В наше время , когда мир вновь разделился на два полюса , уже без Берлинской стены, было бы по меньшей мере полезно, прочитать книгу Влада Ривлина "Палестинские рассказы".
" По меньшей мере", потому что эта книга отвечает на многие вопросы, показывает нам , где именно корень отчуждения между людьми, причины ненависти и то, что создает эту враждебность.
Эта книга учит простым человеческим вещам: терпимости, пониманию и взаимности , которые могли бы превратить человеческое общество в нечто отличное от его нынешней стрессовой формы.
Израиль, Палестина , Газа ... Это все имена , которые вызывают у нас различные ассоциации связанные с войной, терроризмом, нетерпимостью.
Но все мы , те, кто далеки от этого географического района, воспринимаем происходящее там , только как информацию , которая течет среди новостей - Слава Богу, это случилось не с нами.
И эта ассоциация делает нас безучастными к тому, что там происходит - в Палестине , в Израиле , в Газе ... И не только там. Уже происходит повсюду . Посмотрите на Ливию, Ирак, Сирию ... Перечислять дальше?
Есть выражение: чужие не играют в нашем дворе (русское: моя хата с краю)! Но есть и другая пословица: то, что когда-то было во дворе по соседству, может случиться и в нашем.
Так что, возможно , мы не должны быть настолько равнодушны к насилию , нетерпимости и войне происходящей там, в другой географической зоне, не с нами ... Вы уверены, что завтра мы не окажемся в такой же ситуации ?
В нашей болгарской действительности находятся люди и политические организации , которые имея определенный интерес , подстрекают рядовых болгар из разных этнических групп друг против друга,способствуют напряженности отношений между ними , разжигают в них ненависть и нетерпимость друг к другу, используя при этом "прошлое" -историю, которая уже произошла и не может быть изменена. Действительно не может?
Может быть, ответы вы найдете именно в "Палестинских рассказах" Влада Ривлина.
Автор этой книги показывает нам не только корни ненависти - ненависти и нетерпимости между людьми разных национальностей , но помогает нам понять , что если объединиться против навязываемого людям извне разделения, то это обязательно принесет мир, спокойствие и процветание для народов.
Люди должны научиться жить вместе. Никто не говорит, что нужно забыть историю , но есть способы уважать друг друга , быть терпимыми и человечными в отношениях с другими людьми.
Когда я начала читать эту книгу , то делала заметки для каждого из написанных Ривлиным рассказов. Я чувствовала растущий накал по мере повествования, эмоции достигли своей высшей точки , а затем я перестала писать, и, только читала. Таким убедительным и мощным было слово автора, что я доверяю ему полностью, его восприятию, опыту, знанию истории народов Израиля и Палестины.
Правдивость и горечь вызывает описанное в книге , но в глубине души я поняла послание Влада Ривлина о взаимопонимании.
Влад Ривлин выбрал интересную форму для написания своих рассказов и повестей. В предисловии он признает, что рассказы написаны под влиянием не только услышанного, но и пережитого в разное время. Но автор не называет себя.
Он выбрал интересную форму. В предисловии к книге автор знакомит нас с Омри - своим другом, сделавшим военную карьеру и нелепо погибшим(смерть на войне, как и сама война-это всегда нелепость) уже после увольнения в запас.
После себя Омри оставил дневник на компьютерном диске, который и был доставлен автору этой книги. С этого момента начинаются рассказы - Дневник капитана Омри Шварцмана.
***
В первой истории повести - " Дед" , происходит встреча непосредственно с войной и страхом , который проник в души всех , особенно детей. "Война - это кровь и грязь , где бы она ни велась. Вопрос в том, во имя чего эта война... " говорит главный герой - дед , уверенный в своей правоте , которая в защите своего дома. Его отношение к арабам настолько высокомерно , что он был уверен : " наше господство (евреев-поселенцев)казалось здесь вечным. Поэтому, когда арабы начали бросать камни в израильских поселенцев , он ( дед) презрительно называл их клопами залезшими за воротник. Он жил в то время, когда при виде израильских солдат арабы в Газе и на Западном Берегу поспешно прятались , но теперь они были уже другие. Из забитой и послушной массы людей, покорно работавших на деда и таких как он, они превратились в разъяренную, ненавидящую нас толпу. И вскоре в нас полетели камни и бутылки с зажигательной смесью ... "Так страх рождает ярость. Ненависть возвращается. И происходит цепная реакция, описанная в Ветхом Завете : око за око, зуб за зуб !
Это противостояние встречается в " Старухе ", " Снайпере", " Блокпосте " и почти во всех рассказах . Для этого противостояния всегда есть причина. И где герои пытаются преодолеть это и подняться над ненавистью, всегда находится кто-то, кто приводит к краху эти попытки к пониманию. Возможно, это невидимый снайпер , который стрелял во все видимое. Он столкнулся с ненавистью , но сам несет смерть , страдания, нетерпимость, расизм . Может быть, это унижения и страдания палестинцев через которые они проходят, когда ищут работу в Израиле и вынуждены проходить блокпосты ( " Блокпост " рассказ о молодой матери и ее ребенлке! ) - Таким образом создается вражда по отношению к израильтянам.
За чужую глупость и жестокость всегда платит кто-то еще. Платят, как правило, наиболее уязвимые , в данном случае - местные жители, арабы . А политики в это время постоянно утверждают, что стремятся к миру ... В любом случае, мир не достигается войной , не может быть мира построенного на войне(силе) . Мир, в истинном смысле этого слова, и между людьми и их душами может быть достигнут путем понимания. Пример ? " Детский сад", в котором рассказчик показывает нам путь : Реувен потерял сына , но предлагает открыть школу и детский сад на холме между деревней палестинцев и поселком евреев , где вместе росли бы и учились еврейские и арабские дети. "
Альтернативой ненависти может быть только братство ", -говорит Рувен . И : "Мы оба молимся одному Богу, и в то же время проклинаем и убиваем друг друга вместо того, чтобы вместе прославлять Его. За убийство Он и наказывает нас" . Смысл: мы должны научиться жить вместе! Но сколько людей таких, как Реувен ? Белые вороны они? Позволит вам боевик такую вещь? Израильские поселенцы приезжают в основном из США, Франции и Австралии. Они селятся в центре арабо-израильского конфликта по политическим причинам. Все они религиозные фанатики , излучающие нетерпимость и агрессивность. Фанатики по обе стороны противостояния. Таким образом, инициатива Реувена не удается. Опять же, герои вернулись к исходной точке противостояния .
Фантастика в рассказах только добавляет жесткости и еще больше интригует. Предложения просты, ясны и последовательны. Автор стремится раскрыть корни религиозной нетерпимости в " Помпеи "-рассказе, в котором чувство смерти ощущается почти физически. Вражда между евреями и арабами имеет свои исторические корни и продолжается на протяжении многих лет .
" Арабы и евреи живут в этом городе ( Хеврон) бок о бок, они дети одного отца. Долго и отчаянно они ненавидят друг друга . " К 1994 они молились вместе в пещере Махпела . Но приехавший из Америки поселенец Барух Гольдштейн расстрелял молившихся там арабов. Арабский снайпер убивает десятимесячного еврейского ребенка, за смерть которого поселенцы громят все арабское на местном рынке ... В центре города находится квартал поселенцев, напоминающий средневековое гетто, и из 30000 арабов в центре города осталось только 2000 . Когда происходит возмущение поселенцев, армия и полиция вмешиваются , но никогда не арестовывают тех, кто стоит за всеми этими беспорядками", - говорит Омри . Во всей этой ненависти он по-прежнему находит оазис : арабский дом Халиля , хранителя книг и особенного, дорогого стекла. Его дом-истинный памятник культуры. И именно здесь проходит главная линия фронта . Оазис среди ненависти . Во время очередных провокаций и беспорядков этот оазис разрушают и сжигают . Ненависть слепа и губит все, она заразна. В рассказе " Четки" есть очень интересная параллель.
Не случайно, говорит автор, потому что у арабов и евреев один праотец которого они называют по-разному: Авраам -евреи, Ибрагим - арабы. Но Хеврон является ареной кровавых столкновений. Картины конфликта очень выразительны. Они поражают читателя, когда он полностью дочитает этот рассказ. В "Бокпост 2" перед читателем предстает офицер Гидон, воплощающий простоту, силу и чувство безнаказанности. Насилие неприемлемо. Но унижающее человеческое достоинство обращение Гидона с арабами, получает продолжение в другой истории -случай с мальчиком из лагеря беженцев. Несмотря на свою добрую волю, Омри приходит в ярость от того, что его перехитрил палестинский подросток. Ярость плохой советчик. Она пробуждает желание убивать. "Неужели это я?" - в ужасе спрашивает Омри. После этого он покидает Блокпост, а его начальство считает поведение Омри подозрительным. Его тетя Мириам, будет реагировать на его поступок неожиданно. .. "Вы не сделали ему одолжение (мальчику) и собственная трусость главного героя в том, что он боится сказать правду в глаза негодяю . Так заканчивается эта история и мы стремительно погружаемся в следующую ("Сбор урожая"), где сталкиваемся с законами и обычаями войны, и выводом о том, что каждый конфликт может быть преодолен через взаимопонимание и добрую волю, а не злобу. Потому что враждебность настолько глубока, что может исказить даже детские души, и сделать детей террористами-смертниками ("Палестинские гавроши"). "Никогда раньше мне не доводилось видеть настолько страшную гримасу войны, - говорит рассказчик. - Как нужно было ненавидеть нас, чтобы преодолеть страх и пожертвовать своей жизнью для того, чтобы отомстить нам!" "Группа террористов уничтожена", - докладывает командирподразделения. Но ни на минуту не отступает вопрос: стоило ли благополучие тех, кто живет за забором, жизни этих детей еще не начавших жить , но уже умевших отчаянно до смерти ненавидеть? В этот момент главный герой - Омри, серьезно задумывается о том, чтобы оставить армию. И, вероятно, не только он. "Главная наша цель - защищать наши поселения и жизни наших граждан", - учит их командир. Но именно в Хевроне у Омри появляются первые сомнения новелла "Мальчик": "Если мы защищаем наши города, что мы делаем здесь, в этом большом городе даже по местным меркам?" Поселенцы выгнали арабов из их домов, победили их и остались здесь жить . В этой истории мы сталкиваемся с различным отношением людей к арабам в ходе проверок, проводимых в арабских районах. Эти проверки являются унизительными и болезненным для обеих сторон. Взгляд ребенка. Омри возвращается домой на выходные, как-будто в другой мир.
"Действительно ли мы хотели помочь женщине и ее ребенку из единственного арабского дома в еврейском квартале, или просто стремились облегчить свою совесть? -задается вопросом Омри. Но он уже не может изменит[ь того, что произошлои продолжает задаваться вопросом: забыть?
Психолог учил их: "Живите в настоящем - здесь и сейчас." Омри некоторое время пытается это делать, но вскоре понимает, что этот подход не для него, если он хочет быть не только офицером, но и человеком. Поэтому вопрос остается открытым: что более важно: порядок или совесть?
Влад Ривлин продолжает вести нас через разные новеллы, написанные великолепными художественными средствами. Он рассказывает о каждом из своих героев, мы узнаем важные вещи о них: о семье и жизни, становлении, работе, мудрости или глупости. И это чрезвычайно важно, потому что образы очень плотные, яркие, запоминающийся.
Мохаммед из "Наблюдательного пункта" мягкий, искренний, скромный. Он сам построил свой дом, способен сгладить острые углы не теряя при этом свое достоинство, но может быть бескомпромиссным, утверждая свое мнение, а может дать хороший совет, к которому прислушаются и молодые, и старые . Так характеризует своего героя Влад Ривлин. Затем идет насилие. Омри встретился с Мохаммедом во время второй интифады, когда мирный дом человека стала выгодной позицией для организации наблюдательного пункта. Семью Мухаммада потеснили, оставив ей один этаж, а в двух других разместились солдаты.
Оливковые плантации превращаются в стоянку для танков и бронетранспортеров. Чрезвычайно тонкий психолог Влад Ривлин отмечает в этой истории поведение детей - они как волки, еще слабые, для них характерно недоброе любопытство и недетский сарказм выражающийся в вопросах, посредством которых дети дают понять солдатам, что они здесь незванные гости, а не хозяева.
После того, как вторая интифада в еврейских поселениях на Западном берегу расположены новый. Арабская контролировать их ("Вечность"). Это оккупанты пришли и ушли. А он остался - смуглый феллах с большими, сильными руками, привыкшими к любой работе.
Другую сторону медали показал нам Влад Ривлин в рассказе "Мириам". Это другое лицо Израиля. Это израильтяне, которые готовы как Мириам работать и жить среди арабов и, таким образом заложить основу для примирения. Но человеческий разум трудно изменить. Причины конфликта глубоки и неразрешимы. Потому что невозможно прийти в другую страну в качестве оккупанта, а затем ждать от этих людей дружбы и взаимопонимания. "Мириам" очень простой по смыслу рассказ в книге. Он предполагает, что прошлое не может быть исправлено, но будущее может быть другим. Но для этого должна быть устранена главная причина: это интересы военно-промышленного комплекса, партий и политиков, банков, всех тех, кто делает судьбу войны. Терроризма не существовало бы, если бы не существовало тех, кто сейчас "борется" против него, "распространяя " и навязывая "демократию" по всему миру с помощью бомб, уничтожая экономики целых стран, ломая судьбы народов , а после этого предлагая этим странам и народам помощь. Ненависть, разделение, противостояние не могут исчезнуть , если не устранить их первопричину. Но те люди, которые выступают против несправедливости , разве они не знают Дон Кихота? Мы думаем об этом, когда читаем рассказы Влада Ривлина. Думаем о человеческой совести, которая не выдерживает страха и стыда, за то, что сделал человек ("Сумасшедший Йоси"). В короткой повести "Дауд и Мефистофель" автор показывает нам технологию превращения мальчика в террориста. Эта повесть состоит из четырех частей - "Дауд", "Дауд и Мухаммед", "Дауд и Мефистофель" и "Крах Мефистофеля". Гиль Индик - психолог, исследователь, особенно беззастенчивый циник, которого коллеги называют Мефистофель. Он мастер по уничтожению человеческой личности. Для этого он старается лишить человека человеческого, взывая к самым темным уголкам человеческой души. Он использует людей в качестве информаторов и смотрит на окружающих как на насекомых, в то время как себя ощущает богом. Но человек, который считает себя всемогущим , не смог найти слабое место Дауда и сделать его зависимым. Он был уверен, что сможет обнаружить слабое место Дауда, и сможет использовать его. Но игра пошла наперекосяк для ллюбителя азартных игр - Дауд перехитрил Мефистофеля и разрушил его коварные планы. В этом типе романа Влад Ривлин продолжает искать корни зла и мы предполагаем, что главной силой народа является его достоинство. Для каждого из своих персонажей Ривлин особое внимание уделяет истории, прошлому и настоящему, что делает характеристики исчерпывающими. Таким образом, автор остался верен реалистическому принципу объективности. "Палестинский рассказы" включают несколько новелл - "Спор", "Новый год", "Репортаж", "На другой планете", "Ферма", "Взрыв", "Незванный гость", которые снова передают послание автора. Менаше стал богатым, потому что он предприимчив. Он преображает пустыню, строя новые дороги и города, но ему мешают в этом арабы и археологи ("Спор"). Интересен спор между Менаше и и арабским пастухом. Каждый из них считает, что это его земля. Но этот аргумент не приводит ни к чему. В новелле "Новый год" в очередной раз мы видим, как война искажает жизнь людей и их праздники. Даже в лесу, они не могут забыть реакцию людей на бомбежки, когда они находятся в безопасном месте, очень верно и точно передается ощущение от ракетных обстрелов.
Артур("На другой планете" ), делает все, чтобы исключить из своего внутреннего мира войну. Телевидение он не смотрит, газет не читает. Живет на пляже и ему нет дела до ракетных обстрелов. Таким образом, он поднимается выше страха!
Снова конфликт- между Аароном и пастухом-арабом, в новелле "Ферма". Ненависть Аарона к пастуху влечет за собой убийство всей семьи фермера. Убийцы были пойманы и осуждены, но оба они считают свой поступок героическим, потому что они защищали свою землю. Земля, которая вечна. А может быть, просто думаю, что это относится и к нам. И еще один конфликт - между похитителями из военного крыла исламского движения и военными ("Взрыв"). Главный герой этого рассказа- Ибрагим - умственно отсталый и никому не нужный. Он случайно остается жив, а гибнет израильский офицер. Нет, это не случайно! В одном из заключительных рассказов "Незванный гость", есть момент, пожалуй главный для всей книги. Именно в споре между незванным гостем и хозяином дома Марселем. Вот, что говорит неожиданный гость прибывший из Иордании, подавая Марселю "ключи от истории:" Когда вы идете, смотрите внимательно: ваш дом построен на фундаменте нашего дома. И его стены из камней, которые собирал еще мой прадед ", - говорит гость. Не лучше жить, а вместе -это ответ на бесконечный конфликт, который дает книга Влада Ривлина Но только ли для Палестины.?.. Израиль и конфликт на Ближнем Востоке. Таких конфликтов хватает в мире. В основе противостояния всегда лежат чьи-то интересы. Это не интерес нормальных, обычных людей, которые будут рады жить в мире, в труде и воспитывать своих детей в добрососедстве, уважать чужие обычаи, а не навязывать другим свои, поступать с другими так, как они бы хотели, чтобы поступали с ними. Одна Земля. Это наш общий дом. Красивый дом, и зачем уничтожать его разрушая самих себя?
Книга Влада Ривлина по-настоящему захватывающее чтение. Посвящающее нас в жизни десятков людей из плоти и крови.Книга указывает нам истинную причину их страданий и путь к преодолению этих страданий. Точное, аккуратное и ненавязчивое присутствие автора среди героев населяющих его палестинские рассказы, делает нас последователями мира и доброй воли.