Неторопливое начало первой главы разочаровывает. Экспозиция предлагает нам профессора медицины с бледным лицом и его соседа - с загорелым. Затем появляется внешне юная и робкая Ирина, которая лжет, что корреспондент, а на самом деле ищет сведения о пропавшем троюродном брате Мише Корине. Выясняется, что профессор давно Мишу не видел. Сомнения в профессоре появляются после слов, что ему Миша показался сумасшедшим. К концу неоправданно затянутой второй главы становится понятно, что никакой серьезности ждать от повести не следует - это попытка иронического детектива.
Так оно и оказалось - попытка. Множество событий, которые вихрем проносятся перед глазами читателя, не претендуют на правдоподобие. Почти каждый герой и злодей, главный или второстепенный - настолько непрофессионален и неловок, что смеяться не над чем.
Преступник рядится в костюм снежного человека. Хорошие парни стреляют снотворными пулями. Злодеи стреляют настоящими, но всегда мимо. Заточают похищенных людей в помещения, откуда легко сбежать. Появление на съемочной площадке или в шатком "Глобусе" - нелепо и бессмысленно для детективного сюжета. Злодей застревает, как крыса в ловушке. И такие шутки сыплются безостановочно. А любовь красивого Игоря к Диане смотрится в повести, как этикетка марочного вина на бутылке газировки.
События происходят. Кульминации - нет. Развязки - тоже. Вместо нее в пятнадцатой главе всем событиям дается подробное объяснение и, наконец-то, становится понятно кое-что в задуманной автором интриге.
Некто Горбышев занимается преступными делами, ради чего помогает подельнику Мехову занять место настоящего профессора медицины. Но Корин обнаруживает замену, за что преступники заточают его и понемногу "выдаивают" деньги. Затем появляется Ирина, которая их тревожит, а все попытки разделаться с ней оказываются безуспешными. Обилие ненужных сюжету действующих лиц призвано запутать читателя.
Прочитанное больше всего напомнило фильмы с участием Луи Дефюнеса, где он специально оглупляет своих героев. На мой взгляд, повесть задумана, как интеллектуальный детектив с примесью остросюжетных сцен, но в манере комедии положений. Поэтому следствие ведут сразу два героя - несостоятельный юрист и писатель-телохранитель. Поэтому здесь мельтешат актрисы и "снежные человеки". Поэтому композиция принесена в жертву событийности.
Касательно загадки или тайны. Она заявлена, как исчезновение Корина, но его никто так и не нашел. Да и не искал. Следователи просто шли по линии наименьшего сопротивления - куда кривая выведет. Читателю не дают возможности строить собственные версии, ведь все факты вываливаются как из мешка в последней главе. Непонятно, кто же главный герой произведения - Игорь? Богдан? Ирина? Непонятно, ради чего, привезенная издателем (вся в брюликах) Диана с жестким лицом - внезапно влюбляется в бездарного юриста красивого Игоря.
И вовсе непонятно, зачем (после сладко проведенной ночи) Игорь получает объяснение от Богдана. Сыщик-телохранитель заявляет, что подключил, наконец, милицию, и та уже всё нужное сделала. Финита ля комедиа! На пальцах показав, как надо понимать загадки повести, Дан зачем-то предъявляет истинного профессора, но оставляет читателя в неведении относительно роли Ирины, с которой все и началось.
Такой фортель, отчебученный автором, озадачил меня не на шутку. Если считать целью - создание иронического детектива, то получилось не очень удачно.
Тем не менее, хороший слог и умение живо писать диалоги вызвало достаточный интерес при чтении. Финальный эпизод очень понравился - четко, изящно. Грамотность - вполне приличная. Если не вдаваться в детали, а искать непритязательное и легкое чтиво в дорогу по принципу "прочел-забыл", то здесь получился как раз такой вариант повести.
--
Симметрия смерти
Чистокровный полицейский детектив. Сплоченный коллектив методично ведет расследование странных смертей старшеклассниц, у которых вспороты животы и вырезана матка. Разумное подозрение, что преступник удаляет следы своего участия в беременности - возникает сразу. Анализы показывают, что беременности нет, тогда полиция смотрит шире и начинает искать маньяка.
У кавказской девочки беременность была. Но полиция не намерена искать убийцу в ее окружении, а устраивает слежку на пути вероятного нападения на девочек. Естественно, хватают не того, а маньяк тем временем убивает очередную жертву. Следователь все-таки догадывается, вычисляет "убийцу-осеменителя" и находит вырезанные у девочек органы.
Жестокий детектив, почти физиологический. Скупые и точные мазки, которыми автор рисует картину - порой вызывают отторжение. Не хочется любоваться вспоротыми животами, но никуда не денешься - приходилось читать дальше.
Парфенов - главный герой, знакомый по рассказам этого автора. Очень симпатичный и неравнодушный человек, который чем-то напоминает Жеглова. Да и все герои, даже второстепенные - выглядят очень живо и достоверно.
Интрига проста и незатейлива. Сюжет тоже прост и предсказуем, поэтому ошибки полиции с подозреваемым - ждешь. И автор не обманывает, добросовестно показывает команду профессионалов, каждый из которых не блещет умом, как Холмс, но старая истина верна: "Порядок бьёт класс"! Преступник вычислен и схвачен.
Композиционно повесть решена почти правильно, хотя мне лично хотелось бы кульминацией видеть не арест, а нахождение фото Ивана Савального. И развязку ускорить. Неинтересно читать, как искали вырезанные органы. Мне хватило бы одного предложения - нашли там-то, теперь не открутится...
Что касается стиля, слога и грамотности, тут я не специалист, чтобы давать оценку. Мне показалось, что язык специально обеднен, урезан, чтобы не мешать динамике произведения, не отвлекать. Это ведь стремительное полицейское расследование, а не длинные размышления высоколобого сыщика, которому позволительно делать пространные пассажи, многослойно и сложноподчиненно жонглировать сочными оборотами.
Общее впечатление от повести - шоковое. Намеренно жестко написанное произведение, с обилием повторов. Жаргон, штампованный начальник, штампованное окружение - все это воспринимается как песок или щебенка, в которой Рокотов и Парфенов выглядят крупными камнями, но не глыбами.
Идея преступления показалась слишком сложной. И чего так испугался "маньяк"?
Ну, можно понять испуг Савального, если бы папа Алиев уже отсидел бы десять лет за убийство "осеменителя" старшей дочери. А так - чего бояться? Мордобоя? Мой опыт говорит, что договориться с гинекологом о подпольном аборте - как нечего делать. Девочка, за которую пришлось хлопотать, замечательно вышла потом замуж, пока "осеменитель" служил в СА.
Повесть получилась интересной на время чтения, а после - все забылось. Не хватило изюминки.
--
Тревожные хроники Горноэмска
"Хроники" меня напрягли. Их надо не читать, а вчитываться, неторопливо, запоминая каждое слово. Действующие лица активно действуют, а Главгада я угадать никак не могу. Не угадала до самого конца, честно признаюсь. Если бы не объяснение в конце, так бы и не сообразила, что все хитрости шли от Славки. Он вообще оказался поразительно гениальным - Рамирес Ильич, интриган, организатор краж, убийств и некогда любимый муж оноклассницы ГГ, которая с красивой попой и шрамом на щеке.
Кстати, что меня покоробило - неразборчивость связей красивопопой Марины. Смотри, какая она простая, как угол дома - в ожидании неминучей смерти запросто поганцу Вовке отдалась. И сразу стало противно от её поведения, даже умного писателя Липкина я уважать перестала, когда тот на этой потаскушке женился.
Нет, я ничего не имею против описания реальной жизни, но хоть один приличный человек должен быть в этой клоаке? А то одни преступники, пособники преступников, политические интриганы, дочки интриганов, умно-тупые Пузыри Мыльниковы, обманщики детективы, которых правильно убивают в номерах...
Хочется какого-то приличного человека увидеть, а нет его. Ни Липкин, ни Егор уважения не вызывают, хотя автор их подает, как положительных. Но с первых строк Егору предписано мечтать об отдыхе, выпивке и походе налево. К Марине, которая потом со страху Вовке отдалась, почти на глазах у сына.
Понимаю, автор нарочно описал простой мир, как он есть. Только зачем же тогда доллары в финале раздаривать? Чтобы обелить резко получшавшего героя?
Слабо верится в два допущения. Первое, что Джакупов, такой политик и так нелепо погибнет. Второе - что Славке руки развяжут. Даже я, никакой не следователь и не милиционер, никогда не развяжу руки человеку, которого подозреваю в убийстве. Да пусть он сто раз мне знаком, но подвергать себя опасности быть убитой? Ни из какой жалости! Обойдется без памперсов и без еды, пока его милиция не заберет.
В целом, повесть понравилась. Настоящий боевик с расследованием и обалденными приключениями. Понятно, что ничего реального здесь нет и не может быть, начиная с брачного афериста, кучи долларов, медведей, пещер и Рамиресов. Все по одиночке - возможно, а в такой смеси - никогда. Но интрига такая, что оторваться от чтения невозможно.
Прочитала взахлеб. И очень пожалела, что нет в повести настоящего героя, который бы понравился полностью. Смеетесь? А попробуйте понять, как хочется после рабочего дня, когда вокург только нормальные, обычные людьми - почитать про принца без страха и упрека. Ну, а когда день прошел среди не самых нормальных и не вполне обычных, а уровнем много ниже, по плинтусу? И читать о таких же - на фига?
Вот об этом я сейчас и сказала. Мечтаю встретить книжного героя. А здесь его нет.
--
Длинные тени прошлого
Трудно описывать впечатления от повести, которая осталась в памяти, как икно, увиденное в детстве. Старое, черно-белое, с плохим звуком, отвычной музыкой, то слишком громкой, то почти неслышной. И персонажи ведут себя не так, как нынешние. Они все сплошняком некрасивые в нынешнем понимании, не гламурные и не брутальные. И чуть что, разыгрывают сцены по мхатовским традициям, театральным. Поэтому все это выглядит стариной-старинушкой, узнаваемой, но архаичной, когда сама себе кажешься умнее всех героев. И все-таки переживаешь за них, неказистых и корявых. Потому что они настоящие, без фальши.
Сюжет мне понравился простотой и незамысловатостью, сказала же, что стариной отдает. Бродит по замку Меньшикова таинственный убийца, травит всех подряд неведомой отравой, а мажордом и старый смекалистый солдат его вычислить пытаются. Они бы и вычислили, да одному глаза застит влюбленность, а второму - непонимание ментальности русской. Отравительница ничуть не умнее и не дурнее следователей, но ей глаза застит жажда мести. И сводит с ума, отчего делает Анна глупость за глупостью, сбивая с толку и так-то растерянных сыщиков.
Да еще ушлый Аким под ногами путается, подозрение не себя переводит. Некогда солдату сложить два и два, он судьбой дочери озабочен настолько, что не видит признаков её растления своим господином. И вот в этом месте я вижу недоработку автора. Хороший характер у солдата, предан он Меньшикову, но когда понял он, что дочь его стала потаскушкой, чего же решения не принял?
Такой цельный человек просто обязан был пережить конфликт с финишным поступком! Мстить он не сможет - не таков. Уйти из дворца, бросить дочь демонстративно? Нет. А вот покончить с собой, утопиться вслед за Анной, как бы преследуя - самое то. Простите, что высказываюсь, но люди, которые переживают без внешней аффектации, которые не причитают на кладбище, словно наёмные плакальщицы - они таят в себе такие сильные чувства, что при переполнении чаши совершают неожидаемые никем поступки.
Ладно, скажу про формальные признаки - это ретро, почти закрытый детектив с элементами полицейского, особенно в части провокации. Что касается загадки, как ядра повести - так она есть, вполне различимая, хотя никакого интереса к ней я у себя не заметила. Гораздо важнее для меня стала атмосфера петровской руси, где несправедливость, проявленная к одному человеку, влечет за собой смерть и страдания многих невиновных. Эта безысходность, когда ты и все окуржающие тебя люди вовсе не винтики, не песчинки, а всего лишь жалкие пылинки на зубцах государственной машины - сокрушительной волной хлынула на меня со строчек повести.
Что же так гнетет автора, отчего в повести нет надежды ни на какой просвет?
--
"Забудь про Майами-Бич".
Живя рядом с казармами, поневоле наберешься армейских слов и выражение. Одно из них мне пришло на ум после прочтения этой повести: Годный, но необученный.
Это относится к автору. Он любовно создал повесть, где фантазия разгулялась, почти ничем не сдержанная. Все есть - завязка, приключения и финал. Есть и гражданская позиция, есть моралите. Как выражается наша умница Бабка-Угадайка, варево приготовлено из всех подручных продуктов. Но есть его не хочется. Невкусно.
Позволю себе разлить эту баланду по разделочному столу и покопаться в ней, отмечая, что же там вкус портит?
Вот фигня по виду гражданственная. Насильно запихнута в сюжет, как пружина интриги. Спер таинственный Некто уран из реактора и решил продать задорого. И продал. А те, кому положено следить за порядком в стране и сохранностью урана в реакторе - стали за Нектом следить. Но фиг бы поймали, если бы ушлая дура-жена одного из "следильщиков" не заподозрила, что муж ради расследования сексуально развлекается. Тут частный детектив отважно влез в дело об уране и успешно справился с расследованием. Наши победили, а все плохие - умерли.
Вот фигня сатирическая: чекист-моржовый во время ответственной слежки за гадами ведет сбор информации в постели смазливой проститутки. Его, как полагается, засняли, фото подарили детективу. А когда Моржовый чекист решил ущучить детектива, тот пригрозил, что Главному Моржу покажет фото и расскажет, чья ревнивая супруга убрала шлюшку-информаторшу. И моржовый чекист с испугу травится цианидом в присутствии детектива, выложив заранее приготовленную папку с признанием в порочащем блуде.
Вот фигня приключенческая. Опрометчивый, но сметливый и везучий детектив разоблачает Румянцева, который не отравился. О, какой резвый сыщик, он все разоблачает и отовсюду выкручивается. О, хитрый и ушлый Бышкин! О, девочки из борделя! О, маман бандерша! Можно подумать, с ними сюжет выглядит интереснее! А это что? О, наглый начальник заставляет рабочих грузить ворованный и шибко радиоактивный уран, наплевав на смертельную дозу, что им достанется. Ой-ой-ой, как этот уран лихо и загадочным образом переплавляется, чтобы принять форму киля яхты. Алле-оп! И талантливая собачка унюхивает радиацию, желая покушать вкусной колбаски.
А вот фигня синтаксическая, стилистическая, грамматическая. Здесь либо небрежность, либо пофигизм писателя, за которого уже дерутся издательства, обещая кандалами приковать к рукописи десяток стилистов и корректоров старого образа, то есть грамотных.
Ну, теперь все понятно! Мне понятно, почему варево показалось невкусным. Поваренок имеет желание создать съедобный продукт, но не имеет навыка в приготовлении. Поэтому быстренько прикинул, что должно быть в детективно-приключенческом супе - загадка, остросюжетное расследование и разгадка. Придумал загадку (хищение урана), накрошил массу компонентов (Морж, бордель, несколько смертей и прочая лабуда), замешал на тупоумии нескольких второстепенных персов, быстренько подставил лажовый способ разоблачения (уран в киле яхты и собачка), сдобрил лежалыми специями (фото и самоубийство Румянцева). За время приготовления автор уверил себя, что готовое блюдо получилось - пальчики оближешь.
Собственно, почему бы ему так не думать? Издательство Крылов в сто раз худшую такую фигню на ура принимает и печатает. Но я ее перечитывать не стану. Пусть автор и следующую работу пишет по четкому плану, на совесть прорабатывая нюансы. С его способностями можно создавать настоящие детективы, не такие скороспелки. А эту повесть - в стол года на три-четыре, чтобы потом прочесть и ужаснуться.
По себе знаю: напишешь, прочтешь свою "горячую" вещь и ахнешь - гениально! А через пару лет вернешься, прочтешь заново и ахнешь - бредово и бездарно. Тогда и въедешь, стоит ли переделывать...
--
Меркнущий свет
Красивая задумка, исполненная из рук вон плохо - такой итог я вывела, дочитав повесть до конца. Замечательный слог, прекрасное начало так и уводит в мистику, которая должна разрешиться не менее изящно и таинственно с непременным воздаянием неведомым злодеям, что погубили девочку.
И этот памятник, каменный ангел, что должен вызвать всеобщий трепет и любопытство неукротимое - как он хорош, как загадочно регулярен в своих походах к дому жертвы!
Однако кроме слога, ничего автор предложить не сумел. Мистика испарилась, оказалась растрачена впустую. Ничего каменный ангел не совершил, мщения не произошло, да и разоблачение выглядит как-то банально и не злодейски. Пошлая контрабанда, несуразно лежащий корабль, бессмысленно забытая бутылка специфического вина и невнятное бормотание ГГ - вот и весь финал.
Где мистика? Где интрига? Где сюжет? Молчит текст, не может ответить, совсем как тот советский летчик, который ничего не смог выдать под пытками, потому что не знал ничего.
И оттого хочется взять автора за шиворот, как мошенника, чтобы сдать в полицию, упечь на пару лет в камеру - пусть допишет повесть. Это несложно - достроить сюжет, где исчезнувшее тело девочки будет найдено или объяснено, где слишком высокомерная мамашка и странная служанка и займут свое место в разгадке, где коварный друг/революционер, разбитый корабль, контрабанда и английский пот получат логическое объяснение. Но это - его обязательство перед читателем, которого он завлек сладкоголосым пением, как сирена - глупого моряка.
Только тогда эта недоделка станет мистическим детективом. Сейчас я вижу ГГ слишком умным для директора кладбища, слишком глупым для любителя частного сыска и слишком наивным для того, чтобы подозревать всех друзей, живых или покойных.
А бросить каменного ангела на произвол судьбы, забыть про его мистическое предназначение - двойка по русской литературе! Пушкин вам это простит, наверное - он велик и может быть снисходителен к неучам. Но я вам искренне желаю ночных кошмаров с Каменным ангелом, который по вашей вине до сих пор шляется каждую ночь к окаянному дому, не понимая - зачем?
Если вы знаете ответ, а нам не сказали сознательно, то заслуживаете жесточайшего и безжалостного пожатия каменной десницы!
--
Небо в алмазах.
Такие жалостливые истории обычно пишут, чтобы избыть свое недовольство или горе. Это нечто вроде гражданской позиции автора, как "Размышление у парадного подъезда". Да, поэтом можешь ты не быть, да, гражданином быть обязан!
Автор - гражданин, несомненно. Скорее всего - гражданка, если брать общую тональность и детали, недоступные пониманию мужской половины мира. Но не поэт, потому что даже криминальная история получилась очень далекой от детектива. В ней нет ничего, кроме слезогонного описания мытарства двух, скорее, полутора семей, из миллионов постсоветских. Полутора, потому что история Оксаны только отдельными штрихами прорисована, а вот драма учительницы - жирными красками.
Мне знакомы десятки людей, потерявших состояние и веру в жизнь, что привело к распаду семей. Большинство из них не погибло, а приспособилось к новым условиям, хотя при каждом удобном и неудобном случае причитает об утраченном. Причем если такие бедолаги сходятся вместе, то они не слушают вторую сторону, а вдохновенно выкладываю свою историю, придирчиво сравнивая - не трагедийнее ли у собеседника получилось?
Такая вот гордость со знаком минус.
Я прочла повесть от первой до последней строки, надесяь, что автор покажет , как надо бороться за себя, даст положительный пример. Нет, не дождалась. Горесные стенания продолжались, пока героиня не вышла на свободу, где ее никто не ждал. И тогда у меня появился вопрос размером с останкинскую башню - зачем автор мне это рассказал?
Какая идея вложена в повесть? Не занимайтесь мелким бизнесом? Не занимайте денег у бандитов? Не убивайте знакомых, у которых нет денег?
Была такая шутка во время холодной войны - что надо делать, при ядерном взрыве? Ответ - завернуться в простыню и ползти на кладбище. Это повесть показалась мне равной такому ответу.
Обычно на меня набрасываются с обвинениями в жестокости, черствости за прямые высказывания о борьбе против соплежуйства, когда я говорю, что надо быть не "добренькими", а "добрыми", заниматься воспитанием характеров, а не лить слёзы над страданиями. Думаю, автору захотелось взять историю нелепого убийства из газеты и расписать в повесть, чтобы показать трагедию простого человека. Это удалось.
Многие прочтут, пожалеют и забудут. Нет в повести ничего взрывного, она не будит на поступок, она не бередит душу. И я скажу почему - она не несет в себе положительного заряда. Вот если бы обе ГГ убили не безвинную женщину, а одного из рекетеров, которые поставили их на счетчик, да хоть воровку-продавца бы изувечили, тогда другое дело - в преступлении есть смысл, есть боль, есть крючок, рвущий душу.
Скажете это глупо, ожидать от героини такого поступка? Пусть!
Зато читатель примерит такой глупый, отчаянный шаг на себя. Он сравнит свои силы с силами Валентины и скажет - нет, я на такое не отважусь. А после вашей повести читатель говорит совсем иное - я не такая дура, как эти тупые тетки!
Меня всегда возмущают бесполезные для души произведения. Сравните две истории.
В четырнадцать лет я прочитала рассказ о том, как учительница переспала с фашистом за несколько банок консервов - ей нечем было кормить дочь. Это я поняла - она "пожертвовала собой ради дитя", хоть и не очень соображала, что такое переспать. Но когда автор заставил учительницу сразу повеситься, а консервы оставить рядом с дочкой чужим людям, я отбросила рассказ и сказала маме, что это ложь или учительница - дура.
С десяток лет назад встретила житейскую историю, как женщина, забытая в горах у разбитого самолета, выжила и спасла одного ребенка, питаясь сама и кормя сына мясом погибшего второго. Есть разница в мотивации матерей? Нет. А в поведении?
Еще одно воспоминание и заканчиваю.
На заре перестройки в Комсомолке описывалась, как отец изнасилованной и зверски убитой девушки бездарно пытался убить убийцу, прямо в зале суда. Журналистка жалостливо ахала: "у него руки тряслись, он не сумел", а мне было обидно, что он плохо подготовился и месть не состоялась.
Я пишу эти строки не потому, что кровожадная или вся такая героическая, что смогла бы убить рекетера в ситуации вашей ГГ. Скорее всего - нет, не справилась бы. Но прочитать о том, как кто-то сумел оказать сопротивление и постоять за себя - хочется.
Короче, произведение должно учить чему-то, нести в себе идею, должно показывать, что ГГ меняется духовно, совершает Поступок. А ваша повесть просто ковыряет пальцем рану, которая зарубцевалась, но побаливает. Она настолько неверна по своему посылу, что разбирать композицию и ловить ошибки я не вижу смысла - на фига мертвому припарки?
--
Первый мотив
Прекрасно написанная приключенческая повесть о сложной судьбе девушки, которая чудом спаслась от смерти и потеряла память вследствие шока. Сюжет очень интересно развивается, чтобы показать, как немного отмороженный частный детектив по имени Игнат находит не только формального преступника, но и заказчицу убийства актрисы, любовницы архитектора.
Жанр - приключенческий полубоевик с интеллектуальным привкусом в одном флаконе.
Неожиданное развитие событий напомнило мне фильм "Волк" с Николсом, не событиями, а только атмосферой. Безвыходность для Игната, когда он должен идти на верную смерть ради Ники, равна безвыходности героя, которому пришлось стать оборотнем ради спасения героини.
Но эпизод с собачкой мне показался искусственным. Мерить по себе, конечно нельзя, но если ты идёшь на суицид, то есть не жалеешь себя - то вряд ли пожалеешь собачку.
Интрига мне понравилась. Одна и та же преступница затеяла убивать Нику, но случайно все сорвалось, и убила любовницу мужа. Чужими руками, конечно. А в итоге она попадает в сумасшедший дом, потому что нашлась и на нее управа. Жаль, что автор показала преступный мир слишком сильным, прямо всемогущим - им ничего не стоит вертолёт вызвать, все разузнать и так далее. Я такие пугалки не люблю читать даже про спецслужбы, а уж про мафию, тем более русскую - и подавно.
Слог замечательный. Обожаю неторопливую и ясную речь, где не надо искать в словах десятый, двадцатый и сотые смыслы, а достаточно неторопливо скользить по волнам гладких предложений и чувствовать ход авторской мысли. Не зря говорится - кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
От этого становится обидно, когда автор делает умышленные пропуски, разрывая логику повести. Вместо того, чтобы разложить факты и осмыслить их в случае с собаками, автор заставляет Игната выглядеть недоумком. Охранных собак можно привлечь к забору и усыпить выстрелами, можно запустить к ним других собак, с которыми они станут драться и не обратят внимания на человека, можно даже надеть рыцарский доспех и пусть себе попробуют прокусить железо... да сто способов должен рассмотреть и отвергнуть детектив, а тут? Сразу знакомый, ага!
Вот так же и по поводу самолета. Не дал автор Игнату подумать, сделал из него недоумка. Обидно.
В целом, повесть оказалась хорошим приключенческим рассказом с любовью героев. Мне - понравилось, хотя тут есть натяжки, часть которых мне удалось разглядеть.
Удачи автору!
--
Внезапно смертен
По мере чтения у меня вкладывалось четкое представление о том, как не надо писать повести. И даже захотелось снять с конкурса свою - у меня та же ошибка, попытка смешать несовмещаемое. Как взять воду и добавить туда бензин. И пить нельзя и машина не поедет.
Вот бывает так, что все сделано вроде бы правильно, а в целом - зло берет на автора. Это тот самый случай. Какого черта вы здесь накрутили и любовь и приключения и детектив в одном флаконе?
Смотрите - очень интересное начало про таинсвенное убийство женщины в тайге вдуг перебивается совсем чужеродными рассказами. С недоумением читаю я про зеков, бежавших из колонии, о больном враче, а когда они все увязаны вместе - схожу с ума! Это разные истории.
Хорошо, мелодрама у вас круто завязана на болезни, хотя меня избыточная жалостливость всегда настораживает, но чудесное излечение, притянутое за уши читать просто противно - это слезы в сиропе! А когда в приключенческой части про беглецов суперблагородный герой уступает честь убить врага опять же смертельно больному врачу - ну все! Перебор! Уже некуда больше подвиги совершать? Нифига подобного!
Герой опять подвергает себя опасности и убегает по карнизу к любимой. Тут уже и хеппиэнд не нужен, все понятно - наши победили. Знаете, что меня всегда смешит в хваленых американских фильмах? Что их герои - фальшивые герои. Когда муж смотрит, а мне воленс-ноленс приходится слышать события на экране, я ехидно комментирую: - У нас с собой было!
В смысле, для янки-героя всегда ключи торчат во всех машинах и код набирать не надо, патроны всегда не кончаются или новое оружие само под ноги бросается, враги промахиваются а герой-никогда. И так далее.
Вот и здесь Андрей все и всегда одолевает при отъявленной помощи автора. Медведь? Фигня. Тугар? Фигня! Рак? Фигня! Развод с нелюбимой женой? Фигня.
Самое удивительное, что каждая часть повести мне понравилась, с оговорками, естественно. Приключение зеков - супер! Как в реальности, я не знаю, но очень честно показано, поверить можно. Расследование убийства - вроде ничего так детектив, хотя я и не понимаю многих деталей. Но убедительно, ничего возразить не могу. И классно задумана мелодрама, хотя перебор с чувственностью. Но я не знакома с раковыми больными в такой степени близости, чтобы оспаривать - может так и бывает.
Серьезное возражение у меня одно. Милая автору женщина Марина показана неубедительной. О ней нет ничего, кроме влюбленности, жертвенности и кнешней красоте. Мало, чтобы поверить в нее. А скверная женщина Наташа - очень односторонняя. Такая из себя нехорошая, злюка, потаскуха, плохая мать. Позвольте, но это не доказано, а только объявлено. Очень много причин усомниться в такой характеристике, ведь за пятнадцать лет все ее гнусные черты стали бы известны городу. У вас этого нет, о ней молчат дополнительный персонажи, почему она и выглядит оболганной. И взаимоотношения с детьми вы вовсе исказили. Но это понятно - мужчине сложно вникнуть в мелкие нюансы, которые подметить женщина.
Итог для вас, автор, подведу не самый хороший. Есть очень здоровские куски текста, где завидно становится умению писать. А есть -где вы, как новичок, наслаждаетесь словами-кубиками, собирая их в угловатые башенки, ни красоты, ни связности - одно уродство. И если бы вы отдали повесть на переделку опытному редактору, он вымарал бы из нее все лишнее, любование и, простите за грубость, лизание жалостливых соплей, которые распустил Андрей - вещь получилась бы строгая и логичная. А так - серединка наполовинку с перевесом в сожаление, что загубили интересную идею.
--
Пальцем в небо
Живо и занимательно написанная повесть меня не очень увлекла. Я не люблю безудержную фантастику, где герою удается все, но автор постоянно побрасывает ему новые приключения, словно рекламирует батарейку "Энерджайзер". Мне скучны неуязвимые супергерои, особенно когда их играют фальшивые актеры или актрисы со смазливыми, мужественными - нужное подчеркнуть, мордами. Так и в этой повести - очень умные и очень красивые девочки и мальчики без устали бегают, прыгают, летают, ездят, демонстрируя несокрушимую психическую устойчивость, неуязвимость, высочайшую спортивную и воинскую подготовку.
Так не бывает и не может быть никогда. Нормальные, особенно, умственно развитые индивидуумы нуждаются в смене деятельности и в отдыхе. Иначе у них быстро наступит нервный срыв, они наделают глупости и попадутся врагам. Это общеизвестный факт, на основе психического уставания гонимого и зиждется смысл погони.
А когда герои с легкостью необыкновенной обводят вокруг пальца несчетные полчища врагов и недругов - приключения суперменов и супервиминов вызывают скептическую улыбку. Насчет секретности и способов распиливания государственных средств - мне не верится в простоту предательства.
Насколько бы тупыми не показывали наших секретчиков, но они дейтсововали по инструкции, которая нивелировала их тупость и позволяла засечь подозрительные интерес или подозрительные действия людей. Автор может опустить такие важные для достоверности вещи и не описывать их, но упомянуть о хитрости ловкого чиновника и предателя - нужно!
Я не смогла провести анализ произведения, как рекомендовано. Наверное, устала. Постоянное мелькание шустрых и рисковых кроликов Роджеров, убегающих от тупых и неловких котов Томов приморило меня настолько, что я ничего не сумела вычленить в сюжете, фабуле и прочем. Млог показался неплохим. Очень живое изложение. Буйная фантазия и уверенное жонглирование событиями, ничуть не похожими на реальность.
Это не порок, думаю что поклонники жанра останутся в восторге. Я к ним не отношусь. Детектив тут есть, наверное, остросюжетный. Мне так кажется. Но поставить повесть высоко? Вряд ли.
--
Тихий городок
Жили-были в тихом городке два друга. Приятеля. Работали, кто где пристроился, не бедствовали, но вот наступил момент истины и один покусился на второго. Никакой загадки нет, расследование проводить вовсе незачем было, с проволочками вдоль стены ходить. Достаточно было сузить круг подозреваемых до минимума путем отсечения непричастных. А он один, Павел. Других подозреваемых просто быть не могло, ни Вованов, ни Машек, ни Сашек, ни Наташек...
Остался от детектива слабенький остросюжетник, не совсем интересный. Что мне с того, что курьер вернул деньги, заработанные какой-то бандой нечестным путем? И болеть за главного героя не хочется. Было бы там много денег, два с половиной миллиона евро, как в стандартном кейсе - еще пощекотала бы зависть, а засаленную пачку баксов можно заработать аудитором в той же белокаменной, если пристроиться к нужной компании.
Дальше роли меняются. Бывшая жертва, несостоявшаяся, убивает неудачливого убийцу. Кстати, раз уж рецензия, то скажу - это стремно, автор, недобитков выставлять убийцами. Слишком дешево, как разводка лохов переодетой цыганкой - предсказуемо и пресно. Поэтому я всегда говорю "фи", если герой в кине сразу не убивает врага, а проявляет ложное благородство, чтобы потом было кому его преследовать. Авторы и сценаристы такой шаблон любят, но я опытный читатель, меня на мякине не проведешь, мне оригинальные ходы подавай.
В принципе, оригинально было бы показать глазами морального урода нормальных человеков, которых от презирает. Классно было бы видеть, как он сперва преуспевает в подлых умыслах и поступках, а потом прокалывается, недооценив нормальных людей. Так нет, автор беспрепятственно дает ему совершить убийство, скрыть труп и убежать с деньгами.
Беспокойство героя о судьбе - как бы банда не хватилась его, не настигла и не отняла деньги - выглядит наигранным. Ничуть не жалко такого гада. Вот если бы он все деньги грохнул на лечение тяжелобольного друга или родственника, пострадавшего от рук приконченного негодяя - класс, как сыграл бы неожиданный ход! И вместо морального отморозка мы увидели бы чистое сияние мстителя, русского Робина Гуда.
Вот мы и добрались до главного вопроса - а что хотел донести до меня автор? А действительно, зачем он создал эти образы, отвратительные в своем совершенном, непревзойденном паскудстве и мерзопакостности? Я не увидела психологических исследований такого феномена, как утрата нравственных ориентиров и естественного отвращения к убийству себе подобных. Вяло так подличает геройчик, мочит знакомого, с его телкой базарит, впаривает фальшивую информацию, а у автора и слова нет для оценки. Добру, значит, и злу внимая равнодушно, живописал я быт страны...
Так о чем повесть? Если в ней нет противоборства хорошего и плохого ни внутри героя, ни вокруг него, то нет и конфликта. А без конфликта - нет пути к кульминации. Вот и рассыпалась повесть в набор мизансцен обо всем и ни о чем, как отвратительно обыденные фильмы Герасимова, если кто помнит такого режиссера.
Пересказ действий плохого героя не придал остроты, не увлек, ведь переживать не за кого, второй команды в повести нет. А играть с самим собой, внутри героя, автор не захотел или не сумел. И вместо детективного произведения мне досталось прочесть неудачную попытку пересказа криминальной хроники провинциального городка.
Скучно жить на белом свете, господа...
--
Цветник
Повесть оказалась неожиданной и совершенно не такой, как обещало начало. Вместо расследования начались приключения, в которых обуреваемый желаниями герой пытается выжить и разобраться, кто же преступник. Я не умею так писать, не умею выстраивать логичные и хитроумные схемы - мозг не на то настроен. Ни малейшего подозрения у меня не зародилось, даже когда сыщик вычислил Изабелу.
Схема в голове автора выглядит замечательно и логично, только поверить в нее - трудно. Честно признаюсь, что скучаю от героинь, которых играют Настя Заворотнюк, Дени Мур и прочие длинноногие красотки с ухоженными волосами или бритыми головами. А еще больше раздражают мультики с высокогрудыми и длинноногоми же супрменками.
Фальшивые героини. В реальной жизни ни одна из них даже стиральную машину с места сдивнуть не сможет, сумку с продуктами без такси или машины до дому дотащить, догнать последний троллейбус, а это реально труднее, чем жеманно изгибаться и призывно улыбаться.
Здесь автор собрал настоящий цветник, даже малинник или клубничник таких красоток. Сразу видно - произведение с внутренней издёвкой над самим собой или над стандартами красивистого кинодетектива. И началась развлекушка с взрывами, с плаваньем до удачно близкого острова, с необычайно теплой водой и такой же теплой ночью, с удушением трусами, с бегством убийцы...
Не мое это. Молодые парни будут читать с восторгом, не сомневаюсь. Написано легко, играючи, хорошим языком, без проволочек. Все герои мужского пола исчезают, чтобы не перегружать сюжет. Все девушки достаются главному герою, с провисающими трусами. Что опять удивительно, красотки оказываются на редкость стрессоустойчивые, ни одна не закатила полноценную истерику или впала бы в ступор - просто прелесть!
Все настолько гладко, как по рельсам катится в нужную сторону, что сомнений в положительном финале и не появляется. И становится немного скучновато, потому что хочется уже самой сбросить на сыщика камень, проломить ему голову, чтобы перестал пускать слюну и облизываться.
Жаль, до меня поздно дошло, что это вариант детектива-сказки на современный лад, где у рассказчика по усам текло, да в рот не попало. Или на чужом пиру-похмелье? Ну, какая то из поговорок точно подойдет к повести, где рассказ начинается с описания дьявольски смазливых девушек, с ними же продолжается и ими же заканчивается. И все время эти доступные богатым гурии оказываются недоступны бедному герою. Я неправа?
Что касается достоверности событий - тут я полностью растерялась. Преступница приплыла голой, просушила голову, нанесла макияж - все мгновенно, в укромном месте и никто этого не заметил. Как и когда она заминировала корабль и точно рассчитала время - вообще умалчивается. А еще она владеет русским, как родным. Извините, я тоже свободно и без акцента могу на трех неродных, но вычислить по незнанию сленга меня может любой наблюдательный носитель того языка. Я же это делаю, когда кто-то хорошо говорит па русском, но допускает неточности? А сыщик просто обязан!
Немного про жанр детектива - тут остросюжетное приключение с расследованием. Про закрытый детектив не скажу, не оценила, а в целом повесть получилась, как домик в стеклянном шаре. В ней всё видно, никаких мутностей или витиеватостей нет - прозрачно, красиво и ненатурально. Красивая игрушка, которую один раз в руках подержал, а потом отложил и забыл навсегда - скучно. Как сказала, не мое это.
--
Шведский пасьянс
В "Шведском пасьянсе" рассказывается о шведском образе мышления и о российской самозваной, а потому придурочной сыщице. По-моему, это смесь иронии с пародией. Не скажу, что плохая, но как-то избыточно закрученная. Претензии мои не к слогу или к закрутке сюжета, а в целом к повести. Слишком деятельная героиня никак не унимается, отчего становится похожей на донцовских героинь, а меня такие "энерджайзерные дамы" настораживают. Уж очень их поведение похоже на застревание в маниакальной фазе "циркулярного" психоза. Хотелось бы более нормальных героев и героинь.
А если не придираться к героине, списать дебильную упертость шведов на национальные и культурные особенности - вполне себе ничего повесть. Детектив понятный, дури безбашенной нет, а лишь хитрости, пусть и неуклюжие. Вот, пока эти строки выписывала, нашла еще одно определение - тут есть и элементы комедии положений. Героиня взяла на себя труд сделать все мыслимые и немыслимые благоглупости, а любезные шведы постарались вести себя помудреней. Ну, а злоумышленникам всего лишь не повезло, плохо рассчитали. Так ведь не напрасно говорится, что один дурак в состоянии задать столько вопросов, что сотня мудрецов не ответит. И "защита от дурака", судя по этой повести, не помешала бы самонадеянным преступникам.
В повести всего навалом: тайна, интрига, расследование, даже погоня и драки. Конечно, фальшивый трупа, не в меру загадочный Ларс, перебор с Маргаритами постепенно начинают утомлять - сколько можно? Слава богу, повесть, не роман - все закончилось достаточно быстро. Послевкусие осталось вполне приличное, хотя перечитывать "Шведский пасьянс" я точно не стану - для меня он слегка заумен. Герои получились слегка неестественными, лубочными, словно утрированными. Они уже столько раз использованы в других детективах, что замылены, узнаваемы, а потому будущее их предугадать несложно.
Это слишком "типичный иностранец", шведский аристократ Свен, который носится с честью семьи, словно знаете кто с писаной торбой, это его "до смертного часа преданный слуга", эта суматошная "самопальный сыщик"-героиня и ее подруга Лялька, то ли Ватсон, то ли просто довесок, чтобы ГГ не уносило в другую реальность... Эти "любители наживы" искатели сокровищ... Эти актеры, нанимаемые за гроши...
Сто процентов, найдется немало читателей, кому повесть придется по душе. Написано легко, читается без запинок, думать ни о чем не хочется. Загадка выглядит загадочно, разгадка смешно и нелепо для простого человека, без голубых кровей. Вполне логичное чтиво, без претензий на шедевральность, ничуть не глупее, но и не убедительнее "Тайны черных дроздов" или "Травы вердес" Корицина.
--
Жанна
Есть повести, где язык красив и гладок. Есть, где он сухой, рубленный. Есть - переслащённый. А есть, как сено... Оно как бы пахнет былым цветом, но аромат почти выветрился и отдает пылью, то есть - несвеж. К томе уже нет в нем вкусняшки - вся трава была одинаковой. И вот Жанна для меня показалась прошлогодним стогом, возле которого я стояла привязанной обязательство рецензии, и терпеливо прожевывала его. Простите меня, автор, но вроде написано нормально, а моментально забылись детали, что там, где и о чем.
Ладно, о впечатлении, что возникло с первых строк. Частный детектив - сколько про них писать стали! А снимать - так еще больше. И автор показывает не героя, не орла, но и не полного дурака, а мужика, которому сулят деньги на поиск пропавшей девушки. Детектив подан, как странный, немного двинутый в сторону поиска приключения на нижние девяносто. И находит их он, где только можно. Но не сказать, чтобы тупой - соображать пытается и телодвижения изображает, контакты ищет, даже находит. Только со скрипом, без искорки.
Где-то в параллели с ним движутся очень нехорошие люди. Детективный сыщик это вроде и понимает, но собственная безопасность и безопасность свидетелей для него - пустой звук. Очень крутые, но неведомые враги убивают уголовника, который приоткрыл тайну, бьют самого сыщика - но битому неймется.
Он все расследует и расследует, пока не добирается до богатой семейки, которая представляет собой банку с пауками. Только тогда частный детектив начинает понимать, что чего-то не понимает, а последний эпизод, где ему на пальцах растолковывают, что к чему и кто есть кто, да еще и унижают деньгами, из жалости - проясняет туман, собравшийся в повести.
Жанна, оказывается, всего лишь спорный артефакт в схватке двух гадюк, одна из который представлена злой, а вторая - доброй. Судя по подтексту, позиции гадюк и характеристики вполне могут поменяться на противоположные, что, собственно, и было с самого начала, при получении заказа на поиск Жанны.
Финал мне понравился. Детектив мрачен, потому что ощутил свое ничтожество. Да и вообще, повесть произвела не самое скверное впечатление, хотя идею я так и не поняла. Что касается жанра - тут смесь боевика с расследованием непонятно чего. Исчезновение, как загадка - вряд ли. Поиск причины противодействия расследованию, скорее всего, потому что на такой вопрос и дан ответ в финале.
Кульминации я не увидела вовсе. Сыщик размеренным шагом двигался от завязки до финала, только и делая, что попадая в неприятности. Но остроты сюжету эти приключения не добавили.
Слог меня почти не напрягал, хотя живости очень хотелось - ну, вскрик авторский за сценой, лирическая сцена... да откуда я знаю, что мог придумать автор? А однотонное повествование как-то не усыпляет.
Если однозначно - не самое интересное произведение, хотя что-то в нем есть...