Аннотация: Выкладываю справочные данные по общественному устройству орков. 08.02.15 файл обновлён, добавлены кочевники.
Общественное устройство орков довольно простое: въ силу их длительного отказа отъ развитiя технологiй и склонности къ консерватизму общественные группы оставались неизмѣнными тысячи лет. Третей причиной повлiявшей на этот процесс можно назвать религиозное единообразiе, такъ какъ у орков не было предпосылок для серьёзных религiозных преобразованiй. Именно названные причины объясняют однородность внутри общественных групп и их малое разнообразiе. Отличительной чертой общественного устройства орков также является гибкость, что выражается въ относительной лёгкости перехода изъ одной общественной группы въ другую. Конечно слишком резкiх переходов изъ низов въ верха не бывает, но въ принципѣ даже самый послѣднiй орк имѣет шанс при должном старанiї и выслугѣ достичь со временем довольно высокого положенiя и заслужить въ своём племени или кланѣ права решать судьбы других орков. Это ещё одна причина, по которой и безъ того склонные къ консерватизму орки долгое время развивали своё общество столь медленно: когда отсутствуют недовольные, какъ соцiальный класс, то просто физически некому создавать соцiальный кризис между эксплуатируемыми и эксплуататорами.
Всѣ орки отличаются сильным племенным духом. Не зависимо отъ цвѣта кожи вся совокупность этой расы составляет Орду (Огар). Орда включает въ сѣбя всѣх орков (нарги) независимо отъ цвѣта кожи и отношенiя къ племени/клану, кромѣ изгоев (наргбул) и дикарей (канди), формально входящих въ Орду какъ организацiя Круг Канд. Всѣ нарги дѣляться на двѣ группы: осѣдлые орки (гхойда-нарги) и кочевники (айда-нарги). Кочевники въ свою очередь дѣляться на три вѣтви: Зуул-Нар, Заам-Нар и Зоон-Нар. Дальнейшее горизонтальное раздѣленiе осѣдлых и кочевых орков проходит по принципу цвѣта кожи съ послѣдующим дѣленiем на племена и кланы соотвѣтственно. Собственно сами племена гхойда-нарги сформировались естественным путём вокруг миграцiонных маршрутов животных. Кланы айда-нарги появились много позднѣй: их образованiе и маршруты были предопредѣлены соцiально-демографическим кризисом, послужившим пѣрвопричиной раздѣла нарги. Вертикальное же дѣленiе орков на классы произошло ещё за полторы тысячи лет до появленiя самой Орды, традицiонно этот процесс приписывают Пѣрвому Святому Предку - Сакешу Огненному. Уже въ тѣ дрѣвнiе времена можно было выдѣлить три больших группы: лугги (городскiе жители), хайги (воины) и снаги (станичники). Таковое раздѣленiе сохранилась и понынѣ: каждая изъ названных групп включает въ сѣбя по три общественных класса.
Вожди (роши) стоят отдѣльного разсмотренiя. Это особый десятый общественный класс орков, чьё появленiе напрямую связано съ Богами. Согласно преданiям орков тридцать одну тысячу лет назад Боги обратили вниманiе на них и, при личном явленiї Яруку Основателю (Второй Святой Предок) - будущему создателю Орды, какой мы её знаем понынѣ, отобрали изъ числа будущих нарги тѣ рода, которым вручили кольца власти и поставили рошами. Въ обязанности рошам поставили править племенами и решать возникающiе разногласiя на Верховном Совѣтѣ Рошей Орды (Унгимрош Огар). Таким образом, получились правители орков. Каждое племя получило своего верховного роша (унроша), который может надѣлять кольцами власти любого орка въ своём племени, дѣлая его младшим рошем. Кольцо власти также получает рош-наслѣдник (накрош), хотя верховный рош может назначить сѣбѣ прiемника изъ числа младших рошей. Только верховный рош имѣет возможность одаривать других орков кольцами власти и назначать своего прiемника. Въ случаѣ гибели верховного роша слѣдующим верховным рошем становится его наслѣдник или прiемник. Въ случаѣ, когда род верховного роша прерван и тот не успѣл назначить прiемника, нового верховного роша выбирают сами кольца власти среди оставшихся младших рошей по принципу "самый подходящiй". Если всѣ роши племени погибают, то новыми рошами становятся члены родов погибших рошей. Но какъ это произходит никому доподлино неизвѣстно. Загадочные артефакты не поддаются изслѣдованьям, и сами роши стараются особо не лезть въ это дѣло. Главным стабилизирующим фактором общества орков является то, что кольца власти реально работают, создавая между остальными классами равновѣсiе, соцiальную защiщённость и стабильность.
Гораздо позже образованiя Орды, когда возник вопрос съ появленiем новых племён, которые затѣм стали кочевниками, произошла ещё одна волна образованiя рошей. Роши кочевников ничем не отличаются отъ рошей осѣдлых орков, хотя и уступают им немного въ силѣ. Всѣ правила разпространяющiемся на рошей осѣдлых орков, разпространяются и на рошей кочевников, за тѣм изключенiем, что реальной политической силы роши кочевников не имѣют. Само появленiе кочевых кланов и их рошей связано съ именем Третьего Святого Предка - Грышнака Миротворца.
Когда кто-либо изъ рошей перестаёт справляться съ возложенными на него обязанностями въ связи съ возрастом, то он переходит въ разряд шарку - старѣйшин. Съ переходом въ разряд шарку кольцо носителя теряет три четверти своей силы. Однако шарку остаются грозной силой и вполне могут доставить много непрiятностей любому противнику, возполняя недостаток сил большим опытом. Если въ разряд шарку переходит унрош: он передаёт своё мѣсто своему наслѣднику или прiемнику. Шарку пользуются большим уваженiем. Их основная задача заключается въ роли совѣтников унроша и наставников для молодёжи племени если рѣчь идёт о гхойда-нарги. У айда-нарги шарку не только самые влiятельные члены кланов, но и политическая элита Трёх Вѣтвей кочевников. Внѣ зависимости отъ принадлежности къ той или иной категорiи нарги шарку при их большом количествѣ выбирают изъ своего числа уншарку - верховного старейшину, обычно это самый старый шарку. Именно уншарку у айда-нарги отъ каждой изъ Вѣтвей кочевников имѣют право высказываться за свою Вѣтвь въ Унгимрош.
Лугги - общественная группа объединяющая три класса орков чья дѣятельность завязана на интеллект: сарумы, айганы и гумнары. Всѣ три класса формировались вокруг городов - центральных посѣленiй каждого племени. За это данная группа и получила своё названiе.
Сарумы - всѣ орки надѣлённые магическим даром. Магiя орков проявляется шаманской школой. По уровню овладенiя шаманизмом различают пять ступеней сарумов: ученик, адепт, знаток, мастер и повѣлитель. Однако это не маги въ их классическом пониманiї, а сильные духовно особи (астральное тѣло сильно развито), которые работают преимущественно через астральный план и спецiализируются на опредѣлённых сферах. Такъ есть сарумы-моригаи, сарумы-гойтаны, сарумы-киинтаи и сарумы-шертаи. Моригай - ходячая машина разрушенiя, способная устроить врагам тридцать три напасти безудержными стихiями. Гойтан - цѣлитель орков и мастер различных благословенiй/проклятiй. Киинтай - повелитель животных и растенiй. Говоря научным езыком - домистификатор (одомашниватель). Офицiально считается, что въ Ордѣ таких сарумов на данный момент нѣт вотъ уже тридцать тысяч лет. Шертай - шаман-стихiйник способный въ отличiи отъ моригая управлять стихiями болѣе искуссно, но не способного урывать у стихiи большую мощь.
Айганы - жрецы орков. Они завѣдуют дѣлами вѣры и провѣщают Волю Богов. Являются самыми малочисленным общественным классом орков. Айганы въ высшѣй степени аполитичны, отрешены отъ мїрского и сосредоточены на сохраненiї покона орков и нравственных устоев. Мало орков устрѣмлены въ духовные сферы. Къ айганам принадлежат всѣ близнецы, что появляются у орков. Также стоит отмѣтить, что это единственный слой общества, который соблюдает верность своїм собратьям и не относится къ племенам или кланам. Формально айганы хранят верность только Богам, но всё же каждый айган послѣ обученiя и посвященiя возвращается какъ правило въ родное племя или клан. У айганов есть своя "столица" - Луг Бурзум, который представляет собой труднодоступный город-крѣпость среди скал на западном побережье около пролива Кровавого Ужаса. Там проходят обученiе всѣ айганы и разположен главный храм Орды. Айганы имѣют своё мѣсто въ Унгимрош, которое всѣгда закрѣплено за Кривейханом - пѣрвожрецом. Сами айганы имѣют строгую внутреннюю структуру. Хотя для большинства орков остаются тайной правила повышенiя ранга, но сами названiя рангов извѣстны: Унак, Унлэй, Унар, Унбай, Унтур, Унрод, Унтан и Унхан.
Гумнары - ремесленики, чьё мастерство связано съ высокотехнологическими процессами. Собственно вѣсь техногенный потенцiал орков заключён въ этом классѣ. И главный общественный разкол у орков тоже заключён вокруг них. По сути политика сдѣрживанiя новых идей у орков приводит къ тому, что гумнары представлены изключительно кузнецами, рудознатцами и алхимиками. Кузнецы заняты производством оружiя и разных инструментов типа молотков и топоров. Также заняты выплавкой драгметаллов. Рудознатцы являются добытчиками различных полезных ископаемых. Алхимики производят разные составы и sѣлья для бытовых и кузнечных нужд. Дѣятельность всѣх гумнаров очень жёстко контролируется и провѣряется. Впрочѣм это не мѣшает находиться среди них умѣльцам, которые въ обход всякого контроля изготовляют самострѣлы и плеваки дротиков, различные . Кромѣ того гумнары иногда занимаются обслуживанiем артефактного оружiя, оставшегося отъ Дрѣвних. Стать гумнаром очень непросто, такъ какъ каждый желающiй должен не только пройти долгое обученiе у гумнара, но и потом выдержать кучу изпытанiй на мастерство, знанiе обычаев и поконов Орды, верность Богам. Вслѣдствiе этого гумнары лишь вдвое превозходят айганов по численности.
Снаги - группа объединяющая рабочiй (пинки) и обслуживающiй (магны) персонал. Сюда же относятся торговцы (торки). По большому счёту всѣ снаги - почти что монолитная группа. Дѣленiе снаг на пинков, магнов и торков довольно условное, потому что часто бывает такъ, что один и тот же орк может часто выполнять всѣ эти роли въ теченiи одного дня. Нѣкоторые племена практикуют подобное, впрочѣм часто бывает и такъ, что у других племён всѣ роли чётко подѣлены, особенно у горных орков.
Торки всё же болѣе отдѣлены отъ остальных снаг. Большая их часть обрѣтается конечно же въ Луг Ярукинѣ, въ главных городах племён и по опорным станам вдоль торговых путей, гдѣ они также содержат гостевые дворы. Собственно появленiе торков связано съ вторженiем ишидов. Собственно до этого вторженiя между орками отсутствовал денежный оборот. Всѣ производимые товары мѣнялись бартером, въ том числѣ и драгметаллы. Послѣ вторженiя орки познакомились съ системой денег, о которой им разсказали проигравшие ишиды. Это потребовало отъ орков выдѣленiя отдѣльной прослойки общества, которая будет заниматься торговыми дѣлами. Такъ по решенiю Унгимроша Орды эта роль перепала самым бережливым и отвѣтственным снагам. Тот факт, что торговля была отдана по сути мирянам на откуп, поясняется единогласным стрѣмленiем вождей перекинуть эту сферу жизни на снаг, такъ какъ хайги слишком агрессивны для торговли и норовят конкурентам сшибить головы мечом, а у луггов и своих дѣл по горло. Послѣ пары десятков кровавых битв между племенами изъ-за неупорядоченной торговли роши оставили за собой лишь право устанавливать цѣны на засѣданiях Унгимрош, отдавая сам рынок въ руки мирного насѣления.
Пинки - самый низкiй общественный слой орков. Им перепадает вся трудная, грязная и монотонная работа, которую им может предоставить племя. Они занимаются заготовкой древесины, батрачат на плантацiях, пасут приручённых ящеров, занимаются собирательством, строят зданiя, добывают полезные ископаемые; короче вся самая грубая и самая тяжёлая работа лежит на их плечах.
Магны также являются работниками, но занимаются по большѣй части болѣе благородной работой: резчики по дереву и кости, кожевельники, ткачи, оруженосцы, повара и прислуга вождя - всѣ кто занят болѣе менѣе тонкой работой, которая не требует особых технических навыков.
Также слѣдует указать, что всѣ несовершеннолетнiе орки прошедшiе пѣрвичное возратное посвященiе внѣ зависимости отъ их дальнѣйшей принадлежность къ иному классу, относятся также къ магнам.
Хайги - воїны орков, которые съ дрѣвних времён выдѣлились въ обособленную группу. Воїны всё своё время посвящают совершенствованiю владенiя оружiем и несенiю воїнской службы. Война съ давних пор является излюбленным ремеслом у народа орков и каждодневной реальностью. Тот факт, что хайги занимаются только военными дѣлами лишь слѣдствiе вышеуказанных причин. Хотя пѣрвопричиной можно считать саму кровь орков - текущую въ их жилах. Преданiе орков гласит, что их воїнственный нрав произходит отъ крови демонов, что разлилась и смѣшалась съ кровью халегов, которая дала оркам их основательность, строгость и консерватизм. Какъ бы там ни было, а воевать орки любят и треть их народа составляют именно хайги, которых раздѣляют на три класса: урук-хай, шага-хай и варг-хай. Хайги внутри своего класса подѣлены на уровни по мастерству и страшинству. Можно назвать это системой званiй. Таковых уровней насчитывается пять по возрастанiю: коготь, клык, кость, подчереп (челюсть), череп. Аналогичной является система воинских званiй у дрѣвних славян (съ поправкой на шестнадцетеричный счет орков): рядовой, десятник, сотник, тысячник, темник.
Урук-хай - пѣхота, т.е. это хайги вооружённые оружiем ближнего боя. Въ эту самую пѣхоту включаются всѣ безъ раздѣленiя и родовая охрана племён, и обычные станичные стражи и полевые полки и нововыведенные искусственные орки личной армiи Верховного Совѣта Вождей. Вооруженiе урук-хаев составляет обычно меч, булава или секира, небольшое копьё и щiт, который также бывает разным: отъ небельщих круглых щiтов ополченцев и до боевых желѣзных щiтов гвардiи Унгимрош. Племенной дух орков таков, что урук-хай примѣняют какъ правило методу сбиться въ кучу и атаковать врага массой. Обычно хитрые тактическiе прiёмы оркам безъ надобности, потому ещё одной тактикой урук-хай для противоборства варг-хай является разбивка большой кучи пѣхоты на три-четыре отряда съ цѣлью маневрированiя и загона всадников въ неудобную для них позицiю.
Варг-хай - всадники на варгах. Легкая кавалерiя и развѣдка. Быстрые и ловкiе варг-хай наносят врагам ощутимый урон на открытых пространствах. Каждый варг-хай вооружён коротким копьём, шашкой, маленьким ѣздовым щiтом и мѣтательным оружiем. Мѣтательное оружiе варг-хаев может быть самым разнообразным: праща для камней, ножи-шелеспёры, томагавки, серюкены. Тактика варг-хай против стрѣлков всѣгда сводится къ выбиванiю врагов въ ходѣ резких и быстрых наскоков и убѣганiя. Если позволяет мѣстность они могут примѣнять такъ называемый "кантабрiйскiй круг", охватывая вражескую пѣхоту кругом или создавая круг около вражеского строя, чтобы закидывать противника мѣтательным оружiем. При боях съ урук-хай въ ход идут и копья, хотя некоторые племена предпочитают изпользовать различное холодное оружiе на длинной рукояти: протозаны, трезубцы, косы, пики и алебарды. Бой между варг-хаями проходит по принципу сшибки съ противником въ прямую. Тут кровавую жатву собирает знаменитая шашка варг-хаев и крѣпкiе челюсти самих варгов, что легко рвут въ клочья слабозащiщённого противника.
Шага-хай - стрѣлки, которые представляют собой общественный пласт орков преданных культуре охоты. По сути эта группа объединяет всѣх орков, которые обладают природной мѣткостью, т.е. могут не только пользоваться стрѣлковым оружiем, но и главное попадать изъ него по цѣли... Довольно часто шага-хай перемѣшаны и влиты въ ряды урук-хай и варг-хай, но какъ правило какъ самостоятельные боевые отряды воюют редко. Главным образом примѣняются какъ засадники, призванные навести шороху въ рядах противников, а также для поддержки основных войск. При своей вспомогательной роли шага-хай соцiально обособленный класс, корни которого уходят во времена до явленiя Богов. Именно шага-хай положили начало образованiю хайгов, такъ какъ только самые сильные и выносливые члены племён могли охотится и вступать въ схватку съ добычей, которая часто могла не только дать сдачи, но и имѣла довольно крупные размѣры. Послѣ созданiя Орды шага-хай отдалились отъ прочих хайгов, поставив перед собой задачу, сохранять насколько это возможно память о традицiях охотников и их нелёгком "ремеслѣ". Стрѣлки - сторонники ограничительной политики по отношенiю къ гумнарам: пока гумнары работают надъ заказами шага-хай, тѣ признают их необходимость, если же гумнары выходят за рамки, то по понятiям шага-хай переходят въ разряд "добыча для охотника". Слѣдует отмѣтить, что философiю шага-хай раздѣляет довольно много орков. Дрѣвняя какъ мiр "магiя охотников" не только сохранилась у орков послѣ появленiя Орды, но даже и стала причиной появленiя цѣлых племён, которые изповѣдуют эту философiю. Съ давних пор эти племена составляют въ Унгимрош фракцiю Охотников, куда кромѣ всѣго прочѣго входит и Круг Канд.
Круг Канд - формально организацiя, объединяющая всѣх орков-дикарей. На самом дѣлѣ никакой организацiи нѣт и въ поминѣ, т.к. дикари не признают надъ собой никого, даже своих собратьев. Основы самих дикарей уходят во времена Войны Трёх Братьев, когда на границѣ трёх племён, что разполагались въ мѣстѣ нынѣшнего обитанiя дикарей, был найдет артефакт Дрѣвних ставшiй извѣстным у орков какъ "Глотка Радуги". Неудачный эксперимент Дрѣвних стал причиной войны всѣй Орды против трёх племён попавших подъ дѣйствiе артефакта. Надо сказать, что въ средствах орки не стеснялись, пытаясь уничтожить результаты этой технологiи Древних. Какъ результат Орда оказалась на грани экологической катастрофы. После столь тяжкой побѣды орки консолидировались очень тесно - старые споры были оставлены Унгимрошем на потом, всѣ боролись за выживанiе, срочно осваивая премудрости природопользованiя. По прошествiи пары тысячелетiй оркам съ большим трудом удалось возстановить экосистему Огаура, чѣму способствовало не только желанiе орков выжить, но и явное пониманiе того, что съ Огауром чуть было не повторилась судьба прародины орков Бурзардура. Именно эти событiя привели къ тому, что нѣкоторые орки стали уходить изъ своих племён и стали посвящать свою жизнь единству съ Природой и заботе объ окружающей средѣ. Унгимрош понимая, что никакъ не может повлiять на ситуацiю, предпринял ряд мѣр къ сдерживанiю роста нового соцiального образованiя. Со временем это было оформлено какъ организацiя Круг Канд, которой дали мѣсто въ Унгимрошѣ. Не всё у дикарей шло такъ гладко и просто. Политическiе силы не оставляли попыток привлечь канди на свою сторону. Инертность оных въ вопросах политики сильно раздражала рошей всѣх фракцiй, пока это не вылилось въ череду попыток насильственного воздѣйствiя. Результатом стали множественные эпидемiи несмертельных, но довольно непрiятных болезней, которые дикари обрушили не на самих нарги, а на их скот. Промучившись пару лет на дряной ѣдѣ и напитках, нарги единогласно приняли ряд законов, которые установили нейтралитет между ними и канди. Въ обмѣн дикари формально присоѣдинились къ фракцiи Охотников, какъ наиболѣе близкой им по духу. По прошествiи долгого времени къ настоящему моменту времени дикари обитают постоянно въ той мѣстности, гдѣ въ своё время была найдена "Глотка Радуги". Но их можно встрѣтить и во всѣх других мѣстах Огаура, Дохррота и Гхашдора поодиночкѣ или же небольшими группами по 5-9 орков. Подробности их внутреннѣй структуры неизвѣстны, какъ и само её наличiе. Внѣ своей территорiи дикари обычно занимаются наблюденiем за изпользованiем племенами не только природнымх богатств, но и технологiй Дрѣвних. И хотя между нарги и канди царит довольно спокойный мир, но всё-таки недопониманiе присутствует. Словно два общества, которые живут друг рядом съ другом, но пересекаются только по вопросам природопользованiя. Конечно племенам и кланам часто непрiятен такой способ контроля за их природопользованiем, и къ канди у нарги лично отношенiе довольно отвратительное, но их политическая инертность и миролюбивый нрав уже тысячи лет служат Орде одним изъ механизмов сдерживанiя технического прогресса и устраненiя экологических проблем.
Наргбул - изгої общества орков. Таковыми становятся орки, не просто нарушившiе законы Орды, а совершившiе очень тяжкiе дѣянiя. Къ таковым орки относят предательство племени или клана, убiйство соплеменика изъ корысти, примѣненiе некромантiи, нарушенiе запретов на технологiи Дрѣвних, изнасилованiе, преступленiя против цѣлостности личности ("промыванiе мозгов"). Съ наргбул не церемонятся. Их всѣх ожидает Арена въ Луг Ярукинѣ. Наргбул ждёт игра со смертью. Они становятся гладiаторами и на потѣху зрителям должны проливать свою кровь въ поединках друг съ другом, съ отрядами кланов Заам или хайгов племён, въ сраженiях съ дикими хищниками и опасными животными. И такъ до смерти или пока они не заслужат право на новую жизнь, для чѣго требуется побѣдить на Аренѣ 256 раз. Собственно сама Арена какъ способ избавленiя отъ преступников отражает агрессивную природу орков, т.к. орки не только сами психологически всѣгда готовы къ драке, но и готовы смотрѣть, какъ кто-то другой дерётся.
Наргбулы выжившiе на Аренѣ становятся элитным слоем внутри своего круга. И по сути являются ещё одним племенем Орды, проживающим въ Луг Ярукинѣ въ своём кварталѣ. Кромѣ того семьи наргбулов многочисленно проживают въ маленьких крѣпостях вокруг Луг Бурзума.
Образ жизни этих орков сосредоточен вокруг Арены. Поскольку пополненiе для Арены разсматривается ими лишь какъ пушечное мясо, то молодежь наргбулов проходит обряд полного совершенолетiя въ числѣ бойцов Арены. Этим обезпечивается не только регуляцiя численности самих наргбулов, но и безперебойность зрѣлищ на Аренѣ.
Айда-нарги - кочевые орки, ещё одна часть сообщества Орды, появившаяся позднѣе всѣх. Въ своём становленiї они прошли кровавый путь отъ времени отдѣльных посѣленiй въ племенах гхойда-нарги, до созданiя собственных кланов сосредоточенных вокруг Тоштекха - артефакта, ставшего краеугольным камнем их культуры. Собственно этот артефакт и есть камень, точнѣе три камня съ общим основанiем. Вокруг этого артефакта вырос город кочевников Луг Тоштек, ставшiй единственным посѣленiем безъ гхойда-нарги. Разполагается город айда-нарги въ Бросовых Зѣмлях - солончаках на восточных окраїнах границы между Огауром и Гхашдором, вокруг озера Небесных Слёз.
Но пѣрвой фигурой въ культурѣ кочевников, выше Тоштекха, является Грышнак Зыз - айган-отшельник, остановившiй кровопролитные войны племён друг съ другом и основавшiй кочевников. Въ дальнѣйшем орки признали и закрѣпили за ним статус Третьего Святого Предка. Среди гхойда-нарги он стал извѣстен какъ Грышнак Миротворец. Но айда-нарги предпочитают его называть Зыыз. Это какъ-то связано съ названiями самих кланов кочевников, которые дѣлятся на три больших вѣтви.
Заам-нар - вѣтвь кочевников объединяющая кланы наёмников. Самая сильная и многочисленная вѣтвь кочевников. Никакого учёта этих орков не ведётся, ибо кланы Заам постоянно нанимаются племенами для участiя въ войнах. Кланы часто гибнут полностью или становятся малочисленны и сливаются съ другими кланами. По своей сути эти кланы объединяют хайгов всѣх мастей, склонных къ кочевой жизни. Какъ и хайги племён, заам слѣдуют кодексу чести, основополагающим правилом которого является выполненiе контракта. Т.е. заам сражаются за своего нанимателя ровно до тѣх пор, пока дѣйствует контракт. Кромѣ того у них есть штрафной перiод во время которого нельзя заключать контракт съ врагами послѣднего нанимателя для участiя въ войнах. Нарушители нещадно карают и объявляют изгоями. Становится наргбулами никому не хочѣтся. Ну а кромѣ участiя въ войнах наёмников также приглашают для охраны караванов, тренировки хайгов племени, патрулированiя границ между племенами, развѣдывательных рейдов. Въ Унгимрошѣ заам-нар имѣют один голос и относятся къ фракцiи новаторов.
Зоон-нар - вѣтвь кланов артистов, танцоров, бардов, игроков, жонглёров, шутов и пр. им подобных. Самая малочисленная вѣтвь кочевников. Какъ уже можно понять изъ состава участников, кочевники этой вѣтви являются странствующими клановыми труппами, зарабатывающими на жизнь равлекательной дѣятельностью. Впрочѣм, у этих кланов есть и тѣневая сторона: контробанда, шпiонаж, заказные убiйства, захват заложников и деверсiонные операцiи. По этой причинѣ кланы зоон никогда не пускают въ посѣленiя и города племён гхойда-нарги, предоставляя им для работы особые площадки. При этом въ Луг Ярукинѣ у зоон-нар есть свой квартал, гдѣ живут их шарку. Въ Унгимрошѣ зоон-нар имѣют один голос и относятся къ фракцiи прагматиков.
Зуул-нар - вѣтвь кланов кочевых чиновников, судей и дипломатов. Являются въ прямом смыслѣ Столпом Орды, обслуживая всю государственную машину Унгимроша. Основные их обязанности состоят въ: разпространенiе решенiй Унгимроша по всѣй Ордѣ, дипломатическiе переговоры между племенами въ случаѣ войны, бюрократическое обслуживанiе Луг Ярукина, Луг Бурзума, Арены, Луг Тоштека, Луг Наквага и торговых городов, мировое судейство между племенами, посредничество между нарги и канди. Единственные орки, у которых есть ещё один тип артекфактов типа колец власти - амулеты зуул. Собственно за счёт этого достигается сугубый нейтралитет между зуул-нар и остальными орками. Въ Унгимрошѣ зуул-нар имѣют один голос и относятся къ фракцiи консерваторов.
Собственно таково общественное устройство на момент прибытiя главных героев въ мiр орков. Какое влiянiе на общественную структуру орков они окажут покажет будущее. =))