Ривлин Влад : другие произведения.

Штрихи к истории войны 1948 года

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  После решения ООН в ноябре 1947 года о разделе Палестины на два государства- еврейское и арабское, в подмандатной Палестине вспыхнула Вторая гражданская война(Первая известна как Великое арабское восстание 1936-39 годов), которая очень скоро переросла в первую арабо-израильскую.
  Результатом этих войн стало не только образование государства Израиль, но также исчезновение с лица земли более четырехсот арабских деревень и городов. Около миллиона арабских жителей этих городов и деревень стали беженцами, проблема которых не решена до сих пор.
  Палестинская историография называет эти события Накбой(Катастрофой) и утверждает, что беженцами палестинские арабы стали в результате изгнания, осуществленного вооруженными формированиями еврейского анклава и позднее-регулярными подразделениями израильской армии.
  В свою очередь, в израильской историографии на протяжении десятилетий господствовала концепция, согласно которой арабское население Палестины покинуло свои города либо по собственной инициативе, либо по приказу армий арабских государств, участвовавших в первой арабо-израильской войне.
  В середине восьмидесятых и в начале девяностых годов в израильской историографии возникло новое направление, получившее условное название "новых историков"- исследователей, которые оспорили прежнюю израильскую концепцию и документально подтвердили факт Накбы(К числу этих исследователей можно отнести прежде всего Бенни Мориса, Илана Папэ и Мирона Бенвенисти).
  Тем не менее, яростные споры между историками продолжаются.
  В то время как израильские историки консервативного направления пытаются оспорить сам факт существования палестинских арабов как нации( а раз нет такого народа, то и Накбы, соответственно, быть не могло), сами палестинцы ищут начало своей родословной в древнем Ханаане.
  Я думаю, что для внесения ясности в этот вопрос и получения полной картины, необходимо изучение истории прежде всего палестинских деревень. Каждой конкретной деревни.
  Ну а пока лишь отдельные штрихи к общей картине.
  
  
   Арабская деревня Аль-Бирва (Бируа) в Палестине, имела древнюю историю.
  Деревня упоминается в трудах арабских географов еще в одиннадцатом веке. Аль-Бируа знаменита так же тем, что является Родиной великого палестинского поэта Мухаммада Дарвиша.
   Во время Первой арабо-израильской войны, за Аль-Бирву шли ожесточенные бои между отрядами самообороны из местных жителей и подразделениями израильской армии, атаковавшими деревню.
   Бои были настолько ожесточенными, что даже попали в репортажи "Нью- Йорк Таймс".
  Израильская армия почти непрерывно штурмовала деревню два дня, но сломить сопротивление местного ополчения, ей так и не удалось.
  Тем не менее, израильтянам удалось отрезать оборонявшихся от источников воды и к тому же, у феллахов были на исходе боеприпасы.
  Ситуация была отчаянной- воды нет, боеприпасов тоже, а в деревне полно раненых.
  И тут произошло чудо.
  Одна из деревенских женщин решила во чтобы то ни стало доставить воду раненным и бойцам ополчения и взяв ёмкости для воды, под обстрелом, который продолжался несмотря на временное на перемирие, пошла за водой, За женщиной последовали мужчины из местного ополчения, вооруженные топорами, ножами и мотыгами.
  Поход за водой перерос в стихийную атаку на позиции израильтян.
  Неожидавшие атаки израильтяне бежали, оставив свои позиции.Ополченцы Аль-Бирвы преследуя израильтян, отогнали их на километр от деревни.
  Впоследствии, во время наступательной операции израильской армии известной под названием "Декель"(Пальма), деревня была захвачена. Ее жители ушли либо в соседние деревни, либо в Ливан, где образовали лагеря беженцев. Деревня была полностью разрушена а на ее месте в 1949 и 1950 годах были построены кибуц Ясур и мошав Ахихуд. Ну а история, описанная выше, вошла в национальный эпос палестинских арабов. Деревня Байт Тима находилась в 21км. к северо-востоку от Газы и в 12км. от береговой линии современного сектора Газа. Это была довольно крупная деревня и по количеству населения и по площади сельхозугодий. В 1945 году в Байт-Тима проживало 1060 человек в 157 домах, согласно переписи населения, проведённой властями Британского Мандата, которым принадлежало 11032 дунамов земли. У Байт Тима была богатая история, о чём свидетельствует деревенская мечеть четырнадцатого века построенная в честь пророкa -наби Тима и налоговые документы Оттоманской империи, согласно которым в 1596 году в деревне проживали 693 человека, которые платили налоги на пшенницу, на зелень, фрукты, ульи и коз. В период Британского мандата, в Байт Тима были свои магазины и начальная школа, построенная в 1946 году, где также учились дети из соседних деревень Хулайкат и Каукаба. Во время гражданской войны в подмандатной Палестине, согласно яффской газете "Filastin, силы еврейского анклава попытались проникнуть' в Байт Tима еще в феврале 1948 года, но были встречены "градом пуль" со стороны местной милиции и отступили. Бой длился в течение получаса. Израильская армия заняла эту деревню только во второй половине октября 1948 года после артобстрелов и бомбардировок с воздуха. Силы местной самообороны оставались в деревне буквально до последней минуты. После массированных артобстрелов и бомбардировок Байт Тимы, бойцы местной самообороны эвакуировали из деревни свои семьи но сами остались, хотя господствующие высоты в этом районе уже находились в руках израильтян и положение обороняющихся было безнадежным. Подразделение саудовской армии, пришедшее на помощь местной милиции в начале июня, также к тому времени покинуло деревню. После занятия израилькой армией, деревня Байт Тима была полностью разрушена. Насир аль-Дин - название небольшой палестинской арабской деревни, находившейся в 3 км к юго-западу от Тверии В 1945 года в Насир ад-Дине проживало всего 90 человек, которым принадлежало чуть более четырёх гектаров земли. С этой деревней связаны ряд интереснейших событий. История этой деревни насчитывала не менее восьмисот лет - об этом свидетельствуют её название и мавзолей в честь генерала Салах ад-Дина, погибшего в боях с крестоносцами. Имя генерала- Насир ад-Дин свидетельствует о том, что он был как и Салах ад-Дин курдом, возможно из Ирака. В деревне была и другая усыпальница, где был похоронен шейх Каддуми - так же солдат или офицер Салах ад-Дина, погибший в боях с крестоносцами. Ещё один интересный факт связанный с историей деревни: За четырнадцать лет между двумя переписями населения - с 1931 по 1945 годы,, количество жителей Насир ад-Дина уменьшилось со 179 человек до 90. В израильской историографии популярна версия о том, что арабское население Палестины стремительно увеличилось в годы Британского Мандата за счёт эмиграции арабов из Сирии, Ирака и Магриба, искавших работу на созданных евреями предприятиях. Но здесь мы видим прямо противоположную тенденцию и таких деревень, где население не только не увеличилось, но и уменьшилось, была не одна. Возможно это связано с Великим арабским восстанием в Палестине 1936-39 годов(Во время этого восстания были убиты 5000 арабов, без крова остались десятки тысяч, поскольку британцы сносили с лица земли целые деревни. Только в Яффо, в результате подрыва 240 домов, без крова остались более шести тысяч человек) Ну, и наконец, самый интересный факт из истории этой деревни. Насир ад-Дин подверглась нападению сил еврейского анклава, а именно - батальона бригады Голани, 12 апреля 1948 года, более чем за месяц до провозглашения государства Израиль. Самооборона деревни насчитывала не более тридцати бойцов. Тем не менее, жители деревни оказали оказали превосходящим силам противника отчаянное сопротивление: бой продолжался четыре часа. В ходе этого боя погибли почти все защитники деревни: 22 человека. Среди погибших во время боя за деревню были, также, несколько детей, ставших, по всей видимости, жертвами обстрелов. Из оставшихся в живых защитников деревни шестеро были ранены и эвакуировались вместе с британским конвоем. Ещё трое были захвачены в плен и их дальнейшая судьба неизвестна. Семьи защитников деревни вывез британский конвой. Так происходило во многих случаях: британцы, под чьей юрисдикцией находилась страна, абсолютно не вмешивались в ход гражданской войны между евреями и арабами, в лучшем случае, предоставляя конвой для охраны беженцев. То есть действовали совсем не так, как во время подавления арабского восстания в Палестине 1936-39 годов. Можно объяснить действия британцев нехваткой сил, но также, вполне возможно, Британия расчитывала, что хотя бы одна из сторон попросит её о помощи и британцы останутся в стране на неопределённый срок. Все дома в деревне были взорваны, а её жители изгнаны боевиками Голани 23 апреля 1948 года. Деревня перестала существовать. Тем не менее, деревня Насир ад-Дин вошла в историю края как один из наиболее героических оплотов сопротивления местных арабов.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"