Soft wind : другие произведения.

Вк-2: Маленькая забавная трагедия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Маленькая забавная трагедия.

1-й акт.

  
   У меня абсолютный слух, поэтому я живу при выключенных радио и телевизоре. Но тонкие стены наших домов не могут служить преградой для грубых и диких звуков, и зачастую домашние вечера превращаются в мучение.
   Сегодня какой-то олух взялся за пианино. Он, вероятно, никогда не слышал, что этот инструмент создан для извлечения мелодий и пытался выудить из него что-то другое; он тренькал на бедном инструменте, пиликал, бренчал, и впечатление было таким, будто он нажимает на клавиши не пальцами, а головой. Я терпела десять минут, двадцать, полчаса, потом спустилась к двери нижней квартиры и надавила на кнопку звонка.
   Пианинное блеянье прекратилось; не сразу, но дверь открыли. Два олуха, лет по двадцать пять, трезвые, но на лицах выражения первоклассников, добравшихся до запретной бертолетовой соли. Они сразу поняли, чем вызвано моё появление. Я похлопала в ладоши и сказала:
   -- Концерт окончен?
   Один (привлекательный мальчик с чёрными глазами) смущённо проговорил: "Ой, а мы не подумали..." А второй (некрасивый, высокий, нескладный) сказал:
  -- Да? А мы только начали! - и задержал мой взгляд.
   Ну, этот тип мне знаком: человек, который никогда не теряется и считает, что лучший способ защиты - это атака. Иногда за этим ничего не кроется, иногда кроется очень многое. А у его приятеля, подумала я, есть немного совести. Мы плохо знаем своих соседей, но этих двоих я никогда раньше не видела. Они наряжены в заляпанные комбинезоны и старенькие рубашки. Высокий "пианист" перехватил мой взгляд и, в свою очередь, начал разглядывать меня.
   -- Мы тут целый день пашем как проклятые, решили передохнуть...
   -- Музыкальная пауза, -- скромно вставляет красивый молодой человек. Но приятель плотно закрывает ему рот:
   - Знаете анекдот? Приезжают менты: "Нам сообщили, что вы издеваетесь над Шопеном"... Согласен, не смешно... Да вы проходите, посмотрите, что мы тут делаем.
   Ни вешалки, ни обувных полочек нет; из обшарпанной стены торчит одинокий гвоздик. В большой комнате, в которую открыта дверь, возле одной из стен косо стоит неплотно придвинутый диван, а посередине комнаты -- пианино. На полу куча хлама и старых газет.
   -- Какой прекрасный инструмент!
   Мусор мне не помеха. Руки тянутся к ряду гладких клавиш. Мы с инструментом дружно, любовно проигрываем начало бетховенской сонаты.
   Обернувшись, я замечаю, что приятели переглядываются - и высокий удобно усаживается на диванчик.
   -- А дальше? Продолжайте (Мне). Лёшка, что расселся? (Хотя тот и не думал садиться). Стул даме... Смотри там, без клея, газетку подложи, -- командует он, и вторая cкрипка всё исполняет, тащит мне откуда-то стул и застилает его. -- Сядь, не торчи. Рот закрой, уши раскрой. Настройся. Это ж тебе не "Чашку кофею я тебе налью". Концерт для фортепианы с оркестрой!
   Дурачится. Но с Бетховеном не подурачишься. Снова я оборачиваюсь, чтобы поймать удивлённый, восторженный взгляд красивого Лёши и скептический -- его тощего и ловкого приятеля, который тут же начинает корчить из себя знатока:
   -- Недурно-недурно. Что за альфа такая?
   -- Гамма, -- поправляет Лёша.
   -- Сам знаю, что гамма. Мы вообще, золотце, физики.
   -- Эйнштейны, -- вставляет Лёша.
   -- Да! Но, ввиду полного забвения государством нужд науки, занимаемся временно ремонтом чужой квартиры.
   Я поднимаюсь с улыбкой.
  -- Хорошо, не буду вам мешать.
   Высокий тут же ненавязчиво возникает у меня на дороге.
   -- Ну нет, мы так не договаривались. Вы, можно сказать, влили в нас вдохновение, просветили заблудшие души. Извольте автограф.
   -- Зачем?
   -- Как зачем? Чтобы могли всем рассказывать: лично знакомы с такой-то, всемирной знаменитостью. Как вас? Барбра Стрэйзонд, Ванесса Мэй?
   -- До свидания, мальчики.
   -- За что вы с нами так? Жестоко. Лёшка, что ты молчишь? Не хочешь автограф? Ведь хочешь, а всё я. Ну, посмотрите на него. Ничего, симпатяга, да? Вы не обращайте внимания, что он всё время молчит и вид у него туповатый...
   -- Получишь, -- бормочет Лёша.
   -- Вы так потрясающе, бесподобно, божественно сыграли нам Шопена...
   -- Бетховена.
   -- Пардон. Что мы потрясены, оглушены и жаждем узнать ваше имя.
   -- Ох, Сашка, и язык у тебя, -- не выдерживает Лёша.
   -- Завидуешь? Завидует!
   -- Так я пойду?
   -- А автограф?.. Да вот, прямо на обоях... Лёшка! Что стоишь точно пень! Проводи девушку.
   -- Куда?
   -- До двери, куда! Проследи, чтобы не споткнулась, не оступилась... До её двери, родной! Ох, братца бог послал. - И Саша поднимает глаза к Богу.
  -- Вы братья? -- не верится мне.
   Саша опускает глаза.
   -- Да, только очень дальние. Моя троюродная тётка вышла в четвёртый раз замуж, и у сестры её четвёртого мужа есть двоюродный брат, так вот он -- Лёшкин папа...
   -- Идёмте, -- шепчет Лёша и ведёт меня к двери.
   -- Можете им попользоваться, не жалко. Всё равно с него никакого толку. Лёшка, доставь барышню в целости-сохранности. Наркоманы эти в подъездах, маньяки, сволочь всякая. Адью, -- и, выпроводив нас за порог и попрощавшись шутовским поклоном, Саша захлопывает дверь.
   Я оборачиваюсь к Лёше и улыбаюсь ему, а он улыбается мне. У него застенчивая улыбка и красивые - ах, я уже говорила - глаза. И весь он гладенький и приятный.
   -- Вы живёте на втором этаже? - спрашивает он.
   -- Да. Не называй меня на вы. Вы, правда, физики?
   -- Да слушай ты его. Космонавты мы.
   -- И не братья?
   -- Нет, однокурсники. Мы студенты. Подрабатываем тут. А тебя как зовут? -- решается он.
   -- Эллина.
   По-видимому, он никогда не слышал такого имени. Удивлённо он спрашивает:
  -- Сокращённо -- Эля?
  -- Нет, никто не зовёт меня Эля. Эллина.
  -- А вы... а ты ещё придёшь? -- и отводит взгляд.
  -- Зачем?
  -- Ну... поиграть.
  -- Да ведь у меня свой инструмент есть. Но спасибо.
   Мы стоим у двери. Он топчется и не уходит, приходится пригласить его в квартиру. Он ходит по комнатам с робостью гостя, восхищается безделушками и поглядывает на меня вопросительно. Сначала он молчит, как будто чего-то ждёт, на каждоё моё слово, замечание отвечает признательным взглядом и смущённой улыбкой. Не зная, что с ним делать, я предлагаю ему посмотреть фотографии. Понемногу он начинает рассказывать о себе, о своей семье, о студенческой жизни, и его мягкие глаза всё чаще останавливаются на мне. Он так красиво сделан, что характер полностью затушёвывается его привлекательностью. Я долго говорю с ним, пытаюсь определить, что он за человек.
   Расстаёмся мы, когда начинает темнеть и насыщенная красками керамическая ваза на столике становится силуэтом...
  
   Несколько дней спустя я тащу домой арбуз и ругаю себя за то, что взяла такой тяжёлый. Ручки пакета, конечно, оборвались, у меня в руках ещё сумка с помидорами и сумочка на плече. Кто-то бесцеремонно выхватывает у меня арбуз.
   -- Ух ты, какие люди! Запросто ходят по улице.
   Саша лихо подкидывает арбуз на ладони, но ловить шесть киллограммов одной рукой всё же не решается и ловит двумя руками.
   -- Добрый день, -- говорю я достаточно сухо.
   -- Арбуз -- это клёво. Сидит сейчас Лёшик и мечтает: принёс бы кто арбузика. А мы - вот.
   -- Вы доклеили обои? -- настаиваю я на сдержанности своим сдержанным тоном.
   -- А как же. Пока вы там с Лёшкой пять часов трепались, я - вкалывал. Сегодня его очередь.
   В приличном костюме Саша выглядит лучше, не так худо и нескладно, как в просторном комбинезоне, и его высокая фигура смотрелась бы очень благородно, если бы не лицо, выражения которого постоянно меняются, и ускользающие глаза, неискренние, готовые изобразить любое чувство.
   Мы заходим в подъезд. У двери нижней квартиры я оборачиваюсь и протягиваю руки.
   -- Благодарю и до свидания.
   Но Саша ловко отводит руки с арбузом.
   -- Как "до свидания"? Это что же, мы такие сволочи, сами будем хавать твой арбуз, а тебе дудочки?
   Я не успеваю ничего сказать, он поворачивается спиной к двери и колошматит в неё ботинком.
   -- Эге! Ау! Лёха! Лёшка! Ты что, уснул?
   -- Саша, перестаньте... Отдайте мне арбуз.
   -- Лёха, ау!
   -- Сашка, придурочный, -- говорит Лёша за дверью и открывает дверь.
   Саша тут же небрежно кидает ему арбуз, который Лёша чудом ловит, и переступает порог, ворча:
   -- Ишь какая -- отдай ей арбуз. Лёха, можно сказать, тоскует, не спит, не ест. Околдовала...
   Наши с Лёшей глаза встречаются.
   -- Сашка, что ты мелешь? -- бормочет Лёша и краснеет.
  
   Так это началось.
  

2-й акт.

   Я расчёсываю свои вьющиеся волосы, любуясь в зеркале гладкостью своего нарядного халата. Я жду Лёшу. С того "арбузного" дня он приходит почти каждый вечер... Да нет, почему же почти? - он приходит каждый вечер. Звонок. Я открываю дверь и вижу не Лёшу, а Сашу. Небритый подбородок, плечо впечатано в стену. Небрежное "Привет!" и пренебрежительное окидыванье меня скользящим взглядом. Очень трудно бессловесно вытерпеть этот взгляд.
   -- Здравствуй! Как хорошо, что ты пришёл.
   Это сбивает его с толку.
   -- Я?
   -- Ты! Ты один? -- моё лицо светится, голос нежно скользит вниз. -- Как хорошо, что ты пришёл. Заходи.
   Саша ошалевает, но, поскольку пасовать он не привык, решительно переступает порог.
   -- Я пришёл сказать, что Лёша...
   Не слушая, я смотрю на него с нежностью.
   -- Наконец ты пришёл.
   Он совсем ничего не понимает, но, благодаря моей стремительной атаке, оказывается в квартире и опускается в гостевое кресло.
   -- Чай? Кофе? Шоколад? Конфеты? Чай с лимоном?
   -- Да погоди ты. Я пришёл сказать, что Лёша...
   Я спрашиваю нетерпеливо и равнодушно:
   -- Что Лёша?
   -- У Лёхи мать в больницу положили...
   -- Вот и хорошо.
   -- Что хорошо?
   -- Значит, он не придёт сегодня?
   Я быстро накрываю салфеткой столик и загружаю его до краёв: сахарница, чашки, вазочки. Я сажусь на толстый валик второго кресла и не спускаю с гостя глаз. Чтобы скрыть растерянность, он храбрится и осматривает комнату.
   -- Ничего квартирка.
   Я вскакиваю, подаю ему блюдце с чашкой.
   -- Чего ты прыгаешь? Прыгает. Я и сам бы взял.
   Он утыкается взглядом в чашку.
   -- Печенье... -- предлагает мой голос, скользя.
   -- Да не ем я печенье.
   В голосе досада и даже раздражение, вызванное непониманием. Украдкой подбирается он ко мне взглядом: что я задумала?
   Без желания отпивает он чай.
  -- Что чай? Вот пиво.
   Я спрашиваю:
   - А музыка? Хочешь живой музыки? Шопен, Бетховен, Лист? Хочешь рапсодию Листа?
   Я соскальзываю с подлокотника, лечу к пианино, падаю боком на скользский табурет, открываю крышку, опускаю руки на клавиатуру...
   -- Хорошо? -- оборачиваюсь я, закрывая крышку.
   -- Да.
   Он так и не выпил чай, и тот остыл.
   -- Ну ладно, я пошёл.
   -- Не уходи.
   Он только хлопает глазами. Вопросительно он впивается взглядом в моё лицо. Ему кажется, вот-вот -- и он сможет меня разоблачить.
   Украдкой поднимаю я глаза на часы над Сашиной головой и даю себе слово, что он уйдёт от меня не раньше девяти часов, ни минутой раньше. Он успевает заметить мой взгляд и обернуться, но ему не понять, куда я смотрела.
   -- Так, говоришь, рапсодия?
   Его изменчивые глаза принимают на мгновение определённое, жёсткое выражение.
   -- А Лёша?
   Улыбка рвётся на мои губы, я не пускаю её.
   -- Лёша? Причём тут Лёша?
   Улыбка всё же прорывается и -- торжествует.
   -- Зачем нам Лёша?
   Он опускает глаза первым. Крючок, на который я его ловлю, цепляет его и входит в горло, но как настоящий мужчина он не сдаётся.
   Он достаёт пачку "Президента" и вертит её пальцами, переставляя с ребра на ребро.
   -- Курить у тебя, конечно, нельзя.
   -- Тебе -- всё можно.
   Перебор. Он снова настораживается.
   Я потягиваюсь.
   -- Ну, ковбой, мне скучно, развлеки меня. Можешь почитать мне стихи.
   Он хмыкает, это предложение развлекло и отвлекло его.
   -- Стихи? А это идея! "Я поэт, зовусь я Цветик. От меня вам всем приветик". Во! Нравится? "Я поэт, зовуся Знайка. От меня вам балалайка". Класс!
   Я медленно подхожу к нему, улыбаясь:
   -- "Я вас люблю. Хоть я бешусь. Хоть это труд и стыд напрасный. И в этой глупости несчастной у ваших ног я признаюсь".
   Я сажусь на ковёр возле его кресла.
   Он настораживается. Он смотрит на меня сверху.
   - М-да. - Он поджигает сигарету, но выжидательно держит её в руке. - Так ты у нас не только музыкантша, но и поэтесса.
   - Я не поэтесса. А вот был такой поэт - Пушкин....
   - Ну, куда нам до Александра Сергеевича! А ведь я, гм, тоже, - неожиданно усмехается он, - Александр Сергеевич.
   С глубокомысленным видом выпускает он дым и упирается взглядом в сахарницу, изучая узор, и, наконец, говорит безразличным, размышляющим тоном:
   - Пушкин, он был не дурак, да... Пушкин.
   Я улыбаюсь и протягиваю руку за сигаретой.
   - Не понял, - говорит Саша, но протягивает мне пачку. - А что, Лёха говорил, что ты не куришь.
  -- Так ведь ты ему не скажешь? Лёха, - улыбаюсь я, - многого не знает.
  -- Лёша, - закурив и затянувшись, говорю я, - такой милый мальчик. Хороший мальчик. - Резкий взгляд в Сашу, в самую глубину его глаз. - Я не люблю хороших мальчиков.
   Саша перемещается в кресле, как в театре, когда, предчувствуя новый поворот спектакля, зритель ищет опоры, боясь отвести глаза от сцены.
   Он смотрит на меня в упор. И я знаю, что, пока взгляд его неподвижен, он сопоставляет события.
   - Та-ак... а я думал, тут у вас...
   - Иногда полезнее не думать.
  -- Хм. Так чего ж он таскается сюда каждый вечер?
   Улыбнувшись загадочно, медленно поведя рукой, быстро и точно сбросив пепел, я говорю:
   - От работы увиливает.
   Расхохотавшись, Саша расслабляется наконец. Откидывается в кресле. Шутка ему понравилась. Я продолжаю:
   - Ну, ходит человек. Мне не жалко. Может, он мой поклонник и обожает музыку.
   Протяжное хмыканье над моим ухом.
   - Лёха? Он - ну да. Фанат Генделя и Баха. А что-то он про женитьбу начал намекать? Пора, мол...
   - И кто невеста?..
   Эти мужчины не успокоятся, пока не расставят все точки и не выяснят всё до конца. Они стремятся раздеть не только женщину, но и факты, раздеть и разглядеть под ярким светом, чтобы никаких неясностей, не догадываясь, что прелесть именно в догадках и тайнах.
   Беззаботно, со спокойствием человека, который ни в чём не виновен, я плавно тушу сигарету.
   - Правда? Забавно.
   - Что ж тут забавного?
   - Так, забавно.
   Некоторое время мы проводим в молчании - беседа иссякла. Потом Саша делает вид, что встаёт, или действительно хочет встать, и я говорю, не меняя позы:
  -- Вопрос не в том, почему ко мне ходит Лёха. Вопрос, почему ты не приходишь.
   Он остался сидеть, а я поднимаюсь неторопливо и иду к пианино. Я разрозненно перебираю клавиши. Я стою спиной к собеседнику, и это сейчас самое верное положение которое я могла бы избрать: у него есть возможность обдумать ситуацию. Обдумав, он спрашивает, маскируя серьёзность тона под легкомыслие:
  -- А что, надо было?
   Я поворачиваюсь к нему.
  -- Тебе виднее.
   Я наслаждаюсь игрой иронии и полунамёков, когда говоримые слова не только не отражают суть, но завешивают её несколькими слоями, плотно, надёжно, а на истину намекают глаза, жесты, движение уголков губ. Саша смотрит на меня, и я знаю, что ему знакома моя игра и он способен заглянуть за занавесь из слов.
  -- Мы, - мягко-обволакивающе говорю я, - конечно, любим вить верёвки. Но любим мы не тех, из кого их можно вить.
   Он опускает глаза и внимательно смотрит на свои тонкие пальцы.
  -- А любите вы, женщины, - говорит он, - это дело. Ох как любите.
   И я вдруг вижу в его глазах озлобление.
   Решительно он встаёт из-за столика и натыкается на меня, и обойти меня невозможно, хотя вокруг метры и метры свободного пространства.
   - Ну? -- спрашивает он.
   - Ты уходишь?
   - Да так... Лёхи снова нет, а работа не ждёт. До свидания. Спасибо за чай... за печенье. Я пошёл.
   - Когда ты придёшь?
   Он смотрит на меня, прищурившись. Он снова чувствует крючок, но на этот раз, если только я попытаюсь глубже ввести его, он готов вырвать его незамедлительно. Невольно я наступила где-то на что-то. Я чувствую, что он исчерпан и нельзя сегодня больше давить на него.
   Медленно (не забыв взглянуть на часы: семь минут десятого) я отступаю, и, проследив за мной взглядом, которым стерегут врага, чтобы он не нанёс удар сзади, он уходит.
  

* * *

   Звонок. На пороге оба. Я успеваю встретиться с Сашей взглядом и заметить, что он сегодня выбрит и даже пахнет чем-то. Но я равнодушно перевожу взгляд на Лёшу.
   -- Лёша, Лёшенька. Как мама? Я так скучала без тебя вчера.
   Я обласкиваю его взглядом, его улыбка становится польщённой. Я кладу руку ему на плечо как близкому человеку.
   -- Заходи.
   О Саше ни слова. Он топчется за Лёшиным плечом.
   -- А мы тут с Санькой это... -- оглядывается на него Лёша, как бы удивляясь, куда испарилась бойкость приятеля.
   -- Получите и распишитесь, -- произносит Саша твёрдо сквозь зубы, разворачиваясь на каблуке. -- А у меня дела. Всего.
   Лёша удивлённо провожает его взглядом, но ему некогда задуматься над странным поведением друга, потому что совсем близко я, он тянется за мной и забывает о приятеле.
   Лёша усаживается на своё привычное место - на диванчик, с которым уже сроднился, и считает за своё законное место. Я сажусь поближе к нему, он целомудренно опускает глаза и ждёт, что я начну расспрашивать его о здоровье мамы. Я расспрашиваю. И попутно улыбаюсь нежно, загадочно. Лёша кидает на меня несмелый боковой взгляд. Как только я на минутку отворачиваюсь, он просто прикипает ко мне взглядом. Мне всё кажется, что он хочет потрогать меня, но не решается.
   Так продолжается с час. Наконец, когда от улыбок и любезностей у меня сводит скулы, я небрежно - и ради этого момента я так старательно поощряла его - "вспоминаю":
   -- Вчера твой друг заходил сказать, что ты не придёшь. Я пыталась угостить его, разговорить, но он... дикий он какой-то. Мне кажется, он очень меня не любит.
   - Ты не обращай внимания, он не к тебе лично, он вообще, -- оправдывает друга Лёша. -- У него девушка была, он с ней встречался два года, а она вышла замуж за другого. Так он скрипит на женщин. Но к тебе он - нет... ты ему нравишься.
   -- Да? - озадаченно улыбаюсь я. - Не похоже...

3-й акт.

  
   Сейчас снова в моде длинные юбки с глубоким разрезом спереди. Длинная чёрная юбка с разрезом, тонкий золотистый джемпер, распущенные волосы -- мой концертный наряд.
   Саша открывает дверь. Мрачно, бездушно меряет меня взглядом. Ослепительная улыбка играет на моих губах.
   -- Лёши нет, -- сообщают мне сугубо официально.
   Выждав время, Саша поднимает глаза от моих туфелек и смотрит мне в глаза.
   -- Можно? -- мягко спрашиваю я. -- Ты ведь не боишься?
   Слово "боишься" попадает в точку, оно сминает его лицо в гримасу. В ней досада и презрение. Он отходит от порога, идёт в кухню и берёт в руки линейку.
   Я стою в дверях и наблюдаю за ним. Я зову его взглядом, пытаюсь заставить обратить на меня внимание. Никакой реакции. Он не смотрит на меня. Работает он ловко и немножечко зло, отмеряя какие-то линии на стене. Но нельзя их мерить больше, чем нужно, и, хочет Саша этого или нет, наступает перерыв.
   - Тебе не скучно здесь одному? - спрашиваю я. - Я думала, тебе скучно...
   - Слушай, золотце, - он по-прежнему смотрит на мёртвые железные вещи, только не на меня, - не люблю я эти игры. Ты встречаешься с Лёшкой...
   Возможно, он ждёт опровержения, но его не следует.
   Он откладывает линейку и садится на табуретку. Я тихонько приближаюсь и стою, скромная и виноватая - но не чрезмерно.
   Выждав паузу и увидев, что за её время я никуда не делась, он неприязненно оглядывает меня.
   - Так... Ты зачем пришла? - с вызовом берётся он за новый инструмент.
   - Можно позаниматься за вашим пианино? В моём клавиша западает.
   Это его слегка удивляет. Пожав плечами, он кивает на дверь так, что можно понять: пианино в полном моём распоряжении.
   Я вхожу в по-прежнему пустую комнату, которая стала за эти дни чище, светлее. Она почти готова. В ней легко дышится свежестью ремонта...
   Ах, у вас характер. У меня тоже.
   Я усаживаюсь за пианино и, стараясь не обращать внимания на стук и визжание, доносящиеся из кухни, обдумываю ситуацию. Руки, независимо от меня, думают что-то своё и, как только шум затихает, начинают первую часть четырнадцатой сонаты. Она успокаивает, заставляет сосредоточиться. Я перебираю клавиши, как священник чётки, и меня затягивает работа.
   Есть те, кто думает, что играть на пианино легко, просто и приятно. Со стороны это так и есть, но на самом деле это сущая каторга. Когда только начинаешь работать с пьесой, походишь на ребёнка, который научился ползать, но никак не может начать ходить. Когда я выходила из дома, то захватила ноты наугад, и теперь у меня на руках оказалась новая пьеса современного японского автора, очень мало похожая на мелодичные, переливчатые произведения, которые обычно исполняют на пианино. В большинстве случаев я могу играть с листа, но тут мне приходилось каждую секунду сверяться с партитурой и нажимать на клавиши так медленно, будто я начинающая ученица музыкальной школы.
   Однако я рада трудности работы - она увлекла меня.
   Когда клавиши начинают выскальзывать из-под утомившихся пальцев и я начинаю делать ошибки, я отстраняюсь от клавиатуры и начинаю растирать потерявшие гибкость пальцы. И в этот момент понимаю, что я уже не одна.
   Я резко оборачиваюсь с естественно недовольным видом человека, которому не нравится, что за ним наблюдали, когда он не знал об этом. Саша, подперев плечом дверной косяк, спокойно смотрит на меня, опустив подбородок на рукоятку отвёртки.
   Он переворачивает отвёртку и острым концом слегка царапает себя за ухом.
   - Так что, говоришь, музыканты тоже вкалывают - как и строители?
   Саша подходит, опирается локтем о пианино, поигрывая отвёрткой.
   - Хочешь чай? - интересуется он. - Там у нас чего-то ещё осталось...
  -- Нет, просто воды, если можно.
  -- Чего ж нельзя?
   Он приносит стакан воды, я заглядываю в него с недоверием.
  -- Из-под крана?
  -- Из чайника!
   Пока я пью, Саша, не спуская с меня глаз, вытряхивает сигарету из пачки. Он курит так спокойно, методично, будто что-то тщательно обдумывает. У курящих мужчин всегда вид такой, будто они что-то обдумывают.
   - Пошли, - говорит он и решительно втыкает сигарету в пепельницу.
   - Куда? - удивляюсь я.
   - К тебе. Клавиша западает? - И я наконец обращаю должное внимание на отвёртку в его руке.
   - Да.
   - Ну, идём... - Пауза. Многозначительный взгляд. - Поглядим.
   Он играет отвёрткой и думает, что так же он играет и моей судьбой.
   - Идём, - остаётся сказать мне.
   А ловушка хороша! Он идёт по лестнице впереди меня и не видит, как сзади я корчусь от бесшумного смеха. Неужели до сих пор он не понимает?..
   - Какая? - спрашивает он, застыв с отвёрткой над клавиатурой.
   - Фа первой октавы.
   Сморщившись, он сам начинает нажимать все клавиши. На фа в комнате застывает долгий звук.
   Я подхожу неслышно и прижимаюсь щекой к его спине.
   Саша стоит, опустив руки, но я знаю, я уже знаю, что всё будет по моему сценарию
   - В холодильнике есть пиво - целых три бутылки. И даже шампанское, - шепчу я.
   Саша поворачивается и приподнимает на ладони мои волосы, как бы оценивая их вес, оценивая вместе с ними и меня.
   Спокойно я улыбаюсь и выдерживаю проницательный взгляд его серых, как потревоженное море, глаз.
   - Так ты не хочешь пива? - кротко, очень кротко спрашиваю я.
   Через минуту в тишине раздаётся одинокий писк - это мы зацепили клавишу на пианино, по иронии вещей ту самую фа: она жалобно пожаловалась на нашу грубость - и замолчала.
  
  

4-й акт.

  
   Хочется спать, и нет никаких больше сил смотреть в прекрасные Лёшины глаза...
   Я закрываю глаза и вызываю в памяти Сашину хватку, но нет, так нельзя, я ведь обещала себе...
   С трудом я выпроваживаю Лёшу, сославшись на то, что надо готовиться к концерту. Я подхожу к пианино, заставляю себя открыть крышку, установить ноты. Но в какой-то момент я замечаю, что руки играют совсем не то, что они должны были играть, а наигрывают песенку: "Ой, Лёха-Лёха, мне без тебя так плохо". Нервно я обрываю мелодию.
   И тут же две руки отнимают меня от пианино, отрывают от стула.
   Жёсткий, захватывающий поцелуй в щёку.
  -- Здравствуй, малыш. Знаешь, что я придумал? - Саша, весёлый, чистый, непривычно светлый, разворачивает меня и заглядывает в моё лицо, серое от напряжения, его довольная улыбка гаснет. - Ого!
   Я пытаюсь взять себя в руки, до предела напрягаюсь. Но огромное утомление и внезапность сбивают меня с ног, я срываюсь, я не успеваю дотянуться до маски.
   Понимаю только, что у меня стучит в голове, из-за того, что Лёшенька, этот сладкий идиот, плохо захлопнул дверь.
   Я отрываю от себя эти руки.
  -- Оставь меня в покое! Кто тебе позволил? Это не твой день! - кажется, кричу я.
   Он отшатывается в недоумении. Но потом вдруг улыбается.
   - Ну ладно, не сердись. Я ж не знал, что тебя нельзя трогать, когда ты занимаешься. Ох, нервишки у талантов.
   Но вид моего взбешённого лица смущает его. Он хочет спросить, что не так, но я его опережаю.
   - Я не люблю, когда меня трогают, если я занимаюсь, я не люблю, когда в мою квартиру входят без звонка!
   - Мне - можно? - замечает он ошарашенно.
  -- А кто ты такой, чтобы тебе было можно?!
   Конечно, он теряет дар речи. Необычайно близкое и ласковое его лицо становится холодной восковой маской.
   Он нервно шарит в карманах.
  -- Так... - говорит он. - Ясно...
   Он так далеко запрокидывает голову, что я вижу, как удила режут ему рот. Что-то вроде жалости шевелится в моём сердце.
   - Вот значит как, - говорит он с ненавистью.
   Вот значит так!
   "У него была девушка, и она вышла замуж за другого".
   Я не успеваю договорить про себя эту фразу, как он в ярости хлопает дверью.
  

* * *

  
   Cначала были осторожные, вопросительные звонки с длинными интервалами, я легко узнавала Лёшину руку. Он приходил четыре раза и каждый раз одинаково звонил, последний раз немного более нетерпеливо и отчаянно. Я и не думала подниматься. Но двадцать минут спустя вдруг раздалась такая трель, что звонок испуганно захлебнулся. Его снова нажали, он снова захлебнулся и начал бесперерывно икать и захлёбываться; так продолжалось полчаса. Звонок выдыхался, срывал голос, но его нажимали снова и снова, и он не мог поднять бунт и отказаться звонить, потому что не был живым и строго следовал схеме, которая обязывала его звонить при нажатии кнопки.
   Он захлёбывался звоном, я -- сухой злобой. Наконец открылась дверь напротив и соседи начали выяснять отношения. Я различала в ругани тембр Сашиного голоса. После бесплодных переговоров соседи захлопнули дверь, а Саша продолжал звонить.
   И он победил меня. Я распахнула дверь.
   Он переступает порог, дверь захлопывается.
   - Укрепляешь нервную систему? - спрашивает он.
   - Наслаждаюсь разнообразием мелодий дверного звонка. Чем обязана?
   - Ладно, - говорит он. В голосе презрение. - Ладно ты, артистка! Ладно я! Но Лёху зачем? Он же мальчишка, дурак!..
  -- Кто? - удивляюсь я. Даже ресницы у меня трепещут от удивления. - Лёха? Ну, мой милый, я бы не спешила давать человеку столь низкую оценку, даже если он твой друг. Лёха, уверяю тебя, не дурак.
   И я подталкиваю его взгляд к фотографии, которая весь этот месяц стояла на пианино. На ней я и солидный мужчина с неулыбающимися глазами, который тщётно пытается выглядеть обаятельным, но выглядит настороженным и надменным. Но Саша не даёт мне раскрыть рот.
  -- Плевал я на фотографию и на родителя твоего плевал, ясно? - будь он хоть губернатор, хоть король, хоть президент Олимпийского комитета! Не прячься за своего сытого папеньку, я тебе свинячить не дам!
   - Мой отец - инженер на атомной, - спокойно, очень спокойно говорю я. Саша молчит, очевидно не понимая, и я спрашиваю, - Ты понял?
   - Не понял.
  -- Мой отец - простой инженер, - повторяю я.
   - А это? - Саша сердито кивает на фотографию.
  -- А ЭТО - cделали после концерта, когда нас поздравляли городские власти, и наш - сытый, как ты выражаешься, - губернатор такой же мне отец, как и тебе. Так ты скажи это Лёше, и он перестанет печалиться.
   Саша долго смотрит на меня, не понимая. Наконец с искренним, почти детским удивлением (это так трогательно) он спрашивает:
   - Что ты несёшь? Лёшка...
  -- "Женщину пробуют золотом, мужчину женщиной"? Чепуха. Мужчину пробуют золотом точно так же, и часто он ломается быстрее! Мужчины люди и ничто человеческое им не чуждо. Ну хотелось мальчику быть зятем губернатора. Тебе не хотелось, тебе его не понять...
   У Саши вид такой, будто он хочет ладонью закрыть мне рот.
   - Ладно, всё, - категорично обрывает он меня. - Лёшку - оставь. Он мне друг.
   Это вызывает у меня приступ язвительности.
  -- Хорош друг! Кто весь месяц прохлаждался у меня и дурака валял? А кто вкалывал? А деньги как делить будете - по-честному или по дружбе?
  -- Это не твоё, чёрт побери, дело!
   Но мне-то не от чего кипеть.
  -- Ты потому и орёшь на меня, что душонка у него трусливая, ленивая и продажная! И сам ты знаешь, что положиться на него нельзя!
  -- А кто тебя уполномачивал лезть ему в душу! Много вас, любителей, залезть, куда не звали! Если бы не ты и не твоё враньё!..
   Хмурый, садится он в кресло.
   Я подхожу к пианино, вытягиваю из рамки фотографию и кидаю её в ящик стола к другим снимкам.
   На нас давит тягостная атмосфера враждебности. Как всё в мире непрочно и как всё быстро меняется между людьми!
   - Мужчины - говорю я, - как дети, - Им нужна яркая конфета. Но каждый предпочитает свой фантик. Тебе, как и Лёше, было наплевать, какая я на самом деле, как и чем я живу. Вы оба ничего не знали обо мне. Но вам было достаточно того, что я красивая и со мной можно приятно проводить время. Я была развлечением для вас... и Вам не приходило в голову, что и вы можете быть развлечением для меня!
   - Если бы не моё враньё, - говорю я, - то не Лёша сидел бы у меня каждый вечер... а ты! Но мы гордые. Мы не хотим дружить с дочкой губернатора! Мы готовы уступить девушку лучшему другу, с которым в песочнице строили замки! Может, невеста потому и ушла от тебя, что ты такой благородный и уступчивый? Саша - честный мальчик. Хороший мальчик... Я не люблю хороших мальчиков!
   Саша медленно поднимается.
   Мужчина. Ударит?
   Саша подходит ко мне, берёт меня за плечи, и это не руки не Лёши, которого можно отстранить одним взмахом ресниц. Он смотрит мне в лицо. Его взгляд не злой, в нём нет ненависти. Он смотрит на меня пристально, но без гнева.
   - Кто с тобой это сделал?
   Я упираюсь, я стараюсь вывернуться, он берёт меня за подбородок - так, чтобы я не выскользнула и не отвернулась, - и разворачивает моё лицо - чтобы больше света падало в глаза.
   - Кто с тобой это сделал?!
   Музыка! Великие пианисты прошлого - все они были мужчинами. Они могли играть божественно только потому, что были свободны - от сомнений, переживаний и чувств женщины. Они могли выражать свои чувства страстно и непосредственно, они могли даже быть агрессивными в музыке... потому что они были мужчинами. Но то, что позволялось мужчине, не позволялось женщине. Чтобы научиться играть так, как они, мне пришлось научиться смотреть на мир по-другому, думать, как мужчина, переодеваться в мужской характер, как Жорж Санд переодевалась в мужскую одежду...
   Стала ли я счастливее?..
   Саша наклоняется к моему лицу. Он не может противостоять моему запаху, запаху майской сирени. Он трётся щекой о мои волосы, кладёт руку мне на спину.
   Я приподнимаюсь на цыпочки, заглядываю Саше в глаза и говорю шёпотом:
   - Ты знаешь, пока я была хорошей девочкой, все восхищались и хвалили меня... а премии брали другие. Когда я перестала быть хорошей, меня перестали любить, но я стала получать то, что я хочу, а главное, я стала играть по-другому. Я смогла сыграть "Каталог птиц" так, что зал аплодировал мне стоя.
   Саша стоит близко и смотрит в глубину моих глаз. Он, как и Лёша, думает, что нас было трое. Бьются и умирают во мне звуки музыки, аккорды пятой симфонии... Ни один мужчина не сравнится с ней по тонкости исполнения, по глубине любви, по силе страдания... Люди не свободны от заблуждений и страхов; лишь музыка свободна и - аморальна, так как полна переживаниями, которые неподвластны людям...
   Саша как будто не слышит меня и целует меня в шею. Он гладит меня и дышит моим запахом... Не сразу он сознаёт мою бесчувственность... Он открывает глаза и смотрит на меня.
   - Ты глупая, - говорит он, - ты никогда никого не любила... - Он прижимает мою голову к своему плечу, зарывается лицом в мои волосы. - Я тебя научу...
   Я глажу наощупь его волосы и вдыхаю его острый запах, положив локоть на его плечо.
   - Ты свихнёшься тут - одна, со своими сонатами. Сейчас возьмём Лёшку и пойдём все на воздух...
   Я мотаю головой. В голове горит огнём... Мне осталось совсем чуть-чуть. Те звуки, которые таит в себе глубина инструмента, и те, которые подвластны моим рукам... вот-вот - и они сольются в одно.
   Саша кладёт руку мне на плечо...
   Он искренен в своём чувстве ко мне. Он рад, что я не "золотая молодёжь", что мне платят как и ему, за труд и за честность. Он любит меня за то, что я шальная и неуправляемая, и за то, что невозможно привязать меня, за то, что у меня такой сексуальный запах, за то, что у меня мужской ум и характер... и за боль, которую я ему причинила...
   - Ты знаешь, - говорю я, - скоро конкурс имени Горовица. Я готовилась к нему 8 месяцев. И как раз тогда, когда у меня начало получаться, пришли вы и стали визжать и гудеть... Вы сводили меня с ума своим шумом, я не могла сосредоточиться... Когда Лёша был у меня и когда у меня был ты, то вы, по крайней мере, не шумели...
   Саша гладит меня по головке, как маленькую несмышлёную девочку. Он смотрит на меня с состраданием. Это невыносимо.
   Он говорит:
   - Я построю для тебя дом за городом. Там никто не будет жужжать, шуметь... там никто не будет мешать тебе. Мы сделаем большую, очень большую комнату и поставим там пианино. Ты будешь играть сколько хочешь, а потом будешь читать мне стихи. Да, малыш?
   Я отворачиваюсь к пианино, блестящему, идеально-гладкому. Пальцы скользят по его крышке... Я играю Саше мелодию из тридцатой сонаты Бетховена. Понимает ли он, о чём она? Потоки света... Лестница уходит в небо...
   Саша снова подходит сзади и берёт меня за плечи.
   Он искренен, если думает, что сможет помочь мне...
   - Ну хорошо. Я оставлю тебя сегодня в покое. Играй, малыш, играй... Мы не будем с Лёшкой шуметь. А завтра я снова приду к тебе...
   Я киваю. За ним закрывается дверь.
  
   Наступило завтра.
   Я застегнула последнюю молнию, последний раз осмотрела квартиру. Я жила в ней десять месяцев, пока хозяева были на гастролях в Штатах... Мне жаль расставаться с пианино, я погладила его как родное. Прикосновение к дереву напомнило мне Сашины руки, и на мгновение мне почудилось в нём...
   Я заперла дверь и спустилась по лестнице мимо двери такой же квартиры на первом этаже. Меня ждёт такси.
   Так это закончилось.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"