Аннотация: Размышления о плачевной ситуации с философией в наши дни
Авгиевы конюшни философии
В наши дни ситуация с философией напоминает на ситуацию с авгиевыми конюшнями, до верху заполненными живностью вместе с её кормами и пахучими продуктами её жизнедеятельности.
Это смущает мировое философское сообщество ничуть не более, чем смущает жуков-навозников условия их повседневной работы. Чем больше навоза, тем больше материалов для философской критики...
К тому же, в наши дни всевозможных философий развелось великое множество. Так что есть и что обобщить, и что покритиковать. Хотя уже и появились писания о закате философии.
И что с того? На худой конец можно и создать и некую надстройку над знанием философии. Типа уже создаваемой метафилософии. И начать всё с начала. Благо что потребность в услугах философов в мире ещё не исчерпана. Их ещё готовы кормить и терпеть. А это для философского сообщества и есть самое главное.
Исходя из всего вышеизложенного возникла у меня идея о том, что если уж нельзя разобраться с авгиевыми конюшнями философии по примеру Геракла, то можно попытаться хотя бы объяснить мои читателям кое-что по части философии.
***
Начать это моё объяснение по уму следует с того, что на сегодня в мире уже развелось философий больше, чем религий. Причём у каждой из них своя специфическая система понятий, свои представления о предназначении и границах философии, и так далее. Словом, всё своё.
Так что, объединяющим фактором, общим в наши дни для всех философов, является лишь то обстоятельство, что они единообразно осознают, что им нужно за чей-то счёт харчеваться.
И они всегда и везде получают свои харчи из разных рук, хотя по большому счёту харчуются за счёт населения, вовсе не нуждающегося в их сомнительных услугах.
***
Далее. На что в реале могут рассчитывать от овладения знания философии? На повышение своего культурного уровня. А на что же ещё?
Ведь в России, где своей собственной философии никогда не было, а во времена СССР практиковалось лишь изучение философии так называемого диалектического материализма, которого тоже в реале не было, даже на это трудно было рассчитывать.
Тем более, что законы диалектики у неё были не свои собственные, а всего лишь заимствованные из идеалистической философии Гегеля, которую обещали поставить со временем с головы на ноги, но так и не удосужились произвести этот переворот.
А всё остальное богатство в реале не существующей философии марксизма-ленинизма в реале содержалось в краткой статье Сталина о диалектическом и историческом материализме, которую нашим философам надлежало воспеть. Вот они и воспевали её более семи десятков лет...
***
Допустим, что в реале можно рассчитывать на овладение философской системой Гегеля, хотя сделать это весьма мудрено. И что с того? Ведь со времён Гегеля, совершившего великое таинство философского осмысления всевозможного знания на тот момент и его обобщения в рамках собственной философской системы объективного идеализма, прошли столетия.
А нам подобного философского обобщения и осмысления современного знания в рамках бог весть какой философской системы ещё столетия ждать придётся. К тому же создание философских систем вообще в наши дни уже вышло из моды.
***
Кстати, для ответа на вопрос о том, на что в реале можно рассчитывать путём освоения философией, не мешало бы заглянуть в энциклопедии и Википедии, где подробно расписан состав философского знания.
Там есть вывески, выглядящие весьма заманчиво. Чего стоит одна вывеска диалектической логики! Как же заманчиво ей овладеть... Самому изучить её по книгам великого философа Гегеля или сходить куда-нибудь поучиться?
Например, на философский факультет МГУ или же стоит получить примерно то же самое из рук всевозможных сэнсеев, всегда готовых за ваши денежки и поучить чему угодно вам, и полечить от всех известных и неизвестных болезней.
***
Считаю долгом своим перед моими читателями сказать им о том, что диалектической логикой овладеть таким путём принципиально невозможно. Дело в том, что диалектическая логика, как и формальная логика изучается в школе жизни. Об этом ещё Ленин писал по части формальной логики.
А диалектическая логика представляет собой набор, состоящий из множества логик. Начиная от женской логики и кончая непостижимой логикой руководства. Вот и вся сермяжная правда о диалектической логике.
***
Что же касается техники разрешения противоречий, (относящейся уже к компетенции диалектики, а не диалектической логики), то она тоже порой изучается в школе жизни. Иногда на питерской улице. А лучше всего на зоне.
Ведь именно там за столетия и даже тысячелетия был накоплен громадный опыт по этой части, поскольку именно там чаще всего нарабатывался опыт по части разрешения противоречий на всевозможных разборках.
Должен ещё раз напомнить вам о том, что не следует путать диалектическую логику с диалектикой, поскольку диалектика более широкое понятие, включающее в себя и диалектическую логику.
Диалектике в принципе научиться можно. А в реале- уж как получится...
***
Далее. Изучая состав знания философии по энциклопедиям и Википедиям, мы найдём там и другие заманчивые вывески.
Чего стоит лишь одна вывеска по части теории познания!
Только я не советую вам покупаться на эту пустейшую вывеску, поскольку за ней нет ничего конкретного и полезного. Ведь нечто подобное уже было на заре создания ТРИЗ. В те времена была уже абстрактная теория изобретательства, ничего путного практикам изобретательства не давшая.
Пустейшая болтовня об изобретательстве вообще того же пошиба, что и разговоры об охоте вообще. То есть без разделения охоты на блох и охоты на слонов и даже без выделения тихой грибной охоты.
Того же пошиба и отраслевые разделы философии типа философии науки (вообще) и философии техники (вообще). Стоит ли попусту растрачивать на их изучение драгоценное время и без того короткой жизни?
***
Ответ на этот вопрос в свете вышеизложенного показался мне до того очевидным, что я позабыл обо всех премудростях диалектики. Так что я задавал этот вопрос студентам философских факультетов наших универов, как чисто риторический вопрос, наивно полагая, что на него возможен лишь отрицательный ответ.
А они мне дали ответ положительный!
Тогда я спросил их о том, чего ради они там учатся. А они мне на это ответили:
- Ради того, чтобы весело и со вкусом провести студенческие годы!
Вот вам и вся их студенческая логика, и вся освоенная ими (и мной) в школе жизни диалектика!