Ривлин Влад : другие произведения.

Иерусалимская революция 1825-26 годов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не так давно в русском интернете обсуждалась тема освобождения русской армией Болгарии в 1878 году. В обсуждениях настойчиво звучало утверждение о том, что при османах болгары жили лучше, чем после освобождения русской армией Болгарии, сытнее, мол. Приводились даже исторические документы, в подтверждение этого утверждения. Я не очень знаком с этой темой. Знаю только, что болгары ежегодно празднуют Третье Марта- День освобождения Болгарии русскими войсками от турецкого ига.Это- национальный праздник Болгарии. Обратно в Турцию болгары не просились и до сих пор не просятся, насколько я знаю. И вот ещё один штрих к истории Османской империи- в Палестине.

  
  
  Говоря об экономическом чуде Вифлеема на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, следует отметить, что на протяжении нескольких предыдущих столетий условия для развития местных ремесла и торговли были весьма далеки от идеальных.
  Если в начале шестнадцатого века, Вифлеем, подобно другим городам Палестины, процветал, то с приходом османов, город погружается в упадок и нищету на два столетия.
  До вторжения Наполеона в 1799 году, Вифлеем находится, согласно османскому регистру, в статусе "касбаха"- населенного пункта, который больше, чем деревня, но и меньше, чем город.
  Власти Османской империи жестоко терроризировали жителей палестинских городов и деревень непосильными налогами и поборами.
  Бесчинствовала и местная администрация .
  Многие деревни в Палестине имели одинаковое название, но находились при этом в совершенно разных районах страны, координально отличаясь друг от друга не только составом населения, но также экономическими ресурсами.
  Коррумпированная местная администрация, желая увеличить налоговый сбор, записывала деревню, находящуюся , например, в гористой местности или в пустыне, как ее тезку, расположенную в прибрежной полосе на плодородных землях и обладающую природными источниками воды.
  Независимо от уровня благосостояния, налоговому грабежу и вымогательствам подвергались все: от торговцев, до феллахов.
  Сильная по части поборов, османская администрация была не в состоянии обеспечить безопасность ни жителей городов, в частности, Вифлеема, ни паломников.
  Земледельцев-феллахов, жителей городов и паломников грабили бандиты на дорогах.
  Но не меньше население городов и деревень страдало от нападений бедуинов.
  Франсуа Рене де Шатобриан - французский политик и писатель, побывавший в Вифлееме в 1806 году, вскоре, после Наполеона и его армии, описывал его как город с бедными домами. На обратном пути из Вифлеема в монастырь Мар Саба, несмотря на усиленную охрану, Шатобриан был ограблен бедуинами, которые потребовали у него плату за проезд.
  Позже, в 1819 году, протестантский священник Джон Тернер( Turner), писал о бандитах с окрестных холмов, которые угрожали уничтожить монастыри города, если монахи не заплатят им выкуп.
  Поборы, коррупция, бандитизм- все вместе, эти факторы создавали невыносимые условия для жизни местного населения и многие уходили с нажитых мест.
  Тем не менее, ремесло и торговля в Вифлееме буквально выстояли и сохранили себя до лучших времен, когда ухудшающаяся экономическая ситуация и международное положение Османской империи во второй половине девятнадцатого века, вынудили ее правителей провести ряд реформ, в частности, разрешить иностранцам покупать землю, жить, развивать промышленность и торговлю в различных областях страны, в том числе и в Палестине.
  В частности, тот же Тернер отметил в своих записях Вифлеем как город, где делаются и продаются религиозные сувениры из оливкового дерева и перламутра.
  Следует отметить, что палестинцы не просто выживали и ждали лучших времен, но, буквально, сражались с оружием в руках, отстаивая свои права и имущество.
  В начале девятнадцатого века губернатором Иерусалима (мутассалем) , назначенным властями Османской империи Иерусалима был Мохаммед аль-Марак, вошедший в историю Палестины нового времени как один из самых деспотичных правителей.
  Он обложил население Вифлеема налогом, который десятикратно превышал материальные возможности жителей города.
  Впрочем, таким же поборам подвергались и жители других окрестностей Иерусалима, а также христианские монахи и паломники.
  Жители Вифлееме пытались протестовать и даже подали жалобу османскому губернатору Леванта, но это не помогло.
  В конце-концов, в 1825 году вифлеемцы восстали и это восстание вошло в историю как Иерусалимская революция 1825-26 годов.
  Движущей силой восстания были вифлеемские феллахи- именно они больше всех страдали от поборов османских наместников.
  Возглавили же восстание шейхи Вифлеема и их коллеги из племени Бани Малик в деревне Абу Гош(также в окрестностях Иерусалима).
  Власть в городе и его окрестностях перешла к повстанцам , назначенная османами администрация в страхе бежал аи тогда губернатор Аль-Шама(Великой Сирии), отправил против повстанцев целую армию.
  Особенностью восстания являлось единство христиан и мусульман.
  И те, и другие, жили вместе полторы тысячи лет и Иерусалимской восстание лишний раз продемонстрировало это единство.
  Более того, когда армия сирийского губернатора осадила город, повстанцы: мусульмане и христиане забаррикадировались в монастырях города, превратив их в свои крепости.
  Губернатор Сирии, стоявший во главе сирийской армии, угрожал взорвать монастыри, если повстанцы не сдадутся и не выплатят налоги.
  Повстанцы же решили сражаться до конца и неизвестно, чем бы закончилось это противостояние, но на помощь пришли монахи, выступившие в качестве посредников.
  В конце-концов, повстанцы согласились заплатить налоги, а губернатор Сирии обещал не наказывать повстанцев.
  Казалось бы, конфликт был удален, но как только османский наместник Сирии ушел из города, повстанцы , выйдя из монастырей, двинулись на Иерусалим и захватили его главную цитадель.
  Местное население, также страдавшее от турецких поборов, поддержало повстанцев и встретило их как освободителей.
  Турки же подвергли город безжалостному обстрелу, разместив артиллерийские батареи на Храмовой горе и жестоко подавили Иерусалимскую революцию.
  Это событие можно назвать генеральной репетицией Палестинского восстания против правителя Египта Мухаммада Али в 1834 году- восемь лет спустя после подавления Иерусалимской революции. Многие историки , не только палестинские, но и часть израильских, считают это восстание отправной точкой в формировании национального самосознания жителей Палестины, главным образом, арабов- мусульман и христиан.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"