Традиционный шаманизм
|
Базовый шаманизм
|
В традиции шаманом считался только тот, кого явно и очевидно (с точки зрения хранителей традиции) выбирают духи. Иногда требуется и/или передача "статуса" шамана по наследству.
|
Доступен любому, кто разделяет базовые положения шаманизма. Культурные и религиозные традиции не имеют значения.
|
Человек не выбирает путь шамана, его выбирают духи, отказ приводит к болезни. Шаман не может перестать быть шаманом, иначе возвращается болезнь. Это дар, от которого нельзя отказаться.
|
Путь выбирается добровольно. Хотя человек может ощущать "зов" или переживать спонтанные контакты с миром духов, выбор шаманизма не является обязательным, нет шаманских болезней при прекращении практики.
|
Радикальное и внезапное изменение личности после шаманской инициации, которая почти всегда сопровождается серьёзной болезнью или даже клинической смертью, психотическими эпизодами.
|
Постепенное изменение личности и жизни, которое, как правило, не связано с событиями, реально угрожающими жизни.
|
Шаманство занимает центральное место в жизни человека, все остальное уходит на второй и третий планы.
|
Практики могут занимать большое или малое место в жизни человека, это решает сам человек. Как правило, шаманские практики совмещаются с другими аспектами жизни или вписываются в уже существующий набор техник развития и духовного роста.
|
Огромное количество правил и табу, нарушение которых может привести к серьёзным последствиям для шамана.
|
Табу, обычно, не существуют, хотя они могут появиться в результате особых "договоренностей" с духами.
|
Шаман, как правило, работает только внутри собственного племени или культурной группы, его сила напрямую зависит от конкретного географического места (по субъективному восприятию шамана и его окружения).
|
Может практиковаться в одиночку и не требует привязки к определённому географическом месту или группе.
|
Есть строго определённый культурный и символический контекст, в котором живёт шаман.
|
Базовый шаманизм не привязан к одному определённому культурно-символическому контексту.
|
На ранних стадиях шаманского становления почти всегда сопряжен с тяжелыми и опасными для жизни состояниями, в том числе и такими, как серьезные хронические заболевания, психические расстройства и/или околосмертные переживания.
|
Как правило, не сопряжен с тяжелыми и опасными для жизни состояниями.
|
Почти всегда сопровождается травмирующим опытом "смерти-и-возрождения", влекущим за собой кардинальные изменения личности. На ранних этапах пути, независимо от частной культурной традиции, почти всегда переживается визионерский опыт, в ходе которого духи расчленяют тело шамана и воссоздают его в измененном виде.
|
Может способствовать личностному росту и переменам на жизненном пути, укрепляющим внутренние силы, но, как правило, не сопровождается травмирующим опытом "смерти-и-возрождения". На ранних этапах пути не обнаруживается каких-либо преобладающих образов, видений или символов, общих для большинства последователей.
|
Никогда не изучается в группах. Обучение проходит только индивидуально и устно.
|
Зачастую изучается в группах или по книгам.
|
Почти всегда рассматривается преимущественно как путь служения определенному племени.
|
Может рассматриваться и как путь служения, и как средство для заработка.
|
Психические расстройства или временные психотические состояния типичны для начальной стадии "смерти-и-возрождения", по завершении которой, однако, шаманы демонстрируют исключительную психическую устойчивость и здравость рассудка. Рецидивов психического заболевания не происходит, пока шаман продолжает выполнять свои обязанности.
|
Психические заболевания случаются редко или, по крайней мере, не чаще, чем в среднем по данной демографической группе, и не связаны с шаманской практикой.
|