Воронина Вероника : другие произведения.

Распространение базового (экспериенциального) шаманизма в мире и в России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье речь идет о так называемом "базовом шаманизме" в традиции Майкла Харнера, относящийся к современным шаманским практикам. Статья является основой доклада, сделанного в июне 2012 году на этнографической конференции в Институте Этнографии и Антропологии РАН.

   Базовый шаманизм (англ. core shamanism) - термин, предложенный Майклом Харнером, американским антропологом. В результате изучения шаманских традиций различных культур, Харнер пришел к выводам, схожим с выводами Мирчи Элиаде - о единообразии "центрального ядра" шаманских практик во всем мире (Элиаде, 1998). Он резюмировал данные своих исследований так: "Любой человек может научиться классической шаманской технике: путешествию в мир духов" (Харнер, 1999). Им был предложен термин "базовый шаманизм", обозначающий: базовые шаманские техники, освобожденные от культурно-социального контекста. Обучение этим техникам и их использование и составляет основу сегодняшнего базового шаманизма, относимого иногда к нео-шаманизму.
  
  Основные различия между традиционным и базовым шаманизмом
  
   Безусловно, есть отличия между переживаниями и опытом традиционного шамана, прошедшего весь путь посвящения, и опытом, который могут получить современные люди западной культуры, практикующие базовые шаманские техники. Тем не менее, есть и потрясающие сходства. Исследователями выделяются следующие сходства и отличия в переживаниях и опыте традиционного шамана и практикующего базовый шаманизм (Харнер, 1999; Кальдера, 2012).
  
   Традиционный шаманизм
   Базовый шаманизм
   В традиции шаманом считался только тот, кого явно и очевидно (с точки зрения хранителей традиции) выбирают духи. Иногда требуется и/или передача "статуса" шамана по наследству.
   Доступен любому, кто разделяет базовые положения шаманизма. Культурные и религиозные традиции не имеют значения.
   Человек не выбирает путь шамана, его выбирают духи, отказ приводит к болезни. Шаман не может перестать быть шаманом, иначе возвращается болезнь. Это дар, от которого нельзя отказаться.
   Путь выбирается добровольно. Хотя человек может ощущать "зов" или переживать спонтанные контакты с миром духов, выбор шаманизма не является обязательным, нет шаманских болезней при прекращении практики.
   Радикальное и внезапное изменение личности после шаманской инициации, которая почти всегда сопровождается серьёзной болезнью или даже клинической смертью, психотическими эпизодами.
   Постепенное изменение личности и жизни, которое, как правило, не связано с событиями, реально угрожающими жизни.
   Шаманство занимает центральное место в жизни человека, все остальное уходит на второй и третий планы.
   Практики могут занимать большое или малое место в жизни человека, это решает сам человек. Как правило, шаманские практики совмещаются с другими аспектами жизни или вписываются в уже существующий набор техник развития и духовного роста.
   Огромное количество правил и табу, нарушение которых может привести к серьёзным последствиям для шамана.
   Табу, обычно, не существуют, хотя они могут появиться в результате особых "договоренностей" с духами.
   Шаман, как правило, работает только внутри собственного племени или культурной группы, его сила напрямую зависит от конкретного географического места (по субъективному восприятию шамана и его окружения).
   Может практиковаться в одиночку и не требует привязки к определённому географическом месту или группе.
   Есть строго определённый культурный и символический контекст, в котором живёт шаман.
   Базовый шаманизм не привязан к одному определённому культурно-символическому контексту.
   На ранних стадиях шаманского становления почти всегда сопряжен с тяжелыми и опасными для жизни состояниями, в том числе и такими, как серьезные хронические заболевания, психические расстройства и/или околосмертные переживания.
   Как правило, не сопряжен с тяжелыми и опасными для жизни состояниями.
   Почти всегда сопровождается травмирующим опытом "смерти-и-возрождения", влекущим за собой кардинальные изменения личности. На ранних этапах пути, независимо от частной культурной традиции, почти всегда переживается визионерский опыт, в ходе которого духи расчленяют тело шамана и воссоздают его в измененном виде.
   Может способствовать личностному росту и переменам на жизненном пути, укрепляющим внутренние силы, но, как правило, не сопровождается травмирующим опытом "смерти-и-возрождения". На ранних этапах пути не обнаруживается каких-либо преобладающих образов, видений или символов, общих для большинства последователей.
   Никогда не изучается в группах. Обучение проходит только индивидуально и устно.
   Зачастую изучается в группах или по книгам.
   Почти всегда рассматривается преимущественно как путь служения определенному племени.
   Может рассматриваться и как путь служения, и как средство для заработка.
   Психические расстройства или временные психотические состояния типичны для начальной стадии "смерти-и-возрождения", по завершении которой, однако, шаманы демонстрируют исключительную психическую устойчивость и здравость рассудка. Рецидивов психического заболевания не происходит, пока шаман продолжает выполнять свои обязанности.
   Психические заболевания случаются редко или, по крайней мере, не чаще, чем в среднем по данной демографической группе, и не связаны с шаманской практикой.
  

Распространение, персоны, статистика

   В 1979 году Майкл Харнер организовал в США Фонд Изучения Шаманизма, в котором занимается обучением адаптированным шаманским практикам. Фонд финансирует исследование и сохранение шаманизма, обучает шаманской практике во многих странах мира с целью возвращения шаманизма в те регионы мира, где эта традиция была утеряна или забыта. Сейчас Фонд проводит обучающие программы в США, Канаде, Австралии, Европе, Азии и Латинской Америке (Сайт The Foundation for Shamanic Studies). Выпускниками Фонда Майкла Харнера, по некоторым данным, являются около 35000 человек!
  
   В распространении базового шаманизма в Европе важную роль сыграл основатель Скандинавского центра исследований шаманизма Джонатан Хорвиц. Его центр существует с 1986 года (Scandinavian Center For Shamanic Studies). Его семинары проходят более чем в пятнадцати странах Европы, в том числе в России. Джонатан Хорвиц преподает базовый шаманизм 26 лет, он обучил примерно 2600 человек (ПМА-2012: Хорвиц). Джонатан Хорвиц является также создателем Международного Шаманского Сообщества.
  
   Говоря о значимых фигурах, связанных с развитием базового шаманизма, нельзя не упомянуть Сандру Ингерман, автора книги "Возвращение души. Восстановление разбитого на части Я". Ее исследования и практика, касающиеся возвращения души, придали дополнительный импульс базовому шаманизму и актуализировали в нем значительный целительский потенциал, в некоторой степени сближающий его с психотерапией - в первую очередь в области ее работы с травмами (Ингерман, 2001).
  
   Таким образом, если ранее Майкл Харнер актуализировал шаманские практики, обращаясь к ним в первую очередь как ученый, антрополог, то Сандра Ингерман продолжила процесс актуализации, апеллируя к целительской составляющей шаманизма, "проложила мостик" между шаманизмом и психотерапией.
  
   Кроме работы по возвращению души, следует отметить, что значимыми темами базового шаманизма являются шаманское исцеление, работа с силами природы, с родом, со смертью, с голосом как инструментом.
  

Ситуация в России

   В России базовый шаманизм стал получать известность в 1990-е годы, благодаря деятельности Алины Слободовой, которая прошла обучение в Фонде Изучения Шаманизма и занялась преподаванием этого направления в России. Перевод книги Майкла Харнера был издан на русском языке сначала в 1991, а потом в 1999 году (А. Слободовой).
  
   Одним из учеников Алины, также ставшим практиком и преподавателем базового шаманизма, является Игорь Любитов. Стоит отметить его заметную роль в распространении и популяризации базового шаманизма в России. Игорь успешно совмещает шаманскую практику и деятельность профессионального психолога. С 1998 года он проводит семинары и программы по базовому шаманизму. Как профессиональный психолог, Игорь преподает в вузе: с 2006 года на кафедре этнопсихологии МГППУ он ведет курс "Этнокультурные методы в психологической помощи", в рамках которого присутствуют элементы шаманского тренинга. Кроме того, он проводит психодраматические мастер-классы, использующие шаманские техники и шаманскую картину мира в качестве опорного мифа. В общей сложности обучение шаманским техникам у него прошли 800-850 человек (ПМА-2012: Любитов).
  
   В России базовый шаманизм представлен и другой ветвью, идущей от Джонатана Хорвица. У него в течение ряда лет училась Анжела Сергеева, проводившая семинары по базовому шаманизму в нашей стране с 2003 по 2010 гг. Согласно полученным данным, за это время с данным направлением шаманизма познакомились около 200 человек.
  
   Сейчас преемником Анжелы Сергеевой является проект ShamanCity, участники которого (к их числу относится автор доклада) на протяжении ряда лет были учениками Анжелы. С момента образования проекта в марте 2011 г. с базовым шаманизмом уже познакомились около пятидесяти человек. Среди направлений работы проекта следует отметить деятельность по поддержанию и укреплению шаманского сообщества (шаманских кругов), программы по работе с Родом, ритуалы Сейда.

   Причины распространения базового шаманизма

   Представляется возможным выделить следующие причины распространения базового шаманизма (БШ) в мире и в России:
  
      -- Прерванность существовавших духовных традиций, что привело к духовному кризису современных людей. Нехватка духовного ресурса. Потребность в восстановлении связей с землей, корнями, традицией, естественными природными ритмами.
      
      -- Наличие духовных запросов, остающихся без ответов. Многие современные люди чувствуют разочарование как в традиционной религии, так и в психологии, которые не могут дать ответ на ряд духовных, экзистенциальных вопросов.
      
      -- В современной культуре потеряно различие между духовным опытом и психическими заболеваниями. У человека в состоянии духовного поиска мало поддержки и много шансов получить диагноз. Общество не готово принять традиционный шаманизм и шаманские практики как часть современной жизни. То, что может быть контактом с духами или началом шаманской болезни, определяется как шизофрения или эпилепсия (Сергеева, 2012). Современные люди фактически перестали располагать какой-либо целостной и легкодоступной традицией. Шаманские традиции наших предков были в свое время искоренены очень основательно. В результате многие люди, пораженные "шаманской болезнью", оказываются в очень сложной ситуации. К ним не приходят на помощь; наоборот, окружающие твердят, что их духовный опыт не имеет ничего общего с реальностью, что это - всего лишь симптомы какого-то обычного заболевания, от которого якобы можно и нужно лечить (Кальдера, 2012).
      
      -- Религиозно-мистический ренессанс нашего времени, а также рост научного интереса к теме как со стороны психологов, психотерапевтов, исследующих это направление в поисках вдохновения для своей работы, так и со стороны антропологов, этнографов.
      
      -- Шаманские традиции, зародившиеся тысячелетия назад, перестали быть востребованными массами людей, но сохранили значительный ресурс. Базовый шаманизм смог продолжить эти традиции, передать их ресурс современному обществу в том виде, в каком оно его может взять.
      
      -- Кроме того, предпосылкой распространения базового шаманизма является развитие холистической медицины. Эта область демонстрирует множество открытий, включая и приемы, издавна используемые в практике шаманизма (Харнер, 1999). Последние достижения в области естественных наук позволяют во многом по-иному взглянуть на то, что ранее считалось только "иррациональным" разделом народной медицины; многочисленные интердисциплинарные эксперименты с "иррациональной" работой знатоков в области магико-медицинских практик убедительно доказывают действенность многих методов, используемых в них, которые оказываются вполне доступными для современного применения (Харитонова, 2000).
      
      -- Что касается причин распространения базового шаманизма в России, то в нашей стране, которая стала промышленно развитой только в ХХ веке, утеряна связь с землей, которая была кормилицей для крестьянства много веков. Революция, войны, террор 1930-х годов также способствовали уничтожению родовых связей; разрушение семейного порядка и традиций, вносили смятение и вели к уничтожению веками сложившегося уклада. Стремительная урбанизация, утрата культурного наследия и формирование "общества потребления" с начала 1990-х годов - все это также вело ко все большему разобщению общества, отсутствию чувства единения. Эти причины привели к тому, что в нашей стране современный человек часто ощущает тотальное одиночество, отсутствие поддержки, безысходность и отсутствие ответов на "вечные вопросы".
  

Уже сейчас видимые следствия распространения базового шаманизма

      -- За последние два-три десятилетия информации о шаманизме стало гораздо больше. И практики - тоже. Происходит возрождение этого явления. Следует отметить, что если сначала (в семидесятые годы) преобладал интерес только к шаманизму индейцев Северной Америки, то постепенно появляется все больше интереса к возрождению национальных шаманских традиций. Происходит движение от разобщенности к объединению шаманских практик. По всей Европе появилось много локальных шаманских групп (Horwitz, 2012).
      
      -- Нахождение духовного ресурса. Многие практикуют базовый шаманизм, чтобы углублять контакт с духовной частью реальности, т.е. шаманские практики становятся практиками духовного развития и познания мира, где стираются жесткие границы между человеком и всем остальным миром (Сергеева, 2012). Практикующий получает возможность найти ответы на экзистенциальные и трансцедентные запросы.
      
      -- Происходит возвращение к собственным корням и истокам. Базовый шаманизм дает возможность доступа к глубинным слоям памяти современного человека и скрытым в них ресурсам. Практики базового шаманизма являются способом достижения самоидентичности, решения проблемы смысла и цели собственного существования.
      
      -- Базовый шаманизм, благодаря своей емкости и пластичности, ассимилирует и утилизирует последующие наслоения и влияния, включая достижения современной психологии, конкретные религиозные вероучения, техники. Эта форма открыта диалогу, готова меняться, приспосабливаться, не утрачивая основной сути. Она постоянно пополняется как в понятийном, так и в методологическом смысле всем, что находит для себя полезным. Данный шаманизм как бы перекидывает мостик между так называемым цивилизованным миром и коренным архаическим менталитетом (Рябиков, 2011).
      
      -- Возвращение к духовной демократии наших предков, когда почти каждому из них был доступен духовный опыт и прямое откровение. Базовый шаманизм восстанавливает древние методы получения прямого откровения без необходимости церковных иерархий (Харнер, 1999).
      
      -- Можно сказать, что базовый шаманизм занял некую незаполненную нишу на стыке религии, глубинной психологии и психотерапии. В силу своей необусловленности жесткими предписаниями он дает источник реализации человеческой потребности выходить за пределы собственного эго, ощущать причастность к силам и смыслам большим, чем он сам (Сергеева, 2012).
      
      -- Шаманизм - это возможность исцеления себя, доступная каждому практикующему. К шаманизму, в том числе базовому, все чаще обращаются те, кто ищет решения проблем сохранения здоровья, как физического, так и душевно-эмоционального... Так называемые "примитивные народы" не обладали такой развитой медицинской технологией, какая существует сейчас, и поэтому у них был прекрасный стимул совершенствовать иные, не относящиеся к технологической сфере, возможности человеческого разума в лечении болезней и поддержании здоровья. Отличие древних методов шаманов в том, что они уже проверены временем, причем испытание это они выдержали на протяжении неизмеримо более долгого периода, чем, например, психоанализ и множество других психотерапевтических методов лечения  (Харнер, 1999).
      
      -- Шаманизм способствует росту духовного уважения к другим людям. Он, по сути, является духовной экологией. Во время, когда мир переживает экологический кризис, шаманизм предлагает духовное уважение к другим людям на земле и духовное общение с ними. Шаманизм - это не просто понимание природы, это обоюдное духовное общение, воскрешающее утерянные связи с духовной силой и красотой земли.
      
      -- Шаманизм дает возможности вновь обрести силу и исцеление в условиях нашего времени. Много людей в нашем экологически нестабильном мире страдают от ощущения безысходности, невозможности что-то изменить. Шаманизм не только является прекрасным инструментом, но также раскрывает дверь в будущее (Хорвиц, 2012). Базовый шаманизм дает доступный инструмент самостоятельного духовного и психологического развития и коррекции.
  
   Литература:
   Ингерман, 2001 - Ингерман С. "Возвращение души. Восстановление разбитого на части Я". К.: София, 2001.
   Кальдера - Кальдера Р. Странники Вирда. Часть I. Шаманизм в странах Севера. Классический шаманизм и базовый шаманизм: основные различия. - www.weavenworld.ru, 2012
   ПМА-2012 (Любитов И.; Хорвиц Дж.: Частная переписка).
   Рябиков, 2011 - Рябиков В.В. Крайний Север. Некоторые соображения о безопасности межэтнических отношений на Крайнем Севере. Тезисы к программе социально-психологического сопровождения развития межэтнических отношений на Крайнем Севере. 2011
   Сергеева, 2012 - Сергеева А. "Шаманские практики и неошаманизм", shamancity.ru, 2012
   Харитонова, 2000 - Харитонова В.И. Народные магико-медицинские практики, традиция и современность: Опыт комплексного системно-феноменологического исследования. Автореферат дисс. ... доктора исторических наук. М.: ИЭА РАН
   Харнер, 1999 - Харнер М. Путь шамана, М.: Сфинкс, 1999
   Элиаде, 1998 - Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. К.: София.
   Horwitz, 2012 - Jonathan Horwitz Editorial // The Journal of Shamanic Practice, Spring 2012
   Scandinavian Center For Shamanic Studies www.shamanism.dk
   The Foundation for Shamanic Studies www.shamanism.org
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"