Ривлин Влад : другие произведения.

Страницы истории Билал ибн Рабах в Палестине

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Когда речь заходит о мусульманах-африканцах, то нельзя не вспомнить при этом знаменитую историю Билал ибн Рабаха-первого муэдзина Ислама.
  Билал был абиссинским рабом у жестокого хозяина- язычника в Мекке.
  Он одним из первых принял Ислам.
  Став пламенным последователем Пророка Мухаммада, он уничтожил идолов своего хозяина и за это подвергся жестоким пыткам.
  Хозяин требовал от Билала отречься от Ислама, но тот выстоял.
  Узнав о стойкости Билала, Абу Бакр Аль Сидик-преемник пророка и первый халиф, освободил освободить его от власти жестокого хозяина.
  Впоследствии Билал прославился как воин и стал одним из ближайших сподвижников Мухаммада.
  В историю Билал ибн Рабах вошел не только как соподвижник пророка и воин, но также как первый муэдзин Ислама.
  Когда мусульмане победили в сражении за Мекку, Билал, взобравшись на крышу Каабы пел молитвы, восхваляя Бога и призывая народ следовать слову Пророка.
  Музыкально одаренному и обладавшемумна редкость красивым голосом Ибн Рабаху Мухаммад поручил созывать мусульман к молитве.
  Так Билал ибн Рабах стал первым муэдзином.
  Созывая мусульман к запнулся он прибавил к традиционной молитве фразу:"молитва важнее сна".
  Когда об этом узнал Мухаммад, он утвердил это добавление к основному тексту.
  Однако этими качествами достоинства Билала не исчерпывались.
  За свою преданность и бескорыстие он был назначен Мухаммадом распоределять собранные пожертвования для вдов, сирот и больных.
  Свой земной путь он закончил в качестве губернатора Сирии, где, по всей вероятности, и был похоронен после смерти.
  Ну а как связано его имя с Палестиной и Иерусалимом?
  Участник главных сражений в период войны за установление Ислама на Аравийском полуострове и Леванте, Билал ибн Рабах принял участие также и в битве за Иерусалим.
  Здесь, после взятия города мусульманской армией, он так же как и в Мекке взобрался на
  скалу, где впоследствии была построена мечеть Купол Скалы и призывал мусульман к молитве.
  Однако память об Ибн Рабахе в Палестине не исчерпывается одними преданиями о его храбрости и молитве на вершине скалы.
  Мусульмане Африки почитают ибн Рабаха как второго после Мухаммада человека в Исламе.
  
  В Старом городе Иерусалима есть комплекс известный как
  Хабс Эль Абид, что в переводе означает тюрьма или место содержания рабов.
  Комплекс этот был построен в эпоху мамлюков, то есть примерно в 1260 году.
  Здесь до сих пор живут члены афро -мусульманской общины Иерусалима.
  Община эта формировалась на протяжении нескольких веков из поломников, прибывавших в Палестину из разных африканских стран: Чада, Сенегала, Судана и Нигерии.
  Кроме поломников мигрировали в Палестину и те мусульмане из Африки, кто участвовали в войнах против крестоносцев.
  Многие из них сыграли ключевую роль в защите мусульманских святынь в Палестине.
  Для мусульман Иерусалим является третьей по значимости святыней после Мекки и Медины.
  
  Из одиннадцати ворот, ведущих к Куполу Скалы семь открыты и четыре закрыты.
  У каждых ворот есть свое название.
  Среди закрытых ворот есть и Баб Эль-Рахма - Ворота Милосердия , их еще называют Золотые ворота.
  Такое название они получили потому, что согласно мусульманской традиции через эти ворота откроется путь в вечную жизнь и именно здесь Всевышний вынесет окончательное решение каждому из смертных в Судный День
  Паломники из Африки прибывали в Палестину в ожидании Судного дня и поэтому не случайно селились именно здесь - возле ворот вечной жизни и близко к святыни Харам аш-Шариф (Храмовая Гора) .
  Точную дату заселения афро-мусульманами Иерусалима, определить сложно, если вообще возможно.
  Согласно одной из версий очень популярной у представителей афро-мусульманской общины Иерусалима, начале седьмого века (с. 636), африканцы пришли в Палестину с халифом Омаром Хаттабом, преемником пророка Мухаммада, который захватил Иерусалим в 638 году.
  Одним из доказательств этой версии является картина изображающая парадный вход халифа в Иерусалим.
  На этой картине халиф ведет лошадь, в то время как африканец сидит на ней.
  
  Хабс Аль Абид (Тюрьма Рабов)
  считается среди мусульман местом, где содержались рабы из Африки.
  Но на самом деле, первоначально это здание служило гостиницей для мусульманских паломников из стран Африки, посещавших Святую Землю.
  
  Во времена Османской империи , две секции здания были превращены в тюрьму, где содержалимь арабские повстанцы.
  В одном отсеке содержались те, кто были приговорен к пожизненному сроку, а в другом содержались приговоренные к смерти.
  Османы ценили горячую приверженность африканцев Исламу и не меньше ценили их качества воинов.
  Предоставив африканской общине Иерусалима особые привилегии, османы поручили членам общины охранять Храмовую Гору, буквально в нескольких шагах от которой находилось место компактного проживания африканцев.
  Позже их стали использовать в качестве охранников тюрьмы.
  
  Однако и по сей день среди мусульман в Палестине существует ошибочное мнение о том, что африканцы были завезены в Палестину в качестве рабов и содержались в этой тюрьме.
  В 1948 году и затем в 1967, многие члены общины бежали в Иорданию и палестинские города Западного Берега Иордана- в Иерихон, Дженин и Рафах.
  Немало африканцев живут в Тулкареме, в лагере беженцев и в Эль-Карара, квартала Хан-Юнис.
  Тем не менее, община сохранилась и в Иепусалиме, и сейчас в квартале проживают примерно сорок семей, которые ведут традиционный для мусульман образ жизни.
  Они очень организованы и объединены, обращаются друг к другу "брат" и "сестра".
  У общины есть даже своя футбольная команда.
  
  
  Афро-мусульмане приняли активное участие в первой и второй Интифадах, а одна из женщин общины, проведя в израильской тюрьме тридцать лет, получила затем пост в правительстве Палестинской автономии.
  Конечно же они почитают Билала ибн Рабаха.
  Но мемориального комплекса, посвященного первому муэдзину в африканском квартале, насколько мне известно, нет.
  Община живет довольно обособленно, хотя отношения с другими мусульманами Иерусалима у них сложились очень теплые особенно за годы совместной борьбы с израильской оккупацией.
  Но старые предрассудки, из-за которых многие единоверцы воспринимают их как потомков рабов, никуда не исчезли.
  И тем не менее, сами африканцы воспринимают себя прежде всего, как мусульман.
  Может с этим решающим фактором и связано отсутствие здесь официального культа ибн Рабаха.
  Однако такой культ в Палестине, тем не менее, есть.
  Вблизи Шхема находится горная гряда, которую израильтяне называют Хар Кабир- Гора Силы.
  Ее название по-арабски звучит как Джабаль Билал- Гора Билала.
  Самая высокая из гор в западной части нагорья имеет высоту около восьмисот метров над уровнем моря.
  На ее вершине еще сохранились следы морских отложений.
  Здесь, на вершине горы находится и святилище посвященное Билалу ибн Рабаху.
  Это довольно хорошо сохранившаяся, небольшая мечеть.
  Раньше жители окрестных арабских деревень совершали сюда паломничество и праздновали религиозный праздник, посвященный Билалу ибн Рабаху.
  Детали этого праздника мне неизвестны.
  Известно лишь, что местные жители почитали ибн Рабаха как святого, заступника живущих в этой местности феллахов, но что гораздо интереснее, его просили о дожде во времена засухи.
  Обращались к святому и с другими просьбами, но в первую очередь- о дожде.
  С чем связано это поверье, почему местные феллахи считали его покровителем дождя и как вообще имя Билала ибн Рабаха связано с этим местом, сказать трудно.
  Но объяснениеивсе-таки есть.
  Во-первых, с большой долей вероятности можно предположить, что на месте мечети в хананейскую эпоху существовало языческое капище, посвященной богу дождя или плодородия.
  Подобные святилища, превращенные в мечети и носившие имена мусульманских пророков, военначальников, суфиев и праведников, были в каждой из восьмисот палестинских деревень до 1948 года.
  Святые считались заступниками местных феллахов, им молились, прося об исцелении или урожае.
  Нетрудно увидеть в этих обычаях древние языческие культы, сохранившиеся в Палестине несмотря на христианизацию и затем, исламизацию страны.
  Каким образом местное население сохранило, хоть и в исламизированной форме, свои древние культы?
  Ответ дает история.
  Будучи не только выдающимся полководцем, но и талантливым дипломатом, Салладин, освобождая Палестину от крестоносцев, столкнулся с проблемой весьма космополитичного населения как по этническому, так и по религиозному составу населения.
  Проблемой, разумеется, для мусульманина, ибо какой представитель аврамической религии примирится с многобожием?
  Салладин решил эту проблему весьма оригинально.
  Он перенял у христиан традиции религиозных фестивалей, а что касается языческих святилищ, то тут он поступал следующим образом: давал им имена мусульманских пророков и героев, строя на месте древних культовых захоронений мечети.
  Ну а если такого захоронения не было, то он его находил.
  Как? Во сне ему являлся ангел или святой и указывал точное место захоронения патриархов и пророков.
  Так, например, он обнаружил место захоронения Моисея.
  Похоже местное население такой подход вполне устраивал, прежде всего по причине своей бескровности и толерантности.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"