Аннотация: И, как обычно, житийный комментарий к главе "Повести...". На этот раз их два.
Мученичество святого Доминика
Узнав о падении Кабитэлы и воцарении безбожного еретика Франциска Оллара, благочестивый Гальфрид, епископ Надорский, покинул пределы Талигойского королевства, найдя прибежище в Святом граде. Пред отъездом же призвал Гальфрид преподобного Доминика, капеллана надорского замка и духовника герцогского семейства, и обратился к нему с такой речью: "Чадо! Ныне покидаю я прежний оплот веры и благочестия, ибо епископ Кабитэлский Ариан, самовольно присвоивший сан кардинала талигойского, есть раскольник и ересиарх, служащий отлучённому от церкви Франциску Оллару аки цепной пёс. И нет у меня сил бороться с ними. Я удаляюсь в Агарис, дабы нести свет истины и утешение нашей бедной и благочестивой королеве Бланш и сыну ея. Уповаю на то, что сила Святого воинства сметёт наёмников самозваного короля, и вновь узрю я на престоле Талигойи короля Ракана. Ты же молод телом и разумом, и дух твой силён, а вера крепка, потому завещаю тебе, брат мой - ибо чую, что более нам не увидеться в этой жизни - хранить покой Надора, дабы не впали добродетельная госпожа наша и дети ея в ересь и не отступились от матери нашей Церкви. Благословляю тебя на подвиг во имя веры, брат мой Доминик. Прощай же, и да пребудет с тобой милость Создателя!"
И сии слова проникли в самые глубины души святого Доминика, и поклялся он исполнить завет благочестивого Гальфрида. И молился о спасении душ своих прихожан, наипаче же - святой Женевьев, кою наставлял в вере и благочестии, дабы не подпала герцогиня под власть нового супруга своего, человека сурового и жестокосердного. Герцог же Ларак - и тому есть немало свидетельств - не единожды поносил мать нашу святую Церковь и смиренных слуг её и с радостью принял новую веру. По его прошению новым епископом Надорским был назначен Андреас Арко, именовавший себя Эгидием, единокровный брат и верный сподвижник безбожного Франциска.
Узнав сию весть, святой Доминик после утренней службы произнёс проповедь, обличавшую самозванца. Ибо ни один мирской владыка не вправе рукополагать в сан, а епископ Ариан, самочинно назвавшийся кардиналом, предался богомерзкой ереси и отдал душу свою во власть Леворукого. Но сии праведные обличения вызвали неистовый гнев герцога Ларака, и повелел он схватить святого отца Доминика, и, заковав его в железа, посадить в самое мрачное узилище на хлеб и воду. Но и там преподобный Доминик остался твёрд и незыблем в вере своей, славя Создателя, ниспославшего муки во славу Его. И сидел он в сём узилище шестнадцать недель.
И когда святого отца повели на суд герцога Надорского и лжеепископа, дивились люди радости, изливавшейся из очей преподобного Доминика, и говорили меж собой: "Этот человек невинен! Он угоден Создателю!" И держался святой Доминик с мужеством, достойным первых мучеников, когда свет истинной веры ещё не воссиял по всем Золотым Землям, и исповедующие веру в Создателя были гонимы демонопоклонниками. И на судилище сём продолжал Доминик обличать Оллара и прихвостней его, и не признал ни власти Эгидия епископа над собою, ни права Франциска быть главой церкви. И разъярился герцог Ларак, слушая сии речи, и повелел было вырвать язык у святого отца, но благочестивая супруга его, сердце коей разрывалось от жалости и сострадания, пала на колени, взмолившись о пощаде для святого Доминика: "Господин мой и супруг, ради нашего дитяти помилуй этого святого человека!" И многие слуги и стражники последовали примеру благочестивой Женевьев, прося пощадить преподобного. И уступил Ларак мольбам жены, убоявшись за ребёнка, коего та носила под сердцем.
Однако повелением герцога и безбожного епископа Эгидия отец Доминик был отрешён сана "за оскорбление короля и подстрекательство черни к бунту против новой власти", как сказано было в приговоре. И был дан ему выбор: уехать в Агарис либо же остаться в Надоре простым слугой. Но свято помнил отец Доминик заветы благочестивого Гальфрида и поборол искушение покинуть Надор ради чудес Святого града и воссоединения с братьями по вере. И остался в замке золотарём. Видя это, многие тайно сочувствовали ему, а иные, принявшие ложную веру и чрез то уловленные сетями Леворукого, злорадствовали, видя унижение праведника. Доминик же оставался столь же твёрд в своей вере и тайно поучал жаждавших приобщиться благодати, кою может дать лишь Святая эсператистская Церковь. И святая Женевьев, вынужденная скрывать свою веру, была среди преданнейшей паствы святого Доминика, всячески укрывала его от гнева супруга своего и Эгидия епископа, и просила молиться о здравии душевном и телесном её и детей ея, наипаче же о духовном прозрении нынешнего супруга своего.
Ибо верно говорят святые отцы: "Не погибели грешника желает Всеблагий и Всемилостивый, но его спасения и возвращения на путь Истины". И. хотя тщетны были её упования на обращение мужа к светочу истинной веры, дети герцога Ларака унаследовали от своей святой матери благочестие и многие иные добродетели, и в том есть немалая заслуга святого Доминика, за веру пострадавшего.
(Из жития святого Доминика Надорского, написанного в Святом граде Агарисе около 80-го года К.С. смиренным Агнием, монахом ордена Чистоты)
Рождение близнецов
В восемнадцатый день Осенних Волн 400 года герцогиня Женевьев разрешилась от бремени сыном, наречённым Люсьеном-Андре, и дочерью, кою нарекли Франциской-Гвендолин. И не прислушался герцог Ларак к мольбам супруги, мечтавшей назвать дочь Розамундой в память о своей добродетельной матери, но желал угодить своему королю. И герцогиня смирилась, однако сердце её было полно печали.
Говорят также - и нам не приходится в сём сомневаться - что токмо благодаря горячим молитвам святого Доминика и святой Женевьев все дети благочестивой герцогини родились крепкими и здоровыми, поражая всех не столько красотой и умом, но благочестием и добронравием. И единственно сии молитвы и постоянно творимые святой Женевьев добрые дела даровали ей великое счастье узреть своих детей взрослыми и дожить до внуков. Ибо в награду за благочестие матери Создатель даровал долголетие всем детям святой Женевьев.
(Из жития святой Женевьев, написанного около 50-го года К.С. в Агарисе его преосвященством Алексисом из ордена Домашнего Очага со слов преподобного отца Доминика Надорского)