У Шекспира комические сцены - обязательно! -- идут перед трагическими.
Даже когда все рушится и падает.
Эфрос слишком трагичен порой - с перебором. Он находит трагическое там, где его нет. Вернее, там, где трагическое - вообще второй слой, скрытый. В том, что мы понимаем: нечто страшное обязательно случится. А герои не понимают и веселятся. Но то один, то другой, замирают иногда и снова вдруг начинают шутить и зубоскалить.
В своей книге Эфрос пишет: Кассио не знал о побеге Дездемоны из дома отца, потому что Кассио задает Яго вопрос "На ком женился Отелло?"
И Яго отвечает: "Не угадаешь"
Вроде бы чисто информативный диалог, ага.
А через акт выясняется, что Кассио с самого начала участвовал в организации побега Дездемоны.
Он помог устроить побег Дездемоне - возможно, соблазнив там горничную.
Яго бы не смог.
Это не дело Яго. Он солдат, "честный малый". У него другое применение (так думает Отелло)
Обида.
Ох, какая страшная штука обида.
Отелло, всегда справедливый и честный, вдруг не дает Яго давно заслуженный чин.
Возможно, Яго поучаствовал бы тоже, но в другой роли. Грубая сила. А Кассио, целуя пальчики, открыл ворота этой тюрьмы.
Ага, ага.
Так что слова Яго про "любимчиков" - совсем не оговор.
Это звучит как оговор, но Яго на самом деле смертельно обижен.
И Кассио спал с Эмилией, женой Яго.
Тот, казалось бы, невинный эпизод, когда Кассио на Крите целует Эмилию, а потом объясняет Яго, что это ВСЕГО ЛИШЬ вежливость.
Эмилия красива.
Ага, ага. Всего лишь вежливость.
И тот, кто наплел Яго про то, что мавр лазил будто бы к его жене - посеял ревность. Ужасную ревность.
Поэтому Яго так жестоко и грубо высмеивает Эмилию.
Он зол. Задето его самолюбие.
Привольная жизнь Отелло, с которой он расстался ради женитьбы - продажные девки?
Нет. Не только. Он экзотика. Его нельзя любить - так он думает. Грубо говоря, мавра знатные дамы использовали для секса. Он уже привык к этому и считал, что так и будет.
Без обнимашек, да. (с) Клиника
А вот она, Дездемона, пожалела его. По настоящему. Увидела, какое мощное это сердце.
Сердце мавра - огромное, это такая мишень, в которую Яго попадет с закрытыми глазами.
Истекающее кровью сердце.
Главный герой трагедии Отелло - Яго?
Нет.
Обнажение характера. Это вообще метод Шекспира. Герой не меняется к финалу, но обнажается его характер. До предела. Зритель участвует в расследовании.
Как обнажение характера Гамлета?
Как обнажение характера Кориолана. И Марка Антония.
И Клеопатры.
И Отелло.
Так вот, возвращаясь к Яго и его реплике.
"Не угадаешь" в ответ на вопрос Кассио "На ком женился Отелло".
Это издевка. Яго в курсе дел Кассио и Отелло -- и дает это понять. Шекспир ничего не забывает. Эта пьеса отрабатывалась десятками и сотнями представлений. Так что там все отшлифовано и отработано до мелочей.
Яго, Яго.
Яго.
А ведь пьеса построена так, что зритель идентифицирует себя с Яго. Забавно.