Воронина Вероника : другие произведения.

Психотерапевтические и лечебно-оздоровительные эффекты творческого начала, инициированные базовым шаманизмом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Базовый шаманизм и творчество - как они сочетаются? Как дополняют друг друга? Доклад, сделанный в июне 2013 года на Всероссийском научном интердисциплинарном симпозиуме "Медицинская антропология в России и за ее пределами" в Институте Этнографии и Антропологии РАН

  

1. Введение

  

1. Что такое базовый шаманизм?

  Базовый шаманизм - этот термин используется в современном российском неошаманизме; он является одним из вариантов перевода термина core shamanism, который был предложен Майклом Харнером*, американским антропологом для обозначения базовых шаманских техник, освобожденных от культурно-социального контекста. Обучение этим техникам и их использование и составляет основу сегодняшнего базового шаманизма.
  
  Не являясь имитацией какой-либо конкретной культурной традиции, базовый шаманизм хорошо подходит для использования представителями западной культуры, которые ищут относительно свободную от традиционных влияний систему, какую можно адаптировать и интегрировать в повседневную жизнь. Данное направление фокусируется на базовых кросс-культурных принципах шаманизма и не пытается представить специфические традиции, характерные для определенного региона или племени.
  
  Слова "шаман" и "шаманское исцеление" достаточно осторожно воспринимаются профессиональными психологами. Однако многие психотерапевтические техники своими корнями уходят в шаманизм, и по этой причине ряд современных форм терапии отдаленно напоминают шаманские практики. Базовый шаманизм в некоторой степени может быть сближен с психотерапией и оказывает гармонизирующее, исцеляющее воздействие. Исцеление в базовом шаманизме может означать физическое или душевное облегчение, или другое понимание (другой взгляд на ситуацию), или другое отношение к происходящему, или увеличение количества силы в ситуации.
  

2. Самоисцеление в базовом шаманизме

  Участники семинаров, обучаясь разным техникам, в первую очередь узнают о том, как воспользоваться ими для самоисцеления, решения собственных задач. Так что значимой составляющей базового шаманизма являются возможности помощи практикующих самим себе. Исцеление происходит в обеих реальностях - в мире людей и в мире духов. Оно затрагивает много аспектов. Конкретные действия шаманского практика являются начальной точкой, запускающей процесс и выстраивающей контекст для исцеления.
  
  Следует отметить, что практикующие базовый шаманизм действуют в парадигме исцеления, которая не исключает другие модальности лечения, а считает их дополняющими. Все успешные методы лечения рассматриваются как дополняющие друг друга, если только они не вступают в противоречие в каких-то случаях.
  

3. Этический аспект

  Этический аспект имеет очень большое значение. Поскольку шаманизм является очень сильной практикой, важно быть осторожным, чтобы не навредить другим людям.
  
  Джонатан Хорвиц**, один из известных представителей базового шаманизма, отмечает, что в датском и немецком языках есть два слова, обозначающих силу: "Macht", что можно перевести как "могущество, власть", и "Kraft", что переводится, скорее, как "энергия". "Macht" используется, чтобы контролировать, подавлять, манипулировать, в то время как "Kraft" используется, чтобы освящать, поднимать, вдохновлять. Джонатан Хорвиц обращает внимание на необходимость разграничивать эти два вида силы и работать именно с "Kraft" - более экологичной силой, а не с "Macht" - силой подавления.
  

2. Результаты опроса: базовый шаманизм и творчество

  В исследовании представлены психотерапевтические и лечебно-оздоровительные эффекты творческого начала, инициированные базовым шаманизмом. Речь идет о действии творческого начала в первую очередь как инструмента самоисцеления, а также в некоторых случаях для помощи другим людям.
  
  Прежде, чем непосредственно перейти к анализу собранного материала, следует разъяснить еще несколько вопросов, касающихся сочетания базового шаманизма и творчества, важных для понимания темы.
  
  1. Элементы творчества существуют в базовом шаманизме в качестве отдельных техник (песня силы, танец силы и т.п.). Кроме того, увеличение творческой активности часто становится одним из следствий шаманских практик. В обоих случаях творческие проявления могут оказывать определенное психотерапевтическое воздействие. В этом плане можно провести некоторую параллель с воздействием арт-терапии.
  
  2. Следует обратить внимание на то, что непосредственный запрос на исцеление в качестве основного намерения может как присутствовать в творческом процессе (например, как часть шаманской работы: пение, танец, создание предмета силы), так и отсутствовать. Тем не менее, часто исцеляющие эффекты проявляются без наличия такового запроса - как "побочный продукт".
  
  3. Творчество может быть связано с шаманизмом как через внешнее проявление (стиль, форму, имитацию), так и через внутреннее содержание (быть следствием каких-то душевных, психологических процессов, запущенных шаманской работой, но при этом внешне может не быть отчетливо идентифицируемых шаманских мотивов).
  
  Большая часть опрошенных состоит сейчас или состояла в прошлом в московских шаманских сообществах, практикующих базовый шаманизм ("Депо для людей" и Shamancity). Эти люди не только прошли вводный семинар, но и практиковали не менее двух лет. Также каждый из опрошенных имеет продолжительный по времени творческий опыт (профессия, либо хобби в течение ряда лет). Практически у всех опрошенных творчество присутствовало в жизни до начала занятий шаманскими практиками, у всех оно присутствует сейчас.
  В большинстве случаев опрашиваемые рассказывали о работе для себя и с собой. То есть речь идет в первую очередь о самоисцелении. Проявление исцеления для других также было отмечено в ряде интервью. Об этом будет сказано отдельно.
  
  Полученный в ходе опроса материал можно сгруппировать по следующим направлениям.
  
  1. Внутренние изменения: решение психологических и духовных задач, этическая составляющая
  2. Изменения, связанные с влиянием базового шаманизма на творчество
  o 2.1. Изменения в собственном творчестве
  o 2.2. Изменение восприятия чужих работ, чужого творчества
  o 2.3. Работа с людьми и пространством.
  
  

1. Внутренние изменения: решение психологических и духовных задач

  В качестве общего явления следует отметить, что, в целом, именно благодаря знакомству с базовым шаманизмом и практикой в рамках этого направления, у опрошенных возник и был осознан запрос на исцеление, как на решение различного рода задач и появилось представление о том, как подходить к их решению. В том числе с помощью творчества.
  
  Анализируя собранный материал, следует отметить, что исцеление проявляется в первую очередь в психологическом и духовном аспекте. Также присутствует аспект гармонизации. Как отметила одна из опрошенных, "базовый шаманизм сыграл роль не столько религиозно-культовую, сколько развития личности. В основном именно такую. Такая внутренняя духовная работа по нащупыванию себя".
  
  Можно выделить ряд общих моментов в том, что касается озвученных опрошенными проблемных тем и решений, найденных с помощью шаманских и творческих техник. В качестве запросов назывались: личностный кризис, дезориентация (например, в связи с переездом в другую страну), психологические травмы, зажатость, неуверенность в себе, чувство потери себя. В качестве примеров качественных психотерапевтических изменений можно назвать расширение восприятия, повышение качества жизни, взросление личности, индивидуацию, самоактуализацию, облегчение психологических травм, нахождение себя и ресурсов в ситуации кризиса, расширение психологических границ и картины мира, освобождение от оценочной зависимости, повышение осознанности.
  
  Как уже отмечалось выше, в ситуации отсутствия запроса психотерапевтические и лечебно-оздоровительные эффекты также проявлялись.
  
  Как формулируют общие тенденции некоторые из опрошенных, "базовый шаманизм дает возможность познакомиться с собственным психическим пространством, учит взаимодействовать с психикой, лучше себя узнавать и чувствовать. В связи с этим творчество становится более духовным и осознанным, в большей степени преобразуется в инструмент исследования и трансформации себя. Базовый шаманизм формирует привычку разбираться, что же ты увидел, что имелось в виду. Не просто непонятный образ бессознательного, а попытка это проживать, как-то с этим работать. Разбираться в собственных глубинных процессах".
  
  

2. Изменения, связанные с влиянием базового шаманизма на творчество.

  

2.1 Изменение в собственном творчестве

  Все опрошенные отмечают значительное расширение представлений о творчестве, его авторстве, оценке, содержании, задачах и адресатах. У всех с началом шаманской практики произошло увеличение количества и качества творческих проявлений в жизни.
  
  Очень значимым фактором является исчезновение страха самовыражения, страха пробовать новое. Многие отмечают, что в той или иной форме это присутствовало раньше: барьеры, зажимы, негативные установки, существовавшие с детства: "Не пой - ты не умеешь, не рисуй или не рисуй так - ты не умеешь, так не правильно". Соответственно, у людей это преобразуется в: "Я не умею, у меня не получится, куда уж мне". На место страха приходит интерес к проявлению себя в чем-то новом. У кого-то раньше было творчество по тому или иному образцу - только так, "как правильно", а потом стало более спонтанным. Вообще проявление себя во внешнем мире становится более свободным, в том числе через разные виды творчества.
  
  Самовыражение, творчество становятся более спонтанным и осознанным. Творческий диапазон, "освоенная территория" значительно расширяются. Об этом сообщают все опрошенные. Один из интервьюируемых говорит об этом так: "Я связываю это с тем, что моя психика меняется. И "просыпается" огромный спектр разных состояний. Это позволяет чувствовать себя комфортно уже в любом из них". Люди отмечают, что стали осваивать другие техники, направления, цвета, которыми раньше не пользовались.
  
  Также многие опрошенные отмечают смещение внимания с результата на процесс. То есть результат иногда остается важным, иногда не имеет значения, но значимость процесса творчества в большинстве случаев существенно повышается. Как отметила одна из опрошенных, поясняя такое смещение акцента: "Это дает ощущение жизни в данный момент. Не когда-нибудь потом, когда я закончу работу, а прямо сейчас, когда я ее создаю. Перестала убегать в будущее, в потом, которое неизвестно когда наступит. Научилась больше ценить свое сейчас и более комфортно в нем обустраиваться, не откладывая на завтра".
  
  Следует отметить еще один важный момент, на который обращают внимание опрошенные. Это повышение внимания и осознанности к собственным внутренним состояниям, проявляющимся через творчество***. Одна из опрошенных назвала это "другим уровнем близости с творчеством, когда происходит более внимательное погружение в процесс творчества, более внимательное и глубокое чувствование".
  
  Кроме того, многие из опрошенных отмечают такой интересный эффект, как возникновение ощущения "сотворчества" с чем-то большим, чем они сами. Здесь можно в качестве примера привести следующие слова: "Стала чувствовать, что творчество - это не только наш процесс, не только наши идеи. Это всегда еще что-то, помимо нас, что хочет реализоваться. Это нечто, некая энергия, которая хочет развиться и пробиться сюда для того, чтобы воплотиться в некой форме. В результате ты видишь, что то, что вышло, это немножко не то, что ты в начале планировал. Но получилось здорово и даже лучше, чем ты задумывал. И тут момент некоего сотворчества. С чем - я не знаю. Энергии, духи местности. И получается, что ты не один автор, а ты соавтор, только кого в соавторство вписать ты не знаешь"****.
  
  Кроме того, в восприятии опрошенных увеличилась значимость морально-этической составляющей. Многие отмечали увеличение чувства собственной ответственности по отношению к тому, что именно они создают и выпускают в мир.
  
  Речь идет о повышении внимания к содержанию и наполнению своего творчества, смещении акцентов с внешнего проявления на внутреннее послание: "Нести в мир темное и разрушающее совершенно не хочется". "Большое значение имеет то, что все творчество должно быть на позитив". "Увеличивать количество "белого шума" в нашем и без того перегруженном ненужной информацией мире я не хочу. Я буду продолжать писать лишь тогда, когда я точно буду знать, что ЭТО я хочу сказать миру"*****.
  
  

2.2 Изменение восприятия чужих работ, чужого творчества

  Во-первых, многими опрошенными отмечается расширение представлений о том, что является творчеством и искусством. Пример: "Теперь искусством я считаю гораздо большее число проявлений человеческой деятельности, чем до знакомства с шаманизмом. Хорошо составленная лекция в Планетарии; граффити на заборе вдоль железной дороги; уличные музыканты с перкуссией; под окнами парни поют хором".
  Во-вторых, люди указывают на очевидное увеличение значимости содержания результата творчества (произведения искусства, художественного объекта) перед формой. Опрошенные стали глубже воспринимать послания творческих работ и того, что хотел выразить творец. Многие отмечают, что в восприятии чужого творчества стали больше обращать внимания на внутреннее содержание работ, произведений искусства, а не на техничность и мастерство исполнения, как было раньше. Стала "видна разница между художниками, у которых сильное содержание за сильной формой и теми, кто могут быть очень интересны снаружи, а внутри пусты". "Стала воспринимать не только технику, качество исполнения, но и содержание. Восприятие подлинности появилось. (Как противопоставление подлинного и мещанского, попсового)".
  
  В-третьих, в восприятии чужих работ появилось то, что можно назвать морально-этической оценкой, важность которой отмечали многие опрошенные: "Уже невозможно воспринимать какие-то произведения искусства чисто с профессиональной точки зрения. И то, что я вижу - есть много хороших профессиональных работ и людей. Но почему-то проще придумывать и реализовывать что-то на тему какого-то такого маргинального, разрушительного, распада формы. Чем какой-то тонкий и позитивный мир. И поэтому редко видишь хорошую профессиональную вещь, чтобы в ней этого не было, были тонкие позитивные энергии". "Я стала в чужих картинах видеть эту патологию. Если что-то не в порядке у человека, это видно на работах. Это вылезает сразу на неосознанном уровне".
  

2.3 Работа с людьми и пространством

  В нескольких случаях отмечалось проявление исцеления для других. (Речь идет об опрошенных, работающих в помогающих профессиях, например, двое из них консультируют в разных направлениях арт-терапии.) Во всех случаях речь идет о том, что клиентам в группе предлагались техники, сочетающие элементы творчества и шаманизма.
  
  Как отмечают опрошенные, их клиенты с помощью предложенных техник расширяют границы себя, выходят за рамки обыденного. И то новое, что они осваивают в процессе такой работы, становится для них вполне естественным. Уходит страх пробовать новое.
  
  Кроме того, отмечается заметное расширение представлений клиентов о собственных возможностях, преодоление ограничивающих убеждений, стереотипов на эту тему, неуверенности в себе, скованности.
  
  Одним из опрошенных были получены интересные результаты при работе с другими людьми на тему плодородия с помощью шаманских и творческих техник. Несколько женщин-участниц забеременели, в том числе две, которые не могли забеременеть раньше из-за проблем со здоровьем.
  
  Кроме работы на исцеление с другими людьми выявилась такая интересная тема, как взаимодействие с окружающим пространством и деятельность по его гармонизации. Это тоже можно отнести к повышению значимости этической составляющей: "Если я раньше просто рисовала и все, то сейчас я это воспринимаю как мою внутреннюю работу, которую я делаю. И для земли, для пространства вокруг, которое не гармонично, страдает от плохой экологии. Это такое же действие, как сажать цветы и деревья - на благо земли. И также я чувствую, что если я могу создать что-то, что доставит кому-то удовольствие и радость, это сделает пространству лучше. Эта любовь к земле, к миру, к природе при помощи творчества можно передать, даже если картину никто не видит"******.
  
  Анализируя собранный материал, можно сделать вывод о целесообразности продолжения исследования психотерапевтических и лечебно-оздоровительных эффектов творческого начала, инициированные базовым шаманизмом.
  
  
  ___
  
  * Майкл Харнер с 1970 года начал обучать разработанной им технике шаманизма всех тех, кто хотел её применять в своей жизни. В 1979 году проф. Харнер организовал в США Фонд Изучения Шаманизма (The Foundation For Shamanic Studies), на базе которого он до настоящего времени занимается обучением адаптированным шаманским практикам. Фонд финансирует исследование и сохранение шаманизма, обучает шаманской практике людей во многих странах мира с целью возвращения шаманизма в те регионы, где эта традиция была утеряна или забыта.
  
  ** Джонатан Хорвиц - основатель Скандинавского центра исследований шаманизма, антрополог, шаманский практик с 1972 года.
  
  *** Еще цитаты на эту же тему: "Раньше не рассматривала творчество с точки зрения психических процессов. Стало больше осознанности в том, что именно ко мне приходит (вдохновение) и что я с этим делаю'. 'Стала по-другому воспринимать свое собственное творчество. Если раньше просто что-то делала и делала, не всегда осознанно, сейчас стала больше осознавать, как то, что я создаю, связано с моей жизнью, с конкретными событиями".
  
  **** Еще, комментируя тему сотворчества, хочется привести слова одной из опрошенных, ведущей семинаров по базовому шаманизму, которая сравнивает творческую энергию с силой духов: "Канал связи с духами это и есть канал творческой энергии. И в процессе работы с духами он увеличивается, это уже как поток. У людей, прикоснувшихся к шаманизму, происходит открытие общего канала общения с духами. Когда он открывается, это однозначно творческая энергия. Он есть у всех людей. И в процессе работы он увеличивается. И есть люди, которые не в шаманских практиках, но видно, что они в потоке этом. Когда человек начинает развиваться в своем творчестве, он укрепляет этот поток, эту связь. На семинаре однозначно происходит момент, говоря по Юнгу, соединения с Самостью. Люди могут начать заниматься другими практиками, они вдруг находят себя в каком-то методе, кто-то начинает рисовать. Когда эта энергия дается, она так распирает человека, что он должен что-то поделать, как-то ее выразить. Получается, что сами того не сознавая, они начинают этот канал постепенно разрабатывать, соединять, нарабатывать".
  
  ***** Еще цитата на эту же тему: "Есть сознание связи жизни с творчеством. (история про умирающего приятеля, который за две недели до смерти сказал, что на своем УЗИ увидел то, что он рисовал). Поэтому мое решение: никакой гадости я изображать не буду. Я буду очень тщательно за этим следить. Это стало моей идеологией на осознанном уровне. Когда мне очень плохо, нет энергии, я стараюсь рисовать то, от чего становится лучше. Я не хочу засорять пространство. Чернухи и болезней и так много. Нужно делать добро, я абсолютно в этом убеждена. Ради шика, ради привлечения внимания я не буду использовать то, что несет какой-то отрицательный смысл".
  
  ****** Еще одна цитата на эту тему: "Благодаря шаманизму творчество становится все более автономным и независимым. Когда делаешь ленд-арт как подношение и оставляешь где-то на природе, то находишь своего потребителя и зрителя. Например, понравилось какое-то бревнышко в лесу далеко от Москвы. И сразу начинаешь запариваться: нужна машина довезти до Москвы, потом надо куда-то выставить. Выход я нашла в том, что делаю эту работу прямо там, где это бревнышко лежит, и дарю его этому месту, его там оставляю, оно дальше живет своей жизнью. Это как подношение духам места. Просто его отпускаю. Еще где-то - еще где-то. Если хочется взять с собой, то просто фотографирую как любую другую работу. То есть я чувствую, что есть кто-то, у кого есть ко мне запрос как к художнику: духи, биосфера. И я выполняю этот запрос, и оно может оставаться там и существовать. И в этом я вижу большое облегчение: ты не останешься невостребованным как художник".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"