Володуцкий Андрей Богданович : другие произведения.

Еще о Лехе Васильеве. Школьные годы, Ч-2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
Еще о Лехе Васильеве. Школьные годы, Ч-2
  
   Как я уже говорил, к моменту окончания 8-го класса вдруг выяснилось, что нашу школу сделали восьмилеткой, и пришлось переводиться в другую, по соседству.
   Как и всюду, в основном учителями были тетки.
  Сложные у меня складывались отношения с ними. Вот две из них меня сразу невзлюбили - географичка и по черчению. Вру! Еще по физкультуре противная баба вечно цеплялась.
   Та молодая, носатая и пришепетывающая курва, что по черчению была, всегда занижала мне оценку и старалась нагадить по малейшему поводу, хотя повода, как мне казалось, я, вроде, и не давал. А у географички была своя метода: вызовет меня к доске, а я-то как раз выучил - ставит пятерку. Я, естественно, расслабляюсь, а эта сука вызывает, как нарочно, уже на следующий день снова. Будто больше некого было! И - "пара"! Вот так и перебивался - с хлеба на квас...
   Да, чуть не забыл самую главную сволочь - историчку. Эта худая некрасивая плоская грымза с лошадиной физиономией лет сорока с чем-то, с тонкими кривоватыми ногами (некоторые называют такие козьими) и прокуренным голосом, смолившая на переменах "Беломор", тоже постоянно цеплялась, ставила тройки, писала в дневник замечания и проч. Уж не знаю, насколько хорошей она была историчкой, но вот что точно запомнил - она всегда говорила ГОЭРЛО вместо ГОЭЛРО. Поскольку к концу учебы вымахал я росточку неслабого, ноги под партой у меня не помещались, и приходилось иной раз сидеть, выставив одну ногу в проход. А сидел я всегда на последней парте. Вот ходит, ходит эта зараза туда-сюда, потом до меня дойдет, наступит одной ногой на мою, прислонится к стенке и так стоит, будто не чувствует, что на ногу человеку наступила - садистка! А я не знаю, что сказать - то ли: "Эй ты, сучара старая, сойди с моей ноги!", то ли молчать и ждать, пока ей надоест, то ли выдернуть ногу. И, пожалуй, именно от нее можно было чаще всего услышать в адрес кого-то из нашего класса: "оболтус! ", или "вот до чего ты докатился ( докатилась)! ", или "а голову дома ты не забыл?" А еще любила она на наших нервах поиграть: "К доске идет..." В классе напряженная тишина, слышно только, как жужжит заблудившаяся муха, да шмыгает носом вечно сопливая Танька Жукова. - "К доске идет...", - продолжает тянуть резину историчка. Ужасно неприятное ощущение, тем более, когда не выучил и знаешь, что давно не вызывали к доске. Но особенно "повезло", когда она оказалась нашей классной в последние полгода перед выпускными. Так ведь эта дрянь, возможно, чувствуя мою к ней взаимную нелюбовь, написала мне такую характеристику, что с ней даже на Колыму - лес валить - и то не взяли бы! Ну, ладно, хоть директор был нормальный дядька - пошел отец к нему, тот порвал характеристику и сам написал заново - хорошую. А некоторое время спустя, уже будучи студентом, я случайно столкнулся с этой грымзой на улице. Каково же было ее удивление, когда на ее вопрос, поступил ли я в ВУЗ, я ответил положительно. - "Как? Ты поступил?!" - " Вашими молитвами, мадам!", - все, что оставалось ответить.
   Зато с кем мне повезло - так это с училками по математике и по литературе.
   Математичка - кажется, звали ее Антониной - была такая миниатюрная, миленькая тетка. Даже не тетка, а молодка. Вот она ко мне относилась - дай бог каждому! Все прощалось: идет, к примеру, контрольная. Вот она громко говорит: "Все, время вышло. Все сдавайте тетради!" Девки бегом - кладут ей на стол свои работы. А я спокойно еще минут пять-десять дописываю, затем, не торопясь, иду к ней, и кладу ей на стол свою тетрадь. Весь класс, т.е. девки, молча наблюдает. Она - будто и не заметила - все О.К.! И оценки при ней были у меня великолепные!
  А, да: забыл сказать - в одиннадцатом остался я один пацан на два с лишним десятка девиц. Поначалу в новой школе - вернее, в классе - было пацанов с десяток, остальные - девки. Но со временем пацаны по разным причинам куда-то рассосались, и, как я уже упоминал, к концу учебы я остался один на почти 30 девок, поскольку в класс после ухода пацанов, добавили девиц. В этом были и свои минусы, и плюсы: с одной стороны, некоторые молодые училки мне по этой причине симпатизировали. С другой - порой было скучновато без одноклассника: ни похулиганить на пару, ни потрепаться о чем-нибудь этаком на уроке.
   В 10-м классе еще учился, кроме меня, пацан - такой Эраст Федотов. Но в 11-й он не стал переходить, сказав, что лучше пойдет работать на завод. Что запомнилось, был он довольно плотной комплекции, и любил пожрать, для чего он, как правило, брал в школу бутерброды. То были толстенные два ломтя булки и пласт колбасы между ними. Так вот, жрал он эти бутерброды всухомятку обычно на уроке, стараясь незаметно из-под парты быстро выхватить бутерброд, и куснуть побольше. Потом долго все это жевал, но так, чтобы училка не заметила. Хорошо все это помню, потому что мы сидели с ним за одной партой в самом последнем ряду. Что еще было в нем примечательного: ходил он несколько странной походкой - при ходьбе как-то вихляя коленками в стороны. Периодически мы с ним устраивали возню на перемене - боролись и кидались скомканной мокрой тряпкой, какой обычно вытирали классную доску. И вот однажды кто-то из нас попал этой тряпкой в оконное стекло, которое разбилось. Вроде, даже вызывали наших родителей, а нам пришлось скинуться на оплату стекла и работу стекольщика, который взялся вставить стекло за 'маленькую' водки, т.е. за полтора рубля. А в другой раз смотались мы с урока, ну то есть пошли в кино. Ближе всего был как раз кинотеатр 'Великан', что в парке Ленина ( ныне Александровский парк). Что за фильм шел - не помню. Но так случилось, что позади нас уселись какие-то пацаны примерно нашего возраста, и как раз Эрасту мешали смотреть фильм - постоянно ставя ноги на его кресло. Он несколько раз оборачивался, шикал на них , но, поскольку мы были тогда в школьной форме, они , видимо, нас всерьез не восприняли. В общем, Эраст едва досидел до конца сеанса, догнал этих пацанов, которые уже в фойе закуривали сигареты. Судя по всему, он хорошо разглядел и запомнил того, кто мешал ему смотреть фильм - потому что он выбил сигарету из рук того пацана. Тот явно опешил, никак не ожидая подобного , тем более что вид у Эраста был настолько агрессивный, что ничего хорошего это не сулило. Нас было двое, их - трое, но они трусливо ретировались.
  Как раз с ним же, с Федотовым, мы на производственной практике трудились в одной и той же макетной мастерской на заводе. Вспомнился такой эпизод. Как-то днем, в апреле, из постоянно включенной радиоточки раздались характерные позывные Москвы.- "Работают все радиостанции Советского Союза...",- прозвучал величаво-торжественный голос диктора. Все напряглись: в те времена подобное означало либо смерть кого-то из вождей, либо - война. И тут оказалось, что в СССР запустили космический корабль с человеком на борту! И, как теперь всем известно, этим человеком был Ю. Гагарин.
   Классе в 9-м, т.е. когда еще были пацаны-одноклассники, начал я покуривать - ну, как же - нельзя ударить в грязь лицом! Вот и выходили на перемене курить на черный ход. Сначала-то пробовали курить в мужском сортире, но там нас периодически застукивал физик - видимо, по наводке нашей классной грымзы. А сам физик был дядька очень неплохой - пожилой, спокойный такой, и предмет свой вел интересно. Да, так о курении... Курили мы тогда болгарские, почему-то читалось, что они круче - "Солнце", "Джебл" и еще "Лайка", вроде. А вот сигарет с фильтром в те времена что-то не помню - видимо, в СССР они появились позже. Если не путаю, впервые увидел болгарский "Трезор" с фильтром уже в ВУЗе, т.е. в 63-64 г.г. И уж совсем крутизной тогда, в ВУЗе считалось, если кто-то курил BT. Тогда же, в школе, помню, был у нас в классе такой позёр Вихров. По-моему, кроме понтов, ничем особенным он не отличался. Так вот: как-то приволок он в класс авторучку, что брат его привез из загранки - как раз такую, как подарил Жорж Милославский шведскому послу в х/ф "Иван Васильевич" - ее переворачиваешь, а там чернила отливают, и девка, что была в купальнике, становится голой. В те времена это было более чем круто!
   А вот еще одно воспоминание, за которое сегодня мне стыдно. Дело в том, что в классе у нас училась такая девчонка - Букина. И была она, прямо скажем, не худенькая. А если по сути- просто толстая. Училась она только на " отлично". Но когда доходило до уроков физкультуры - тут был точно не ее звездный час: она выглядела настолько неуклюжей, что только ленивый не бросал в ее адрес обидную реплику, или не смеялся. Вот и я не был тогда исключением. Как же, наверное, ей было горько все это слышать, но она держалась достойно. Вот за свою тогдашнюю глупость мне и стыдно теперь...
  Со школьной переменой связан один дурацкий эпизод, что тоже вспомнился. Короче: как и в предыдущей школе, назначали наc, пацанов, на перемене дежурить на лестнице - почему-то велено было не пускать с этажа на этаж. И вот, стою я один на площадке, маюсь. И тут появляется рослая такая и уже сисястая девка из другого класса, постарше меня. Ну, я стал ее выпихивать обратно в коридор, причем не без удовольствия выпихивал, упираясь в ее сиськи. Обычно в подобных случаях девчонки начинали верещать, а эта вдруг для меня неожиданно поперла сама на меня со словами: "Зачем ты меня за грудь трогаешь?".- Признаюсь, я чуток опешил: "Да ничего я не трогаю! Не очень-то и хотелось!". А она продолжает наседать:"Нет, ты скажи - зачем?". Сказать ей взаправду, зачем пацаны девчонкам тискают сиськи, мне как-то не пришло в голову, хотя она сама, думаю, и так понимала. В общем, вытолкал я ее за дверь. Но эпизод этот в памяти отложился...
   Как раз в этот период, т.е. в последних классах, увлекся я на пару с одним одноклассником немного радиотехникой. Пытался собирать, как многие тогда, карманный приемник на транзисторах. И тогда же сумел привести в порядок старый, еще довоенный приемник 6Н1. Что в нем было ценного - так это очень точная настройка верньером на коротковолновых диапазонах 13,16 и 19м, на которых удавалось ловить ненашу музыку, поскольку наша тогда была очень уж идеологически отфильтрованной и совсем неинтересной. А в советских послевоенных приемниках, во-первых, коротковолновые диапазоны начинались только с 25 м, а, во-вторых, на них работали глушилки. Тем не менее, в 61-62 г.г. была куплена радиола "Беларусь-59", с которой я смог впоследствии хотя бы как-то записывать ненашу музыку. А еще правдами и неправдами году в 61-м уговорил родителей купить магнитофон, чтоб хоть как-то записывать, что удавалось поймать на КВ. Сначала был в Гостинке куплен смешной ( зато дешевый - всего 70 руб!) магнитофон "Чайка" - вернее, то был этакий работающий( если повезет) комплект, на который даже не было гарантии. Строго говоря, писать можно было, пожалуй, только речь с прилагаемого микрофона. Зато поначалу и это было забавно, потому что каждый страшно удивлялся, услышав, как для других звучит его записанный голос. Потом, чуть позже, был куплен отечественный приснопамятный "Днепр-11", на котором на скорости 19 см/с можно было по тем временам получать относительно приемлемое качество, если писать прямо с фирменных пластинок, что несколько позже я и делал. Стоил он примерно 140 руб., это был фактически стационарный аппарат весом аж в 24 кг. Да что там говорить, когда только его мотор весил аж 4 кг! Но на тот момент его достоинствами было наличие 4-х динамиков, приемлемая полоса частот и возможность использования бобин на 500 м пленки, что на скорости 19 см/с было отнюдь не лишним. Как оказалось, точно такой же был и у Витьки, к кому я позже ездил записывать с винила. После того, как я побывал у моего знакомого Валеры, и услышал, как может звучать фирменная техника, началась у меня борьба за качество. Достал я где-то здоровенный динамик КИНАП, какие как раз и использовались в кинотеатрах, подключил его к "Днепру", поставил прямо на пол, и какие ни на есть басы появились! Но так как в самом начале 60-х у меня еще не было возможности записывать прямо с пластинок, уговорил родителей купить где-то в 1963 г. еще и магнитофон "АСТРА-2". Хоть стоила она раза в полтора дороже "Днепра", но, во-первых, была по сравнению с предыдущей громоздкой "АСТРОЙ", какую я видел у приятеля, компактнее, лучше стали параметры. И вообще она выглядела куда современнее, т. к определенно за образец брались магнитофоны "Grundig". Вот с нею я и таскался по знакомым, чтобы переписать хотя бы с магнитофона. К слову заметить, она тоже не была пушинкой - весила 12 кг!
  Жили тогда все не особенно богато, вот и у нас не было ни дачи, ни золота, но машина у нас была все же. Вообще-то участок от работы отец взял - уж коли предлагали. Но тогда казалось, что Васкелово - это далеко, да и никто из нас не имел тяги к земле и прочей возне с постройкой хотя бы времянки. Так что отдали его года через 2-3, так ничего на нем и не построив. Меня, впрочем, вообще не вдохновляла перспектива там находиться, потому что все это напоминало какой-то курятник, с тесно, друг к другу впритык, другими участками.
  Кстати, до начала 60-х не было у нас и телика. Впрочем, и смотреть-то тогда было особо нечего - в Питере работала только одна программа, да и то не весь день. Наконец, мы с мамой убедили отца, что без телика не жизнь. Правда, тот телик - а им стал, естественно, тогда еще ч/б "Знамя"- отец все равно не стал покупать в магазине, а по совету знакомых и с их помощью собрал телик из продававшихся тогда в магазинах "Юный техник" комплектующих. Помню, один из его знакомых прекрасно разбирался в радиотехнике, вот он-то и стал основным сборщиком и настройщиком телика. Тогда напряжение сети у нас было еще 127 В - так он, этот знакомый, ухитрялся несколько секунд, на спор, выдерживать это напряжение: у него была очень сухая кожа рук. Что еще примечательно: у тогдашних телевизоров перед кинескопом стояло стекло толщиной порядка 5 мм - поскольку существовала вероятность взрыва кинескопа. Такая фигня однажды и в самом деле произошла у нас - правда, я был тогда, кажется, в пионерлагере... Кинескоп в телике " Знамя" был, как сейчас помню, типа 43ЛК2Б, с размером экрана 360х270 мм. Оказывается, как я узнал гораздо позже, именно этот тип кинескопа был метало-стеклянный! А еще в теликах тех лет, как правило, приходилось всякий раз при переключении программ подстраивать частоту настройки гетеродина ручкой на боковине корпуса. Это относится и к упомянутому "Знамя". Естественно - уже после того, как появилась в Ленинграде еще одна программа ТВ. Соответственно, после того, как протянули кабель из Москвы в Питер. И никто тогда из обычных потребителей даже не задумывался, что этак лет через сорок для всего этого будет удобный пульт ДУ... Кстати, не во всех домах тогда была на крыше наружная антенна, и каждый использовал, как правило, свою комнатную антенну - "усы".
   Да, так о машинах. Сначала, в послевоенные годы, отец приобрел "Москвич-401" - такой, с запаской на багажнике - единственного, кажется, тогда серого цвета. Теперь их можно увидеть разве что в музее. Фактически он был сдут с немецкого "Опель Кадет", только кузов стал 4-дверным. Сделать это позволило то, что после войны СССР смог вывезти по репарации ряд промышленных предприятий из Германии, в том числе оборудование и документацию с завода Опель. СССР изъял из своей оккупационной зоны и впоследствии из ГДР имущества на сумму, превышающую 66 млрд марок. В частности, было вывезено 72 тыс. вагонов строительных материалов, около 3 тыс. заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков и др.
   Итак, "Москвич"... Движок у "Москвича" был что-то порядка 25 л.с. а максималка - 90 км/ч. Нынче трудно такое представить - но у него вообще не было "поворотников", т.е. указателей поворота: спереди были две фары, сзади - только слева красный фонарь в качестве (одного!) габаритного огня, стоп-сигнала и подсветки номерного знака. Панель приборов была по-спартански проста: посредине было два больших круглых прибора. Один - спидометр со счетчиком пробега, другой - с указателем давления масла и уровнем бензина в баке. Да еще пара ручек-переключателей! Зато аж два бардачка - слева и справа на приборной панели. В небольшой багажник можно было добраться не снаружи - нет! А изнутри, откинув спинку заднего сиденья. Ну, и еще одна характерная деталь: задние двери "Москвича" открывались навстречу движению, как было в эмке ( ГАЗ М1) и в большинстве зарубежных авто 30-40 г.г. Капот "Москвича", состоявший из 2-х распашных створок, открывался забавно вверх-к середине. Сейчас все это воспринимается разве что как казус. Купить его в начале 50-х еще можно было свободно, и стоил он порядка 9000 руб ( при зарплате, скажем, инженера примерно в 1000-1200 руб). Причем, судя по рекламе в журнале "Огонек" тех лет, были два варианта кузова: седан и кабриолет. Это было так давно, что по Каменноостровскому пр.(тогда еще Кировскому) ходили трамваи, а машин было совсем мало... Настолько мало, что номерной знак из 4-х цифр единственной тогда серии ЛА для частных машин в Ленинграде в те годы не переваливал даже за три-четыре сотни, т.е. 03-01 или 04-12, и т.д. Тогда на питерских улицах еще можно было встретить трофейные немецкие БМВ-321 - вот они уже были с характерными указателями поворота в виде откидной планки оранжевого цвета, ДКВ в качестве такси, а также Опели, Адлеры. Объясняется это тем, что во время и после Второй мировой войны в СССР в массовых количествах - порядка 50 тысяч штук - попали трофейные легковые автомобили, преимущественно немецкого производства. Начались и репарационные поставки новых автомобилей, собранных в советской зоне оккупации - в первую очередь моделей BMW 321 и BMW 340, выпуск которых был налажен на предприятии 'Автовело' (бывший завод BMW) в Айзенахе. Для тех лет BMW 340 были просто шикарны! Правда, у них тоже была интересная особенность: передние двери открывались навстречу движению! Конечно, и отечественные "эмки" попадались. Или, скажем, иной раз даже Линкольн с необычным лающим звуком клаксона.
  Часто встречались лендлизовские грузовики Студебейкер и Додж "3/4", наряду с отечественными полуторками ( ГАЗ-АА, позднее ГАЗ-ММ) и ЗИС-5. Автобусы ходили отечественные ЗИС-16 с длинным "рылом" моторного отсека; автобус, где дверь вручную открывал сам водитель механической тягой, а кузов был на деревянном каркасе. Чуть позже - Зис-154 с 4-цилиндровым 2-тактным (!) дизельным двигателем сзади и приводом ведущих колес от э/двигателя, и затем ЗИС-155 на бензине, уже с пневматическим приводом дверей и с бескапотной компоновкой. А ленинградский трамвай - вообще разговор особый! В то время в основном попадались "американки", этакие широкие вагоны с характерными гранеными торцами, а также "слоны", сделанные на базе американок, но уже с округлыми обводами. "Американками" те трамваи назывались не случайно - они и в самом деле были сделаны у нас на основе вагонов американской фирмы Peter Witt. А еще ходили однотонно-красные более старые вагоны - такие небольшие, прямоугольной формы, с продольными деревянными скамьями-сиденьями и страшно узким проходом, вагонов; у которых не было еще дверей на площадках, т.е. площадки были открытыми.
  Вплоть до начала 70-х г.г. можно было встретить на дорогах 7-тонные грузовики разработки 1944-45 г.г. ЯАЗ-200 с эмблемой медведя на капоте ( позднее МАЗ-200, с эмблемой зубра на боковинах капота). Изначально на ЯАЗ-МАЗ-200 был установлен дизельный двигатель ЯАЗ-204, который был создан по аналогии с двигателем американского тягача GMC-4 71 (4 цилиндра объёмом 71 кубический дюйм каждый), мощностью 110 л. с. В 50-х г.г. на улицах было много и троллейбусов довоенной разработки ЯТБ-1 и ЯТБ-2 ( позднее ЯТБ-4 и ЯТБ-5) с плоской, скошенной вниз 'мордой'. А в довоенной Москве попадались 2-этажные троллейбусы ЯТБ-3. Кстати, изначально прототипом ЯТБ-1 стали британские троллейбусы, два образца которых главный конструктор ЯГАЗа В. В. Осепчугов приобрел во время командировки в Великобританию в октябре-ноябре 1935 года. Деревянный кузов снаружи обшивали стальным листом, изнутри - фанерой. В конце 50-х-начале 60-х получили распространение троллейбусы МТБ-82, которые были в эксплуатации до середины 70-х.
  Потом, ближе к концу 50-х, у нас была "Победа" ГАЗ-20, так называемой 2-й серии, с частой решеткой радиатора. Стоил автомобиль "Победа" на тот момент 16 тыс. руб. На ней отец помаленьку стал учить меня вождению, на ней же мы впервые съездили на Украину. Тогда еще на автомобилях были довольно удобные, на мой взгляд, поворотные форточки. На "Победе" они были даже и в задних окнах, хотя на "Волге" ГАЗ 21 остались только передние. Из-за характерной формы кузова типа fastback у Победы были широкие задние стойки, а также небольшое по нынешним меркам заднее стекло. Мне нравилось тогда сидеть сзади в "Победе" - было довольно уютно! Причем безо всяких тонированных стекол, необходимость в которых по большому счету весьма сомнительна. Вспомнилсь, как уже во 2-й половине 90-х пришлось загонять в мой гараж Mercedes 320 cерии " Е", как раз с тонированными стеклами. И, как назло, именно в этот день в гараже не было света, а дело было зимним вечером. Как же я намучился, ни черта не видя ни через боковые, ни через заднее стекло, поскольку по привычке загонял машину в гараж задом! Как и в "Москвиче"-401, у "Победы" лобовое стекло было плоское, но, в отличие от Москвича, из двух частей, между которыми проходила узенькая вертикальная стойка, сами половинки стекла были плоскими. Дело в том, что на тот момент в СССР не было еще технологии изготовления гнутого цельного лобового стекла. Такие стекла появились на "Волге" ГАЗ 21. И что еще интересно: в "Победе" ( впервые в СССР) появилось 12-вольтовое электрооборудование. Но вот фонарь стоп-сигнала, как и в "Москвиче"-401, был по-прежнему один, хотя он был, в отличие от "Москвича", посредине. Зато габаритных задних огней было уже два!
  "Победа" была одним из первых советских легковых автомобилей, предлагавшихся на экспорт - наряду с "Москвичом-400". Она экспортировалась в основном в Финляндию, где её любили таксисты, в другие скандинавские страны, в Австрию и Бельгию. Уже в 1950-е годы "Победы" с правым рулем появились в Англии, где их продавали бельгийские дилеры ГАЗа, и США. Существует такая версия, связанная с названием "Победа". Руководство завода ГАЗ предложило назвать автомобиль "Родиной". Сталину название не понравилось, и он иронично спросил: "И почем у нас будет Родина?" После чего было предложено название "Победа".
  Кстати, о вождении: в те годы деления на категории водительских прав вообще не существовало - были только любительские и профессиональные. Так у отца было написано "шофер-любитель". А в январе 1961-го, сразу после денежной реформы, отец купил "Волгу" ГАЗ-21, т.н. 2-й серии, с фигуркой оленя на капоте и с клыками на бампере. По тем временам машина была для СССР почти что передовая - во всяком случае, стартер срабатывал уже от поворота ключа в замке зажигания, а не от кнопки-педали в полу, на которую надо было нажимать носком правой ноги, одновременно пяткой добавляя газу, как было еще на "Победе". К слову: явно с оглядкой на американский автопром, в полу был и переключатель с ближнего света на дальний - т.е. тоже в виде кнопки-педали. Опять же у америкосов позаимствовали внешний вид спидометра - с полупрозрачным колпаком зеленоватого цвета . Между прочим: а в "Волге" ГАЗ-24 поначалу ставили спидометр ленточного типа, тоже позаимствованный у американских авто. Конструкция оказалась ненадежной, так что позже спидометр стал привычным стрелочным. Сами ( с ума сойти!) после выхода из поворота выключались в ГАЗ-21 сигналы поворота - в "Победе" это надо еще было делать вручную. Появились омыватели лобового стекла. Правда, на "Волге" омыватель был по нынешним временам весьма необычный. Насос для него был механическим и располагался слева от педали сцепления, т.е. тоже надо было давить ногой на кнопку-педаль в полу. Была еще одна особенность в ГАЗ-24 ( да и более ранних "Волг" ГАЗ-21 и "Победы") - это тормозная жидкость БСК ( бутиловый спирт с касторкой). Особенность заключалась в том, что эта смесь при температурах уже около -30 град. начинала кристаллизоваться, превращаясь в этакий гель, который едва ли можно было назвать вообще жидкостью. Еще одним весьма неприятным свойством БСК был ее пронзительный запах, от которого перехватывало дыхание. Правда, ни на "Победе", ни на ГАЗ-21 зимой отец не ездил, как и практически все автовладельцы тогда. А вот на ГАЗ-24 довелось как-то зимой на себе почувствовать, как почти перестают работать тормоза в сильный мороз.
  А багажник в ГАЗ-21 стал удобнее, движок мощнее. Дело в том, что из-за характерной формы кузова в "Победе", и багажник был своеобразной формы - посему все пространство внутри было разделено горизонтальной перегородкой, под которой размещалась запаска. Так что для багажа фактически оставалось лишь пространство над перегородкой, внизу можно было распихать только мелочевку. В "Волге" же запаска уже стояла вертикально, у правого крыла, отчего, естественно, и места в багажнике стало заметно больше. Ну, и в целом "Волга" смотрелась современнее. Впрочем, все относительно: по паспорту разгон до 100 км/ч составлял у 70-сильной ГАЗ-21 порядка 34 сек! Сегодня в такое даже не верится... Между прочим, у "Победы" ГАЗ-20 аналогичный параметр составлял аж 46 сек. Очуметь: 1,5 мин до сотни! Что сказать: сравнивать-то с чем-то более передовым, зарубежным, тогда возможности не было. Разве что позже такое могли себе позволить единицы - ну, скажем, Ю. Гагарин или В. Высоцкий. Ну, или облизываться, читая в журнале "За рулем", что могут, скажем, те же "американки" аналогичного года выпуска.
  Да, кстати: по поводу качества сборки. В целом особых нареканий к "Волге" не было, но вот, к примеру, был перетянут подшипник ступицы, а еще, как выяснилось, наоборот - была едва затянута гайка хвостовика редуктора заднего моста. Так что пришлось ее подтянуть по инструкции, поскольку иначе шел гул от заднего моста. Ну, и подтекало лобовое стекло - как раз из-за хромированных накладок по периметру: накладки крепились так, что пробивали резиновый уплотнитель. А-а, и вот еще что: как многие тогда отмечали, у ГАЗ-21, так же, как и на "Победе", была весьма комфортная для пассажиров мягкая задняя подвеска на рессорах. Но, как выяснилось, это имело и оборотную сторону: уже после первой же поездки на Украину, пришлось рессоры перебирать и ставить дополнительный лист, т.к. иначе груженая машина походила своим задранным носом и просевшим задком на бомбардировщик на взлете, и был риск сломать рессоры. На "Победе" такого что-то не припомню. Ну, и был еще один нюанс, доставшийся в наследство от "Победы" - надо было через каждые 1-1,5 тыс. км смазывать порядка 20 точек передка.
   С покупкой "Волги" вышла довольно забавная история. В те годы уже нужно было несколько лет стоять в очереди, постоянно отмечаясь - иначе вычеркнули бы из списков запросто. Происходило это во дворе автомагазина в Апрашке. Потом приходила открытка. И вот, такая открытка на получение пришла нам. Поехал отец в Апраксин Двор - именно там был единственный в Ленинграде автомагазин. Затем, после получения открытки, помнится, еще фигурировала некая справка-счет.
  А машины поступили все какого-то дурацкого розового цвета - ну, отец и отказался. Спустя какое-то время приходит снова открытка. Поехал еще раз отец, и снова без меня. На этот раз были аж черные "Волги" - в те времена почти неосуществимая мечта! На таких тогда ездили директора заводов, генералы или секретари райкомов. И что же? Как рассказывал потом отец, во-первых, в салоне тех машин потолок и торпедо были обтянуты байкой голубого цвета - ну, как женские теплые трусы. Во-вторых, когда открыли капот, кто-то, как назло, сказал под руку: "Как у негра в заднице!" Да еще этот капризный черный цвет, на котором даже мелкие огрехи покраски очень заметны. Снова отец отказался. В магазине даже обиделись:"Да какого ж вам надо?!" - "Буду ждать вишневого или кофейного цвета!" - "Ну-у, - сказали ему в магазине, - тогда ждать Вам до второго пришествия!" До второго не пришлось: как раз сразу после Нового года пришли кофейного цвета, да еще так называемый экспортный вариант - т.е. с хромированными накладками по периметру и решеткой радиатора...
  Кстати, об экспорте: например, в Великобритании в начале 60-х г.г. ГАЗ-21 стоила порядка 1000 фунтов стерлингов, притом что, к примеру, похожий по классу британский Humber Hawk - порядка 1200 фунтов. Правда, стоит заметить: поскольку в 1-й серии ГАЗ-21 была решетка радиатора со звездой по центру - машины этой серии плохо продавались на Западе. Но потом, по мере появления последующих серий ГАЗ-21, в отличие от более ранних советских автомобилей, довольно активно отправляли на экспорт, в том числе и в страны с левосторонним движением. Для них была разработана праворульная модификация - ГАЗ-21Н и ГАЗ-21П. Тогда дооснащением и какими-то переделками Для "Волги" ГАЗ-21 на Западе занималась бельгийская фирма Scaldia. В частности, "Волги" оснащались дизелями Perkins, Rover и Peugeot.
  А в СССР ГАЗ-21 2-й серии стоила сразу после денежной реформы 1961г. где-то 4200р ( "экспортный" вариант). Если точнее - 4170 руб. Годом позже появились "Волги" 3-й серии, но уже по цене 5600 руб. Вот, странное дело: я прекрасно помню, что цена "экспортной" ГАЗ-21 в 1961 г. была именно такой (4170 руб), но вот, если смотреть в интернете - почему-то всюду говорится только о 5600 руб?! В то время, к примеру, на 1 руб. можно было неплохо пообедать в приличной столовке, а 50 коп стоил так называемый комплексный обед, блюда из которого, как правило, были вполне съедобны. Ну, или на тот же рубль купить пару бутылок хорошего пива. На трешку можно было пообедать в ресторане, на 5 руб. купить бутылку водки с закусоном, примерно столько же была квартплата на семью в месяц. Ну, а, например, авиабилет из Питера в Москву стоил 18 руб. Н-да, продолжаю про покупку "Волги". На этот раз и мне выпало счастье присутствовать. Поскольку дело было в январе, машины стояли во внутреннем дворе магазина, под снегом. А на капот и крышу одной из них взбирался мужик в сапогах и ватнике - так ему было легче сосчитать их количество в загончике. Выбранную машину заводили - наша, как ни странно, завелась почти сразу - потом мыли и отгоняли в здание магазина. Там один из мужиков-загонщиков зачем-то бегал вокруг машины, хлопал дверьми, суетился - и вообще изображал усердие. После чего почти ненавязчиво смотрел на счастливого покупателя, и получал в лапу. Показателен такой случай: уже весной того 1961 г. поехали мы на Приморское шоссе - прокатиться. Машина еще была на гарантии, не прошла положенную обкатку, и на карбюраторе стояла пломба, чтоб нельзя было втопить "гашетку" в пол. Так что едем еле-еле - максимум 60. И тут чего-то я обернулся - а за нами вытянулся хвост , машин 10-12 - не решаются обогнать "Волгу" темного цвета. Отец помахал им рукой - мол, обгоняйте, не ссыте. А что было бы, если б он черную взял?
   Кстати, еще немного о цвете. "Волги" вишневого цвета действительно поступали в магазин, но крайне редко. Причем самому на улице как-то довелось видеть такую вот вишневую "Волгу", причем к тому же двухцветную: верх у нее был цвета слоновой кости. Выглядело эффектно. То ли это был какой-то спецзаказ, то ли с оглядкой на американский автопром была мелкая партия. Ведь в США уже в конце 50-х, скажем, в фирменном буклете GM можно было прочесть что-нибудь вроде Oldsmobile 98 цвета "аквамарин и полярная белизна". Или Pontiac Bonneville Vista цвета "солнечный закат и слоновая кость"
  Машина нам попалась тогда с бескамерными шинами - была как раз пробная партия, хотя для СССР подобное тогда было диковинкой. Впрочем, как раз бескамерка едва не привела нас к могиле. Когда мы ехали на следующий год в Крым через Москву, на трассе, после какого-то не очень ровного ж/д переезда, левая передняя бескамерка почти мгновенно разбортовалась. Отцу едва удалось удержать машину на шоссе, причем уже на левой обочине! А несколькими секундами позже промчалась встречная груженая пятитонка! Так что до Крыма доехали без запаски -поскольку в те времена рассчитывать на пункт шиномонтажа по дороге как-то не приходилось. А уж по возвращении в Питер отец тут же вставил во все покрышки привычные камеры. Вспомнилось, как там же, в Крыму, отец попробовал с помощью прочной веревки, толстой палки в качестве воротка и ремонтного комплекта для шин, куда входил какой-то липкий клей в тюбике, накачать ту разбортовавшуюся запаску. И, что удивительно, получилось! Правда, я упарился накачивать... Вот что еще вспомнилось в связи с Москвой. Тогда же в Москве - то ли в ГУМе, то ли в ЦУМе - купили мне якобы модные туфли пр-ва СССР. Вот только притом, что они были лаковые, так еще и на резине. Нелепейшее сочетание! Ничего лучше не было ни в Питере, ни в Москве тогда. Надел я их всего пару раз - настолько они мне не нравились. Кажется, как раз в ДК Ленсовета - на танцы.
   В те годы практически никто из частников зимой не ездил, а вот летом, как правило, ковырялись с машинами сами. Запомнился такой забавный случай. Вот, как-то раз, и мой отец мыл около гаража нашу машину из шланга. А двор, где гаражи, был тогда проходным. И вдруг голос какого-то мужика, что мимо проходил: "Ты чего делаешь?" - "Машину мою - не видишь?!", - буркнул отец, не поднимая головы. А тот снова, уже с театральным надрывом: " Нет, ты что же это делаешь?" Оказалось, что случайно его немного обрызгало водой. Ну, отец, конечно извинился, и инцидент был исчерпан. При этом один из соседей по гаражу давился от смеха, будучи свидетелем этой сценки...
  А однажды, в тот же период, довелось мне с отцом и его знакомым - директором одного крупного завода в Питере - съездить в Усть-Лугу на нашей "Волге". Дело в том, что этот дядька уговорил отца прокатиться туда за миногой, поскольку в Усть-Луге у него были какие-то знакомые рыбаки. В общем, привезли мы оттуда едва ли не целый багажник свежей миноги. При этом тот дядька-директор взялся сам со своей женой приготовить эту миногу, а нам закатал три 3-литровых банки. Когда мы с отцом приехали к ним - там стоял дым коромыслом, поскольку они эту миногу сначала обжаривали на растительном масле, потом делали маринад, и затем уже закатывали в банки. Видимо, они в самом деле были в этом спецами! Сказать по правде, я тогда как-то не оценил должным образом эту маринованную миногу, хотя к водке как закуска - то что надо! Это понял я позже...В связи с упоминанием миноги, вспомнил еще об одной змееподобной рыбе - это угорь. А вспомнил оттого, что уж очень понравился копченый угорь - нежнейший деликатес. Довелось попробовать в 70-х в Эстонии, за Тарту, куда мои родители ездили летом на отдых.
   Украина
  В те годы каждое лето мы ездили отдыхать на Украину, за Винницу, в село Печера на берегу Южного Буга. Село Печера по-своему интересно: здесь расположен парк графа Потоцкого, мавзолей Потоцких и Церковь Рождества Богородицы. Из Винницы мы ехали к месту через г. Немиров. Если верить википедии, Немиров известен аж с XIV-го века. Был он когда-то и под Речью Посполитой, и в составе Сарматского княжества Османской империи. В Немирове же родился поэт Н.А. Некрасов, в Немирове бывали и Петр I, и А. Суворов, и О. де Бальзак, и даже Бетховен. Разумеется, по трассе до Винницы сначала проезжали Киев. Как правило, при въезде в Киев, мы непременно проезжали по мосту Патона через Днепр. Тогдашний Киев мне нравился - красивый широкий Крещатик, светлые "сталинки"по обеим сторонам. Помнится, отец спрашивал меня:"Как думаешь, что означает вывеска "Перукарня"?" Мне почему-то, кроме слова пекарня, ничего иного в голову не пришло. Отец смеется:"Да не пекарня - парикмахерская это!" Запомнились некоторые улицы в Киеве - с такими крутыми подъемами и спусками, что просто оставить машину даже на передаче и на ручнике было как-то стремно. Отец на всякий случай подкладывал упор под колесо.
  Правда, привлекало меня в тех поездках на юг и то, что отец время от времени давал мне порулить. К тому времени, я уже через курсы ДОСААФ от ВУЗа сдал на права. А выглядело обычно это так. Мне приходилось ездить на заднем сиденье, поскольку спереди сидела мама - иначе ее укачивало. А когда долгая монотонная езда - неизбежно начинаешь кемарить. Отец увидит в зеркало, что я клюю носом, и тут же: "Эй, соня - ну-ка за руль!" А водить мне очень нравилось, хотя не было тогда ни усилителя рулевого управления, ни даже гидровака для тормозов... Сами же тормоза, естественно, были еще барабанные. Что запомнилось - ехали мы обычно по трассе Ленинград-Киев-Одесса, через почти всю Белоруссию, потом через пол-Украины. И каждый год, еще под Псковом, рабочие делали ремонт дороги, причем участок ремонта за год смещался на два-три километра от силы. Всякий раз приходилось ехать в объезд, где застревали в глубоком песке почти все, поэтому стоял дежурный гусеничный трактор. Похожий сценарий разворачивался и на Украине, где-то в районе то ли Бердичева, то ли Житомира. С той лишь разницей, что в этом случае вязли в черноземе. Но вот ведь что интересно: была ли это простая столовка по дороге, или даже чайная - всюду обед был вполне съедобным и недорогим, уж поверьте! Поскольку с гостиницами было туго, иной раз останавливались переночевать в каком-нибудь частном доме у шоссе. Узнав, что мы ленинградцы, хозяева принимали очень радушно!
  В связи с упоминанием гостиниц, пришел на память один эпизод. На трассе, после Пскова и Острова, были два небольших населенных пункта - Опочка и Пустошка. До них от Ленинграда было что-то около 400 с чем-то километров. Видимо, в тот раз мы поздно выехали из Питера - иначе не объяснить, почему к вечеру оказались только в тех местах. Так вот: не вспомню к какому именно из них, кажется еще на "Победе", т.е где-то в 1959-60 г.г., мы подъехали уже вечером, и решили заночевать там. Тем более, что там оказалась небольшая, еще деревянная, 2-этажная гостиница. Было еще относительно светло, и я решил взглянуть, нет ли чего интересного в киоске "Союзпечать", что находился у самого входа в гостиницу. Хотя он и был уже закрыт, но через стекла я увидел толстенную книгу Л. Лагина ( как сейчас помню!) "Старик Хоттабыч. Патент АВ. Остров разочарований". Так как к тому времени я вовсю увлекся фантастикой - то, конечно же, упросил родителей с утра ее купить. И уже на Украине с удовольствием прочел ее. Тем более, что к тому времени ( еще в 1956 г) вышел на экраны одноименный цветной фильм "Старик Хоттабыч" ( с актером Н. Волковым в главной роли), который был принят зрителями разного возраста на ура.
  Поскольку и "Победа", и "Волга"-21 были, что называется, всеядными - кушали на крайняк самый тогда распространенный в СССР бензин А-66 (для Волги,чтоб разбавить 66-й, отец возил в багажнике канистру Б-70), в случае крайней необходимости можно было остановить на трассе военный грузовик и попросить литров 20 у них. Не за так, естественно, поскольку какой-нибудь старшина был вовсе не против получить какую никакую денежку за бензин. А где-нибудь в небольшом городке можно еще было встретить в качестве АЗС колонку рядом с керосинной лавкой, где продавец из лавки вручную накачивал бензин в канистру. Ну, и еще одним плюсом что "Победы", что "Волги" было то, что и такси повсюду были этих же марок, так что в случае непредвиденной поломки можно было рассчитывать на таксопарк. А то и на МТС ( это была тогда распространенная аббревиатура названия машинно-тракторной станции) - так и случилось у нас в маленьком городке Козелец, что под Черниговом. Серьезно: там у нас полетел генератор, а т.к. таксопарка, конечно же, там не было, выручил слесарь из местной МТС, где нашелся генератор от "газона" (ГАЗ-51), который был точно такой же.
   А на Украине у хозяйки был большой запущенный сад, где можно было рвать яблоки, вишню, сливу и груши. И вообще - это был пусть пассивный и немного скучноватый отдых, но сегодня я вспоминаю то время с ностальгическими нотками. Был по-настоящему чистый воздух, великолепная еда из свежих продуктов ( там ведь и небольшой рынок работал по выходным). Так что натуральное молоко, творог, сметанку и мясо покупали там. Ну, что там говорить: да разве можно сравнить суп из куры, которая за час до этого еще бегала, с купленной нынче и бог весть сколько провалявшейся где-нибудь в складском холодильнике, да еще к тому же нафаршированной гелями, консервантами и прочей гадостью! Правда, с этим связано не совсем приятное воспоминание. Дело в том, что хозяйка сама отрубала головы курам перед их приготовлением. Видеть, как курица, которой уже отрубили башку, еще несколько метров бежит - было зрелищем отвратительным! Пожалуй, единственно, что доставало - были двухвостки, или уховертки, которые водились там повсеместно, особенно как раз на той груше, около которой стояла машина. Может, существующее поверье, что они заползают в ухо, и сказки, но внешне они все равно противные! Брал я обычно с собой портативный приемник "Спидола" с переделанными диапазонами КВ- 13,16 и 19 м, ( чтоб удобнее было в Питере ловить ненашу музыку), хотя на Украине, в том месте, где мы отдыхали, никаких глушилок, конечно же, не было..
   Жили там время от времени внучки хозяйки - такая светленькая озорная хохотушка Маша и вторая - темненькая, постарше, и более серьезная - вот не помню, хоть ты тресни, как звали. Обе довольно симпатичные. И вот, однажды та, которая постарше, меня ловко подколола: "А что, - говорит, - не пробовал ты грецких орехов?" - "Как это не пробовал,- отвечаю, - сто раз пробовал!". - "А слабо тебе вон тех попробовать?", - и подводит меня к дереву, где висят такие зеленые плоды, размером и формой вроде сливы. Я что - срываю, хоть чувствую какой-то подвох, и надкусываю. А она уже от смеха давится! Боже, какой гадостью оказались эти еще зеленые грецкие орехи! Видимо, меня аж перекосило от них. С полчаса после этого скулы сводило от ни с чем не сравнимого противного их вкуса - смеси йода, кислятины и еще какой-то гадости! Ей было тогда лет 14-15, мне побольше. Как я ее хотел! Мы с ней все на шелковицу забирались - и ягоды ели, и трепались. Иной раз она сидела выше меня, и трусишки ее было мне видно - как хотелось запустить туда руку хотя бы! Даже уговорил ее однажды за пределы сада выйти. Но она очень настороже держалась. Ничего из моей затеи не вышло. Кстати, тогда же попробовал я впервые самогон. Это было как-то раз во время приезда отца тех девчонок - именно он и угостил нас с отцом. Я раньше считал, что самогон - жуткая гадость, но тот самогон был по качеству совсем неплохим... Да если еще с салом да с черным хлебом!
  . Ну, само собой, были у хозяйки и огород, и куры. Да еще в один из годов, помню, был еще гусь и поросенок. И во все наши приезды была собачонка блошивая - Жулька, обычно на цепи. Вспоминается мне, гусь этот, зараза, меня чего-то невзлюбил - всякий раз норовил ущипнуть. А щипаются они больно! Единственно чем я мог от него отбиться, так это сачком для ловли бабочек - видимо, тех девчонок. Боялся его гусь до усеру: я как сачок на голову ему изловчусь накинуть - он, видно, думал, что пришла хана ему, хотят его в суп определить. И тут уж он, громко гогоча с перепугу и хлопая крыльями, от меня удирал. А как-то раз вообще потешную сценку удалось увидеть: так случилось, что отвязалась Жулька, и давай хряка за ноги хватать. Тот с визгом деру, да еще гусь ему под ноги попался. И вот несутся они по саду - один истошно визжит при этом, другой, громко гогоча и крыльями себе помогая, удирает, а третий за ними обоими с радостным лаем. Прямо цирк Дурова! Оттуда мы, как правило, привозили фрукты ( для себя, разумеется - не на продажу). Что примечательно, тогда на Украине продавали ведро шикарных крупных вкуснейших яблок смехотворно дешево: всего за 1,5 руб, а ведро чудесных груш что-то порядка 2 руб! Поскольку брали мы чуть недозрелые, домой удавалось привезти почти без потерь. Так как штатный багажник "Волги" не в состоянии был на обратном пути вместить, кроме барахла, еще и пару вёдер фруктов - то загодя крепили на крышу довольно вместительный дополнительный багажник, какие тогда продавались.
  
  А какое-то время спустя, в Питере проездом был их, тех девчонок, отец. Забежал он к нам, а дома только мы с мамой, мой отец был еще на работе. Ну, мама и предложила ему, гостю то есть, выпить с дороги. Взяла в серванте бутылку, что на виду - на ней этикетка была "Горилка з перцем"- и налила ему. Он как хряпнул - гляжу, что-то не то с мужиком: глаза на лоб полезли. Чуть очухался, и говорит: "Ну, и крепка ваша горилка!" Кому-то, возможно, эта ситуация может показаться надуманной. Поясню: дело в том, что у нас в роду не было пьяниц. Поэтому всегда в серванте стояли купленные по случаю бутылки хорошего десертного вина - типа массандровского муската или вроде Токай - для дам, что-нибудь из крепленых - вроде портвейна "Акстафа" или "Айгешат", обычно коньяк армянский***, "Столичная", что-то из сухих - вроде "Цинандали", ну и т.д. То есть , если приходили гости, не надо было, сломя голову, нестись в магазин. Кстати, в те 60-е г.г. даже в небольшом гастрономе ассортимент вино-водочных изделий был весьма широк: тут были из крепких, к примеру - "Зубровка", "Старка", "Перцовка", коньяки - в основном из Армении и Грузии, были даже и отечественные ликеры Бенедиктин и Шартрез, а еще наливки и кремы, вроде "Запеканки" или "Спотыкач". Да, так вот: отца он не стал дожидаться, а когда тот пришел домой, и мама ему рассказала, как налила гостю, отец хохотал до упаду - а мы смотрим, понять не можем. Потом и мы с мамой от смеха пополам сгибались - оказалось, что в бутылке, где и впрямь раньше горилка была, отец для интереса стручок перчика на спирту настоял!
   Выходит, ненароком, сами того не желая, отыгрались мы за те грецкие орехи!
  
   Да, возвращаясь к школе... А по литературе было, строго говоря, две тетки - в разное время, разумеется. Первая меня даже смущала, когда, вызвав меня к доске, ставила одну ногу на поперечину стула - так что трусы было видно (но только мне, к классу-то она спиной была), и согласно кивала, какую бы ахинею я ни нес. После нее была еще одна, и она же была у нас одно время классной. Звали ее Полина Петровна. Собственно, ей ведь тоже было меньше 30 лет. Частенько задавала она заучивать отрывки стихов из школьной программы. В классе были две девицы, которые то ли занимались в каком-то драмкружке, или нечто подобное - так вот они, выйдя к доске, читали стихи, жестикулируя, с выражением, явно стараясь походить на актрис. Меня всегда коробила эта наигранность и неестественность. Но был эпизод и совершенно противоположный: какая-то из одноклассниц, вызванная к доске, так монотонно долдонила какой-то стих, что училка не выдержала: " Как можно читать стихотворение так, будто хоронишь кого-то?" И очень похоже изобразила, так же монотонно и заунывно: " Камень сирый над могилой..." Это получилось настолько похоже и так комично, что все прыснули. Еще, помнится, училка эта с завидным упорством всякий раз заставляла одну и ту же девицу из класса правильно говорить. Я о том, что девица эта постоянно говорила примерно так:"Этот писатель, он... " На что всякий раз Полина ей твердила:" В одном предложении не может быть двух подлежащих! Когда, наконец, ты это запомнишь?!"
   На что я со временем обратил внимание - так это на то, что при любом удобном случае, даже на уроке, Полина Петровна сводила разговор к скользкой теме, так или иначе касавшейся секса ( хотя в те времена не только слова такого не знали, но и этой темы не касались). А любимым ее словечком было "похоть". Уже ближе к выпускным, однажды организовала она нам экскурсию в какой-то дом-музей, не помню чьего имени - там нам показывали учебный фильм "Гроза" по А.Н.Островскому. А я чего-то под конец раздухарился, стал пародировать голосом персонажей из фильма, и ее страшно развеселил. Да так, что она расхохоталась, откинувшись на стуле, расслабилась, и непроизвольно раздвинула ноги. И тут же перехватила мой цепкий взор, нацеленный ей между ног.
   Видимо, этот эпизод она запомнила, потому что однажды, незадолго до выпускных, когда она заставила меня придти в класс после уроков - что-то досдавать или пересдавать - мы с ней оказались наедине. Да, она тогда еще, кажется, была нашей классной. Или уже не была? Видимо, все-таки это еще ранней весной происходило... Да, а как раз одна лампа, люминесцентная трубка на потолке, плохо горела - т.е. мигала раздражающе. Вот она и говорит мне, обращаясь по имени: "Ну-ка, ( она наедине всегда обращалась ко мне по имени, а при всех - по фамилии), посмотри-ка лампу!" - "Не-е, я высоты боюсь", - сморозил я первое, что пришло на ум. - "Ну, знаешь!", - с этими словами она сама попыталась взобраться на парту, но мешала узкая юбка. Искоса взглянув на меня, она до неприличия высоко задрала ее, и взобралась-таки на парту. - "Ну, тогда страхуй меня, что ли..." - "А как?", - задал я идиотский вопрос. - "За ноги - как еще!" Я робко и неуклюже обхватил ее ноги у самых щиколоток - учительница ведь как-никак. - "Экий ты неловкий - выше держи!". Я невольно покраснел, а она, поскольку стоять на каблуках было неудобно и шатко, сбросила туфли. Когда она потянулась к лампе, я, находясь внизу, увидел края прозрачных чулок ( всегда питал слабость к этому элементу дамского туалета) и резинки пояса. Я мгновенно представил себе, что там, выше, и руки мои невольно сами скользнули вверх. Волна жара накрыла меня с головой - в ту секунду я плохо соображал, что может быть дальше. - "Э-э, ну-ка без этого, мальчик!, - незлобиво, но, подчеркнув интонацией слово "мальчик", усмехнулась она, - ишь, какой шустрый!". В этот момент в коридоре загремела ведрами уборщица, Полина тут же слезла вниз, и надела туфли. Этим все и закончилось. Спасибо хоть родителей не вызвала. Для меня так и осталось загадкой тогда, на кой был затеян весь этот цирк... Осталось только добавить, что стих, который я должен был продекламировать, чтобы она поставила приличную оценку в четверти и в году - все равно пришлось прочесть тогда же. Вспоминается, что стих нашел я в журнале "Юность" или " Смена" - что-то про телефон-автомат ( воспроизвожу по памяти): "...стою у знакомого мне автомата. Вот и будка свободна, и много монет. Только имени нет, только номера нет...". Училка даже меня похвалила за мой выбор стиха. Но потом никакого продолжения той истории в классе не последовало: я не решался как-то напомнить ей, да и она делала вид, что ничего такого не было. Нет, чего греха таить - я бы с ней не отказался, поскольку она была теткой довольно привлекательной. Вот только, наверное, в те времена такое было бы нереально.
  Кстати, вот что вспомнилось в этой связи. Все мы, пацаны, тогда даже в старших классах считали, что бабам в сущности ничего от секса и не нужно - они дают, потому что так принято. А сами, мол, от этого не тащатся! Если кто-то из пацанов вдруг с таинственным видом и шепотом заводил разговор о минете ( разумеется, иносказательно - мы тогда такого слова просто не знали), который якобы кому-то сделала некая особа, пацаны страшно удивлялись. А о куннилингусе, пожалуй, вообще никто из пацанов ничего не слышал, и даже не представлял, что такое бывает! Да, вот такое было время... Отнюдь не потому, что мы подобрались все умственно отсталые - а оттого, что все население было дремучим в подобных вопросах. Забегая вперед, скажу больше: уже в ВУЗе как-то в перерыве, когда мы, пацаны, курили в фойе на 2-м этаже, я и спрашиваю: " А кто знает, что такое клитор?". Один пожал плечами, другой отрицательно покачал головой. Еще один переспросил:"Клиппер?" Да-а, вот как тогда большинство, причем не только пацанов, было "подковано" в плане такой терминологии. Что касается меня лично - я как раз тогда еще, в старших классах школы, сам допетрил, что, наверное, бабам такая ласка, как "куни", была бы приятна, хотя проверить это на практике довелось несколько позже. Стоит напомнить, что в те времена что-то узнать про технику секса в СССР тем более было просто неоткуда! Может, тетки были осведомленнее тогда? Черта- с- два! Уже в 70-х и даже в 80-х при упоминании слова "клитор", некоторые смотрели с явным непониманием, о чем речь!
  Тогда же, т.е. уже незадолго перед выпускными, случился эпизод, который мне запомнился. Как-то на перемене вдруг в динамиках из школьного радиоузла раздались звуки бесшабашного и заводного рок-н-ролла - это кто-то из пацанов, уж не знаю каким образом, пробрался туда и поставил запись. Была ли это запись на самопальной пластинке "на костях", т.е на рентгеновской пленке, или магнитофонная, но этот рок-н-ролл поставил всех нас на уши. Несмотря на то, что в то время такая музыка была в Союзе под запретом, все равно - многие либо слышали ее по ненашему радио, либо где-то у знакомых - но уже знали, что это такое. Не вспомню теперь точно, был ли это знаменитый Rock Around The Clock -"Рок вокруг часов"( вернее, "Рок круглые сутки") Билла Хейли, или Jailhouse Rock -"Тюремный рок" Элвиса Пресли, но услышать такое в стенах школы, было тогда более чем круто! Незадолго до этого мы с приятелем Романцовым слушали у него дома на здоровенном ящике под названием "Астра" с несуразно маленькими бобинами, запись, которая на меня произвела тогда впечатление. Это были тоже рок-н-роллы в исполнении некой Лиллиан Бриггс. Несмотря на то, что и качество записи было плохоньким, да и сам магнитофон паршивенький, именно тогда я понял для себя: вот она, моя музыка! Гораздо позже я узнал, что это была именно Л. Бриггс в композиции "I Want You To Be My Baby" с ее неповторимой манерой на одном дыхании выдавать по несколько куплетов в сумасшедшем ритме рок-н-ролла. Да, как узнал я гораздо позже, неспроста в 50-х г.г. ее называли королевой рок & ролла, а ее хит "I want You To Be My Baby" вышел тиражом в 1 млн. экз.! А еще, оказывается, этот же хит исполняла Georgia Gibbs, причем весьма похоже. Но и это еще не все: в сети нашелся видеоклип - уже конца 90-х, где эту же композицию в составе команды Jive Aces (жанр "нео-свинг") исполняла некая ( очень кокетливая и симпатичная!) Cassidy Janson. И исполняла просто классно! Видеоклип выполнен нарочито ч/б - под 50-е годы. Трудно поверить, что так зажигательно и в таком темпе, как у нее, вообще возможно петь текст песни...В сети можно найти и еще пару похожих интересных и заводных видео-клипа с Jive Aces ("Асы джайва"). Один - с вокалисткой Rebecca Grant - "Hey Boy! Hey Girl!". Другой, очень заводной, "Shake, Rattle & Roll " с вокалисткой Gina Haley.
  И снова про школу...В старших классах частенько наведывались мы с пацанами в тир. У нас тогда считалось особым шиком не просто попасть в цель, а - в подвешенный на нитке небольшой стеклянный пузырек, который перед этим просили раскачать. Ухитрялись даже уже раскачанный пузырек останавливать, либо наоборот - пулькой, попав ею в бок пузырька, раскачать его. Да еще в школе я отличился на этом поприще - выбил 48 из 50 в школьном тире из мелкашки с оптикой. Даже грамоту вручили...
   Как я уже упоминал, в классе у нас не было, на мой взгляд, симпатичных девчонок. Может, и оттого, что со временем , образно говоря, глаз замыливается - т.е. настолько от ежедневного общения к ним привыкаешь, что воспринимаешь их почти как мебель. Даже, несмотря на то, что некоторые пытались красить ногти, нацеплять сережки ( а, может, клипсы), надевать туфли на каблуках и натягивать капроновые чулки. Правда, их за это наказывали, особенно завуч. А вот в школе милашки попадались - все больше из 9-х классов - притом, что к этому моменту я был уже в 11-м. С одной из них - а звали ее, вроде, Ирой - я познакомился, благодаря случаю. Однажды школа затеяла прогулку на речном трамвае куда-то на Кировские острова. Там кто-то из пацанов откупорил привезенную тайком бутылку портвейна, и мы понемногу выпили. Мне, однако, этого хватило для куража: на обратном пути, когда все места уже были заняты, по проходу в мою сторону шла эта самая девочка, которую я заприметил еще раньше - в школе. Когда она, досадливо озираясь - куда бы присесть - поравнялась со мной, я не то, чтоб уступил место, а нагло предложил ей: "А хочешь, садись мне на колени!"( потом подобная ситуация один в один повторилась в жизни еще несколько раз). И она уселась ко мне! Так мы, болтая, как старые знакомые, и добрались обратно. Знакомство наше, правда, продлилось недолго - я склеил тогда другую девочку, из другого 9-го класса. Обратил я на нее внимание тоже еще раньше, но случай представился в связи с каким-то концертом для школьников, что проходил в "Промке" - ДК Ленсовета. Звали ее Лида Алексеева. Очень кстати я как раз столкнулся с ней нос к носу на лестнице в школьный буфет, и сходу предложил пойти со мной на концерт. Мне понравилось, что она не стала ломаться и делать неприступный вид - я, дескать, не такая (видно, не успела еще научиться этим примитивным бабским приемчикам), а даже с радостью согласилась. В этот момент она как раз ела какую-то булочку или пирожок, и на ее премилой губке осталась маленькая крошка - но и эта мелкая деталь не портила общего приятного впечатления. Эх, симпатичная была девочка - и мордочка красивая, и фигурка, а от ее ножек я просто балдел! Очень правильной формы, с красивыми, просто идеальными икрами - ну, прямо загляденье! Такую ножку сразу хочется потрогать и погладить. Для начала....
  . Договорились с ней встретиться прямо там, в "Промке".
   И вот я уже в зале, занял еще одно место, а рядом - только мои одноклассницы. Уже скоро начало, а девочки моей все нет. А ведь предупреждали меня знакомые пацаны: "Не придет - не рассчитывай!" - многие было подкатывались к ней, да только без толку. И тут вижу - идет моя краса-девица, пробирается меж рядов. Слава богу - пришла все-таки! Наши девки зашебаршились, зашушукались - ишь, мол, привел кралю! Прошел концерт, начались танцы. Она была в вишневых туфельках (это точно помню!) на высоком каблучке, и ножки ее смотрелись еще красивее - так и хотелось их поцеловать. Я изображал прожженного ловеласа, она же - наоборот, стеснялась и чувствовала себя не в своей тарелке... Вышли мы вместе. Продолжая изображать и дальше галантного кавалера, я, имея только рубль с мелочью, максимум - два, в кармане, на углу Большого и Кировского - у пл. Льва Толстого - остановил такси. - "А куда ехать-то?", - спросила сидевшая за рулем тетка - редкое для того времени явление. Оказалось, что и идти-то два шага всего. Но тетка, посмотрев на нас, видимо, преисполнилась торжественности момента: поняла, что мальчик хочет пофорсить перед девочкой - и согласилась довезти, пусть и рядом. На прощание я поспешно чмокнул Лидку в щечку, хотя мне показалось, что она ждала чего-то большего, и пошел домой. Насколько помню, было это в последнюю зиму перед выпускными экзаменами, так что мы мельком виделись с ней пару раз, а потом я потерял ее из виду.
  В Сосново
   Да, но ведь была еще одна любовная история чуть раньше. Как я, кажется, упоминал уже, мои родители летом 1962-го хотели, чтобы я хорошенько отдохнул перед трудным 63-м, со всеми его последующими экзаменами. Поэтому сначала - где-то в июле, кажется, они на месяц оставили меня на даче у знакомых, в Сосново. Хозяйке дачи показалось, что мне одному скучно - поэтому она посоветовала мне подружиться с парой пацанов, что жили по соседству. С ними мы сходили на озеро, на пляж, и они же на плясе в местном ДК меня познакомили с одной застенчивой девицей, которая мне и предназначалась. Но, танцуя с ней, я ощущал ее какие-то мягкие сиськи, и вообще - я запал на другую, более раскованную. Звали ее Ларисой. Перед этим, как водится, эти парни - соседи по даче - которые были старше меня, откупорили бутылку водки, и прямо из горла стали употреблять. Им-то это определенно было не впервой. Дали и мне хлебнуть. Мне совершенно не хотелось, но в таком возрасте еще сильны бывают разные комплексы и ложные понятия. Тем более, что и девицы отхлебнули из бутылки - так что отступать мне было некуда! Короче, и я приложился к бутылке. Водка была теплая и противная, я еле-еле влил глоток в себя, но даже этого с непривычки оказалось достаточно, чтобы мне "захорошело". Наверное, поэтому я внаглую и стал клеиться к Лариске - сначала потанцевал с ней, а потом и вообще уволок в беседку, и чего-то ей там впаривал ( но точно не о том, что на ней непременно женюсь. В этом смысле, никогда не давал невыполнимых обещаний, даже подшофе).
   Да, чуть не забыл один, как позже оказалось, существенный момент. Я ведь еще раньше - дня за два-три до этого знакомства - с ней случайно столкнулся где-то на дорожке, и, как она потом уже говорила, ей показалось, что я взглянул на нее с презрением, как на шлюху. Видимо, это ее здорово задело - может, отчасти поэтому она и пошла позже на контакт со мною. Потом, уже после того вечера на плясе, как-то днем так получилось, что в доме, кроме меня и глуховатой тетки хозяйки дома, никого не было. Я даже не услышал, как Лариска тихонько зашла - я сидел спиной к двери перед телевизором. Благодаря какой-то хитрой антенне, что установил на сарае сын хозяйки дачи, телик кое-как ловил финнов. А она, Лариска то есть, подойдя сзади, ладошками закрыла мне глаза - мол, угадай, кто это... Догадаться было нетрудно. Я как-то неуклюже попытался ее обнять, не вставая, и руки мои ухватились за ее сиськи. К моему удивлению, она не отстранилась и не заверещала, как это делали девчонки в школе, и я понял, что ей это нравится! На этот раз я не был навеселе, но рука сама скользнула ей в трусы - и дальше все случилось само собой. Она-то, как я понял, уже пробовала раньше, равно, как и целоваться по-особенному она же меня учила. Кстати, там среди нескольких книг нашел я томик Т. Манна "Признания авантюриста Феликса Круля". Хотя, пожалуй, она была по содержанию не совсем для моего тогдашнего возраста - я, помнится, прочел ее с удовольствием. Тем более, что это был тот редкий для тех лет случай, когда удалось кое-что почерпнуть оттуда о сексе. К чему это: дело в том, что там есть довольно пикантные сцены, и это в какой-то степени повлияло на мое поведение в отношениях с Лариской. Да, кстати: хорошо помню - как раз тогда вышел на экраны х/ф "Человек-амфибия" с В. Кореневым и А. Вертинской в главных ролях. Так вот, именно там,в Сосново, мы с Лариской его и посмотрели в местном кинотеатре.
   Чтобы не было там скучно, я упросил отца захватить в машину велосипед - полуспортивный "Турист" - как раз влез со снятым передним колесом в багажник "Волги". Конечно, мечтой был спортивно-шоссейный В-551 "Чемпион", но он появился у меня позже - после окончания школы и поступления в ВУЗ. Помню, стоил он до реформы 1961 г где-то порядка 1300 руб. Гонять на нем было здорово: колеса на "трубках", маленькое жесткое чепрачное седло, руль "бараньи рога", десять передач, легкосъемные колеса, туклипсы на педалях - и я ощущал себя почти что гонщиком. Пока не кувырнулся однажды через руль "ласточкой" все на том же Приморском шоссе - точнее, на асфальтированной дорожке вдоль шоссе - не заметив кем-то перекопанную поперек канаву. Вернее сказать, канаву-то я заметил в последний момент, ну и тиснул на оба тормоза инстинктивно - а велик взбрыкнул задом, естественно. Велику хоть бы хны, а я ободрал колени, локти и ладони, так что пришлось даже заехать с санчасть в ближайшем населенном пункте - кажется, это было в Ольгино, там хоть обработали перекисью водорода. Ну, это уж все по собственной глупости! А вообще-то, замечу, что в те времена можно было довольно безопасно ездить по городу по проезжей части - как, собственно, я и добирался до Приморского шоссе. Во всяком случае, по тротуарам в городе тогда уж точно никто на великах не ездил, в отличие от нынешнего времени. Правда, в те времена Приморское шоссе в районе Лахты было довольно узким, а проходило совсем рядом с железнодорожными путями. Так что, когда мимо проносилась электричка - надо было держать ухо востро: легкий "Чемпион" просто сдувало напором воздуха. Кстати, тогда еще даже не начинали намывать берег, совсем рядом с шоссе плескались волны залива, и стояли лодки и яхты.
   А вот на "Туристе" тогда, вместе с таким Генкой, у кого был такой же, и что жил поблизости, мы и гоняли по Сосново, а чтобы велик больше походил на "Чемпион", мы снимали крылья над колесами. Шоссе, проходившее по Сосново, было, по крайней мере в будние дни, не слишком оживленным - лишь изредка проносились машины. Так вот: особым шиком у нас с ним считалось на полной скорости, с сигаретой во рту, переть по шоссе прямо в лоб шедшим навстречу двум-трем девицам. Мы неслись прямо на них, а в последнюю секунду объезжали их, визжащих и напуганных, с обеих сторон - впритирку. Либо лихо, с заносом заднего колеса, тормозили и разворачивались у них перед носом. Вслед нам неслось характерное девчачье: "Дураки противные! Ездить не умеете!", а нам только веселее было.
   Там, в Сосново, была всего одна баня, мылись по очереди - то тетки, то мужики. Однажды мы с Генкой надумали сходить туда - помыться. Пришли, а там куча разновозрастных теток ожидают, когда мужики мыться закончат. Я и спрашиваю: "А что, тетеньки, нас не пустите?" - "Вот еще, - отвечают те, - а потом еще вас ждать!" - "А если мы с вами пойдем, пустите?", - говорю им в шутку. - Те в ответ: "Таких молодцов - да завсегда!" - Тут и Генка: "Что, правда, пустите с собой?" - Две симпатные молодухи, чуть ли не хором: " Конечно! Вы нам спинки потрете, мы - вам, а, может, и еще что...!" Только старухи, что там же стояли, зашипели на нас. В общем, ждать мы не стали, пришли в другой раз.
  
  2012
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"