Аннотация: Рецензия на фильм Ж.К.В.Д. (JCVD) 2008 года режиссёра Мабру Эль Мекри.
Нынче был отсмотрен относительно новоявленный фильм с участием Жан-Клода Ван Дамма (Ж.К.В.Д.). Не буду описывать сюжет (а стоило бы), зафиксировав фактические его обстоятельства лишь фрагментарно. Картина обладает определённой долей своеобразия: актёр пытается отойти от канонов обычных боевиков и в фильме играет самого себя. Он устал, постоянные съёмки, переезды, разъезды...да вот и финансовые проблемы, суд, дочь и тому подобное. Сюжет фильма перемежается с его как бы реальной жизнью.
Честно говоря, я немного опешил в начале фильма, когда по сюжету у полиции должно было сложиться впечатление, что Ван Дамм грабит банк. "Жан-Клод Ван Дамм грабит банк" - заявление, могущее уже настроить зрителя на нестандартность будущих событий. Я думал фильм в действительности будет об этом, но оказалось всё несколько сложнее. Ван Дамм лишь оказался, как это часто бывает, не в том месте и не в то время, буквально сам спровоцировав преступников на свой захват. Но остановимся на деталях:
1. Стоит сказать и обратить самое пристальное внимание в фильме на солнцезащитные очки актёра. На мой взгляд очень стильные (да наверно и стоят недёшево) не чёрные очки (они мне почему-то напомнили очки Сары Коннор из Терминатора 2, с такими заглушками по бокам (хотя у Ван Дамма вроде нет таких вещей)), вкупе с кепкой, повязанным на шее шарфом и мужским лицом актёра, всё это смотрится достаточно стильно...стильно по-мужски.
2. Общая атмосфера встречи с кумиром, со звездой. Все говорят "Да это же Ван Дамм!" и т.д. Особенно в начале фильма, когда двое киноманьяков говорят о боевиках, а один из них перечисляет в каких фильмах главными злодеями были арабы (на экране телевизора у них в это время идёт "Отряд дельта" с Чаком Норрисом). И вот они такие радостные встречают возле своего магазинчика Ван Дамма, спешащего в банк за денежным переводом. "Да это же Ван Дамм!", фотографируются с ним, потом подключается и полицеский. В целом создаётся такая атмосфера...праздничная что ли (встретить звезду - чем же не праздник ?)
Помимо этого, во время ограбления, тут же собирается толпа его фанатов с плакатами, скандируют его имя. Все обращаются к нему с почтением (даже некоторые бандиты). Полицейский-переговорщик говорит ему "Мистер Ван Дамм" и так далее. Честно говоря из-за этой атмосферы сам симпатизировал актёру (ну и к тому же люблю его фильмы).
Другой момент - один из бандитов (Артур), который потом перешёл на сторону Ван Дамма после тирады, просит последнего научить его приёму выбивания сигареты изо рта другого человека. И вот Ван Дамм делает это без проблем, а неуклюжий бандюган просто-таки выносит человекообъект, в чью ротовую полость была втиснута сигарета.
3. Третий момент - обложки порнодисков. В магазинчике по продаже ДВД-дисков, который заполонили копы, имеется отделённая от остальных помещений некой занавесью комнатка, на стенах которой висят то ли картинки, то ли диски с изображением оголённой плоти (стоит немного пристальней вглядеться). И там, в этой комнатке, периодически спорят между собой копы.
4. Родители Ван Дамма. Не знаю действительно ли в фильме появляются настоящие родители актёра, иль это иные сторонние люди, но задумка получилась очень интересной (да, скорее всего, именно сторонние люди). "Сынок, что ты делаешь ?", - спрашивают они, пытаясь выяснить причины ограбления банка. "Ничего", - отвечает Ван Дамм.
5. Философский момент. Почти неожиданно, где-то ближе к концу фильма, Ван Дамм сидит вроде как на стуле и тут он начинает подыматься вверх до потолка, до самых осветительных прожекторОв. Поднявшись, актёр начинает выдавать тираду о своей жизни, о своих фильмах, о значении для человечества. Сначала машет руками, почёсывает некоторые места на лице (интересна его мимика и жестикуляция в этих сценах), потом полуплачет, и всё это отсылает к его реальной жизни, кинодеятельности, не отвлекаясь от сюжета фильма.
6. Тюремный момент. Хоть Ван Дамм и не грабил банк, но ему всё равно дали год тюрьмы и два условно за вымогательство (явление высосано из пальца: неужели заложники не могли подтвердить, что Ван Дамм и сам был заложником и действовал по принуждению ?). Но даже в тюрьме у актёра есть поклонники - здоровые бандюганы, которых он учит мастерству самозащиты и выбиванию ножа из рук нападающего.
7. Псевдокинопроизводственный момент. Момент заключается в обстоятельствах, характеризующих жизнь Ван Дамма до попадания в заложники. То есть, он по телефону разговаривает с продюсером, в каком-то офисе выдаёт речь о своём новом фильме, говорит о бюджете, высчитывает его и свой заработок, узнаёт о том, что вместо него взяли Стивена Сигала и т.д.
В целом фильм интересен некоторой нестандартностью по отношениям к боевикам и ещё большей нестандартностью по отношению к боевикам Ван Дамма. Задумка "Ван Дамм играет самого себя" подкупает и, вкупе с его философской тирадой и связанной с ней концепцией фильма, делает ещё более интересным.