Врочек Шимун : другие произведения.

Острова в океане: пылающий Отелло

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ошибка Анатолия Эфроса

  У Шекспира комические сцены - обязательно! -- идут перед трагическими.
  Даже когда все рушится и падает.
  Эфрос слишком трагичен порой - с перебором. Он находит трагическое там, где его нет. Вернее, там, где трагическое - вообще второй слой, скрытый. В том, что мы понимаем: нечто страшное обязательно случится. А герои не понимают и веселятся. Но то один, то другой, замирают иногда и снова вдруг начинают шутить и зубоскалить.
  
  В своей книге Эфрос пишет: Кассио не знал о побеге Дездемоны из дома отца, потому что Кассио задает Яго вопрос "На ком женился Отелло?"
  И Яго отвечает: "Не угадаешь"
  Вроде бы чисто информативный диалог, ага.
  А через акт выясняется, что Кассио с самого начала участвовал в организации побега Дездемоны.
  Противоречие? Ошибка?
  Эфрос говорит: Шекспир гений, конечно, но... забыл.
  
  А вот ничего подобного.
  
  Эфрос не прав. Шекспир НИЧЕГО не забывает.
  Конечно, Кассио получил лейтенантство. Но за что?
  Он помог устроить побег Дездемоне - возможно, соблазнив там горничную.
  Яго бы не смог.
  Это не дело Яго. Он солдат, "честный малый". У него другое применение (так думает Отелло)
  Обида.
  Ох, какая страшная штука обида.
  Отелло, всегда справедливый и честный, вдруг не дает Яго давно заслуженный чин.
  Возможно, Яго поучаствовал бы тоже, но в другой роли. Грубая сила. А Кассио, целуя пальчики, открыл ворота этой тюрьмы.
  Ага, ага.
  Так что слова Яго про "любимчиков" - совсем не оговор.
  Это звучит как оговор, но Яго на самом деле смертельно обижен.
  И Кассио спал с Эмилией, женой Яго.
  Тот, казалось бы, невинный эпизод, когда Кассио на Крите целует Эмилию, а потом объясняет Яго, что это ВСЕГО ЛИШЬ вежливость.
  Эмилия красива.
  Ага, ага. Всего лишь вежливость.
  И тот, кто наплел Яго про то, что мавр лазил будто бы к его жене - посеял ревность. Ужасную ревность.
  Поэтому Яго так жестоко и грубо высмеивает Эмилию.
  Он зол. Задето его самолюбие.
  
  Привольная жизнь Отелло, с которой он расстался ради женитьбы - продажные девки?
  Нет. Не только. Он экзотика. Его нельзя любить - так он думает. Грубо говоря, мавра знатные дамы использовали для секса. Он уже привык к этому и считал, что так и будет.
  Без обнимашек, да. (с) Клиника
  А вот она, Дездемона, пожалела его. По настоящему. Увидела, какое мощное это сердце.
  Сердце мавра - огромное, это такая мишень, в которую Яго попадет с закрытыми глазами.
  Истекающее кровью сердце.
  Главный герой трагедии Отелло - Яго?
  Нет.
  Обнажение характера. Это вообще метод Шекспира. Герой не меняется к финалу, но обнажается его характер. До предела. Зритель участвует в расследовании.
  Как обнажение характера Гамлета?
  Как обнажение характера Кориолана. И Марка Антония.
  И Клеопатры.
  И Отелло.
  
  Так вот, возвращаясь к Яго и его реплике.
  
  "Не угадаешь" в ответ на вопрос Кассио "На ком женился Отелло".
  Это издевка. Яго в курсе дел Кассио и Отелло -- и дает это понять. Шекспир ничего не забывает. Эта пьеса отрабатывалась десятками и сотнями представлений. Так что там все отшлифовано и отработано до мелочей.
  Яго, Яго.
  Яго. А ведь пьеса построена так, что зритель идентифицирует себя с Яго. Забавно.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"