Василевс Владислав : другие произведения.

Здоровая жизнь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тема здоровой жизни многолика. Далеко не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Многие полагают, что, заботясь о своем здоровье, они имеют здоровую жизнь. В их распоряжении со скрипом, но пока еще работающая государственная система здравоохранения, вездесущие, охочие до наших денежек коммерческие медицинские организации, индустрия фитнеса, просто спортивные залы, группы здоровья, многочисленные специалисты по здоровому образу жизни. Последний постепенно набирает популярность. Люди начинают внимательно относиться к работе своего организма, психофизическому состоянию, рациональному питанию. Среди многих представителей элиты модно худеть, прибегать к помощи пластической хирургии. Правда, в лагере всего этого не делающих предостаточно индивидуумов, считающих свою жизнь тоже вполне себе здоровой. Их, за редким исключением, невозможно переубедить в том, что это далеко не так. К сожалению, носители подчас принципиально разных мировоззренческих установок, определяющих ценность жизни, вынуждены жить в одном социуме, решать задачи по его дальнейшему развитию. Назначая своей жизни и жизням других людей цену, основываясь на групповых, индивидуальных ли взглядах на человеческую жизнь, мы все обрекаем друг друга на не вполне, мягко говоря, комфортное сосуществование. Постоянное, совершенно непредсказуемое возникновение угроз тому, что оберегаем, хотим сохранить, поддерживать в состоянии, способствующем достижению жизненного успеха. Кроме этого, мало кто задумывается о том, что понятие здоровой жизни вмещает в себя не только совокупность параметров физического, психологического, физиологического характера, но и нечто иное, отсылающее нас к нашим истокам. Ведь все достигнутое нами является частью потрясающего своей непреднамеренностью процесса, берущего начало в глубочайшей древности, ведущего нас в сомнительно комфортное будущее. Здоровая жизнь является его важнейшей частью, бессознательно ориентирующей нас на сущностное соответствие изначально заложенного и каждодневно осуществляемого

  
  
  С общепринятой точки зрения Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровьем является состояние полного физического, психического и социального благополучия человеческого индивидуума. Здоровье - это норма, оптимум функционирования и развития организма. Норма представляет собой интервал, в пределах которого количественные колебания психофизических процессов способны удерживать живую систему на уровне оптимального функционирования.
  
  Здоровая жизнь тесно связана с объективным восприятием, познанием бытия, знанием факторов на него влияющих, результатов их воздействия на живую материю. Вызывает ощущение комфорта, удовлетворенности от происходящего, реализации жизненных целей и ценностных установок. Обеспечивается врожденными задатками психофизического характера, качеством заботы человека о себе, реально работающим правом на здоровье.
  
  Зачем человеку необходимо стремиться к полноценному сохранению, укреплению, восстановлению своего здоровья?
  
  Здоровье нужно для эффективного производства, приобретения, накопления, перераспределения и потребления материальных благ, сохранения, усиления, улучшения статуса в иерархической борьбе, охраны территории, эффективного отражения физического, психологического и ценностного насилия, качественных сексуальных, брачных отношений, заботы о потомстве.
  
  Здоровый человек в границах своих способностей и возможностей может сделать многое. Тогда как индивидуум часто болеющий, имеющий недостатки физического, психического и иного характера существенно ограничен в осуществлении своих жизненных установок. Научно-технический, социальный прогресс помогает ему, но часто становится бессильным перед влиянием животной составляющей человеческой личности.
  
  Современная система здравоохранения, особенно в странах "золотого миллиарда", помогает жить долго. Но это вовсе не значит, что до весьма преклонных лет доживают здоровые люди. Цивилизация научилась временно справляться с заболеваниями, замедлять процессы старения человеческого организма. Выкованный эволюционными процессами огромный запас психофизической прочности грамотно используется для продолжения пребывания в живом состоянии.
  
  Здоровье является важнейшей потребностью, частью конкурентоспособности человека в окружающем его мире. Говорить о здоровье совершенно бесполезно без личной заинтересованности в нем самого человека.
  
  Стоит отметить, что доминирующие в нашей повседневности мировоззрения, ценности, стереотипы, правила внутривидового взаимодействия оказывают разрушающее воздействие на здоровье большинства человеческого сообщества, нарушая право человека на здоровую жизнь. Эта ситуация достаточно активно обсуждается, анализируется, но кардинальным образом все равно не меняется.
  
  Право - разрешение обществом тех или иных слов и действий составляющих его индивидуумов. Право на жизнь, сохранение, защиту здоровья рождено стремлением живой материи выжить в настоящем и будущем. Все согласятся с тем, что оно должно быть и работать, признаваться и поддерживаться абсолютным большинством членов человеческой общности. Формально это и происходит. Фактически же осознание, принятие, поддержка, развитие, распространение в обществе любых правовых норм не приводит к их автоматическому и точному выполнению.
  
  Во все времена право работало избирательно. Степень избирательности определяется степенью уважения общества к правовым отношениям.
  
  Человек имеет право заботиться о своем здоровье или пренебрегать им, исходя из индивидуальных генетических характеристик, мировоззрения, ценностей, интересов, жизненных целей. При этом, необходимо понимать, что все труды заботящегося о своем здоровье человека мало что значат, если оно не станет предметом заботы окружающих его людей. Подобное же устремление возникнет только в том случае, когда чужое здоровье сохранять, восстанавливать и развивать становится выгодно.
  
  В последнем слове нет ничего плохого. Выгода в данном случае произрастает из заинтересованности в использовании материи для победы в том или ином виде борьбы.
  
  Эффективность реализации права на здоровую жизнь находится в прямой зависимости от политических, экономических и иных интересов доминирующих в общественной иерархии группировок. Степень осознания ими существенности, значимости применения здоровья в организуемых процессах определяет силу интереса к качеству вовлеченных в решение поставленных задач человеческих ресурсов. Политические, экономические, социальные, демографические цели, не нуждающиеся в качественных человеческих ресурсах, порождают безразличие к здоровью, обесценивают его.
  
  В повседневных своих контактах, при решении задач тактического и стратегического характера, человеку выгодно заботиться о здоровье близких, нужных ему людей. Подобного рода стремление имеет врожденную основу, характерно для членов одного племени, проявляющих заинтересованность в его выживании в борьбе с другими человеческими сообществами.
  
  Вместе с тем, логика выживания, индивидуального, группового отбора требует от человека разрушения здоровья тех, кто угрожает имеющемуся положению вещей, мешает идти к поставленным целям. Стремление разрушить здоровье блокируется страхом перед возмездием, непредсказуемостью ответной реакции, масштабом возможного ущерба, понесенного от совершаемых действий. Ввиду слабых врожденных ограничений, разблокировка при осуществлении существенного давления на ситуацию индивидуально-групповых интересов происходит достаточно легко.
  
  История развития нашей цивилизации, фактическое состояние проблемы показывает искреннюю заинтересованность человека в наличии, осуществлении права в отношении его самого и близких по крови, ценностям, целям людей. Применительно к остальным право может уже частично или полностью не работать.
  
  Подобное отношение к праву порождает его неустойчивость, неэффективность, придает ему часто формальный, декларативный характер.
  
  Из года в год неуклонно растет количество преступлений против человеческого здоровья. Абсолютно правильные слова об уникальности, неповторимости и бесценности каждого индивидуума помогают мало. Служащие сохранению, упрочнению и развитию заботы о человеке социальные механизмы демонстрируют явную свою уязвимость и недостаточную эффективность.
  
  Реальность такова, что качество реализации права на здоровую жизнь напрямую зависит от имеющегося иерархического статуса, законопослушности социума, эффективности работы системы наказания за преступления против человека, характера внутриобщностных кризисных явлений, агрессивности внешних сил, влияния духовно-нравственных ценностей.
  
  Забота о здоровье не является пустым звуком, когда есть активные, влиятельные политические и общественные силы гражданского общества, стремящиеся к доминированию человеческих интересов над государственными. Государство, не обладающее подавляющим воздействием на деятельность различных социальных сил, формирование ценностей и жизненных установок личности, вынуждено реально, а не на декларативном уровне учитывать интересы людей, обслуживать их, функционировать в правовом поле.
  
  Вопросы сохранения, укрепления, защиты здоровья неразрывно связаны с изучением мироздания, уровнем развития личности, содержанием ее активной позиции в повседневности. Многие человеческие проблемы проистекают из бегства от реальности, отказа от исследования, объективного и спокойного восприятия окружающего мира, игнорирования сути протекающих в необозримом пространстве процессов.
  
  Здоровое бытие в масштабах бесконечности - жизнь в соответствии с основным вектором развития изначальности, воплотившимся в путь из неживого в живое, бессознательного в сознательное, возможность обрести речь, эмоции, чувства, рассудок, качественного скачка в борьбе со смертью, разрушением, небытием.
  
  Для здоровой жизни необходимо осознанно стать частью бесконечности, качественного движения к ее познанию.
  
  Производство, накопление, потребление, перераспределение, развитие материальных благ, удовольствий, воспроизводство являются смыслом жизни живой материи на физико-химическом, природном уровне. Но человек уже несколько тысяч лет представляет собой не только биологическую структуру.
  
  Человеческое сообщество, помимо огромнейшего количества противоречивых врожденных программ поведения, накопило весомый объем передаваемой негенетическим образом от одного поколения другому информации. Человеческая материя разумна, в состоянии анализировать действительность, блокировать нежелательные для нее влияния, сознательно усложнять имеющиеся в наличии состояния различных частей упорядоченного хаоса.
  
  Усиливающееся служение материальным устремлениям в их денежном, имущественном выражении не соответствует степени сложности полученной в результате долгих и сложных трансформационных преобразований человеческой структуры. Непонимание, игнорирование заложенного в ней потенциала ведет к деградации личности, крайне неэффективному его раскрытию, использованию в усложнении постоянно меняющегося, обновляющегося, совершенствующегося мироздания.
  
  Плохое понимание действительности порождает некачественность жизни, признаки которой мы можем усмотреть к накапливающихся кризисных явлениях социального, экономического, ценностного, духовного характера. Современное общество начинает испытывать существенную деформацию смыслов своего функционирования. А это значит, что его устои ждет обновление.
  
  Любое обновление приносит частичное или полное разрушение компонентов имеющегося. Разрушение способствует формированию новой материальности, модернизации сознания, обретению еще одной части истинного смысла жизни, поискам более качественного пути в пространстве, своего места в мироздании.
  
  Неминуемость кризиса, однако, не приглашает к ничегонеделанию, увлечению исключительно своими проблемами. Тот, кто знает, куда надо идти, должен это делать уже сейчас.
  
  Многогранное взаимодействие с приносящей выгоду материальностью, борьба за нее являются частью врожденного механизма выживания человека в окружающем его мире. Наивны думающие, что извлечение выгоды с помощью удержания источника прибыли, воровства, попрошайничества, разнообразных подношений нижестоящего вышестоящему, насилия и обмена придумано человеческим обществом.
  
  Названные виды экономических отношений унаследованы человечеством от животного мира. Бесспорно, за время научно-технического и социального прогресса они заметно усложнились. Тем не менее, продолжают оставаться основами нашего бытия. Наибольшее развитие при этом получили обменные операции, ставшие фундаментом рыночных отношений, усложнившихся со временем до агрессивного производства, предложения и потребления стремительно растущего количества новых товаров и услуг.
  
  Современный человек всесторонне развивает капиталистическую экономику, в основе своей имеющей принцип извлечения максимально возможной прибыли из материального и нематериального при минимизации расходов в целях личного обогащения. Работает на нее. Выживает с ее помощью. Привносит в нее свои силу, красоту, знания, навыки, творческие и иные способности, производимые товары и услуги.
  
  Страх остаться на обочине жизни заставляет человека как-то шевелиться, думать, действовать. Нежелание влачить жалкое существование дисциплинирует, вовлекает в иерархическую борьбу, заставляет задумываться о конкурентоспособности. Бесконечная возня вокруг материального благополучия, забота о нем, удовлетворение возрастающих потребностей в товарах и услугах заставляют жить человека преимущественно в экономической реальности, определяя стоимость буквально всех компонентов бытия с помощью рациональных экономических формул.
  
  Степень реализации человеческого потенциала зависит от его востребованности национальной и мировой экономиками, государственными интересами. Если предлагаемое, производимое им плохо или вообще не покупается, человека ждут, как правило, ничтожные условия самореализации, безвестность и нищета.
  
  Можно смело утверждать, что большинство людей, населяющих нашу планету, даже не подозревают, что такое свободное, полное, созидательное развитие своей личности. Что такое свободный, приносящий ежедневную радость труд. Они не знают, что они есть, не понимают их смысла, важнейшего места в стремлении к здоровой жизни. Приходится констатировать, что физические, творческие, духовные ресурсы этих людей используются для другого.
  
  Забота о здоровье требует активного использования рассудка. Его доминирования над эмоциями, гуманитарными метаниями, творческими позывами, авторитарными, тоталитарными установками корыстных, находящихся на иерархическом Олимпе интересов. В обществах, в которых люди думают одно, говорят другое, пишут третье, а делают четвертое трудно говорить о здоровье.
  
  Рассудочное развитие, усложнение человека является более оптимальным способом его выживания в окружающем мире, реализации права на здоровую жизнь. Реализуя этот путь движения в бесконечности, человек имеет шанс сделать источники своего материального благосостояния вторичной ценностью, уступающей главенствующее место усложняющему, возвышающему путешествию в жизнь постживотную, более здоровую.
  
  Такое возможно благодаря компромиссной цельности составляющих ее личностей, способности их менять реальность, использовать свой ресурсный потенциал не столько для обслуживания врожденных программ поведения, поиска более выгодного покупателя предлагаемого, нейтрализации опасных противников, непрерывного преумножения имеющегося, сколько для служения жизни.
  
  Ибо качественная забота о жизни и есть жизнь здоровая.
  
  Осознанный, доминирующий выбор.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"