Бершадский Владимир Евгеньевич : другие произведения.

10 - Пуштуны - евреи Афганистана

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пуштуны и их язык отличаются от других народов Афганистана и Пакистана

  Афганистан - Пуштуны -
  
  Ефим Макаровский - Пуштуны
  За что ты на брата своего Меннаше?
  Загадка истории: пуштуны - афганские потомки евреев? - ФОТО
  С той поры под историей еврейского народа понимается судьба только выходцев из Иудеи, а неизвестно куда пропавшие жители древнего Израиля породили одну из величайших загадок мировой истории
  Израиль в Афганистане
  При этом Борнс имел в виду не афганских евреев, иудеев по вероисповеданию, говоривших на еврейском диалекте языка дари, а пуштунов-мусульман, родной язык которых - пушту.
  Доказательств хоть отбавляй
  Барухов также писал о том, что многие пуштуны, подобно иудеям-ортодоксам, отращивают на висках пейсы и надевают талес - еврейское молитвенное покрывало.
  Обративший на Фрумкина внимание афганец неожиданно сказал ему: "Идем, брат, идем с нами, мы - пуштуны, а значит, все мы здесь евреи"
  Фараоны и Моисей
  Пуштунва́ли
  Кодекс чести
  Главные концепции из Пуштунвалай
  Основные понятия Пуштунвалай
  Второстепенные понятия из Пуштувалай
  Пути караванов
  Шатры у дороги
  Кочевники новых времен
  
  
  Ефим Макаровский - Пуштуны
  За что ты на брата своего Меннаше?
  http://parkington.org/2001/042/pushtun.htm
  Легенды одного из самых многочисленных племён Афганистана, пуштунов, говорят о том, что они одно из племён Израилевых. И, кажется, это похоже на правду.
  А всё началось в тот роковой 722-ой год до нашей эры, когда ассирийский царь Саргон II увёл в плен десять колен Израилевых и поселил их в Мидии. Среди этих племён было и племя Меннасии-Меннаше - старшего сына Иосифа от его жены-египтянки Асенефы, дочери жреца Илиопольского Потифара. Ко времени пленения эти десять племён Израилевых уже не исповедовали иудаизм (Как известно, в 977-ом году до нашей эры после смерти Соломона единое Еврейское государство распалось на два царства: Иудейское и Израильское с центром в Самарии. Жители Израильского царства отказались исповедывать иудаизм и вернулось к паганизму. - Прим. авт.).
  Поселившись на севере Мидии, эти еврейские племена, смешиваясь с местным населением, стали родоначальниками многих народов Кавказа, проникли в Среднюю Азию и Афганистан. Почти два тысячелетия евреи контролировали Великий Шёлковый путь, и их фактории располагались вдоль этой трассы, поддерживая торговлю со странами Западной Европы. Будучи выходцами из стран с высоким уровнем цивилизации, они были катализатором экономического и политического прогресса среди местных племён, объединили их в племенные союзы и в конце концов начали завоевывать Западную Европу.
  Так, по свидетельству средневековых хронистов, среди гуннских племён было одно племя, которое своим внешним видом резко отличалось от остальных гуннов. Их называли белыми гуннами, или эфталитами. Мы бы назвали их сейчас европеоидами.
  Выходцем из этих гуннов-эфталитов из рода Дулу и был "Бич божий" Аттила, бросивший под копыта своих коней половину Европы. Именно Аттила был родоначальником династии болгарских царей. В те времена слово "болгар" не было именем этнической группы, а, согласно А.П.Новосельцеву, оно восходит к тюркскому "булга" (смешивать). То есть гунны не представляли из себя этнического единства, а были смесью ("булга") племён, среди которых было и еврейское племя эфталитов.
  В этом ключе становится понятным поведение Аттилы, когда он, будучи в нескольких километрах от Рима, повернул своих коней назад.
  Дело в том, что на Кавказе персидский шах Яздигерд II пытался обратить еврейские племена в свою веру - маздакизм. Евреи оказывали упорное сопротивление, но изнемогали в неравной борьбе. Им на помощь и отправил Аттила лучшую часть своей кавалерии. Стремительными переходами они успели принять участие в решительной битве и разгроме персов.
  Историки до сегодняшнего дня гадают, почему Аттила не вошел в Рим? Мурад Аджиев и его последователи считают, что Папа римский Лев I заклинал Аттилу не идти на Рим, держа перед ним такой же тенгрианский крест, какой красовался на гуннских знамёнах. На этом основании он делает вывод, что гунны были христиане, и Аттила повиновался духовному отцу. Однако это вряд ли соответствует действительности, потому что крест, как христианская символика, был принят в 680 году на Шестом Константинопольском соборе. Во времена Аттилы крест, как стилизованный символ солнца, был еврейской символикой, сохранившийся с незапамятных времён. А так как род Дуло, из которого вышел Аттила, был ведущим среди гуннских племён, то и их символика красовалась на гуннских знамёнах.
  Другие историки, такие как Лев Гумилёв, считают, что Аттила покинул Италию, потому что в его войске вспыхнула эпидемия. Однако, после того как гунны ушли из Италии, нет никаких данных о том, что болезнь настолько опустошила их ряды, что подорвала боевую мощь. Гунны вплоть до смерти Аттилы в 453 году представляли смертельную опасность для Восточной Римской империи.
  Наиболее вероятной причиной изменения планов Аттилы по отношению к Риму были события на Северном Кавказе, где издревле обитали евреи.
  Еврейский путешественник конца IX века раби Эльдад Данит утверждал, что там обитали потомки племени Симеона и полуколена Менассии. И это они создали сильное государство Хазарию. Отсюда можно сделать вывод, что гунны-хазары никакими тюрками не были, а были этническими евреями, вернувшимися к иудаизму. Неудивительно, что их современники неоднократно отмечали, что язык гуннов-хазаров не похож ни на один из языков окружающих народов. Любопытно ещё и то, что чуваши, чей язык некоторые лингвисты сближают с хазарским, считают себя также одним из племён Израилевых.
  Далее на берегах Аму-Дарьи раби Эльдад Данит встречал потомков племени Иссахара, которые создали процветающую еврейскую общину: "Они говорили на хибру и на фарси, и земля их была на десять дней пути в оба конца".
  Его данные подтвердил другой еврейский путешественник ХII века раби Вениамин из Туделы, который пишет, что в Бухаре в то время проживало до 80000, а в Самарканде до 50000 тыс. евреев. Среднеазиатская еврейская община была довольно зажиточна, наслаждалась тишиной и покоем, и ножи использовали только для бытовых нужд (В настоящее время почти все бухарские евреи репатриировались в Израиль. - Прим. авт.).
  Далее, в горах Афганистана он также встречал людей, которые говорили на пушту и утверждали, что они потомки колен Израилевых, а именно: племени Дана, Завулона, Асира и Неффалима, которые были уведены из Израиля ещё при первом пленении царём ассирийским.
  По сообщению газеты "В Новом Свете" от 26 ноября с. г., раввин Авихаиль, неутомимый искатель исчезнувших колен, считает, что пуштуны (во всяком случае часть племён) являются потомками колена Меннаше. Свои утверждения он и его сторонники подкрепляют некоторыми обычаями этого афганского племени. По утверждениям врагов пуштунов, те исповедуют не ислам, а некую самостоятельную религию, содержащую элементы иудаизма. Раби Амихай считает, что религия пуштунов - вообще не ислам, а особая форма доталмудического иудаизма. Во всяком случае, пуштуны действительно соблюдают субботу, читают Псалмы, и даже.... повязывают тфилин.
  Так что, если пуштуны проявят желание вернуться на свою прародину, то каким будет решение израильского правительства? Их ведь 24 миллиона!
  В пользу еврейского происхождения пуштунов свидетельствует и их этнологический тип. Посмотрите на их красивые утончённые лица, на которых резец древней цивилизации отложил свой отпечаток. Пуштуны вместе с другими племенами Афганистана, отчаянно сражались против советской интервенции, но не оказывают поддержку террористам из правящей верхушки талибан и Ал-Каида. Везде с радостью встречают весть о падении режима талибов. Женщины снимают чадру, мужчины стригут волосы и бреют бороды, люди с удовольствием слушают музыку, смотрят телевизоры и ходят в кино (Владелец телевизора в Афганистане - это очень богатый человек. На первом после изгнания талибов киносеансе в Кабуле толпа снесла кассы. В зал на 500-600 мест набилось более 2000. В кинотеатре чудом сохранилось несколько кинолент. Первый фильм был о том, как героические афганцы громят советских "освободителей". Кстати, Кабул был освобожден от талибов войсками Северного альянса, вошедшими в город на российских танках. На втором сеансе "крутили" индийскую душещипательную картину - Прим. ред.).
  Всё это свидетельствует о том, что пуштуны отнюдь не желают вести навязанный им образ жизни. Они, в своём большинстве, никогда не были ортодоксальными мусульманами.
  По мере того как талибан утвердился у власти и стал проводить в жизнь экстремальные нормы религиозной жизни, пуштуны отвернулись от него. На юге страны вспыхнули восстания против этого режима, а вступление в войну Соединённых Штатов с целью отстранения от власти диктатуры талибан было с пониманием встречено частью населения Афганистана, особенно пуштунами.
  
  
  
  
  Пуштуны - А. Майстровой
  http://newrezume.org/news/2014-10-15-5520
  
   2014 " Октябрь " 15
  АФГАНИСТАН ЗА РЕКОЙ САМБАТИОН
  
  
  
  Шрифт: Больше ∧ Меньше ∨
  
  Александр Майстровой
  Жители пуштунских деревень на востоке Афганистана и в Кашмире до сих пор хранят память о своем происхождении - еврейском происхождении.
  "Река, бросающая песок и камни..."
  Два еврейских государства существовали почти три тысячи лет назад на территории Эрец-Исраэль. Два осколка пережившего свой золотой век царства Соломона, ставших символом саморазрушительной энергии, заложенной в еврейском народе. Зажатые в клещах между двумя великими державами древности - Ассирией и Египтом, - оба государства были втянуты в изматывающий, бесконечный конфликт друг с другом: потомки Иуды и Биньямина, создавшие Иудейское царство на юге, против Царства Израиля на севере, где обосновались десять других колен - Реувена, Шимона, Иссахара, Звулуна, Дана, Нафтали, Гада, Ашера, Эфраима и Менаше.
  
  Израиль пал первым. В 722 году до н.э. Салманазар, царь Ассирии, захватил Северное царство, разорил его, а население угнал в плен, расселив его на востоке своей империи.
  Иудея чудом избежала пленения - чтобы через полторы сотни лет попасть в жернова вавилонского нашествия. Падение Первого Храма положило начало череде бесконечных страданий, унижений, вечной зависимости и вечного приспособленчества евреев. Но драма еврейского народа, продолжающаяся и по сей день, это драма лишь двух колен - Иуды и Биньямина, вернувшихся из вавилонского плена в безжизненную тогда Иудею.
  А десять колен, населявших Израильское царство, так и не пришли обратно, породив одну из величайших загадок всемирной истории.
  
  Где они, покоренные ассирийцами израильские племена? Растворились ли они в хаотическом водовороте, поглотившем десятки древних народов? Ушли ли, покинув развалины Ниневии, на поиски своего дома, до которого так и не добрались?
  Пророчества гласят, что в конце времен все евреи вернутся в Землю обетованную - не только "сыны Иуды и Биньямина", но и потомки Израильского царства. Они ждут своего часа, утверждает Иерусалимский Талмуд, за "баснословной рекой Самбатион, бросающей песок и камни из огненной воды".
  По крайней мере треть сынов Израиля, говорится в Иерусалимском Талмуде, находится "по ту сторону Самбатиона", в то время как место пребывания остальных неизвестно. Но наступит время, и они проявят себя.
  
  Где же находится река Самбатион? Шальва Вейль, антрополог из Еврейского университета в Иерусалиме, считает, что знает ответ на этот вопрос.
  О том, что река Самбатион, упоминаемая в Талмуде, якобы протекает где-то на востоке, Шальва прочла в юности, и с того времени загадка потерянных колен Израилевых покорила ее воображение. Изучив многочисленные рукописи путешественников средневековья и свидетельства европейцев XIX столетия, объездив страны Юго-Восточной Азии, Вейль определила одно из мест, где предположительно могла бы протекать мифическая река. Бывший очаг древнейшей культуры, это место сегодня находится на задворках мировой цивилизации. Это оплот радикального ислама, клановой замкнутости и традиционализма - юго-восток Афганистана, север Пакистана и Кашмир, пороховая бочка Азии и всего мира.
  
  Вейль ошеломила мир, представив собранные данные на организованной ею в 1991 году выставке в Музее диаспоры в Тель-Авиве. Выставка называлась "За рекой Самбатион - миф о потерянных племенах" и привлекла внимание не только израильских, но и западных СМИ, в том числе американской телекорпорации Си-эн-эн.
  Шальва вспоминает о фуроре, который произвела выставка. "Я оформила экспозицию так, что посетители как бы переступали водный барьер, символизировавший легендарный Самбатион. Подсвеченная прожектором вода извергала "камни" из пенопласта и отделяла внешний мир от земли, населенной израильтянами. Здесь, на этой "земле", посетители обнаруживали бесчисленные свидетельства того, что потомки Израильского царства не только существуют, но и помнят о своих еврейских корнях и даже гордятся ими".
  
  За тринадцать лет, прошедших после выставки, Вейль получила новые подтверждения своей версии, и приводимые ею доказательства способны рассеять сомнения даже самых закоренелых скептиков.
  Потерянные израильские колена (или, по меньшей мере, их часть) - это пуштуны. Те самые пуштуны, которые прославились своим бесстрашием и самоотверженностью в сражениях против всех, кто пытался захватить Афганистан: англичан в девятнадцатом веке и русских - в двадцатом. Они же, как известно, являются оплотом движения "Талибан", превратившего отсталую страну в цитадель религиозного фанатизма.
  
  Вы спросите: как же это может быть? Судя по всему, может. Ход истории нам пока непонятен, но, возможно, настанет время, когда разрозненные фрагменты всемирного действа, разворачивающегося перед нами, сложатся в единую картину во всей ее полноте и последовательности.
  Ха-Дани и Биньямин из Туделы
  Пуштунские племена, как уже было сказано, населяют Афганистан, часть Пакистана и Кашмир. Всего их насчитывается 15 миллионов человек, и в социальном отношении они представляют собой пеструю смесь кланов, каждый из которых имеет своего родоначальника и старейшин. -------------------------------------------------------------------------------------------------- Слово Пушту Оно родственно русскому слову 'Пошта / Почта' פשטו / Pushtu - '1. они протягивали {караванные пути}; 2. они нападали; 3. они раздевали, снимали; 4. они распространились' ===================================================
  Однако прежде чем непосредственно перейти к исследованиям Шальвы Вейль и других историков, на которых она ссылается, стоит совершить путешествие в прошлое - не такое уж, впрочем, далекое. По крайней мере, по меркам еврейской истории.
  
  В X веке Эльдад Ха-Дани, путешественник из некоего "еврейского государства" в Восточной Африке, совершает поездку в Азию (по дороге чуть не попав на обед к каннибалам). Ха-Дани обнаруживает за Евфратом и "горой Паран" племена Реувена, которые, как он пишет, "живут в мире и согласии", говорят на персидском и на иврите.
  В XII веке другой еврейский путешественник, Биньямин Бен-Йона (более известный под прозвищем Биньямин из Туделы), совершает тринадцатилетнее странствие по Греции, Азии и Северной Африке. Возвратившись, он пишет, что в глубине азиатского континента живут еврейские племена, ведущие свой род от колен Израилевых. По его словам, в персидской провинции Нашпур он встречался с представителями племен Дана, Ашера, Звулуна и Нафтали. Все эти племена прекрасно осведомлены о своем происхождении и управляются неким принцем Йосефом из Маркалы. В Хайбаре (также провинция Персии) проживают племена Реувена, Гада и половина племени Менаше.
  
  В XVI веке в Европе появляется некий Давид Реувени, который называет себя принцем еврейского государства в Африке и послом Йосефа - короля Хайбара, могущественного еврейского царства в глубине Азии. Он предлагает королю Жуану Португальскому и Ватикану "три сотни тысяч воинов", готовых обрушиться с востока и юга на турецкую армию, и просит артиллерийской поддержки.
  Евреи Европы видят в Давиде Реувени спасителя, Папа римский и король Жуан благосклонно принимают его, - но удача отворачивается от Реувени. Португальский флот громит турецкую эскадру, турецкая угроза на время отступает, и планы Реувени становятся уже никому не интересны. В конце концов он умирает в заточении в Португалии.
  Однако сообщениям еврейских путешественников и таинственной истории с Реувени предшествуют арабские хроники, которые представляют для нас не меньший интерес.
  
  Ибн-Рашид - потомок Саула
  Эти хроники повествуют, что у короля Саула был сын Иеремия (о нем не упоминается в еврейских священных книгах). У Иеремии, в свою очередь, родился сын по имени Афган, чьи потомки спустя много веков перебрались в город Джат на территории нынешнего Афганистана. Когда в этих местах появились арабы, их военачальник Халид Ибн-Валид встретился с вождями еврейских племен, которых возглавлял прямой потомок Афгана - Киш.
  Киш, покоренный доводами Ибн-Валида, принял ислам и взял себе мусульманское имя Абдул Ибн-Рашид, под которым и прославился как знаменитый полководец и любимец самого пророка Мухаммеда.
  Проповедник нового движения "Ахмадия" в исламе Мирза Гулям Ахмад цитирует древних арабских и персидских авторов, которые сообщают, что Мухаммед дал Кишу имя "патхан" (пуштун), что на сирийском наречии означает "рулевой". Это название закрепилось за всеми племенами, подвластными Кишу. Потомки талибов гордятся тем, что ведут происхождение от... Ибн-Рашида.
  
  Многие арабские хроники называют конкретные место и время расселения потомков Афгана. Например, "Мират уль-Алам" ("Зеркало мира") повествует о странствиях иудеев и упоминает города, куда они прибыли, выйдя из Святой Земли: Гхор, Газни и Кабул.
  Некоторые авторы, например, Саяд Джалал ад-Дин Афгани и Саяд Абдул Джаббар Шах, прямо утверждают, что потомки принца Афгана и есть потерянные колена Израилевы.
  "Шма, Исраэль", пейсы и ханукальные свечи
  В новое время появляются многочисленные дополнительные подтверждения этой версии - от европейских путешественников, археологов, исследователей и представителей британской военной администрации.
  
  В своем "Путешествии в Бухару", написанном в 1835 году, сэр Александр Бранес пишет, что афганцы нередко называют себя "Бани Исраэль" ("Сыны Израиля"). В подкрепление этих слов, продолжает Бранес, они приводят легенду, согласно которой евреи были расселены в провинции Гхор около Бамиана и начали называть это место Афганом - по имени царя, от которого вели происхождение. Британский путешественник также приводит историю о Кише, который был вождем перешедших в ислам еврейских племен.
  Другой английский исследователь, Фарриер, приблизительно в то же время (в 1858 году) выпускает книгу "История Афганистана", в которой без тени сомнения утверждает, что нынешние афганцы происходят от десяти колен Израилевых. При этом он приводит любопытный факт. Когда Надир-шах, идя в поход на завоевание Индии, прибыл в Пешавар, глава местного племени Юсуф-Заус подарил ему священные тексты, написанные на древнееврейском языке. Евреи, служившие в армии Надир-шаха, признали подлинность этих религиозных текстов.
  Эти и другие многочисленные свидетельства были впервые собраны выходцем из Индии евреем Иегошуа Бенджамином, который обобщил их в книге "Мистерия потерянных племен".
  
  Книга осталась незамеченной, хотя в ней приводятся уникальные факты. Например, рассказ некого Шалома Дадеша, родившегося в Герате и сопровождавшего группу евреев, бежавших из Афганистана через Пешавар: "Во время перехода мы встретили несколько солдат, несших охрану. Услышав, что мы - евреи, этот солдат сказал: "Вы и правда евреи? Но я ношу цицит, мой отец носит цицит, моя мать зажигает свечи, моя бабушка зажигала свечи. Это значит, что мы тоже евреи?" "Из этих расспросов, - продолжает Шалом Дадеш, - я понял, что он и его семья происходят из колена Биньямина. Я спросил его, почему он не хочет вернуться к еврейству. Он ответил: "Придет день, и мы вернемся".
  Шальва Вейль в ходе своих исследований столкнулась с не менее поразительными откровениями. Так, она приводит письмо Габриэля Барухова, парикмахера из Бухары, президенту Израиля Ицхаку Бен-Цви, в котором он описывает встречи с представителями пуштунов в Кабуле. По словам Барухова, он был шокирован, узнав, что непримиримые в своем мусульманском рвении воинственные главы пуштунских кланов зажигают свечи на Хануку, прибивают к дверям похожие на мезузы дощечки со священными текстами, надевают талит и каждую пятницу зажигают свечи. Когда они приходили к Барухову подстричься, то просили не сбривать пейсы, которые прятали в бороде.
  
  Еврей из Герата Абрам Бенджамин утверждает, что, согласно устной традиции этих мест, племя Африди происходит от "сынов Эфраима". "Представители старшего поколения не скрывают своего еврейского происхождения, но молодежь предпочитает не предавать огласке этот факт, поскольку в нынешней атмосфере принадлежность к еврейству непопулярна", - заключает он. Написано это в 1951 году.
  Вейль провела много времени в Афганистане и соседнем Кашмире и имела немало возможностей лично убедиться в справедливости этих рассказов. "Во многих семьях, - говорит она, - укоренились традиции, имеющие исключительно еврейское происхождение. Мальчикам делают обрезание, женщины соблюдают законы чистоты, описанные в Торе, во многих семьях действуют запреты на определенные виды пищи, сходные с законами кашрута. Некоторые жители деревень носят амулеты, на которых написано "Шма, Исраэль".
  
  "Находясь в Сринагаре (Кашмир), я поехала в одну из деревень неподалеку от Кабула, принадлежащую клану Африди. Беседуя с местными жителями, я узнала об удивительном обычае, существующем в деревне. По пятницам многие женщины деревни зажигают свечи и прячут их в углу. Хозяева дома, в котором я остановилась, сказали, что они делают так из поколения в поколение, хотя не захотели (или не смогли) объяснить, почему, - пишет Шальва. - Вечером в пятницу они подают к столу виноградный сок, похожий на вино. Исламский закон запрещает пить вино, но они сказали, что это древняя традиция, которая должна быть соблюдена".
  В самом Кашмире Вейль обнаружила не менее стойкие представления местных патриархов о своем происхождении. "Мы сидели во фруктовом саду в деревне в Кашмире, у подножия Гималаев. Мухаммед Вали, пуштун из племени Юсуф-Зай (в переводе - "Дети Йосефа") рассказывал мне свою родословную. Я спросила его, откуда ведет происхождение клан Юсуфа, и он ответил: "Ибн-Якуб" ("Сын Яакова").
  
  Тогда я спросила его, кто такой Якуб. Мухаммед посмотрел на небо, словно прося небеса простить мне такое чудовищное невежество, затем повернулся ко мне и со снисходительным выражением и нескрываемой жалостью по отношению ко мне, несведущей, ответил: "Якуб - это Израиль. А мы - Бани-Исраэль, сыны Израиля".
  По словам Вейль, вполне образованные и получившие западное образование афганцы не считают эти предания сказками и говорят о еврейском происхождении афганцев как о чем-то само собой разумеющемся. Так, во время ее бесед с группой студентов-пуштунов из университета в Дели те неохотно признавали, что их племена берут начало от "Бней-Исраэль". При этом они были воинствующими антисионистами и абсолютно не идентифицировали себя с Израилем.
  
  "Они рассеяны по всему Кашмиру"
  Шальва Вейль - не единственная, кто доказывает еврейское происхождение пуштунов. Не говоря уже о неистовом "собирателе потерянных колен" раввине Авигайле, к аналогичным выводам приходят другие историки и антропологи.
  Роберт Каплан, корреспондент американского журнала Atlantic Monthly и автор многочисленных исследований, включая известные книги "Солдаты удачи" и "К востоку от Тартарии", также повествует о предании, согласно которому племена "патхан" - потомки Афгана, внука царя Саула, принадлежащие к десяти коленам Израилевым.
  Доктор Михаэль Рубин (Йельский университет), специалист по истории Афганистана, Центральной Азии и Ирана, ссылается на мемуары британского посла в Персии Джона Малькольма (1801 год). Малькольм рассказывает о бытующей в ряде провинций Афганистана легенде, согласно которой родоначальниками некоторых местных племен были изгнанные ассирийцами евреи. Михаэль Рубин сам побывал в Афганистане и пишет, что старейшины ряда племен признавались ему в своих еврейских корнях.
  
  В ходе семинара по данному вопросу, проходившего в Иерусалимском центре всемирного объединенного ортодоксального еврейства имени Сеймура Абрамса, цитировались высказывания профессора Саффолкского колледжа в Нью-Йорке Лоуренса Эпштейна, который провел длительное и серьезное исследование проблемы еврейских корней ряда пуштунских племен. Эпштейн, как и Вейль, указывает на то, что у некоторых из этих племен зафиксированы специфически еврейские обряды. Например, женщины в семьях этих племен традиционно зажигают свечи в пятницу, а в качестве символа и магического знака используется шестиконечная "звезда Давида". Имена, принятые среди этих племен, являются, полагает Эпштейн, производными от еврейских: например, Рабани - от Реувена, Ашури - от Ашера, Левани - от Леви, Нафтахни - от Нафтали, Африди - от Эфраима, Шинмари - от Шимона и Юсуф-Зай - от Йосефа.
  
  Интересно, что индийские исследователи приходят к таким же выводам, что и их западные коллеги. Бывший директор Института археологии Кашмира профессор Фида Хассанан пишет, что во время своих поездок по штату столкнулся с поразительным явлением. Крестьяне некоторых местных деревень, по его словам, будучи ортодоксальными мусульманами, верят, что произошли от угнанных в рабство евреев, и называют себя "Бней-Исраэль".
  Старейшина деревни Гутлибгах, 90-летний Мир Алам после многочисленных отговорок согласился поведать Хассанану генеалогию своего рода. "Мы - наследники Яакова, чей отец был Исаак, а дед - Авраам, - сказал он. - У Яакова было 12 сыновей. Каждый из них стоял во главе племени. Эти племена рассеялись среди других народов. До прихода мусульман мы были буддистами, а еще раньше - Бней-Исраэль".
  
  Хассанан, пораженный этими откровениями, провел собственное исследование и собрал поразительные факты. Оказалось, что жители Гутлибгаха и ряда соседних деревень не вступают в браки с другими мусульманами провинции и соблюдают весьма оригинальные для местной среды обычаи. Так, они не едят рыбу, не имеющую чешуи, и сухожилия, вырезанные из бедра. Не используют для приготовления пищи животный жир, пользуясь исключительно растительным маслом. Наконец, не ездят, не торгуют и не занимаются сельскохозяйственными работами в субботу. То есть соблюдают запреты, которых придерживаются только евреи.
  На вопрос, многие ли в этой провинции считают себя потомками Яакова, Мир Алам лаконично ответил: "Они рассеяны по всему Кашмиру".
  
  Пофессор Вейль подчеркивает: никто из пуштунов, признавших свои еврейские корни, не выразил ни малейшего желания репатриироваться в Израиль или хотя бы поддержать еврейское государство.
  При этом забавно и вместе с тем символично, что серьезнее израильтян к возможности алии из Афганистана отнеслись... палестинцы. Не так давно палестинское радио передало сообщение о том, что США и Израиль разработали программу по "наводнению Палестины более чем полумиллионом афганских евреев". Последнее словосочетание звучит весьма многозначительно...
  "Новости недели"
  
  
  Источник: http://"Новости
  
  
  
  
  
  
  Автор - Захар Гельман
  
  Адрес в интернете: http://news.day.az/unusual/285618.html
  Распечатать
  Загадка истории: пуштуны - афганские потомки евреев? - ФОТО
  12.30, 29 августа, 2011 Эхо планеты
  Это интересно
  Статья из журнала "Эхо планеты".
  
  Могут ли афганские пуштуны считаться одним из потерянных колен израилевых? Индийский историк Навраз Джаат Африди, пуштун по происхождению и мусульманин по вероисповеданию, защитивший докторскую диссертацию в Университете Лахнау на севере Индии, отвечает на этот вопрос безусловно положительно. Более того, и себя этот ученый считает потомком одного из этих колен.
  
  Без исторического экскурса не обойтись. Согласно библейской истории, еврейский народ изначально составляли потомки 12 сыновей праотца нации Иакова. Имена этих сыновей и дали названия коленам. После исхода из Египта 12 колен расселились на Земле Израилевой. Однако в 928 году до н.э., после смерти легендарного царя Соломона, сильное еврейское государство из-за бесконечных коленных, то есть племенных, междоусобиц разделилось, образовав два царства - северное, Израиль, в котором проживало десять колен, и южное - Иудею, в которой были объединены только два.
  
  В 722 году до н.э. ассирийский царь Салманасар V, захватив и разорив северное царство, увел, по сути, в неизвестность колена Реувена, Шимона, Иссахара, Звулона, Дана, Нафтали, Гада, Ашера, Эфраима и Менаше. На этом история древнего Израиля считается трагически завершенной. Тогда участи северян южная Иудея избежала, но через полтораста лет подверглась уже вавилонскому нашествию. Вавилоняне тоже угнали евреев, которых к тому времени составляли только колена Иуды и Биньямина. Однако известно, что плененные жители Иудеи пребывали не где-то в неведомых краях, а именно "на реках вавилонских". Через какое-то время большинство из них вернулось на свою родину. С той поры под историей еврейского народа понимается судьба только выходцев из Иудеи, а неизвестно куда пропавшие жители древнего Израиля породили одну из величайших загадок мировой истории.
  
  С той поры под историей еврейского народа понимается судьба только выходцев из Иудеи, а неизвестно куда пропавшие жители древнего Израиля породили одну из величайших загадок мировой истории
  
  Объектом изучения Навраза Джаата Африди стали индийские и афганские евреи, а также история поиска исчезнувших колен израилевых. Основываясь на собственных данных и свидетельствах других исследователей, доктор Африди обращает внимание на тот факт, что немало пуштунских племен соблюдают вековые обычаи, весьма сходные с иудейскими. Интересно, что у этого народа халяльные, то есть мусульманские, пищевые законы нередко накладываются на законы кашрута, то есть иудейские законы о запрещенной пище.
  
  Израиль в Афганистане
  
  Большинство пуштунов, которых сегодня в мире более 20 миллионов, живут на территории Афганистана. Этот народ составляют десятки племен и сотни кланов. Некоторые из них время от времени мигрируют в пограничные районы. Так вот, больше всего иудейских обычаев соблюдает клан Африди, один из крупнейших и, несомненно, самый воинственный и непокорный из всех. Здесь мальчикам делают обрезание на восьмой день после рождения, женщины в пятницу вечером, накануне субботы, зажигают свечи и подают виноградный сок, напоминающий вино. И это при том, что законы ислама запрещают правоверным употреблять алкогольные напитки.
  Женщины этого племени соблюдают законы чистоты, описанные в Торе. Многие из них носят браслеты, на которых написано ивритское выражение "Шма Исраэль" - "Слушай, Израиль".
  
  Доктор Африди, продолжающий образование в Тель-Авивском университете, в интервью израильской газете "Новости недели" так объяснил свой интерес к проблеме поиска пропавших колен израилевых: "Однажды мой дядя в разговоре со мной, тогда двенадцатилетним мальчишкой, обмолвился, что наше племя еврейское, потому что в древности нас силой вынудили покинуть израильское царство". По словам Навраза Джаата, именно после той беседы с дядей он решил посвятить себя поиску еврейских предков у афганцев.
  
  Первый посланник России в Кабуле Иван Викторович Виткевич (1808-1839) по возвращении в Петербург с удивлением рассказывал, что многие пуштуны связывают свое происхождение с населением древнего Израиля. Британский путешественник Александр Борнс в своих "Путевых записках", опубликованных по-английски в 1843-м, а через четыре года и в русском переводе, пишет, что многие жители Кабула именовали себя "бани Исраэль" (в переводе с иврита "сыны Израиля").
  При этом Борнс имел в виду не афганских евреев, иудеев по вероисповеданию, говоривших на еврейском диалекте языка дари, а пуштунов-мусульман, родной язык которых - пушту.
  
  Доказательств хоть отбавляй
  
  По всей видимости, афганцы, исповедующие иудаизм, относятся к той же этнолингвистической группе, что и бухарские и персидские евреи.
  Еще шесть десятилетий назад в Афганистане проживало не менее 50 тысяч местных иудеев. Однако бесконечные перевороты и последовавшие за ними войны сделали свое дело - сегодня евреи представлены в Афганистане одним человеком: 91-летним Звулоном Сементовым, живущим при кабульской синагоге.
  
  Британский исследователь Дж.-П. Ферриер в своей книге "Караванные и пешие путешествия в Персию, Афганистан, Туркменистан и Белуджистан, а также исторические заметки о странах, лежащих между Россией и Индией", вышедшей в Лондоне в 1858 году, утверждает, что пуштуны происходят от потерянных колен израилевых. При этом он приводит сведения о том, что, когда Надиршах Афшар (1688-1747), сражавшийся против афганцев, вошел в Пешавар, ему продемонстрировали старинные тексты на древнееврейском языке, захваченные у пуштунов.
  
  Второй президент Израиля Ицхак Бен-Цви, создатель и первый руководитель Израильского института по изучению восточных общин, в изданной им в 1957 году книге "Изгнанные и возвращенные" приводит ряд свидетельств, подтверждающих происхождение пуштунов от древних израильтян. Так, он цитирует письмо Габриэля Барухова, парикмахера из Бухары, который в Кабуле на дверных косяках внутри пуштунских домов видел прикрепленные дощечки, весьма напоминающие еврейские мезузы, то есть коробочки, в которых хранятся написанные на пергаменте несколько строк молитвы на иврите.
  
  Барухов также писал о том, что многие пуштуны, подобно иудеям-ортодоксам, отращивают на висках пейсы и надевают талес - еврейское молитвенное покрывало.
  
  Антрополог из Ивритского (Еврейского) университета в Иерусалиме профессор Шалва Вейль провела около года в пуштунских племенах, проживающих как в Афганистане, так и в Индии. Интересно, что в Кашмире она встретилась с пуштунами из клана, именуемого Юзуф-Зай, Это название можно перевести как "Дети Иосифа".
  
  Проживающий у подножия Гималаев, один из старейшин этого клана Мухаммед Вали сказал Вейль, что они ведут свое происхождение от "Ибн-Якуба", "сына Иакова". Когда израильский антрополог спросила Вали, кто такой Якуб, то получила такой ответ: "Якуб - это Израиль, а мы его сыны".
  
  Профессор Сарва Даман Синг, работающий в Австралии, в Институте азиатских исследований, обращает внимание на тот факт, что пуштуны не только кланов Африди и Юсуф-Зай, но и таких, как Рабани, Левани, Шивари, Дафтани, Джаджи, Ашири и Юним, также считают себя "потомками исраэлитов".
  
  Последний монарх Афганистана Захир-Шах (1914-2007) на вопрос о своих предках прямо ответил, что вся королевская семья происходит от одного из колен израилевых. О своих еврейских корнях говорили и известный афганский поэт, политический и военный деятель Гулям Мухаммад Тарзи (1830-1900), и его сын Махмуд Тарзи (1865-1933), который считается "отцом афганской журналистики".
  
  Нельзя исключить, что названия некоторых пуштунских племен восходят к названиям пропавших колен израилевых. По всей видимости, рабани происходит от Реувена, ашири - от Ашера, дафтани - от Нафтали, африди - от Эфраима, шивари - от Шимона.
  Вопрос о еврейских корнях пуштунов имеет и научное значение. Израильская межминистерская комиссия, состоящая
  из представителей министерства науки и МИДа, выделила стипендию индийской исследовательнице Шанез Али, старшему научному сотруднику Национального института гематологии в Мумбаи, которая прибыла в хайфский Технологический институт, чтобы исследовать образцы крови, взятые ею у представителей клана Африди в городе Малихабаде округа Лахнау в Индии.
  
  Доктор Али, много лет проработавшая в Центральной криминалистической лаборатории в Калькутте, специализируется в области генетики населения и в так называемом ДНК-профилировании, анализе, который считается своего рода дактилоскопией этого вида нуклеиновых кислот. Так вот, согласно рабочей гипотезе индийской исследовательницы, клан Африди относится к потерянному израильскому колену Эфраима. Однако она не исключает, что другие пуштунские племена и кланы могут относиться к другим коленам израилевым.
  
  Профессор Лондонского университета Теодор Парфитт в прошлом году начал работать в Индии среди представителей клана Африди. И здесь помощь в общении со своими соплеменниками ему оказал уже известный нам Навраз Джаат Африди, который не сомневается, что теперь происхождение пуштунов от колен израилевых будет доказано и на биохимическом и генетическом уровне.
  
  В русскоязычном журнале "Вестник" за декабрь 2001 года опубликована статья известного американского публициста, уроженца Литвы Сая Фрумкина (1930-2010) под весьма примечательным названием - "Наши братья талибы". Однажды Фрумкин фотографировал у Белого дома демонстрацию, в которой принимали участие сотни афганцев, выражавших протест против пребывания советских войск в их стране.
  
  "Я заметил, что один из афганцев, - вспоминает американский публицист, - стал внимательно рассматривать мой значок участника борьбы за свободу советских евреев, прикрепленный на лацкане куртки". Обративший на Фрумкина внимание афганец неожиданно сказал ему: "Идем, брат, идем с нами, мы - пуштуны, а значит, все мы здесь евреи".
  
  Обративший на Фрумкина внимание афганец неожиданно сказал ему: "Идем, брат, идем с нами, мы - пуштуны, а значит, все мы здесь евреи"
  Новый знакомый поведал Фрумкину версию, согласно которой пуштуны происходят от израильского царя Шаула, у сына которого Йемириягу родился, в свою очередь, сын Афган, чьи потомки спустя несколько веков не по своей воле оказались в городе Джат на территории нынешнего Афганистана.
  
  Когда арабы появились в этих местах, то их предводитель знаменитый полководец Халид Ибн-Валид по прозвищу Сейфуллах ("Меч Божий") встретился с вождями еврейских племен, которых тогда возглавлял Киш - прямой потомок Афгана.
  
  По словам афганца, с которым Фрумкин познакомился у Белого дома, ИбнВалид убедил Киша принять ислам и взять себе исламское имя Абдул Ибн-Рашид, под которым новообращенный мусульманин и прославился как полководец, любимец самого пророка Мухаммеда. С исторической точки зрения любопытно, что "Меч Божий" тоже не сразу стал мусульманином.
  
  Прогуливаясь возле Белого дома, афганский пуштун и Фрумкин проговорили несколько часов. Афганец рассказал выходцу из Литвы, что англичане, пытавшиеся покорить Афганистан в ХIХ веке, "называли его народ евреями за их воинственность, непокорность и стремление к свободе". Он же сообщил Фрумкину и про три части кодекса пуштунов "Пуштунвали": гостеприимство, верность данному слову и "око за око", принцип, определенный Библией как формула правосудия.
  
  Фараоны и Моисей
  
  И, пожалуй, самое необычное. Оказывается, если верить встреченному американским публицистом афганцу, у пуштунов немало библейских цитат. Так, стандартный ответ его соплеменника любому, кто рассказывает о своих бедах, звучит следующим образом: "Хар фараони - ра Муса", что в переводе с пушту означает: "На каждого фараона есть свой Моисей".
  
  Что же касается профессора Шалвы Вейль, то она в своих рассуждениях идет намного дальше Африди. И считает, что только часть, примерно треть, угнанных ассирийцами колен израилевых осела на территории Афганистана и сопредельных с ним Индии и Пакистана. Большинство согнанных в древности с родных мест израильтян вынуждены были пробиваться дальше на восток. Вейль не исключает, что община кайфынских (китайских) евреев, племена Бней Менаше ("сыны Менаше") в Мьянме, а также японцы представлены именно рассеянными, в определенной степени сохранившими историческую память о своем происхождении и, следовательно, не исчезнувшими с лика планеты десятью коленами израилевыми.
  
  Пуштунва́ли
  
   (пушту: پښتونوالی - образ жизни пуштунов), или Пахтунвалай, или Паштунвалай, или Нана (пуштунская честь) - неписаный свод законов, философия, кодекс чести пуштунских племён[1][2]. Специальные люди - "Джиргамары", наизусть знающие Пуштунвалай, собираются в случае необходимости разрешить конфликт внутри племени или между племенами[3]. Пуштунвалай восходит к доисламской эпохе пуштун как потомков саков (туранское наследие).
  Пуштунвали и законы шариата в некоторых вопросах сильно расходятся. К примеру, чтобы доказать факт супружеской измены, по шариату необходимо показания четырёх свидетелей. А в соответствии с пуштунвали, для доказательства достаточно обычных слухов, поскольку в данном случае речь идёт о чести всей семьи. Женщины в пуштунских племенах не имеют права наследовать собственность, хотя по законам Корана они могут претендовать на половину собственности мужа. Пуштунвали практикуется у пуштун Афганистана, Пакистана, а также членами пуштунских диаспор за пределами этих стран.[4]
  
  Пуштунвалай является древним "кодексом чести", которого придерживаются пуштуны в Афганистане и Пакистане, а также пуштунские общины по всему миру. Он представляет собой набор правил, определяющих как индивидуальное, так и социальное поведение в обществе. Пуштунвалай, как правило, общественно практикуется большинством, где преобладает пуштунское население.
  Пуштунвалай охватывает древнюю традиционную, духовную и социальную идентичность пуштун, он связан с набором моральных кодексов и правил поведения, сам кодекс чести, по-видимому, сформировался ещё у их предков саков, кушан и эфталит. Пуштунвалай способствует самоуважению, независимости, справедливости, гостеприимству, любви, прощению, мести и терпимости по отношению ко всем (особенно к незнакомцам или гостям). Главными из качеств являются гаярат - честь, имандари - правдивость, преданность истине, независимо от последствий, бадал - бесстрашие и отвага... Этим правилам пуштуны следуют наравне с законами ислама и шариата, хотя если пуштуну придётся выбирать между шариатом и Пуштунвалай, как правило, выбор всегда отдается в пользу Пуштунвалай[5]. Свод правил пробуждает[6] личную ответственность каждого пуштуна за свои личные действия, также каждый пуштун волен использовать Пуштунвалай по своему разумению, в рамках разумных норм.
  
  Кодекс чести
  [править | править код]
  Пуштунвалай является неписаным законом и идеологией общества пуштун, унаследованного ими от своих предков. Он является доминирующей силой в пуштунской культуре и их самобытности. С помощью него удалось сохранить мощный диалектический баланс в социуме пуштун. По мере развития общества со временем Пуштунвалай дополнялся, претерпел различные правовые, политические, экономические и культурные изменения.
  Пуштунвалай состоит из таких понятий, как Khpelwaki (самоуправление полномочиями), Sialy (равенство), джирги (собрания), Mishertob (старейшины), Ezaat (уважения всех людей), Roogha (примирение и компромиссы), Бадал (месть), Barabari (эквивалентность), Teega / Nerkh (Закон), Азиз / Azizwale (клан, обособленность), Terbor / Terborwali (регулирование племенного соперничества), Нанг (честь), Ghairat (гордость), Oogha Warkawel (сочувствие нуждающимся и помощь им), Nanawati Warkawel (предоставление убежища), Ашар (совместная кооперативная работа (кооперация племён)), Zhamena (обязательства), Melayter (меценатство), Chegha (призыв к действию), Soolah (перемирие), Nanawati (защита), а также к усердию при достижении поставленной задачи или упорство (Sabat и Isticamat) и других.
  
  Главные концепции из Пуштунвалай
  [править | править код]
  1. Верить в Бога (известному как "Аллах" в арабском и "Худай" на пушту). Понятие веры в Единого Творца соответствует в целом исламским идеям веры в единого Бога (таухид).
  2. Хорошие мысли, хорошие слова, добрые дела - пуштун должен всегда стремиться к хорошим (добрым) мыслям, говорить добрыми словами и делать добрые дела. Понятия, перенятые ещё в туранское время, в зороастрийской морали приведены в простой фразе: "добрые мысли, добрые слова, добрые дела" (Humata, Hukhta, Hvarshta в авестийском).
  3. Поведение - пуштуны должны вести себя уважительно ко всем творениям Бога, включая людей, животных и окружающей среды вокруг них или природы. Загрязнение окружающей среды или её уничтожение противоречит Пуштунвалай.
  4. Единство - в языке, на котором они говорят, в крови (не смешивания с другими народами), денежная (и другая) помощь друг другу, понятие, объединяющее или держащее пуштун в качестве единого этноса по всему миру. Там, где есть подлинное единство, все усилия, чтобы разъединить его, будут лишь способствовать укреплению единства у них. Что происходит с одним - бывает со всеми ("Око за око, зуб за зуб"). Понятие призывающего не к равнодушию, а ко взаимной помощи друг другу в трудный час.
  5. Равенство - каждый человек по отношению к другому является равным. Эта концепция возникла в необходимости развитии среди пуштун системы джирги, в которой процесс принятия решений происходит с участием всех членов общества пуштунов, понятие, способствующее рациональному подходу ко всему. Каждый человек хочет сказать своё слово, и он будет бороться за своё право иметь своё мнение, чтобы его услышали, это понятие и предоставляет данное право. Все люди должны, по этому понятию, с надлежащей вежливостью и уважением относиться друг к другу, и никто не может навязывать своей воли другому.
  6. Свобода и независимость - вера в то, что свобода есть в физических, психических, религиозных, духовных, политических и экономических сферах пуштун, и они, мужчины и женщины, должны чтить её, при этом не принося вреда другому.
  7. Пуштунвалай говорит, что ни один человек не имеет права диктовать своего мнения другим - даже родителям нельзя навязывать своего мнения детям.
  8. Гостеприимство и святилище - быть гостеприимным для всего человечества, особенно к гостям; даже самым презираемым из врагов (если просили) предоставлялось святилище, убежище или защита, а также продовольствие и другая помощь.
  9. Правосудие и прощение - если один нанёс умышленные обиды другому, то пострадавший имеет право - даже обязан - мстить за эту несправедливость в разумной эквивалентности от нанесённой обиды. Если умышленно причинили вам зло и вы не добиваетесь справедливости, и даже если правонарушитель не просит у вас за свои действия прощения, то конфликт может быть разрешён только правосудием (по решению совета джирги), по решению совета предоставляется компенсация за неправомерные действия обидчика.
  10. Братство и доверие - вера в то, что брату или сестре, каждому пуштуну следует доверять и помогать настолько, насколько это возможно.
  11. Честь - пуштуны должны сохранять свою независимость и человеческое достоинство. Честь имеет большое значение в обществе пуштун, и большинство других указов и кодексов жизни направлены к сохранению своей чести и гордости.
  12. Самоуважение - люди должны уважать себя и других. Уважение начинается с дома, среди членов семьи и родственников.
  13. Сострадание и сотрудничество - бедным, слабым и немощным должна быть оказана помощь и поддержка. Понятие направлено на то, чтобы защитить от произвола и угнетения беспомощных людей.
  14. Семья - семья как священный социум, ответственный, со своими обязанностями по отношению к жене, дочерям, старейшине, родителям, сыновьям и мужу.
  15. Мы одна семья - соплеменнику пуштуну должна быть оказана помощь. Все племена имеют одну общую судьбу и они должны быть в союзе друг с другом.
  16. Знание - пуштуны должны добиваться объективных знаний в жизни, искусстве, науке и культуре, которые считаются плодами, предоставленными Богом к пользованию.
  17. Пуштунская история - великое значение придаётся истории пуштун, со всеми её трагедиями и победами. Она учит пуштун "держать разум открытым, чтобы продолжить поиск истины, большая часть которой исчезла в истории".
  18. Бороться со злом - добро постоянно находится в состоянии войны со злом. Зло должно быть повержено и добро должно превалировать над злом. Это долг пуштуна - борьба со злом в различной его форме, когда он становится перед ним лицом к лицу.
  19. Честность и Клятва (Обещание) - пуштуны выполняют свои обещания и должны быть честными во всех ситуациях и в любом месте. Истина пуштун - не нарушать своего обещания или клятвы, к которой они относятся свято.
  20. Гостеприимство - пуштуны должны относиться ко всем гостям и людям, которые входят в дом, с большим уважением и всегда, когда придут гости, говорят: "Mailma de Khudai milgareh deh" ("Гость - это Божий друг"). Так сделаем гостя счастливым, сделаем Бога тоже счастливым! Так что, делая вашего гостя счастливым, вы автоматически делаете и Бога счастливым.
  Основные понятия Пуштунвалай
  [править | править код]
  Концепции приведены ниже на языке пушту. Первые четыре концепции основные в Пуштунвалай.
  1. Мелмастия (гостеприимство) - демонстрировать своё радушие всякому гостю вне зависимости от его статуса, расы, религии или национальности, не ожидая получить взамен награды или благосклонности. Пуштун с готовностью может укрыть в своём доме даже кровного врага, если тот об этом попросит. Однако, в свою очередь, такой гость должен в будущем ответить хозяину тем же. Пуштуны очень многими считаются самым гостеприимным народом в мире, и пуштун пойдет на многое, чтобы показать своё гостеприимство, причём настолько, что даже врагам порой оказывались, как к очень уважаемым гостям, высокие почести.
  2. Бадаль (справедливость/месть) - искать справедливость, мстить обидчику. Всё равно, когда была нанесена обида - вчера или тысячу лет назад. Пока жив нечестивец - это не имеет значения. Справедливость по законам пуштунов - вещь тонкая и требует совершенствования: ведь даже безобидная насмешка (или "паигхор") считается оскорблением, которое может быть смыто только кровью обидчика (а если его нет поблизости - отвечать за него придётся ближайшему родственнику по мужской линии). Это, в свою очередь, зачастую приводит к межплеменному кровопролитию, которое может продолжаться веками и привести к сотням жертв. Хотя, зачастую, кровные обиды могут быть улажены и другими способами.
  3. Нанауатэх (приют, убежище) - предоставить убежище и защиту человеку от его врагов. Защищать его любой ценой. Этот закон может быть также использован членами побеждённого рода, посещающими дом своих победителей, чтобы просить прощения или перемирия. Это специфический вид "сдачи на милость победителя". Является своеобразной формой "рыцарского" кодекса. Более известным примером этого понятия из кодекса стал старшина ВМФ Марк Луттрелл, единственный оставшийся в живых член ВМС США команды SEAL, которая попала в засаду талибов. Луттрелл скрывался от талибов в течение нескольких дней перед тем, как один пуштун из племени сабрай увидел его и помог ему. Он был доставлен в деревню и охранялся племенным вождём, вскоре доставившим его американским войскам.
  4. Змека (Земля) - каждый пуштун должен защитить свою землю / имущество от вторжений, где бы он или она ни проживали.
  5. Нанг (Честь) - сородичи, должны соблюдать честь друг друга, как в обществе так и в семье. Сохранение чести предполагает защиту своей семьи и своей независимости, отстаивая при этом культурные и религиозные потребности.
  6. Намус (Честь женщины) - пуштуны должны защищать честь женщин любой ценой, защищать женщин от всех опасностей.
  7. Хеуад (нация) - любовь и уважение к своей нации в культуре пуштунов - не просто важная её часть - она просто естественна, неотъемлема. Пуштун всегда испытывает чувство долга перед своей нацией, а также должен стремиться к поступкам, улучшающим её. Пуштун убеждён в своей обязанности защищать свою страну, Паштара (или "Паштун-хва" - в современном разговорном языке пуштунов), от любого врага, интервента. Защита нации означает также защиту чести, ценностей, культуры, традиций, соотечественников.
  8. Дод-пасбани (защита культуры пуштунов) - это обязательство для пуштун защитить свою культуру от различных моральных разложений и распада (как физического так и морального (культурного)). Пуштунвалай говорит, что в целях успешного выполнения этого завета, пуштуны должны сохранить свой язык, пашто, а пашто является основным источником культуры пуштун, и соблюдение этого понятия не только важно, но необходимо. Неумение говорить на пашто часто трактуется пуштунским обществом как неспособность понимать пуштунскую культуру, ценности, этику, историю и общество.
  9. Тохм-пасбани (Сохранение чистоты крови) - пуштуны должны выбирать в качестве брачного партнёра человека своего племени, то есть пуштуна (пуштунку), но не человека другой нации. Это проистекает из общего убеждения, что "полупуштун" не сохраняет пуштунского языка, культуры и теряет физические особенности, присущие пуштунам (см. индо-афганская раса).
  10. Дэ-Паштунвалай-Парауано (придерживаться кодекса Пуштунвалай) - чтобы предотвратить превращения своих наследников в так называемых "даравнд" (непуштунов), пуштун должен придерживаться в жизни национальной культуры, не забывать своих родственников, продлевать свой род. Те, кто отказываются следовать этому пути, рискуют быть изгнанными пуштунским обществом.
  Второстепенные понятия из Пуштувалай
  [править | править код]
  1. Лашкар - войско племени. Войско подчиняется джирге.
  2. Джирга или Лоя-Джурга - собрание старейшин племён, созываемое по различным причинам: провозглашение войны, заключение перемирия, событий внутриплеменного характера и т. п.
  3. Цалвешти (څلويښتی) - производное от слова сорок, это относится к племенным силам, которые будут осуществлять решения джирги. Каждый сороковой человек из племени будет членом племенной силы, которая осуществляет решение джирги. Shalgoon - это полномочия, которыми располагают люди из числа двадцати.
  4. Бадрагга - эскорт для защиты, состоящий из членов племени, через чью территорию пролегает путь путешественников. Если Бадрагга нарушает законы - начинается межплеменная вражда и кровопролитие.
  5. Хамсая - группа людей, не относящаяся к пуштунской национальности, которая может примкнуть к пуштунскому племени в поисках защиты. Группа пуштунов-защитников называется "наик". Любое нападение на хамсая считается нападением на защитника.
  6. Млатар (ملاتړ) - в буквальном смысле, привязав сзади или "поддержка". Это относится к тем членам племени, которые ведут борьбу фактически от имени своих лидеров.
  7. Нага - дань, размер которой определяет совет старейшин и которую он может возложить на племя, нарушившее закон.
  8. Рога - урегулирование споров между враждующими фракциями. Также поселение, вокруг которого может разгореться спор между враждующими племенами/кланами.
  9. Худжра - общепринятое место, где спят или сидят мужчины в деревне. Гостям и неженатым молодым мужчинам спать положено в худжре.
  10. Lokhay Warkawal - буквально означает предоставление крова (защиты). Идея состоит в том, что племя будет делать всё, чтобы защитить человека от врага.
  
  Пути караванов
  https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5494/
  11 сентября 2007
  
  
  Ученые установили новый рекорд точности вычисления числа Пи
  413
  
  Ветром голову надуло: влияет ли погода на наш организм
  7 154
  
  Почему зверь не чует зайца в норе, ведь он выделяет тепло?
  257
  
  Шатры у дороги
  Автомобиль мчится вдогонку миражам. Они похожи на сверкающие пятна воды, которые то появляются далеко впереди, то, неожиданно исчезая, маячат там, где мягкий асфальт обрезан горизонтом. Нещадно палит солнце, дурманящая дымка воздушного марева застилает далекие предгорья.
  Только через эту пустыню на юге Афганистана можно добраться в Кандагар - второй по величине город страны. Когда-то здесь проходила одна из веток тысячелетнего "шелкового пути", связывавшего Европу с Индией и Китаем. Потом здесь проложили современную автомагистраль, тысячу с лишним километров асфальта.
  Постепенно Гиндукуш отходит все дальше и огромными уступами переходит в обширные плоскогорья, спускающиеся в область вечных пустынь. Регистан - страна песков, Даште-марго - пустыня смерти, Даште-наумид - пустыня отчаяния - названия говорят за себя сами. Именно здесь были когда-то самые трудные участки караванной дороги: нестерпимая жара, отсутствие воды, продовольствия и фуража.
  Афганские пустыни не уступят Сахаре скупостью растительности: здесь лишь полынь, солянка да верблюжья колючка. Правда, ранней весной пески оживают рубинами и золотистыми топазами тюльпанов, ирисов, нарциссов. Но сейчас осень, и лишь изредка серо-желтое однообразие нарушают пятна густо сбившихся в пучки сиреневых цветов колючки.
  ...Верблюды появились неожиданно, как возникает смерч. Они безразлично жевали сухую колючку невдалеке от пропыленных черных шатров.
  Кочевники... Кажется, они специально выбрали место для бивака на самом солнцепеке. Босоногие взъерошенные дети, раскрыв рты, немигающими глазами провожают машину. В смоляных глазах неподдельное удивление: зачем торопиться куда-то в такую жару. В этот час надо отдыхать, ожидая вечера.
  Между шатрами движется что-то разноцветное: овцы. Шерсть их выкрашена в различные цвета. Больше всего в красный и черный. (Кочевники считают, что эти цвета обладают магической силой и оберегают скот от падежа.
  
  Кочевников-кучи можно встретить в Афганистане повсюду: в пустынной степи и на каменистых горных дорогах, в городах и кишлаках. Каждую весну они разбивают свои биваки и в Кабуле, недалеко от самого центра города, вдоль дороги, что ведет к международному аэропорту. Их длинные караваны, двигаясь весной от окраинных районов в глубь страны, устремляются к предгорьям Гиндукуша на богатые травами пастбища. Осенью они возвращаются назад, переходя на территорию соседних Пакистана и Ирана.
  Но все-таки больше всего кучи здесь, на юге, где кочуют самые многочисленные из них - племена дуррани и гильзаи.
  "...На границах Персидских и Индейских был народ военный, кочующий в кибитках наподобие татар, в делах бранных всегда упражнявшийся, к терпению голода и жажды и к понесению жара приобвыкший... почти в непрестанных набегах жизнь свою препровождавший и вообще наблюдавший у себя весьма великую строгость", - писалось о них в изданном в России в 1790 году трактате "Персидский Александр, или Страшный Надир, Потрясший Самое Богатейшее в Свете Индейское Царство и Нанесший Трепет на Весь Восток".
  Вольнолюбивые и независимые кочевники, особенно гильзаи, вписали в историю страны немало героических страниц. В начале XVIII века под предводительством национального героя Мир Вайса они объявили себя независимыми от персидского владычества, а его сын Махмуд в 1722 году захватил даже персидский трон. И хотя персидскому шаху Надиру Афшару удалось впоследствии сокрушить гильзаев, однако у себя на родине, от Кандагара до Газни, они продолжали оставаться самостоятельными...
  "А ты что умеешь?"
  В Мукуре - небольшом уездном городке - пришлось сделать остановку, чтобы заправить машину и дать отдохнуть двигателю. Жара. Сушь. Пустуют миниатюрные поля табака; у дороги глубокие колодцы с лебедкой и резиновыми - из куска камеры - ведрами; глинобитные дувалы и куполообразные крыши жилищ. В ожидании попутного транспорта на обочине дороги расположились крестьяне с домашним скарбом и двое полицейских. Пустует простецкая чайхана: два-три грубо сколоченных деревянных стола под залатанным навесом, большой прокопченный самовар, длинные табуретки с рядами фарфоровых, видавших виды чайников.
  На автостоянке выяснилось, что с нашим двигателем какие-то нелады, и водитель отправился на поиски механика.
  ...Сначала мы увидели только двоих, поджарых и статных. Свободные длинные их рубашки опоясаны портупеями с полными патронташами. На ногах чапли - открытые сандалии из грубой кожи. Лиц почти не разглядеть: от переносицы до подбородка они закрыты свободным краем пропыленного тюрбана-дастара. Видны только острые, сверкающие влажной смолой из-под густых бровей глаза.
  Дастар кочевники предпочитают любому другому головному убору. Идет на него до десятка метров ткани, зато дастар всегда защитит голову от удара, а его свободный край - лицо от песка.
  За плечами у них были ружья, и, глядя на небрежно болтающиеся из-за дастаров стволы, я вспоминаю утверждения моих кабульских знакомых, что кучи не расстаются со своим оружием даже во сне. Кочевники всегда считали, что сила племени зависит не столь от его численности, сколь от оружия. Поэтому оно давно стало неотделимо от повседневной жизни любого мужчины-кучи.
  Но если ты оружия не любишь,
  Ты не мужчина вовсе - так и знай!
  Окрась тогда сурьмою брови
  И жизнь рабыни слабой начинай!-
  поют кучи.
  Из дула "винчестера" кочевника, что помоложе, и из складок дастара торчали пучочки цветущей колючки. Нежный сиреневый цвет ее не вязался с его мрачной и грозной фигурой. Но любовь к цветам - слабость кочевников. Она тоже, наверное, вырабатывалась столетиями - унылое однообразие природы должно было вылиться в свою противоположность!..
  Подойдя к навесу лавочника, кочевники стали торговаться. Потом один снял дастар, под которым оказалась стрижка "под горшок", и положил в него несколько яиц и горсти три чая.
  Молча взглянув в нашу сторону, кочевники не спеша подошли к машине, оглядели возящегося у радиатора шофера.
  - Хараб! - отрывисто буркнул старший. Отойдя немного в сторону, оба присели на корточки и принялись наблюдать за движениями шофера и механика. Казалось, что к самой машине они потеряли всякий интерес.
  Представился счастливый случай поговорить с кочевниками, но смущало одно обстоятельство: я не знаю пушту - родного их языка. Даже владея им, договориться с кучи трудно. И не только потому, что они молчаливы. Дело в том, что, кроме двух основных диалектов пушту - восточного и западного, - многочисленные кочевые племена и кланы употребляют полусотню различных говоров. Добавьте к этому то, что у каждого племени есть еще и свой собственный запас слов, заимствований, сокращений и символов; да еще учтите и своеобразие манеры разговора, и вы без труда поймете мое положение.
  Правда, многие кучи знают фарси-дари - второй государственный язык Афганистана, но, говоря на нем, искажают его настолько, что иностранцу понять пуштуна становится почти невозможно. Кое-кто из пуштунов вообще не любит говорить на дари.
  Собрав в памяти нехитрый свой запас слов на пушту, стараюсь завести разговор с традиционных "Как здоровье?", "Как дела?", "Куда держите путь?", а также с сигарет. Кочевники спрятали пачки за пазухи, и тот, что помоложе, стал было отвечать, что, дескать, идем на восток, но тут подбежал босоногий паренек: им нужно было поторопиться к биваку.
  - Пойдем! - кивнули кочевники и мне.
  - В школу ходишь? - подобрав слова, спрашиваю у мальчика. И тут же жалею об этом: зачем парня смущать? Ведь охватить кочевников системой просвещения чрезвычайно трудно. Афганское правительство, конечно, предпринимает энергичные меры для создания сезонных школ в районах их кочевий, но пока все же для большинства детей учителями остаются племенные старейшины, передающие из поколения в поколение кодекс кочевого права - "пуштунвалай". Так что, если мальчику не довелось ходить в школу, вопрос мой может показаться ему обидным, а кочевники народ вспыльчивый...
  
  - Нет, не учусь! - нимало не смутившись, ответил паренек и добавил: - Но наших овец я считать умею, запрягать верблюдов и разводить огонь тоже. Разве этого мало?
  А потом, словно желая доказать, что это действительно очень много, показал в сторону нашей машины и ехидно добавил:
  - Ты вой небось учился, а починить свою машину не можешь!
  Мы приближались к небольшому биваку, центром которого были два-три пропыленных шатра. Сейчас, впрочем, они и не были похожи на шатры - только несколько простых деревянных конструкций, сверху накрытых черной шерстяной и войлочной тканью: края палаток подняты вверх, и на земле виднелось все нехитрое убранство. Циновки, паласы, грубые ковры и полураспакованные тюки с домашним скарбом. Собрать, разобрать и погрузить их на верблюдов и лошадей можно быстро и легко.
  Поодаль от шатров сбились в кучу понурые овцы и козы. Ища укрытия от солнца, каждое животное норовит спрятать голову под брюхо соседа. Рядом с овцами огромные псы величиной с добрых телят, с обрезанными хвостами и ушами. ("Чтобы предотвратить болезни и чтобы стали злее!" - объясняют кочевники.) Зной разморил и их, но, заприметив чужих, они тут же легко срываются с места и бегут за нами с сухим хриплым лаем, свирепо скаля желтые клыки.
  Кроме детей, собирающих верблюжьи колючки - главное топливо, - никого не видно. Только у большого валуна в стороне от палаток, присев на корточки, разжигают костер несколько мужчин. Их фигур и лиц почти пе видно, лишь темные пятна на серо-желтом фоне каменной пустыни.
  Старшего среди них без труда можно было узнать по почтению, с которым с ним обращались остальные. Мы разговорились. Видя мою беспомощность в пушту, старик стал говорить на невероятной смеси пушту и дари. Понять все же было можно.
  Хозяин пригласил выпить чаю. Об отказе не могло быть и речи, иначе была бы нанесена тяжелая обида: пуштунвалай требует, чтобы даже заклятого врага, если тот вошел в шатер, встречали как гостя.
  
  Пиалы и серый, приготовленный из муки грубого помола хлеб принесли женщины, но откуда они появились, так и осталось для меня загадкой. К костру подошла только одна из них, чтобы подать необходимое к чаю. Лицо кочевницы было открыто, длинные собранные в пучок волосы приобрели от солнца рыжеватый отлив. Тонкую фигуру свободно облегала широкая длинная блуза красного цвета с вышивкой на груди и рукавах.
  Подав чай и лепешки, женщина тут же ушла к товаркам. Они стояли шагах в десяти от костра, их присутствие выдавал только тихий шепот и тонкий звон ожерелий. Одеты женщины в длинные черные панталоны и разноцветные блузы-камизы. Незамужних можно было сразу определить по прическе - длинные гладкие волосы собраны в две косы. Но все они были увешаны украшениями: множество медных и серебряных монеток различного достоинства и бляшки с изображениями феникса и крылатых рыб. Монеты были нанизаны в несколько рядов как бусы; на пальцах латунные кольца, на запястьях - браслеты немыслимой ширины. У некоторых браслеты и кольца соединены были цепочкой, и создавалось впечатление, что тонкие женские руки заперты в панцирь.
  Украшения превращают женщину в своеобразный семейный банк; и после свадьбы уважающий себя мужчина приобретает столько украшений, сколько позволяет ему достаток. А иногда, залезая в долги, и больше.
  Афганские кочевницы не носят чадры и никогда не носили ее. Вообще они настолько независимо и свободно себя держат, что никакого сравнения с горожанками и крестьянками быть не может. В этом, видимо, сказался отголосок тех времен, когда кочевницы помогали своим мужьям в ратных делах. Совсем в общем-то еще недавно - во время англо-афганских войн.
  Старик сам заварил чай. За пиалой крепкого черного чая (кочевники почти не пьют зеленый) мы узнали, что его семейство поотстало от главного каравана, а перед наступлением сумерек снова снимается и до ночи догонит своих. Все эти люди - мужчины, женщины, дети - члены его семьи.
  Афганские кочевники сохранили традицию объединенной семьи, где обычай предписывает младшим беспрекословно подчиняться воле стариков. Невесту тоже берут обычно внутри своего племени. Вопрос о браке решают родители. Но - и в этом сила пуштунвалай - на все случаи жизни в нем предусмотрен и "запасной выход". Если родители не смогли договориться, влюбленный может прибегнуть к "жак кавылю" - окрику. Юноша может подойти к шатру отца избранницы и несколько раз выстрелить в воздух. Тем самым, считается, он демонстрирует свою преданность возлюбленной. И тут уж к неуступчивому отцу, невесты приходят старейшины племени. Теперь его отказ может привести к вражде между семьями, кровной мести, расколу в племени. Потому-то после "жак кавыля" отказов почти не бывает.
  
  Во время чаепития нас окружили дети, среди которых я заметил и своего давешнего знакомца. Он был повыше других, косматых и чумазых нареньков, и что-то объяснял им, показывая то на меня, то на мою кинокамеру. За мальчишками встали поодаль, звеня металлическими браслетами, девочки с огромными настороженными глазами. Руки их были выкрашены сурьмой для профилактики от хвори.
  Я решил снять детей на пленку. Но стоило камере затарахтеть, как девочек словно ветром сдуло. Зато мальчики с интересом косились на кинокамеру, явно придумывая способ заполучить готовые фотографии. Все мои объяснения, что это невозможно, что надо сначала проявить и обработать пленку, были напрасны.
  - Тогда давай камеру! - ультимативно заявил мой знакомец, тот самый, который умел считать овец и разводить костер.
  Положение становилось крайне деликатным, но ребята были, в конце концов, правы: должен же был я отблагодарить за угощение! Раздумывая, что же предпринять, я решил протянуть время и сменить кассету. Когда же киноаппарат был открыт и ребята, наседая друг на друга и толкаясь, принялись его разглядывать (что же внутри!), вдруг снова раздалось авторитетное замечание моего приятеля:
  - Сломалась!
  Ребята закатились смехом. Камера перестала их интересовать.
  Пора было расставаться, да и хозяева стали уже понемногу собираться в дорогу: женщины выносили из шатров паласы, скатывали в рулоны и вместе с чайниками, горшками, керосиновыми светильниками складывали у шатров. Потом принялись за жилище: несколько человек вместе с детьми занялись навесом, а другие - шестами. Мужчины сгоняли в стадо овец и верблюдов.
  Приближались сумерки, а с ними прохлада, лучшее время для кочевки.
  Джиргамары собираются в Калате
  Центр племен юго-восточных и южных районов - город Калат. Он мало чем отличается от Мукура: те же дувалы, из-за которых видны купола крыш. Потемневшая в сумерках зелень садов. И над всем городом высится на каменном холме массивный форт. Это Калате-гильзай - Крепость гильзаев.
  Крепость эта была в свое время очень важной: она контролировала движение между Кандагаром и Кабулом. Не раз крепость, а с ней и город Калат подвергались разрушениям, переходили из рук в руки и перестраивались. Сейчас, конечно, Калат утратил свое стратегическое значение, но для южных кочевников он по-прежнему центр, столица. И многие вопросы, волнующие племена, все еще решаются здесь. Кочевники всегда играли видную роль во внутренней жизни Афганистана, особенно в новейшее время, когда в середине XVIII века их родоплеменная организация стала политическим ядром самостоятельного афганского государства. Ни одно значительное событие в жизни страны не обходилось без участия пуштунских племен.
  Но чем более развивалось и становилось современным государство, тем более обострялись его отношения с племенами. Родоплеменная организация стала тормозом на пути экономического и социального развития Афганистана. Намерение вовлечь кочевников в активную хозяйственную жизнь, постепенно переводя их на оседлость, кочевая верхушка встретила враждебно.
  А влияние ее в племени с его древней структурой - семья - клан - племя - очень значительно.
  В решении проблем внутренней жизни племенная знать опирается на "джиргу". В переводе с пушту "джирга" означает круг, собрание. Это древнейший орган племенного самоуправления. У джирги три функции - законодательная, судебная и полицейская. Но издревле главнейшая задача джирги - мобилизация сил для отпора врагу.
  Краткость выступления на джирге не ценится. Оратор-джир-гамар начинает с выдержек из корана, цитирует старинные поэмы и только потом переходит к сути дела, подкрепляя свои слова старинными пословицами и поговорками. Длится джирга до тех пор, пока не выскажутся все желающие, как бы долго, ни говорил каждый из них. Решение объявляется от имени джир-гамаров и в присутствии всех заинтересованных сторон, после чего никто не имеет права его нарушить.
  
  Если между племенами возник серьезный конфликт, джирга назначает миротворческий орган - "марака". В решения мараки обычно не вмешивается даже правительство.
  Джиргамары наизусть знают пуштунвалай - неписаный кодекс чести афганских племен. Пуштунвалай предписывает племенам при возникновении общей опасности объединяться. У огромных валунов все мужчины-воины давали клятву до победы забыть о собственной вражде. Патриотизм и национальная гордость, пожалуй, самые характерные черты каждого афганца. Спросите даже самого бедного, оборванного пуштуна, кто он, и тот с гордостью ответит: "Я - афганец". Говоря о себе, он нередко обобщает, подчеркивая: "Мы, афганцы..." Но, говоря между собой, пуштуны первым делом называют свое племя.
  
  Пуштунвалай предписывает обязательный "нынавати" - оказание помощи всякому, кто в ней нуждается. Потребовать нынава-ти может каждый, кто подойдет к шатру кочевника и громко изложит свою просьбу. И пока она не будет удовлетворена, просящий не сядет на ковер хозяина. Честь и достоинство человека, на ковер которого не сел просивший нынавати, останутся запятнанными навсегда.
  Если враждуют между собой две семьи и одна из них решила прекратить ссору, то, подходя к шатру противника, нужно накинуть на шею своего верблюда веревку, а в рот взять пучок соломы. Противник без всяких условий пойдет на мировую.
  За любую обиду пуштунвалай предписывает "бадаль хистыль" - компенсацию: от штрафа до кровной мести. В судебной рубрике кабульской газеты "Анис" нет-нет да и промелькнет сообщение о приговоре за убийство, связанное с кровной местью. Но тот же бадаль хистыль обязывает отвечать добром на добро, и, познакомившись раз, афганец никогда не забывает друзей.
  Кочевники новых времен
  "...Много и эмоционально написано в художественной литературе о романтической жизни кочевников, о свежем воздухе, которым они дышат, и о независимой жизни, которую они ведут. Действительность же другая, - писала как-то газета "Кабул Таймс". - Кучи ведут трудную, полную лишений жизнь, и в ней нет ничего романтического. Это неграмотные, скитающиеся люди, перед которыми стоят большие, большие проблемы. Их главное достояние - скот - подстерегает множество опасностей. Опасности подстерегают их самих - от жителей окрестных деревень, от других племен, от чиновников и от их собственного неуправляемого темперамента".
  Действительно, гордые и независимые кочевники, отстоявшие некогда независимость страны, все больше превращаются в общественный архаизм, тормозящий социально-экономическое развитие Афганистана. Кочевники и сами во многом понимают это и пытаются как-то приспособиться к новым условиям, но оставаясь при этом кочевниками. Некоторые племена давно уже перестали разводить скот и занялись исключительно торговлей. До начала XX века они держали в руках львиную долю торговых операций не только внутри страны, но и за границей, вывозя афганские товары в Индию он Среднюю Азию. При этом они, естественно, не знали даже слова "контрабанда" и не собирались выполнять какие бы то ни было таможенные правила. Но появились крупные торговые компании, и кочевники утратили свои позиции; во внутренней же торговле они еще держатся крепко. Однако расширилась сеть современных автомобильных дорог, и кочевникам опять приходится уступать. Или переделаться. В Кандагаре мне довелось познакомиться с кочевником - владельцем целого парка мощных грузовиков. Он глава племени, его сородичи - шоферы, жизнь на колесах не сильно отличается от обычной кочевки, а семьи шоферов живут в кузовах...
  Кочевники скупают у оседлого населения скот, шерсть, зерно, фрукты, горшки, лопаты и тому подобное, а потом продают их в Кабуле и других городах. В отдельных районах кочевники - почти единственные поставщики промышленных товаров. Нередко они продают в долг зерно, захватывают крестьян в долговую кабалу, потом скупают их клочки земли, становятся землевладельцами - и вот уже крестьянин превращается в арендатора. Так возникает вражда кочевых и оседлых людей. Пуштунвалай учит, что все члены племени - братья. Но одни кочевники - это феодалы, владеющие большим количеством скота (они же в основном ведут спекулятивную торговлю), а другие - пастухи, практически не имеющие собственного имущества. Может быть, им легче, чем другим - терять-то все равно нечего, - перейти на оседлость? Таких случаев в нынешнем Афганистане все больше и больше.
  По закону о земельной реформе, принятому летом 1976 года, безземельные кочевники (как и некоторые другие беднейшие группы населения) могут в первую очередь приобрести в рассрочку государственные земли и получить ссуду для занятия земледелием.
  ...Справа у дороги дорожный указатель: граница двух провинций - Заболь и Кандагар. Скоро и пункт дорожной пошлины, к которому вплотную подходят покрытые сухой верблюжьей колючкой холмы. Тянется среди них длинной цепью кочевой караван.
  Откуда он вышел? Куда придет?..
  М. Конаровский - https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5494/
  
  
  
  
  
  
  Нажмите на фотографии для увеличения:
  
  
  Автор: Захар Гельман, Эхо планеты
  
  
  А как бы А. Майстровой оценил тот факт, что все слова русского языка построены из словокорней иврита и арамита?
  
  Из тех же словокорней построены и многие слова славянских и германских языков, тюркских языков и даже... японского языка.
  
  Это и есть следы 10 колен Исраэля.
  С уважением
  
  Владимир Бершадский, археолингвистика, архистория
  +972-527284035
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"