядом мельница, работающая от воды падающей с холма в изобилии.
  После выхода из мельницы, вода образует поток, который оплодотворяет соседние фруктовые сады.
  В 1881 году в обзоре Западной Палестины Палестинского исследовательского фонда, деревня описывается как "построенная из камня и саманного дерева, с населением приблизительно 200 мусульман, которые выращивают инжир, маслины, гранатовые и тутовые деревья в своих садах, используя для этого два ручья в качестве источника воды для орошения."
  В 1944/45 году население Аль-Талл составляло 300 человек, согласно последней переписи населения, проведённой властями Британского Мандата. Деревня обезлюдела в ходе гражданской войны 1947-1948 в подмандатной Палестине.
  Окончательно перестала существовать во время операции Бен-Ами, проводившейся силами бригады Кармель 21 мая 1948 года.
  Аль-Талл была захвачена бригадой Кармель во время операции Бен-Ами. Израильских поселений на землях деревни нет.
  Палестинский историк Валид Халиди, посетивший место, где была деревня в 1992 году, так описывал увиденное им: "Территория покрыта обломками каменных домов и заросла бурьяном. Один каменный дом до сих пор стоит, но его фасад разрушен, да и сам дом находится в стадии разрушения. Кактусы и фиговые деревья растут на южных склонах бывшей деревни. На деревенском кладбище , которое находится на северном склоне, сохранились четыре могилы, идентифицируемые как римские и византийские. После обнаружения здесь нескольких древних захоронений, территория деревни была превращена в место археологических раскопок ".
  
   Тарбиха, англ.: Tarbikha, арабск.: تربيخا) Как и многие другие арабские деревни разрушенные во время Накбы, Тарбиха, находившаяся в 27 километрах от Акко, упоминается в письменных документах в 1596 году, а именно, в налоговом реестре Оттоманской империи.
  У этой деревни богатая история. Во время крестовых походов здесь был лагерь крестоносцев известный как Tayerebika.
  С еще более древних времен здесь сохранились саркофаги. Жители деревни традиционно выращивали зерновые, оливки, фруктовые деревья, занимались разведением коз и пчеловодством. К середине девятнадцатого века деревня состояла из каменных домов с черепичными крышами. В деревне располагались полицейский участок и налоговая служба, в связи с близостью границы. Также в деревне действовали две мечети и начальная школа, где обучались 120 учеников.
  Накануне Накбы население деревни составляло примерно тысячу человек которые обрабатывали сельхозугодия общей площадью в 3819 дунамов.
  Во время операции израильской армии Хирам, население деревни было депортировано в Ливан.
  Израильские солдаты не позволили жителям деревни собрать свой урожай, который был отдан еврейским поселенцам из соседних мошавов. Часть домов деревни была заселена вскоре после войны 1948 года еврейскими иммигрантами из Румынии и Венгрии.
  
   Умм аль-Фарадж, арабское название أم الفرج, англ.: Umm al-Faraj.
  Эта арабская палестинская деревня находилась в 10,5 километрах к северо-востоку от Акка.
  Деревня была известна еще крестоносцам как Le Fierge.
  Она отмечена на карте французского исследователя Пьера Жакотена, составленной в 1799 года во время наполеоновской интервенции в Египет и Сирию.
  Жакотен отметил деревню как El Fargi.
  Французский путешественник и исследователь Виктор Герен, побывавший в деревне в 1875 году, описывает Умм аль-Фараж как окруженную "восхитительными" садами, орошаемыми водами реки аль-Мафшух".
  В обзоре Палестинского исследовательского фонда (Palestine Exploration Fund) от 1881 года, деревня описывается как построенная из камня с населением в 200 человек. Жители деревни, согласно отчету, "выращивают фиги, оливки, шелковицу и гранат.
   Согласно переписи проведенной властями Британского мандата в 1922 году Умм аль-Фараж имел население в 322 человека, все они были мусульманами.
  Согласно переписи от 1931 года в деревне проживали уже 415 жителей: 413 мусульман и двое христиан.
  В это же время в деревне насчитывалось 94 дома.
  В 1944-45 годах 745 дунамов земельных угодий в деревне были заняты под цитрусовые и бананы, 18 дунамов были заняты под злаковые культуры, 42 дунама были отведены под орошаемые земли и сады.
   Во время арабо-израильской войны 1948 года деревня Умм аль-Фараж была атакована бригадой Кармели израильской армии на второй стадии операции Бен Ами, 21 мая 1948 года.
  Согласно приказу о проведении этой операции изданном 19 Мая 1948 года цель атаки на деревню определялась как "завоевание, убийство взрослых мужчин, разрушение и сожжение(деревни)". Атака была начата израильской армией 20-21 мая 1948 года одновременно на Умм аль-Фараж, Кабри, Телл и Нахар.
   После захвата деревень все они были стерты с лица земли, по свидетельствам израильского историка Бени Морриса.
  Часть израильского поселения Бен Ами, основанного в 1949 году, находится сегодня на землях деревни Умм аль-Фараж. Американо-палестинский историк Валид Халиди побывавший на месте деревни Умм аль-Фараж в 1992 году так описывает увиденное: "Осталась только каменная мечеть. Она закрыта. Окруженная высокими дикими травами, находится в состоянии разрушения. Здесь можно увидеть многочисленные деревья, которые возможно были здесь еще до уничтожения деревни. Соседние земли культивируются. Банановая роща принадлежит селению Бен Ами.
  
  
   аль-Зееб(Зиб), араб.: الزيب, англ: al-Zeeb (Zib) - название палестинской арабской деревни, которая находилась в 13,5 км к северу от Акка, на побережье Средиземного моря.
  Арабское название деревни, Аз-Зива является сокращенной формой первоначального древнего ханаанского/финикийского названия места, Ахзиве. Ахзив упоминается в Книге Иисуса Навина (19:29) и Книге Судей (1:31 ) как город, который стал местом жительства колена Ашер, хотя археологические данные свидетельствуют о том, что это было финикийское поселение.
  Арабский географ Ибн Джубайр, приезжавший в Палестину в 1182, отмечал, что Аз-Зееб представляет собой большую крепость с деревней и прилегающими землями между Акко и Тирой ".
  Под властью мамлюков, в 1226 году, арабский географ Якут аль-Хамави описал Аз-Зееб как большую деревню на побережье, чье имя также произносится как "Аз-Заиб".
  
  Под властью Оттоманской империи жители Аз-Зива платили налоги на целый ряд сельскохозяйственных продуктов , включая, пшеницу, ячмень, "яровые культуры", фрукты, хлопок, ульи,на коз и буйволов. Согласно налоговому регистру Оттоманской империи от 1596 года, в это время аз-Зива имела население в 875 человек, которое снизилось до 400 в конце 19 века.
  Аз-Зееб известна также тем, что здесь родился исламский судья и ученый 18 века Абу аль-Али аз-Зиби.
   В период египетского правления в Палестине, Шейх аз-Зива, Саид аль-Саби, присоединился в 1834 к крестьянскому восстанию против губернатора Ибрагима-паши.
  
  
  К концу 19-го века, большинство домов в деревне были построены из камня.
  Здесь были построены также мечеть и больница, а местные жители выращивали оливки, инжир, шелковицу и гранаты.
  В 1882 году османские власти открыли начальную школу в аз-Зива. В период британского правления, основными отраслями экономики Аз-Зива были рыболовство и сельское хозяйство, в частности выращивание фруктов, в том числе бананов и цитрусовых а также, оливков и инжира.
  В деревне было четыре оливковых пресса: два механизированных и два гужевых.
  Между 1927 и 1945, ежегодный улов рыбы Аз-Зиба составлял 16 метрических тонн.
  В британской переписи населения от 1931 года в аль-Зибе проживало 1059 человек. В это время в Аз-Зива было 251 дом.
  К 1945 году, население аль-Зиба увеличилось почти вдвое и составило в это время, по данным Сами Хадауи,1910 жителей.
   Предполагаемая численность населения в 1948 году была 2216 человек.
  Во время британского мандата в Палестине, большинство семей в аз-Зива зарабатывали себе на жизнь рыболовством и сельским хозяйством, в частности, выращиванием фруктов.
  Перед официальным окончанием Мандата, 14 мая 1948 года, аз-Зива был атакована и захвачена бригадой Кармель-подразделением Хаганы.
  
  
  аз-Зива была одним из главных целей наступательной операции Хаганы под кодовым названием ' Бен-Ами'.
  Согласно отчетам Хаганы, жители сразу "убежали при появлении еврейских сил." Тем не менее, израильский историк Бенни Моррис утверждает, что у Хаганы была "длинный счет" к аз-Зива, потому что эта деревня являлась центром арабского сопротивления и большинство ее жителей бежали после того как деревня была поражена жестоким минометным обстрелом подразделений Хаганы.
  Моррис также пишет, что израильская армия провела две операции в середине мая 1948 с целью взорвать деревню".
  Свидетельства очевидцев из числа сельских жителей аз-Зиба свидетельствуют, что они приняли входящие израильские войска за арабские подкрепления, потому что израильтяне надели красные и белые куфии, и что эти силы быстро сокрушили местную милицию из 35-40 мужчин. Многие из жителей деревни бежали в Ливан или близлежащие деревни, но многие из них также остались в аз-Зива, пока они не были насильно переселены израильскими властями в арабский прибрежный город Мазраа.
  Командир бригады Кармель Моше Кармель приказал стереть аз-Зива с лица земли, чтобы "наказать" деревню и быть уверенными, что ее жители уже никогда не смогут вернуться в свои дома.
   Жители Аз-Зива позже жаловались, что солдаты Хаганы также как в Сумерийи и аль-Бассе подвергли домогательства и изнасиловали большое количество женщин.
  
  
  
  
   Жители аз-Зива были изгнаны а саму деревню захватчики сравняли с землей.
  Израильские поселения Саар и Гешер ха-Зив были созданы на землях деревни в 1948 и 1949 годах.
  Из всей деревни сохранились только восстановленная мечеть, служащая сегодня туристической аттракцией, и дом последнего Мухтара, где теперь находится музей.
  
  
  Аль-Хиссас, арабск.: الخصاص, англ.: Khisas, также Хисас Khissas -название палестинской арабской деревни, находившейся в 31 км к северо-востоку от Цфата.
  Доказательством многовековой истории деревни являются местные святыни, такие, как гробница Шейха Али, а также наличие скальных гробниц.
  Арабский географ Якут аль-Хамави описал аль-Хиссас как находящийся в рамках административной юрисдикции области Баниас в Сирии.
  Во времена Османской империи, аль-Хиссас входил в санджак вилайета Дамаска, а затем стал частью вилайета Сидона (позднее преобразованного в вилайет Бейрута).
  В 1917 году аль-Хиссас находилась к северу от линии Сайкс-Пико и должна была войти во французскую сферу влияния.
  Однако в конце-концов, в 1922, аль-Хисас оказался под британской юрисдикцией.
  Аль-Хисас был выбран Хаганой для проведения боевой операции, но затем акция была отменена.
  Вместо этого руководство Хаганы обратилось к жителям деревни с призывом не участвовать в гражданской войне против сил еврейского анклава. Этот призыв распространялся в листовках. "Если война придет к вам, то это вызовет массовое изгнание жителей, с их женами и детьми.
  Тем из вас, кто не хочет такой участи, мы говорим :В этой войне не будет ни пощады, ни сострадания.
  Если вы не участвуете в этой войне, вам не придется оставить свои дома и деревни'.
  В ночь на 18-19 декабря 1947 года, Пальмах провел рейд в аль-Хисас с целью "нанесения удара по взрослым мужчинам" и "убийства взрослых мужского пола во дворце эмира Фаура ", где, как предполагалось, скрывался человек ответственный за гибель жителя кибуца Мааян Баруха, убитого в отместку за расстрел (боевиками еврейского анклава) палестинских арабов несколькими днями ранее.
  Участники рейда взорвали дом Фаура, а также соседний дом, при этом погибло много находившихся в домах людей, включая женщин и детей.
   Бен-Гурион впоследствии утверждал, что рейд был несанкционированным и что местные еврейские лидеры пытались предотвратить рейд, но не смогли остановить Игаля Алона.
  Позже, Йосеф Сапир - руководитель политического отдела еврейского агентства и комитета обороны также раскритиковал резню в Аль-Хисасе и призвал к наказанию виновных, но никаких действий в этом направлении предпринято не было.
   После нападения, большая часть жителей Аль-Хисаса покинули свои дома.
  Число погибших было установлено в 10 человек (5 мужчин, 1 женщина и 4 детей).
  Однако, в рапорте от командира Пальмаха говорится о 12 погибших (7 мужчинах, 1 женщине и 4 детях).
  Давид Бен-Гурион выступил с опровержением о том, что рейд был санкционирован и принес публичные извинения.
  Однако позже эта акция была включена в составленный им список успешных операций еврейского анклава (ишува).
  1-2 января он провел провел совещание с целью обсуждения политики репрессивных операций, целью которых была разработка руководящих принципов еврейского Верховного командования для проведения ответных рейдов
  Первая волна жителей покинула аль-Хисас 11 мая 1948.
   Другие оставили деревню 25 мая 1948.
  Еще 55 жителей остались в своих домах и поддерживали хорошие отношения с еврейскими поселениями в области, но в конечном итоге были выселены.
   В ночь с 5 на 6 июня 1949 года, жители деревни были насильно погружены в грузовики и перевезены в деревню "Акбара, к югу от Сафада.
  Там они оставались в течение 18 лет, пока не получили разрешение на переселение в Вади Хамам.
  26 сентября 1948 года, кибуц Хагошрим был создан на земелях аль-Хисаса.
  Кибуц открыл отель в доме эмира Фаура.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"